что такое уровень квалификации в профессиональном стандарте

Закон о профстандартах действует уже несколько месяцев, однако далеко не все окончательно разобрались, как применять новый регламент в своих компаниях. В помощь работодателям
— практические рекомендации одного из самых авторитетных российских экспертов по трудовому праву
Марии Финатовой.

Уровни квалификации в профессиональных стандартах — это одна из 3 составляющих, указанных в методических рекомендациях Минтруда и соцзащиты РФ, которых следует придерживаться при разработке профстандартов. Из нашей статьи вы узнаете, что такое уровни квалификации, сколько их и где они применяются.

Добавить в «Нужное»

Уровень квалификации в профессиональном стандарте

Профессиональные стандарты разрабатываются в соответствии с утверждаемыми Минтрудом уровнями квалификации работников. Что такое уровень квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов, расскажем в нашем материале.

Что такое уровень квалификации

Уровень квалификации можно определить как степень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации.

В профстандарте уровни квалификации применяются для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников.

Уровни квалификации для разработки проектов профессиональных стандартов были утверждены Приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 № 148н.


ЧТО ТАКОЕ УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ

Сколько уровней квалификации бывает

Приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 № 148н предусмотрено 9 уровней квалификации.

Показатели уровня квалификации и пути его достижения

Для описания уровня квалификации используются следующие основные показатели:

Отдельно приводятся основные пути достижения уровня квалификации.

Ниже приведем для примера описание шестого уровня квалификации в соответствии с Приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 № 148н. Этот уровень квалификации установлен, в частности, для главного бухгалтера профстандартом.

Форум для бухгалтера:

│Уро-│ Показатели уровней квалификации │ Основные пути │

│вень├─────────────────┬───────────────────┬──────────────────┤ достижения │

│ │ Полномочия и │ Характер умений │ Характер │ уровня │

│ │ ответственность │ │ знаний │ квалификации │

│1 │Деятельность под │Выполнение │Применение │Краткосрочное │

│уро-│руководством │стандартных │элементарных │обучение или │

│вень│ │заданий (обычно │фактических знаний│инструктаж │

│ │Индивидуальная │физический труд) │и (или) │ │

│ │ответственность │ │ограниченного │Практический опыт │

│ │ │ │круга специальных │ │

│ │ │ │знаний │ │

│2 │Деятельность под │Выполнение │Применение │Основные программы│

│уро-│руководством с │стандартных │специальных знаний│профессионального │

│вень│элементами │заданий │ │обучения программы│

│ │самостоятельности│ │ │профессиональной │

│ │при выполнении │Выбор способа │ │подготовки по │

│ │знакомых заданий │действия по │ │профессиям │

│ │ │инструкции │ │рабочих, │

│ │Индивидуальная │ │ │должностям │

│ │ответственность │Корректировка │ │служащих, │

│ │ │действий с учетом │ │программы │

│ │ │условий их │ │переподготовки │

│ │ │выполнения │ │рабочих, служащих │

│ │ │ │ │(как правило, не │

│ │ │ │ │менее 2 месяцев) │

│ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │Практический опыт │

│3 │Деятельность под │Решение типовых │Понимание │Основные программы│

│уро-│руководством с │практических задач │технологических │профессионального │

│вень│проявлением │ │или методических │обучения – │

│ │самостоятельности│Выбор способа │основ решения │программы │

│ │при решении │действия на основе │типовых │профессиональной │

│ │типовых │знаний и │практических задач│подготовки по │

│ │практических │практического │ │профессиям │

│ │задач │опыта │Применение │рабочих, │

│ │ │ │специальных знаний│должностям │

│ │Планирование │Корректировка │ │служащих, │

│ │собственной │действий с учетом │ │программы │

│ │деятельности │условий их │ │переподготовки │

│ │исходя из │выполнения │ │рабочих, служащих,│

│ │поставленной │ │ │программы │

│ │руководителем │ │ │повышения │

│ │задачи │ │ │квалификации │

│ │ │ │ │рабочих, служащих │

│ │Индивидуальная │ │ │(до одного года) │

│ │ответственность │ │ │ │

│4 │Деятельность под │Решение различных │Понимание научно- │Образовательные │

│уро-│руководством с │типов практических │технических или │программы среднего│

│вень│проявлением │задач │методических основ│профессионального │

│ │самостоятельности│ │решения │образования – │

│ │при решении │Выбор способа │практических задач│программы │

│ │практических │действия из │ │подготовки │

│ │задач, требующих │известных на │Применение │квалифицированных │

│ │анализа ситуации │основе знаний и │специальных знаний│рабочих (служащих)│

│ │и ее изменений │практического │ │ │

│ │ │опыта │Самостоятельная │Основные программы│

│ │Планирование │ │работа с │профессионального │

│ │собственной │Текущий и итоговый │информацией │обучения – │

│ │деятельности │контроль, оценка и │ │программы │

│ │и/или │коррекция │ │профессиональной │

│ │деятельности │деятельности │ │подготовки по │

│ │группы │ │ │профессиям │

│ │работников │ │ │рабочих, │

│ │исходя из │ │ │должностям │

│ │поставленных │ │ │служащих, │

│ │задач │ │ │программы │

│ │ │ │ │переподготовки │

│ │Ответственность │ │ │рабочих, служащих,│

│ │за решение │ │ │программы │

│ │поставленных │ │ │повышения │

│ │задач или │ │ │квалификации │

│ │результат │ │ │рабочих, служащих │

│ │деятельности │ │ │ │

│ │группы работников│ │ │Практический опыт │

│5 │Самостоятельная │Решение различных │Применение │Образовательные │

│уро-│деятельность по │типов практических │профессиональных │программы среднего│

│вень│решению │задач с элементами │знаний │профессионального │

│ │практических │проектирования │технологического │образования – │

│ │задач, требующих │ │или методического │программы │

│ │самостоятельного │Выбор способов │характера │подготовки │

│ │анализа ситуации │решения в │ │специалистов │

│ │и ее изменений │изменяющихся │Самостоятельный │среднего звена, │

│ │ │(различных) │поиск информации, │программы │

│ │Участие в │условиях рабочей │необходимой для │подготовки │

│ │управлении │ситуации │решения │квалифицированных │

│ │решением │ │поставленных │рабочих │

│ │поставленных │Текущий и итоговый │профессиональных │(служащих) │

│ │задач в рамках │контроль, оценка и │задач │ │

│ │подразделения │коррекция │ │Основные программы│

│ │ │деятельности │ │профессионального │

│ │Ответственность │ │ │обучения – │

│ │поставленных │ │ │профессиональной │

│ │задач или │ │ │подготовки по │

│ │результат │ │ │профессиям │

│ │деятельности │ │ │рабочих, │

│ │группы работников│ │ │должностям │

│ │или подразделения│ │ │служащих, │

│ │ │ │ │программы │

│ │ │ │ │рабочих, служащих,│

│ │ │ │ │повышения │

│ │ │ │ │квалификации │

│ │ │ │ │Дополнительные │

│ │ │ │ │профессиональные │

│6 │Самостоятельная │Разработка, │Применение │Образовательные │

│уро-│деятельность, │внедрение, │профессиональных │программы высшего │

│вень│предполагающая │контроль, оценка и │знаний │образования – │

│ │определение задач│корректировка │технологического │программы │

│ │собственной │направлений │или методического │бакалавриата │

│ │работы и/или │профессиональной │характера, в том │ │

│ │подчиненных по │деятельности, │числе, │Образовательные │

│ │достижению цели │технологических │инновационных │программы среднего│

│ │ │или методических │ │профессионального │

│ │Обеспечение │решений │Самостоятельный │образования – │

│ │взаимодействия │ │поиск, анализ и │программы │

│ │сотрудников и │ │оценка │подготовки │

│ │смежных │ │профессиональной │специалистов │

│ │подразделений │ │информации │среднего звена │

│ │Ответственность │ │ │Дополнительные │

│ │за результат │ │ │профессиональные │

│ │выполнения работ │ │ │программы │

│ │на уровне │ │ │ │

│ │подразделения или│ │ │Практический опыт │

│ │организации │ │ │ │

│7 │Определение │Решение задач │Понимание │Образовательные │

│уро-│стратегии, │развития области │методологических │программы высшего │

│вень│управление │профессиональной │основ │образования – │

│ │процессами и │деятельности и │профессиональной │программы │

│ │деятельностью, в │(или) организации │деятельности │магистратуры или │

│ │том числе, │с использованием │ │специалитета │

│ │инновационной, с │разнообразных │Создание новых │ │

│ │принятием решения│методов и │знаний прикладного│Дополнительные │

│ │на уровне крупных│технологий, в том │характера в │профессиональные │

│ │организаций или │числе, │определенной │программы │

│ │подразделений │инновационных │области │ │

│ │Ответственность │Разработка новых │Определение │ │

│ │за результаты │методов, │источников и поиск│ │

│ │деятельности │технологий │информации, │ │

│ │крупных │ │необходимой для │ │

│ │организаций или │ │развития области │ │

│ │подразделений │ │профессиональной │ │

│ │ │ │деятельности и/или│ │

│ │ │ │организации │ │

│8 │Определение │Решение задач │Создание новых │Программы │

│уро-│стратегии, │исследовательского │знаний │подготовки научно-│

│вень│управление │и проектного │междисциплинарного│педагогических │

│ │процессами и │характера, │и межотраслевого │кадров в │

│ │деятельностью (в │связанных с │характера │аспирантуре │

│ │том числе, │повышением │ │(адъюнктуре), │

│ │инновационной) с │эффективности │Оценка и отбор │программы │

│ │принятием решения│процессов │информации, │ординатуры, │

│ │на уровне крупных│ │необходимой для │программы │

│ │организаций │ │развития области │ассистентуры- │

│ │ │ │деятельности │стажировки │

│ │за результаты │ │ │Образовательные │

│ │деятельности │ │ │программы высшего │

│ │крупных │ │ │образования – │

│ │организаций и │ │ │программы │

│ │(или) отрасли │ │ │магистратуры или │

│ │ │ │ │специалитета │

│9 │Определение │Решение задач │Создание новых │Программы │

│уро-│стратегии, │методологического, │фундаментальных │подготовки научно-│

│вень│управление │исследовательского │знаний │педагогических │

│ │большими │и проектного │междисциплинарного│кадров в │

│ │техническими │характера, │и межотраслевого │аспирантуре │

│ │системами, │связанных с │характера │(адъюнктуре), │

│ │социальными и │развитием и │ │программы │

│ │экономическими │повышением │ │ординатуры, │

│ │процессами │эффективности │ │программы │

│ │ │процессов │ │ассистентуры- │

│ │Значительный │ │ │стажировки │

│ │вклад в │ │ │ │

│ │определенную │ │ │Дополнительные │

│ │область │ │ │профессиональные │

│ │деятельности │ │ │программы │

│ │Ответственность │ │ │Практический опыт │

│ │за результаты │ │ │ │

│ │деятельности на │ │ │ │

│ │национальном или │ │ │ │

│ │международном │ │ │ │

│ │уровнях │ │ │ │

Как определяется уровень квалификации

Уровень квалификации определяется как способность работника выполнять определенные по составу и уровню сложности трудовые функции (задачи, обязанности), которая достигается путем
освоения необходимого комплекса теоретических знаний и навыков

Нормативным актом, который называет уровни квалификации, является приказ Министерства Труда и Социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней
квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». Всего уровней 9 и на каждом свои требования. Чем выше уровень, тем выше требования, чем ниже уровень, тем
ниже требования к позиции. Обычно 1-й уровень – это неквалифицированный труд, для которого не предъявляется жестких требований. 2,3,4 уровни рабочих специальностей, 5,6 –
специалисты, 7,8 руководители организации, топ менеджеры, 9 – руководство страны.

О чем эта статья?

В очередной раз о профессиональных стандартах, применение которых до сих пор многим непонятно. Поговорим о том, как научиться определять профессиональный уровень, на котором
находится работник.

Все квалификационные уровни, указанные в профстандартах, применяются при их разработке для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые
требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

Кем и как могут разрабатываться профстандарты

В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ профстандарт — это квалификационная характеристика, необходимая работнику при выполнении им соответствующей трудовой функции. Начиная с июля 2016 года применение профстандартов стало обязательным для некоторых категорий работодателей и профессий.

Проекты профстандартов могут разрабатываться работодателями (в т. ч. их объединениями и сообществами), некоммерческими и саморегулируемыми организациями с привлечением образовательных профучреждений, а также другими лицами. Главное при разработке проектов профстандартов — обеспечить соблюдение методических указаний Минтруда, макета профстандарта и верное применение уровней квалификации в профессиональных стандартах.

Проекты профстандартов вместе с необходимым пакетом документов подаются на рассмотрение в Министерство труда и соцзащиты РФ. По результатам анализа принимается решение об отклонении проекта профстандарта, его утверждении или отправке на доработку. Порядок создания и утверждения профстандартов прописан в правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.

Обязательно применять профстандарты? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и узнайте ответ эксперта с ссылками на нормативную базу.

Показатели уровней квалификации

Каждый уровень имеет определенные показатели, к которым относятся: полномочия и ответственность, характер знаний, характер умений и основные пути достижения квалификации на
основании которых и разрабатывается профессиональный стандарт.

Например, на 1-м квалификационном уровне они вот такие:


ЧТО ТАКОЕ УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ

А на 6-м квалификационном уровне вот такие:


ЧТО ТАКОЕ УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ

Для того, чтобы понять, на каком уровне находится конкретный работник, работодателю необходимо провести целый комплекс мероприятий:

По каждой обобщенной трудовой функции (ОТФ) в профессиональном стандарте указан соответствующий квалификационный уровень. Путем нехитрой процедуры
можно определить, какой квалификационный уровень у работника, и какие для него установлены требования.

Например, если взять профессиональный стандарт «Бухгалтера», то можно увидеть, что в нем всего лишь 2 квалификационных уровня: 5 и 6 по должностям «Бухгалтера» и «Главного
бухгалтера», и соответственно требования на этих квалификационных уровнях разные. При сравнении может получиться так, что кто-то из работников не соответствует стандарту, потому
что у него не хватает либо опыта, либо стажа, либо необходимого образования на определенном для него уровне. В данной ситуации работодатель
должен решить эту проблему: в случае с образованием, направив работника учиться, в случае с опытом и стажем через перевод работника на другую должность.

Ситуации могут быть разные, однако необходимо помнить, что требования закона № 122-ФЗ должны выполнять все работодатели независимо от организационно-правовой формы, формы
собственности, численности работников и т.д. Однако закон не подразумевает увольнений за несоответствие профессиональному стандарту. Поэтому важно и можно найти правильное
решение в каждой конкретной ситуации с каждым конкретным работником.

Что делать после того, как узнали квалификационный уровень работника? Лучше всего организовать для него и его подразделения корпоративное обучение в нашей академии. Оставьте
заявку на бесплатный расчет стоимости обучения!

Как оценивают квалификацию персонала в вашей компании?

Сфера применения уровней профстандартов

Уровни профессиональных стандартов используются разработчиками для описания трудовой функции сотрудника, а также требований, предъявляемых к его обучению/образованию. Сами же уровни квалификации в профстандартах приведены в приказе Минтруда от 12.04.2013 № 148н.

Информацию о профессиональном обучении работников вы найдете в нашей статье «Ст. 196 ТК РФ: вопросы и ответы».

Уровни квалификации очерчивают круг требований:

Итоги

Уровни квалификации при разработке проектов профстандартов помогают четче составить квалификационное описание трудовой функции работника. Всего предусмотрено 9 квалификационных уровней. Они являются основами для оценки общего набора знаний и умений сотрудника, достаточных для выполнения определенных трудовых функций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *