Должность заместителя директора по учебной работе

Должность заместителя директора по учебной работе

Для многих специалистов должность заместителя директора по учебной и воспитательной работе – настоящая мечта, которая лишь на первый взгляд кажется недостижимой. Безусловно, этот пост занимают люди достойные, чей профессионализм и опыт не оставляют никаких сомнений. Но все возможно! Рассказываем, что это за профессия, кто может ее получить, и какие на сегодняшний день существуют реальные способы для достижения карьерных целей в сфере образования.

Суть профессии и обязанности завуча

Должность заместителя директора по учебной работе

Второй человек по значимости после директора образовательного учреждения – завуч. Его обязанности соответствуют должностной инструкции и специфике той организации, в которой он трудится (школы, колледжа или вуза).

Завуч может осуществлять следующую работу:

  • Учебная деятельность – это подготовка расписания уроков, контроль за успеваемостью и посещением занятий.
  • Учебно-воспитательная работа – это методическая и воспитательная деятельность.
  • Научно-методическая работа – это планирование и контроль научной деятельности воспитанников.
  • Административно-хозяйственная работа предполагает организацию и развитие хозяйственной деятельности образовательного учреждения.

Главными задачами завуча будут не только обеспечить качественное образование учеников, но и контролировать деятельность преподавателей, помогать им в составлении планов занятий и необходимой документации, внедрять новые технологии и методы учебной деятельности, обеспечивать их профессиональный рост (аттестация, курсы повышения квалификации, оказание психологической поддержки).

Безопасность учащихся и педагогов – тоже в зоне ответственности заместителя директора. Именно завуч отвечает за все события, произошедшие в стенах учебного заведения, решает конфликтные моменты между учителями, учениками и их родителями, рассматривает все жалобы и претензии.

Стоит ли мечтать? Плюсы и минусы профессии

Должность заместителя директора по учебной работе

Зная обязанности завуча, мы видим, что эта должность предполагает колоссальную ответственность перед всеми участниками образовательного процесса и перед обществом в целом. Помимо этого, профессия завуча сложна еще тем, что он всегда загружен работой и не имеет права позволить себе расслабиться, ведь стрессовые ситуации и конфликты требуют принятия быстрого и конструктивного решения.

Но, как и в каждой профессии, помимо недостатков существуют и ощутимые плюсы:

  • возможность самосовершенствования и самореализации;
  • продолжительный отпуск в летний период.

Мы надеемся, что дали вам полную информацию о плюсах и минусах этой профессии. Хотите ли вы стать завучем – решать только вам! А мы расскажем, что для этого нужно предпринять.

Кто может стать заместителем директора образовательной организации?

Должность заместителя директора по учебной работе

Должность завуча требует определенных знаний и умений, это непростая и ответственная работа, которая подходит целеустремленным людям с сильными коммуникативными и организаторскими способностями.

Назначает на должность заведующего директор образовательного учреждения, предъявляя к кандидату следующие требования:

  • диплом о высшем образовании в области педагогики, менеджмента, экономики или управления;
  • стаж работы учителем или руководителем не менее 5 лет;
  • идеальное знание ФГОС;
  • умение организовывать и контролировать дидактическую и образовательную деятельность;
  • владение на высоком уровне теорией и методиками обучения и воспитания;
  • знание таких дисциплин как педагогика, психология, физиология.

Зачастую директор выбирает себе заместителя из числа действующих учителей, работающих в школе. Предпочтение отдается специалистам, которые отлично зарекомендовали себя за время работы, соответствуют квалификационным требованиям и имеют положительную характеристику. При выборе директор опирается на уверенность, что кандидат легко адаптируется к новой должности, поэтому заранее внимательно следит за педагогами, оценивает их компетенции и особенности личности.

Карьера в сфере образования

Должность заместителя директора по учебной работе

Существуют две траектории карьерного роста учителей – горизонтальный рост и вертикальный.

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ КАРЬЕРА – это продолжение профессионального развития, совершенствование умений и способностей в рамках своей существующей должности.

Горизонтальное продвижение может выглядеть следующим образом:

  • профессиональное: а) учитель; б) 1-я квалификационная категория; в) высшая квалификационная категория; г) магистр; д) кандидат наук; е) доктор наук; ж) преподаватель высшего учебного заведения;
  • методическое и практическое преподавание учебной дисциплины: а) учитель; б) учитель инновационных технологий; в) получение звания учителя года; г) руководство мастер-классом; д) руководство стажировкой; е) руководство методическим процессом школы; ж) председательство в методическом совете школы; з) руководящие позиции муниципальных, региональных уровней вне школы; и) практика лектора в сфере развития образования;
  • общественная деятельность: а) участник руководящих структур органов государственного общественного управления в школе или в муниципальных, региональных сферах; б) участник руководящих структур представительных органов.

Горизонтальный рост будет возможен при наличии следующих моментов: мнение руководящих сотрудников о потенциальных возможностях учителя, наличие положительных характеристик и научных заслуг, адекватная самооценка и активная творческая деятельность. Но главными катализаторами карьеры, безусловно, станут собственные цели и желания. Больше шансов будет у тех учителей, которые могут похвастаться результатами успеваемости своих учеников и регулярно участвуют в планировании и организации олимпиад, конкурсов, конференций.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ КАРЬЕРА – это шаги по служебной лестнице вверх, то есть от низших должностей до руководящих, с соответствующим ростом статуса, уровня ответственности и заработной платы.

Вертикальное продвижение выглядит так: а) учитель; б) завуч, помощник директора; б) директор школы.

Далее можно претендовать на должности руководителя муниципального и регионального органа управления сферой образования, работать в министерстве, стать министром образования.

Еще один вариант вертикального роста – открытие своего бизнеса по оказанию образовательных услуг.

Принято считать, что вертикальное и горизонтальное продвижение – это два разных пути, но по сути они имеют много общего, так как вызваны профессиональной организованностью и самостоятельностью самой личности. Педагог-карьерист однозначно находится на своем месте и стремится к совершенствованию.

Нужно сказать еще пару слов про условия, соблюдение которых со стороны руководства необходимо для успешной карьеры учителей. Ими будут:

  • регулярная стимуляция и мотивация педагогов;
  • оказание поддержки начинающим сотрудникам;
  • признание перед коллективом достижений выдающихся преподавателей.

8 методов получить должность завуча быстро

Должность заместителя директора по учебной работе

Рост в профессии нужен каждому из нас. Повышение уровня знаний дает нам ощущение стабильности, уверенности в себе и в будущем, способствует положительной самооценке. Для людей, которые работают с подрастающим поколением, это особенно важно, потому как работа над собой – сама по себе хороший пример для воспитанников.

Мы поделимся с вами топовыми советами, как ускорить свой карьерный рост в сфере образования.

  • Обращайтесь к истории. Истоки – это основа любого прогресса, так как они основаны на трудах великих деятелей в сфере образования. Тем более, что мысли прошлых лет и веков зачастую получают «вторую жизнь» и переосмысление с учетом актуального времени.
  • Изучайте современные методики. И мир, и люди (как взрослые, так и дети) постоянно меняются, поэтому важным условием роста будет не только обновлять свои знания в теории и практике, но и внедрять в свою педагогическую деятельность инновационные мысли и способы подачи информации. Интересу учеников поспособствуют презентации, экскурсии онлайн, обучающие видео.
  • Повышайте квалификационный уровень. Качественно вести свою педагогическую деятельность и совершенствовать знания помогут специальные курсы повышения квалификации. Особенно привлекательно то, что сейчас существует удобный вариант учиться в режиме онлайн.
  • Проходите профессиональную переподготовку. Такие курсы дают возможность изучить еще одну дисциплину или получить диплом завуча. Освоив наш дистанционный курс профпереподготовки, вы узнаете, как управлять деятельностью образовательной организации, и научитесь качественно выполнять все обязанности заместителя директора, тем самым ускорив получение желаемой должности.
  • Участвуйте в научно-исследовательской работе. Высшим уровнем профессионализма является научная деятельность. Педагоги, которые при этом продолжают преподавать детям, будут быстрее замечены руководителями.
  • Будьте в курсе образовательных новостей. Чтение популярных изданий и сайтов, посвященных педагогике, рассказывают о новых идеях и методах. Такие платформы часто публикуют информацию о новейших технологиях, планы уроков, делятся эффективными сервисами, которые используют в работе учителя.
  • Перенимайте опыт у коллег. Можно договориться о посещении занятия более опытного педагога, послушать и попытаться перенять манеру изложения материала и общения с учениками.
  • Участвуйте в отечественных и международных семинарах. Прослушать выступление других педагогов или подготовить собственный доклад – это хороший шанс расширить свои перспективы для роста и повысить самооценку.

Помните, что главное в профессии педагога – это постоянное развитие и работа над собой. Если вы делаете это не только с мечтой о повышении, но еще и с искренним удовольствием – все козыри будущей карьеры у вас на руках.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Карымское»

Председатель профсоюзного комитета                                     Директор школы

Долгополова  Т.Ю.                                                             Романюк С.В.

«___» _________ 20___г.                                                      «___» _________ 20___г.

заместителя директора  по учебно-воспитательной работе

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе квалификационной характеристики заместителя руководителя, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010г. №761н «Об утверждении Единого  квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (с изменениями).

1.2. Заместитель директора школы по  учебно-воспитательной работе назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3. На период отпуска и временной нетрудоспособности заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе его обязанности могут быть возложены на других заместителей директора школы или наиболее опытных педагогов. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.4. Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

1.5. Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе подчиняется непосредственно директору школы.

1.6. Заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе непосредственно подчиняются: педагоги, педагогические работники, руководители школьных методических объединений, руководители творческих групп.

1.7. В своей деятельности заместитель директора школы по учебно-воспитательной  работе руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором.
1.8. Заместитель директора школы по учебно-воспитательной   работе соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

1.9. Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе должен знать:

— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;

—  требования ФГОС  и ФКГОС, рекомендации по их реализации в ОО;

—  Конвенцию о правах ребенка;

— педагогику; достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию; основы физиологии, гигиены;

— теорию и методы управления образовательными системами;

— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

— основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

— основы экономики, социологии;

— способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения;

—  гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней; — основы менеджмента, управления персоналом;

— основы управления проектами; правила внутреннего трудового распорядка ОО;

— правила по охране труда и пожарной безопасности.

Основными направлениями деятельности заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе являются:

2.1.Организация учебно-воспитательного процесса в школе, руководство им, контроль за развитием этого процесса;

2.2. Реализации образовательных программ ОО в соответствии с требованиями ФГОС и ФКГОС;

2.3. Руководство деятельностью педагогического коллектива ОО;

2.4.Контроль условий, процессов и результатов образовательной деятельности на уровне начальной, основной и старшей школы;

2.3.Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в  образовательной деятельности на уровне начальной, основной и старшей школы;.

.
3.Должностные  обязанности.
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе выполняет следующие должностные обязанности:

3.1.Организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического
коллектива.

3.2.Координирует работу учителей и других педагогических работников по
выполнению учебных планов и программ.

3.3.Организует и координирует разработку необходимой учебно-методической
документации.

3.4.Осуществляет систематический контроль за качеством образовательного процесса
и объективностью оценки результатов образовательной подготовки обучающихся,
работой элективных курсов; посещает уроки и другие виды учебных
занятий, проводимых педагогическими работниками школы, анализирует их форму и содержание, доводит результаты анализа до сведения педагогов.

3.5.Проводит анализ соответствия содержания имеющихся предметных образовательных программ, используемых образовательных технологий, условий реализации образовательной программы, имеющихся способов и организационных механизмов контроля образовательного процесса,  оценки  результатов ФГОС, ФКГОС и определение необходимых изменений.

3.6.Обеспечивает использование и совершенствование методов организации образовательного процесса и современных образовательных технологий, в том числе дистанционных. Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке предметных программ и технологий.

3.7. Организует текущее и перспективное планирование работы с   педагогами и ее проведение.

3.8. Создает условия для развития творческого потенциала учащихся в соответствии с планом работы школы.

3.9. Организует аттестацию педагогических работников в соответствии с перспективным планом прохождения аттестации и ежегодным приказом по аттестации.

3.10.Организует работу по подготовке и проведению ГИА, ВПР

3.11.Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся.

3.12.Составляет расписание учебных занятий и других видов образовательной
деятельности, обеспечивает качественную и своевременную замену уроков
временно отсутствующих учителей, ведет журнал учета пропущенных и
замещенных уроков.

3.13.Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной
документации, контролирует правильное и своевременное ведение педагогами
классных журналов, другой документации.

3.14.Способствует повышению методического и профессионального уровня педагогического коллектива. Организует повышение квалификации педагогов в соответствии с  перспективным планом повышения квалификации педагогических и руководящих работников.

3.15.Совместно с директором и другими заместителями принимает меры по оснащению учебных кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению библиотеки учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами.

3.16.Организует работу по соблюдению в образовательном процессе норм и
правил охраны труда.

3.17.Обеспечивает контроль за безопасностью используемых в образовательном
процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения.

3.18.Разрешает проведение образовательного процесса с обучающимися при
наличии оборудованных для этих целей учебных помещений, отвечающих
правилам и нормам безопасности жизнедеятельности и принятых по акту в
эксплуатацию.

3.19.Проводит совместно с директором, профкомом, другими заместителями административно-общественный контроль безопасности использования, хранения учебных приборов и оборудования, химических реактивов, наглядных пособий, школьной мебели.
Своевременно принимает меры к изъятию химических реактивов, учебного
оборудования, приборов, не предусмотренных типовыми перечнями, в том числе
самодельного, установленного в мастерских, учебных и других помещениях без
соответствующего акта-разрешения, приостанавливает образовательный процесс в
помещениях школы, если там создаются опасные условия здоровью работников,
обучающихся.

3.20.Выявляет обстоятельства несчастных случаев, происшедших с
работающими, обучающимися.

3.21. Организует разработку и периодический пересмотр не реже 1 раза в 5 лет
инструкций по охране труда, а также разделов требований безопасности
жизнедеятельности в методических указаниях по выполнению практических и
лабораторных работ.

3.22.Контролирует своевременное проведение инструктажа обучающихся и его
регистрацию в журнале.

3.23.Организует с участием заместителя директора по административно-
хозяйственной работе своевременное и качественное проведение паспортизации
учебных кабинетов, мастерских, спортзала, а также иных помещений.

3.24.Составляет на основании полученных от медицинского учреждения
материалов списки лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам с
указанием фактора, по которому установлена необходимость проведения
периодического медицинского осмотра.

Совместно с заместителем директора школы по воспитательной работе
определяет методику, порядок обучения правилами дорожного движения,
поведения на воде и улице, пожарной безопасности; осуществляет проверку знаний.

3.25.Ведет, подписывает и передает директору школы табель учета рабочего
времени непосредственно подчиненных ему педагогов и учебно-вспомогательного
состава.

3.26.Участвует в комплектовании классов, принимает меры по сохранению
контингента обучающихся. Контролирует соблюдение обучающимися Правил для обучающихся.

3.27.Организует работу с учащимися «группы риска».

3.29.Участвует в работе педагогического совета школы.

3.30. Выполняет поручения   по распоряжению директора школы.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе имеет право в пределах своей компетентности:

4.1. Давать обязательные распоряжения  педагогам, педагогическим работникам, руководителям ШМО (если есть в ОО),  руководителям  творческих групп (если есть в ОО), обслуживающему персоналу, не противоречащих Уставу школы и другим локальным документам.

4.2. Присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых в школе без права входить в класс (на урок, мероприятие и др.) после начала без экстренной необходимости и делать замечания педагогу в течение урока (мероприятия).

4.3.Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся начальной, основной и старшей школы за проступки, дезорганизующие образовательную деятельность, в порядке, установленном правилами о поощрениях и взысканиях.

4.4.Готовить справки и проекты приказов на административные взыскания за невыполнение обязанностей, предусмотренных Уставом школы и поощрения.

4.5. Принимать участие в:

  • разработке образовательной политики школы, в создании соответствующих стратегических документов;
  • разработке управленческих решений, касающихся вопросов образовательной деятельности в ОО;
  • ведении переговоров с партнерами школы в решении вопросов образовательной деятельности ОО;
  • аттестации педагогов (педагогических работников), работе педагогического и методического советов, ПМПк ОО;
  • подборе и расстановке педагогических кадров в ОО.

4.6. Вносить предложения о:

  • о начале, прекращении или приостановлении проектов на уровне ОО;
  • совершенствовании образовательной деятельности в ОО;
  • поощрении, моральном и материальном стимулировании участников образовательной деятельности в ОО.

4.7.Устанавливать от имени ОО деловые контакты с лицами и организациями, способствующими совершенствованию образовательной деятельности.

4.8.Запрашивать для контроля и внесения корректив документацию, касающуюся образовательной деятельности у лиц находящихся в непосредственном подчинении.

4.9. Проводить приемку работ, выполненных по заказу ОО различными исполнителями (из числа сотрудников ОО, и сторонних организаций.

4.10.Контролировать и оценивать ход и результаты деятельности работников ОО (находящихся в непосредственном подчинении); налагать вето на деятельность, связанную с перегрузкой обучающихся и работников (находящихся в непосредственном подчинении), чреватую с перегрузкой, ухудшением здоровья, нарушением правил техники безопасности, без предусмотрения профилактики, компенсации и преодоления возможных негативных последствий.

4.11. Повышать свою квалификацию в соответствии с установленными сроками (раз в 3 года).

4.12.Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

4.13.На защиту профессиональной чести и достоинства, защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики.

4.14.На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

4.15.Аттестоваться на добровольной основе по истечение срока предыдущей аттестации (1 раз в 5 лет).

4.16.На получение пенсии за выслугу лет, социальные гарантии и льготы, длительный (до 1 года) отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5.Ответственность.
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса заместитель директора школы по учебно-воспитательной  работе привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

Заместитель директора школы по учебно-воспитательной  работе:
6.1. Работает по графику, утвержденному директором школы, исходя из 40-часовой рабочей недели.
6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год.

6.3. Принимает отчёты от педагогических работников, руководителей ШМО (если таковые есть в ОО), творческих групп об итогах деятельности.

6.4. Представляет директору письменный анализ по своему  направлению деятельности до 20 июня ежегодно.

6.6. Получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.7. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.
6.8. Замещает директора школы во время его отсутствия в соответствии с приказом директора школы.

6.10. Посещает проводимые методистами, специалистами  районного комитета образования совещания, семинары и другие мероприятия.

С инструкцией ознакомлен(а):

______________  ___________  _________________

подпись             расшифровка подписи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *