Положение об Указе Президента МЧС России

ВОПРОСЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

В соответствии с Федеральным конституционным законом “О Правительстве Российской Федерации”, а также в целях реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера постановляю:

Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Установить предельную численность работников центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в количестве 831 единицы, в том числе 310 военнослужащих войск гражданской обороны (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

Разрешить иметь в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 9 заместителей Министра, в том числе одного первого заместителя, коллегию в количестве 17 человек и, наряду с другими подразделениями центрального аппарата, 9 следующих департаментов по основным направлениям деятельности Министерства: предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, войскам гражданской обороны и спасательным формированиям, гражданской защите, финансово-экономической деятельности, инвестициям и эксплуатации основных фондов, инспектированию территорий и сил гражданской обороны, кадрам и профессиональной подготовке, а также организационно-мобилизационный и международного сотрудничества.

Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН

УТВЕРЖДЕНО Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 953

ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИСТЕРСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются – чрезвычайные ситуации), проводящим единую государственную политику и осуществляющим государственное управление в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

МЧС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

МЧС России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые для своей деятельности печати, штампы и бланки, счета, в том числе валютные, в банках Российской Федерации и органах федерального казначейства, эмблему, флаг.

Основные задачи МЧС России

Основными задачами МЧС России являются:

реализация единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации мер по организации и ведению гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление нормативного регулирования, а также специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны;

осуществление государственного управления и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также обмена ею.

III. Основные функции МЧС России

МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

разрабатывает предложения по формированию основ единой государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;

организует разработку и вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;

принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны и осуществляет контроль за их исполнением;

осуществляет в соответствии с Основами (концепцией) государственной политики Российской Федерации по военному строительству координацию деятельности и взаимодействия компонентов военной организации при решении задач обеспечения обороны страны и безопасности государства в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

участвует в подготовке предложений Президенту Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

разрабатывает и вносит в Правительство Российской Федерации для представления Президенту Российской Федерации предложения о введении в действие Плана гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

участвует в подготовке предложений Президенту Российской Федерации о привлечении к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;

организует в установленном порядке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти формирование и доставку гуманитарной помощи населению Российской Федерации и зарубежных стран, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций;

подготавливает в установленном порядке предложения о финансировании мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и контролирует использование выделенных для этих целей материальных ресурсов и финансовых средств;

осуществляет на федеральном уровне управление единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также руководство функционированием и развитием федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений;

осуществляет методическое руководство федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении состава, размещении и оснащении сил функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществляет в установленном порядке разработку и реализацию федеральных целевых программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф;

осуществляет методическое руководство совместной деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам защиты граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф или принимавших участие в ликвидации их последствий, а также реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и контроль за осуществлением мероприятий в этой области;

организует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработку концепций и предложений, касающихся режимов природопользования, безопасного проживания населения и хозяйственной деятельности на радиоактивно загрязненных территориях;

координирует в установленном порядке деятельность аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти, общероссийских и межрегиональных общественных объединений, имеющих уставные задачи по проведению аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории Российской Федерации, а также организует и проводит в установленном порядке аттестацию аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти и спасателей, организует в пределах своей компетенции проведение подводных работ особого назначения;

организует в установленном порядке подготовку должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку работников мобилизационных органов;

осуществляет методическое руководство, координацию и контроль при решении вопросов подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

организует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф и разработку методик оценки последствий чрезвычайных ситуаций, участвует в разработке требований по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций;

участвует в установлении показателей для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от их роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;

разрабатывает в установленном порядке предложения об отнесении территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также о создании убежищ и иных объектов гражданской обороны, о накоплении, хранении и использовании в цел х гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

осуществляет нормативное регулирование и контроль за разработкой и реализацией федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями мероприятий по гражданской обороне;

участвует в проведении государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства объектов в части, касающейся соблюдения требований по гражданской обороне, осуществляет надзор за выполнением установленных требований по гражданской обороне;

разрабатывает и представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации для утверждения Президентом Российской Федерации проект плана гражданской обороны;

участвует в разработке мобилизационного плана экономики Российской Федерации в части, касающейся мероприятий в области гражданской обороны;

осуществляет меры, направленные на сохранение объектов МЧС России, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, создает и содержит в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, разрабатывает и реализует план гражданской обороны МЧС России, организует проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств, создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны МЧС России;

участвует в создании территориальных систем централизованного оповещения гражданской обороны и контролирует их работу;

осуществляет методическое руководство органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями при подготовке гражданских организаций гражданской обороны и обучении населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

участвует в разработке Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации Плана применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационного плана Вооруженных Сил Российской Федерации и Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, обеспечивает осуществление мероприятий в части, касающейся гражданской обороны и оперативного оборудования территорий, в целях обороны Российской Федерации;

организует по согласованию с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации планирование действий и применение войск гражданской обороны для выполнения задач в целях обороны Российской Федерации, организует в установленном порядке подготовку войск гражданской обороны к совместным с Вооруженными Силами Российской Федерации действиям в целях обороны Российской Федерации, обеспечивает боевую и мобилизационную готовность войск гражданской обороны;

осуществляет по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации текущее и перспективное планирование мобилизационного развертывания войск гражданской обороны;

определяет потребность войск гражданской обороны в офицерах и организует их подготовку в военных образовательных учреждениях МЧС России и других образовательных учреждениях;

создает и реорганизует в установленном порядке отдельные бригады, воинские части и подразделения войск гражданской обороны, организации МЧС России, осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации комплектование соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны, производит тарификацию утвержденных штатов, а также организует материальное, техническое, финансовое и другие виды обеспечения войск гражданской обороны, поисково-спасательных служб и организаций МЧС России;

осуществляет разработку проектов годовых и перспективных планов строительства и реконструкции объектов жилищного и производственного назначения МЧС России, их эксплуатацию, а также капитальное строительство, содержание и эксплуатацию объектов казарменно-жилищного и других фондов;

участвует в установленном порядке в организации экспертизы деклараций безопасности объектов, деятельность которых связана с повышенной опасностью производства, а также в пределах своей компетенции в работах по сертификации, стандартизации и метрологии в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществляет в установленном порядке функции государственного заказчика по разработке, производству, поставке продукции (работ, услуг) для федеральных государственных нужд в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

обеспечивает в пределах своей компетенции проведение мероприятий по защите государственной тайны, развитию специальной связи, защите служебной информации;

осуществляет в установленном порядке международное сотрудничество в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф.

Полномочия МЧС России

МЧС России в пределах своей компетенции:

принимает решения, обязательные для исполнения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;

проводит в установленном порядке проверки федеральных органов исполнительной власти по вопросам гражданской обороны;

осуществляет по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проверки по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

запрашивает и получает в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации информацию, необходимую для выполнения возложенных на МЧС России задач;

привлекает в установленном порядке специалистов и организации для участия в проведении государственной экспертизы проектов, оценки и контроля потенциально опасных объектов и производств и решения других задач;

имеет специальные транспортные средства, оборудованные утвержденными в установленном порядке опознавательными знаками, специальными сигналами и средствами связи.

Руководство МЧС России

МЧС России возглавляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее именуется – Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр имеет заместителей, в том числе одного первого, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

организует работу МЧС России и осуществляет управление войсками гражданской обороны, представляет МЧС России в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и организациях, а также в международных организациях;

несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на МЧС России и войска гражданской обороны;

устанавливает полномочия своих заместителей и распределяет обязанности между ними, устанавливает полномочия других должностных лиц МЧС России, утверждает в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников структуру и штатное расписание центрального аппарата МЧС России, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований, а также положения о структурных подразделениях МЧС России, создает при необходимости территориальные органы МЧС России и утверждает положения о них, численность их работников и штатное расписание;

вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты нормативных правовых актов и предложения по вопросам организации и деятельности МЧС России;

представляет на утверждение Президента Российской Федерации концепцию и план строительства и развития войск гражданской обороны, предложения по их структуре и составу, а также по штатной численности военнослужащих войск гражданской обороны;

решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в МЧС России;

пользуется в полном объеме правами, предусмотренными общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, в отношении военнослужащих войск гражданской обороны;

зачисляет в установленном порядке граждан Российской Федерации на военную службу в войска гражданской обороны, назначает на должность и освобождает от должности работников МЧС России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

присваивает военнослужащим войск гражданской обороны воинские звания до полковника (капитана 1 ранга) включительно;

вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения о включении воинских должностей войск гражданской обороны в единый перечень воинских должностей, замещаемых высшими офицерами, о назначении на должность и освобождении от должности военнослужащих войск гражданской обороны, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, о присвоении им воинских званий высших офицеров, а также об увольнении их с военной службы;

имеет наградной фонд и распоряжается им в установленном порядке;

принимает решения по согласованию с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления о передислокации в пределах Российской Федерации подразделений и воинских частей войск гражданской обороны до полка включительно;

представляет военнослужащих войск гражданской обороны и работников МЧС России к награждению государственными наградами Российской Федерации;

решает в пределах своей компетенции вопросы обеспечения правовой и социальной защиты военнослужащих войск гражданской обороны и работников МЧС России, его территориальных органов и организаций и членов их семей, заключает в установленном порядке отраслевое тарифное соглашение в качестве представителя работодателей;

направляет в установленном порядке военнослужащих войск гражданской обороны и работников МЧС России в служебные командировки, в том числе за пределы Российской Федерации;

учреждает нагрудные знаки (награды) МЧС России для награждения военнослужащих войск гражданской обороны и работников МЧС России, его территориальных органов и организаций, а также граждан, оказавших содействие в решении возложенных на МЧС России задач, утверждает положения об этих наградах и их описания, а также в установленном порядке описание формы одежды работников МЧС России и его территориальных органов и организаций, табель обмундирования, нормы и порядок его выдачи;

утверждает в установленном порядке генеральные планы строительства и развития военных городков войск гражданской обороны, проекты сооружения объектов собственного строительства войск гражданской обороны, планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;

является главным распорядителем средств, выделенных МЧС России из федерального бюджета, включая валютные средства, имеет право в установленном порядке списывать, в том числе по инспекторским свидетельствам, технику и другие материально-технические средства.

В МЧС России образуется коллегия, в состав которой входят Министр (председатель коллегии), первый заместитель и заместители Министра, а также руководители некоторых подразделений МЧС России. Общая численность коллегии устанавливается Президентом Российской Федерации.

Члены коллегии МЧС России, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Президентом Российской Федерации.

В случае разногласий между Министром и коллегией Министр проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях в установленном порядке Президенту Российской Федерации, а члены коллегии, имеющие особое мнение по принятому решению, могут изложить его в письменном виде для доклада Президенту Российской Федерации.

Для рассмотрения и выработки рекомендаций по особо важным проблемам, отнесенным к компетенции МЧС России, при МЧС России создается научно-технический совет, в состав которого могут входить представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и общественных объединений. Положение о научно-техническом совете при МЧС России и его состав утверждаются Министром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *