Дистанционное обучение

​Каждое отделение театрально-художественного колледжа №60 в зависимости от своего профиля готовит специалистов для постановочно-технических цехов театров, художественно-производственных мастерских, киностудий и телестудий. Выпускники колледжа распределяются на работу в качестве начальников театральных цехов, старших мастеров, художников-бутафоров, художников по куклам, художников по костюму, гриму, светотехников и звукотехников, художников-мультипликаторов в постановочные цеха театров, кино- и телестудий, концертных организаций Москвы. Многие из выпускников после окончания колледжа продолжают свое обучение в театральных или художественных вузах.

Театрально-художественный колледж №60 имеет устоявшиеся десятилетиями традиции подготовки высококвалифицированных кадров, среди которых немало заслуженных работников культуры, членов СТД, лауреатов театральных и кинопремий. За время работы колледжа были подготовлены более 7000 специалистов, работающих на творческих и руководящих должностях в организациях культуры и искусства города Москвы и РФ.С первого дня основания театрально-художественного колледжа №60 существует художественно-бутафорское отделение. За это время сложилась богатая традициями и опытом система обучения художников-бутафоров. Театральная бутафория – важная часть оформления спектакля. Бутафорские объекты – предметы сценической обстановки, имитирующие настоящую посуду, декоративные вазы, светильники, скульптуру, детали архитектуры и мебели, военные доспехи, оружие, деревья, кусты, цветы и растения, животных, птиц и другие разнообразные предметы, необходимые для оформления спектакля, отражающие быт разных времен и народов, определенный художественный стиль, помогающие создать необходимую атмосферу спектакля. Бутафорию изготавливают из папье-маше, мастики, дерева, металла, поролона, картона, оргстекла и других материалов, имитирующих настоящие предметы материальной культуры из таких различных, часто дорогих материалов, как бронза, золото, серебро, ценные породы древесины, фарфор, майолика, хрусталь, стекло, имеющих в первую очередь декоративное назначение.В театральном спектакле или кинофильме предметы бутафории, будь то кинжал в богатой драгоценной оправе, рыцарский шлем или щит, декоративная ваза, канделябр, трон или статуя, помогают создать особую атмосферу спектакля, выстроить мизансцены. Театральная бутафория помогает актерам лучше передать смысл роли, а зрителям ярче представить время и место действия, происходящего на сцене. Она неотделима от содержания спектакля, это важнейшая часть оформления спектакля наряду с декорациями, светом, костюмом, гримом, музыкой.Профессия художника-бутафора – одна из интереснейших профессий. О таком специалисте можно смело сказать, что это мастер на все руки. Человек, владеющий секретами этой профессии, может сделать из самых обыкновенных материалов – газетной бумаги, клея, проволоки, ниток, дерева, фольги, оцинкованной жести, поролона – любой бутафорский объект материальной культуры, точно имитирующий тот или иной художественный стиль определенной исторической эпохи. «Художник-бутафор» – очень многогранная профессия, так как этот специалист должен владеть сразу несколькими ремеслами, например, ему требуются слесарные, плотницкие, столярные навыки обработки разных материалов. Студенты овладевают навыками обработки дерева и металла на токарном и сверлильном станках, продольной и поперечной распиловки древесины с помощью ножовок и лобзиков, работы на ручном рубанке и электрорубанке, обтачивания деталей на электроточиле, механической обработки древесины и металла напильниками, стамесками, резцами, электропайки деталей из жести и проволоки, тиснения по фольге или жести с помощью специальных инструментов для чеканки по металлу, различными технологиями изготовления изделий из папье-маше, мастики и картона.Студентам также нужны навыки изготовления бутафорских изделий из фактурных тканей, пенопласта, пластических масс, оргстекла, поролона, ревультекса, древесных опилок. В программе обучения задания по выполнению декоративных растений, овощей и фруктов, птиц, рыб, зверей, карнавальных и ритуальных масок, посуды, светильников, холодного и огнестрельного оружия, доспехов, шлемов, щитов, уличных фонарей, светильников, корзин, шляп, книг, орденов, медалей, бижутерии и многого другого.Художнику-бутафору также необходимо владеть живописью, рисунком и композицией для создания эскизов и технических чертежей бутафорских объектов и для имитации с помощью росписи на изделиях театральной бутафории из папье-маше, мастики, дерева различных фактур, таких, например, как позолоченная бронза, серебро, тисненая кожа, фарфор, поделочные цветные камни и т. п. Чтобы выполнять даже не слишком сложные бутафорские объекты, требуется также владение скульптурными навыками лепки.На занятиях скульптурой студенты изучают основы скульптуры, приобретают практические навыки в лепке и образном изображении объемной формы как на плоскости, так и в пространстве. Весь курс скульптуры состоит из практических заданий, в процессе выполнения которых студенты должны овладеть приемами декоративной лепки, уметь вылепить отдельные части тела, голову и фигуру человека со слепков и с натуры в круглом объеме и в рельефе, скульптуру анималистического характера. Итоговое задание – воспроизведение объемной скульптуры или рельефа по фотографии, репродукции или по эскизу с соблюдением образности и стилистических особенностей пластики.На занятиях рисунком и живописью предусматривается изучение основ академического рисунка и станковой живописи. Студенты приобретают практические навыки графического изображения окружающей действительности на основе объемно-пространственного мышления, практические навыки в технике акварельной и масляной живописи на основе сопоставления цветовых отношений натуры и объективного цветового восприятия окружающего мира.Часто бутафорское изделие приходится изготовлять одновременно из нескольких материалов, самостоятельно продумывать технологию и процесс его изготовления, подбирать необходимые материалы. Например, пистолет XVIII века может быть изготовлен из металла и дерева. Из металлической трубки делаются ствол, замковый механизм, спусковая скоба и спусковой крючок, из дерева – рукоятка и ложе ствола. С помощью орнаментальной резьбы и росписи в пистолете воспроизводится определенный художественный стиль, имитируются дорогие породы древесины, инкрустация серебром и т. п. Канделябр XVII века может быть выполнен из проволочного каркаса и папье-маше и расписан под позолоченную бронзу. Возможности театральной бутафории практически неограниченны. Художник-бутафор должен также обладать смекалкой и изобретательностью, для того чтобы придумать наиболее рациональную конструкцию изделия, подобрать наиболее подходящие материалы для данного изделия, сделать его достаточно прочным и функциональным.С 1961 г. наряду со специальностью «художник-бутафор» на художественно-бутафорском отделении существует также специальность «художник-технолог по куклам», в которой разнообразные навыки по обработке разных материалов, которыми владеет художник-бутафор, применяются для изготовления кукол, бутафории и декораций кукольного спектакля.На практических занятиях по технологии кукол студенты учатся изготавливать различные виды театральных кукол – перчаточных, тростевых, теневых, ростовых, марионеток, кукол кино, авторских, сувенирных из дерева, папье-маше, картона, ткани, поролона, синтетических материалов. Художник по куклам в первую очередь должен владеть секретами механики различных видов театральных кукол и кукол кино, поскольку именно механика куклы (движения головы, глаз, бровей, рта, туловища, рук, ног) играет важнейшую роль в создании динамики образа и персонажа, раскрытии его функциональной нагрузки.Например, самые простые по своему устройству перчаточные куклы рассчитаны на быстрые динамичные движения и наиболее подходят для комических персонажей, таких как русский Петрушка или английский Панч.У тростевых кукол движения плавные, неспешные или резкие, динамичные. Они часто используются для образов величественных, романтических, как куклы спектакля «Волшебная лампа Аладдина» ГАЦТК. Такие куклы управляются тростями, идущими к рукам, и особой тростью, идущей к голове, – гапиту, на котором закрепляется механика управления деталями лица куклы. Тростевые куклы могут быть довольно сложны по механике. В этом случае ими управляет сразу несколько кукловодов. Так, в спектакле ГАЦТК «Необыкновенный концерт» куклой Цыганка управляют одновременно шесть актеров.Самой сложной по своей механике является кукла-марионетка, управляемая сверху кукловодом с помощью нитей. Движения куклы-марионетки наиболее уподоблены движениям человека. Не случайно театр марионеток часто имитирует театр драматический, а кукла-марионетка – живого актера. Собрать такую куклу, чтобы она правильно и гармонично двигалась, – целое искусство. Марионетка управляется нитями или штоками из проволоки, прикрепленными непосредственно к рукам кукловода или деревянной ваге. У марионеток может быть большое количество нитей управления, чем больше нитей, тем натуральнее и совершеннее движения куклы.Художник по куклам должен уметь изготавливать из дерева, папье-маше и металла детали куклы и элементы ее конструкции, владеть технологией резьбы и росписи, навыками конструирования и сборки куклы, подбора тканей и пошива и отделки костюма для куклы, который играет важнейшую роль в характеристике образа и должен сочетать в себе достоверность, сказочность и условность.Помимо практических занятий по специальности, среди которых также «Театральный макет», «Декорационная живопись», студенты художественно-бутафорского отделения изучают ряд профилирующих теоретических спецдисциплин – «Пластическую анатомию», «Историю театра», «Историю изобразительного искусства», «Историю материальной культуры», «Историю игрушки, куклы и кукольного театра».Студенты проходят производственную практику в цехах московских театров и студий. Дипломные работы студентов – это театральная бутафория, декорации и куклы, выполненные в мастерских театров и киностудий и непосредственно задействованные в постановках. Такой глубокий и основательный подход к освоению профессии позволяет выпускникам театрально-художественного колледжа №60 стать специалистами широкого профиля в области оформительского искусства.В нашем колледже учатся редким профессиям, но всех объединяет одно – любовь к театру. Для начала обучения это самое необходимое условие!Инесса ГЕННИС, преподаватель театрально-художественного колледжа №60

Бутафоры

Дистанционное обучение

Бутафоры – род театральных художников, на которых лежит приготовление всей обстановки игрища, кроме живописи (декораций), бутафорские вещи и другие принадлежности: оружие, мебель, трость, посуда, чучело птицы либо зверя и пр.

Бутафор по сути представляет лицо, подготовляющее бутафорию.

Бутафория (итал. buttafuoria) — поддельные, специально изготовляемые предметы (скульптура, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей. Предметы бутафории отличаются дешевизной, прочностью, подчёркнутой выразительностью внешней формы (при их изготовлении обычно отказываются от воспроизведения деталей, не видимых зрителю).

Изготовление бутафории представляет собой большую отрасль театральной технологии, включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу, а также в области изготовления ювелирных изделий и многих других.

Впервые бутафорские предметы появились одновременно с появлением театра. Широко применялась бутафория в итальянской комедии дель арте.

Вторая мировая война дала новый толчок развитию бутафорских предметов. Изготавливались муляжи танков, артиллерийских орудий, складов с целью обмана противника, сосредоточив его внимание на бутафорских, а не реальных силах, представляющих какую-либо угрозу.

Муляжи видеокамер применяются в настоящее время там, где существует угроза хулиганства или краж, и при правильной установке понижают вероятность этих правонарушений.

– изготовление простых бутафорских изделий.

– лепка изделий с неглубоким рельефом из различных материалов по эскизам и готовым шаблонам.

– изготовление гипсовых форм и выклейка из папье-маше и мастики бутафорских изделий с рельефом крупного четкого рисунка с незначительной глубиной.

– лепка объемных бутафорских изделий с орнаментовкой мелкого рисунка по эскизам из различных материалов.

– изготовление гипсовых сложных кусковых форм скульптурных изделий.

– составление колеров из красок.

– отливка моделей из гипса.

– фактуровка деревьев.

– выполнение муляжных работ.

– изготовление цветов из шелка и бархата.

– вычерчивание и изготовление шаблонов.

Бутафор должен знать: способы приготовления мастики; устройство и правила эксплуатации оборудования и приспособлений, применяемых при ручном изготовлении бутафорских изделий; технику изготовления объемных бутафорских изделий с орнаментовкой мелкого рисунка; технологию изготовления имитационных предметов и реставрационных работ; приемы художественной росписи бутафорских изделий; технику и технологию изготовления цветов; способы изготовления шаблонов.

Знаменитые и известные Бутафоры

•   Биографии великих и знаменитых людей

Узнайте кто такой

Я родом из Прокопьевска и с детства была очень инициативной. В нашем подъезде всегда было много детей. Я постоянно устраивала концерты, раздавала им стихи и песни, и они все у меня выступали. Мне кажется, я ходила на все кружки в городе, особенно на творческие. Всегда любила учиться, успела получить три абсолютно разных образования. В итоге пришла к тому, что хочу что-то делать своими руками.

Ажмегова Мария Александровна

Заведующая бутафорским цехом Прокопьевского драматического театра

У меня есть экономическое образование, опыт работы по профессии. Уйдя в декрет, я увлеклась разными видами рукоделия, в основном скрапбукингом. Понравилось работать с бумагой, что она податливая и это дает простор для творчества. Затем, когда закончился декретный отпуск, я стала самозанятой, начала работать на себя, но начался коронавирус, и заказы сошли на нет. Тогда я случайным образом узнала, что в наш театр требуется бутафор. Пришла сюда и попросилась на стажировку, через две недели меня приняли на работу.

С тех пор прошло чуть больше года. Мне нравится, что здесь каждый день не похож на другой. Это абсолютно другая планета, в которой собрались интересные и творческие люди. Я не могу сказать подобного о своей старой работе экономистом, где всё было распланировано на три года вперед. Все эти задачи, числа и бумажки вгоняли меня в депрессию.

Бутафор — человек, который создает иллюзию. Для этой работы необходимо иметь творческое и абстрактное мышление, ведь всегда нужно понимать, как сочетаются между собой различные краски, сколько ткани необходимо для обтяжки какой-либо декорации. Важно знать, как сделать из подручных материалов вещи, неотличимые от настоящих.

Расскажу, как вообще всё устроено. Когда к нам приезжают режиссер-постановщик с художником-постановщиком, собирается технический совет, где присутствуют заведующие всех цехов — бутафорского, столярного, монтировочного, пошивочного, гримеры, свет, звук. Начинается обсуждение проекта, художник демонстрирует свои эскизы и проговаривает с каждым нюансы. После детального обсуждения начинается процесс просчета необходимых материалов. После их утверждения и закупки начинается творческий процесс, который всегда идет в диалоге с художником-постановщиком и остальными цехами.

Дистанционное обучение

Я работаю в библиотеке Аалто в Выборге

Некоторые путают профессии бутафора и реквизитора. Реквизиторы хранят и выдают на спектакли то, что изготовили мы. Они должны следить за состоянием реквизита, вовремя делать протирку, раскладывать всё по местам во время репетиций и спектаклей.

Обычно мой рабочий день начинается с подготовки к утренней репетиции, которая всегда назначена на 11 часов. Иногда реквизиторы приносят наши же изделия, которые требуют ремонта или подкраски. Кроме этого, естественно, имеются и бумажно-волокитные вещи, которые касаются меня, так как я заведующая цехом. При этом самое ценное — что в нашей работе не бывает одинаковых дней. Никогда не знаешь, какое задание дадут или что принесут. Мы практически не касаемся тех процессов, которые связаны с деятельностью режиссера, взаимодействием с актерами. Нас направляет художник-постановщик, бывало даже такое, что он работал рядом с нами непосредственно в цеху.

Прокопьевский театр очень современный. Здесь всегда реализуются какие-то интересные проекты, абсолютно нет рутины, рядом — неординарные личности, у которых можно учиться. Мы следим за мировыми тенденциями, освещаем внутренние театральные процессы через социальные сети и стараемся привносить что-то новенькое, чтобы привлечь зрителя.

В нашем репертуаре много современной драмы. В том числе в ноябре состоится уже ставшая традиционной театральная лаборатория. Во время нее наш театр работает как резиденция — к нам приезжают разные режиссеры, которые за короткий срок должны подготовить, отрепетировать и представить зарисовку будущего спектакля. Работа бутафоров и других производственных цехов в это время сильно ускоряется, жизнь буквально кипит. Естественно, в сжатые сроки ты всё делаешь буквально на коленке, но в этом есть своя прелесть.

Конечно, мне нравится работать над большими проектами, когда есть разноплановость — в том смысле, что мы не сделали что-то одно и отошли в сторонку, а есть определенный список задач, которые можно распределить по цеху. Обычно во время подобной работы много всего добавляется на ходу — это тоже своего рода челлендж. Вообще, разные нетривиальные задачи вдохновляют. Например, недавно нужно было сделать объемную голову быка. Все мы видели этих животных и прекрасно представляем, как они выглядят. Но я не скульптор и не архитектор, чтобы взять и вырезать нужную фигуру из бесформенного куска материала, даже не каждый человек с художественным образованием с этим справится. Но после изучения фотографий и анатомии животного получилось.

По сути, мы остаемся невидимками. Бутафоры — всего лишь руки художника-постановщика, в голове которого рождаются идеи, как должен выглядеть спектакль. Но мне совсем не обидно. Я больше ассоциирую себя с закулисным персонажем. Для меня быть реализованной — это быть нужной. Чтобы твоя работа приносила кому-то пользу. Когда мы сдаем спектакль, вижу, как всё взаимодействует, слышу благодарные отзывы зрителей — я это чувствую. Моя работа позволяет мне чувствовать себя реализованной, именно за это я ее люблю.

Дистанционное обучение

Как пандемия помогла мне открыть цветочный магазин

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Фотографии: Алексей Павлов

(франц. bout
-a
-port
). Лицо в театре, подающее артистам разные, нужные им при выходе на сцену, вещи.

лицо, заготовляющее все необходимое для постановки пьесы в театре кроме декорации, т.
е. костюмы, мебель, оружие, железные листы для грома, свистки для воя ветра и т. д.

лицо, на обязанности которого лежит заготовление всех принадлежностей, входящих в обстановку пьесы, за исключением декораций (костюмы, мебель, утварь и пр.).

франц. bout
-a
-port
. Лицо в театре, подающее разные мелкие вещи артистам при их выходе на сцену.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д.
,
1865
.

ит.

buttafuori) работник театра, занимающийся изготовлением бутафории.

а, м.
, одуш.
(ит.
buttafuori).
Paботник театра, занимающийся изготовлением бутафории
.

Смотреть что такое “БУТАФОР” в других словарях

Подать заявку на обучение

Заполнение онлайн анкеты необходимо для поступления на образовательные программы

Пожалуйста, выберите направление обучения:

Portfolio building
Foundation Art & Design
Foundation Business & Marketing
Pre-Foundation Art & Design
Introduction to Art & Design
Introduction to Marketing
Английский язык для поступающих в творческие вузы
Summer portfolio building
BA (Hons) Fine Art
BA (Hons) Product and Industrial Design
BA (Hons) Fashion Design
BA (Hons) Illustration
BA (Hons) Graphic Design
BA (Hons) Photography
BA (Hons) Interior Architecture & Design
BA (Hons) Design Crafts: Textiles
Creative Skills Electives: 2D Digital Image-Making
Creative Skills Electives: Photography
Creative Skills Electives: Moving Image
Creative Skills Electives: Printmaking
Creative Skills Electives: Creative Coding
Creative Skills Electives: Английский язык для дизайнеров и художников
BA (Hons) Marketing and Advertising
BA (Hons) Marketing with digital communications
BA (Hons) Marketing

Современная керамика
Публичные выступления и искусство презентации
Контент-маркетинг: контент как продукт
Service Design: CX & EX
Менеджмент в индустрии моды (MBA)
Стратегический маркетинг и менеджмент (MBA)
Коммуникационная стратегия для продвижения бренда
Декорирование интерьера
2D & 3D Motion Design
Предметный дизайн
Создание детской книги
Айдентика и бренд-дизайн
Графический дизайн
Фотография для новых медиа
Fashion-видео
Дизайн диджитал-продукта
UX/UI дизайн
Подготовительный курс для программ ДПО
Основы изобразительного искусства
Дизайн интерьера. Базовый курс
Дизайн общественных интерьеров
Современное искусство
Сценография
Иллюстрация
Ювелирный дизайн
Ювелирный дизайн. Эксперт
Дизайн одежды. Базовый курс
Дизайн одежды. Продвинутый курс
Стайлинг и имиджмейкинг
Маркетинг и бренд-менеджмент
Маркетинг. Базовый курс
История моды. Часть I: история костюма до XX века
История моды. Часть II: Эволюция стиля в XX-XXI вв.

Контент-маркетинг
Дизайн жилых интерьеров
Иллюстрация
Практика и теория современного искусства
Бренд-менеджмент и диджитал-коммуникации бренда
Разработка новых продуктов и сервисов
Искусство презентации
Коммуникационная стратегия бренда
Декорирование интерьеров
Маркетинговая стратегия
Дизайн-мышление
Айдентика
Дизайн мобильных приложений
UX & UI: продуктовый дизайн
Визуализация данных и основы инфографики
Fashion-баинг
Поиск творческой профессии
Творческая перезагрузка
Бренд-дизайн
Product ownership
Мультимедийный сторителлинг
Старт в fashion
School of Education. Проектное обучение
Партнерство культуры и бизнеса: стратегия, маркетинг, фандрайзинг
Предметная фотосъемка

ArtsCool Art and Design
ArtsCool Digital Design
ArtsCool Creative Start
ArtsCool Creative Drawing
ArtsCool Fashion and Styling
ArtsCool Inginirium Industrial Design
ArtsCool First Startup

Театрально-художественный колледж №60 имеет устоявшиеся десятилетиями традиции подготовки высококвалифицированных кадров, среди которых немало заслуженных работников культуры, членов СТД, лауреатов театральных и кинопремий. За время работы колледжа были подготовлены более 7000 специалистов, работающих на творческих и руководящих должностях в организациях культуры и искусства города Москвы и РФ.С первого дня основания театрально-художественного колледжа №60 существует художественно-бутафорское отделение. За это время сложилась богатая традициями и опытом система обучения художников-бутафоров. Театральная бутафория – важная часть оформления спектакля. Бутафорские объекты – предметы сценической обстановки, имитирующие настоящую посуду, декоративные вазы, светильники, скульптуру, детали архитектуры и мебели, военные доспехи, оружие, деревья, кусты, цветы и растения, животных, птиц и другие разнообразные предметы, необходимые для оформления спектакля, отражающие быт разных времен и народов, определенный художественный стиль, помогающие создать необходимую атмосферу спектакля. Бутафорию изготавливают из папье-маше, мастики, дерева, металла, поролона, картона, оргстекла и других материалов, имитирующих настоящие предметы материальной культуры из таких различных, часто дорогих материалов, как бронза, золото, серебро, ценные породы древесины, фарфор, майолика, хрусталь, стекло, имеющих в первую очередь декоративное назначение.В театральном спектакле или кинофильме предметы бутафории, будь то кинжал в богатой драгоценной оправе, рыцарский шлем или щит, декоративная ваза, канделябр, трон или статуя, помогают создать особую атмосферу спектакля, выстроить мизансцены. Театральная бутафория помогает актерам лучше передать смысл роли, а зрителям ярче представить время и место действия, происходящего на сцене. Она неотделима от содержания спектакля, это важнейшая часть оформления спектакля наряду с декорациями, светом, костюмом, гримом, музыкой.Профессия художника-бутафора – одна из интереснейших профессий. О таком специалисте можно смело сказать, что это мастер на все руки. Человек, владеющий секретами этой профессии, может сделать из самых обыкновенных материалов – газетной бумаги, клея, проволоки, ниток, дерева, фольги, оцинкованной жести, поролона – любой бутафорский объект материальной культуры, точно имитирующий тот или иной художественный стиль определенной исторической эпохи. «Художник-бутафор» – очень многогранная профессия, так как этот специалист должен владеть сразу несколькими ремеслами, например, ему требуются слесарные, плотницкие, столярные навыки обработки разных материалов. Студенты овладевают навыками обработки дерева и металла на токарном и сверлильном станках, продольной и поперечной распиловки древесины с помощью ножовок и лобзиков, работы на ручном рубанке и электрорубанке, обтачивания деталей на электроточиле, механической обработки древесины и металла напильниками, стамесками, резцами, электропайки деталей из жести и проволоки, тиснения по фольге или жести с помощью специальных инструментов для чеканки по металлу, различными технологиями изготовления изделий из папье-маше, мастики и картона.Студентам также нужны навыки изготовления бутафорских изделий из фактурных тканей, пенопласта, пластических масс, оргстекла, поролона, ревультекса, древесных опилок. В программе обучения задания по выполнению декоративных растений, овощей и фруктов, птиц, рыб, зверей, карнавальных и ритуальных масок, посуды, светильников, холодного и огнестрельного оружия, доспехов, шлемов, щитов, уличных фонарей, светильников, корзин, шляп, книг, орденов, медалей, бижутерии и многого другого.Художнику-бутафору также необходимо владеть живописью, рисунком и композицией для создания эскизов и технических чертежей бутафорских объектов и для имитации с помощью росписи на изделиях театральной бутафории из папье-маше, мастики, дерева различных фактур, таких, например, как позолоченная бронза, серебро, тисненая кожа, фарфор, поделочные цветные камни и т. п. Чтобы выполнять даже не слишком сложные бутафорские объекты, требуется также владение скульптурными навыками лепки.На занятиях скульптурой студенты изучают основы скульптуры, приобретают практические навыки в лепке и образном изображении объемной формы как на плоскости, так и в пространстве. Весь курс скульптуры состоит из практических заданий, в процессе выполнения которых студенты должны овладеть приемами декоративной лепки, уметь вылепить отдельные части тела, голову и фигуру человека со слепков и с натуры в круглом объеме и в рельефе, скульптуру анималистического характера. Итоговое задание – воспроизведение объемной скульптуры или рельефа по фотографии, репродукции или по эскизу с соблюдением образности и стилистических особенностей пластики.На занятиях рисунком и живописью предусматривается изучение основ академического рисунка и станковой живописи. Студенты приобретают практические навыки графического изображения окружающей действительности на основе объемно-пространственного мышления, практические навыки в технике акварельной и масляной живописи на основе сопоставления цветовых отношений натуры и объективного цветового восприятия окружающего мира.Часто бутафорское изделие приходится изготовлять одновременно из нескольких материалов, самостоятельно продумывать технологию и процесс его изготовления, подбирать необходимые материалы. Например, пистолет XVIII века может быть изготовлен из металла и дерева. Из металлической трубки делаются ствол, замковый механизм, спусковая скоба и спусковой крючок, из дерева – рукоятка и ложе ствола. С помощью орнаментальной резьбы и росписи в пистолете воспроизводится определенный художественный стиль, имитируются дорогие породы древесины, инкрустация серебром и т. п. Канделябр XVII века может быть выполнен из проволочного каркаса и папье-маше и расписан под позолоченную бронзу. Возможности театральной бутафории практически неограниченны. Художник-бутафор должен также обладать смекалкой и изобретательностью, для того чтобы придумать наиболее рациональную конструкцию изделия, подобрать наиболее подходящие материалы для данного изделия, сделать его достаточно прочным и функциональным.С 1961 г. наряду со специальностью «художник-бутафор» на художественно-бутафорском отделении существует также специальность «художник-технолог по куклам», в которой разнообразные навыки по обработке разных материалов, которыми владеет художник-бутафор, применяются для изготовления кукол, бутафории и декораций кукольного спектакля.На практических занятиях по технологии кукол студенты учатся изготавливать различные виды театральных кукол – перчаточных, тростевых, теневых, ростовых, марионеток, кукол кино, авторских, сувенирных из дерева, папье-маше, картона, ткани, поролона, синтетических материалов. Художник по куклам в первую очередь должен владеть секретами механики различных видов театральных кукол и кукол кино, поскольку именно механика куклы (движения головы, глаз, бровей, рта, туловища, рук, ног) играет важнейшую роль в создании динамики образа и персонажа, раскрытии его функциональной нагрузки.Например, самые простые по своему устройству перчаточные куклы рассчитаны на быстрые динамичные движения и наиболее подходят для комических персонажей, таких как русский Петрушка или английский Панч.У тростевых кукол движения плавные, неспешные или резкие, динамичные. Они часто используются для образов величественных, романтических, как куклы спектакля «Волшебная лампа Аладдина» ГАЦТК. Такие куклы управляются тростями, идущими к рукам, и особой тростью, идущей к голове, – гапиту, на котором закрепляется механика управления деталями лица куклы. Тростевые куклы могут быть довольно сложны по механике. В этом случае ими управляет сразу несколько кукловодов. Так, в спектакле ГАЦТК «Необыкновенный концерт» куклой Цыганка управляют одновременно шесть актеров.Самой сложной по своей механике является кукла-марионетка, управляемая сверху кукловодом с помощью нитей. Движения куклы-марионетки наиболее уподоблены движениям человека. Не случайно театр марионеток часто имитирует театр драматический, а кукла-марионетка – живого актера. Собрать такую куклу, чтобы она правильно и гармонично двигалась, – целое искусство. Марионетка управляется нитями или штоками из проволоки, прикрепленными непосредственно к рукам кукловода или деревянной ваге. У марионеток может быть большое количество нитей управления, чем больше нитей, тем натуральнее и совершеннее движения куклы.Художник по куклам должен уметь изготавливать из дерева, папье-маше и металла детали куклы и элементы ее конструкции, владеть технологией резьбы и росписи, навыками конструирования и сборки куклы, подбора тканей и пошива и отделки костюма для куклы, который играет важнейшую роль в характеристике образа и должен сочетать в себе достоверность, сказочность и условность.Помимо практических занятий по специальности, среди которых также «Театральный макет», «Декорационная живопись», студенты художественно-бутафорского отделения изучают ряд профилирующих теоретических спецдисциплин – «Пластическую анатомию», «Историю театра», «Историю изобразительного искусства», «Историю материальной культуры», «Историю игрушки, куклы и кукольного театра».Студенты проходят производственную практику в цехах московских театров и студий. Дипломные работы студентов – это театральная бутафория, декорации и куклы, выполненные в мастерских театров и киностудий и непосредственно задействованные в постановках. Такой глубокий и основательный подход к освоению профессии позволяет выпускникам театрально-художественного колледжа №60 стать специалистами широкого профиля в области оформительского искусства.В нашем колледже учатся редким профессиям, но всех объединяет одно – любовь к театру. Для начала обучения это самое необходимое условие!

Слово пришло в наш язык из итальянского. Бутафория – что это? Подделка, предметы для театрального представления, муляжи, которые используются на сцене взамен настоящих.

Использование

Бутафория имеет широкий спектр использования. В театре есть несколько видов муляжных работ.

  • Декорация.
  • Мебель.
  • Реквизит.
  • Костюмы.
  • Украшения.

Декорация – это искусственный мир для осуществления действа: стены, колонны, лестницы на сцене. Все это декорируется и стилизуется под определенную эпоху и место. Например, стены и потолок под дворцовые залы или каменные замки Средневековья, перила “под золото” или фигурные “кованые” узоры.

Мебель: исготавливаются столы, стулья, кресла, диваны под временной отрезок и необходимость пьесы. Например, трон короля или венецианские стулья. Костюмы имеют муляжную основу в головных уборах, отделке (необычные пуговицы, пряжки), обуви. Например, рога у Серебрянного Копытца, корона короля, расписные сапоги Дедушки Мороза.

Самое широкое применения в театре имеет реквизитная бутафория. Что это – все мелкие предметы быта, которые используются во время представления. Посуда, еда (торты, фрукты, жареные кабаны), оружие. Все украшения на актерах – это подделка.

Материалы и изготовление

Все материалы для бутафории перечислить невозможно. В работу идет практически все, на что способно воображение художника. Но основными можно считать бумагу, ткань, пенопласт и гипс. С помощью клея и красок создается любой муляж. Такие предметы легче по весу, быстро ремонтируются, естественно, дешевле, чем настоящие, но в то же время имеют выразительные узнаваемые формы. Мелкие детали, незаметные зрителю и не работающие во время представления, не воспроизводятся.

Основным методом изготовления реквизита считается из папье-маше бутафория. Что из нескольких слоев бумаги, пропитанной клеем или клейстером. Для того, чтобы сделать подобный реквизит, обычно берут для основы настоящий предмет. Например, вазу заклеивают первым десятком слоев бумаги, сушат, разрезают на две половины, вынимают основную вещь, склеивают или сшивают копию, доклеивают бумагой или тканью и раскрашивают.

Создать бутафорский предмет можно из одного материала или комплекса сочетающихся. Изделия из пенопласта обклеиваются тканью; гипс и пластмасса – идеальное сочетания для статуй и колонн. Деревянные или фанерные перила обычно украшают лепниной из размягченного картона.

Дистанционное обучение

История

Бутафория возникла еще во времена первых театральных представлений в Древней Греции. Актеры изображали богов и героев с муляжными мечами, щитами и луками. В итальянских комедийных постановках приобрела широкое распространение, там же и получила свое название, которое дошло до нас.

На сегодняшний день применение подделок велико. Их используют в рекламе и оформлении праздников. Существует бутафория для фотосессии и в быту. Муляжи видеокамер нередко ставят в местах, где может произойти правонарушение или кража. Этот прием отпугивает преступников и экономит средства организации. Во время Второй мировой войны создавали бутафорские склады с оружием и технику, чтобы ввести противника в заблуждение.

Дистанционное обучение

Профессия – бутафор

В советские времена в театральных вузах она преподавалась отдельной дисциплиной и была профессией. В наше время – это часть курса обучения художников. В крупных театрах все муляжи изготавливает отдельный цех, в провинциальных он совмещен с художественно-постановочной частью или столярной мастерской.

Самые удачные экземпляры сценического поддельного искусства выставлены в музеях, что позволяет зрителю вблизи увидеть часть «великого обмана» и закулисья. Бутафория: что это? Полноценный партнер актеров и постановщиков. Не все на сцене бутафория, настоящие предметы тоже присутствуют на сцене. Но и их принято обрабатывать для полноты художественного образа, подкрашивать для яркости и приближенности к теме постановки.

Нина Алёшина переехала в Калининград из Омска год назад по семейным обстоятельствам и влюбилась в город с первого взгляда. Имея за плечами художественное образование и 15-летний опыт работы в театрах Омска, Нина пришла в Калининградский драматический театр на должность начальника реквизиторского цеха.

– Реквизитор — это ответственная должность. От того человека, который на ней находится, во многом зависит успех спектакля. Работа реквизитора, на первый взгляд, не заметна, но очень важна. Реквизитор работает с сотнями предметов и должен помнить, какой из них играет в каждом спектакле и на каком месте он должен лежать во время спектакля. Ведь предметы, как и актеры, тоже играют свои роли. Перед спектаклем реквизит, как говорят в театре, «заряжается» за кулисами, на сцене и выдается артистам на руки, заканчивается спектакль — собирается, складывается, хранится, — говорит Нина Алёшина.

Продолжение истории после рекламы

, Как обычно приходит задание в декорационно-бутафорский цех, – Художник-постановщик создает внешний облик спектакля, его идею, настроение, стиль, атмосферу, в соответствии с общим творческим замыслом режиссера. Разрабатывает эскизы, чертежи, макеты декораций и бутафории. Затем раздает эскизы и чертежи по цехам, контролирует производство изделий и выполнение всех оформительских работ согласно эскизам. Художник-бутафор занимается созданием театральной бутафории — это специально изготовленные предметы взамен настоящих, которые используются в постановках. С бутафорией работают артисты, либо она является частью декорации. Например, каминные часы, канделябры, фрукты, вазы и многое другое. Художник-декоратор должен постараться точно воплотить задуманное в жизнь, согласно эскизам и пожеланиям художника постановщика. Например, нужна декорация — интерьер комнаты или квартиры. Основа декорации изготавливается в столярном и слесарном цехе театра, а затем отдается декораторам. Они расписывают, фактурят, наклеивают обои, лакируют и т.д., затем монтировочный цех собирает декорацию на сцене., – В нашем театре мне предоставляется возможность применить свой опыт и знания в изготовлении бутафории и головных уборов. Например, в премьерном спектакле «Дети Ванюшина» головные уборы — моей работы, — говорит Нина Алёшина. – Было задание «накрыть» стол и поставить на него, в частности, жареного поросенка на блюде. И чтоб был как настоящий! Я вырезала форму поросенка из пенопласта, сверху форму покрыла папье-маше, расписала красками и покрыла лаком, чтобы придать немного «жирности». Руководству понравилась моя работа, а самое главное своей работой осталась довольна я сама. Я вообще очень требовательна к себе и другим, и если что-то делаю, то делаю это качественно., В этот момент в реквизиторский цех заходит знаменитый дирижер Аркадий Фельдман. Он аккуратно заносит несколько чемоданов и просит: «Надо пюпитры подержать у вас, в других местах я боюсь оставлять»., Нина Алёшина бережно ставит их в уголок, рядом с огромными золотыми яблоками, и продолжает:

– Вообще, бутафоры очень часто используют в своей работе различные строительные, упаковочные и отделочные материалы: пенопласт, поролон, гипс, силикон, жидкие гвозди и многие другие, все и не вспомнишь сразу. Театральные художники постоянно придумывают новые технологии изготовления бутафорских предметов. Например, шляпы сложной формы я плела из бумажного шпагата. Это очень податливый и «благодарный» материал. Хорошо держит форму изделия, тонируется и хранится. Если смотреть на такой головной убор с зрительного зала, то он очень похож на соломенный, — говорит Нина.

– Ну, вот еще один пример: как-то нужен был головной убор для артистов — конские гривы, и чтобы они стояли, были жесткими, хорошо держались на голове, блестели и были схожи по фактуре с конским волосом. Я долго думала и путем проб и ошибок придумала. Сделала гриву из простого материала — лески. Её довольно трудно вытянуть, потому что она продается в катушке, имеет память и сворачивается в спираль. Я смогла ее выпрямить с помощью кипятка и еще некоторых приспособлений. Потом нужно было найти краску, чтоб покрасить леску, сохранив ее фактуру, и это была проблема, потому как краска на ней не держится. Либо слезает, либо осыпается. Покрасила в итоге с помощью перманентных маркеров, пропуская леску через стержень маркера. Это одна из придуманных мною технологий, которой я с вами поделилась, а вообще все театральные художники хранят свои секреты и готовы их рассказывать лишь в обмен на другие.

Бутафоры. Профессия бутафор.

Дистанционное обучение

Бутафория и бутафоры.

Бутафория – это поддельные, муляжи, специально изготавливаемые предметы (скульптура, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), используемые в театральных спектаклях или выставляемые в витринах магазинов, взамен настоящих вещей.

Предметы бутафории отличаются дешевизной, непрочностью, подчёркнутой выразительностью внешней формы (при их изготовлении обычно отказываются от воспроизведения деталей, не видимых зрителю).

Работник, изготовляющий предметы для использования их в спектаклях, при съемках кинофильмов, либо для выставочных витрин, называется бутафором.

Бутафор – это человек, подготовляющий бутафорию.

Изготовление бутафории представляет собой большую отрасль в технологии театра и кино, включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу, а также в области изготовления ювелирных изделий и многих других.

Бутафория и бутафоры появились одновременно с появлением театра.

В 20-ом веке, вторая мировая война привела к новому целевому назначению бутафорских предметов. В военных целях изготавливались муляжи танков, артиллерийских орудий, складов с целью обмана противника, сосредоточив его внимание на бутафорских, а не реальных силах, представляющих какую-либо угрозу.

В наше время, муляжи видеокамер применяются там, где существует угроза хулиганства или краж, и при правильной установке понижают вероятность этих правонарушений.

Бутафор должен знать: технику изготовления объемных бутафорских изделий с орнаментовкой мелкого рисунка; технологию изготовления имитационных предметов и реставрационных работ; приемы художественной росписи бутафорских изделий; способы изготовления шаблонов.

Дистанционное обучение

Бутафоры. Кто такой бутафор. Профессия бутафор.

Что можно сделать из ничего и тем самым наполнить спектакль магией, как часто желательно проводить в цеху «расхламление» и зачем вообще что-то изготавливать, если можно использовать настоящее? Художник-бутафор Белорусского государственного театра кукол Петр Федорцов отвечает на вопросы о своей работе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *