В нашем проекте «Куда поступать?» мы рассказываем о профессиях, которые сейчас актуальны и популярны. Сегодня поговорим о необычной профессии режиссера. Чем он занимается и что от него зависит?
Режиссер монтажа — это ключевой специалист в видеопроизводстве, который собирает отснятый материал в единое законченное произведение. От него зависит, будет ли донесено до зрителя то, что закладывал режиссер-постановщик в сценарии и на съемочной площадке.
Когда заходит речь о профессии «режиссер», кажется, описание дать так просто: представляется человек, который сидит в кресле и руководит процессом съемки художественного фильма. Периодически он повышает голос на актеров, если ему кажется неубедительной их игра, и заставляет снимать по несколько дублей одной и той же сцены. Но не все так просто. Режиссер режиссеру рознь, и задача его сводится не только к руководству съемочным процессом.
Кинопроизводство привлекает творческих личностей, желающих реализоваться в профессии, связанной с созданием визуальных эффектов и историй персонажей. Среди топовых специальностей кинематографа лидирующие позиции занимает работа режиссером и сценаристом. Людям, далеким от кино может показаться что это одно и тоже, но на деле должностные обязанности профессионалов совершенно не похожи. При выборе направления обучения и получения специализации стоит разобраться чем режиссер отличается от сценариста фильма.
Как начать работать режиссером видеомонтажа
Не ждите заказов, находите материал для монтажа самостоятельно. Откликайтесь на вакансии на hh.ru, выполняйте тестовые задания, занимайтесь интеллектуальным волонтерством на ProCharity — платформе, где благотворительные фонды публикуют задачи для разных специалистов. Там есть много запросов и на видеомонтажеров. Монтируйте архивы: свои, друзей, знакомых. Это поможет вам пополнить портфолио и CV.
Где искать работу
Помимо hh.ru и profi.ru, можно мониторить профильные телеграм-каналы, группы во «ВКонтакте» и фриланс-маркетплейсы.
«За еду и ласку» — телеграм-канал, где ищут начинающих специалистов в кино за небольшую плату или без нее. Хорошая возможность найти интересные студенческие проекты и наработать портфолио.
«Серьезные Киношники» — информационно-развлекательное сообщество для людей из мира кино и других медиаискусств. Здесь выкладывают вакансии, рассказывают о себе и своих навыках специалисты из разных цехов видеопроизводства, прикладывая портфолио и CV.
Edit & CG — телеграм-канал для специалистов по монтажу и CG. Здесь можно обсудить свой проект, задать вопросы и получить ответы от комьюнити. Администраторы модерируют вакансии и резюме.
«Работники кино» — телеграм-канал, в котором состоят разные специалисты кинопроизводства. Можно найти интересные вакансии и опубликовать свое резюме.
Kwork — российская биржа фриланса с понятным интерфейсом.
«Работа в кино» — группа во «ВКонтакте», в которой выкладывают вакансии в кино и на телевидении.
Основные обязанности и роль режиссера монтажа в видеопроизводстве
Роль и обязанности режиссера видеомонтажа могут значительно меняться в зависимости от типа проекта. Рассмотрим основные виды профессии.
Режиссер монтажа игрового кино
Работа режиссера монтажа в игровом кино часто начинается еще на этапе препродакшена. Как правило, режиссер-постановщик заранее знает, кто будет монтировать будущую картину. В этом случае у него и режиссера монтажа есть возможность продумать монтажные решения, для которых понадобятся конкретные ракурсы и движения камеры. Эти кадры вносятся в съемочный план.
Видеоэссе, посвященное монтажным приемам режиссера Эдгара Райта
Режиссер монтажа в игровом кино должен знать основы драматургии и чувствовать хороший актерский дубль. На этапе сборки он выравнивает темпоритм картины, контролирует хронометраж, выстраивает сюжетные линии.
Монтажер на съемочной площадке
Иногда тоже может выступать монтажером на площадке. В основные обязанности ассистента входит подготовка исходных материалов для монтажа, предварительный отбор кадров, синхронизация аудио и видео. Это позволяет режиссеру монтажа работать со свежим взглядом на последующих этапах сборки.
Важный аспект работы специалиста — соблюдение технических требований и стандартов качества контента. На этапе предварительного монтажа ассистент обычно собирает черновик будущего фильма, клипа или сериала.
Режиссер монтажа прямого эфира
Режиссер монтажа прямого эфира монтирует при помощи переключения между несколькими источниками: камерами и мультимедийными вставками — заранее подготовленными видеоматериалами, компьютерной графикой, титрами. Это профессия, в которой почти нет времени на принятие решения. Законы и принципы монтажа здесь нужно учитывать в прямом эфире, делать склейку на лету, при этом постоянно обозревая целый ряд имеющихся перед глазами источников видеосигнала.
Видеомонтажер
Специалист, который обладает базовыми знаниями теории и практики монтажа, хорошо знаком с монтажными программами, разбирается в работе со звуком, музыкой, эффектами, цветом. Но монтажер, как правило, не влияет на итоговый результат работы. Финальное решение остается за режиссером, продюсером или шоураннером. Такой специалист нужен самым разным проектам: ютуб-каналам, телевидению, музыкальным клипам, рекламным роликам, видеоблогам.
Режиссер монтажа документального кино
В игровом кино режиссер видеомонтажа редко отходит от первоначального варианта сценария. В неигровом же кино вариативность очень велика. Сценарий часто пишется заново на этапе постпродакшена.
Режиссер монтажа документального кино работает в симбиозе с режиссером-постановщиком картины. Это полноценный творческий союз, а не работа режиссера-постановщика с человеком, хорошо разбирающимся в монтажных программах.
Пример монтажного листа Герца Франка
Монтаж — вначале всегда насилие над собой. Снимал, снимал, кадр стоил огромных усилий, переживаний, волнений — и вот приходится с ним расставаться, приходится отправлять в корзину. Потому что на монтажном столе, скажем, двадцать коробок (в каждой около трехсот метров). А фильм должен вместиться в две.
Герц Франк «Карта Птолемея»
Что такое монтаж
Слова монтаж, montage, montaggio, montage в романских языках, русском и других славянских языках делают акцент на архитектурных аспектах нашей работы. С одной стороны — конструирование, соединение частей — базовый фундамент всей работы монтажера. А в английском, немецком и скандинавских языках используют слова cutting, editing, schnitt, redigering, которые подчеркивают последовательное разрезание и реорганизацию этой сборки. Конечно, наша работа включает в себя оба аспекта, но каждый монтажер фильма должен понимать, что не важно, собираем или вырезаем, мы конструируем нечто новое: в попытке найти оптимальный баланс между содержанием и длиной, историей и эмоцией, четкостью и насыщенностью.
Уолтер Мёрч «Искусство монтажа. Путь фильма от первого кадра до кинотеатра»
В этом отрывке из предисловия к русскому изданию книги выдающегося режиссера монтажа Уолтера Мёрча сформулирована суть понятия «монтаж». В разговоре о профессии разбор ее ремесленных аспектов носит вторичный характер. Это всего лишь инструменты для реализации идей. Куда важнее поговорить о монтаже как о работе со смыслами. Можно овладеть софтом, глубоко разбираться в монтажных программах, научиться делать модные визуальные переходы и саунд-дизайн, но так и не стать режиссером монтажа.
Именно поэтому наш разговор о профессии начался с цитаты Уолтера Мёрча. Мы еще вернемся к этому автору, а пока давайте постараемся понять, что же значит конструировать новое «в попытке найти оптимальный баланс между содержанием и длиной, историей и эмоцией, четкостью и насыщенностью».
Значение монтажа и базовые принципы
Говорить сегодня о технике и философии монтажа кажется неактуальным. Цифровые технологии сделали процесс сборки видео доступным и понятным. Ролики в социальных сетях давно показали, что достаточно динамично склеить кадры друг с другом, чтобы вызвать эмоциональный отклик у зрителя.
Монтаж — это не просто соединение кадров друг с другом, а средство художественной выразительности, полноценный творческий инструмент.
Монтаж начинается с базы, с десяти принципов, которые необходимо освоить, чтобы сделать комфортную для зрителя монтажную склейку. Иногда принципы нужно знать, чтобы их нарушить, чтобы сделать склейку акцентом, приемом.
Уолтер Мёрч, режиссер монтажа фильмов «Апокалипсис сегодня», «Английский пациент», «Разговор» и «Крестный отец 2», сводит базовые десять принципов монтажа к шести наиболее важным. Идеальный монтажный стык для него:
Большинство хороших склеек будут соответствовать этим шести правилам. Но бывает, что при монтаже приходится расставлять приоритеты. В таких случаях Мёрч предлагает жертвовать последними пунктами во имя первых.
Склейка может быть технически не совершенной, если она сработает на эмоцию или повествование.
Советы для начинающих
Ниже мы порекомендуем оборудование, которое подойдет для начальных этапов, но монтаж начинается не с техники, а с того, как вы подходите к освоению исходного материала.
Основатель IntraFrame Production и преподаватель программы по режиссуре монтажа Дмитрий Тимоничев делится тремя универсальными советами:
Выбор оборудования
В мировой индустрии принято, что работа в видео- и аудиопроизводстве — это всегда работа на технике компании Apple. С этим можно спорить, но многие программы по монтажу и обработке звука действительно лучше работают на Mac. Для начала вам подойдет MacBook Air 2020 M1 Chip с оперативной памятью от 8 Гб.
Если вы не предпочитаете технику Apple, то ваш необходимый минимум — это процессор Intel Core i7. Минимальный объем оперативной памяти — 8 Гб. Рекомендуемый — 16 Гб для формата HD и 32 Гб для видео 4K. Минимальное разрешение монитора —1280×800, рекомендуемое — 1920×1080 и выше.
Полезная литература
Видео показывает нам историю. Но что и как показывать? Что нужно показывать ближе? А что дальше? Дольше? Что показывать позже, что — раньше, а что повторить? С ответов на эти практические вопросы началось то, что сегодня называется теорией монтажа. Собрали несколько книг, которые помогут рассмотреть разные теоретические школы и подходы.
«Fine cuts. Интервью о практике европейского киномонтажа» Роджер Криттенден
Интервью известных европейских режиссеров монтажа из Австрии, Бельгии, Финляндии, Португалии и России. Fine cuts рассматривает все этапы постпродакшена.
«За кадром. Ключевые работы по теории кино» Сергей Эйзенштейн
Ключевые работы Сергея Эйзенштейна по теории кино — от ранних театральных постановок до разработки звукозрительного и цветового решения его поздних кинокартин.
«Искусство монтажа. Путь фильма от первого кадра до кинотеатра» Уолтер Мёрч
Мёрч не только делится советами и наблюдениями из своей сокровищницы практического опыта, но и показывает путь, который проходит большое голливудское кино.
«Статьи. Дневники. Замыслы» Дзига Вертов
Систематизированный сборник всего теоретического наследия Дзиги Вертова.
«Мое кино» Артавазд Пелешян
В книге собраны избранные киносценарии и статья «Дистанционный монтаж, или Теория дистанции», в которой режиссер разъясняет суть нового метода и его отличие от концепций Дзиги Вертова и Сергея Эйзенштейна.
Дизайн-библиотека BBE
Пополняемая коллекция бесплатных и платных курсов от онлайн-школы Bang Bang Education поможет определиться с интересами, развить насмотренность, освоить ключевые навыки и разобраться в тонкостях профессии.
Значимость профессий
Режиссер – это душа, руководитель и генеральный директор съемочного процесса. Он отвечает за визуализацию и восприятие зрителей, создание реалистичной атмосферы, правдоподобную игру актеров. Сценарист – автор идеи, обеспечивающий интересный сюжет и захватывающее развитие событий с кульминаций, драматической или романтической развязкой. Разница между этими профессиями огромная, но именно от совместной деятельности двух профессионалов зависит успех картины в прокате или на сцене и формирование положительного отклика аудитории. Искусство неотъемлемая часть жизни общества. Кинематограф способствует развитию одухотворенности и просвещенности личности.
Недостатки специальностей – ненормированный рабочий день, круглосуточная занятость, на олимп пробиваются единицы.
Эксперт в теме «Высшее образование»
Училась: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», факультет интернет-маркетинга
В «Синергии» отвечает за:
организацию проведения методических экспериментов, внедрение в учебный процесс методических достижений и новых технологий обучения.
Какие обязанности у режиссера?
Главная задача режиссера — это продумать сценарий, идею. Он должен чувствовать потребность публики. Режиссер подбирает актеров, руководит репетициями и съемочным процессом, а затем монтажом и наложением звука.
Задачи режиссера
Режиссер – это творческий и идейный вдохновитель создания фильма, телевизионной программы, сериала или видео ролика. Профессионал отвечает за реализацию креативной задумки, организуя весь съемочный процесс. Единственная область, не затрагиваемая экспертом, участвующим в крупных проектах – финансирование. За данную сферу отвечает продюсер.
Направления профессиональной реализации режиссера:
Должностные обязанности режиссера фильма:
Узкие специальности режиссерской деятельности:
Театральная режиссура отличается от режиссуры в кинематографе, за счет контакта со зрителем в режиме реального времени. Разнятся и цели профессиональной деятельности.
Быть или не быть режиссером видеомонтажа
О преимуществах профессии, как нам кажется, мы говорили на протяжении всей статьи: быть режиссером видеомонтажа интересно и востребовано, выбор формата обучения гибкий, в профессии много творчества и пространства для проявления самых разных навыков. Изменим ракурс и обратим внимание на недостатки и трудности.
Трудности профессии
Зарплата внутри профессии очень сильно разнится в зависимости от сферы видеопроизводства, опыта специалиста, скорости и качества работы.
Фрилансеры могут получать от 5 до 50 тысяч рублей за один проект. Работа режиссера видеомонтажа в таком случае оценивается в часах. В среднем — это 2 тысячи рублей за час работы специалиста.
При постоянном трудоустройстве за полный рабочий день режиссер видеомонтажа зарабатывает от 40 до 150 тысяч рублей и выше.
Кто такой режиссер?
Режиссер — это однозначно творческий человек: постановщик спектаклей, кинофильмов, эстрадно-концертной программы, телевизионных и радио программ, цирковых представлений и оперы.
Вступительные испытания
Конкурсы в творческие университеты всегда высокие. Оцениваются результаты ЕГЭ по русскому языку, литературе (основной экзамен), обществознанию, иностранному языку или истории (обычно вузы принимают один из этих двух экзаменов по выбору). Обязательными являются вступительные испытания, которые проводит сам вуз, для того чтобы выявить творческий потенциал абитуриента.
Они могут состоять из нескольких этапов, например:
Высокие баллы на едином государственном экзамене и наличие богатого портфолио с творческими работами, наградами и дипломами значительно повышают шансы на поступление в престижный вуз, а конкретнее об условиях приема можно узнать в приемной комиссии университета.
Стать режиссером — значит прикоснуться к святая святых волшебного мира искусства, встать в одну шеренгу с именитыми мастерами, создающими шедевры кинематографа или восхищающими глаза и слух музыкальными шоу. Это интересные знакомства и возможность проявить свой творческий потенциал. Да, это непросто — и выдерживает не каждый, но в конце сложного пути «учеба — получение опыта» ждет драгоценная награда — признание. Так что стоит пройти этот нелегкий путь.
Название профессии произошло от французского слова régisseur, которое означает «заведующий», или от латинского rego — «управляю». И действительно, режиссером называют руководителя творческого процесса, будь то один из зрелищных видов искусства — кинематографа, театра, телевидения, цирка или эстрады. Тот, кто организует зрелищные праздничные шоу, — это тоже режиссер.
Не углубляясь в историю, стоит сказать только, что профессию нельзя назвать новой, она появилась еще тогда, когда не было ни кино, ни телевидения. Но уже в XIX веке в театрах мира признали необходимость подчинения всей игры актеров единому замыслу. Однако сам театр зародился еще в античном мире, и роль руководителя при постановке спектакля играл драматург, так что авторов древних и средневековых пьес можно в каком-то смысле считать первыми режиссерами.
Со временем роль режиссера изменилась, появилась необходимость осуществлять общее руководство не только театральной постановкой, но и цирковым представлением, концертными выступлениями, чтобы сделать развлекательное мероприятие еще более зрелищным, гармоничным. А с развитием кинематографа и телевидения возникло своеобразное разделение функций — и появилась классификация режиссеров исходя из тех задач, которые он решает.
Отличия режиссера и сценариста
Сценарист: разработка и написание сценария
Главная задача профессионала – придумать и проработать текст.
Обязательные пункты и части сценария:
Кроме того, сценарий должен быть грамотным, в тексте недопустимы стилистические, пунктуационные или орфографические ошибки. Наличие дефектов свидетельствует о непрофессионализме специалиста. Ответственность автора заключается только в создании интересного рассказа событий, затрагивающих личные или общественно значимые проблемы, формирующие отклик зрителей.
Режиссер: визуализация и реализация сценария
Профессионал отвечает за то, насколько качественно история сценария будет передана на сцене или экране. Важно подобрать свет, экспозицию кадра, актеров, декорации, атрибутику, интонации.
Без творческого подхода и авторской переработки сценария с проживанием жизни персонажей поучить реалистичное кино, цепляющее аудиторию, не получится. В конечно итоге от режиссера зависит успешность и прибыльность картины.
Отличия в креативном процессе
Сценарист: исследование и разработка истории
Важная часть успешности сценария – выбор правильной тематики. Популярные темы, отличающиеся высокими рейтингами пользовательского восприятия:
Выбирать одну тему не обязательно. В сценарии совмещаются несколько тем, объединенных одной сюжетной линией. Главное не потерять логичность и последовательность повествования.
Креативная работа профессионала заключается в отслеживании модных тенденций и трендов, поиск вдохновения в отдельных сюжетах и событиях, анализ отклика на общественно значимые события и явления.
Режиссер: выбор визуального стиля и режиссерских приёмов
Режиссер решает, как передать текст зрителю.
Примеры топовых режиссерских приемов:
Взаимодействие с другими участниками процесса
Сценарист: сотрудничество с режиссером и актерами
Профессионал взаимодействует с режиссером в процессе принятия организационных решений и участвует в кастингах.
Режиссер: руководство съёмочной группой и работа с актерами
Съемочный процесс организуется в соответствии со сценарием. Работа режиссера связана с выбором локаций по описаниям, прописанным в тексте автора. После создания декораций в съемочном павильоне или выборе естественного ландшафта обязанность режиссера создать условиях необходимые для работы операторов, звукочей и актеров в кадре. Профессионал раздает ценные указания и советы, а также контролирует весь процесс записи видео.
Где учиться на режиссера
Хорошо, что останавливаются не все. А тех, кто осознанно и уверенно решил стать профессиональным режиссером, ждут университеты на творческих факультетах по направлениям режиссуры:
Профессия локейшн-менеджер
Обновлено 20 июня 2024
Локейшн-менеджер (от англ. location – помещение, размещение, определение места для чего-л., дислокация.) занимается поиском и подготовкой мест для съёмки фильма или телепередачи. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Профессия подходит тем, кого интересует мировая художественная культура (см.
выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Заработная плата
У престижа есть обратная сторона: нельзя сказать, что профессия относится к высокооплачиваемым. Режиссер монтажа может получать от 25 000 рублей, примерно такой же уровень дохода и у начинающих помощников режиссера. Конечно, доходы известных мастеров значительно выше, но начинать придется в любом случае с нижнего порога и постепенно повышать планку.
Это тоже заставляет задуматься абитуриентов, стоящих перед дверями вуза.
Поступить на режиссера в Минске
Режиссерам нужно понимать, что нужно будет носить тяжести (поэтому девочек раньше в режиссуру не брали). Также нужно хоть немного разбираться в технике (камера, свет) и быть хорошим организатором (придумать идею, собрать команду). В студенческие времена мы снимали кино и вкладывались в него сами (имеется в виду материально). Высшая награда для режиссера — это признание зрителей: если людей пробило на эмоции, значит, ты все сделал не зря.
https://youtube.com/watch?v=wN79DSl8QZY%3Ffeature%3Doembed
https://youtube.com/watch?v=A-WhokBZ8PU%3Ffeature%3Doembed
Где можно работать
Сфера деятельности творческих работников широка. Окончив университет по специальности «режиссер», можно работать:
Обычно в профессию уходят люди, уже вовлеченные в эту сферу, — бывшие актеры, цирковые артисты и пр., этим определяется направление их дальнейшей деятельности — театр или кино, цирк или event-бизнес.
Должностные обязанности
Режиссеров много, каждый выполняет свою задачу, и эти задачи могут значительно различаться, хотя в целом результат будет одинаковым — яркий, зрелищный, воздействующий на чувства зрителей и оставляющий в их душах заметный след.
Традиционно обязанности режиссера составляют:
Обязанности сценариста
Сценарист – это автор сценария проекта, создающий историю, поведение и характеристики персонажей.
Отличительные особенности сценария:
Должностные обязанности профессионала, работающего над сценарием:
Сценарист – это литератор, умеющий написать интересный сюжет в разных литературных жанрах и представить текст в формате диалогов.
Важные качества
Локейшн-менеджер – это лёгкий на подъём, но очень ответственный человек. Для отбора натуры и мест для съёмок необходимо обладать художественным зрением, понимать концепцию режиссёра, обладать эрудиций. Необходима способность завязывать личные контакты, находить общий язык с очень разными людьми – от чиновника в городской Управе до олигарха-обладателя дома с золочёной лестницей.
Нужно ли учиться профессии
В России профессии учат во ВГИКе, МШНК, МШК, МИТРО и ГИТРе. Вуз гарантирует диплом государственного образца по специальности «Режиссер монтажа», но программа обучения в нем не всегда быстро реагирует на время, тенденции в монтаже и обычно дает представление только о работе в кино и на телевидении. Продолжительность программы — от 1 до 2 лет.
Онлайн-курсы
Онлайн-обучение сегодня дает более широкое представление о профессии и возможность оформить актуальное и универсальное портфолио. Например, в Bang Bang Education обучение режиссуре монтажа длится 11 месяцев и включает в себя шесть модулей:
Практическое познание профессии
Монтаж уже был до существования образования по этой специальности, например в первых фильмах братьев Люмьер. Чтобы стать режиссером видеомонтажа, нужно желание рассказывать истории. Рассказывать необычно, захватывающе. Самостоятельно научиться пользоваться монтажной программой сегодня можно по туториалам. Это не быстро и не просто, но вполне реально.
Для эмпирического освоения профессии надо приучить себя много смотреть и анализировать: как сделано видео, как режиссер монтажа поступил в той или иной сцене и что из этого получилось. В отличие от обучения в вузе или на онлайн-курсах никто не выдаст вам список того, что необходимо увидеть. Смотреть нужно все — от фильмов Дзиги Вертова до трейлеров, рекламы и анимационных фильмов.
Личностные качества
Режиссер — профессия творческая, в голове человека должны фонтанировать идеи, у него должно быть свое видение каждого проекта, каждого сценария. Умение видеть, представлять конечный результат еще не начатой работы — такое качество есть не у каждого.
Поэтому в профессию идут в основном те, кто хорошо знает творческую кухню, узнал ее изнутри и в совершенстве знаком с основными принципами работы в отрасли. Например, для кинорежиссера важно понимать принципы работы камер и другого технического оборудования, использующегося при съемках, а также компьютерных программ для монтажа.
Помимо того, каждый руководитель творческого коллектива должен обладать:
Что должен уметь режиссер монтажа
Выше мы подробно рассказали о том, какие задачи выполняет режиссер видеомонтажа в зависимости от типа проекта и сферы внутри индустрии. Каждая из этих задач требует от специалиста владения и техническими, и художественными навыками. Не важно, работает ли режиссер видеомонтажа в кино, на телевидении, монтирует ролики для социальных сетей или ивент-индустрии — это всегда соединение ремесла и искусства.
Технические навыки
История монтажа в кино за 22 минуты
Коммуникационные навыки
Основные принципы монтажа и их правила
Рассказываем про базовые правила комфортной для зрителя монтажной склейки
Какие бывают режиссеры
Если очень внимательно посмотреть на титры фильма, то можно обратить внимание на приставку к слову «режиссер», точнее — слово, которое следует за ним: режиссер-постановщик, второй режиссер и прочее.
На съемочной площадке они выполняют разные роли. Конечно, режиссер может быть и один, но иногда разделение функций необходимо.
Режиссер-постановщик возглавляет всю работу над проектом, будь то фильм или театральный спектакль. Он выбирает сценарий, а порой сам участвует в его разработке, занимается подбором творческого состава группы, которая будет работать над постановкой или съемкой, а также подбором актеров.
Режиссер работает с актерами, объясняет свое видение картины или спектакля и роль каждого, особенности характеров и действий персонажей и т. д. Он утверждает звуковое сопровождение, эскизы декораций, костюмы, весь реквизит, который задействован на сцене. Режиссер-постановщик руководит репетициями и съемками, если речь идет о фильме.
Если проект крупный и сложный, в работе могут быть задействованы несколько режиссеров. Второй режиссер или ассистент режиссера-постановщика выполняет менее ответственные задания, но тоже участвует в процессе. Кроме того, в процессе задействованы и другие специалисты:
Если речь идет о других видах зрелищного искусства, то роли режиссеров могут различаться. Называют такие виды:
Какие качествами должен обладать режиссер?
Критически важными качествами для режиссера являются лидерство и умение работать в команде, ведь ему необходимо вдохновлять и направлять актеров, операторов, художников по костюмам и других участников производства. Режиссер должен быть исключительно внимательным к деталям, обладать организаторскими способностями и уметь решать многочисленные задачи в условиях ограниченных сроков и бюджетов. Гибкость и способность адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам также критичны, как и страсть к искусству кинематографа и неутомимое стремление к совершенству.
Знания и навыки
Время на поиски часто ограничено, поэтому ценятся специалисты со своей «базой объектов». Особенно это актуально для телевидения.
Особенности профессии
Локейшн получает от режиссёра или художника-постановщика примерное описание натуры или объекта, необходимого для съёмок. Затем, взяв в руки фотоаппарат, отправляется на поиски.Приглянувшиеся объекты он фотографирует, чтобы продемонстрировать выбор режиссёру.
Однако это не самая трудная часть работы. Гораздо сложнее бывает (хотя и не всегда) договориться с владельцем или администрацией объекта, органами правопорядка (если снимать планируется на улицах города) и т.п. Особенно если бюджет фильма небольшой и средств на аренду мало.
Локейшн-менеджментом может заниматься и директор фильма, который решает организационные вопросы во время съемочного периода. А также ассистент художника-постановщика.
Рабочее место
Киностудии, продюсерские центры.
Обучение на Локейшн-менеджера
обучающие по специальности «Менеджмент кино и телевидения».
Материал может содержать рекламу. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье.
Плюсы и минусы профессии
Положительные и отрицательные стороны есть в каждой профессии. Не лишена их и творческая сфера. Выбор профессии «режиссер» дает возможность раскрыть свой творческий потенциал, добиться популярности, известности, познакомиться с талантливыми людьми мира искусства, шоу-бизнеса, получать премии и награды.
Однако стать талантливым режиссером непросто. В театральных вузах огромный конкурс, и поступить туда сложно, да и добиться известности, реализовать свои амбиции тоже не у каждого получается, а риск остаться рядовым создателем документальных фильмов и короткометражек, организатором праздников — в лучшем случае на городском уровне — велик. Ненормированный график работы, отсутствие свободного времени и нормальной личной жизни, частые конфликтные и стрессовые ситуации — такое «сопровождение» характерно для творческих профессий.