Стандарты проектирования кислородных трубопроводов

КЛАССИФИКАЦИЯ
МЕЖЗАВОДСКИХ ТРУБОПРОВОДОВ

2.1. Категории межзаводских трубопроводов в зависимости от места
прокладки следует принимать по табл. 1.

2.2. Коэффициенты условий работы трубопроводов при расчете на
прочность и требования к контролю сварных соединений в зависимости от категории
участков трубопроводов следует принимать по табл. 2.

Примечания : 1*. Монтажные сварные стыки
кислородопроводов подлежат контролю физическими методами в соответствии с
требованиями главы СНиП по производству и приемке работ на магистральных
трубопроводах.

2. Контроль
сварных стыков физическими методами для трубопроводов диаметром менее 50 мм
допускается не производить.

2.3. По межзаводским трубопроводам должен транспортироваться сухой
газ – с влажностью не выше точки росы, соответствующей средней температуре
наиболее холодной пятидневки (согласно главе СНиП по строительной климатологии)
при максимальном рабочем давлении.

ЛИНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗИ

10.1. Проектирование линий технологической связи должно
производиться в соответствии с требованиями главы СНиП по проектированию
магистральных трубопроводов, а также в соответствии с требованиями настоящей
Инструкции.

10.2. Линии технологической связи входят в состав линейных
сооружений трубопровода, служат для централизованного управления их работой и
являются технической базой для автоматизированной системы управления (АСУ)
работой трубопроводного комплекса.

10.3. Технологическая связь межзаводских трубопроводов должна
обеспечивать:

– диспетчерскую телефонную связь между:

в) службой эксплуатации трубопроводов,

г) компрессорными станциями;

– систему линейной связи, обеспечивающую:

а) телефонную (радиотелефонную) связь транспортных средств
ремонтных бригад, находящихся на трассе трубопровода, со службой эксплуатации
трубопровода,

б) возможность установления связи ремонтных бригад, работающих на
трассе, между собой;

– каналы телемеханики*;

– каналы передачи данных для АСУ*.

Примечания . 1.* Необходимость
устройства каналов связи решается проектом исходя из конкретных условий.

2. В отдельных
случаях при соответствующем техническом обосновании и при наличии городской
(или междугородной) телефонной связи допускается диспетчерскую телефонную связь
не осуществлять.

10.4. Кабельные линии технологической связи следует
предусматривать, как правило, с левой стороны трубопровода по ходу газа. Для
прокладки могут быть использованы только бронированные кабели.

Допускается крепление бронированного кабеля связи, обслуживающего
данный трубопровод, непосредственно к трубопроводу.

10.5. Прокладка кабеля связи над и под трубопроводом не
допускается.

10.6. В местах частых раскопок трубопровода кабель должен
помещаться в защитную трубу.

Переходы
межзаводских трубопроводов через болота

3.52. Переходы межзаводских трубопроводов через болота следует
проектировать в соответствии с требованиями главы СНиП по проектированию
магистральных трубопроводов.

Арматура

11.8. Арматуру кислородопроводов следует применять в соответствии
с требованиями Инструкции по проектированию трубопроводов газообразного
кислорода Минхимпрома.

11.9. Арматуру азото- и аргонопроводов следует применять в соответствии
с требованиями Инструкции по проектированию технологических трубопроводов на Ру
до 10 МПа Госстроя СССР.

ПРОТИВОЭРОЗИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТРАССЕ МЕЖЗАВОДСКИХ
ТРУБОПРОВОДОВ

6.1. Противокоррозионные мероприятия по трассе межзаводских
трубопроводов должны выполняться в соответствии с требованиями главы СНиП по
проектированию магистральных трубопроводов.

Подводные
переходы межзаводских трубопроводов

3.42. Расстояния по горизонтали от межзаводских трубопроводов до мостов
при подводных переходах следует принимать не менее указанных в табл. 9.

Примечания : 1*. Указанные в таблице расстояния
могут быть уменьшены по согласованию с организациями, ответственными за
проведение перед мостами ледовзрывных работ при пропуске паводка.

2. При
переходах межзаводских трубопроводов через водные преграды шириной по зеркалу
воды в межень до 15 м и глубиной до 1 м минимальное расстояние по горизонтали
между межзаводскими трубопроводами и мостами допускается уменьшать до 10 м.

3.43. Подводные переходы трубопроводов через водные преграды
должны предусматриваться трубами с минимальным количеством сварных стыков.
Толщина стенки труб должна быть не менее чем на 2 мм больше расчетной, но не
менее 5 мм.

3.44. Границами подводного перехода трубопровода, определяющими
длину перехода, является участок, ограниченный отметками горизонта высоких вод
(ГВВ) 10 % обеспеченности.

3.45. Подводные переходы следует предусматривать к прокладке с
заглублением в дно пересекаемых водных преград. Величина заглубления должна
приниматься: от верха забалластированного трубопровода на переходах через
судоходные и сплавные реки – не менее 1 м, в остальных случаях – не менее 0,5 м
ниже прогнозируемого предельного профиля размыва русла реки, определяемого с
учетом возможных деформаций русла в течение 25 лет после окончания
строительства перехода.

На переходах через несудоходные и несплавные водные преграды
допускается уменьшение глубины укладки трубопроводов, при этом глубина укладки
верха забалластированного трубопровода во всех случаях должна быть ниже уровня
дна водоема.

Допускается укладка трубопроводов непосредственно на дно водоема
(без заглубления в дно) в случае, если по технологическому процессу
предприятий-потребителей допускается прекращение подачи газов на время ремонта
трубопровода.

3.46. Ширину траншеи по дну при подводных переходах следует
принимать в зависимости от режима водной преграды, методов разработки и
характера грунтов, но во всех случаях не менее чем на 1 м больше диаметра
забалластированного трубопровода.

Крутизну откосов траншеи следует принимать в соответствии с
требованиями главы СНиП по правилам производства и приемки работ на
магистральных трубопроводах.

3.47. Балластировку и расчет подводных трубопроводов против
всплытия следует выполнять в соответствии с требованиями главы СНиП по
проектированию магистральных трубопроводов.

3.48. Для подводных трубопроводов должна предусматриваться
изоляция усиленного типа.

Крепление
трубопроводов

4.30. Опоры и подвески для межзаводских трубопроводов следует
располагать по возможности ближе к арматуре, тройникам и другим сосредоточенным
нагрузкам, а также к местам поворотов трассы.

4.31. В проекте должны быть указаны данные по регулировке
пружинных опор и подвесок.

4.32. На надземных межзаводских кислородопроводах, работающих при
давлении свыше 0,25 МПа (2,5 кгс/см2), подвижные опоры во избежание
сбрасывания при возгорании должны предусматриваться в основном на опорных
конструкциях (балки, кронштейны и т.п.) и снабжаться хомутами.

Применение подвесок допускается в дополнение к основным опорам.

Фланцевые
соединения

11.10. Фланцевые соединения для межзаводских кислородопроводов
следует применять согласно требованиям Инструкции по проектированию
трубопроводов газообразного кислорода Минхимпрома.

11.11. Фланцевые соединения для межзаводских аргоно- и
азотопроводов следует применять согласно требованиям Инструкции по
проектированию технологических стальных трубопроводов на Ру до 10 МПа Госстроя
СССР.

РАСЧЕТ МЕЖЗАВОДСКИХ ТРУБОПРОВОДОВ НА ПРОЧНОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ

5.1. Расчет трубопроводов на прочность и устойчивость следует
производить в соответствии с требованиями соответствующей главы СНиП по
проектированию магистральных трубопроводов как для газопроводов.

5.2. При определении толщин стенки межзаводских кислородопроводов
следует дополнительно учитывать прибавку к толщине стенки на коррозию, равную
0,1 мм в год (сухой кислород относятся к малоагрессивным газам, вызывающим
коррозию, скорость которой не превышает указанную выше).

5.3. Минимальную толщину стенки межзаводского трубопровода следует
принимать:

3 мм – для подземных трубопроводов,

2 мм – для надземных трубопроводов.

Подземная
прокладка межзаводских трубопроводов

3.14. Подземную прокладку межзаводских трубопроводов следует
производить в траншеях, засыпаемых грунтом.

Примечание . Расстояния для азото- и
аргонопроводов приняты при фланцах для давления 4 МПа (40 кгс/см2). При
наличии фланцев с условным давлением свыше 4 МПа (40 кгс/см2)
расстояние между трубопроводами должно быть увеличено на величину, равную
разности между диаметрами фланцев и трубопроводов.

3.15. Глубину заложения трубопроводов следует принимать не менее указанной
в табл. 4.

* Прокладка межзаводских
трубопроводов под автодорогами I и II категории не допускается.

** На
болотистых участках трассы, не подлежащих осушению, допускается уменьшение
глубины заложения трубопровода, при условии выполнения мероприятий по
предотвращению всплытия трубопровода.

3.16. Расстояния по горизонтали от подземных межзаводских
трубопроводов до зданий, сооружений и параллельно расположенных коммуникаций
следует принимать не менее указанных в табл. 5.

Примечания: 1. При назначении разрыва следует
учитывать, чтобы строительство или ремонт сооружений и коммуникаций не могли
вызвать их взаимного разрушения или просадки.

2. Расстояние от
трубопроводов до электрических кабелей, кабелей связи, управления и контроля,
предназначенных для обслуживания данного трубопровода, не регламентируется.

3.
Трубопроводы, прокладываемые вдоль путей железных дорог, должны проходить вне
полосы отвода, а также удовлетворять требованиям п. 3.22.

3.17. При пересечении инженерных сетей и сооружений подземными
межзаводскими трубопроводами расстояния по вертикали должны быть не менее
указания: в табл. 6.

Примечание. При пересечении с
транспортными путями защитный футляр с трубопроводами должен быть ниже подошвы
железнодорожной насыпи или дна кювета, выемки не менее чем на 0,3 м, но не
менее глубины заложения, указанной в таблице. Укладка труб в теле земляного
железнодорожного и автомобильного полотна не допускается.

3.18. Ширину траншеи по дну следует назначать равной Д + 0,3 м, но
не менее 0,7 м, где:

Д – наружный диаметр трубопровода.

При прокладке нескольких трубопроводов в одной траншее в
соответствии с табл. 3 расстояние от
крайних трубопроводов до нижних граней траншеи должно быть не менее 0,15 м.

При этом также следует учитывать требования главы СНиП по производству
и приемке работ при возведении земляных сооружений.

Крутизну откосов траншей и их крепление из условия производства
работ и устойчивости откосов следует назначать в соответствии с требованиями
главы СНиП по производству и приемке работ по возведению земляных сооружений.

3.19. На участках трассы с резко
пересеченным рельефом местности, а также в заболоченных местах допускается
укладка трубопроводов в специально возводимых для этой цели земляных насыпях,
выполняемых с тщательным послойным уплотнением и поверхностным закреплением
грунта. При пересечении водостоков в теле насыпей должны быть предусмотрены
водопропускные отверстия.

3.20. При прокладке трубопроводов в скальных, щебенистых, а также
в коррозионных грунтах (например, шлак, строительный мусор, перегной) и грунтах
с небольшой несущей способностью (менее 0,25 кгс/см2) следует
предусматривать устройство под трубопроводы основания из мягкого грунта, не
содержащего крупных включений (щебня и т.п.), толщиной не менее 0,1 м над
выступающими неровностями основания. Изоляционные покрытия в этих условиях
должны быть защищены от повреждения путем присыпки трубопровода мягким грунтом
на толщину 0,2 м над верхней образующей трубы или путем применения специальных
устройств, обеспечивающих защиту изоляционных покрытий от повреждения при
засыпке.

3.21. В пределах городов и насоленных пунктов подземную прокладку
трубопроводов следует проектировать параллельно линиям застройки вдоль проездов
и дорог. Как правило, межзаводские трубопроводы следует прокладывать на
разделительных полосах в технической зоне.

В стесненных условиях допускается прокладка трубопроводов под
усовершенствованными покрытиями автодорог (под проездами и тротуарами).

3.22. По возможности следует
избегать пересечения и сближения до расстояния менее 11 м межзаводских
трубопроводов с рельсовыми путями электрифицированных (на постоянном токе)
дорог и другими источниками блуждающих токов.

3.23. На отдельных участках трассы в пределах городов и населенных
пунктов в стесненных условиях при прокладке вдоль зданий и сооружений
межзаводских трубопроводов с рабочим давлением до 3,5 МПа (35 кгс/см2)
(включительно) допускается уменьшение расстояний, указанных в табл. 5:

– до промышленных зданий, проходных и непроходных тоннелей, до
жилых и общественных зданий – до 70 % величин, установленных в таблице;

– до водопровода, канализации, дренажа, водостоков и тепловых
сетей – до 50 % величин, установленных в таблице – при условии выполнения
следующих мероприятий:

Трубопроводы должны иметь изоляцию усиленного типа. Азото- и
аргонопроводы могут прокладываться без футляров при условии применения на этих
участках бесшовных труб и гнутых и штампованных отводов;

б) между трубопроводом и зданиями с подвальными и полуподвальными
помещениями, а также между трубопроводом и тоннелям и каналами, указанными
выше, должны предусматриваться дополнительные мероприятия по повышению
надежности эксплуатации трубопровода и безопасности зданий и сооружений:
затворы из мятой глины, газонепроницаемые стенки в каналах и т.п.

Примечание . Допускается в указанных
случаях уменьшение глубины заложения труб, указанной в табл. 4, при условии защиты трубопроводов от
внешних динамических нагрузок.

3.24. Допускается прокладка подземных трубопроводов сквозь
коллекторы и тоннели различного назначения, за исключением тоннелей
метрополитена, при условии согласования с организацией, эксплуатирующей
пересекаемые коммуникации, а также выполнения следующих мероприятий:

б) место прохода футляра через стенку сооружения должно быть
герметически уплотнено.

3.25. При пересечении подземными межзаводскими трубопроводами
каналов теплосети, коллекторов, тоннелей, каналов различного назначения с
проходом над и под пересекаемым сооружением следует предусматривать прокладку
межзаводского трубопровода в футляре (согласно п. 4.9), выходящем на 2 м в обе стороны от наружных стенок
пересекаемых сооружений.

3.26. Прокладка межзаводских трубопроводов под зданиями не
допускается.

3.27. При пересечении подземных
межзаводских кислородопроводов с немаслонаполненными кабельными линиями, а
также при пересечении азото- и аргонопроводов как с маслонаполненными, так и с
немаслонаполненными кабельными линиями, в стесненных условиях допускается
уменьшение расстояний, указанных в табл. 6 , при условии прокладки кабеля на участке пересечения и по 2 м в
каждую сторону в трубах:

– для силовых и контрольных кабелей – до 0,25 м;

– для кабелей связи – до 0,15 м.

Контрольно-измерительные
приборы

11.12. Применение контрольно-измерительных приборов на
межзаводских кислородопроводах должно соответствовать требованиям Инструкции по
проектированию трубопроводов газообразного кислорода Минхимпрома.

11.13. На межзаводских азото- и аргонопроводах могут применяться
общепромышленные контрольно-измерительные приборы.

АВТОМАТИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ. УПРАВЛЕНИЕ И
ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИЯ

9.1. Уровень и средства автоматизации и технологического контроля,
управления и диспетчеризации следует принимать в соответствии с требованиями
технологии транспортирования газов с учетом технико-экономической
целесообразности и обеспечения безопасной и надежной эксплуатации межзаводских
трубопроводов.

9.2. При наличии арматуры с дистанционным управлением на щите
управления арматурой должна быть вынесена аппаратура сигнализации и управления
арматурой.

9.3. Сродства автоматики, контроля и телемеханики, обслуживающие межзаводские
трубопроводы, должны размещаться в отапливаемых помещениях.

9.4. Местные посты управления арматурой с дистанционным
управлением должны размещаться в непосредственной близости от соответствующей
арматуры.

9.5. Телемеханизация линейной части трубопровода может быть:

а) при отсутствии компрессорных станций на трассе трубопровода –
единой для всего трубопровода в целом, с организацией диспетчерского пункта
телемеханики на заводе-поставщике газов;

б) при наличии компрессорных станций на трассе трубопровода – по
участкам, в границах завода-поставщика и компрессорных станций, с организацией
диспетчерских пунктов на заводе-поставщике газов и на каждой компрессорной
станции.

На указанных пунктах должна располагаться аппаратура управления
системы телемеханики линейной части трубопровода.

9.6. Проектирование помещений расположения щитов управления
арматурой и аппаратуры управления системы телемеханики следует производить в
соответствии с требованиями Инструкции по проектированию производства продуктов
разделения воздуха Минхимпрома.

9.7. Система питания сжатым воздухом пневматических приборов и
запорной арматуры с пневмоприводом должна иметь буферные емкости,
обеспечивающие запас сжатого воздуха для работы в течение не менее одного часа.

9.8. На выводах межзаводских трубопроводов с
заводов-производителей и на вводах на предприятия-потребители, на территориях
указанных предприятий следует предусматривать установку регистрирующих
приборов, измеряющих расход, давление и температуру газа.

При наличии диспетчерских пунктов должна быть обеспечена
возможность передачи показаний приборов на соответствующие диспетчерские
пункты.

Расходомеры рекомендуется устанавливать на потоках с постоянным
давлением.

Размещение
запорной и другой арматуры на межзаводских трубопроводах

4.18. На межзаводских кислородопроводах надлежит предусматривать
установку запорной арматуры:

– на воздушных переходах через автомобильные дороги I и II
категории и магистральные железные дороги I и II категории
(по обеим сторонам);

– по обеим сторонам мостов – при прокладке по нему трубопровода
(см. также п. 3.7).

4.19. На обоих концах участков кислородопроводов между запорной
арматурой следует предусматривать установку продувочных свечей.

Диаметр продувочной свечи (сбросного трубопровода) следует
принимать равным 0,35 диаметра трубопровода, из которого производится сброс.

Сбросы из трубопровода должны производиться на высоте не менее 3 м
от планировочной отметки земли или площадки обслуживания и на расстоянии, как
правило, не менее 50 м от зданий и сооружений.

В стесненных условиях допускается уменьшать расстояние от
продувочной свечи до зданий и сооружений до величин, указанных в табл. 7. При этом сброс газа должен
производиться на высоте, превышающей отметку конька крыши близлежащего здания
(высоту) или близлежащего сооружения не менее чем на 2 м. Конструкция сбросного
устройства должна исключать загрязнение воздушного бассейна промплощадок
кислородом, азотом или аргоном по объемной доле не более чем на 2 %.

4.20. Арматура, устанавливаемая на кислородопроводах при диаметре
условного прохода 400 мм и более, должна иметь электро- или пневмопривод и
дистанционное управление. Приводы для дистанционного управления должны быть
дублированы ручным управлением.

4.21. По обеим сторонам отключающей арматуры в непосредственной
близости от нее на межзаводских трубопроводах следует предусматривать
устройства для подключения манометров.

4.22. На кислородопроводах, при рабочем давлении в них свыше 1,6
МПа (16 кгс/см2) и при длине участка трубопровода между арматурой
250 м и более, перед запорной арматурой следует предусматривать фильтры.

4.23. Фильтры, устанавливаемые на межзаводских кислородопроводах,
следует проектировать из латунной сетки с размером ячейки 0,2 мм; корпус
фильтра и трубопровод между фильтром и арматурой – из коррозионно-стойких
сталей или медных сплавов.

4.24. На участке межзаводского кислородопровода, отключаемом при
осмотре и чистке фильтра, следует предусматривать устройства для подключения
замера сопротивления фильтра, а также арматуру для сброса кислорода из
отключенного участка.

4.25. Арматура с электроприводом, устанавливаемая на
кислородопроводах и предназначенная для отключения фильтра должна быть
сблокирована между собой так, чтобы задвижка (вентиль) на входе в фильтр могла
открываться и закрываться только при закрытой задвижке (вентиле) на выходе из
фильтра.

4.26. Арматура общего назначения с электроприводом, применяемая на
межзаводских кислородопроводах, должна, как правило, устанавливаться с
горизонтальным расположением шпинделя – для предотвращения попадания смазки в
проточную часть. Допускается установка указанной арматуры с вертикальным
расположением шпинделя при условии применения для смазки редуктора
электропривода смазывающих жидкостей ПЭФ-130 по ТУ 6-01-652-71 или глицерина по
ГОСТ 6824-76.

4.27. Арматуру следует устанавливать по возможности близко от опор
трубопроводов. При массе арматуры более 300 кг должны предусматриваться
специальные опоры и подвески.

4.28. На кислородопроводах перед арматурой и после нее дожжен быть
предусмотрен съемный участок, на месте которого при ремонтах отключаемого
участка должна устанавливаться заглушка.

Заглушка должна иметь штуцер для подключения манометра с целью
возможности определения пропуска в арматуре.

4.29. Запорные органы на подземных межзаводских трубопроводах
следует устанавливать надземно, в ограждаемых вентилируемых киосках,
выполненных из несгораемых материалов с пределом огнестойкости не менее 0,25
часа. Устройство колодцев на подземных межзаводских трубопроводах не
допускается.

Районы
вечномерзлых грунтов

12.6. Проектирование межзаводских трубопроводов в районе
вечномерзлых грунтов следует производить согласно требованиям Инструкции по
проектированию технологических стальных трубопроводов на Ру до 10 МПа Госстроя
СССР.

1. Общие указания . 1

2.
Классификация межзаводских трубопроводов . 2

3.
Основные требования к трассе межзаводских трубопроводов . 3

Переходы
межзаводских трубопроводов через болота . 13

Переходы
межзаводских трубопроводов через железные, трамвайные и автомобильные дороги,
улицы городов и населенных пунктов, наземные линии метрополитена . 13

4.
Конструктивные требования к межзаводским трубопроводам .. 13

Сборка
и соединение трубопроводов . 14

Размещение
запорной и другой арматуры на межзаводских трубопроводах . 15

Крепление
трубопроводов . 16

Компенсация
температурных деформаций . 16

5.
Расчет межзаводских трубопроводов на прочность и устойчивость . 17

6.
Противоэрозионные мероприятия по трассе межзаводских трубопроводов . 17

7.
Защита межзаводских трубопроводов от коррозии . 17

8.
Очистка полости межзаводских трубопроводов, испытание, продувка . 18

9.
Автоматизация и технологический контроль. Управление и диспетчеризация . 18

10.
Линии технологической связи . 19

11.
Материалы и изделия . 20

Трубы и
фасонные детали . 20

Арматура . 21

Фланцевые
соединения . 21

Контрольно-измерительные
приборы .. 22

Опоры и
подвески . 22

Изделия
для закрепления трубопроводов против всплытия . 22

12.
Дополнительные требования . 22

Районы
с сейсмичностью 8 баллов и более . 22

Районы
вечномерзлых грунтов . 22

Переходы
межзаводских трубопроводов через водные преграды и овраги

3.40. Выбор типа перехода межзаводского трубопровода через водные преграды
(подводный или надводный) должен производиться на основе сравнения
технико-экономических показателей рассматриваемых вариантов.

Места перехода должны быть согласованы с заинтересованными
организациями.

3.41. На обоих берегах судоходных водных преград должны быть
предусмотрены опознавательные знаки установленных образцов.

Надземная
прокладка межзаводских трубопроводов

3.28. При проектировании надземной прокладки межзаводских
трубопроводов следует учитывать требования п. 3.5 настоящей Инструкции, а также предусматривать
совмещение межзаводских трубопроводов на общих эстакадах или опорах с попутными
трубопроводами иного назначения, если это целесообразно по
технико-экономическим соображениям, при условии обеспечения возможности
свободного осмотра и ремонта всех трубопроводов.

3.29. При прокладке на общих опорах и эстакадах надземных
межзаводских кислородопроводов и трубопроводов другого назначения, а также
межзаводских азото- и аргонопроводов кислородопроводы следует прокладывать ниже
других трубопроводов.

3.30. Запрещается прокладка надземных межзаводских
кислородопроводов на общих эстакадах и опорах совместно с коммуникациями для
транспортирования горючих материалов и веществ, а также с электрокабелями.

3.31. При совместной прокладке на общих эстакадах или опорах
расстояния между смежными надземными азото- и аргонопроводами, а также
расстояния от указанных трубопроводов до других смежных трубопроводов (между
осями труб) должны соответствовать требованиям Инструкции по проектированию
технологических стальных трубопроводов на Ру до 10 МПа Госстроя СССР.

Расстояния от надземных межзаводских кислородопроводов до соседних
трубопроводов (между осями труб) должны соответствовать требованиям Инструкции
по проектированию трубопроводов газообразного кислорода Минхимпрома.

3.32. Расстояния по горизонтали от трубопроводов до зданий и
сооружений следует принимать не менее указанных в табл. 7.

Примечание . Трубопроводы, прокладываемые
вдоль путей железных дорог, должны проходить вне полосы отвода.

3.33. Расстояние по вертикали до труб надземных межзаводских
трубопроводов от сооружений и коммуникаций должно быть не менее указанных в
табл. 8.

3.34. При совместной прокладке кислородо-, азото- и аргонопроводов
на общих кронштейнах и подвесках кислородопровод должен располагаться на наиболее
удаленной части кронштейна или подвески и опираться на опорную поверхность
кронштейна только через специальную подставку высотой не менее 100 мм.

Допускается взаимное крепление межзаводских азото- и
аргонопроводов всех давлений, а также кислородопроводов при давлении в них до
1,6 МПа (16 кгс/см2) друг к другу с помощью подвесок и подставок,
если позволяет несущая способность этих трубопроводов.

3.35. Допускается прокладка бронированных силовых и контрольных
кабелей, а также кабелей связи, предназначенных для обслуживания данного
межзаводского трубопровода непосредственно по трубопроводу. При этом кабели
должны располагаться на самостоятельных кронштейнах или подвесках.

3.36. Допускается предусматривать укладку межзаводских
трубопроводов, располагаемых на низких опорах, в два и более яруса при диаметре
до 300 мм включительно. В этом случае расстояние от поверхности земли до верха
труб (или теплоизоляции) верхнего яруса должно быть не более 1,5 м.

Кислородопроводы должны располагаться в нижнем ряду и на крайнем
участке опоры.

К трубопроводам должен быть обеспечен свободный доступ для осмотра
и ремонта.

3.37. При прокладке трубопроводов на эстакадах и высоких опорах
допускается размещать над проездами или дорогами П-образные компенсаторы при
невозможности или нецелесообразности их размещения в других местах.

3.38. При проектировании эстакад и опор межзаводских трубопроводов
следует руководствоваться главой СНиП по проектированию сооружений промышленных
предприятий.

Межзаводские кислородопроводы следует прокладывать на эстакадах и
опорах, выполненных из несгораемых материалов.

3.39. При пересечениях с воздушными линиями электропередач
надземные межзаводские трубопроводы должны располагаться ниже этих линий.

В местах пересечений с воздушными линиями
электропередачи надземные межзаводские трубопроводы следует защищать
ограждениями, которые должны выступать по обе стороны пересечения за крайние
провода линии электропередач (по горизонтали) на расстояния не менее:

Трубопроводы в местах пересечений должны быть заземлены (см. также
п. 3.13) настоящей Инструкции.

Изделия
для закрепления трубопроводов против всплытия

11.15. Детали, предохраняющие трубопроводы от всплытия (грузы,
утяжеляющие покрытия, анкерные устройства) следует предусматривать в
соответствии с указаниями главы СНиП по проектированию магистральных трубопроводов.

Компенсация
температурных деформаций

4.33. Компенсацию температурных деформаций межзаводских
трубопроводов следует выполнять в соответствии с требованиями главы СНиП по
проектированию магистральных трубопроводов и требованиям настоящей Инструкции.

4.34. Трубопроводы следует проектировать с учетом компенсации
удлинений от изменения температуры стенок труб и воздействия внутреннего
давления.

4.35. Для восприятия температурных удлинений и удлинений,
возникающих от внутреннего давления, должна быть использована самокомпенсация
за счет изгибов и поворотов трассы трубопровода.

4.36. При невозможности компенсации удлинений межзаводских
трубопроводов за счет самокомпенсации, следует как правило, применять
П-образные компенсаторы.

В обоснованных случаях (отсутствие моста и т.п.) допускается
применение линзовых и волнистых компенсаторов.

Применение сальниковых компенсаторов на межзаводских трубопроводах
не допускается.

4.37. Установка П-образных компенсаторов должна предусматриваться,
как правило, в горизонтальном положении с соблюдением уклона межзаводского
трубопровода (при наличии последнего на трубопроводе).

4.38. В проекте должны быть указаны места и величины необходимой
предварительной растяжки или сжатия соответствующих участков межзаводских
трубопроводов и компенсаторов, а также величина и направление предварительного
смещения подвижных опор и подвесок.

4.39. Для расчета поправок на температурные условия в момент
монтажа межзаводского трубопровода в проекте должна быть указана расчетная
температура, для которой определена величина растяжки или сжатия компенсаторов
межзаводских трубопроводов.

ЗАЩИТА МЕЖЗАВОДСКИХ ТРУБОПРОВОДОВ ОТ КОРРОЗИИ

7.1. Защиту межзаводских трубопроводов от коррозии следует
производить в соответствии с требованиями ГОСТ 9.015-74
(защита от почвенной коррозии и коррозии, вызываемой блуждающими токами), в
соответствии с требованиями главы СНиП по проектированию магистральных
трубопроводов, а также в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

7.2. Подземные межзаводские трубопроводы в местах пересечения с
путями электрифицированных железных дорог должны иметь изоляцию усиленного типа
в соответствии с ГОСТ 9.015-74,
выступающую на 3 м от конца футляра, и укладываться на центрирующие
диэлектрические прокладки (из резины, дерева и т.п.).

7.3. При изменении условий прокладки (например, от подземной к
надземной) и соответственно способов защиты от коррозии должно
предусматриваться перекрытие защитных покрытий внахлест не менее чем на 0,5 м.

На выходе (входе) трубопровода из земли (в землю) следует
предусматривать футляр, заполненный битумом или цементом.

7.4. Защита от коррозии внутренней поверхности трубопроводов не
производится.

7.5. Применение покрытия из жировой смазки для защиты надземных
кислородопроводов от коррозии не допускается.

7.6. Надземные трубопроводы должны быть окрашены в соответствии с
требованиями отраслевого стандарта Минхиммаша ОСТ 26-04-2139-77.

Трубы
и фасонные детали

11.2. Пропускная способность межзаводского трубопровода должна
обеспечить подачу газа к потребителям исходя из максимальной суммы часовых
расходов, определяемых по совмещенному суточному графику потребления газа всеми
потребителями, с учетом требуемых давлений у потребителей.

11.3. Определение внутреннего диаметра межзаводского трубопровода
следует производить исходя из гидравлического расчета трубопровода с учетом
экономической эффективности.

В случае экономической целесообразности на трассе межзаводского
трубопровода могут предусматриваться компрессорные станции, ориентировочно
через 100 км длины трубопровода.

11.4. При выборе диаметра
кислородопровода следует учитывать безопасные в отношении возгорания материала
скорости в соответствии с Инструкцией по проектированию трубопроводов
газообразного кислорода Минхимпрома.

11.5. Расход газа на участках трубопровода определяется по
формулам ( 1) и ( 2):

а) без учета рельефа трассы – при отсутствии на расчетном* участке
точки с превышением или снижением вертикальных отметок по сравнению с отметкой
начальной точки рассматриваемого участка более чем на 100 м – формула ( 1):

.                                            (1)

Обозначения в формуле – см. ниже формулу ( 2);

* Расчетные участки:

– между началом и концом
трубопровода – при отсутствии компрессорных станций,

– между двумя смежными
компрессорными станциями,

– между компрессорной
станцией и началом или концом трубопровода,

– между
началом (или концом трубопровода, компрессорной станцией) и отводом, или между
двумя отводами (в пределах постоянного расхода газа).

б) с учетом рельефа трассы – участки межзаводских трубопроводов,
на которых не обеспечивается указанное выше условие, – формула ( 2). При этом участок трубопровода
следует рассматривать как состоящий из наклонных прямолинейных участков с
усредненным уклоном. Отметка начальной точки принимается равной нулю ( h н = 0); отметки характерных точек на трубопроводе, расположенных
выше начальной точки, имеют знак плюс (+), ниже начальной – минус (-).

где         q – расход газа, м3/ч при температуре
293 К (20 ° С)
и давлении 101,3 кПа (760 мм рт. ст.);

d – внутренний диаметр трубы, мм;

P н , P к – соответственно абсолютные
давления в начало и конце участка трубопровода, кгс/см2;

l –
коэффициент гидравлического сопротивления участка трубопровода, безразмерный;

D –
относительная удельная плотность газа по воздуху, безразмерная;

T ср – средняя по длине участка трубопровода температура
транспортируемого газа, К (в градусах Кельвина);

L – джина участка трубопровода, км;

a –
коэффициент, 1/м (м-1);

h к – превышение или снижение конечной точки расчетного участка
трубопровода относительно начальной точки, м;

h i – превышение или снижение i -й точки
трассы относительно начальной точки, м;

l i , – длина i -го элемента участка газопровода,
км.

Коэффициент гидравлического сопротивления l определяется по формуле ( 3):

где         А – коэффициент, учитывающий местные сопротивления
трубопровода, безразмерный; принимается равным для сухого газа:

1,16 – при наличии на трубопроводе устройств для периодической
очистки внутренней полости трубопроводов,

1,24 – при отсутствии указанных устройств;

Re –
критерий Рейнольдса;

H –
эквивалентная шероховатость труб, мм; принимается равной 0,03 мм;

d –
внутренний диаметр трубы, мм.

Средняя по длине участка трубопровода температура
транспортируемого газа T ср – принимается равной:

для подземных трубопроводов – среднегодовой температуре грунта на
глубине заложения оси трубопровода,

для участков трубопроводов, прокладываемых надземно –
среднегодовой температуре воздуха.

Коэффициент a
определяется по формуле ( 4):

где D , T ср , z ср имеют те же значения, что и
в формуле ( 2).

Примечание . При определении расхода
газа для кислородопроводов дополнительно должна быть проверена в соответствии с
п. 11.4 настоящей Инструкции
скорость кислорода в конце трубопровода:

– для подземных
кислородопроводов – при абсолютной максимальной температуре грунта на глубине
заложения;

– для надземных
кислородопроводов – при абсолютной максимальной температуре воздуха в данном
районе.

11.6. Трубы и фасонные детали для межзаводских кислородопроводов
следует выбирать в соответствии с требованиями Инструкции по проектированию
трубопроводов газообразного кислорода Минхимпрома.

11.7. Трубы и фасонные детали для межзаводских аргоно- и
азотопроводов следует выбирать в соответствии с требованиями Инструкции по
проектированию технологических стальных трубопроводов на Ру до МПа Госстроя
СССР как для трубопроводов группы В.

Надводные
переходы межзаводских трубопроводов

3.49. Надводные переходы межзаводских трубопроводов допускается
предусматривать для водных преград с неустойчивым руслом и берегами, а также при
скорости течения воды более 2 м/с и через глубокие овраги и балки.

3.50. Расстояния по горизонтали от межзаводских трубопроводов до
мостов при надводных переходах следует принимать в соответствии с табл. 7 настоящей Инструкции.

3.51. Минимальные расстояния по вертикали до трубы при надводных
переходах следует принимать:

Опоры
и подвески

11.14. Выбор опор и подвесок для межзаводских трубопроводов
следует производить:

– для кислородопроводов – в соответствии с требованиями Инструкции
по проектированию трубопроводов газообразного кислорода Минхимпрома,

– для азото- и аргонопроводов – в соответствии с требованиями
Инструкции по проектированию технологических стальных трубопроводов на Ру до 10
МПа Госстроя СССР.

Сборка
и соединение трубопроводов

4.10. Сборку и сварку межзаводских трубопроводов следует
производить в соответствии с требованиями настоящей Инструкции, а также
согласно требованиям соответствующих глав СНиП по производству и приемке работ:

– для межзаводских трубопроводов, прокладываемых в пределах
городов и населенных пунктов – согласно главе СНиП по производству и приемке
работ «Газоснабжение. Внутренние устройства. Наружные сети и сооружения»;

– для межзаводских трубопроводов, прокладываемых вне пределов
городов и населенных пунктов – согласно главе СНиП по производству и приемке
работ на магистральных трубопроводах.

4.11. К сборке межзаводских
трубопроводов могут быть допущены трубы, не имеющие на внутренней поверхности
плен, раковин, окалины и сварочного грата (определяется визуальным осмотром).

4.12. Межзаводские кислородопроводы, кроме указанного в п. 4.11, не должны также иметь на
внутренней поверхности загрязнений жирами и маслом.

Загрязнения должны определяться на торцах труб, в доступных
местах:

– для труб с рабочим давлением до 1,6 МПа (16 кгс/см2)
– визуальным осмотром;

– для труб с рабочим давлением выше 1,6 МПа (16 кгс/см2)
– в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.052-81.

Трубы с жировыми загрязнениями внутренней поверхности,
превышающими допустимые по ГОСТ 12.2.052-81, должны быть обезжирены согласно
указаниям отраслевого стандарта Минхиммаша ОСТ 26-04-312-71. Обезжиривание
кислородных трубных проводок к приборам и средствам контроля и автоматики
следует производить в соответствии с требованиями Временной инструкции по
монтажу кислородных трубных проводок к приборам и средствам автоматизации
Минмонтажспецстроя СССР.

После осмотра и обезжиривания торцы труб, допущенных к сборке,
должны быть закрыты заглушками, предотвращающими загрязнение внутренней
поверхности труб при транспортировке.

4.13. Сварку и сборку межзаводских трубопроводов следует
производить по технологии, исключающей образование на внутренней поверхности
трубопровода шлака, грата, брызг.

Для межзаводских кислородопроводов дополнительно должно быть
исключено загрязнение внутренней поверхности жирами и маслом.

4.14. При соответствующем расчетном
и конструктивном обосновании допускается производить стыковку свариваемых труб
межзаводских кислородопроводов с подгонкой торцов без зазоров, с неполным
проваром первого слоя сварного шва. При этом непровар не должен превышать 20 %
толщины стенки трубы.

Сваренные таким образом швы должны подвергаться контролю
физическими методами в количестве указанном в табл. 2, но не менее 50 %.

4.15. Соединения труб в межзаводских трубопроводах при их монтаже следует
предусматривать путем сварки встык, за исключением мест, указанных в п. 4.16 настоящей Инструкции.

Сварные соединения должны предусматриваться на расстоянии не
менее:

– 50 мм от опор и подвесок,

– 100 мм от начала изгиба и после него (за исключением
крутоизогнутых отводов),

– 200 мм от опор до вварных штуцеров и бобышек.

Примечание. В гнутые участки
трубопроводов и в соединительные детали допускается вваривать один штуцер
внутренним диаметром не более 20 мм.

4.16. Фланцевые соединения на
межзаводских трубопроводах допускается предусматривать в местах подключения
трубопроводов к аппаратам, арматуре и другому оборудованию, имеющему ответные
фланцы, на участках трубопроводов, требующих в процессе эксплуатации
периодической разборки и замены, а также в местах установки фланцев катодной
защиты.

4.17. Резьбовые соединения на трубопроводах допускается
предусматривать в местах присоединения их к резьбовой арматуре и
контрольно-измерительным приборам – при надземной прокладке трубопроводов.

Применение резьбовых соединений на трубопроводах, прокладываемых в
траншеях, не допускается.

Переходы
межзаводских трубопроводов через железные, трамвайные и автомобильные дороги,
улицы городов и населенных пунктов, наземные линии метрополитена

3.53. Выбор типа перехода трубопровода (подземный или надземный)
через железнодорожные и трамвайные пути и автомобильные дороги следует
производить в зависимости от местных условий и экономической целесообразности. Переходы
через улицы и наземные линии метрополитена должны выполняться только
подземными. Проекты переходов трубопроводов должны быть согласованы с
организациями, в ведении которых находятся пересекаемые сооружения.

3.54. Расстояние от трубопровода до мест расположения рельсовых
стрелок, крестовин и мест присоединения отсасывающих кабелей следует принимать
не менее 3 м для трамвайных путей и 10 м для железных дорог.

3.55. Прокладку подземных переходов межзаводских трубопроводов под
железными дорогами общей сети, трамвайными путями и автомобильными дорогами I,
II и III категорий следует предусматривать в защитных футлярах (согласно п. 4.9).

Необходимость устройства футляров на подземных межзаводских
трубопроводах при пересечении улиц, проездов, а также на переходах под внешними
железнодорожными подъездными путями промышленных предприятий решается в
зависимости от местных условий (интенсивность движения, наличие
усовершенствованного покрытия и подземных инженерных коммуникаций и др.) и при
наличии соответствующих обоснований.

Переходы межзаводских трубопроводов под железнодорожными путями
общей сети следует предусматривать только в стальных футлярах. Переходы под
внешними железнодорожными подъездными путями промышленных предприятий,
трамвайными путями и автомобильными дорогами I, II и III категорий допускается
предусматривать в неметаллических футлярах, удовлетворяющих условиям прочности
и долговечности.

Для кислородопроводов должны применяться только неорганические материалы
со степенью огнестойкости не менее 0,25 часа.

3.56. Концы футляров, в которых прокладываются трубы на подземных
переходах через железные и автомобильные дороги, улицы и трамвайные пути,
должны быть уплотнены. На одном из концов футляра должна устанавливаться
контрольная вытяжная трубка, выведенная на поверхность под ковер.

Концы футляров должны быть выведены за пределы подошвы насыпи на
расстояние не менее 1 м, но во всех случаях на расстояние не менее 3 м от
крайнего рельса железнодорожного или трамвайного пути, края проезжей части
автомобильных дорог.

3.57. В межтрубном пространстве футляра допускается прокладка
кабеля связи, управления и контроля, обслуживающего межзаводской трубопровод.

3.58. Трубопроводы в пределах футляра должны иметь минимальное
количество стыков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *