Бывший мастер производственного обучения и Кто такой мастер производственного обучения и его функции

Бывший мастер производственного обучения и Кто такой мастер производственного обучения и его функции

Судьбоносных моментов в жизни каждого человека может быть много. Один из важнейших – выбор профессии, дела, которому захочется служить верой и правдой, отдавать все свои силы и получать от него удовольствие. 

Знакомство с разными специальностями и их особенностями начинается уже в школе. Девчонки учатся готовить, делать выкройки, шить. Мальчишки постигают азы автодела или мастерят свой первый табурет. В лицее, колледже, техникуме или училище студенты более глубоко погружаются в выбранную профессию и становятся квалифицированными специалистами. Помогают им в этом мастера производственного обучения – мудрые и терпеливые наставники, которые не только в совершенстве владеют своим ремеслом, но и умеют делиться опытом и любовью к своему делу с другими. 

Цели, задачи, функции, обязанности

Бывший мастер производственного обучения и Кто такой мастер производственного обучения и его функции

Главная цель мастера-наставника – воспитать профессионалов, подготовить квалифицированных специалистов, которые будут востребованы и конкурентоспособны на рынке труда. Чтобы достичь этой цели, мастер решает ряд самых разных задач (например, изучает передовой производственный и педагогический опыт, решает вопросы материально-технического оснащения мастерских) и выполняет множество функций, а именно:

  • педагогическую – обучает, развивает, воспитывает своих студентов;
  • диагностическую – определяет особенности физики и психики учащихся, уровень их развития, воспитанности;
  • прогностическую – прогнозирует развитие событий, предвидит результаты, оценивает возможности, определяет стратегию;
  • проективную – конструирует модель своей деятельности, выбирает средства, способы, которые делают возможным достижение поставленных целей;
  • планирование – разрабатывает план учебно-воспитательной деятельности, четкий, детальный, структурированный, обеспеченный ресурсами и имеющий запасной вариант – на тот случай, если все пойдет не так, как предполагалось;
  • информационную – мастер становится для студентов главным источником информации, он знает обо всем и в совершенстве владеет своим ремеслом;
  • организационную – вовлекает учащихся в совместную работу, направленную на достижение цели;
  • контрольную, оценочную и коррекционную – отслеживает динамику, находит причины неудач, недоработок, срывов, корректирует ход учебно-воспитательного процесса, придумывает стимулы, применяет более действенные инструменты;
  • аналитическую – анализирует, насколько работа оказалась эффективной, почему в некоторых местах случились недочеты и т.д.

Полный перечень должностных обязанностей мастера производственного обучения зафиксирован в едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД). Обозначим основные моменты. 

  • проводит учебно-производственные и практические занятия;
  • помогает учащимся определиться с профессией (проводит профориентацию);
  • готовит студентов к сдаче экзаменов и выполнению квалификационных работ;
  • следит за оборудованием, техническим оснащением мастерских и кабинетов, за наличием необходимых инструментов, запчастей, материалов, средств обучения и т.д.
  • участвует в конференциях, семинарах, комиссиях;
  • проверяет качество изделий;
  • контролируют соблюдение правил техники безопасности;
  • отвечает за выполнение учебных производственных программ, плана;
  • участвует в заключении договоров с компаниями о проведении производственной практики и контролирует их выполнение.

Как стать мастером производственного обучения?

Бывший мастер производственного обучения и Кто такой мастер производственного обучения и его функции

Чтобы стать мастером ПО, необязательно иметь высшее образование. Многие будущие наставники оканчивают профильное среднее специальное учебное заведение – колледж, лицей, техникум или училище, а потом не один год работают на производстве – набираются опыта, оттачивают профессиональное мастерство, повышают квалификацию. Достигнув определенных высот в своей области, они решают, что готовы делиться своими знаниями и умениями с другими. Нередко мастер производственного обучения владеет сразу несколькими смежными специальностями. Есть и такие, для кого профессией становится хобби.

В нашей Академии есть «Организация и реализация учебно-производственного процесса»В удобном дистанционном формате все желающие могут получить базовые знания по педагогике и психологии, методике и профориентации, научиться доступным языком объяснять теорию, грамотно выстраивать и проводить практические занятия, использовать современные методы и технологии. За три месяца обучения вы можете актуализировать имеющиеся знания, повысить квалификацию и овладеть востребованной профессией, а диплом государственного образца даст вам право работать в системе профессионального образования или в школе. 

Кто такой мастер производственного обучения и где он работает

Бывший мастер производственного обучения и Кто такой мастер производственного обучения и его функции

Есть учитель математики, русского языка, истории или географии. А есть специалист, который обучает своих подопечных профессии, если конкретнее – производственной специальности. Это и есть мастер производственного обучения. Он тоже педагог и воспитатель, высококвалифицированный специалист в своей сфере, наставник с богатейшим практическим опытом, мастер золотые руки. Разница в том, что новые знания, умения и навыки его ученики постигают на практике.

Предметом изучения могут быть самые разные профессии в сфере производства товаров и услуг, например, водитель или слесарь по ремонту газового оборудования, кондитер или проводник, парикмахер или автоинструктор. Хорошие специалисты будут нужны всегда. И востребованность профессии мастера производственного обучения будет расти.

Сегодня опытные наставники работают:  

  • в школьных мастерских и кабинетах труда;
  • в профессиональных училищах, колледжах, лицеях и техникумах;
  • на учебно-производственных комбинатах (УПК);
  • на предприятиях химической, пищевой или швейной промышленности;
  • в центрах досуга для всей семьи;
  • в творческих мастерских и станциях технического творчества;
  • в автомастерских и учебных центрах;

Каким требованиям должен соответствовать мастер ПО?

Бывший мастер производственного обучения и Кто такой мастер производственного обучения и его функции

Чтобы реализоваться в профессии, мастер производственного обучения должен хорошо владеть какой-то рабочей специальностью. Его квалификация должна быть как минимум на один разряд (категорию, класс) выше того, что присваивается студентам по окончании обучения соответствующей специальности. 

В зависимости от сферы деятельности мастер-наставник должен владеть сложным оборудованием (сварочным аппаратом, станком и т.д.) или ручным инструментом. Как для любого педагога, для мастера ПО важна грамотная речь и умение терпеливо, доходчиво объяснять сложные вещи доступными для понимания словами. Специалист должен знать основы педагогики и психологии, поэтому если у него нет педагогического образования, предстоит пройти дополнительное профессиональное обучение (это можно будет сделать уже после трудоустройства).

Мастер ПО должен знать принципы организации учебно-производственной работы, программы и методики производственного обучения, правила и нормы охраны труда, противопожарной защиты и техники безопасности. У кандидата на такую должность не должно быть ограничений на педагогическую деятельность. При поступлении на работу и в дальнейшем с определенной периодичностью специалисту предстоит проходить медицинские осмотры и аттестации на соответствие занимаемой должности. 

Мастер ПО – профессия многогранная, так как специалисту приходится иметь дело и с людьми, и с техникой, и со знаками. А потому особое значение имеют личные качества наставника:

  • умение сплачивать людей вокруг себя и вести их за собой;
  • выдержка и настойчивость;
  • умение выстраивать нормальные отношения с людьми любого возраста;
  • наблюдательность и тактичность;
  • умение четко формулировать свои мысли, доходчиво объяснять;
  • любовь к людям;
  • честность и доброта;
  • справедливость и порядочность;
  • психологическая и эмоциональная устойчивость;

Плюсы и минусы профессии

Бывший мастер производственного обучения и Кто такой мастер производственного обучения и его функции

Чтобы представление о специальности «мастер производственного обучения» получилось более полным, стоит отдельно остановиться на ее преимуществах и недостатках.

Плюсами этой профессии можно считать:

  • востребованность на современном рынке труда;
  • возможность передать свой опыт, свои знания ученикам с горящими глазами и получить от них в ответ колоссальный заряд положительной энергии;
  • искусное владение умениями и навыками, которые полезны и востребованы в жизни;
  • возможность (и необходимость) постоянно развиваться, совершенствовать свое мастерство, расти;
  • стабильная заработная плата, размер которой может определяться уровнем профессионализма.

К минусам работы мастером производственного обучения можно отнести такие моменты, как:

  • необходимость быть в центре внимания, быть примером для подопечных;
  • повышенная психологическая нагрузка;
  • работа с оборудованием требует пристального внимания как от учащихся, так и от их наставника (поскольку высок риск травматизации);
  • ответственность за безопасность подопечных во время занятий;
  • работа на вредном производстве может оказать негативное воздействие на здоровье.

Однако, в любом случае все индивидуально: разные люди по-разному воспринимают и положительные, и отрицательные моменты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *