Документы
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия»
УТВЕРЖДАЮ. Ректор академии, профессор В.В. Морозов
Должностная инструкция. Проректор по научной работе и международным связям.
1. Проректор по научной работе и международным связям относится к категории руководителей.
2. Проректор по научной работе и международным связям подчиняется непосредственно ректору академии.
3. На должность проректора по научной работе и международным связям назначается лицо имеющее высшее профессиональное образование, стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности академии, не менее 5 лет, при наличии ученой степени- не менее 3 лет.
4. Назначение на должность и освобождение от должности проректора по научной работе и международным связям производится ректором на условиях заключения трудового договора.
5. На время отсутствия проректора по научной работе (болезнь, отпуск) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо, приобретающее соответствующие права, несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
6. Проректор по научной работе и международным связям должен знать:
6.1. Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся сферы высшего профессионального образования, регламентирующие образовательную, научную, производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность образовательных учреждений; приоритетные направления развития научной деятельность в Российской Федерации;
6.2. Устав академии, положение о научно-исследовательской работе, иные нормативные документы, регламентирующие деятельность академии.
6.3. Законодательные и правовые документы, определяющие требования к научно-исследовательской деятельности академии.
6.4. Постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие и нормативные материалы, касающиеся деятельности научно-исследовательской работы.
6.5. Действующие положения об оплате труда и материальном стимулировании работников.
6.6. Методы расчета объема выполняемых работ.
6.7. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
В обязанностипроректора по научной работе и международным связям входит:
1. Содействие повышению престижа академии, содействие разработке и реализации политики и стратегии развития академии, реализации решений Ученого совета и поручений ректора, расширение внешних связей, содействие оперативной деятельности деканам и руководителям подразделений.
2. Осуществление руководства работой научно-исследовательской частью, обеспечение соблюдения законности, государственной дисциплины в деятельности научно-исследовательской части. Проректор по научной работе и международным связям несет ответственность за деятельность научно-исследовательской части.
3. Организация разработки и выполнения проблемно-тематического плана научно-исследовательской работы академии, организация исследовательской работы по хозяйственным договорам с организациями, предприятиями и хозяйствами АПК.
4. Участие в заседаниях ректората, Ученого совета, диссертационного совета, советов факультетов и методических комиссий.
5. Обеспечение условий нормальной работы и развития учебно-опытного поля, научных и проблемных лабораторий и других научных подразделений.
6. Разработка мероприятий по внедрению в сельскохозяйственное производство научных достижений и передового опыта.
7. Руководство издательской деятельностью академии.
8. Общее руководство научно-исследовательской работой студентов, научно-техническим советом, редакционно-издательским советом, советом молодых ученых.
9. Проведение конкурсов на лучшие научно-исследовательские работы преподавателей академии и студентов.
10.Организация и представление в установленном порядке работ к выдвижению на соискание государственных премий.
11. Рекомендация в установленном порядке кандидатур ученых и специалистов для участия в региональных, международных конференциях, семинарах и симпозиумах.
12. Планирование и осуществление мероприятий по повышению научной квалификации преподавателей академии.
13. Организация подготовки кадров научных работников через аспирантуру, перевод в старшие научные сотрудники и соискательство.
14. Проведение разовых и постоянных выставок внутри и вне академии.
15. Направление сотрудников академии в хозяйства, на предприятия АПК с целью оказания научно-производственной помощи.
16. Контроль за подготовкой к изданию научных трудов академии.
17. Организация и координация международной деятельности академии и установление контактов с зарубежными партнерами.
18. Проведение мониторинга зарубежных и отечественных научно-технических достижений в области разработки и внедрения в образовательный процесс новых информационных технологий.
19. Проведение анализа нормативных правовых документов по научному обеспечению экспорта образовательных услуг образовательными учреждениями Российской Федерации.
20. Подготовка предложений по разработке и реализации совместных научных исследований на основе международных договоров и грантов.
21. Организация студенческих и международных учебно-практических конференций.
22. Представление в установленном порядке предложений по премированию сотрудников академии за содействие успешному выполнению научно-исследовательских работ.
23. Замещение ректора в случае его отсутствия с правом подписи документов для внутреннего пользования.
Проректор по научной работе и международным связям имеет право:
1. Представлять интересы академии во взаимоотношениях с различными учреждениями, органами и организациями по научно-исследовательской деятельности и международному сотрудничеству.
2. Вносить на рассмотрение ректора академии предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
3. Запрашивать от структурных подразделений академии информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
4. Взаимодействовать с руководителями всех структурных подразделений по вопросам научно-исследовательской работы.
5. Издавать распоряжения по вопросам, связанным с организацией и ведением научно-исследовательской работы.
6. Визировать все документы, связанные с научно-исследовательской работой и международной деятельностью академии.
Проректор по научной работе и международным связям несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, – в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба академии – в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
– Осуществляет нормативное обеспечение, планирование и руководство научной деятельностью Университета;
– По направлению своей деятельности координирует работу директора филиала, деканов факультетов, заведующих кафедрами Университета и иных руководителей структурных подразделений, находящихся в его подчинении;
– Координирует работу научных центров, лабораторий, иных структурных подразделений Университета в научной деятельности:
– Осуществляет контроль за надлежащим учетом и регистрацией в установленном законодательством Российской Федерации порядке результатов интеллектуальной деятельности Университета, осуществлением выплат авторам служебных изобретений, предусмотренных законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Университета;
– Организует и контролирует вопросы по получению и поддержанию в установленном законодательством Российской Федерации порядке патентов на изобретение, полезные модели, промышленные образцы:
– Контролирует соблюдение режима коммерческой тайны в отношении результатов интеллектуальной деятельности Университета;
– Организует совместно с факультетами, кафедрами и иными структурными подразделениями Университета проведение научных конференций, симпозиумов, семинаров и других научных мероприятий, а также подготовку и выпуск научных трудов, докладов и тезисов:
– Организует выставочную деятельность Университета в научно-исследовательской сфере;
– Курирует научные журналы, издаваемые в Университете;
– Организует работу по поиску и получению грантовой поддержки научно-исследовательских работ (гранты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, РНФ. РФФИ, а также других грантодателей, включая региональные, общероссийские и международные фонды):
– Организует и контролирует достижение работниками предусмотренных локальными нормативными актами Университета показателей публикационной активности;
– Курирует работу советов по защитам диссертаций:
– Координирует организацию научно-исследовательской работы обучающихся Университета;
– Курирует деятельность Научного общества молодых ученых и специалистов Университета;
– Руководит подготовкой кадров высшей квалификации, планированием и реализацией научных стажировок;
– Организовывает прием в Университет обучающихся на образовательные программы подготовки кадров высшей квалификации, оформление образовательных отношений, учет контингента обучающихся, оформление и выдачу документов об образовании, уровне образования, квалификации;
– Координирует и контролирует деятельность Научного центра инновационных лекарственных средств с опытно-промышленным производством, управления науки, инноваций и подготовки научно-педагогических кадров, виварием.
Проректор по административно-хозяйственной работе
– Осуществляет нормативное обеспечение, планирование и руководство эксплуатацией имущественного комплекса Университета, выполнением капитальных и текущих ремонтов, строительства и реконструкции зданий и сооружений Университета;
– Организовывает и контролирует разработку’ координируемыми структурными подразделениями перспективных и текущих планов ремонтных работ, реконструкции и строительства объектов Университета, приобретение строительных материалов и оборудования для выполнения указанных работ;
– Организует транспортное обеспечение деятельности Университета:
– Координирует аналитическую, практическую и исследовательскую работу по повышению эффективности использования имущественного комплекса:
– Контролирует соблюдение в Университете норм и правил охраны труда, противопожарной безопасности, требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства;
– Контролирует проведение в Университете специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также правил безопасное™ дорожного движения на территории Университета;
– Контролирует соблюдение в Университете требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций, военного учета;
– Контролирует соблюдение в Университете требований законодательства Российской Федерации в области мобилизационного планирования и мобилизационной подготовки;
– Обеспечивает соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области антитеррористической защищенности объектов Университета, в том числе организует и контролирует обеспечение охраны объектов университета, контроль доступа и видеонаблюдение;
– Координирует работу по надлежащему содержанию и обслуживание инженерных сетей, обеспечению инженерно-технической безопасности объектов Университета, оборудования и средств охраны;
– Обеспечивает водо-. электро-, теплоснабжение объектов Университета, обеспечение объектов Университета телефонной связью и Интернетом, повышение энергетической эффективности:
– Координирует и контролирует деятельность управления капитального строительства и капитального ремонта, управления по эксплуатации зданий и сооружений; общежитий университета, учебных корпусов.
Ректор является исполнительным органом университета. Ректор несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью Университета.
Ректор осуществляет следующие функции:
‒ представляет Университет в отношениях с органами государственной власти Республики Беларусь и Российской Федерации, юридическими и физическими лицами;
‒ издает приказы, распоряжения, заключает договоры;
‒ руководит работой по интеграции Университета в международное образовательное и научное сообщество;
‒ утверждает положения о структурных подразделениях, о структуре университет в целом и штатное расписание;
‒ назначает на должность проректоров и руководителей служб структурных подразделений, начальников служб университета, определяет полномочия руководящего состава университета; осуществляет прием и увольнение работников, утверждает их должностные инструкции;
‒ является председателем Совета университета, подписывает его решения;
‒ решает вопросы материального стимулирования труда работников, поощрения обучающихся Университета.
Главная цель, стоящая перед руководителями вузов ‒ формирование такой модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенции и полномочия, функции и ответственность всех субъектов управления высшим учебным заведением (ректор, проректоры, деканы факультетов, заведующие кафедрами, руководители функциональных подразделений). Часть своих полномочий ректор может делегировать проректорам, которые осуществляют непосредственное руководство и несут ответственность за определённый вид деятельности в соответствии с должностными инструкциями и приказами ректора.
3.1.2 Проректора – заместители ректора.Наиболее приближены к должности ректора должности проректоров. Проректорская должность позволяет получить богатый опыт управленческой деятельности, развить личностные качества руководителя, в какой-то мере компенсируя отсутствие профессионального управленческого образования.
Проректор – это заместитель ректора по определенному направлению работы вуза.
Если ректор является, образно говоря, генеральным директором вуза, то первый проректор ‒ исполнительный директор. Он, как правило, несет личную ответственность за состояние, развитие и обязательства вуза, качество подготовки выпускников, соблюдение в вузе требований законов страны, имеет право подписи юридических и финансовых документов.
Первый проректор руководит организацией образовательной деятельности Университета, института повышения квалификации и переподготовки кадров и других структурных подразделений. Обеспечивает функционирование всех направлений образовательного процесса, организацию идеологической работы. Координирует деятельность структурных подразделений по разработке и выполнению комплексных программ развития учреждения образования. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса, инновационной деятельности структурных подразделений, принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников учреждения образования. Планирует и разрабатывает мероприятия по внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий. Анализирует эффективность функционирования системы менеджмента качества.
Организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива и работу научно-методического совета. Осуществляет контроль за обеспечением качества образовательного процесса при реализации образовательных программ высшего образования. Обеспечивает подбор и рациональную расстановку кадров профессорско-преподавательского состава, других педагогических работников. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса, инновационной деятельности структурных подразделений, принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников учреждения образования. Осуществляет контроль за формированием штатного расписания и штатной численности и работников университета и курируемых структурных подразделений.
Организует работу по эффективному использованию материально-технической базы, ее систематическому обновлению и пополнению, в том числе компьютерной техникой, средствами связи и программного обеспечения. Выполняет обязанности ректора в период его отсутствия.
Квалификационные требования. Высшее образование, ученая степень доктора или кандидата наук, стаж работы в должностях педагогических, научных работников, должностях руководителей не менее 5 лет.
Проректор по учебной работе осуществляет планирование, руководство и контроль обучения студентов по образовательным программам Российской Федерации, включая бакалавриат и магистратуру. Осуществляет планирование, руководство и контроль обучения студентов по образовательным стандартам Республики Беларусь на второй ступени высшего образования. Обеспечивает реализация Политики университета в области качества в рамках процесса «Проектирование и разработка основных образовательных программ», «Планирование и реализация основных образовательных программ». Организует и контролирует работу библиотеки университета по всем направлениям деятельности.
Проректор по воспитательной работе руководит организацией деятельности по воспитанию обучающихся в структурных подразделениях университета на факультетах, кафедрах, в общежитиях. Обеспечивает их взаимосвязь между собой и общественными организациями. Определяет основные направления идеологической и воспитательной работы, ее кадровое, материальное и методическое обеспечение. Разрабатывает и контролирует реализацию программно-планирующей документации по организации идеологической и воспитательной работы в учреждении образования. Осуществляет контроль за деятельностью по воспитанию, вносит предложения по его совершенствованию. Организует и контролирует информационную работу в учреждении образования. Обеспечивает и контролирует решение вопросов организации проживания в общежитиях, медицинского обслуживания, питания, досуга, трудовой деятельности обучающихся. Организует научно-методические семинары, конференции, обмен опытом по вопросам воспитания молодежи, информационному обеспечению государственной молодежной политики. Участвует в работе совета учреждения образования по вопросам воспитания обучающихся. Контролирует работу структурных подразделений, направление деятельности которых связано с воспитательной работой.
Квалификационные требования. Высшее образование, ученая степень доктора или кандидата наук, наличие научных трудов или изобретений, патентов, стаж работы в должностях педагогических, научных работников, должностях руководителей не менее 5 лет.
Проректор по научной работе осуществляет непосредственное руководство научно-исследовательской частью, а также организует, координирует и руководит научной работой в Университете.
Организует проведение научных исследований в тесной связи с образовательным процессом и отвечает за выполнение и качество научных работ. Заключает договоры на выполнение научно-исследовательских работ и инновационных проектов. Участвует в пропаганде научных знаний и достижений науки и техники, в организации научных мероприятий (симпозиумов, конференций, совещаний и др.). Обеспечивает представление научных работ профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и обучающихся на городские, областные, республиканские и международные смотры, конкурсы. Организует подготовку научных работников высшей квалификации через аспирантуру (адъюнктуру) и докторантуру. Привлекает профессорско-преподавательский состав к выполнению научных исследований для нужд реального сектора экономики и социальной сферы. Координирует работу по организации международного научно-технического сотрудничества. Организует работу студенческих научно-исследовательских лабораторий и конструкторских бюро, научных обществ, кружков. Оказывает помощь кафедрам и студенческому научному обществу в организации научно-исследовательской работы студентов, организует проведение студенческих научных мероприятий (конференций, выставок, конкурсов и др.).
Для решения оперативных вопросов в университете действует такой орган как ректорат – это коллегиальный совещательный орган. На ректорате обсуждаются вопросы, требующие безотлагательного решения, которые не относятся к компетенции других органов управления, а также вырабатывается комплекс оперативных мер по их решению и распределения соответствующих поручений ректора.
3.1.3 Факультет как структурная единица университета. Декан факультета – кто он?Общее оценочное заключение о вузе часто складывается из оценки деятельности его структурных подразделений: факультетов, кафедр, отделов и других служб. Факультет является структурным подразделением вуза, объединяющим все кафедры и лаборатории, относящиеся к специальностям, включенным в его состав, а также те общенаучные и общеобразовательные кафедры высшего учебного заведения, которые по содержанию своей работы наиболее близки профилю факультета. Факультет координирует деятельность своих структурных подразделений; представляет интересы коллектива в органах управления вузом и в других организациях.
Факультет высшего учебного заведения представляет собой учебно-научное и административное структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов, магистратов, аспирантов и докторантов по одной или нескольким родственным специальностям, переподготовку и повышение квалификации руководящих работников и специалистов организации соответствующей отрасли, государственных служащих, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр.
Деление учебных заведений на факультеты возникло и установилось в средневековых университетах. Стандартный средневековый университет состоял из четырёх факультетов.
Факультет свободных искусств («Факультет искусств»). Этот факультет был общеобразовательным. На нём обучались семи свободным искусствам и философии, то есть, полному циклу наук. Обучение на этом факультете было первой ступенью образования. После окончания факультета искусств студент мог поступить на один из трёх специальных факультетов; медицинский факультет; юридический факультет; теологический факультет.
В XVI веке в период Реформации в Германии факультет свободных искусств был переименован в философский факультет. В других странах факультеты свободных искусств сохранились до нашего времени.
С развитием науки в XVIII‒XIX веках количество факультетов значительно возросло. Общеобразовательный философский факультет начали делить на естественнонаучный и гуманитарный (название «философский факультет» при этом закреплялось за подразделением, где преподают только философию). Естественнонаучный факультет назывался физико-математическим или факультетом наук, гуманитарный ‒ историко-филологическим или факультетом словесности. Количество факультетов росло и дальше, физико-математический факультет разделился на математический факультет и факультет естественных наук, выделялись биологические, технические и другие факультеты.
Развитие промышленности повлияло на создание новых факультетов в вузах, однако не все специальности включались в цикл университетских учебных дисциплин. В XIX и начале XX века прикладные науки часто изучались в технических вузах, где подразделения, аналогичные факультету, часто назывались отделениями.
Факультет имеет собственное наименование и символику. Факультет организуется и ликвидируется в соответствии с решением Совета университета по приказу ректора.
Деятельность факультета предполагает решение определенных задач. К ним относятся:
‒ подготовка квалифицированных специалистов, имеющих глубокие профессиональные знания и высокую общую культуру;
‒ удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего профессионального образования на основе неразрывного единства процесса обучения и научных исследований;
‒ организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ в том числе по проблемам образования;
‒ распространение и пропаганда научных знаний; культурно-просветительская деятельность;
‒ переподготовка и повышение квалификации преподавателей и специалистов в соответствии с лицензией (разрешением);
‒ подготовка специалистов по заказам (договорам) для народного хозяйства страны, региона и т. п.
В условиях возрастания требований к высшей школе, децентрализации управления, разнообразия организационно-правовых форм ведения образовательной деятельности, информатизации в управлении образовательным учреждением на базе информационных технологий обычная практика академической и хозяйственной деятельности факультетов значительно усложнилась, повысились личностные и профессиональные требования к их руководителям.
Руководство факультетом – это осуществление целого ряда функций, тесно связанных с характером деятельности коллектива, его задачами, составом, особенностями конкретных ситуаций.
В состав деканата входят декан, его заместители и методист (секретарь/специалист). Заместители декана и специалист назначаются на соответствующие должности приказом ректора по представлению декана факультета преимущественно из числа преподавателей, имеющих высшее образование, ученое звание или (и) ученую степень. Заместители декана по своему правовому положению являются представителями администрации факультета. В своей деятельности они непосредственно подчиняются декану факультета, а также согласуют свою работу с кафедрами, Центром менеджмента качества образовательной деятельности, международным отделом.
Декан (от греч. δέκα ‒ десять; лат. ‒ decanus, нем. ‒ Dekan и Dechant, англ. ‒ dean, франц. ‒ doyen) ‒ буквально значит десятник. В римских войсках деканом назывался начальник десяти солдат.
Декан! Магическое слово, которое чаще всего употребляют в вузе. Человек, которого одни боятся как огня, а другие боготворят как защитника.
Декана и его заместителей всем и всегда хочется видеть на своих рабочих местах. Их ждут студенты, родители, преподаватели, заведующие кафедрами, работодатели, их ежедневно и многократно приглашают на совещания или вызывают на ковер проректоры и лично ректор, одолевают телефонными звонками, просьбами, распоряжениями и приказами. Декан действительно нужен всем и всегда ‒ и это объективно свидетельствует о его важности и значительности.
В условиях рыночной экономики деятельность факультетов претерпевает постоянные изменения, а значит, видоизменяется и содержание деятельности их деканов. Декан – осуществляет непосредственное руководство факультетом; издает распоряжения и указания, обязательные для всех работников и обучающихся факультета. Декан факультета несет персональную ответственность за результаты работы факультета Университета, эффективное использование и сохранность учебно-лабораторного, научного оборудования. Декан факультета назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом ректора Университета. Декан представляет факультет во всех подразделениях Университета.
Декан является, как правило, известным ученым и имеет ученую степень доктора наук (или кандидата наук), ведет активную научную и учебную деятельность, пользуется авторитетом в коллективе, имеет педагогический стаж не менее 5 лет.
Проведение экспертного опроса среди высококвалифицированных руководящих работников высшего образования позволило определить блок качеств, которыми должен обладать современный декан факультета. Основой работы декана является, прежде всего, организационно-управленческая сфера деятельности. Она и определяет общие управленческие требования к личности руководителя факультета.
Практически все деканы имеют ученую степень. Большая часть из них (44,9%) имеют степень кандидата наук и звание доцента, 12,2 % респондентов — степень кандидата наук и звание профессора, 37,8 % осуществляют руководство факультетом в звании профессора и ученой степени доктора наук. Докторская степень — не определяющий фактор для декана, но она придает вес его мнению, особенно в работе с заведующими кафедрами, да и с начальством.
Сколько же времени уделяют деканы руководству факультетом? В среднем каждый декан тратит на руководство факультетом не менее 60 % своего времени. 28,2 % деканов уделяют управлению факультетом от 75 до 100 % своего рабочего времени, 37,5 % респондентов — от 51 до 75 % рабочего времени.
Малоизучен и практически не освещен в научной и периодической литературе вопрос о карьере декана. 39,4 % деканов до того, как возглавить свои факультеты, работали рядовыми преподавателями, 26,6 % ‒ возглавляли кафедры в своем, а 7,4 % ‒ в другом вузе и только 9,6 % исполняли функции заместителя декана. При этом лишь 12,7 % деканов в своей карьерной лестнице прошли через должности руководителей отделов (служб) в вузе.
За период работы в должности у декана накапливаются опыт, знания, и это положительно влияет на эффективность деятельности факультета и его конкурентоспособность. Но в то же время излишне большой стаж работы затрудняет реализацию новых идей в управлении факультетом, тормозит продвижение управленческого резерва.
Таким образом, профессиональная компетентность современного декана, как отмечалось выше, зависит от профессиональных знаний и опыта управления факультетом, наличия и умения пользоваться экономическими методами руководства, знания и применения на практике нормативно-правовых основ функционирования и развития системы образования.
3.1.4 Кафедра университета. Заведующий кафедрой: педагог, ученый, менеджер.В системе управления любым вузом одну из ключевых ролей играют заведующие кафедрами. Именно кафедры в современном отечественном вузе остаются ключевым звеном в системе управления современным вузом. Они обеспечивают образовательный процесс, именно на кафедрах создаются все элементы учебно-методического контента – от учебных программ до базовых учебников, именно здесь ведутся фундаментальные научные исследования и практико-ориентированные разработки. Таким образом, в системе высшего профессионального образования кафедры выполняют функции производственных подразделений. Очевидно, что эффективность функционирования этой категории структурных подразделений, а в значительной степени ‒ и вуза в целом, во многом зависит от их непосредственных руководителей.
Кафедра в вузе ‒ это объединение профессорско-преподавательского состава и научных работников в одной или нескольких тесно связанных между собой отраслях знаний. Именно она обеспечивает непосредственный контакт со студентами и оказывает прямое воздействие на них ‒ воспитательное, учебное, научное. Кафедра, как и любое другое структурное подразделение вуза, не является автономным образованием. Она встроена во внутривузовскую систему управления, следовательно, должна участвовать в различных корпоративных программах развития, выполнять плановые задания по другим (помимо чисто научных) направлениям работы, поддерживать систему документооборота, своевременно предоставлять отчетность о результатах собственной деятельности, взаимодействовать с целым рядом штабных подразделений и ректоратом вуза.
Первые кафедры появились в России в 1804 г. В России до революции 1917 г. понятие кафедры связывалось не столько с административным подразделением, сколько с должностью профессора. В соответствии с практикой европейских университетов в университетах под кафедрой понималось штатное место для профессора, который должен был читать лекционные курсы в рамках научной отрасли, обозначенной в названии кафедры. В качестве помощников профессоров по кафедре в штатной структуре университета были предусмотрены адъюнкты (1804‒1863) или доценты (1863‒1884). Во второй половине XIX века также сложилась практика оставления при кафедре способных молодых учёных для приготовления к профессорскому званию. С конца XIX века при многих кафедрах открылись научно-исследовательские лаборатории и кабинеты.
Кафедру как коллектив преподавателей возглавляет заведующий. Преподаватели кафедры в зависимости от стажа работы и наличия ученых степеней могут подразделяться на старших преподавателей, доцентов и профессоров. В качестве помощников преподавателей могут выступать ассистенты. Помимо преподавателей при кафедре работает секретарь кафедры, ведущий делопроизводство. Секретарь протоколирует заседания кафедры, на которых утверждаются учебные программы и заслушиваются отчеты о работе преподавателей. Иногда в штат кафедры могут входить лаборанты и инженеры кафедры.
К показателям деятельности кафедры относятся (помимо проведения занятий по профилю кафедры и разработки соответствующих программ): подготовка и публикация статей и методических разработок, участие преподавателей кафедры в конференциях, прохождение стажировок.
Особое место среди всех кафедр университета занимает выпускающая кафедра (профилирующая). Именно она организует (и координирует) процесс профессионального становления личности студента как будущего специалиста. Координирующая роль выпускающей кафедры не ограничиваются созданием учебного плана, обязательного для всех учебных подразделений вуза, участвующих в подготовке выпускника (как и бакалавра, так и магистра).
Компетентностный подход предполагает, что цели, стоящие перед образовательной системой, определяются не внутри системы, а диктуются извне – рынком труда в той форме, в какой он сложился. Лишь выпускающая кафедра, имеющая свои традиции, сложившиеся связи с производственными предприятиями, ‒ и занимающими на них ключевые позиции выпускниками прежних лет, ‒ на основе постоянного мониторинга в состоянии формулировать (и корректировать) требования не только к специальным, но и социальным компетенциям своих выпускников.
Таким образом, выпускающая кафедра выступает как основной ячейкой учебной и научной деятельности, так и как «субстрат» научно-педагогической школы по данной специализации или направлению подготовки (обучения) в вузе. На ней также осуществляется организация и контроль за исполнением практики студентов, а также организация и защита курсовых и дипломных работ, через утверждение тем, назначение научного руководителя
Характеризуя статус заведующего кафедрой, следует особо отметить, что это, прежде всего человек, имеющий способности к данного рода деятельности. Научить человека заведовать кафедрой нельзя, должен быть талант. Эффективность деятельности руководителя кафедры на три четверти зависит от его личностных качеств, на одну четверть ‒ от профессиональных.
Выделим следующие группы качеств, которыми должен обладать руководитель в этом статусе.
Первая группа: ум, интеллект, широкий кругозор и эрудиция, диалектическое мировоззрение, высокий культурный уровень, честность, справедливость, соответствующая научно-теоретическая подготовка, способность ориентироваться в научных, теоретических и практических вопросах, в жизни общества и коллектива.
Вторая группа: лидерство, харизма, инициативность, решительность, чувство нового, способность быть стратегом и тактиком, работать в команде, быть на шаг впереди всех, служить личным примером, самостоятельно принимать правильные решения в конкретной ситуации и отвечать за них, правильно распределять обязанности в коллективе в зависимости от возможностей и способностей его членов, умение правильно определять цели и формулировать задачи, организовать общение в коллективе и найти индивидуальный подход к его членам, умение выращивать и продвигать кадры, умение убеждать людей в своей правоте, целеустремленность, самокритичность, единство слова и дела, желание и умение работать с людьми, трудолюбие, требовательность, умение передать свое видение будущего другим, профессионализм, личный вклад не только в управление коллективом, но и в то дело, которым занят коллектив.
Выделенные нами качества руководителя кафедры могут служить своего рода критериями профпригодности возможного кандидата на должность заведующего.
Заведующий кафедрой осуществляет непосредственное руководство кафедрой. Заведующий кафедрой избирается из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих, как правило, ученую степень или ученое звание сроком до 5 лет. Заведующий кафедрой несет персональную ответственность перед ректором университета и деканом факультета за деятельность возглавляемой кафедры по всем направлениям.
Исходя из содержания деятельности выделим основные функции заведующего кафедрой.
Заведующий подбирает и отбирает преподавателей, способных эффективно выполнять свои обязанности по подготовке специалистов соответственно профилю. Сложность отбора педагогических кадров заключается в том, что в специализированных вузах он осуществляется из среды студентов. Поэтому успешность исполнения роли заведующего кафедрой определяется его умением заметить перспективных студентов – как с профессиональной точки зрения, так и с позиции их потенциальных педагогических качеств.
Особенность кафедры состоит в том, что здесь работают не просто преподаватели, а научно-педагогические работники, ученые. Они должны не только учить студентов, но и заниматься исследовательской деятельностью – это главный способ повышения их квалификации.
Взаимодействие между преподавателями и студентами кафедры осуществляют учебно-вспомогательные работники. Они находятся в центре внешних и внутренних коммуникаций коллектива. От того, насколько профессионально они умеют это делать, зависит эффективность деятельности кафедры в целом и самого заведующего в первую очередь. Если учебно-вспомогательный персонал и преподаватели заняты общим делом – обучением и воспитанием студентов, успех заведующему обеспечен.
Сам заведующий кафедрой должен постоянно участвовать во всех видах деятельности коллектива кафедры. Личный пример здесь значит многое. Вместе с тем проблема эффективного управления осложняется тем, что заведующий совмещает управленческую деятельность с преподавательской и научной работой, что, с одной стороны, увеличивает его временные затраты, с другой – создает высокий уровень социальной и психологической напряженности.
Указанные функции заведующего в основном касаются организации процесса обучения, в определенной степени связанного с процессом воспитания. Организация внеучебной работы на кафедре является нормативной функцией заведующего. В структуре управленческой деятельности заведующего кафедрой она выражена более ярко, чем аналогичная функция в функциональной структуре других руководителей данного уровня управления.
Организация учебной и воспитательной работы требует соответствующей материально-технической базы, создание и развитие которой также входит в обязанности заведующего. Среди ее элементов следует особо выделить аудиторный, книжный, компьютерный фонды.
Указанные выше функции имеют отношение к внутрикафедральной деятельности заведующего. Однако для коллектива кафедры немаловажную роль играет процесс взаимодействия с другими коллективами. Умение заведующего выстроить отношения с другими кафедрами внутри вуза и с другими вузами, с деканатом, ректоратом во многом определяет результативность его деятельности.
Характеризуя статус заведующего кафедрой, следует обратить особое внимание на критерии правильной оценки его деятельности. Приоритетная роль здесь, видимо, принадлежит показателям, характеризующим динамику развития кафедры по таким направлениям ее деятельности, как кадры, учебный процесс, научно-методическая и научно-исследовательская деятельность, материально-техническая база, финансовое состояние, внешние связи. Если динамика кафедры по основным направлениям ее деятельности положительная, то и деятельность заведующего может оцениваться соответственно.
Результаты мониторинга заведующих кафедрами показали, что приоритеты деятельности заведующего кафедрой современного вуза в процессе управления кафедрой распределяются следующим образом: первое по важности направление деятельности ‒ учебная работа на кафедре, на втором месте ‒ научная работа, что связано с необходимостью повышения публикационной активности научно-педагогических кадров. Третий по значимости ранг эксперты присвоили работе заведующего кафедрой с персоналом ‒ преподавателями и сотрудниками кафедры. Далее по степени убывания важности направлениями деятельности заведующих кафедрами являются: методическая работа, документационное обеспечение и инновации (4 ранг), экономическая поддержка деятельности кафедры (5 ранг), внешние связи (6 ранг), довузовская работа со школьниками (7 ранг) и воспитательная работа со студентами (8 ранг).
В настоящее время в работе заведующих кафедрами чаще всего встречается демократический стиль руководства (57,7 %), значительно реже ‒ авторитарный (22,5 %) и либеральный (19,8 %). Эксперты рекомендуют использовать демократический стиль ‒ 79 %, авторитарный ‒ 21 %, либеральный стиль руководства эксперты вообще не рекомендуют использовать.
Условия рыночной экономики определили и новые приоритеты деятельности заведующих кафедрами современных отечественных университетов. Среди них отметим:
‒ ускорение адаптации в международном экономическом пространстве;
‒ подготовку таких специалистов, чтобы они могли быть востребованы работодателями, т. е. рынком труда;
‒ использование инновационных подходов к технологиям обучения;
‒ повышение значимости результатов научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава и студентов при оценке деятельности вуза;
‒ информатизацию управленческой и образовательной деятельности;