Цифровая трансформация на российских железных дорогах длится уже несколько лет. О том, каких целей уже удалось достигнуть, а какие задачи будут реализованы в ближайшем и отдаленном будущем, рассказывает заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин.
Что такое цифровая трансформация бизнеса? Чем уникален этот процесс?
Цифровая трансформация охватывает каждый участок деятельности холдинга «РЖД». Наряду с внедрением современных технологий в компании происходят изменения бизнес-процессов и корпоративной культуры. В рамках цифровой трансформации любые сервисы или технологии рассматриваются как инструменты, которые позволяют сделать бизнес более эффективным и конкурентным. То есть, например, внедрение электронного документооборота или блокчейн должны принести конкретный, осязаемый результат: сократить расходы либо создать добавленную стоимость в виде новой услуги.
В ближайшие 10–15 лет ИИ будет интегрирован во многие информационные системы, большая часть взаимодействия между которыми будет осуществляться без участия человека
Чтобы просчитать все результаты внедрения даже одного сервиса, необходимо время и всесторонний анализ. Одна и та же технология, в зависимости от того, как или где ее применяют в компании, может давать разные эффекты. Допустим, экономию времени, денег, повышение степени контроля или увеличение доходной базы, объема перевозок.
Любая новая цифровая технология может быть внедрена на российских железных дорогах только после подтверждения ее соответствия требованиям безопасности и экономической эффективности.Эти последствия мы просчитывали, когда готовили актуализированную Стратегию цифровой трансформации ОАО «РЖД» до 2025 года, и проверяем эти данные регулярно, когда прорабатываем новые инициативы.
Изображение сгенерировано с помощью нейросети Midjourney
Также мы определили комплекс приоритетных цифровых технологий, от которых ожидаем наибольшей эффективности при их внедрении в деятельность компании. Это технологии распределенного реестра, интернета вещей, цифрового двойника. Они гарантируют точность и достоверность данных, позволяют делать качественную предиктивную аналитику, осуществлять ремонт по фактическому состоянию, создавать доверенную среду в грузовых перевозках. Кроме этого, мы большое внимание уделяем развитию технологий искусственного интеллекта, больших данных, виртуальной и дополненной реальности, квантовых коммуникаций.
Легко ли гарантировать безопасность в ходе внедрения новых цифровых решений?
Абсолютно логично, что развитие цифровых технологий сопровождается ростом рисков, которые эти технологии в себе несут. Но если исходить из того, что цифровая трансформация осуществляется людьми и для людей, большую часть этих угроз можно минимизировать или полностью ее избежать.Стратегия цифровой трансформации ОАО «РЖД» в числе основных принципов изменения технологической архитектуры компании предусматривает платформенный подход. В частности, для достижения бизнес-целей мы развиваем семь цифровых платформ – по ключевым направлениям деятельности. При этом через все проекты и сервисы красной нитью проходят вопросы обеспечения безопасности движения поездов, а также информационной безопасности – непрерывной и надежной работы наших сервисов и систем, защиты наших ресурсов.
Угрозы в сфере информационной безопасности мы всегда воспринимали как существенные риски, влияющие на стабильность и надежность функционирования всей железнодорожной системы. Для защиты от них мы проводим системную работу. Сформировали многоступенчатую или эшелонированную защиту. На переднем крае – программно-аппаратные комплексы. Планы реагирования на инциденты разработаны и утверждены по всем объектам критической информационной инфраструктуры РЖД. Следующий элемент – выстроенные партнерства и взаимодействия со специалистами в сфере информационной безопасности. В частности, мы проводим регулярный анализ защищенности информационной инфраструктуры как по внешнему, так и по внутреннему периметру с привлечением экспертных организаций.
Все, что мы делаем, должно пойти не во вред человеку, а ему на пользу
Мир новых цифровых технологий более уязвим, чем нынешний?
Вовсе нет. Новые технологии позволяют повысить степень безопасности операций и уровень взаимного доверия всех участников процессов. Главное – применять их в совокупности, чтобы они взаимодополняли друг друга.Так, формирование доверенной среды между РЖД и нашими партнерами осуществляется благодаря внедрению технологии распределенного реестра. Блокчейн делает прозрачным процесс принятия решений при их разрешении. Любое изменение данных в такой системе не остается незамеченным.
Национальная ERP-система будет открытой платформой, заказчики смогут разработать свои решения и интегрировать их с типовым шаблоном
С помощью возможностей блокчейн и смарт-контрактов доверенная среда создается при работе с сервисными компаниями в области локомотивного хозяйства, производителями железнодорожной техники, используем в процессе оказания логистических услуг при взаимодействии с грузоотправителями и партнерами – другими транспортными компаниями. Однако при этом остается риск внешнего вмешательства: кто-то извне может сломать защиту и исказить данные. В этой ситуации претензии будут предъявлять тому контрагенту, в чьем узле была изменена информация.
В то же время применение квантовых технологий как раз не дают возможности исказить данные путем внешнего воздействия. Это хорошее и надежное решение для поддержания доверенной среды, придания ей еще большей устойчивости. Пока блокчейн и квантовые коммуникации мы внедряем в отдельные процессы, но фактически на эти технологии мы можем перевести большое количество функциональных задач и взаимодействий. Защитив данные в блокчейн квантами, мы обеспечиваем абсолютную надежность и достоверность информации, циркулирующую внутри системы.
Политику по укреплению технологического суверенитета также можно оценить как элемент безопасности?
Переход на отечественное ПО и оборудование – процесс небыстрый. Планомерная работа ведется нами несколько лет. Но это того стоит. В масштабах крупной госкомпании, такой как «Российские железные дороги», технологический суверенитет означает возможность свободного применения необходимых нам технологий и инструментов без риска для безопасности. В первую очередь мы были нацелены на переход на отечественные ИТ-технологии в тех производственных процессах, которые оказывают влияние на сферу управления движением. Но постепенно расширяем фронт работ.
Вы довольны существующим темпом импортозамещения?
Скорость импортозамещения не самое главное. Работа по переводу систем на отечественный софт не сводится только к замене импортных решений. У наших проектов появляется новый функционал, аналогов которого нет за рубежом. Система ЭТРАН и система управления пассажирским комплексом «Экспресс» нового поколения по функциональным возможностям опережают конкурентные системы зарубежных производителей. То есть мы работаем на импортоопережение.
Еще один пример – проект создания программного комплекса для моделирования и прогнозирования пассажиропотоков. Ожидается, что результатом его внедрения станет ежегодная экономия инвестиционных затрат в размере 30–50 млрд руб., ежегодный прирост выручки за счет оптимизации тарифов достигнет 7–10 млрд руб. Для его эффективной работы разработана и утверждена методика с учетом распределения междугородных пассажиропотоков по территории агломераций и транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Проект наверняка вызовет большой интерес со стороны региональных администраций.
Работа по переводу систем на отечественное программное обеспечение не сводится только к замене импортных решений. У наших проектов появляется новый функционал, аналогов которого нет
Идет работа над созданием отечественной ERP-системы. Это будет уникальный продукт для российского рынка. По сути, на нем сегодня отсутствуют готовые отечественные ERP-решения, которые бы в полной мере соответствовали требованиям крупных государственных и частных компаний.Национальная ERP-система будет представлять собой открытую платформу с предустановленной функциональностью, все заинтересованные заказчики смогут разработать свои решения и интегрировать их с типовым шаблоном системы, а также развивать типовой шаблон в своих целях.
Наиболее значимые проекты по импортозамещению реализуются в рамках Индустриальных центров компетенций (ИЦК). Насколько эффективной оказалась данная площадка?
Мы отталкиваемся от того, что в результате деятельности ИЦК должны появиться не просто корпоративные системы, которыми смогут воспользоваться сами участники работы центра. Необходимо создать рыночные программные продукты, востребованные в том числе и внешними компаниями.Как следствие, все реализуемые в рамках ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика» проекты имеют высокий коммерческий потенциал – для дальнейшего тиражирования в транспортных, логистических, инфраструктурных компаниях, например метрополитенах.
Среди них уже есть системы высокой степени готовности. Например, завершен перевод автоматизированной системы ЭТРАН НП на импортонезависимую платформу. Это новый российский сервис, внесенный в реестр отечественного ПО.Другой пример – «АРМ кассира», это полностью отечественная разработка, созданная под операционную систему Astra Linux. Это не просто импортонезависимое цифровое решение, но оно еще и превосходит зарубежные аналоги по функциональности и устойчивости. И что не менее важно, это универсальный продукт, подходящий не только для РЖД, но и для всей транспортной системы России».
Важно, чтобы взаимодействие между компаниями – участницами ИЦК не ограничивалось отбором и реализацией проектов. Так, мы организовали обмен опытом импортозамещения и готовыми цифровыми решениями: провели специальный семинар, на котором рассмотрели принятые членами ИЦК подходы к организации работы, поделились информацией о реализуемых проектах, собственных разработках, в том числе и в области информационной безопасности. Таким образом, в рамках ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика» мы стремимся обменяться опытом с другими ИЦК и другими компаниями, чтобы укрепить позиции отрасли.
Перспективные цифровые технологии для РЖД ◆ Автоматическая идентификация и отслеживание
◆ Управление пользовательским опытом
◆ Автоматизация рутинных операций (RPA)
◆ Облачные технологии
◆ Носимые устройства
◆ Процессное управление организацией
◆ Электронные площадки
◆ Аналитика на базе машинного обучения
◆ Сервисная модель
◆ Предсказательная диагностика
Есть какие-то факторы, которые сдерживают темп импортозамещения?
В этой работе не стоит фокусироваться только на технических вопросах. Необходимо также анализировать нормативную базу. Поскольку в противном случае может получиться так, что подготовленное решение невозможно будет использовать, потому что оно нелегитимно. Этот тезис актуален для любых цифровых технологий. Например, сейчас невозможно пойти в суд с записями блокчейн, как с бумажным договором. Они не имеют юридической силы, необходимого юридического статуса. Вопросы цифрового моделирования также не в полной мере урегулированы.
По внедрению биометрии мы делали эксперимент и уже столкнулись с тем, что существующее законодательство в транспортной безопасности не позволяет нам применять эту технологию – должны быть внесены соответствующие изменения. Частично эти проблемы внедрения цифровых решений может снять механизм экспериментально-правовых режимов (ЭПР). Беспилотные грузовики КамАЗ сейчас тестируют именно с его помощью. Для наших проектов по использованию беспилотной «Ласточки» вопросы подобного правового обеспечения тоже могли бы быть актуальны.
На какой временной период можно прогнозировать процессы цифровой трансформации и как этим знанием можно распорядиться?
Мы сейчас живем по Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» до 2025 года, но уже понимаем, в каком направлении будут развиваться «Российские железные дороги» в течение ближайших 10–15 лет. Это дает нам возможности и время адаптироваться. Главная, масштабная задача в процессе этой адаптации – научить людей, во-первых, не бояться технологий и, во-вторых, пользоваться ими в своих повседневных рабочих процессах. В этом контексте на первый план выходит развитие цифровой культуры, что чуть ли не важнее внедрения технологий. Ведь можно оснастить рабочие места самым инновационным софтом, а люди не будут им пользоваться, продолжая работать по старинке.
Поэтому одна из ключевых задач цифровой трансформации в РЖД – показать сотрудникам, что с помощью новых технологий можно работать более продуктивно, освобождая себя от рутинных операций, отдавая больше времени творческим, интересным задачам. Для этого мы проводим системную работу по цифровому обучению сотрудников, рассказываем о том, каких эффектов можно добиться, применяя цифровые инструменты, мотивируем людей развиваться в этом направлении. В проекты обучения вовлекаем руководителей подразделений, специалистов по работе с цифровыми технологиями, бизнес-аналитиков, продуктовые команды.
Какова конечная цель цифровой трансформации?
Цель – переход на эффективное цифровое взаимодействие со всеми контрагентами – государством, клиентами и партнерами. Рутинные операции будут выполняться автоматически, а профильные специалисты будут применять свои навыки более эффективно, в том числе для принятия точных и оперативных управленческих решений.Кроме этого, будут созданы новые виды бизнеса, которые без цифровых технологий было сложно представить, в том числе дополнительных сервисов для клиентов-грузоотправителей и пассажиров.
Чтобы достичь максимального эффекта, важно, чтобы цифровая трансформация затрагивала не только РЖД. Недавно на стратегической сессии по формированию национального проекта «Экономика данных» глава правительства Михаил Мишустин обозначил, что одной из главных задач на этом пути должно стать устранение «цифрового неравенства». И действительно, пока внедрение цифровых решений остается лишь делом нескольких, пусть и крупных корпораций, перевести на цифровые рельсы всю экономику страны невозможно. Необходимо, чтобы экосистемы разных секторов взаимодействовали, онлайн-платформы были доступны всем потребителям в любой точке страны.
Чтобы решить эту задачу, предстоит провести большую работу. Создать единую цифровую инфраструктуру в каждом регионе и во всех сферах – на транспорте, в здравоохранении, ЖКХ, образовании, энергетике. Создать современные решения для обработки данных, удобные электронные платформы, модернизировать инфраструктуру. Не сомневаюсь, в ближайшие 10–15 лет многие из стоящих сегодня задач будут успешно решены.
Путин назвал цифровизацию приоритетом развития ж/д транспорта
6 июля 2023 года президент РФ Владимир Путин во время поздравления работников железнодорожной отрасли с профессиональным праздником назвал цифровизацию приоритетом развития ж/д транспорта.
Ведется разработка новейших отечественных высокоскоростных локомотивов и поездов, что станет еще одним шагом к укреплению нашей технологической независимости. В приоритетах дальнейшая цифровизация сервисов и услуг, внедрение передовых технических и логистических решений. Будет обновляться, становиться современнее и облик вокзалов в российских городах, которыми ежедневно пользуются миллионы людей, – отметил глава государства.
Владимир Путин и глава РЖД Владимир Белозеров (справа). Фото 2019 г.
К августу 2023 года РЖД продолжают реализацию стратегии цифровой трансформации. Обновленный документ был утвержден советом директором компании в конце мая 2023 года, он ориентирован на создание и внедрение отечественного софта и развитие цифровых сервисов как для железнодорожников, так и для клиентов РЖД, в том числе востребованных на экспортных рынках.
В рамках цифровизации РЖД до конца 2023 года клиенты компании получат возможность размещать через личный кабинет заявления на создание новых и развитие существующих примыканий на развитие инфраструктуры необщего пользования; заказывать мониторинг услуг «Грузовой экспресс» и мониторинг размещения железнодорожных составов на путях общего пользования; размещать заявки на погрузку-выгрузку грузов на местах общего пользования собственными силами.CISO «Абсолют Банка» Руслан Ложкин: Зачем нам 20 SIEM или 20 NGFW? Нам не хватает экосистемности
Евгений Чаркин на TAdviser SummIT – о новой стратегии цифровой трансформации РЖД
Выступивший на TAdviser SummIT 2023 заместитель генерального директора РЖД Евгений Чаркин рассказал, что на совете директоров компании принята новая Стратегия цифровой трансформации — первая версия стратегии была принята в 2019 году. Он подчеркнул, что ключевые принципы Стратегии 2023 остались неизменными:
Евгений Чаркин на TAdviser SummIT 2023, фото TAdviser
Евгений Чаркин рассказал, что в ИТ-ландшафте РЖД работают семь цифровых платформ, поддерживающих каждое ключевое направление бизнеса: мультимодальные грузовые перевозки, пассажирские перевозки, транспортно-логистические узлы, непроизводственные процессы, тяговый подвижной состав, оператор линейной инфраструктуры, управление перевозочным процессом. В качестве одного из итогов цифровизации он отметил, что 74% билетов дальнего следования сегодня продаются в электронном виде (в 2021-м — 68%) , 88% перевозчиков взаимодействует с РЖД в электронном виде.
Коротко остановился докладчик и на некоторых отличиях Стратегии 2023 в сравнении со Стратегией 2019. В частности, были усилены разделы по информационной безопасности, импортозамещению и направление по работе с рисками.
Евгений Чаркин подчеркнул системообразующее значение обеспечения технологического суверенитета для устойчивого развития компании. РЖД, несмотря на уход западных вендоров, не прерывала оказание ИТ-сервисов и не снижала качества оказания услуг, напомнил он. И далее подвел текущие итоги работы по обеспечению технологического суверенитета, обозначил перспективы работы в этом направлении:
С целью импортозамещения закуплены 15 тыс. АРМ на отечественных процессорах «Байкал» и «Эльбрус», 22 тыс. лицензий отечественных ОС, приобретена безлимитная лицензия на российскую СУБД.
Озвучил спикер и планы компании по развитию отечественного рынка в трех аспектах:
В завершение Евгений Чаркин остановился на разных векторах влияния цифровой трансформации РЖД на экономику страны (государство, пассажиры, грузоотправители, операторы и перевозчики), перечислил внешние и внутренние факторы, осложнившие работу над Стратегией 2023. В числе внешних факторов он назвал интенсивный рост цен на отечественное ПО и связанные с ним услуги, отсутствие радиоэлектронной продукции российского производства, отсутствие единой методологии распределения затрат на ИКТ. На первом месте в ряду внутренних осложняющих работу факторов представитель руководства РЖД поставил сложности в синхронизации показателей цифровой трансформации РЖД с показателями, установленными государством.
Чтобы чем-либо управлять, надо это измерять, — напомнил Евгений Чаркин. — Начиная с 2019 года, когда в РЖД была принята первая версия Стратегии цифровой трансформации, каждый год выполнялись замеры уровня цифровой зрелости компании. Оценка производится по методике собственной разработки. В прошлом году в замерах участвовали 1300 человек, общий показатель по итогам 2022 года — 3.95, в 2019 был 2.76, так что прогресс очевиден.
TAdviser SummIT состоялся 30 мая 2023 года в Москве и собрал более 1000 участников. С докладами выступили заместитель руководителя Федерального Казначейства Александр Албычев, старший вице-президент ВТБ Сергей Безбогов, вице-президент по ИТ ЕвразХолдинг Артем Натрусов и многие другие. В панельном интервью на вопросы организаторов и гостей саммита ответил заместитель министра цифрового развития РФ Максим Паршин.
Технологический суверенитет и продажа собственных ИТ-продуктов. Евгений Чаркин – о приоритетах РЖД в области «цифры»
Заместитель гендиректора РЖД Евгений Чаркин, выступая на конференции TAdviser SummIT 29 ноября 2022 года, поделился приоритетами цифровой трансформации компании. Перед РЖД стоят две крайне важные задачи. Одна из них – достижение эффектов от цифровой трансформации РЖД, стратегия которой начала реализовываться в 2019 году и была актуализирована в 2022 году.
За три года цифровизация принесла РЖД более 8 млрд рублей, привёл данные Чаркин. И этот показатель будет расти по экспоненте по мере масштабирования внедряемых решений, ожидают в компании.
Более 90% клиентов РЖД сейчас взаимодействуют с транспортной компанией без бумажных документов, более 73% билетов дальнего следования продаётся в электронном формате. Развивается электронный документооборот: в 2021 году количество электронных документов в компании составило 11,2 млн, а за 11 месяцев 2022 года – 13 млн.
Из презентации Евгения Чаркина на TAdviser SummIT
Другая важнейшая задача – обеспечение технологического суверенитета. Ещё в 2017 году РЖД первой из госкомпаний получила прямое поручение президента России о разработке и реализации программы по переходу на преимущественно отечественное ПО, с того времени РЖД этой темой занимается. К настоящему моменту десятки тысяч сотрудников РЖД работают в отечественных системах – это и корпоративный мессенджер, системы ВКС и др. Но сделать предстоит ещё не меньше.
При этом РЖД активно работает с Минцифры и с профильным индустриальным центром компетенций по импортозамещению (ИЦК) по внесению решений собственной разработки в реестр отечественного ПО, чтобы ПО официально считалось российским. По состоянию на конец ноября 46 систем РЖД находятся в реестре, и эта практика будет развиваться. А с февраля 2022 года РЖД не закупает больше никакого иностранного ПО.
Вышеупомянутые ИЦК – более 30, напомним, были созданы летом 2022 года по поручению зампреда правительства Дмитрия Чернышенко. ИЦК, связанный с железно-транспортной логистикой, возглавляет гендиректор РЖД. В рамках этого ИЦК компания заявила 8 систем, которые имеют отраслевое значение: это и перевод системы продажи билетов на открытый стек технологий, и импортозамещение системы эксплуатации инфраструктуры, которая потенциально может быть интересна не только РЖД, но и любому оператору линейной инфраструктуры. В списке также система, связанная с техобслуживанием и ремонтами (ТОиР) активов РЖД и автоматизированная система управления перевозочным процессом.
Эти системы интересны всей отрасли, в том числе партнёрам, и имеют серьёзный экспортный потенциал, говорит Евгений Чаркин. К примеру, более 10 стран работают на системе «Экспресс 3» – системе РЖД для бронирования и продажи билетов.
Второй трек в этом плане – импортозамещение ERP. Заместитель гендиректора РЖД напомнил, что их компания ранее была выбрана якорной по созданию отечественного шаблона ERP. Сейчас совместно с коллегами РЖД, с одной стороны, заканчивает проектирование целевой системы, в с другой стороны – финализирует дорожную карту, которую планирует в ближайшее время с правительством и с партнёрами из «Росатома» и «Газпром нефти» подписать.
Задача – выполнение требований указа президента о переводе на отечественные решения элементов критической информационной инфраструктуры (КИИ) до января 2025 года. В РЖД обещают её выполнить.
И третий трек – участие в сквозных треках по внедрению отечественного оборудования. Здесь РЖД заявляет себя, как одного из якорных заказчиков.
Большая линия работ в РЖД ведётся в области искусственного интеллекта. Всего сейчас реализуется 13 проектов. От их реализации компания рассчитывает получить совокупный эффект более 60 млрд рублей. Эта сумма может быть и больше. Например, система интеллектуального осмотра коммерческих поездов, которую РЖД внедрили на пилотном участке из 33 станций, принесла эффект, вдвое превышающий понесённые инвестиции.
Упомянул Евгений Чаркин и о ещё одном важном для РЖД треке – создании рыночных продуктов.
То, что мы создаём на базе РЖД, обкатываем, и что приносит эффект в РЖД, совершенно точно имеет смысл выводить в формат рыночных продуктов. Это то, чем мы занимаемся, и уже есть несколько успешных примеров, – говорит Евгений Чаркин.
В сентябре, например, РЖД внесла в реестр отечественного ПО «АРМ Кассира» на базе российских технологий, позволяющее в одном месте купить билеты на многие виды транспорта. Также она начала предлагать своим заказчикам, в том числе в формате облачного сервиса, систему «ИВА-Р» – систему ВКС, способную подключить более 7 тыс. пользователей. В разработке для «ИВА-Р» такой функционал, как дистанционный контроль здоровья, удаленный технический контроль, инвентаризация.
Опыт по роботизации процессов также был реализован на базе облачной платформы – «облачной фабрики роботов», и она уже доступна для внешних клиентов. Можно зайти на сайт и купить робота либо заказать под себя какого-либо программного робота. По данной модели уже начаты несколько пилотных проектов внутри холдинга РЖД.
О TAdviser SummIT
Конференция TAdviser SummIT, прошедшая 29 ноября 2022 года, стала одной из крупнейших за всю историю её проведения: в общей сложности мероприятие посетили более 1 тыс. делегатов. Также на выставке в рамках саммита была представлена самая обширная выставка ИТ-решений за всю историю мероприятия: поставщики продуктов и услуг развернули более 40 стендов. В конференции принял участие министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев, ответивший на острые вопросы ИТ-отрасли. В общей сложности в пленарной части и пяти параллельных отраслевых сессиях было представлено около 90 докладов.
Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года
Выступая на конференции TAdviser SummIT 27 ноября 2019 года, Евгений Чаркин, директор по информационным технологиям РЖД, рассказал в деталях о стратегии цифровой трансформации компании, которую совет директоров утвердил в конце октября. Чаркин считает серьезным успехом своей команды тот факт, что программу цифровизации удалось привязать к программе развития РЖД: «Всем становится понятен вклад ИТ-направления в развитие компании», отметил он.
В соответствии с этим принципом запланировано создание восьми цифровых платформ, каждая из которых становится базовым элементом ИТ-инфраструктуры для ключевых сфер деятельности РЖД: мультимодальных пассажирских перевозок, мультимодальных грузовых перевозок, транспортно-логистических узлов, оператора линейной инфраструктуры, логистического оператора электронной коммерции, управления перевозочным процессом, тягового подвижного состава, а также платформы непроизводственных процессов.
Слайд из презентации Евгения Чаркина
Важнейший элемент платформенного подхода – это возможность создавать новые сервисы, заложенная в платформенной архитектуре, пояснил Евгений Чаркин. – На базе наших цифровых платформ в дальнейшем будут создаваться отраслевые решения любой сложности.
Кроме того, базовые платформы создаются как комплекс взаимосвязанных технологических решений, обеспечивающих поддержку сквозных информационных технологий. В их числе: интернет вещей, большие данные, распределенные реестры, интеллектуальные системы, реализующие, в том числе, методы машинного обучения, виртуальная и дополненная реальность, а также новые технологии передачи данных, включая квантовые коммуникации.
В докладе ИТ-директора РЖД часто звучала аббревиатура CRM. В частности, CRM-система поможет перевести до 90% документооборота с отправителями грузов в электронный вид, ведомственная электронная торговая площадка станет «окном» для предоставления услуги доставки груза, смарт-контракты ускорят и повысят эффективность бизнес-процессов. По оценкам компании, в целом, это должно позволить ей увеличить рост объемов погрузки к 2025 году на 70 млн. тонн только за счет внедрения цифровых технологий.
CRM и система управления клиентскими данными – основа для внедрения более качественных услуг B2C через сайт компании, отметил Евгений Чаркин.
Сегодня у нас показатель посещаемости сайта – миллион человек в месяц. Мы ставим задачу обеспечить максимально таргетированное предложение для каждого, – подчеркнул ИТ-директор РЖД. – Для этих целей развиваем блок технологий аналитической обработки больших данных.
В сфере управления подвижным составом задача цифровой трансформации заключается в уходе от учетных систем к интеллектуальному управлению. ИТ здесь позволят повысить скорость планирования перевозок за счет оперативной актуализации с учетом новых факторов, а также снизить зависимость от человеческого фактора, например, в работе дежурно-диспетчерского персонала станции.
Локомотивный комплекс превратится в «Цифровое депо», где в рамках доверенной ИТ-среды проходят обслуживание «умные» локомотивы. Совместно с компанией Cognitive Technologies РЖД запустило проект, предполагающий использование ИТ-решений машинного зрения этого разработчика для сбора данных с датчиков, расположенных на подвижном составе, и анализа этих данных в реальном времени.
Для управления жизненным циклом всей железнодорожной инфраструктуры компания создала специального оператора линейной инфраструктуры, который будет, в частности, использовать в своей работе методы цифрового моделирования в строительстве и эксплуатации (BIM).
Цель – совместно с технологиями интернета вещей создавать цифровых двойников объектов, которые позволят, в частности, резко повысить эффективность ремонтных работ, – поясняет Чаркин.
ИТ-директор РЖД видит ряд сложностей, их невозможно избежать в столь масштабном проекте.
За любой трансформацией обязательно стоит изменение процессов, – говорит Евгений Чаркин. – Поэтому первый принцип реализации стратегии – реорганизация бизнес-процессов.
Реорганизация подразумевает внедрение принципиально новых механизмов кросс-функционального взаимодействия между подразделениями компании, добавил ИТ-директор РЖД.
Для РЖД понятие цифровой корпоративной культуры наполняется сугубо практическим смыслом.
Человеку не свойственно выходить из зоны комфорта. А как заставить это огромное количество людей работать по-новому? Для этого совместно с HR-департаментом разработана специальная программа, – рассказывает Евгений Чаркин.
Она включает не только специальное обучение сотрудников, вовлекаемых в процесс цифровой трансформации: от высшего руководства РЖД до рядовых сотрудников, но и создание специального института «агентов изменений», чья деятельность непосредственно связана с участием в управлении изменениями, обобщении передового опыта и его распространением в компании.
Отдельное направление стратегии цифровизации связано с непроизводственными процессами. Это последнее по списку, но не последнее по значимости направление включает, в частности, сложный проект импортозамещения корпоративной системы электронного документооборота, а также мероприятия по налоговому мониторингу.
Евгений Чаркин подчеркнул, что РЖД одним из первых крупных налогоплательщиков РФ перешли на электронное взаимодействие с ФНС.
Поставленные планы мы, несомненно, выполним. Для этого, в частности, в стратегии цифровизации четко прописаны не только цели, но и параметры KPI трансформации. Однако необходимо поддерживать качественные взаимодействия государства и крупной инфраструктурной компании, – отметил Евгений Чаркин.
По оценкам компании, экономический эффект от цифровой трансформации для самой компании составит приблизительно 153 млрд. рублей, а для экономики страны в целом – приблизительно 400 млрд. рублей.
TAdviser SummIT состоялся в Москве 27 ноября 2019 года и привлек более 700 участников – руководителей и экспертов ИТ-подразделений крупнейших компаний и государственных ведомств России, представителей ИТ-разработчиков и подрядчиков. В ходе мероприятия обсуждались перспективы цифровой трансформации бизнеса и госорганов, развитие технологий, продуктов и сервисов. Конференция прошла при поддержке Министерства цифрового развития. В ней принял участие глава ведомства Константин Носков, который в ходе открытой дискуссии подвел первые итоги нацпрограммы «Цифровая экономика». Всего в пленарной части и пяти тематических секциях прозвучало около 60 докладов. Мероприятие прошло в 5 залах Radisson Blu Olympiyskiy.
Совет директоров РЖД утвердил стратегию цифровой трансформации
28 октября 2019 года совет директоров РЖД утвердил стратегию цифровой трансформации компании до 2025 года. Документ определяет концептуальные основы и принципы трансформации компании в условиях цифровой экономики, задает приоритетные направления цифровизации, включая вопросы импортозамещения в области ИТ, а также необходимые для изменений ресурсы и технологии.
РЖД приступает к цифровой трансформации
Реализация стратегии будет способствовать не только внедрению в холдинге РЖД инноваций и прорывных технологий, но и изменению корпоративной культуры, повышению эффективности и формированию новых бизнес-процессов, а также расширению набора предлагаемых рынку услуг, говорится в сообщении РЖД.
По экспертным оценкам, которые приводят в самой РЖД, экономический эффект от цифровой трансформации для компании составит 150 млрд рублей, а для экономики страны – 400 млрд рублей.
Одним из основных принципов реализации стратегии станет формирование восьми цифровых платформ – комплексов взаимосвязанных технологических решений для взаимодействия участников транспортного рынка. В их числе платформы:
Стратегией предусмотрена реализация свыше 50 проектов в этих сферах, а также применение передовых отечественных инновационных разработок на базе таких цифровых технологий как хранение и управление «большими» данными, распределенные реестры, промышленный интернет вещей, квантовые вычисления и других.
Подробнее о некоторых платформах ранее в докладе на TAdviser SummIT рассказывал ИТ-директор РЖД Евгений Чаркин (см ниже).