Скачать единый квалификационный справочник для должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел Квалификационные характеристики должностей преподавателей

Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед)2

Должностные обязанности. Осуществляет работу,
направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся,
воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих
и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми
нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой
психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными
возможностями здоровья). Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников,
определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения
развития. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния
обучающихся, воспитанников. Проводит групповые и индивидуальные занятия по
исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает
в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими
работниками, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников
и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов
оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ведет необходимую
документацию. Способствует формированию общей культуры личности, социализации,
осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Реализует
образовательные программы. Комплектует группы для занятий с учетом
психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Изучает индивидуальные
особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с
целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной
нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной
самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы,
приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии,
включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая
уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям
федерального государственного образовательного стандарта, федеральным
государственным требованиям. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в
области методической, педагогической и психологической наук, возрастной
психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.
Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников. Обеспечивает охрану жизни
и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса.
Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах
методической работы, в работе по проведению родительских собраний,
оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных
образовательной программой, в организации и проведении методической и
консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Выполняет правила по
охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития
образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные
правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную
деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и
психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и
приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся,
воспитанников; нормативные и методические документы по вопросам
профессиональной и практической деятельности; программно-методическую
литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в
развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической наук; правила
по охране труда и пожарной безопасности; теорию и методы управления
образовательными системами; современные педагогические технологии
продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации
компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции,
установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их
родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии
диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы
экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с
текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и
браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового
распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной
безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное
образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

Наименование должности
“Логопед” в образовательных учреждениях не применяется, а
используется в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.

Должностные инструкции
обслуживающего и технического персонала школы по ЕКС

От того, с какой ответственностью работники выполняют свои должностные обязанности, согласно перечисленным должностным инструкциям обслуживающего персонала, зависит качественный уровень условий для осуществления образовательного процесса в школе.

Обслуживающий и технический персонал школы несёт ответственность за подержание в надлежащем состоянии внешней и внутренней части здания общеобразовательного учреждения или общеобразовательной организации и прилегающей территории. Текст должностных инструкций по ЕКС можно незначительно дополнить и откорректировать.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Помощник воспитателя

Должностные обязанности. Участвует в планировании и
организации жизнедеятельности воспитанников. Осуществляет под руководством
воспитателя повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их
социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации.
Совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя
обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение
мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими
распорядка дня. Организует с учетом возраста воспитанников работу по
самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, оказывает им необходимую
помощь. Участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных
привычек у воспитанников. Обеспечивает санитарное состояние помещений и
оборудования. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время
образовательного процесса. Взаимодействует с родителями воспитанников (лицами,
их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые
акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах
ребенка; основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены,
доврачебной медицинской помощи, прав ребенка, теории и методики воспитательной
работы; правила по охране жизни и здоровья воспитанников, ухода за детьми;
санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря;
правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила
по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Среднее (полное) общее
образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики
без предъявления требований к стажу работы.

Руководитель физического воспитания

Должностные обязанности. Планирует и организует
проведение учебных, факультативных и внеурочных занятий по физическому
воспитанию (физической культуре) в учреждениях (подразделениях) начального и
среднего профессионального образования. Осуществляет проведение учебных занятий
по физическому воспитанию обучающихся в объеме не более 360 часов в год.
Руководит работой преподавателей физкультуры. Организует учет успеваемости и
посещаемости занятий обучающимися. Внедряет наиболее эффективные формы, методы
и средства физического воспитания обучающихся, обеспечивает контроль за
состоянием их здоровья и физическим развитием в течение всего периода обучения,
за проведением профессионально-прикладной физической подготовки. Организует с
участием учреждений здравоохранения проведение медицинского обследования и
тестирования обучающихся по физической подготовке. Обеспечивает организацию и
проведение оздоровительных физкультурных мероприятий во внеучебное и
каникулярное время, организует работу спортивно-оздоровительных лагерей.
Принимает меры по физической реабилитации обучающихся, имеющих отклонения в
здоровье и слабую физическую подготовку. Организует работу
физкультурно-оздоровительных центров, кабинетов здоровья. Осуществляет контроль
за состоянием и эксплуатацией имеющихся спортивных сооружений и помещений,
соблюдением безопасности при проведении учебных занятий, за хранением и
правильным использованием спортивной формы, инвентаря и оборудования. Планирует
ассигнования на приобретение спортивного имущества. Содействует подготовке
общественных физкультурных кадров. Составляет отчетность по установленной форме,
в том числе и с использованием электронных форм ведения документации. Вносит
предложения по совершенствованию образовательного процесса. Участвует в
деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а
также в деятельности методических объединений и других формах методической
работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время
образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями обучающихся (лицами,
их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития
образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные
правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную,
оздоровительную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы педагогики,
психологии, теории и методики физического воспитания; правила охраны жизни и
здоровья обучающихся; методику проведения занятий на спортивных сооружениях и
снарядах; формы составления отчетной документации; теорию и методы управления
образовательными системами; современные педагогические технологии
продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации
компетентностного подхода; методы установления контакта с обучающимися разного
возраста, их родителями, педагогическими работниками; технологии диагностики
причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии,
экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми
редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами,
мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка
образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное
образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу
работы либо высшее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления
требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и стаж
работы в области физкультуры и спорта не менее 2 лет.

Должностные инструкции
учебно-вспомогательного персонала школы по ЕКС

Ниже представлены должностные инструкции учебно-вспомогательного персонала школы, а именно: должностные инструкции психолога, библиотекаря школы, секретаря, делопроизводителя, бухгалтера, инструктора по труду, инструктора по физической культуре, медсестры, лаборантов и системного администратора.

Учебно-вспомогательный персонал общеобразовательной школы осуществляют профессиональную деятельность на основе вышеперечисленных должностных инструкций. Данные работники оптимизируют выполнение учебно-воспитательного процесса.

Педагог дополнительного образования
(включая старшего)

Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное
образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной
программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует
состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского
объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся,
воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный
выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической
и педагогической целесообразности, используя современные образовательные
технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической,
педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной
гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение
прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации
образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их
выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников,
способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и
склонностей. Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников
ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных
интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся,
воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс
проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с
обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и
анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает эффективность
обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности,
познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые
редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает особую
поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также
обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие
обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе
педагогических, методических советов, объединений, других формах методической
работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных,
воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной
программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи
родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в
пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся,
воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении
занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. При выполнении
обязанностей старшего педагога дополнительного образования наряду с выполнением
обязанностей, предусмотренных по должности педагога дополнительного
образования, осуществляет координацию деятельности педагогов дополнительного
образования, других педагогических работников в проектировании развивающей
образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую
помощь педагогам дополнительного образования, способствует обобщению передового
их педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих
инициатив.

Должен знать: приоритетные направления развития
образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные
правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о
правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию,
гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся,
воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки
молодых талантов; содержание учебной программы, методику и организацию
дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической,
туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности;
программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений; деятельность
детских коллективов, организаций и ассоциаций; методы развития мастерства;
современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного,
развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы убеждения,
аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися,
воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими,
коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их
профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы
с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами),
электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила
внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране
труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей
профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без
предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению “Образование и педагогика” без
предъявления требований к стажу работы.

Для старшего педагога дополнительного образования – высшее
профессиональное образование и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Должностные инструкции
педагогического персонала школы по ЕКС

В данном списке инструкций представлены должностные инструкции педагогического персонала школы, а именно: должностные инструкции социального педагога, педагога-организатора и преподавателя-организатора ОБЖ, классного руководителя, учителей, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя, воспитателя ГПД, педагога дополнительного образования, тьютора, старшего вожатого и вожатого.

Перечисленный педагогический персонал общеобразовательной школы осуществляет комплекс мероприятий по социально-педагогическим методикам, перечисленным в должностных инструкциях, которые направлены на организацию научно-практической, эстетической, оздоровительно-спортивной и досуговой деятельности обучающихся.

Должностные обязанности. Осуществляет обучение и
воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и
специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры
личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ,
используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе
по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных
государственных образовательных стандартов, современные образовательные
технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая
цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на
достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной
психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и
методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с
образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую
программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных
программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные
виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие
его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует
самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую,
реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу,
программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события
современности. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней
образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты
обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний,
овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного
интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые
редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы
обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая
человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Осуществляет
контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием
современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных
технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного
журнала и дневников обучающихся). Вносит предложения по совершенствованию
образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в
деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а
также в деятельности методических объединений и других формах методической
работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время
образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями (лицами, их
заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития
образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные
правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о
правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для
решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих
задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену;
методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому
предмету; методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию
учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; средства обучения и их
дидактические возможности; основы научной организации труда; нормативные
документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; теорию и методы
управления образовательными системами; современные педагогические технологии
продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного
подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции,
установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами,
их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных
ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии;
трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными
таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила
по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки
“Образование и педагогика” или в области, соответствующей
преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в
образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Диспетчер образовательного учреждения

Должностные обязанности. Участвует в составлении
расписания занятий (уроков) и осуществлении оперативного регулирования организации
образовательного процесса и других видов деятельности в образовательном
учреждении, его подразделениях в соответствии с образовательной программой
образовательного учреждения, в том числе с использованием компьютерных программ
и технологий. Контролирует обеспеченность классов, групп, подразделений
образовательного учреждения необходимыми помещениями, учебно-методическими
материалами, информационно-техническим оборудованием, а также транспортом.
Осуществляет оперативный контроль за ходом образовательного процесса,
обеспечивая рациональное использование учебных и внеучебных помещений
образовательного учреждения. Обеспечивает соблюдение санитарных норм и правил
при составлении расписания учебных занятий. Выявляет резервы образовательного
процесса по установлению наиболее рациональных режимов работы
информационно-технического оборудования, более полной и равномерной загрузке
учебно-методического оборудования и учебных помещений образовательного
учреждения. Обеспечивает рациональное использование современных электронных
средств оперативного управления образовательным процессом в образовательном
учреждении. Ведет диспетчерский журнал (электронный журнал), представляет
отчеты, рапорты и другую информацию о ходе образовательного процесса. Участвует
в работе по оценке расписания занятий в классах, группах, подразделениях
образовательного учреждения, дает рекомендации по его совершенствованию.
Работает в тесной связи с заместителями директора и руководителями структурных
подразделений образовательного учреждения, методическими объединениями
педагогических работников. Выполняет правила по охране труда и пожарной
безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития
образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные
правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о
правах ребенка; руководящие и нормативные документы, касающиеся планирования и
оперативного управления образовательным учреждением; требования к организации
образовательного процесса и составлению расписания учебных занятий;
психологические и физиологические особенности разных школьных возрастов;
современные образовательные технологии; компьютерные программы по организации
образовательного процесса в учебных заведениях; основы этики и эстетики,
правила делового общения; правила внутреннего трудового распорядка
образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Среднее профессиональное
образование в области организации труда без предъявления требований к стажу
работы.

Старший вожатый

Должностные обязанности. Способствует развитию и
деятельности детских общественных организаций, объединений, помогает в
разработке и реализации программ их деятельности на принципах добровольности,
самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом инициативы, интересов и
потребностей обучающихся (воспитанников, детей). В соответствии с возрастными
интересами обучающихся (воспитанников, детей) и требованиями жизни, организует
их коллективно-творческую деятельность, способствует обновлению содержания и
форм деятельности детских общественных организаций, объединений. Обеспечивает
условия для широкого информирования обучающихся (воспитанников, детей) о
действующих детских общественных организациях, объединениях. Создает благоприятные
условия, позволяющие обучающимся, воспитанникам, детям проявлять гражданскую и
нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с
пользой для их развития проводить свободное время. Осуществляет заботу о
здоровье и безопасности обучающихся (воспитанников, детей). Организует,
участвует в организации каникулярного отдыха, изучая и используя передовой опыт
работы с детьми и подростками. Проводит работу по подбору и подготовке
руководителей (организаторов) первичных коллективов детских общественных
организаций, объединений. Обеспечивает взаимодействие органов самоуправления
образовательных учреждений, педагогических коллективов образовательных
учреждений и детских общественных организаций. Участвует в работе
педагогических, методических советов, других формах методической работы, в
подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных
и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой
образовательного учреждения, в организации и проведении методической и
консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) обучающихся
(воспитанников, детей). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся
(воспитанников, детей) во время образовательного процесса. Выполняет правила по
охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития
образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные
правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность,
физкультурно-оздоровительную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;
возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену;
закономерности и тенденции развития детского движения; педагогику, детскую
возрастную и социальную психологию; индивидуальные и возрастные особенности
обучающихся, воспитанников, детей; специфику работы детских общественных
организаций, объединений, развития интересов и потребностей обучающихся,
воспитанников; методику поиска и поддержки талантов, организации досуговой
деятельности; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами,
электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным
оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления
контакта с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями
(лицами, их заменяющими), педагогическими работниками; технологии диагностики
причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии,
экономики, социологии; правила внутреннего трудового распорядка
образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование без предъявления
требований к стажу работы.

Дежурный по режиму
(включая старшего)

Должностные обязанности. Осуществляет постоянное
наблюдение за поведением воспитанников с девиантным поведением на территории
специального учебно-воспитательного учреждения и за его пределами.
Предупреждает нарушения дисциплины и порядка. Контролирует соблюдение
распорядка дня и выполнение воспитанниками правил поведения. Выявляет воспитанников,
склонных к побегам и нарушениям дисциплины, и проводит профилактическую работу.
Во время дежурства на вахте проверяет транспортные средства, въезжающие на
территорию учебно-воспитательного учреждения и выезжающие за его пределы, а
также провозимые ими грузы, ведет соответствующие записи в установленном
порядке; Выполняет указания заместителя директора специального
учебно-воспитательного учреждения по режиму или представителя администрации при
возникновении беспорядков или в случаях недисциплинированности отдельных
воспитанников. Участвует в розыске воспитанников, самовольно ушедших из
специального учебно-воспитательного учреждения. Отвечает за соблюдение
воспитанниками, находящимися в карантинном помещении, распорядка дня и правил
поведения. В целях выявления и изъятия у воспитанников недозволенных и
запрещенных предметов, вещей и продуктов питания осуществляет личный досмотр
воспитанников, а также бытовых, игровых и других помещений с составлением акта
о результатах досмотра. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во
время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной
безопасности. При выполнении обязанностей старшего дежурного по режиму в наряде
организует работу дежурных по режиму. В случае отсутствия воспитанников во
время проверок устанавливает причину их отсутствия и местонахождение, принимает
при необходимости меры к их розыску и возвращению в специальное
учебно-воспитательное учреждение. В случае отсутствия заместителя директора
специального учебно-воспитательного учреждения по режиму исполняет его
обязанности.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые
акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах
ребенка; приоритетные направления развития образовательной системы Российской
Федерации; нормативные документы по вопросам работы специального
учебно-воспитательного учреждения; педагогику, педагогическую и возрастную
психологию; санитарные правила содержания и режима специального
учебно-воспитательного учреждения; основы трудового законодательства;
требования по охране прав несовершеннолетних; правила внутреннего трудового
распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной
безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по установленной программе без предъявления
требований к стажу работы.

Для старшего дежурного по режиму – высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности
дежурного по режиму не менее 2 лет.

Методист
(включая старшего)

Должностные обязанности. Осуществляет методическую
работу в образовательных учреждениях всех типов и видов, мультимедийных
библиотеках, методических, учебно-методических кабинетах (центрах) (далее –
учреждениях). Анализирует состояние учебно-методической (учебно-тренировочной)
и воспитательной работы в учреждениях и разрабатывает предложения по повышению
ее эффективности. Принимает участие в разработке методических и информационных
материалов, диагностике, прогнозировании и планировании подготовки,
переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов
учреждений. Оказывает помощь педагогическим работникам учреждений в определении
содержания учебных программ, форм, методов и средств обучения, в организации
работы по научно-методическому обеспечению образовательной деятельности
учреждений, в разработке рабочих образовательных (предметных) программ
(модулей) по дисциплинам и учебным курсам. Организует разработку,
рецензирование и подготовку к утверждению учебно-методической документации и
пособий по учебным дисциплинам, типовых перечней оборудования, дидактических
материалов и т.д. Анализирует и обобщает результаты экспериментальной работы
учреждений. Обобщает и принимает меры по распространению наиболее
результативного опыта педагогических работников. Организует и координирует
работу методических объединений педагогических работников, оказывает им
консультативную и практическую помощь по соответствующим направлениям
деятельности. Участвует в работе организации повышения квалификации и
переподготовки работников по соответствующим направлениям их деятельности, по
научно-методическому обеспечению содержания образования, в разработке
перспективных планов заказа учебников, учебных пособий, методических материалов.
Обобщает и распространяет информацию о передовых технологиях обучения и
воспитания (в том числе и информационных), передовом отечественном и мировом
опыте в сфере образования. Организует и разрабатывает необходимую документацию
по проведению конкурсов, выставок, олимпиад, слетов, соревнований и т.д. В
учреждениях дополнительного образования участвует в комплектовании учебных
групп, кружков и объединений обучающихся. Вносит предложения по
совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.
Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного
учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах
методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся,
воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране
труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего методиста
наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности методиста,
осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Участвует в разработке
перспективных планов издания учебных пособий, методических материалов.

Должен знать: приоритетные направления развития
образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные
правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о
правах ребенка; принципы дидактики; основы педагогики и возрастной психологии;
общие и частные технологии преподавания; принципы методического обеспечения
учебного предмета или направления деятельности; систему организации
образовательного процесса в образовательном учреждении; принципы и порядок
разработки учебно-программной документации, учебных планов по специальностям,
образовательных программ, типовых перечней учебного оборудования и другой
учебно-методической документации; методику выявления, обобщения и
распространения эффективных форм и методов педагогической работы; принципы
организации и содержание работы методических объединений педагогических
работников учреждений; основы работы с издательствами; принципы систематизации
методических и информационных материалов; основные требования к аудиовизуальным
и интерактивным средствам обучения, организации их проката; содержание фонда
учебных пособий; теорию и методы управления образовательными системами; современные
педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего
обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации
своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми
разного возраста, их родителями (лицами, их замещающими), педагогическими
работниками; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их
профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое
законодательство; основы работы с текстовым редактором, электронными таблицами,
электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила
внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране
труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное
образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет. Для старшего
методиста – высшее профессиональное образование и стаж работы в должности
методиста не менее 2 лет.

Воспитатель
(включая старшего)

Должностные обязанности. Осуществляет деятельность по
воспитанию детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях
(интернате при школе, общежитии, группах, группах продленного дня и др.), иных
учреждениях и организациях. Содействует созданию благоприятных условий для
индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся,
воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.
Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов,
содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной
самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашних
заданий. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для
каждого обучающегося, воспитанника. Способствует развитию общения обучающихся,
воспитанников. Помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие
в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими).
Осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности,
способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям
федерального государственного образовательного стандарта, федеральным
государственным образовательным требованиям. Содействует получению
дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через систему кружков,
клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства. В
соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся,
воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся,
воспитанников. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, несет
ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного
процесса. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и
воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм.
Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся,
воспитанников. Совместно с органами самоуправления обучающихся, воспитанников
ведет активную пропаганду здорового образа жизни. Работает в тесном контакте с
учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками,
родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся, воспитанников. На основе
изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует
и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями
здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально).
Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя.
Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах
методической работы, в работе по проведению родительских собраний,
оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных
образовательной программой, в организации и проведении методической и
консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Вносит предложения по
совершенствованию образовательного процесса. Обеспечивает охрану жизни и
здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.
Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. При выполнении
обязанностей старшего воспитателя наряду с выполнением обязанностей,
предусмотренных по должности воспитателя3, осуществляет координацию
деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании
развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает
методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового
педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их
творческих инициатив.

Должен знать: приоритетные направления развития
образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные
правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о
правах ребенка; педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;
психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и
подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену; методы и формы мониторинга
деятельности обучающихся, воспитанников; педагогическую этику; теорию и
методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся,
воспитанников; методы управления образовательными системами; современные
педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего
обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации
своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного
возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство;
основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной
почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего
трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и
пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки
“Образование и педагогика” без предъявления требований к стажу работы
либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
подготовки “Образование и педагогика” без предъявления требований к
стажу работы.

Для старшего воспитателя – высшее профессиональное
образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” и
стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.

За исключением
обязанностей по непосредственному воспитанию детей в образовательных
учреждениях, в которых штатными расписаниями предусмотрена самостоятельная
должность старшего воспитателя.

Младший воспитатель

Должностные обязанности. Участвует в планировании и
организации жизнедеятельности воспитанников, в проведении занятий, организуемых
воспитателем. Осуществляет под руководством воспитателя повседневную работу,
обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации,
социальной и трудовой адаптации воспитанников. Совместно с медицинскими
работниками и под руководством воспитателя обеспечивает сохранение и укрепление
здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их
психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня. Организует с учетом
возраста воспитанников их работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований
охраны труда, оказывает им необходимую помощь. Участвует в работе по
профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников.
Обеспечивает состояние помещений и оборудования, соответствующее
санитарно-гигиеническим нормам их содержания. Взаимодействует с родителями
воспитанников (лицами, их заменяющими). Обеспечивает охрану жизни и здоровья
воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране
труда и пожарной безопасности.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые
акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах
ребенка; основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены,
доврачебной медицинской помощи, теории и методики воспитательной работы; методы
убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками
разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими); правила охраны жизни
и здоровья воспитанников, ухода за детьми; санитарно-гигиенические нормы
содержания помещений, оборудования, инвентаря, правила внутреннего трудового
распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной
безопасности.

Требования к квалификации. Среднее профессиональное
образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное)
общее образование и профессиональная подготовка в области образования и
педагогики без предъявления требований к стажу работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *