Аварии и несчастные случаи

В ходе наводнения в Оренбургской области, вероятно, погибли четыре человека, однако власти об этом не сообщили, пишут “Важные истории”. Паводок тем временем продолжается: уровень воды в реке Урал начал падать, на очереди другие регионы – Томская, Курганская и Тюменская области. Причиной наводнения в Орске стал прорыв дамбы, в Томске вода также разрушила прибрежную насыпь рядом с Коммунальным мостом. Сибирь.Реалии спросила у экспертов, как устроена система гидротехнических сооружений в России и почему дамбы все чаще не выдерживают.

“Виноватого будут искать”

По данным Минприроды, в 2023 году на восстановление и ремонт ГТС в 44 регионах России направили 1,74 млрд рублей. Для сравнения: каждый день войны в Украине, по разным оценкам, обходится России приблизительно в 30 млрд рублей.

5 апреля из-за повышения уровня воды в Ириклинском водохранилище река Урал вышла из берегов и повредила дамбу, защищающую Орск – второй по величине город Оренбургской области. Позже вода дошла до Оренбурга, в регионе объявили ЧС федерального масштаба. Нынешний паводок в Оренбургской области – крупнейший за всю историю наблюдений в регионе. По последним данным, ущерб инфраструктуре оценивается более чем в 40 миллиардов рублей. Из пострадавших районов эвакуировано больше 10,7 тысячи человек, из них около полутора тысяч находятся в пунктах временного размещения.

Официально причины прорыва дамбы в Орске пока не озвучивали. СК возбудил дело по статьям УК о халатности и нарушении правил безопасности при строительных работах. Глава города Василий Козупица за два дня до прорыва дамбы заявил, что дамба выдержит паводок и защитит горожан. После аварии глава региона Денис Паслер заявил, что “проект дамбы рассчитан на другую нагрузку, гораздо меньшую, а такой паводок скорее исключение”.

Эвакуация жителей Орска

По словам экспертов, ситуация двоякая: с одной стороны, регион действительно переживал одно из мощнейших наводнений в истории, с другой – при строительстве или проектировании дамбы, вероятно, были допущены нарушения.

– В 2024 году в реке Урал наблюдался очень высокий уровень половодья, – говорит гидролог, доктор технических наук Иван Зайцев (имя изменено в целях безопасности. – СР) – В первую очередь, сказался высокий уровень осадков зимой: нынче выпало 142% от нормы. Кроме того, повлиял существенный уровень промерзания почвы, который влияет на так называемую “потерю стока”: чем глубже промерзла земля, тем больше воды остается на поверхности и в итоге окажется в реке и пойдет дальше. Уровень промерзания в Оренбуржье наблюдался в районе метра – это довольно много. При этом я бы обратил внимание на то, что вода не переливалась через дамбу, как бывает при крупных наводнениях. Вода прошла через тело дамбы, грунт ее пропустил. Значит, вероятно, при строительстве были допущены нарушения. Какие именно – мы пока не знаем, но виноватого, конечно, будут искать. Вполне возможно, что человеческий фактор здесь сыграл роль.

Дамбу в Орске построили в 2014 году, бюджету она обошлась в 910 млн рублей. Подрядчиком выступила компания “Спецстрой-3”, по данным “Важных историй”, близкая к региональной власти: через группу компаний “Оренбургспецстрой” она связана с семьей бывшего губернатора Юрия Берга. Нарушения при строительстве дамбы выявляли еще в 2014 году: ее соорудили на месте спиленных деревьев, поэтому пни оказались прямо в теле дамбы. Именно присутствие посторонних материалов могло привести к образованию внутри конструкции так называемого “прорана” – отверстия в грунте, через которое прошла вода, полагает специалист в области гидротехники и мелиорации Станислав Мещеряков (имя изменено в целях безопасности. – СР).

Орск после наводнения

– Перелива дамбы в этом случае не было, – говорит эксперт. – Судя по кадрам, которые я видел, образовался проран, под давлением воды нарушилась фильтрационная прочность сооружения. Возможно, в результате нарушений, но хочу подчеркнуть, что фактуры мы пока не имеем – можем лишь высказывать экспертное мнение. К сожалению, мы пока не знаем, кто именно проектировал дамбу, знаем лишь подрядчика. А нарушения могли возникнуть как на этапе проектирования, так и на этапе строительства. Какие именно? В теории, например, строители использовали не глину, а, допустим, супесь или песок. Второй вариант может быть таким: допустим, в процессе формирования тела дамбы туда утрамбовывались какие-то негрунтовые вещи. Бросали туда древесные остатки, к примеру. Допустим, были на стройке отходы, вывозить их не стали, а кидали под грунт, потому что “а кто узнает”. Но это в итоге и может сказаться на прочности сооружения.

После наводнения в Орске директор компании “Спецстрой-3” Сергей Комаров заявил, что отверстие в насыпи могли оставить грызуны. По его словам, “двух-, трехсантиметровой дырочки хватило бы, чтобы вода пошла через дамбу”.

Наводнение в Орске

“Контроль есть, но его нет”

По данным Ростехнадзора, в России более 30 тысяч гидротехнических сооружений: ГЭС, плотин, дамб, каналов, пропускных коллекторов, селезащитных и рыбопропускных сооружений. Дамбы в России, как правило, строят из грунта, формируя ядро – прокладку из глины внутри тела дамбы. Дамбы из бетона гораздо прочнее, но их в России существенно меньше, чем грунтовых, поскольку строить насыпи из песка существенно дешевле и быстрее, говорят эксперты.

Встречаются так называемые “дамбы с зубом” – специальным выступом, связанным с фундаментом сооружения для увеличения устойчивости. Дамбы разделяются по виду дренажной системы – системы каналов для приема и отвода воды из тела дамбы без ущерба для фильтрационной прочности сооружения. Дренажи бывают трубчатые, наслонные или комбинированные.

– Кстати, вот никто не обсуждает этот вопрос, тоже очень интересный, – замечает Станислав Мещеряков. – А дренаж-то был у этой дамбы? Вообще, планировался дренаж у этой дамбы? Для отвода избыточной фильтрации. Конечно, дренаж необходим. Соответственно, когда часть воды фильтруется сквозь тело дамбы, этой же воде нужно куда-то деться. И если вода начинает просто профильтровываться сквозь сооружение, это очень плохо.

Песчаные дамбы в России, как правило, возводят из песчано-гравийных смесей, суглинка, иногда – из глинобетона. Следить за состоянием гидротехнических сооружений (ГТС) должен Ростехнадзор. Согласно внутреннему приказу, специалисты этого ведомства в период паводка должны “направить предложения” властям регионов, где расположены аварийные или бесхозные ГТС. Кроме того, чиновники или представители собственника должны регулярно обследовать состояние сооружения. К 2018 году количество опасных ГТС составляло 2,8% от общего числа, число ГТС с неудовлетворительным уровнем безопасности – 11,2%. В основном возраст плотин и дамб в России превышает 60 лет, но есть и сооружения, построенные более 100 лет назад.

Наводнение в Тулуне летом 2019 года

– На грунтовом гидротехническом сооружении бывает два вида аварий. Первый – перелив воды через гребень дамбы. Это самый опасный вид, потому что в результате перелива сооружение полностью рушится. Второй вид – нарушение фильтрационной прочности. То есть когда сквозь тело дамбы начинает фильтроваться такое количество воды, что грунт не выдерживает и, грубо говоря, давление воды выдавливает грунт, – объясняет Мещеряков.

Перелив дамбы, согласно официальной версии, произошел в 2019 году на реке Ия в Иркутской области, в результате чего под водой оказался город Тулун. Выяснилось, что дамбу построили из расчета уровня воды 9,5 метра (уровень наводнения 1984 года), но в итоге волна оказалась существенно выше. Впрочем, некоторые эксперты полагали, что дамбу разорвало форсированным потоком воды, поскольку она была неверно спроектирована.

В других аналогичных случаях, произошедших относительно недавно, о переливе воды через гребень сооружения речи, как правило, не идет: вода разрушала дамбу изнутри. Например, в 2017 году прорвало дамбу на реке Ишим в Тюменской области: дома в затопленном дачном поселке не подлежали восстановлению, жителей успели эвакуировать. Сооружение построили в 1980 году без проектной документации. Аналогичные аварии происходили в 2017 году в Адыгее и Ростовской области, в 2021 году – в Ярославской области. Во всех случаях, согласно заключению Ростехнадзора, чиновники осматривали ГТС, но не могли оценить их состояние в силу отсутствия соответствующей квалификации.

Наводнение в Томске

– В России порядка 600 бесхозных гидротехнических сооружений, – отмечает Иван Зайцев. – Из примерно 36 тысяч. Вроде не так много, но на самом деле – достаточно. Какие-то остались ничьими с еще советских времен, какие-то в 90-е потеряли хозяев. Какие-то имеют хозяев, но давно требуют ремонта. По уровню опасности ГТС подразделяются на четыре уровня, и если за 1 и 2 классом следят довольно хорошо, то на 3 и 4 класс сил, как правило, не хватает. У нас огромное наследие в виде этих дамб, многие из которых расположены в сельской местности. Опять же крупные аварии (в Орске или Тулуне) произошли на вполне себе понятных, довольно новых, объектах: известно, кто собственник, известно, кто строил, прокуратура и Ростехнадзор за всем этим следили. Но все равно получилось так, как получилось. Контроль вроде есть, но его нет.

Между тем к середине апреля уровень воды в Урале начал снижаться, однако обострилась паводковая ситуация в Западной Сибири. В Томске потопило Коммунальный мост, проходящий через реку Томь. Вода разрушила грунтовую дамбу около одной из его опор. В Новосибирской области затоплены дома в четырех районах. В Тюменской области власти объявили штормовое предупреждение из-за угрозы наводнения. В МЧС уточнили, что уровень воды в реке Ишим достигнет отметки “половодье” к 17 апреля. В Алтайском крае спасатели ожидают вторую волну наводнения.

Режим ЧС также объявили в Курганской области. С 14 апреля уровень воды в реке Тобол растет. За последние двое суток вода поднялась на 2,6 метра. Губернатор Курганской области Шумков заявил, что ближайшие дни будут самыми сложными для жителей региона. В Кургане прогнозируется масштабное наводнение, которое может стать рекордным за последние 30 лет и достичь 11 метров.

Местные жители возводят дамбу в окрестностях Ишима Тюменской области

Большая вода через 7 лет снова пришла в окрестности Ишима Тюменской области: власти призвали жителей некоторых районов города эвакуироваться. объявлена эвакуация жителей сел Палёнка, Новогиреевка, Афонькино Казанского района, расположенного на границе с Казахстаном. Чтобы не пропустить воду, в Ишиме, селах Памятное, Казановка, Викулово местные жители сами наращивают высоту дамб мешками с песком.

– Нам не передавали, с утра смотрим телевизор и ничего не знаем. Экстренного оповещения нет. Пришло сообщение о паводке на телефон. Нет информации о пунктах, куда будут эвакуировать из села. Запасаемся водой и ждём, что дальше будет. Вода прибывает. Говорят, что паводок придёт к нам 17–18 числа, – рассказала Сибирь.Реалии пенсионерка из села Казанское Казанского района Тюменской области.

По словам губернатора региона Александра Моора, “воды обещают очень много, растет вероятность прорыва дамб или перелива через них”.

В Орске удалось засыпать дыру, через которую вода проходила дамбу. Местные жители создали петицию за отставку главы города Василия Козупицы. Под ней подписались более трех тысяч человек. А жители поселка Перовский под Оренбургом собрали 3 млн рублей и сами отсыпали дамбу, чтобы не пустить воду к домам. По их словам, местные власти на просьбы о помощи не откликнулись.

Мы не разглашаем имя автора этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России.

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Теги

»  » Аварии и несчастные случаи

Серьезную опасность для населения, объектов экономики и природной среды представляют аварии на гидротехнических сооружениях. Совсем недавно, 19.10.2019 г., в Красноярском крае прорвало дамбу технологического водоема золотодобывающей артели в районе п. Щетинкино на р. Сайбе. В результате  погибли 15 человек, пять числятся пропавшими без вести. О том, как обеспечить безопасность ГТС и не допустить катастрофы, рассказали в Главном управлении МЧС России по Республике Башкортостан.

В последнее время среди специалистов по промышленной безопасности идет активное обсуждение проекта нового федерального закона «О промышленной безопасности» (далее законопроект). В статье проанализировано содержание последней редакции законопроекта.

Многолетний опыт показывает, что в период осенне-зимнего пожароопасного периода количество пожаров увеличивается. О том, как готовится к предстоящему сезону Республика Марий Эл, рассказали в  Главном управлении МЧС России региона.

Вступило в силу Постановление Правительства РФ от 27.06.2019 г. № 822 «О порядке определения количественных значений показателей эффективности реализации государственной политики в области промышленной безопасности».

02.09.2019 г. в г. Казани состоялось расширенное заседание секции № 6 «Безопасность объектов нефтегазового комплекса» Научно-технического совета Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в рамках Татарстанского нефтегазохимического форума, посвященного 300-летию горного и промышленного надзора России.

Комиссия Верхне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) завершила расследование несчастного случая со смертельным исходом, произошедшего 10.06.2017 г. с машинистом бульдозера в карьере ОАО «Стойленский ГОК».

Взрывоопасные производства по хранению и переработке растительного сырья относятся к особо опасным объектам. Нарушения требований промышленной безопасности на этих предприятиях может привести к техногенным авариям.

Действующее законодательство не определяет порядок расчета суммы финансовых резервов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве, которым могут руководствоваться организации, эксплуатирующие ОПО. Вопрос формирования резерва 
финансовых средств разъясняется государственными органами.

В настоящее время наблюдается тенденция к снижению числа аварий и инцидентов на складах нефти и нефтепродуктов.  Положительно сказывается и внедрение комплекса мероприятий, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, внедрение современных технологий в производственный процесс.

С 1 сентября 2024 года вводятся новые правила для составления деклараций безопасности гидротехнических сооружений (ГТС). Важно учитывать следующие изменения:

Уровень безопасности ГТС: Для каждого гидротехнического сооружения будет установлен уровень безопасности ГТС: нормальный, пониженный, неудовлетворительный и опасный. Этот уровень будет определяться Ростехнадзором или Ространснадзором при утверждении декларации безопасности. Критерии для установления уровня безопасности будут разработаны Правительством с учетом особенностей каждого конкретного ГТС.

Преддекларационное обследование: При составлении декларации безопасности ГТС необходимо будет определить вероятный вред и провести преддекларационное обследование объекта. В этой статье рассказали о новой форме акта обследования

Присвоение и изменение класса ГТС: Класс гидротехнического сооружения будет определяться по результатам его очередного декларирования безопасности.

Ликвидация бесхозного ГТС: При консервации и ликвидации безхозного ГТС декларацию безопасности будет готовить региональные органы.

С 1 сентября 2024 года декларация безопасности ГТС может быть отправлена через Госуслуги. Это удобное новшество позволит значительно ускорить процесс получения заключения экспертизы.

Электронное подписание заявления: Заявление на экспертизу декларации ГТС необходимо будет подписать электронной подписью, в соответствии с требованиями пункта 4 Правил проведения госэкспертизы.

Получение заключения: После проведения экспертизы, заключение будет автоматически поступать в личный кабинет на портале «Госуслуги». Сроки проведения экспертизы будут зависеть от класса ГТС:

Внесение в реестр: Заключение экспертизы будет направлено экспертным центром в соответствующий государственный орган. В течение одного рабочего дня государственный орган внесет сведения о заключении в реестр заключений экспертных комиссий по декларациям безопасности.

Получение выписки из реестра: Организации также могут обратиться в государственный орган, чтобы получить выписку из реестра. Эта выписка будет представлена в виде электронного документа с QR-кодом, содержащим ссылку на веб-страницу с необходимыми сведениями из реестра. Срок предоставления выписки составляет три рабочих дня.

Эти новые механизмы упростят и ускорят процесс проведения государственной экспертизы декларации безопасности ГТС, что способствует обеспечению безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений.

В рамках реализации положений Федерального закона от 29 мая 2023 г. № 191-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О безопасности гидротехнических сооружений” и статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации” Правительством принято подготовленное Ростехнадзором постановление от 31.10.2023 года № 1825 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401”, предусматривающее внесение изменений в Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Принятым постановлением полномочия Ростехнадзора приводятся в соответствие с внесёнными в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ “О безопасности гидротехнических сооружений” изменениями.

В рамках оптимизации регулирования предусмотрен переход от индивидуальных правил эксплуатации гидротехнических сооружений, которые до настоящего времени разрабатывались собственником или эксплуатирующей организацией, а затем согласовывались Ростехнадзором, к установлению единых федеральных норм и правил в области безопасности гидротехнических сооружений.

Документом исключаются полномочия Ростехнадзора по согласованию правил эксплуатации гидротехнических сооружений и выдачи разрешений на их эксплуатацию, Ростехнадзор наделяется полномочиями по утверждению федеральных норм и правил в области безопасности гидротехнических сооружений.

В рамках исполнения положений данного постановления Ростехнадзор утвердит три документа:

С наилучшими пожеланиями,

АНО ДПО “Энергобезопасность”

Памятка для населения по вопросам безопасности судоходных гидротехнических сооружений

10 августа 2023

На территории г.о. Тольятти Самарской области на реке Волге имеются гидротехнические сооружения (далее – ГТС), в состав которых входят судоходные гидротехнические сооружения – шлюзы №21-22 и шлюзы №23-24 ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», представляющие при определенных условиях опасность для населения и объектов экономики, расположенных ниже по течению реки.

В целях предупреждения гибели (травматизма) людей и снижения ущерба имуществу граждан ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» информирует жителей и гостей Самарской области о правилах безопасности на гидротехнических сооружениях.

Прежде всего необходимо знать, что нахождение на территории судоходного гидротехнического сооружения и проход через него посторонним лицам запрещён.Гидротехнические сооружения располагаются на границе уровней воды и образуют верхний бьеф, межшлюзовой бьеф и нижний бьеф, соответственно с высоким, средним и низким уровнем воды.

При авариях на ГТС в результате стремительного падения воды из верхнего бьефа в нижнем бьефе образуется волна, которая обрушивает массу воды, движущейся с большой скоростью, что может привести к гибели людей, затоплению обширной территории, значительного числа жилых домов и объектов экономики.

В зонах затопления возможно разрушение (размыв) систем водоснабжения и водоотведения, сливных коммуникаций, мест сбора мусора и прочих отходов. В результате загрязнения зоны затопления возрастает опасность возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Угрозу жизни и здоровью людей представляют перемещаемые потокомобломки зданий и сооружений, других предметов, также пребывание в холодной воде.Правила поведения при аварии на гидротехнических сооружениях

Гражданам, проживающим (занимающимся какой-либо деятельностью) на территории, попадающей в зону затопления (подтопления) в районе нижнего бьефа, следует заранее ознакомиться с наиболее удобным маршрутом эвакуации.На экстренный случай должен быть приготовлен необходимый минимальный набор продуктов питания и вещей.По сигналу оповещения об угрозе затопления или при получении информации об аварии на гидротехническом сооружении граждане должны самостоятельно немедленно эвакуироваться в безопасное место.При эвакуации из дома необходимо взять с собой документы, ценности, вещи первой необходимости, запас питьевой воды и продукты питания на 2-3 суток.В паводкоопасный период часть имущества, которую требуется сохранить от затопления водой и нельзя взять с собой, необходимо перенести на верхние этажи зданий (чердак, верхние ярусы сооружений).Перед тем как покинуть дом, квартиру, необходимо выключить электричество и газ, плотно закрыть окна, двери, вентиляционные и другие отверстия в здании.

Помните!Для укрытия от надвигающейся волны можно использовать места на возвышенностях (дерево, верхний этаж здания, крыша дома).При затоплении вашего дома, поднимитесь на крышу и постоянно подавайте сигнал о своем местонахождении. Для привлечения внимания используйте яркую ткань, в темное время суток – фонарик или экран телефона. Контролируйте свои запасы питьевой воды и пищи, растягивая их на 1-2 дня. Не ешьте продукты, которые были подтоплены: они могут вызвать отравление.Оказавшись в воде, вплавь или с помощью подручных плавающих средств постарайтесь выбраться на сухое место, лучше всего на насыпь дороги или дамбу, по которым можно добраться до незатопленной территории.Оказывайте помощь людям, плывущим в воде или тонущим. Людей, подобранных на поверхности воды, следует переодеть в сухую одежду, датьуспокаивающие средства, а извлеченным из воды или со дна водоема – провести искусственное дыхание, если даже у них нет видимых признаков жизни.

Действия после аварииПосле аварии на гидротехническом сооружении и снижении уровня воды будьте внимательны и осторожны перед входом в жилище, осмотрите стены и крышу на предмет сильных повреждений или разрушений. Откройте двери и окна, чтобы проветрить помещение. Проверьте исправность газового оборудования. Не зажигайте огонь, пока не убедитесь в отсутствии утечки газа. Электропроводку, водопровод, канализацию также подвергните тщательному осмотру. Воду из помещений, из подвала и колодцев следует откачивать постепенно. Перед уборкой помещений просушите жилище.

Единый номер экстренных служб 112

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *