автозаправочные станции рд

Открытие автозаправки — перспективный вид бизнеса, связанный с использованием потенциально опасных и легковоспламеняющихся веществ. Поэтому контролирующие органы ведут надзор не только на этапе открытия, но и периодически посещают АЗС во время работы.

Действующие требования к проектированию всех разделов документации для мультитопливных, газовых заправок включают соблюдение норм Градостроительного кодекса РФ, технических регламентов о безопасности зданий и сооружений, нормативов пожарной безопасности.

Какие органы проверяют

После подготовки рабочей документации по проекту строящейся заправочной станции владельцу предстоит согласовывать свои действия с такими контролирующими органами:

  • комитетом по охране окружающей среды;
  • управлением противопожарной службы;
  • Роспотребнадзором;
  • управлением, занимающимся вопросами архитектуры и градостроительства;
  • Государственной инспекцией безопасности дорожного движения;
  • представителями местного энергонадзора.

Кроме того, местная администрация может выпустить особое постановление или другие документы, регламентирующие строительство и деятельность заправок. С ними придется считаться. Такие особенности местного самоуправления предназначены для:

  • снижения уровня пожароопасности;
  • улучшения качества услуг, оказываемых потребителям на территории комплекса;
  • соблюдения санитарных и экологических нормативов.

В зависимости от размеров и выбранного типа заправочной станции — стационарной, контейнерной, передвижной, модульной или блочной, — будет меняться объем требований, предъявляемых контролирующими органами.

После открытия заправки нужно подготовиться к периодическим визитам представителей налоговых органов, инспекторов противопожарной службы, нефтеинспекции. Представители санитарно-эпидемических станций, а также работники природоохранных организаций регулярно проводят проверки заправок на соответствие действующим правилам.

Требования к расположению заправки

Любая возводимая АЗС должна размещаться со стороны преобладающего направления ветров по отношению к близлежащим производственным, жилым или общественным зданиям. Выбор земельного участка производится с учетом годовой розы ветров, а также с учетом положений НПБ 02-93.

В документе приводятся нормы и требования Государственной противопожарной службы МВД РФ по отношению к вновь строящимся комплексам. В выборе трасс или площадок для возведения заправочной станции участвует специально создаваемая комиссия государственного пожарного надзора РФ.

Общие требования к размещению АЗС:

  • не допускается строительство заправочных станций на путепроводах или под ними;
  • планировка должна исключать растекание топлива как по территории комплекса, так и не допускать вытекание воспламеняющихся жидкостей за пределы АЗС;
  • в специально отведенных местах — по периметру и на самой заправке — должны быть предусмотрены дренажные лотки, по которым в очистные сооружения будут отводиться загрязненные осадки и сточные воды.

Планировочные решения новой АЗС должны предусматривать:

  • выделение зон для формирования зеленых насаждений;
  • возможность удобного подъезда и стоянки легковых или грузовых автомобилей рядом с колонкой во время заправки топливом;
  • полный обзор заправочных колонок с места, в котором находится оператор;
  • наличие санитарно-гигиенических условий для работы персонала заправочной станции;
  • согласование архитектурной концепции комплекса с имеющейся композицией ближайшего жилого района или муниципальной зоны.

Минимальные расстояния от автозаправочного комплекса до ближайших объектов нормируются по НПБ 111-98. Разработаны определенные требования, касающиеся таких частей и оборудования АЗС, от которых проводится отсчет:

  • расстояние до границ земельных участков общеобразовательных школ, дошкольных учреждений, лечебных комплексов, жилых и общественных зданий, а также одноквартирных жилых объектов;
  • от стенок емкостей, в которых хранится топливо, а также запасных резервуаров, всех типов подземного или наземного оборудования, участвующего в обращении топлива или его паров;
  • от корпусов раздаточных колонок, границ технологических колодцев, площадок для размещения автоцистерн, наружных стен зданий, относящихся к заправке;
  • до ближайшей перегородки или внутренней стены помещений другого назначения, которые находятся в одном здании с АЗС.

Размер земельного участка, выделяемого для возведения заправочной станции, согласуется с действующими в регионе градостроительными нормами. Вся площадка выравнивается, покрывается асфальтом или заливается бетоном.

Требования к инженерным сетям

При строительстве заправочной станции руководствуются действующим сводом правил СП 30.13330.2020, которые регламентируют технические требования к водопроводным и канализационным сетям. Данные нормативные документы обязательно учитываются при возведении объектов, на которых будут регулярно использоваться системы водоснабжения и водоотведения.

Также к зданию заправки подводится питьевая вода, качество которой должно соответствовать СанПиН 2.1.3684-21. Подача воды организуется одним из следующих способов:

  • бурение артезианской скважины;
  • закачивание в систему из ближайшего колодца;
  • врезка в магистраль централизованного водоснабжения.

Размещение и тип источника воды согласуется с местными санитарными службами. Если подача будет организована из собственной скважины, руководящее лицо на данной АЗС должно обеспечить соответствие показателей качества воды указанным в действующих санитарных нормах требованиям. А также проводить регулярный лабораторный контроль нормируемых характеристик.

При прокладке канализационных сетей учитывают необходимость строительства двух отдельных систем — для отвода бытовых сточных вод, а также дождевых стоков и производственных жидкостей. Вблизи заправочного комплекса обустраивают систему очистки стоков, при этом бытовые сточные воды очищаются согласно приведенным в СП 32.13330.2018 правилам.

Путем монтажа лотков со съемными решетками можно сформировать систему для сбора ливневых стоков. К ней же можно присоединить производственные сточные воды, которые направляются к очистным сооружениям, состоящим из:

  • фильтрационного блока;
  • колодца-отстойника;
  • сборного колодца.

Если говорить о технической оснащенности объекта, каждая заправочная станция оборудуется средствами громкой, радио-, телефонной связи.

Требования к освещению

Свод правил СП 52.13330.2016 регламентирует обустройство сетей освещения. На автозаправочной стации все помещения, кроме искусственных источников света, должны располагать достаточным количеством окон для поддержания естественного освещения.

Рабочие поверхности в здании АЗС должны быть освещены лампами накаливания с интенсивностью не менее 200 лк. Ответственный за эксплуатацию персонал регулярно проводит очистку осветительных приборов, которые оборудованы светорассеивающими плафонами.

Правила хранения топлива

На АЗС может находиться разное количество топлива, но все оно должно храниться в подземных резервуарах, выполненных из металла. Защитный слой земли при этом должен составлять не менее 100 см.

Т.к. заправочные комплексы наряду с нефтепродуктами реализуют смазочные материалы, масла, охлаждающие и очищающие жидкости, вся эта продукция хранится в специально оборудованных помещениях. Принимающий смену оператор перед началом работы должен удостовериться в целостности всех емкостей, которые находятся на реализации.

Хранение отработанных нефтепродуктов разрешается только при условии, что они:

  • маркированы в соответствии с действующими требованиями безопасности;
  • находятся в целой таре;
  • могут безопасно транспортироваться на предприятия по их переработке;
  • не создадут опасных ситуаций при погрузке.

Чтобы не допустить наложения штрафов от представителей природоохранных структур, руководство АЗС должно способствовать снижению уровня загрязнения окружающей среды:

  • не допускать перелива топлива при заправке, постоянно контролировать герметичность замеряющих, сливных устройств, резервуаров для хранения газа, нефтепродуктов;
  • защищать от попадания атмосферных осадков заправочные колонки;
  • контролировать содержание вредных веществ в воздухе, почве, чтобы показатели не превышали нормы ПДК.

Пожарная безопасность

Все вводимые в эксплуатацию АЗС проектируются и строятся в соответствии с действующим сводом правил СП 156.13130.2014. При этом требования к каждому из 13 типов заправочных станций характеризуются особенностями, отраженными в приложениях к НПБ 111-98 для передвижных, контейнерных заправок, топливозаправочных пунктов и мультитопливных АЗС.

Выбор участка как в зоне населенного пункта, так и за его пределами согласуется с Государственной пожарной инспекцией (ГПС), учитываются нормы НПБ 02-93. В зависимости от вида пролегающих вокруг заправки дорог нормируется расстояние до магистралей или улиц. Также учитываются градостроительные правила СП 42.13330, СНиП 2.07.01-89.

Для повышения общего уровня безопасности и быстрой локализации открытого огня в случае аварийной ситуации на АЗС должны быть предусмотрены такие средства пожаротушения:

  • средства тушения пожаров стационарного типа (в том числе, автоматические системы);
  • ручные, перевозимые огнетушители;
  • выводы магистрального водопровода;
  • системы, подающие нужный напор из ближайшего наружного водоема.

Требования к помещениям

Проектирование АЗС осуществляется в соответствии с СП 56.13330.2011, а также СНиП 31-03-2001. Для того чтобы максимально снизить нагрузку на глаза сотрудников, окраска помещений осуществляется в тонах, улучшающих освещенность рабочего места.

Рабочая зона, в которой находятся посетители, а также комнаты для персонала оборудуются твердым напольными покрытием, стойким к действию моющих и дезинфицирующих средств, которое отвечает действующим санитарным нормам. Оборудование места работы оператора в сидячем положении производится в соответствии с ГН 2.2.5.1314-03.

Помещения для персонала включают в себя:

  • гардеробные с двухсекциоными шкафами для хранения обуви, спецодежды, верхней одежды;
  • туалетные комнаты;
  • душевые.

Стены всех помещений выкладываются керамической плиткой или другими влагостойкими отделочными материалами светлого оттенка, при этом высота облицовки должна составлять не менее 1,8 метров.

Большие заправочные комплексы, включающие торговую зону и площадки для приема посетителями пищи, должны быть оборудованы туалетными комнатами для посетителей. При этом желательно одно такое место обустроить для принятия лиц с ограниченными физическими способностями.

Обязательное требование для современных АЗС — наличие искусственной вентиляции в помещениях, где хранится спецодежда персонала. Административные и рабочие помещения оборудуются системой отопления, местного или централизованного типа. В качестве теплоносителя для организации местного отопления может использоваться подогретый воздух, пар или вода.

Следует учесть, что температуру воздуха внутри заправочного комплекса, нормы содержания вредных веществ в воздушной среде и другие показатели будут контролировать органы санитарного надзора при каждой проверке.

Требования к зданиям в зоне заправки

На территории заправочного комплекса разрешается строительство и расположение ограниченного количества сооружений:

  • административного типа;
  • для работы операторов;
  • туалетных комнат;
  • помещений для приема пищи персоналом, который находится на смене;
  • комнат для службы охраны;
  • технических помещений, в которых будет храниться спецодежда сотрудников, рабочий инструмент, вспомогательное оборудование.

Для отдельных категорий АЗС допускается расположение на занимаемой площади центров сервисной помощи, зон обслуживания водителей (за исключением газовых заправок с одностенными емкостями для хранения сжиженного топлива).

На выделенном под заправочную станцию участке не разрешается размещение:

  • помещений, в которых будет проводиться сервисное обслуживание автомобилей, в процессе чего могут образовываться и циркулировать газы или пары с высокой степенью возгораемости;
  • сооружений класса А, Б (кроме входящих в технологическую систему АЗС) или Г (за исключением котельных).

Возводимые на территории заправки здания должны относиться к I-III степени огнестойкости, быть не выше двух этажей, при этом площадь двухэтажных не должна превышать 150 кв. метров.

Все резервуары и контейнеры для хранения топлива оборудуют защитой от повреждения машинами или механизмами, а навесы над заправочной зоной и другими местами общего (специального) пользования изготавливают из негорючих материалов.

По требованиям РД 34.21.122-87, заправочные комплексы оборудуются системами молниезащиты не менее II категории, а также заземляющим контуром. В соответствии с правилами обустройства нефтехимических предприятий и нормативными документами ПУЭ, на всех типах АЗС запрещен подвод электроэнергии воздушными линиями.

Санитарные требования

Наиболее часто фиксируемые виды нарушений действующего санитарного законодательства касаются:

  • норм предельно допустимой концентрации вредных веществ в воздухе;
  • прав потребителей;
  • требований к обращению с жидкими и твердыми отходами;
  • норм эксплуатации сооружений, находящихся на территории АЗС.

Перед открытием заправки в том или ином регионе следует ознакомиться со сборником СНиП, который обычно местный руководящий состав готовит для ознакомления. В таком перечне содержатся основные рекомендации по проектированию, размещению, планировке, монтажу, заправочных станций. Если же такого сборника документации нет, придется изучить большое количество нормативных документов, чтобы найти все требования, принятые в данном населенном пункте.

Требования к персоналу

При работе в пределах периметра и в помещениях АЗС персонал должен неукоснительно соблюдать правила пожарной, технической безопасности. Поэтому при приеме на работу проводится вводный инструктаж по ПБ, а при выполнении рабочих заданий проводятся систематические инструктажи. Ответственные лица ведут специальный журнал, в который заносятся результаты первичного или других видов инструктажей.

Связанная с Александром Говором компания купила сеть АЗС в Красноярске

Москва. 25 октября. INTERFAX.RU – Новокузнецкое ООО “Капитал Инвест” (Новокузнецк) приобрело 99% ООО “Магнат-РД” (сеть АЗС в Красноярске), свидетельствуют данные единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ).

Ранее 99%-ная доля “Магнат-РД” входила в перечень имущества банкротного ООО “Регион нефтетрейд” (РНТ). По информации конкурсного управляющего РНТ Владислава Назарова, цена этой доли по договору купли-продажи составила 239,4 млн рублей.

Как говорится в материалах ЕФРСБ, торги проводились в виде публичного предложения, начальная цена составляла 1,2 млрд рублей.

По данным ЕГРЮЛ, “Капитал Инвест” полностью принадлежит АО “Инрусинвест” – девелоперской компании, связанной с Александром Говором, владельцем сети ресторанов “Вкусно – и точка” (бывшая сеть McDonald’s в России).

ООО “Магнат-РД” с 2018 года находилось в процедуре банкротства. До банкротства в собственности компании находилось 28 АЗС, три нефтебазы с общим объемом хранения горюче-смазочных материалов до 10 тысяч тонн, а также автотранспортный участок с 30 бензовозами. В 2018 году сеть АЗС “Магнат-РД” передала автозаправки в аренду АО “Красноярскнефтепродукт”.

В 2021 году “Магнат-РД” получила 75,7 млн рублей чистой прибыли по РСБУ при выручке в 81 млн рублей, в 2020 году – 25,8 млн рублей и 88,6 млн рублей соответственно, говорится в отчетности компании.

“Инрусинвест” развивает в Кемеровской и Новосибирской областях, Алтайском крае и Республике Алтай по франшизе сеть АЗС “ЛУКОЙЛ”. В 2017 году 100% “Инрусинвеста” получила Светлана Говор. Данные за более поздний период не раскрываются. По данным участников рынка, компания подконтрольна Говору и его семье.

Кроме того, Александр Говор и Юрий Кушнеров владеют по 50% Яйского НПЗ в Кемеровской области. Как сообщалось, весной 2022 года бизнесмены приобрели еще два НПЗ – ООО “Нефтеперерабатывающий завод “Северный Кузбасс” и ООО “Анжерская нефтегазовая компания” (АНГК), они находятся в Анжеро-Судженске Кемеровской области и составляют единый технологический комплекс. С весны 2022 года ведется объединение “Северного Кузбасса” и АНГК с Яйским НПЗ.

Новости по теме

Автозаправочные станции – одни из самых прибыльных и, одновременно, самых проблемных предприятий с точки зрения пожаро- и взрывоопасности. Поэтому безопасное функционирование АЗС возможно только при точном выполнении актуальных правил технической эксплуатации, действующих в 2022 году. Их регламентируют ГОСТ 58404-2019 и другие нормативные документы. Современная автозаправочная станция – технически сложный комплекс. В его состав входят: территория, здания различного назначения, технологическое, метрологическое и эксплуатационное оборудование. Государственные и отраслевые нормативы, распоряжения местных властей касаются всех компонентов АЗС.

Автозаправочные станции рд

Общие правила технической эксплуатации АЗС

При эксплуатации автозаправочных станций следует соблюдать следующие правила:

  • Объекты нефтепродуктообеспечения должны полностью соответствовать проектам, составленным с учетом нормативных требований к приемке, отпуску и учету продукции.
  • Отпуск продукции осуществляется через контроллер управления ТРК.
  • При обнаружении контролирующими органами несоответствия любого из компонентов АЗС нормативным требованиям работа объекта должна быть прекращена.
  • На станции должна быть предусмотрена надежная связь – радио или телефонная. Информация клиентам транслируется с использованием устройств громкой связи.

Местные администрации на региональном уровне издают постановления, направленные на повышение качества услуг, точности выполнения экологических и гигиенических норм, правил пожарной безопасности.

Требования к размещению автозаправочной станции и строениям, находящимся на ее территории

Заправки размещают с подветренной стороны от расположенных вблизи сооружений. Выполнение этого требования контролируют службы государственного пожарного надзора и СЭС. Нормативное расстояние от автодорог до объекта зависит от типа станции и категории автодорог.

На территории АЗС разрешено размещать только определенные типы зданий и сооружений:

  • здание для операторов;
  • административные строения;
  • помещения для хранения незадействованного в работе оборудования, инструмента, формы;
  • котельная, в которой используются теплоносители с температурой не выше +80̊ C;
  • помещения сантехнические и предназначенные для приема пищи работниками текущей смены;
  • помещения для охраны.

За исключением газовых заправочных станций с одностенными резервуарами, на территориях АЗС разрешено располагать СТО и зоны по обслуживанию водителей.

Здания, построенные на территории автозаправочной станции, должны:

  • быть одно- или двухэтажными, в последнем случае их площадь не может превышать 150 м2;
  • иметь степень огнестойкости – I-III.

Навесы должны быть сооружены из огнестойких материалов, а резервуары с топливом надежно защищены от повреждения машинами и механизмами.

Основные требования к технологическому оборудованию АЗС

Подробно требования к технологическому оборудованию заправки изложены в ГОСТах, нормах пожарной безопасности и другой нормативной документации, основные из них:

  • ТРК должны быть оборудованы устройствами, которые предотвращают разлитие топлива при их повреждении;
  • резервуары для топлива должны сохранять собственную герметичность при соблюдении правил эксплуатации в течение 10 лет;
  • емкости для хранения топливных ресурсов необходимо оборудовать системами, позволяющими отслеживать герметичность резервуаров;
  • все электрооборудование должно быть заземлено в соответствии с актуальными на данный момент ПУЭ и ПЭЭП.

Основные требования, предъявляемые к эксплуатационному оборудованию автозаправок

Для обеспечения безопасной и удобной эксплуатации автозаправочных станций предусмотрен целый комплекс оборудования, соответствующего условиям нормативов.

Средства защиты ТРК от наезда автотранспорта

Для защиты топливораздаточных колонок и островков безопасности от наезда ТС устанавливаются прямые и гантелеобразные коронки, которые изготавливаются из коррозионностойкой стали и стали марки Ст3, обработанной антикоррозионными составами. Высота коронок – 18-40 см, чаще всего – 22-25 см. Для этой цели также востребованы защитные ограждения, дуги и столбики, изготовленные из стали и алюминиевых сплавов.

Люки технологического отсека резервуара

Изготавливаются из листовых алюминиевых сплавов, покрытых цветным порошковым составом. Их конструкция предусматривает возможность зафиксировать крышку в открытом состоянии. Назначение люка – предотвращение несанкционированного проникновения в топливную емкость и попадания в нее посторонних предметов и жидкостей.

Контейнеры

На территории АЗС устанавливаются контейнеры различного назначения: для песка, замазученных отходов, образцов нефтепродуктов. Для их изготовления используются листовые сталь и алюминиевые сплавы, окрашиваемые порошковыми составами по специальной технологии, которая обеспечивает покрытию высокие прочность, износостойкость, долговечность.

Пеналы для метроштоков

Пеналы обеспечивают нормативное хранение метроштоков в строго вертикальном или горизонтальном направлении. Эти изделия имеют сборно-разборную конструкцию, состоящую из опор и корпуса. Опоры крепятся к основанию с помощью анкерных элементов.

Флагштоки

Основное функциональное назначение этого элемента – визуальный ориентир, обеспечивающий оперативное распознавание объекта. Флаги могут быть: государственными, фирменными, реже – декоративными. Баннерное плечо флагштока сконструировано таким образом, что флаг остается развернутым даже в безветренную погоду.

Оборудование для удобного совершения коммерческих операций

Для безопасной передачи денежных средств и документов от кассира к покупателю и обратно предназначены валютные и передаточные лотки. Валютные лотки имеют увеличенные посадочные габариты, обеспечивающие передачу не только денег, но и документов.

Люки дымоудаления

Назначение этих автоматизированных устройств – естественное удаление продуктов сгорания и тепла при возникновении пожара. Место монтажа – крыша здания. Управление – дистанционное.

Пожарные щиты

Изделия открытого типа представляют собой стенд с крючками, предназначенными для размещения инвентаря, который используется при пожаротушении. Закрытые щиты позволяют размещать оборудование не только на стенде, но и на дне. Они оснащаются решетчатыми створками, которые закрываются пломбой или на ключ.

Оборудование для сбора и хранения бытового мусора

Для этой цели используются урны и сервис-боксы. Места их установки указываются на плане АЗС.

Комплекты ГГС

Устройства громкоговорящей связи позволяют удобно общаться между собой операторам и клиентам, находящимся по разные стороны от расчетного окна. Они также используются для трансляции объявлений по всей территории автозаправки.

На территории АЗС предусматривают наличие буксировочной штанги, с помощью которой проводят экстренную эвакуацию автотранспортных средств, и указателей движения, позволяющие грамотно организовать въезд и выезд ТС.

Правила технической
эксплуатации автозаправочных станций

Принят и введен в действие приказом Минэнерго РФ

от 1 августа 2001 г. № 229

(с изменениями от 17 июня 2003 г.)

Введен в действие с 1 ноября 2001 г.

Область применения

1.1. Настоящий РД устанавливает требования к
эксплуатации автозаправочной станции (далее АЗС), ее территории, зданиям,
сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку приема, хранения,
выдачи и учета нефтепродуктов, метрологическому обеспечению, экологической и
пожарной безопасности, охране труда, обслуживающему персоналу и его
профессиональной подготовке.

1.2. Положения и требования настоящего РД распространяются на
действующие, строящиеся и реконструируемые АЗС, которые осуществляют обеспечение
нефтепродуктами владельцев транспортных средств, водителей специального
автотранспорта и автотранспорта специального назначения, а также для
удовлетворения собственных нужд организаций и индивидуальных предпринимателей.

1.3. Требования РД обязательны для применения на всей территории России
для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной
принадлежности и индивидуальных предпринимателей (в дальнейшем – организации),
осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС.

2.1. АЗС предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами. На
АЗС осуществляются следующие технологические процессы: прием, хранение, выдача
(отпуск) и учет количества нефтепродуктов. Дополнительно на АЗС реализуют
смазки, специальные жидкости, запасные части к автомобилям и другим
транспортным средствам, а также оказываются услуги владельцам и пассажирам
транспортных средств.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.2. Место расположения АЗС определяется в порядке, установленном
действующим законодательством.

2.3. Эксплуатируемые АЗС должны соответствовать проектам. Проекты
реконструируемых и вновь строящихся АЗС должны соответствовать настоящим
Правилам и действующей нормативной технической документации.

2.4. АЗС эксплуатируются на основании требований настоящих Правил и
нормативных документов, регламентирующих требования к средствам измерения,
противопожарным мероприятиям, экологической и санитарной безопасности, охраны
труда и иных документов, принятых в соответствии с законодательством Российской
Федерации. Вся вновь разрабатываемая нормативная техническая документация
(далее – НТД), регламентирующая деятельность АЗС, согласовывается с
Министерством энергетики Российской Федерации. Допускается разработка и
применение ведомственных технических инструкций, методик, связанных с
эксплуатацией АЗС, не противоречащих действующим нормативным документам и
техническим требованиям настоящих Правил.

2.5. Наличие зданий, сооружений, помещений для оказания сервисных услуг
на территории АЗС должно быть отражено в проекте автозаправочной станции. При
оказании сервисных услуг должны выполняться требования соответствующих
нормативных технических документов.

2.6. Режим работы АЗС определяется организацией, осуществляющей
деятельность по эксплуатации АЗС.

2.7. В соответствии с действующим законодательством предоставление
услуг, продажа сопутствующих товаров, отпуск и заправка нефтепродуктами за
наличный и по безналичному расчетам, в том числе по талонам, заправочным ведомостям,
по пластиковым картам осуществляются с использованием контрольно-кассовых
машин, допущенных к применению на территории Российской Федерации и внесенных в
Государственный реестр контрольно-кассовых машин.

Управление процессом отпуска с топливо-раздаточных колонок
осуществляется контрольно-кассовой машиной через контроллер управления ТРК или
компьютерно-кассовой системой (в состав которой входят компьютер и фискальный
регистратор) через контроллер управления ТРК.

2.8. Все работники и специалисты АЗС, связанные с организацией,
руководством и проведением работ непосредственно на рабочих местах, проходят
обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов, а
также медицинский осмотр и все виды инструктажа в соответствии с действующим законодательством.

2.9. Доставка нефтепродуктов на АЗС в соответствии с проектом может
осуществляться автомобильным, железнодорожным, трубопроводным или водным
транспортом.

2.10. Нерасфасованные нефтепродукты отпускаются в баки автотранспортных
средств и тару потребителей исключительно через топливо- и маслораздаточные
колонки.

2.11. Руководитель АЗС является ответственным за техническую
эксплуатацию АЗС.

Руководители и работники АЗС проходят квалификационную подготовку
(переподготовку) и аттестацию.

2.12. Здания, сооружения, технологическое и энергетическое оборудование,
а также вспомогательные устройства и оборудование АЗС эксплуатируются в
соответствии с разработанной на них проектно-эксплуатационной документацией.

2.13. Обслуживание и ремонт технологического оборудования АЗС проводится
в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей и системой технического
обслуживания и ремонта. Обо всех видах выполненного обслуживания и ремонта в
паспортах (формулярах) оборудования и журнале учета ремонта оборудования
делаются соответствующие записи.

2.14. Эксплуатация оборудования не может осуществляться при обнаружении
в процессе технической проверки, монтажа или эксплуатации несоответствия
требованиям нормативных и эксплуатационных документов.

2.15. АЗС оборудуется устойчивой телефонной или радиосвязью. Для
обеспечения общения дежурного персонала с потребителями в пределах территории
АЗС оборудуется громкоговорящей связью.

2.16. АЗС укомплектовывается материалами и средствами для ликвидации
возможных аварийных ситуаций в соответствии с утвержденным планом ликвидации
аварий.

2.17. Обслуживание и ремонт технологического оборудования АЗС проводится
организациями или специалистами, имеющими право на обслуживание данного вида
оборудования.

Работники, допускаемые к работе на электротехнических установках, с
электрическим инструментом, а также с машинами и механизмами с электроприводом,
должны иметь квалификационную группу по электробезопасности в соответствии с
действующими требованиями.

2.18. Контроль и надзор за соблюдением настоящих Правил технической
эксплуатации АЗС осуществляется государственным энергетическим надзором.

Информация и документация АЗС

3.1. При осуществлении контроля и надзора проверяется наличие на АЗС
следующей информации:

а) организационно-правовая форма и форма собственности организации;

б) наименование организации (ФИО индивидуального предпринимателя);

в) номер (при наличии) или наименование данной АЗС;

г) место нахождения (адрес) и контактный телефон организации;

д) перечень реализуемой продукции с указанием розничных цен и
оказываемых услуг, включая услуги по заправке автотранспортных средств
работниками АЗС. Розничные цены и стоимость оказываемых услуг утверждаются
руководителем организации;

е) режим или особые условия работы;

ж) фамилии, имена, отчества работающих операторов или смен операторов;

з) ответственные за пожарную безопасность, охрану труда;

и) указатели организации движения автотранспорта по территории АЗС;

к) информация об особенностях работы с отдельными типами ТРК, МРК;

л) информация об обязанностях водителей при заправке автотранспорта и
правилах поведения при нахождении на территории АЗС;

м) порядок очередности при обслуживании автотранспорта.

3.2. При осуществлении контроля и надзора на АЗС, предназначенных
исключительно для заправки транспортных средств, принадлежащих владельцу АЗС,
не осуществляющих розничную торговлю нефтепродуктами, проверяется наличие
информации, предусмотренной пунктами “з”, “и”,
“л”.

3.3. Допускается нанесение фирменных знаков, символов, логотипов на
зданиях, сооружениях, конструкциях АЗС, установка флагштоков с фирменными
вымпелами, флагами организации. Нанесенные фирменные знаки, символы и т.д.,
установленные флагштоки с вымпелами, флагами не должны нарушать условий
безопасности эксплуатации АЗС.

Вся информация должна быть хорошо различима и читаема. Информация
выполняется на русском языке. По усмотрению руководства АЗС информация может
быть выполнена дополнительно на языках национального или межгосударственного
общения.

3.4. При осуществлении контроля и надзора проверяется наличие на АЗС
следующей документации:

а) документ о регистрации в качестве юридического лица или
индивидуального предпринимателя;

б) лицензия на осуществление данного вида деятельности или заверенная
копия;

в) паспорт АЗС с технологической и электрической схемами (Приложение 1),
схемами молниезащиты и заземления;

г) настоящие Правила технической эксплуатации АЗС;

д) паспорта на резервуары (Приложение 2);

е) формуляры (паспорта), руководства по эксплуатации на топливо- и
маслораздаточные колонки, журналы учета работы ТРК (МРК) (Приложение 3);

ж) градуировочные таблицы на резервуары;

з) план и порядок действий персонала АЗС при возникновении и ликвидации
возможных аварийных и чрезвычайных ситуаций, согласованный с компетентными
организациями в установленном порядке;

и) инструкции по:

– охране труда работников АЗС при выполнении всех технологических
операций, при выполнении работ по обслуживанию и ремонту технического и
технологического оборудования;

– пожарной безопасности;

– эксплуатации очистных сооружений;

к) паспорта технического и технологического оборудования (кроме
вышеуказанного в пп.”д”, “е”): систем вентиляции и
кондиционирования воздуха, водоснабжения, отопления, электродвигателей, насосов
и т.д.;

л) инструкции работников АЗС по исполнению функциональных обязанностей;

м) журнал учета поступления нефтепродуктов (Приложение 5);

н) журнал учета ремонта технического и технологического оборудования
(Приложение 6);

о) сменный отчет (в соответствии с действующей документацией);

п) график поверки на все средства измерения (СИ) и свидетельства или
иные документы, подтверждающие факт выполнения поверки СИ;

р) книга жалоб и предложений;

с) утвержденный прейскурант цен на товары и услуги;

т) паспорта (сертификаты) качества на товары;

у) документация о выполнении всех видов проверок и испытаний
электрического оборудования АЗС;

ф) приказы руководства организации о назначении лиц, ответственных за
эксплуатацию АЗС, эксплуатацию электрооборудования, метрологическое
обеспечение;

х) документы о регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых
органах.

По решению владельца АЗС допускается ведение на АЗС дополнительной
документации по учету товарно-материальных ценностей и эксплуатации АЗС.

Вся документация на АЗС ведется на русском языке.

Территория

4.1. Территория АЗС должна соответствовать согласованному в
установленном порядке проекту.

4.2. Место расположения автозаправочной станции обозначается дорожным
знаком “АЗС”.

4.3. Проезжая часть территории АЗС должна иметь твердое покрытие и быть
в исправном состоянии, обеспечивать свободный подъезд автотранспорта к каждой
топливо-раздаточной колонке, сливным устройствам, пожарным водоемам, местам
выгрузки тарных грузов.

4.4. Территория АЗС оборудуется канализационной системой, обеспечивающей
отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод с поверхности
проезжей части, локализацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов.

4.5. На территории АЗС выделяются и оборудуются места сбора материалов,
использованных при устранении последствий разлива нефтепродуктов, а также
выделяются места для установки мусоросборников.

4.6. В зимнее время проходы и проезды на территории АЗС регулярно
очищаются от снега и льда.

4.7. При производстве ремонтных работ на территории АЗС котлованы, ямы,
траншеи, должны быть надежно ограждены. По окончании ремонтных работ покрытие
территории должно быть восстановлено.

4.8. При выполнении ремонтных работ на территории АЗС в котлованах,
ямах, траншеях осуществляется контроль за состоянием воздушной среды в них.

В случае обнаружения паров нефтепродуктов, работы необходимо прекратить
до полной дегазации котлована и анализа состояния воздушной среды в нем.

4.9. В случае ограждения территории АЗС ограждающие конструкции должны
быть продуваемые и выполнены из негорючих материалов.

4.10. Не допускается озеленение территории АЗС деревьями хвойных пород,
деревьями, кустарниками и травами, выделяющими волокнистые вещества или
опушенные семена. На территории АЗС должно быть обеспечено постоянное
скашивание и удаление высохшей травы, вырубка поросли деревьев и кустарников,
сбор и удаление опавшей листвы.

4.11. Территория АЗС в темное время суток должна иметь среднюю
горизонтальную освещенность в соответствии со строительными нормами и
правилами.

4.12. Выполнение любого рода ремонтных работ транспортных средств на
территории АЗС запрещается, если это не предусмотрено проектом.

4.13. На территории АЗС устройство подземных помещений, подпольных
пространств под зданиями и сооружениями, а также подземных сооружений (туннели,
каналы и т.п.) запрещается. Приямки для ТРК, кабельные колодцы, технологические
колодцы должны быть засыпаны негорючим материалом.

4.14. Стоянка транспортных средств на территории АЗС запрещена, кроме
парковок и стоянок, определенных проектом.

Резервуары

5.1. Эксплуатация и ремонт резервуаров, предназначенных для приема и
хранения нефтепродуктов, осуществляется в соответствии с действующими правилами
технической эксплуатации металлических резервуаров и инструкциями по их ремонту
и настоящими Правилами.

5.2. На каждый резервуар ведется технический паспорт установленного
образца. Все графы паспорта подлежат обязательному заполнению (Приложение 2).

5.3. На каждую секцию многосекционного резервуара распространяются
требования, как на отдельный резервуар.

5.4. Резервуар оснащается оборудованием, в полном соответствии с
проектом и должен находиться в исправном состоянии. Эксплуатация неисправного
резервуара или с неисправным оборудованием запрещена.

5.5. Резервуар должен иметь обозначение с указанием порядкового номера,
марки хранимого нефтепродукта, максимального уровня наполнения и базовой высоты
(высотного трафарета). Базовая высота резервуара измеряется ежегодно в летний
период, а также после выполнения ремонтных работ. Результат измерения
оформляется актом. Утвержденный руководителем организации – владельца АЗС – он
прикладывается к градуировочной таблице резервуара.

5.6. Резервуары, применяемые на АЗС, проходят градуировку.

5.8. Гидравлические испытания резервуаров (вновь введенных, реконструируемых,
после ремонта), проводятся путем полного их заполнения водой с выдержкой в
заполненном состоянии в течение 72-х часов и контролем уровня. Допускается
проведение гидравлического испытания другими инертными к возгоранию жидкостями.
По результатам испытаний составляется акт в произвольной форме и утверждается
техническим руководителем.

5.10. В целях исключения разлива нефтепродуктов вследствие переполнения
резервуара максимальный объем заполнения не должен превышать 95% его
вместимости. Для этой цели на сливной трубопровод должен устанавливаться
отсечной клапан, отрегулированный на 95% заполнения.

5.11. Резервуары подвергаются периодическим зачисткам в соответствии с
требованиями государственных стандартов:

– не реже одного раза в год – для масел с присадками;

– не реже одного раза в два года – для остальных масел, автомобильных
бензинов, дизельных топлив.

Резервуары подвергаются очистке: при ремонтах и перед выполнением работ по
их калибровке; при смене марок хранимых нефтепродуктов и по мере необходимости.

5.12. При выполнении работ по зачистке резервуаров выполняются следующие
операции и оформляются следующие документы:

– производителем работ готовится план производства работ,
согласовывается с технической службой, службой по охране труда, службой по
пожарной безопасности и утверждается руководителем организации;

– подготавливается бригада, и распределяются обязанности в соответствии
с инструкцией по зачистке резервуарных емкостей;

– подготавливаются спецодежда, спецобувь, индивидуальные средства
защиты, спецприспособления, технические средства, обтирочные материалы,
контейнеры для обтирочных материалов, емкости для сбора остатков
нефтепродуктов, первичные средства пожаротушения и т.д.;

– ответственным руководителем производства зачистных работ проводится
инструктаж работников, производящих эти работы, с отметкой и подписями каждого
работника в журнале инструктажа;

– перед выдачей наряда-допуска составляется акт готовности резервуара к
зачистным работам;

– оформляется наряд-допуск на производство работ ответственным
руководителем производства работ по зачистке резервуара;

– перед началом производства работ ответственный исполнитель работ по
зачистке резервуара после осмотра места работ делает дополнительный инструктаж;

– после выполнения работ по зачистке резервуара составляется акт на
выполненную зачистку резервуара (Приложение 4).

В акте о зачистке резервуара указывается объем извлеченных и подлежащих
вывозу и утилизации пирофорных отложений, ила и т.д. Порядок хранения актов по
зачистке резервуаров определяется руководством организации, исходя из местных
условий с учетом необходимости их представления по требованию представителей
контрольных и надзорных органов.

После зачистки резервуара в паспорте резервуара делается отметка с
указанием даты зачистки.

5.13. Место и порядок утилизации продуктов зачистки согласовывается в
установленном порядке.

5.14. Техническое обслуживание и ремонт резервуаров осуществляются по
графику, утвержденному руководителем (техническим руководителем) организации.

5.15. Оборудование резервуаров подвергается профилактическим осмотрам:

– дыхательные клапаны периодически осматриваются в соответствии с
инструкцией завода-изготовителя, но не реже двух раз в месяц в теплое время
года и не реже одного раза в десять дней при отрицательной температуре
окружающего воздуха; в зимний период необходимо также регулярно очищать их от
инея и льда, не допуская уменьшения зазора между тарелкой и стенкой корпуса
клапана;

– ежесменно (ежедневно) производится осмотр ответственными работниками
АЗС сливного оборудования, технологических колодцев резервуаров с целью
выявления разгерметизации соединений, восстановления окраски, очистки от
мусора.

Результаты ремонтов и устраненные неисправности отмечаются в журнале
учета ремонта оборудования и паспортах резервуаров.

5.16. Дыхательные клапаны подлежат проверкам на срабатывание.
Периодичность проверок – два раза в год, через 6 месяцев. Время выполнения
проверок выбирается таким образом, чтобы обеспечить их выполнение в летний и
зимний периоды года. Технические требования по срабатыванию дыхательных
клапанов – в соответствии с документацией завода-изготовителя. Запрещается
работа по выдаче топлива при снятом дыхательном клапане.

5.17. Все подвижные и неподвижные соединения резервуара герметично
уплотняются. Сообщение с атмосферой внутреннего пространства резервуара
осуществляется через дыхательный клапан. Проверка герметичности газового
пространства резервуаров совмещается с проверками срабатывания дыхательной
арматуры.

5.18. Замерный патрубок резервуара устанавливается строго вертикально.

5.19. Сливной трубопровод устанавливается нижним срезом не выше 100 мм
от нижней точки резервуара и имеет срез (скос) под углом 30-45°, направленный в
сторону ближайшего днища (стенки резервуара).

5.20. Для защиты резервуаров от коррозии рекомендуется предусматривать
пассивные или активные методы защиты и их комбинации.

(Введен дополнительно, Изм. №
1).

Топливо- и маслораздаточные колонки

6.1. Топливораздаточные колонки (ТРК) предназначены для измерения объема
и выдачи топлива при заправке транспортных средств и в тару потребителя. Класс
точности ТРК должен быть не более 0,25. Маслораздаточные колонки (МРК)
предназначены для измерения объема и выдачи масел в тару потребителя. Класс
точности МРК должен быть не более 0,5.

6.2. ТРК и МРК отечественного и импортного производства должны иметь
сертификат об утверждении типа средств измерений и номер Государственного
реестра средств измерений. Сведения о сертификате и номере Госреестра
указываются производителем в формуляре (паспорте) колонки.

6.3. Топливораздаточные колонки являются средствами измерения объема
топлива и подлежат государственной поверке: первичной – при выпуске из
производства или после ремонта и периодической в процессе эксплуатации в
установленном порядке.

6.4. При положительных результатах государственной поверки пломбы с
оттиском государственного поверителя навешивают в местах в соответствии со
схемой пломбирования, приведенной в эксплуатационной документации
завода-изготовителя.

6.5. При ремонте или регулировке ТРК или МРК со снятием пломб
государственного поверителя, в журнале учета ремонта оборудования делается
запись даты, времени и показаний суммарного счетчика в момент снятия пломб и по
завершении ремонта и регулировки погрешности ТРК и составляется акт учета
нефтепродуктов при выполнении ремонтных работ на ТРК (МРК) (Приложение 10).

6.6. С целью исключения смешения моторных топлив при выполнении операций
по поверке ТРК, а также при контрольных проверках погрешности ТРК, топливо из
мерника сливается в те резервуары, с которыми работает ТРК.

6.7. После завершения ремонта и регулировки ТРК или МРК со снятием пломб
государственного поверителя, осуществляется вызов государственного поверителя
для проведения их поверки и пломбировки.

6.8. В целях предотвращения разливов и проливов на АЗС должны
использоваться ТРК, оснащенные раздаточным краном с автоматическим прекращением
выдачи топлива при полном заполнении бака транспортного средства.

6.9. На ТРК и МРК наносятся: порядковый номер колонок (либо сторон
колонок), марка выдаваемого нефтепродукта. В необходимых случаях на ТРК, МРК
должна быть нанесена или иным способом присутствовать информация об особых
условиях работы устройства или заправки автотранспорта. На ТРК, предназначенных
для отпуска этилированного бензина, должна быть нанесена надпись:

“Бензин этилированный. Ядовито”.

6.10. Техническое обслуживание, ремонт, поверку ТРК, МРК необходимо
фиксировать в журнале учета ремонта оборудования (Приложение 6). В формулярах
(паспортах) ТРК и МРК делаются отметки о количестве отпущенного топлива с
начала эксплуатации, ремонте и замене узлов агрегатов.

6.11. В случае технической неисправности, отсутствия нефтепродукта или в
иных случаях невозможности работы ТРК (МРК) на ней вывешивается табличка с
надписью “Ремонт”, “Техническое обслуживание” или иным
содержанием, информирующем о ее нерабочем состоянии. Запрещается закручивать
раздаточный шланг вокруг корпуса неисправной ТРК (МРК). На неработающих ТРК и
МРК допускается осуществлением механической блокировки, исключающей извлечение
раздаточного крана из “гнезда” на корпусе.

6.12. Не допускается эксплуатация ТРК и МРК:

– с погрешностью, превышающей установленную в описании типа данного
средства измерений;

– при отсутствии или с нарушенными пломбами госповерителя;

– при наличии подтекания топлива из-за негерметичности агрегатов, узлов
и соединений;

– с техническими неисправностями или отступлениями от правил технической
эксплуатации, определенных заводом-изготовителем, и настоящих Правил;

– с нарушениями конструкции колонки, описанной в эксплуатационной
документации.

Технологические трубопроводы

7.1. Технологические трубопроводы АЗС для нефтепродуктов и их паров
должны удовлетворять следующим требованиям:

– выполняться из металла либо из материалов, имеющих соответствующий
сертификат на использование для транспортировки нефтепродуктов;

– соединение фланцев должно осуществляться по принципу
“шип-паз”;

– соединения трубопроводов должны обеспечивать их надежность в условиях
длительной эксплуатации.

7.2. Соединения подземных трубопроводов выполняются сваркой, за
исключением мест присоединения фланцевой или муфтовой арматуры и фланцевых
заглушек. Фланцевая или муфтовая арматура, фланцевые заглушки располагаются в
колодцах, которые должны быть засыпаны песком.

7.3. Подземные трубопроводы для топлива и его паров следует располагать
на глубине не менее 0,4 м в заглубленных лотках или в металлических кожухах,
исключающих проникновение топлива (при возможных утечках) за их пределы. Лотки
следует заполнять негорючим материалом, металлические кожухи с обеих сторон
должны герметично заделываться.

7.4. Допускается использование для нескольких ТРК одного, общего
трубопровода подачи нефтепродуктов из одного резервуара (для напорных ТРК) или
нескольких трубопроводов из разных резервуаров к одной ТРК, при условии наличия
на таких трубопроводах запорной арматуры перед каждой ТРК и каждым резервуаром.

7.5. Все фланцевые соединения трубопроводов, арматуры и оборудования
должны быть плотно соединены через прокладки из материалов, устойчивых к
воздействию нефтепродуктов и окружающей среды.

7.6. Подземные участки трубопроводов должны быть подвергнуты
антикоррозионной защите в соответствии с требованиями государственных
стандартов, наземные участки должны быть окрашены.

7.7. Сливные устройства должны обеспечивать герметичность соединения
трубопроводов АЗС со сливными рукавами автоцистерн.

7.8. На АЗС находится схема технологических трубопроводов с обозначением
запорной арматуры и другого оборудования.

7.9. Технологические трубопроводы (наземная часть), арматура и
устройства ежесменно (ежедневно) осматриваются ответственным лицом, с целью
выявления утечек топлива. Нарушения герметичности следует немедленно устранять
в соответствии с производственными инструкциями. Запрещается эксплуатация
разгерметизированных трубопроводов.

7.10. В состав работ по техническому обслуживанию трубопроводов входят:

– внешний осмотр наружных трубопроводов и соединений;

– проверка крепления трубопроводов в технологических шахтах;

– очистка арматуры и окраска ее;

– внесение записей в эксплуатационную документацию;

– проверка состояния уплотнительных прокладок в соединительных устройствах;

– очистка и продувка огневых преградителей (по мере необходимости).

7.11. При техническом обслуживании запорной арматуры контролируется
отсутствие утечки топлива через сальниковые уплотнения, состояние
соединительных фланцев и прокладок, наличие полного комплекта болтов, гаек и
шпилек, целостность маховиков и надежность крепления. В случае тяжелого хода
шпинделя запорной арматуры и потери герметичности сальникового уплотнения,
набивка должна заменяться или уплотняться при соблюдении мер безопасности.
Неисправная и негерметичная арматура подлежит внеочередному ремонту или замене.

7.12. Один раз в год паровоздушные трубопроводы технологической системы
должны продуваться воздухом, с целью очистки от осадков внутренней поверхности
трубопровода.

7.13. Не реже одного раза в пять лет технологические трубопроводы
подвергают испытаниям на герметичность. Эту операцию рекомендуется совмещать с
зачисткой резервуаров.

7.14. Трубопровод, не выдержавший испытаний на герметичность, подлежит
замене.

7.15. После монтажа или после ремонта технологический трубопровод должен
быть испытан на герметичность и прочность.

Здания и сооружения

8.1. Здания и сооружения на территории АЗС размещаются в строгом
соответствии с проектом, утвержденным и согласованным в установленном порядке.

8.2. Все виды ремонтно-строительных работ зданий и сооружений
выполняются в строгом соответствии с графиком планово-предупредительных
ремонтов (ППР), составленным на основании местных условий эксплуатации.

8.3. За осадкой фундаментов зданий, сооружений и оборудования в первые
два года их эксплуатации (после ввода в эксплуатацию) устанавливается
тщательное наблюдение путем осмотра и измерений не реже одного раза в три
месяца. При наблюдении за осадкой фундамента в последующие годы разрешается в
каждом конкретном случае устанавливать график осмотра, но не реже 1 раза в год.
Для измерений осадки зданий и сооружений на территории вновь построенных АЗС
должен быть установлен репер.

8.4. При обнаружении трещин и разрушений фундаментов производится
обследование их специальной лабораторией, по рекомендациям которой принимаются
меры по устранению причин их образующих.

8.5. Металлические конструкции необходимо осматривать не реже одного
раза в год, а железобетонные – не реже двух раз в год. При обнаружении
повреждений и неисправностей в конструкциях зданий и сооружений проводится
обследование специализированными организациями. По результатам обследования
принимаются меры по дальнейшему использованию конструкций.

8.6. Для предохранения от коррозии металлические конструкции зданий и
сооружений необходимо периодически окрашивать защитными грунтами, красками или
лаками (наружные – не реже одного раза в год, а находящиеся внутри помещения –
не реже одного раза в 3-5 лет).

8.7. Кровли зданий и сооружений АЗС периодически осматриваются и
содержатся в исправном состоянии и своевременно очищаются ото льда и снега.

8.8. На АЗС ведется журнал осмотра и ремонта зданий и сооружений
(Приложение 7), в который необходимо записывать: даты и результаты осмотров с
описанием всех замеченных повреждений, выполненные ремонтные работы, с
указанием дат начала и окончания ремонта, его характера и объема, результаты
измерений осадки фундаментов, данные о трещинах и их местонахождении.

8.9. Здания АЗС оборудуются отоплением в соответствии с проектом.

8.10. Спецодежда хранится в подвешенном виде в установленных для этой
цели шкафах, изготовленных из негорючих материалов. Не допускается складывать
спецодежду, промасленную ветошь, горючие материалы на нагревательные приборы и
трубопроводы отопления, а также сушить одежду на нагревательных приборах.

8.11. Вентиляционные установки производственных помещений АЗС
поддерживаются в исправном техническом состоянии. Эффективность работы
вентиляционных установок принудительного действия ежегодно проверяется
специализированными организациями с выдачей отчетов и заключений и отметкой в
паспорте на вентиляционную установку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *