Судьбоносных моментов в жизни каждого человека может быть много. Один из важнейших – выбор профессии, дела, которому захочется служить верой и правдой, отдавать все свои силы и получать от него удовольствие.
Знакомство с разными специальностями и их особенностями начинается уже в школе. Девчонки учатся готовить, делать выкройки, шить. Мальчишки постигают азы автодела или мастерят свой первый табурет. В лицее, колледже, техникуме или училище студенты более глубоко погружаются в выбранную профессию и становятся квалифицированными специалистами. Помогают им в этом мастера производственного обучения – мудрые и терпеливые наставники, которые не только в совершенстве владеют своим ремеслом, но и умеют делиться опытом и любовью к своему делу с другими.
Цели, задачи, функции, обязанности
Главная цель мастера-наставника – воспитать профессионалов, подготовить квалифицированных специалистов, которые будут востребованы и конкурентоспособны на рынке труда. Чтобы достичь этой цели, мастер решает ряд самых разных задач (например, изучает передовой производственный и педагогический опыт, решает вопросы материально-технического оснащения мастерских) и выполняет множество функций, а именно:
- педагогическую – обучает, развивает, воспитывает своих студентов;
- диагностическую – определяет особенности физики и психики учащихся, уровень их развития, воспитанности;
- прогностическую – прогнозирует развитие событий, предвидит результаты, оценивает возможности, определяет стратегию;
- проективную – конструирует модель своей деятельности, выбирает средства, способы, которые делают возможным достижение поставленных целей;
- планирование – разрабатывает план учебно-воспитательной деятельности, четкий, детальный, структурированный, обеспеченный ресурсами и имеющий запасной вариант – на тот случай, если все пойдет не так, как предполагалось;
- информационную – мастер становится для студентов главным источником информации, он знает обо всем и в совершенстве владеет своим ремеслом;
- организационную – вовлекает учащихся в совместную работу, направленную на достижение цели;
- контрольную, оценочную и коррекционную – отслеживает динамику, находит причины неудач, недоработок, срывов, корректирует ход учебно-воспитательного процесса, придумывает стимулы, применяет более действенные инструменты;
- аналитическую – анализирует, насколько работа оказалась эффективной, почему в некоторых местах случились недочеты и т.д.
Полный перечень должностных обязанностей мастера производственного обучения зафиксирован в едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД). Обозначим основные моменты.
- проводит учебно-производственные и практические занятия;
- помогает учащимся определиться с профессией (проводит профориентацию);
- готовит студентов к сдаче экзаменов и выполнению квалификационных работ;
- следит за оборудованием, техническим оснащением мастерских и кабинетов, за наличием необходимых инструментов, запчастей, материалов, средств обучения и т.д.
- участвует в конференциях, семинарах, комиссиях;
- проверяет качество изделий;
- контролируют соблюдение правил техники безопасности;
- отвечает за выполнение учебных производственных программ, плана;
- участвует в заключении договоров с компаниями о проведении производственной практики и контролирует их выполнение.
Как стать мастером производственного обучения?
Чтобы стать мастером ПО, необязательно иметь высшее образование. Многие будущие наставники оканчивают профильное среднее специальное учебное заведение – колледж, лицей, техникум или училище, а потом не один год работают на производстве – набираются опыта, оттачивают профессиональное мастерство, повышают квалификацию. Достигнув определенных высот в своей области, они решают, что готовы делиться своими знаниями и умениями с другими. Нередко мастер производственного обучения владеет сразу несколькими смежными специальностями. Есть и такие, для кого профессией становится хобби.
В нашей Академии есть «Организация и реализация учебно-производственного процесса»В удобном дистанционном формате все желающие могут получить базовые знания по педагогике и психологии, методике и профориентации, научиться доступным языком объяснять теорию, грамотно выстраивать и проводить практические занятия, использовать современные методы и технологии. За три месяца обучения вы можете актуализировать имеющиеся знания, повысить квалификацию и овладеть востребованной профессией, а диплом государственного образца даст вам право работать в системе профессионального образования или в школе.
Кто такой мастер производственного обучения и где он работает
Есть учитель математики, русского языка, истории или географии. А есть специалист, который обучает своих подопечных профессии, если конкретнее – производственной специальности. Это и есть мастер производственного обучения. Он тоже педагог и воспитатель, высококвалифицированный специалист в своей сфере, наставник с богатейшим практическим опытом, мастер золотые руки. Разница в том, что новые знания, умения и навыки его ученики постигают на практике.
Предметом изучения могут быть самые разные профессии в сфере производства товаров и услуг, например, водитель или слесарь по ремонту газового оборудования, кондитер или проводник, парикмахер или автоинструктор. Хорошие специалисты будут нужны всегда. И востребованность профессии мастера производственного обучения будет расти.
Сегодня опытные наставники работают:
- в школьных мастерских и кабинетах труда;
- в профессиональных училищах, колледжах, лицеях и техникумах;
- на учебно-производственных комбинатах (УПК);
- на предприятиях химической, пищевой или швейной промышленности;
- в центрах досуга для всей семьи;
- в творческих мастерских и станциях технического творчества;
- в автомастерских и учебных центрах;
Каким требованиям должен соответствовать мастер ПО?
Чтобы реализоваться в профессии, мастер производственного обучения должен хорошо владеть какой-то рабочей специальностью. Его квалификация должна быть как минимум на один разряд (категорию, класс) выше того, что присваивается студентам по окончании обучения соответствующей специальности.
В зависимости от сферы деятельности мастер-наставник должен владеть сложным оборудованием (сварочным аппаратом, станком и т.д.) или ручным инструментом. Как для любого педагога, для мастера ПО важна грамотная речь и умение терпеливо, доходчиво объяснять сложные вещи доступными для понимания словами. Специалист должен знать основы педагогики и психологии, поэтому если у него нет педагогического образования, предстоит пройти дополнительное профессиональное обучение (это можно будет сделать уже после трудоустройства).
Мастер ПО должен знать принципы организации учебно-производственной работы, программы и методики производственного обучения, правила и нормы охраны труда, противопожарной защиты и техники безопасности. У кандидата на такую должность не должно быть ограничений на педагогическую деятельность. При поступлении на работу и в дальнейшем с определенной периодичностью специалисту предстоит проходить медицинские осмотры и аттестации на соответствие занимаемой должности.
Мастер ПО – профессия многогранная, так как специалисту приходится иметь дело и с людьми, и с техникой, и со знаками. А потому особое значение имеют личные качества наставника:
- умение сплачивать людей вокруг себя и вести их за собой;
- выдержка и настойчивость;
- умение выстраивать нормальные отношения с людьми любого возраста;
- наблюдательность и тактичность;
- умение четко формулировать свои мысли, доходчиво объяснять;
- любовь к людям;
- честность и доброта;
- справедливость и порядочность;
- психологическая и эмоциональная устойчивость;
Плюсы и минусы профессии
Чтобы представление о специальности «мастер производственного обучения» получилось более полным, стоит отдельно остановиться на ее преимуществах и недостатках.
Плюсами этой профессии можно считать:
- востребованность на современном рынке труда;
- возможность передать свой опыт, свои знания ученикам с горящими глазами и получить от них в ответ колоссальный заряд положительной энергии;
- искусное владение умениями и навыками, которые полезны и востребованы в жизни;
- возможность (и необходимость) постоянно развиваться, совершенствовать свое мастерство, расти;
- стабильная заработная плата, размер которой может определяться уровнем профессионализма.
К минусам работы мастером производственного обучения можно отнести такие моменты, как:
- необходимость быть в центре внимания, быть примером для подопечных;
- повышенная психологическая нагрузка;
- работа с оборудованием требует пристального внимания как от учащихся, так и от их наставника (поскольку высок риск травматизации);
- ответственность за безопасность подопечных во время занятий;
- работа на вредном производстве может оказать негативное воздействие на здоровье.
Однако, в любом случае все индивидуально: разные люди по-разному воспринимают и положительные, и отрицательные моменты.