Что такое диспетчер транспортной службы — все о работе

«Профстандарт диспетчер автомобильного транспорта» — этот запрос в поисковых системах с июля 2016 года становится все популярнее. Из нашей статьи вы узнаете, с чем это связано, что собой представляет профстандарт для диспетчера и чего можно ждать от его внедрения.

Кому подходит специальность – личные качества

Работа диспетчера с кодом ОКПДТР 21635 не имеет ограничений по возрасту, но выполнять ее способны не все. Это обусловлено многими факторами.

Чтобы, трудиться в сфере этого направления, нужно владеть следующими качествами:

  • внимательностью;
  • аналитическим складом мышления;
  • самообладанием;
  • находчивостью, инициативностью;
  • организационными способностями;
  • быть стрессоустойчивым;
  • владеть хорошей реакцией, чтобы моментально решать вопросы;
  • неплохой дикцией;
  • усидчивостью.

Эти качества нужны для работы диспетчером. Они нужны в независимости от того, где трудиться: дома или на предприятии. Отзывы людей на форумах портала в интернете об этом говорят.

Профстандарт диспетчер автомобильного транспорта – это документ, в котором описываются общие сведения о профессии, нормативная база и другие требования. Нужен для подтверждения квалификации специалиста. Пока стандарт на стадии разработки, но Правительство РФ его внедрит. Разберемся в этом подробнее.

Описание и характеристика профессии

Автодиспетчер автотранспорта принимает и совершает регистрацию разных видов заказов. Он регулирует систему действий автоводителей, а также осуществлять поиск участников по объявлениям. Этот сотрудник обязан обладать знаниями, иметь образование не ниже среднетехнического.

Профессия сложная и ответственная. В течение дня требуется выполнять большое количество разных видов  дел и анализировать потоки информации, а затем производить регистрацию. Для такого занятия нужны особые качества.

Во время профессиональной деятельности, автодиспетчер по выпуску машин постоянно использует современные системы средства связи. Ему требуется в совершенстве владеть ПК. Успешным сотрудником становиться человек, разбирающийся в психологии. Профессия востребованная, но не высокооплачиваемая.

Автодиспетчер транспортного отдела – это сотрудник, ведущий контроль над системой движения ТС, принимающий звонки от пользователей и водителей, а также осуществляющий поиск заказов по объявлениям на рынке перевозчиков. Он несет ответственность за регистрацию и загрузку данных документов в базу. С помощью системы его действий складывается репутация компании. Он трудится по должностной инструкции.

Рассмотрим в статье, что обязан уметь данный сотрудник. Узнаем о расчете его оплаты труда, разберемся в текущих деталях данной профессии и как правильно организовать поиск перевозчиков на рынке объявлений.

Что такое профстандарт

Таким термином называют документы, где прописаны уровни квалификации специалиста, дающие право занимать определенную должность. Многим они не по душе, ведь Минтруда РФ в этой бумаге о регламенте и обязательствах детально ничего не разъясняет. Профстандарт – это умения специалиста, которые он должен использовать.

Назначение документа

Бумага нужна, чтобы определять уровень и квалификацию сотрудников. Понимать, что именно от них требовать.

Работодателям это дает следующее:

  • они определяют, какие функции будут возлагаться на служащих по должностной инструкции;
  • ориентируясь на документ, организовывают курсы повышения квалификации;
  • проверяют, есть ли у служащих необходимые знания;
  • тарифицируют деятельность, устанавливая систему расчета.

Так работодатели могут повысить уровень производительности и качества труда. Это улучшит экономические результаты.

Сфера применения

Профстандарт используют, подбирая кадры, развивая системы, позволяющие управлять персоналом и сертифицировать служащих. Он нужен для разработки программ подготовки.

Структура

Профстандарт для работы диспетчер.

В документе такие разделы:

  • общие сведения. Здесь указаны наименование и вид деятельности, ее цель, регистрационный номер бумаги;
  • функциональная карта. Тут пункты о том, что должен выполнять работник. Описано конкретное направление. Уровень необходимой квалификации;
  • характеристика каждой функции. Здесь имеется несколько подразделов. Указаны нужные знания и навыки, которыми должен обладать сотрудник;
  • сведения о разработчиках. Документ готовит несколько организаций. Все они перечисляются.

Так выглядит структура данной бумаги. Профессиональный стандарт диспетчер автомобильного транспорта точно такой же. Возможно, будут некоторые изменения. Пока это образец.

Необходимость использования для диспетчеров

Применение профстандарта на практике целесообразно по таким причинам:

  • к уровню квалификации специалистов будут сформированы официальные требования;
  • это повысит качество выполнения функций работниками;
  • создадутся новые принципы для основы кадровой политики;
  • появиться возможность организовать профессиональное обучение для новых специалистов;
  • проще станет классифицировать служащих по тарифным разрядам;
  • система оплаты будет качественнее.

Инструкция по охране труда для диспетчера автомобильного транспорта начнет ориентироваться на профстандарт. Он поможет упорядочить функции служащих. Специалисты будут приобретать новые знания.

Нормативная база

Этот документ еще разрабатывают. Длиться процедура с 2017 года. Скоро стадия завершится.

Пока в законе нет норм, которые регулируют его использование. Согласно постанов-лению от 22.01.2013 г. №23, их утвердят. Но в ст. 195.1 ТК РФ оговариваются обобщенные правила. Вспомогательной нормой является ст. 195.2 и 195.3 ТК РФ. Макет этого документа утвержден Приказом Минтруда и Соцзащиты №147н.

Где на него учиться

Оканчивать ВУЗ России не нужно, в этом случае достаточно техникума. Полный перечень данных специальностей есть в Приказе Минобразования России от 12.09.2013 N 1061.

Например, в каждом регионе России присутствуют учреждения, где можно выучиться на профильного специалиста.

Без диплома на данную должность устроиться нельзя.

Автодиспетчер ТС

Такому сотруднику нужно регулярно повышать уровень навыков. Рассмотрим, чем воспользоваться для процесса в этой сфере на сайте по ссылке avtobddinfo.ru.

Детальная информация из этой статьи видна на видео на сайте:

Следует знать

Автодиспетчер по выпуску автотранспорта обязан:

  • разбираться в трудовом законодательстве;
  • знать, как оформляются путевые листы;
  • выучить схему контролируемых транспортных поездок и их состояние;
  • понимать главные экономические основы организации сервиса трудовой активности;
  • разбираться в главных нормативных актах, регулирующих управление движением;
  • изучить требования завода, выпустившего ТС, которые эксплуатируются сервисом;
  • быть в курсе главных правил образования тарифов на услугу перевозок грузов и продукции автобусами.

Автодиспетчеру автомобильного и городского наземного электрического средства нужно знать систему выхода на линию автоводителей предприятия, чтобы обеспечить надлежащие правила БДД.

Обязан уметь

Автодиспетчеру пассажирских услуг перевозок и грузов нужно владеть такими главными навыками:

  • организовывать и контролировать действий шоферов для выполнения плана;
  • вести инструктаж автомобилистов, рассказывая о возможных проблемах на пути следования ТС;
  • уметь правильно оформлять документацию;
  • обеспечивать безопасность движения автомобилей на линии;
  • заниматься координированием передвижения наземного ТС с другими автомобилями;
  • своевременно помогать автомобилистам, попавшим в непредвиденную ситуацию на линии;
  • искать и включать резервные свободные автобусы для движения по маршруту, если другие сошли с него в результате ЧП;
  • вести контроль над количеством перевозок грузов и регистрировать их.

Также они должны уметь составлять сводки о происшествиях, случившихся на дороге за смену. Этого требует профстандарт “Автодиспетчер ТС”.

Конкретные трудовые функции, осуществляемые диспетчером

Для того чтобы понять, чего ждать работодателям от введения профстандарта диспетчера автотранспорта, нужно посмотреть перечень конкретных функций, которые, как предполагается, должны будут осуществлять такие диспетчеры. Проект описываемого в статье профстандарта предусматривает следующие из них:

  • Контроль за тем, насколько готовы водители и транспорт к выезду на линию.
  • Формирование комплекта документов, требуемых для того, чтобы осуществлялось движение автотранспорта (путевых листов, журналов учета и т. д.).
  • Контроль за соблюдением графика движения, необходимых интервалов и общего расписания.
  • Оперативный учет хода перевалки и погрузочно-разгрузочных работ.
  • Оперативное сопровождение перевозок пассажиров, их багажа и грузов.
  • Ликвидация простоев и сбоев в движении транспорта на линии.
  • Сопровождение движения спецтранспорта (для особых грузов).
  • Внедрение рациональных схем перевозок.
  • Контроль за тем, насколько качественно организована перевозка.

Каждая из этих функций предусматривает совершение работником ряда конкретных действий. К примеру, функция по контролю за соблюдением графика движения подразумевает, что диспетчер при этом будет:

  • формировать график движения с учетом обстановки на линии и колеблющегося объема перевозок;
  • разрабатывать маршруты и составлять план перевозок по сменам и суткам с учетом действующей на предприятии очередности;
  • обеспечивать соблюдение графиков выпуска на линию и возврата транспорта;
  • готовить разнарядки для автомашин по объектам с учетом плана и графика выпуска;
  • контролировать погрузочно-разгрузочные и складские операции;
  • контролировать своевременный выпуск транспорта на маршрут;
  • следить за соблюдением водителями графика и прохождения контрольных точек на маршруте;
  • отслеживать время прибытия транспорта;
  • формировать отчеты о времени, количестве транспорта, причинах нарушения графика, сходов с маршрута и принятых мерах.

Для каждой из функций устанавливается перечень необходимых знаний и умений. К примеру, для указанной выше функции необходимо знать правила эксплуатации автотранспорта, нормы, касающиеся применения навигационных систем, и т. п.

Другие необходимые документы

Для того, чтобы диспетчер приступил к выполнению своих обязанностей, работодатель должен официально устроить его на работу. Делается это посредством разработки внутреннего распоряжения о назначении, должностной инструкции и другой документации. Данное требование закреплено действующими законами.

Приказ о назначении

Прежде всего работодатель должен выпустить приказ о назначении. Данный документ представляет собой локальный акт. Он устанавливает кадровые, организационные, хозяйственные и другие обязанности диспетчера. Поскольку в ТК РФ отсутствует унифицированная форма распоряжения, предприятие может самостоятельно оформлять фирменный бланк в соответствии со спецификой.

  • название документа, предприятия;
  • дата выписи;
  • регистрационный номер;
  • место составления;
  • ФИО сотрудника;
  • полное название должности;
  • дата вступления оператора на должность;
  • личные подписи с расшифровкой.

Дополнительно в распоряжении прописываются условия оплаты и труда. Образец приказа на диспетчера автомобильного транспорта поможет руководителю правильно составить документ.

Что такое диспетчер транспортной службы — все о работе

Должностная инструкция

На следующем этапе происходит составление должностной инструкции. В данном документе фиксируются обязанности диспетчера, его полномочия, ответственность и права. Также здесь прописываются требования к уровню знаний, формы поощрений или наказаний.

На заметку! Должностная инструкция разрабатывается совместно с юристами.

Единых требования относительно содержания инструкции нет, поскольку она составляется составляющийся под конкретного работника. Приказ о возложении обязанностей диспетчера автомобильного транспорта – это дополнительный гарант защиты.

Что такое диспетчер транспортной службы — все о работе

Инструкция по охране труда

Инструктаж – это важный элемент трудовой деятельности. Они объясняют правила безопасности на рабочем месте, а также действия оператора при возникновении непредвиденной ситуации. Согласно законодательству РФ, работодатель должен обеспечить корректные условия труда и разрабатывать соответствующие инструктажи.

После проведения инструкции сотрудник должен пройти экзамен, результаты которого документально фиксируются. Без этих действий оператор не сможет приступить к своим прямым должностным обязанностям.

Кстати! На микропредприятиях инструктажи часто заменяются обучением по охране труда.

Что такое диспетчер транспортной службы — все о работе

Рабочий график

Диспетчер может работать по найму или на дому. Продолжительность рабочей недели или смены устанавливается коллективным, трудовым договорами, правилами внутреннего трудового распорядка. В соответствии со ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю. Организует его работодатель. Для учета используются унифицированные формы Т-12 или Т-13. НА основании графика происходит начисление заработной платы.

График оператора может быть:

  • Гибким.
  • Сменным.
  • Суммированным.
  • Полная занятость.

Если диспетчер работает удаленно, он может самостоятельно разрабатывать свой график в зависимости от пожеланий заказчиков, а также др. Сделать этом можно в Word или Excel. Фотография рабочего дня диспетчера автотранспорта позволит составить оптимальный график с учетом выходных, отпусков, др.

Что такое диспетчер транспортной службы — все о работе

При необходимости награждения

Характеристика на диспетчера автотранспорта для награждения – это документ, который отражает личные и профессиональные качества сотрудника. Оформляет ее работодатель или работник кадров. В некоторых компаниях оператор самостоятельно выписывает характеристику, а директор ее только подписывает.

Стандартная форма документа отсутствует. Тем не менее существует несколько обобщенных правил по ее составлению. В характеристике должны быть: сведения о работнике, его деятельности, а также описание личных качеств, достоинств и недостатков.

Что такое диспетчер транспортной службы — все о работе

Рабочие документы

В должностные обязанности диспетчера входит ведение документации. Оператор должен заполнять и выдать путевые листы. Выписываются они на каждый день. Другие документы, которые оформляет оператор:

  • журнал регистрации грузоперевозок, дежурств, инструктажей, другие;
  • бухгалтерские отчеты.

Диспетчер должен проверять записи показаний спидометра, получения и остатков горюче-смазочных материалов. Полученные сведения вносятся в отчеты. Все финансовые документы передаются бухгалтерам для проверки и учета.

Смежная документация

На предприятии существует и смежная документация, которую должен вести оператор. К таковой относится назначение контролера транспортных средств, договор с медорганизацией и прочая. Диспетчеру нужно регулярно проверять корректность ее оформления, а также наличие нужных реквизитов. Если в бланках присутствуют ошибки, о них нужно доложить руководству или уполномоченным сотрудникам.

Хранение документов

Документы подтверждают деятельность компании, поэтому они должны храниться соответствующим образом. Для каждого вида бланков установлены свои сроки содержания в зависимости от степени важности. Они прописаны в приказе Росархива от 20 декабря 2019 года № 236.

На заметку! Сроки хранения могут составлять 1, 3, 5, 6, 10, 15, 45, 50 или 75 лет.

Время хранения документов начинается с 1 января следующего года, после закрытия делопроизводства.

Работа диспетчера автомобильного транспорта подразумевает оформление нужной документации. Например, путевых листов или журналов регистрации. Требования относительно квалификации оператора установлены в профстандарте. Данный документ оптимизирует работу компании и служит основой для разработки курсов по профильной подготовки.

Кто такой автодиспетчер

Данный сотрудник является связующим звеном в системе транспортного предприятия. Ему нужно распределять ТС по видам заявок (троллейбусы, трамваи), решать возникающие вопросы, создавать поиск контактов перевозчиков на рынке объявлений.

Автодиспетчер следит за системой перемещения автоводителей и записывает информацию об этом. Ему требуется предоставить шоферам данные об особенностях системы движения на участках дороги. Также ему надо заполнять путевые листы и другие виды документов.

Увольнение из-за несоответствия стандарту

С сотрудником, работающим в транспортном отделе и регулирующем его деятельность, такое может произойти. Но, это крайняя мера. Уволить за несоответствие профстандарту могут только в определенных случаях.

Если сотрудник автопредприятия не пройдет аттестацию, ему предложат другую должность, соответствующую образованию. Могут отправить обучаться иной специальности и потом проходить стажировку.

В 2019-2021 годах уволить не могли беременных лиц, людей с малолетними детьми либо инвалидов.

Требования

Требования к оператору устанавливает не только профтсандарт, но и некоторые другие нормативно-правовые акты. Например, ЕКС. Единый справочник был разработан для тарификации деятельности сотрудников и распределения разрядов. На основании положений, описанных в документе, руководители составляют должностные инструкции.

ЕКС позволяет оформлять программы по повышению квалификации, профильной переподготовке, др. Его подготовкой занимается ЕКС Министерство здравоохранения и социального развития РФ, а также Федеральные органы исполнительной власти.

Другие вспомогательные документы для определения требований к диспетчеру автомобильного транспорта: ТК РФ, Приказ Минтруда и Соцзащиты №147н и внутренние должностные инструкции.

Образование

Претендовать на должность оператора может соискатель с начальным или средним специальным образованием. Также занимать данную позицию может сотрудник, окончивший ВУЗ. Специальности, которые может получить диспетчер, описаны в Приказе Минобразования РФ от 12.09.2013 № 1061. Исчерпывающий список опубликован в интернете. Также оператор может пройти курсы.

Поскольку данный сотрудник ответственен за обеспечение БДД, он должен сдать аттестацию. Проводит ее специальная комиссия, сформированная УГАДН. Экзамен имеет вид тестирования и содержит 20 вопросов.

Для успешного прохождения аттестации диспетчер должен дать 18 правильных ответов. В противном случае он не сможет выполнять свои служебные обязанности. Повторное тестирование производится через 5 лет. Результаты экзамена вносятся в протокол заседаний и хранятся в едином реестре.

Знания

В профстандарте описаны знания, которыми должен обладать автодиспетчер. Независимо от места работы оператор должен разбираться в:

  • действующих нормативно правовых актах;
  • учебных и методических пособиях;
  • правила перевозки грузов или пассажиров;
  • положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей;
  • правила эксплуатации применяемых технических средств обработки и передачи информации;
  • порядок оформления и обработки путевых листов;
  • маршрутную сеть, схему дорог, их состояние и условия движения, др.

Уровень знания определяется квалификацией. К старшему диспетчеру предъявляются повышенные требования.

Умения

Профстандарт содержит информацию относительно умений оператора автомобильного транспорта. Нужные умения:

  • проверка путевых листов, укомплектованности транспортных средств;
  • контроль за организацией медобследований для штатных водителей;
  • осмотр правильности размещения и укладки грузов;
  • составление акта проверки готовности к работе на линии;
  • оперативная передача информации шоферам;
  • составление графика и отслеживание его выполнения.

Диспетчеру нужно анализировать состояние обслуживания пассажиров и обеспечения грузоперевозки. Также он должен контролировать соблюдение норм охраны труда, проверять используемое оборудование, др.

Функции оператора достаточно разнообразны. Задачи, которые исполняет диспетчер, определяются на основании специфики предприятия. Универсальные функции диспетчера:

  • организация перевозки грузов или пассажиров;
  • документальное сопровождение;
  • контроль работы штатных водителей;
  • отслеживание графиков;
  • обеспечение БДД;
  • разработка схем движения.

Чтобы качественно выполнять должностные обязанности, оператор должен иметь нужный уровень образования, знаний и умений. В противном случае сотрудник будет допускать ошибки, которые негативно скажутся на работе компании, ее репутации и доходе.

Ответственность

Диспетчер по автомобильному транспорту несет материальную и другую ответственность. Из-за невнимательности оператора перевозка грузов или пассажиров может быть сорвана, что приведет к дополнительным материальным издержкам. В таком случае сотрудника привлекут к ответственности в соответствии с действующим трудовым и гражданским кодексом.

На заметку! Основания для наказания диспетчера – халатное исполнение (неисполнение) должностных обязанностей, нарушение техники безопасности, нанесение материального ущерба.

Если действия автооператора повлекли за собой вред для физического здоровья людей, в силу вступает уголовный кодекс РФ.

Особенности работы диспетчера

Рассмотрим некоторые нюансы этой профессии. Выясним важные моменты, характеризующие людей, получивших удостоверение этой специальности.

Такого сотрудника ставит на должность и увольняет начальник предприятия. В его распоряжении присутствует лишь основная информация.

Приказ о назначении диспетчера автомобильного транспорта содержит следующие данные:

  • положение о приеме на должность;
  • число, с которого сотрудник приступает к выполнению своих обязанностей;
  • ссылки на нормативные акты, которыми необходимо руководствоваться.

Трудовые функции диспетчера

Специалист должен обладать многими знаниями и навыками. Это подразумевает его должность.

Когда подписание начальником приказа о возложении обязанностей диспетчера автомобильного транспорта на сотрудника в 2021 году есть, он будет выполнять такие функции:

  • контролировать готовность водителей и ТС к выходу на маршрут;
  • формировать необходимые документы для движения автобусов и другого транспорта, делать отчет;
  • следить, чтобы шоферы соблюдали рабочий график, а также интервалы на остановках;
  • не допускать сбоев при перемещении ТС на линии;
  • внедрять наиболее подходящие схемы перевозок;
  • следить за качеством выполнения работ водителями.

Чтобы выполнять свои функции, диспетчеру автотранспорта необходимо знать правила и нормы его эксплуатации.

К работе допускают только специалистов с соответствующей квалификацией, получивших необходимые вводные. Иначе приступать к выполнению обязанностей нельзя.

Инструкция содержит общие требования охраны труда на каждый день. Здесь есть пункты о том, что нужно делать перед началом, в момент и по завершению работы. Также указаны требования при аварийных ситуациях.

Только изучив типовой документ, служащий начинает выполнять обязанности.

Фотография рабочего дня

Это новая методика, позволяющая понять руководителю, как сотрудники тратят время. Можно утверждать, что она хорошо прижилась и дает результаты. Ее главная цель – увеличение производительности на предприятии.

Этапы выполнения следующие:

  • изначально проводят подготовку;
  • происходит наблюдение, записывая действия сотрудников и затраченное ими время;
  • анализируют результаты;
  • разрабатывают мероприятия по повышению рабочей продуктивности.

Процедура помогает руководителям АТП улучшить деятельность диспетчеров.

На дому или на предприятии

Сегодня легко найти удаленные вакансии на сайте. Такие предложения встречаются на сайтах Avito, HeadHunter. Обычно работу предлагают небольшие компании либо ИП. Средний заработок будет составлять 15-18 тысяч рублей в месяц. Можно трудиться дома на себя. Организовать это сложнее. Следует во всем разобраться, оформить ООО, создать рекламу и участвовать в тендерах, а также подготовить начальный капитал.

Но, создав собственную диспетчерскую службу, выйдет получать прибыль. Труд на предприятии подразумевает фиксированную оплату, установленный график, отпуск. Только требуется подчиняться руководству. Принимать решение, где лучше вести дело, стоит взвешено. В любой сфере есть плюсы и минусы. Рассмотрим их в статье дальше.

Режим труда

Здесь все зависит от того, трудиться он в организации, у индивидуального предпринимателя либо на дому. Трудовой день в компании нормирован. Это 10-12 часов сутки через двое.

При работе на ИП он составляется по договоренности с сотрудником. Если человек ведет дело на себя, он часто не отдыхает даже ночью. Особенно, когда это служба такси. При перевозке грузов 24 онлайн диспетчер трудится посуточно.

Детальная информация из статьи видна на видео на этом сайте:

Где может работать

Автодиспетчер по авто трудиться в крупных сервисах, занимающихся системой оказания услуг перевозок пользователей и грузов на большие расстояния, службах такси, логистических компаниях. Еще он выполняет разные виды функций в маленьких фирмах, которыми владеют индивидуальные предприниматели. Он востребован на бирже. Труд таким сотрудникам есть всегда. Осуществлять обязанности, общаться можно и удаленно на дому через сервисы сайта, осуществлять поиск перевозчиков по объявлениям на рынке вакансий. При приеме на должность происходит регистрация трудового договора автодиспетчера автотранспортного предприятия.

Структура профстандарта для диспетчера

Хотя на август 2016 года профессиональный стандарт для диспетчера еще не принят, уже сейчас можно четко определить, какова будет его структура. Дело в том, что все профстандарты — как уже существующие, так и только планируемые к созданию — разрабатываются по единому шаблону, утвержденному Минтрудом РФ. В соответствии с ним разработан и проект диспетчерского стандарта.

Таким образом, будущий профстандарт диспетчера автотранспорта будет включать следующие разделы:

Общие сведения

В этом разделе указываются:

  • официальное название вида деятельности, для которой вводится профстандарт (в данном случае — «организация и контроль диспетчерского управления автотранспортом»);
  • цель, ради достижения которой осуществляется вид профессиональной деятельности (обеспечение оптимального и безопасного диспетчерского управления);
  • классификация по виду занятий с помощью кодировки ОКЗ (4132 и 4133) и видам экономической деятельности по ОКВЭД (49.39.1 и 49.31.9).

Также в этом разделе указываются регистрационные данные документа: номер, под которым он зарегистрирован, код и т. д.

Функциональная карта

Второй раздел представляет собой описание обобщенных функций, выполняемых работником в процессе трудовой деятельности. При этом каждая из обобщенных функций должна раскладываться на ряд более конкретных, касающихся отдельных направлений деятельности диспетчера.

Предполагается, что в профессиональный стандарт диспетчера автотранспорта войдут следующие обобщенные функции:

  • подготовка и сопровождение грузовых и пассажирских перевозок, осуществляемых с помощью автомобильного транспорта;
  • реализация схем логистики, технологий перевозки и маршрутизации;
  • координация и контроль используемых схем, касающихся видов транспорта и технологий перевозки.

Для каждой из них в функциональной карте указываются как более конкретные функции, так и уровень требуемой квалификации по используемой в профстандартах шкале (в данном случае — 3–5).

Характеристика каждой из обобщенных функций

Этот раздел занимает основную часть профессионального стандарта. Он делится на ряд подразделов — по числу указанных выше обобщенных функций, для каждой из которых указывается:

  • код;
  • уровень квалификации;
  • возможные наименования должностей для работников, выполняющих функции (в дальнейшем эти наименования могут быть использованы в штатном расписании и должностных инструкциях, утверждаемых на предприятиях, где трудятся диспетчеры).

Далее каждая из обобщенных функций раскладывается на ряд более конкретных с указанием осуществляемых трудовых действий, необходимых знаний и умений, а также, если потребуется, других дополнительных характеристик.

Сведения о разработчиках

Каждый профстандарт готовится несколькими организациями — либо учебными, осуществляющими профессиональную подготовку в данной области, либо производственными, где накоплен значительный опыт работы в нужной области. Не является исключением и профстандарт для диспетчера. Однако до окончания его подготовки возможны изменения и привлечение новых разработчиков, поэтому до утверждения перечислять их не имеет смысла.

Служебная инструкция представляет собой локальный нормативно-правовой акт. Такой документ нужен руководству и всем сотрудникам предприятия. Разрабатывается он с учетом специфики компании и обобщенных служебных функций. Главное назначение должностной инструкции – установить по отношению к диспетчеру обязанности и полномочия. Также в ней фиксируются права, зона ответственности.

Что такое диспетчер транспортной службы — все о работе

Должностная инструкция автодиспетчера разрабатывается для конкретизации положений трудового договора. Здесь прописываются требования к уровню знаний, формы поощрений наказаний. Разрабатывается документ с учетом действующих нормативно-правовых актов. В противном случае он не будет иметь юридической силы.

На заметку! Должностная инструкция оформляется под конкретного сотрудника.

Должностную инструкцию можно использовать в качестве доказательства во время судебных или иных разбирательств. Составление такого документа относится к правам, а не обязанностям руководителя. На маленьких предприятиях должностные инструкции часто отсутствуют.

Кем составляется

Должностная инструкция разрабатывается руководителем сотрудника или его заместителем. Далее документ заверяется юристом.

На практике директора часто привлекают к составлению служебной инструкции работников кадров, что является в корне неверным решением. Кадровики не знают специфику работы всех подразделений компании, поэтому могут составить только формальный документ. Такой инструмент управления не будет работать, что приведет к нарушениям.

Что учесть при составлении

При разработке должностной инструкции уполномоченный работник должен пользоваться существующей законодательной базой. Например, ТК РФ. Здесь можно указывать нормы трудовых актов и пункты из документов, которые регламентируют деятельность предприятия. Оформить документ можно в качестве локального акта или дополнения к договору.

Что учесть при составлении:

  • Не может менять служебную функцию, закрепленную в законах.
  • Подписывается обеими сторонами.
  • Устанавливает должность, квалификацию, права.

В должностной инструкции прописывают ответственность, а также некоторые другие положения.

Типовая форма

На заметку! Типовые формы опубликованы в свободном доступе. Любой желающий может установить его на электронный носитель или распечатать.

Несмотря на то, что в законах отсутствуют требования к структуре должностной инструкции, она должна содержать основные положения относительно деятельности сотрудника. Документ состоит из:

  • главной части;
  • служебных функций;
  • прав;
  • зоны ответственности.

Данные разделы охватывают все особенности работы автодиспетчера. К базовым положениям можно добавить и некоторые другие. Например, условия деятельности, служебные взаимосвязи, методы оценки качества работы. Описанные положения формализуют служебные обязанности оператора и яснее трактуют те или иные стороны работы.

Шапка

Под шапкой подразумевают композицию должностной инструкции, расположенную в верхней части бланка. Здесь содержаться: наименование документа, адрес, контактные данные.

Здесь может присутствовать логотип или другой элемент фирменного стиля предприятия. Оформить шаблон шапки позволяют любые компьютерные программы. Например, Word. Фирменная шапка – это дополнительное доказательство подлинности документа.

Общие положения

В начальной части инструкции уполномоченный сотрудник фиксирует общие параметры работы автооператора. Здесь объясняется ряд моментов:

  • кто заменяет диспетчера автотранспорта в случае его болезни, травмы, отпуска;
  • кто является руководителем работника;
  • кто определяет порядок приема и увольнения оператора;
  • чем в своей работе руководствуется сотрудник;
  • требования к стажу.

Данная часть является стандартной для всех должностей. Различия в ней могут возникать только при составлении знаний или умений сотрудника, которые часто отличаются на основании от местоположения, размера и других параметров предприятия.

Следующий раздел подробно описывает обязанности диспетчера. Как первостепенные, так и дополнительные. Главная функция оператора – это организация и сопровождение грузоперевозки. Он должен подбирать транспортное средство, оформлять документацию, разрабатывать маршруты следования.

На заметку! Нормативно-правовые акты устанавливают, что второстепенные функции не должны отвлекать работника от выполнения основных. Их количество должно быть ограниченным.

Должен знать

Должностная инструкция диспетчера автомобильного транспорта включает требования к знаниям оператора. Определяются они на основании единого справочника. Независимо от места работы оператору нужна осведомленность в следующих сегментах:

  • Действующие нормативно-правовые акты.
  • Учебные и методические пособия.
  • Учет товаров по номенклатуре.
  • Виды грузоперевозок, их организация и документальное сопровождение.
  • Транспортные, погрузочно-разгрузочные процессы.

Диспетчер должен понимать, каким образом организуется связь между всеми подразделениями транспортной компании. Ему нужно знать правила и нормы охраны труда.

Должен уметь

Данный раздел должностной инструкции посвящен умениям автодиспетчера. Прежде всего оператор должен организовывать доставку груза, а также сопровождать ее на всем маршруте следования. Ему нужно отслеживать перемещение транспортного средства, координировать работу водителей, проверять техническое состояние подъездных сторон.

На заметку! Диспетчер автомобильного транспорта должен вести учет перевозок, определять резервные машины, др.

Обязанности

В инструкции прописываются обязанности оператора. Формулировать их нужно однозначно и четко. В противном случае документ не сможет доказать вину или невиновность сотрудника.

Должностные обязанности диспетчера автотранспорта:

  • вести документацию, в том числе путевые листы;
  • оформлять журнал регистрации грузоперевозок, дежурств, инструктажей, другие;
  • предоставлять бухгалтерские отчеты.

«Путевка» выписывается на каждый день рейса. Оператору нужно проверить правильность оформления документа и наличие всех реквизитов. Если в бланке присутствуют ошибки или неточности, об этом докладывается руководству организации.

Диспетчер должен осматривать записи показаний спидометра, получения и остатков горюче-смазочных материалов. Впоследствии эти сведения вносятся в отчеты по грузоперевозкам.

Права

Следующий раздел инструкции отображает права диспетчера. Список прав разрабатывается на основании действующих актов, а также политики предприятия. Автооператор имеет право выдвигать предложения по улучшению организации и методов выполняемой работы.

Помимо этого, он может требовать проведение ежемесячных медосмотров для водителей, докладывать руководителю о выявленных признаках алкогольного или наркотического опьянения.

Автооператор вправе требовать от директора документацию и сведения, которые ему необходимы для работы. Делается это посредством устной просьбы или письменного заявления на ФИО руководителя. Как и другие сотрудники, операторы имеют право на социальные гарантии, др.

Ошибки, которые допускаются диспетчером при выполнении служебных обязанностей, могут повлияют на работу производства. Из-за недосмотров со стороны операторов часто возникают простои и дополнительные материальные издержки. На основании этого сотрудника могут привлечь к ответственности в соответствии с действующим трудовым и гражданским кодексом.

  • Халатное исполнение (неисполнение) трудовых обязанностей.
  • Нарушение техники безопасности, других действующих правил и норм.
  • Деятельность сотрудника нанесла компании материальный ущерб.

Если работа оператора повлекла за собой ущерб для физического здоровья других людей, в действие ступает уголовный кодекс РФ. К работнику могут применяться дисциплинарные взыскания, выговоры, штрафы и другие виды наказания.

Окончание

В заключительной части документа проставляется дата его составления, печати компании, а также личные подписи с расшифровкой. Если в инструкции отсутствуют нужные отметки, она не имеет юридической силы.

Порядок хранения

Должностные инструкции хранятся в компании 50 или 75 лет в зависимости от того, когда перестали их применять. Типовые инструкции хранятся 3 года и заменяются новыми.

Место хранения определяется Положением о должностной инструкции. Содержатся они вместе с трудовым договором. Как правило, все документы хранятся в кадровом отделе предприятия. Например, в запираемых ящиках или сейфах.

Возможность изменения

В некоторых случаях руководитель может изменить сведения, содержащиеся в инструкции. Делается это при:

  • изменении штатного расписания;
  • смене служебных обязанностей диспетчера;
  • на предприятии были скорректированы организационные или технологические условия труда;
  • другое название компании;
  • оператор поменял ФИО фамилию, а документ был персональным и содержал личные данные;
  • работник получил другую должность.

Все изменения должны быть документально подтверждены. При этом руководитель должен оповестить сотрудника о внесении правок не менее чем за 2 месяца. Данное требование закреплено в статье 74 ТК РФ.

Аннулирование

При необходимости директор может аннулировать должностную инструкцию. Сделать это можно любым существующим способом. Например, с помощью составления отдельного акта.

Диспетчер автомобильного транспорта – это востребованная профессия в России и за границей. Такой сотрудник организует перевозки и сопровождает их на всех этапах. Поскольку работа оператора сопряжена с частыми стрессами и конфликтами, к нему предъявляют повышенные требование. Претендовать на должность оператора может только человек, имеющий нужный уровень образования, навыков и умений.

Понятие

Профессиональный стандарт – это документ, который отображает должностные обязанности, права, полномочия и зону ответственности сотрудника. Также он используется для подтверждения квалификации диспетчера, его образования, стажа, знаний и умений.

На основании профстанадрта определяется, каким уровнем мастерства владеет оператор и может ли он претендовать на более высокую должность. С помощью документа работодатель производит оценку персонала, а также определяет сотрудников, которым нужно пройти переаттестацию. Это позволяет усовершенствовать кадры.

На заметку! Согласно Минтруду РФ профстандар представляет собой умения диспетчера автомобильного транспорта, которыми он должен обладать и пользоваться во время работы.

Профессиональный стандарт относится к внутренним документам, поэтому может применяться в качестве доказательства при возникновении споров или конфликтных ситуаций. Например, с ФНС или ПФР. Помимо этого, он имеет юридическую силу в административных разбирательствах. Таким образом, инструкция по охране труда для диспетчера автомобильного транспорта представляет собой важный документ. Она предоставляет дополнительные гарантии защиты как для работодателя, так и сотрудника/

Для чего нужен

Профстандарт используется для определения уровня квалификации. Он закрепляет, какими именно умениями и навыками должен обладать диспетчер для качественного выполнения служебных обязанностей. Если оператор не отвечает указанным в документе положениям, его направляют на переподготовку. Только после обучения и сдачи экзаменов он сможет вернуться к своей деятельности в компании.

Для чего нужен стандарт:

  • Уточняет функции диспетчера автомобильного транспорта.
  • Служит основой для разработки курсов по повышению квалификации.
  • Устанавливает знания и умения, которыми должен обладать сотрудник.
  • Тарифицирует работу, фиксируя систему расчетов.

Благодаря документу работодатель может повысить производительность и качество труда. Данные критерии влияют на доход компании, ее достижения и издержки.

Обязательность применения

Профстандарт диспетчера используется в компаниях, которые эксплуатируют транспортные средства или занимаются коммерческими перевозками. С учетом положений, изложенных в документе, руководство подбирает сотрудников на должность оператора. Для этого кадры разрабатывают анкету, которую впоследствии публикуют на специальных сайтах.

Профессиональный стандарт позволяет развивать системы предприятия, эффективно управлять персоналом и сертифицировать работников в соответствии с уровнем их квалификации. Также он применяется для разработки некоторых образовательных программ.

Особенности для диспетчеров

Особенности должностных обязанностей операторов наиболее полно раскрыты в профстандарте 07.010, утвержденном в 2018 году. Действующих документ состоит из 4 разделов, каждый из которых описывает требования к навыкам или умениям диспетчера.

Первая часть

Первая часть стандарта содержит общие сведения относительно профессии оператора автомобильного транспорта. Здесь указано наименование и вид деятельности, ее цели и группа.

Вторая часть

Во второй части присутствует функциональная карта оператора – 5 обобщенных служебных функций, характерных для диспетчера. Помимо этого, сюда вносятся 19 их составляющих.

На заметку! Второй раздел закрепляет обязанности сотрудника и нужный уровень квалификации.

Каждая из описанных функций включает несколько простых составляющих. Например, выполнение операций по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками включает:

  • организацию, контроль работы штатных водителей;
  • инструктирование шоферов об условиях, особенностях перевозок на маршрутах;
  • постоянный контроль выполнения графика, расписания, интервалов движения автомобильного транспорта;
  • заполнение, выдача, прием путевых листов и товарно-транспортных накладных;
  • ведение оперативного учета хода перевозки, выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

Информация в данном разделе предоставлена в виде таблицы.

Третья часть

Третья часть профстандарта подробно описывает обобщенные служебные функции, а также их составляющие. Здесь указаны разновидности сотрудников, которые пригодны для выполнения тех или иных должностных обязанностей. Также третий раздел содержит критерии по образованию и опыту, прочие характеристики и сведения.

Четвертая часть

В заключительной части документа приведен исчерпывающий перечень учреждений, которые участвовали в разработке стандарта. Остальные аспекты деятельности диспетчера автомобильного транспорта прописываются в должностной инструкции. Например, льготы, полномочия, др.

Применение профстандартов в практической деятельности

Профстандарт имеет важно место в практической деятельности. Прежде всего он устанавливает требования к уровню квалификации диспетчера. Это оптимизирует работу отдела кадров, позволяет отбирать только опытных сотрудников. Также данный документ улучшает качество выполнения функций оператора и создает новые условия для формирования служебной политики предприятия.

Правильно разработанный стандарт классифицирует работников предприятия по тарифным разрядам в соответствии с выслугой, образованием или достижениями. На его основании производится профильное обучение диспетчеров и более организованная система оплаты.

На заметку! Инструкция по охране труда диспетчера автотранспорта составляется с учетом профстандарта. Благодаря этому руководитель упорядочит служебные функции операторов.

Ответственность работодателей за неприменение профстандарта для диспетчера автотранспорта

Поскольку профессиональные стандарты теперь являются нормативными актами, за их несоблюдение предусмотрена ответственность. В частности, если на предприятии должны применяться профстандарты для диспетчеров, а руководство по каким-то причинам этого не сделало, будут применены меры, предусмотренные КоАП РФ. Они же при первом нарушении подразумевают штраф:

  • от 1 до 5 тысяч рублей — для должностных лиц;
  • от 30 до 50 тысяч рублей — для организаций.

При повторном нарушении штраф возрастает уже до 20 и 70 тысяч соответственно. При этом закон предусматривает также возможность дисквалификации, то есть запрещения заниматься определенной деятельностью, на срок до 3 лет.

Перспективы, карьерный рост

Если труд ведется в организации, добиться высот по профессии не получиться. Разве только повышения заработной платы. Карьерный рост здесь отсутствует.

Удаленная работа на ИП также не перспективная. Вот если организовать собственную диспетчерскую службу и выйти на доступ международных перевозчиков грузов, можно получать достойную оплату.

Но, требуется официальная регистрация и прохождение переподготовки для увеличения уровня знаний. Работодатели на предприятиях не спешат повышать оклад, и так будет долго.

Зачем нужен профессиональный стандарт диспетчера автомобильного транспорта?

Само по себе внедрение профстандартов началось уже давно, однако с июля 2016 года они из рекомендательных документов превратились в нормативные. То есть теперь они напрямую устанавливают требования, предъявляемые к работникам в определенных сферах и на определенных должностях.

К числу документов, которые по состоянию на август 2016 года еще не были приняты, относится и профстандарт диспетчера автотранспорта. Хотя его проект был разработан еще в 2014 году, он до сих пор не утвержден приказом Минтруда РФ. Тем не менее, нет причин сомневаться в том, что этот стандарт будет принят в ближайшее время.

Причин, по которым вводятся профстандарты (в том числе и для диспетчеров автотранспорта), немало. Основными из них являются:

Что такое диспетчер транспортной службы — все о работе

  • установление официальных требований к уровню квалификации работников и, как следствие, повышение качества выполняемой работы;
  • формирование новых принципов кадровой политики;
  • обучение новых работников с учетом требований, касающихся их будущей квалификации.

Ответственность за неприменение профстандарта

Если компания не соблюдает предписанные меры, организация и руководящий состав понесет наказание.

Штрафные санкции при первом нарушении следующие:

  • 1000-5000 р – для должностных лиц;
  • 30000-50000 р – платит предприятие.

Когда нарушение повторяется, штраф повышают. Для первой категории до 20-ти, а второй – 70-ти тысяч рублей. По закону могут запретить вести деятельность на 3 года.

Уровень зарплаты

Здесь многое зависит от региона России. Доходы по областям отличаются. Но, заработная плата автодиспетчера услуг перевозок грузов не высокая. По стране она колеблется от 15000 до 50000 рублей. В Москве стоимость предоставления качественных услуг выше – 30000-75000 р.

То, сколько он получает, зависит от опыта и квалификации.

Задачи и функции

Такой сотрудник делает на предприятии либо в службе такси определенные действия:

  • занимается сервисом поездок штата шоферов;
  • поддерживает связи с пользователями предприятия, занимающегося услугами перевозок грузов;
  • контролирует автовокзалы, чтобы управлять поездками;
  • выпускает на линию дополнительные рейсы;
  • регулирует конфликтные ситуации с пользователями с целью не допуска сбоев движения ТС;
  • занимается учетом поездок (если требуется, ведет контроль над перевозками груза);
  • следит за состоянием дорожного покрытия на подъезде к автостанции;
  • докладывает начальству о заболеваниях шоферов и невозможности выйти в рейс;
  • ведет необходимую документацию;
  • составляет отчеты.

Кроме перечисленных функций, главная задача автодиспетчера – организовать поток транспортных средств для перевозки пользователей и грузов по расписанию.

Плюсы и минусы профессии

Контролер попутного движения общественного, муниципального, междугородного транспорта – специальность не для всех.

Но, есть положительные стороны:

  • трудоустроиться просто;
  • не требуется наличие высшего образования;
  • работа официальная;
  • подходит для всех возрастов;
  • отсутствуют физические нагрузки;
  • условия труда комфортные.

Также у профессии есть обратная сторона:

  • низкая заработная плата;
  • рабочий день часто не нормирован;
  • карьерный рост отсутствует;
  • повышенная ответственность.

Работая диспетчером услуг пассажирского транспорта или перевозки грузов, придется сталкиваться с людьми. Часто они не вежливые.

Выводы

Программа обучения подразумевает наличие среднетехнического образования. Также, каждые 5 лет необходимо проходить аттестацию. Профессия сложная и низкооплачиваемая. Но, найти работу можно. Стоит потрудиться на предприятии, получить необходимый опыт. Затем открыть собственную диспетчерскую службу. Тогда доход увеличится.

Профстандарт начали внедрять в 2016 году, это продолжилось и в 2020, а также 2021. Но документ разработали не для каждой сферы деятельности. Пока нормы, предъявляемые сотрудникам, старые, но их должны изменить. Это произойдет, когда автотранспортный профстандарт будет принят.

Возможно вас заинтересует статья о том, кто такой диспетчер пассажирских перевозок и в чем заключается его функционал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *