Настоящая инструкция разработана
на основе РД 10-93-95 «Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по
безопасной эксплуатации башенных кранов», Правил безопасности опасных
производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, и
предназначена для машинистов башенных кранов.
Внутренний документ на предприятии, который помогает распределять обязанности и устанавливать трудовые функции, ориентируясь на специфику фирму, является должностной инструкцией. Каждый вновь прибывший сотрудник должен ознакомиться не только с внутренним распорядком, но и с инструкцией по своей должности. Исключением не является и должность машиниста крана, рассмотрим:
Общие положения инструкции
Должностная инструкция разбита на разделы, одним из которых является «Общие положения». В нем зафиксированы нормы, которым должен соответствовать работник, определены основания оформления и увольнения, прописаны условия замещения и выделен основной круг знаний, без которых крановщик не сможет выполнять свою работу.
Данный пункт должностной инструкции содержит следующую информацию:
Крановщик должен знать:
Общие требования
1.1. Для управления кранами и их
обслуживания распорядительным актом руководителя предприятия назначаются
обученные и аттестованные крановщики не моложе 18 лет, имеющие соответствующую
квалификацию, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний к
работе.
1.2. Крановщики башенных кранов должны
иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже II.
1.3. Во время работы крановщики должны
иметь при себе удостоверение.
1.4. Перед допуском к самостоятельной
работе крановщик должен пройти стажировку на кране, на котором он будет
работать.
1.5. Повторная проверка знаний
крановщиков должна проводиться:
— периодически (не реже одного раза в 12
мес.);
— при переходе на работу на другое
предприятие;
— по требованию инспектора Ростехнадзора
или специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при
эксплуатации ПС.
1.6. Повторная проверка знаний проводится
комиссией предприятия в объеме производственной инструкции для крановщиков.
1.7. Крановщики, прошедшие обучение и
имеющие удостоверение на право управления стреловыми кранами, должны знать:
— производственную инструкцию,
руководство по эксплуатации крана, а также параметры и техническую
характеристику крана (грузоподъемность крана указана в паспорте и руководстве
по эксплуатации и подразделяется на полезную, нетто, миди и брутто);
— устройство крана, устройство и
назначение его механизмов и приборов безопасности;
— требования Правил устройства
электроустановок и Правил технической эксплуатации электроустановок, касающиеся
профессии крановщика;
— сроки и результаты проведенных
технических освидетельствований и технических обслуживаний крана (TO-1, TO-2,
TO-3, СО);
— сроки и результаты проведенных
слесарями и электромонтерами профилактических периодических осмотров крана и
его основных механизмов и узлов по записям в журнале периодических осмотров;
— факторы, влияющие на устойчивость
крана, и причины потери устойчивости;
— ассортимент и назначение смазочных
материалов, применяемых для смазки трущихся частей крана;
— установленный на предприятии порядок
обмена сигналами со стропальщиком (приложение 1);
— безопасные способы строповки и зацепки
грузов;
— правила безопасного перемещения грузов
кранами;
— требования, предъявляемые к крановым
путям и их содержанию;
— требования, предъявляемые к канатам,
съемным грузозахватным приспособлениям и таре;
— проект производства
строительно-монтажных работ и технологическую карту складирования грузов;
— приемы освобождения от действия
электрического тока лиц, попавших под напряжение, и способы оказания им первой
помощи.
1.8. Крановщик должен владеть навыками по
управлению краном и его обслуживанию.
1.9. По части содержания кранов в
исправном состоянии крановщик должен выполнять указания специалиста,
ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии, а по части
производства работ — специалиста, ответственного за безопасное производство
работ с применением ПС.
Чем занимается крановщик
Профессия крановщик предъявляет к работнику наличие опыта и повышенной классификации. Основная цель – организация управления краном, чтобы перенести трудно подъемный груз, а также организация монтажных и погрузочных работ.
Помимо управления краном и организации рабочего процесса, крановщик должен знать и соблюдать технику безопасности. Как правило, эксплуатация крана происходит на стройке, которая является травмоопасной зоной. Поэтому соблюдение всех внутренних норм поведения, следование нормам безопасности является залогом предотвращения несчастных случаев на стройке.
Также кран относится к дорогостоящему оборудованию, поэтому крановщик должен уметь им управлять, устранять мелкие поломки, перед эксплуатацией проверить техническое состояние.
В зависимости от типа крана у крановщика круг обязанностей и специализация будут отличаться. Например, башенный кран применяется на стройке, автомобильный более распространен на производстве и при работе с некрупными материалами, мостовой – для погрузки автомобильной и железнодорожной техники, портовой – при работе в портах.
Должностная инструкция крановщика на предприятии призвана:
Обслуживание крана и уход за ним
6.1. При обслуживании крана
крановщик должен выполнять требования, изложенные в руководстве по эксплуатации
крана.
6.2. Крановщик обязан:
— содержать механизмы и
оборудование крана в чистоте и исправности;
— своевременно производить
смазку всех механизмов крана и канатов;
— хранить смазочный и
обтирочный материал в закрытой металлической таре, удалять с крана
использованный обтирочный материал;
— не оставлять на кране
инструменты, спецодежду и другие предметы;
— содержать кабину крана
(рабочее место) в чистоте.
6.3. Если при обслуживании
крана выявлены неисправности, крановщик должен подать заявку на их устранение специалисту,
ответственному за содержание ПС в работоспособном состоянии.
6.4. При проведении
обслуживания кран должен быть обесточен, рубильник выключен и заперт на замок.
Обязанности крановщика в аварийных ситуациях
4.1. При потере устойчивости
крана (из-за неисправности кранового пути, поломки осей колес и других
элементов крана, перегрузки и т.п.) крановщик должен немедленно прекратить
подъем, подать предупредительный сигнал, опустить груз на землю, площадку или
перекрытие и установить причину аварийной ситуации.
4.2. Если все элементы крана
(металлоконструкции и др.) оказались под напряжением, крановщик должен
предупредить работающих об опасности, самому принять меры личной безопасности
от поражения электрическим током и через других работающих сообщить о
случившемся лицу, ответственному за безопасное производство работ с применением
ПС, для принятия мер по отключению крана от питающей сети.
4.3. При возникновении на
кране пожара крановщик обязан немедленно прекратить работу, отключить рубильник
питающей сети, вызвать пожарную охрану по телефону 101 или 112 и приступить к
тушению пожара, пользуясь имеющимися на кране средствами пожаротушения.
4.4. При возникновении стихийных
природных явлений (ураган, землетрясение и т.п.) крановщик должен прекратить
работу, опустить груз на землю, площадку или перекрытие, покинуть кран и уйти в
безопасное место.
4.5. При угоне крана ветром
крановщик должен принять меры к его остановке в соответствии с руководством по
эксплуатации крана (применение противовключения и др.), отключить
электропитание, покинуть кран и закрепить его всеми имеющимися противоугонными
устройствами, в том числе используя специальные башмаки.
4.6. При возникновении других
аварийных ситуаций крановщик должен выполнить требования безопасности,
изложенные в руководстве по эксплуатации крана.
4.7. Если во время работы
крана имели место авария или несчастный случай, то крановщик должен немедленно
поставить в известность об этом специалиста, ответственного за безопасное
производство работ с применением ПС, и обеспечить сохранность обстановки аварии
или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья
людей.
4.8. Обо всех аварийных
ситуациях крановщик обязан сделать запись в вахтенном журнале и поставить в
известность специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном
состоянии.
Преимущества и недостатки профессии
Профессия крановщика требует ответственного подхода к работе, умения применять большое количество знаний. Данная должность достаточно высоко оплачивается и является востребованной на рынке труда. Без крановщика ни одно предприятие в сфере строительства и производства не сможет обойтись.
Особенностью данной профессии в строительстве является потребность в командировках и выезд на различные объекты. При долгосрочных командировках предлагается обеспечение жильем, такая работа является более оплачиваемой.
К недостаткам данной профессии можно отнести отсутствие карьерного роста и ограниченность в выборе объектов. Данная профессия предполагает большую ответственность, сложные условия труда, большую загруженность, что для многих является недостатками в данной сфере.
Об авторе
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
5.1. По окончании работы
крановщик обязан:
— опустить груз (грейфер) на
землю и поднять крюк, освобожденный от стропов, в верхнее положение;
— установить стрелу в
положение, указанное в руководстве по эксплуатации крана;
— поставить кран в
предназначенное для стоянки место. При нахождении нескольких башенных кранов на
стоянках в нерабочее время необходимо, чтобы стрела любого крана при повороте
не могла задеть за башню или стрелу, противовес или канаты других кранов, при
этом расстояние между кранами или их частями должно быть не менее: по
горизонтали — 2 м, по вертикали — 1 м. Крюковая обойма должна находиться в
верхнем положении, грузовая тележка — на минимальном вылете, а сам кран
установлен на все противоугонные захваты.;
— выключить рубильник в
кабине;
— закрыть окна в кабине и
запереть дверь на замок;
— выключить рубильник на
подключательном пункте и запереть последний на замок;
— укрепить кран всеми
противоугонными захватами;
— занести в вахтенный журнал
сведения о выявленных дефектах и неисправностях узлов и элементов крана и
сообщить об этом специалисту, ответственному за содержание ПС в работоспособном
состоянии.
5.2. При работе крана в
несколько смен крановщик, сдающий смену, должен сообщить сменщику обо всех
неполадках в работе крана и сдать смену, сделав в вахтенном журнале
соответствующую запись.
Ответственность
Крановщик башенного крана
несет ответственность за нарушение требований производственной инструкции и
руководства по эксплуатации крана в установленном законодательством порядке.
Поделиться ссылкой
Настоящая отраслевая типовая инструкция разработана с учетом требований законодательных актов об охране труда, СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», РД 10-9-95 «Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации башенных кранов», ПОТ РМ-016-2001 «Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок» и других нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и предназначена для машинистов башенных кранов (далее — машинистов) при управлении, обслуживании и профилактическом ремонте указанных кранов согласно их профессии и квалификации.
Общие требования безопасности
5.19.1 Работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие II группу по электробезопасности и профессиональные навыки, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:
обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
5.19.2 Допуск к работе машинистов и их помощников должен оформляться приказом владельца крана. Перед назначением на должность машинисты должны быть обучены по соответствующим программам и аттестованы в порядке, установленном правилами Госгортехнадзора России. При переводе машиниста с одного крана на другой такой же конструкции, но другой модели администрация организации обязана ознакомить его с особенностями устройства и обслуживания крана и обеспечить стажировку.
5.19.3 Машинисты обязаны соблюдать требования настоящей инструкции, а также требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации управляемых ими кранов для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:
шум;
вибрация;
повышенное содержание в воздухе рабочей зоны пыли и вредных веществ;
нахождение рабочего места на значительной высоте;
повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
движущиеся машины, механизмы и их части;
опрокидывание машин, падение их частей.
5.19.4 Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий машинисты обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно комбинезон хлопчатобумажный, сапоги резиновые, рукавицы комбинированные, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода.
При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски. При обслуживании электроустановок машинист обязан использовать диэлектрические перчатки.
5.19.5 Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.
Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.
5.19.6 В процессе повседневной деятельности машинисты должны:
применять в процессе работы грузоподъемный кран по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
поддерживать машину в технически исправном состоянии, не допуская работу с неисправностями, при которых эксплуатация запрещена;
быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.
5.19.7 Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).
Требования безопасности перед началом работы
5.19.8 Перед началом работы машинисты обязаны:
надеть спецодежду, спецобувь установленного образца;
предъявить руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ и получить задание с учетом обеспечения безопасности труда исходя из специфики выполняемой работы.
5.19.9 После получения задания на выполнение работы машинисты обязаны:
а) проверить исправность конструкций и механизмов крана, в том числе:
осмотреть механизмы крана, их крепление и тормоза, а также ходовую часть и противоугонные устройства;
проверить наличие и исправность ограждений механизмов и электрооборудования;
проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;
осмотреть в доступных местах металлоконструкции крана (башню, стрелу, портал) и соединения отдельных секций башни, стрелы и элементов ее подвески;
осмотреть крюк и его крепление в обойме и замыкающее устройство;
проверить исправность противовеса и надежность крепления его элементов;
проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности на кране (концевых выключателей, указателя грузоподъемности в зависимости от вылета, анемометра, ограничителя грузоподъемности и др.);
проверить исправность освещения крана и рабочей зоны;
осмотреть крановые пути и тупиковые упоры;
осмотреть гибкий токопроводящий кабель, а также заземляющие проводники;
проверить наличие проходов шириной не менее 700 мм между краном и строящимся зданием или другими сооружениями и предметами на всем пути передвижения крана.
б) совместно со стропальщиком проверить соответствие съемных грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправность и наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера;
в) осмотреть место установки и зону работы крана и убедиться, что грузоподъемность крана и вылет стрелы соответствуют характеру выполняемой работы, а в зоне работы крана отсутствуют места временного или постоянного нахождения людей.
После осмотра крана машинист обязан проверить вхолостую все механизмы крана, работу тормозов, приборов безопасности, радиопереговорной связи.
5.19.10 Машинисты обязаны не приступать к работе в случае наличия следующих нарушений требований безопасности:
а) при неисправностях или дефектах, указанных в инструкциях заводов-изготовителей, при которых не допускается их эксплуатация;
б) дефектах грузозахватных приспособлений или несоответствии их характеру выполняемых работ;
в) несоответствии характеристик крана по грузоподъемности и вылету стрелы условиям работ;
г) наличии людей, машин или оборудования в зоне работ.
Обнаруженные нарушения требований безопасности труда должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это машинисты обязаны незамедлительно сообщить о них лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, а также лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию крана.
Требования безопасности во время работы
5.19.11 Машинист во время управления краном не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку, смазку и ремонт механизмов.
Входить на кран и сходить с него во время работы механизмов передвижения, поворота или подъема не разрешается.
5.19.12 При обслуживании крана двумя лицами — машинистом и его помощником или при наличии на кране стажера ни один из них не должен отходить от крана даже на короткое время, не предупредив об этом остающегося на кране.
При необходимости ухода с крана машинист обязан остановить двигатель. При отсутствии машиниста его помощнику или стажеру управлять краном не разрешается.
5.19.13 Перед включением механизмов перемещения груза машинист обязан убедиться, что в зоне перемещения груза нет посторонних лиц, и дать предупредительный звуковой сигнал.
5.19.14 Машинисту не разрешается производить совмещение работы отдельных механизмов перемещения груза, если это не допускается руководством по эксплуатации крана завода-изготовителя, а также изменение вылета стрелы во время строповки груза или его расстроповки.
5.19.15 Включение и остановку механизмов крана следует производить плавно без рывков. Быстрое опускание груза, а также его спуск путем принудительного растормаживания запрещаются, за исключением случая несанкционированного отключения питания и нахождения груза в поднятом положении.
5.19.16 Машинист не должен производить перевод работы механизмов с прямого хода на обратный до полной их остановки, за исключением случаев, когда необходимо предотвратить аварию или несчастный случай.
5.19.17 Работу механизмов крана вблизи конечных выключателей необходимо осуществлять на минимальной скорости.
Использование конечных выключателей в качестве средств для отключения механизмов не разрешается.
5.19.18 Во время подъема стрелы машинист должен следить, чтобы она не поднялась выше положения, соответствующего наименьшему рабочему вылету.
5.19.19 Машинист должен перемещать груз только при отсутствии людей в зоне его возможного падения.
Запрещаются подъем и перемещение груза над жилыми, служебными, производственными зданиями и сооружениями, транспортными магистралями, пешеходными тротуарами и другими местами временного или постоянного нахождения людей.
При наличии в зоне работы крана указанных мест кран должен быть оборудован средствами ограничения зоны работы, которые должны принудительно воспрепятствовать возникновению опасных зон в местах нахождения людей.
5.19.20 При работе на строительной площадке нескольких башенных кранов с пересекающимися зонами работ должны быть разработаны специальные мероприятия, обеспечивающие безопасность их работы.
Машинист обязан осуществлять работу с выполнением указанных мероприятий.
5.19.21 При подъеме и перемещении груза машинисты обязаны выполнять следующие требования безопасности:
а) выполнять работу по сигналу стропальщика. Обмен сигналами между стропальщиком и крановщиком должен производиться по установленному в организации порядку. Сигнал «Стоп» машинист обязан выполнять независимо от того, кто его подал;
б) перед подъемом груза следует предупреждать звуковым сигналом стропальщика и всех находящихся около крана лиц о необходимости уйти из зоны перемещения груза. Подъем груза можно производить после того как люди покинут указанную зону. Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз находится на высоте не более 1 м от уровня площадки;
в) определять грузоподъемность крана с учетом вылета стрелы по указателю грузоподъемности;
г) производить погрузку и разгрузку автомашин, железнодорожных полувагонов и платформ только при отсутствии людей на транспортных средствах;
д) установка крюка подъемного механизма над грузом должна исключать косое натяжение грузового каната;
е) производить фиксацию груза при его подъеме на высоте 200—300 мм для того, чтобы убедиться в правильности его строповки, устойчивости крана и исправности действия тормозов, после чего груз можно поднимать на нужную высоту;
ж) при подъеме груза выдерживать расстояние между обоймой крюка и оголовком стрелы не менее 0,5 м;
з) при горизонтальном перемещении груза предварительно поднимать его на высоту не менее 0,5 м над встречающимися на пути предметами;
и) при подъеме стрелы необходимо следить, чтобы она не поднималась выше положения, соответствующего наименьшему рабочему вылету;
к) перед подъемом или опусканием груза, находящегося вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, автомашины, необходимо предварительно убедиться в отсутствии стропальщика и других людей между поднимаемым грузом и указанным препятствием, а также в возможности свободного прохождения стрелы крана и груза вблизи этих препятствий;
л) подъем кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить только при разгрузке транспортных средств на место складирования;
м) перед подъемом груза из колодца, траншеи, котлована или перед опусканием туда груза следует путем опускания свободного (ненагруженного) крюка убедиться в том, что при низшем положении на барабане остается не менее полутора витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством;
н) строповка груза должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза с учетом числа ветвей и угла их наклона;
о) опускать перемещаемый груз следует на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены подкладки соответствующей прочности. Укладку и разборку грузов следует производить равномерно, не нарушая установленные для складирования грузов габариты и не загромождая проходы.
5.19.22 Машинисту запрещается включать механизмы крана, когда на поворотной его части или у механизмов находятся люди, кроме случаев осмотра крана лицом, осуществляющим его техническое обслуживание; в этом случае машинист может включать механизмы крана только по сигналу этого лица.
5.19.23 При подъеме и перемещении грузов машинистам запрещается:
а) производить работу при осуществлении строповки случайными лицами, не имеющими удостоверения стропальщика, а также применять грузозахватные приспособления, не имеющие бирок и клейм. В этих случаях машинист должен прекратить работу и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами;
б) поднимать или кантовать груз, масса которого превышает грузоподъемность крана для данного вылета стрелы. Если машинист не знает массы груза, то он должен получить в письменном виде сведения о фактической массе груза у лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;
в) опускать стрелу с грузом до вылета, при котором грузоподъемность крана становится меньше массы поднимаемого груза;
г) производить резкое торможение при повороте стрелы с грузом;
д) подтаскивать груз по земле, рельсам и лагам крюком крана при наклонном положении канатов, а также передвигать железнодорожные вагоны, платформы, вагонетки или тележки при помощи крюка;
е) отрывать крюком груз, засыпанный или примерзший к земле, заложенный другими грузами, закрепленный болтами или залитый бетоном, а также раскачивать груз в целях его отрыва;
ж) освобождать краном защемленные грузом съемные грузозахватные приспособления;
з) поднимать железобетонные изделия с поврежденными петлями, груз, неправильно обвязанный или находящийся в неустойчивом положении, а также в таре, заполненной выше бортов;
и) опускать груз на электрические кабели и трубопроводы, а также ближе 1 м от края откоса или траншей;
к) поднимать груз с находящимися на нем людьми, а также неуравновешенный и выравниваемый массой людей или поддерживаемый руками;
л) передавать управление краном лицу, не имеющему на это соответствующего удостоверения, а также оставлять без контроля учеников или стажеров при их работе;
м) осуществлять погрузку или разгрузку автомашин при нахождении шофера или других лиц в кабине;
о) поднимать баллоны со сжатым или сжиженным газом, не уложенные в специально предназначенные для этого контейнеры;
п) проводить регулировку тормоза механизма подъема при поднятом грузе;
р) выводить из действия приборы, ограничивающие зону работы или грузоподъемность крана, а также производить работы при их неисправности.
5.19.24 При техническом обслуживании крана машинист обязан принять меры, исключающие случайную подачу напряжения. Рубильник на портале башенного крана в отключенном состоянии должен быть заперт на замок на все время обслуживания. При осмотре гибкого кабеля должен быть отключен рубильник на вводе и вывешен плакат «Не включать — работают люди!».
5.19.25 При осуществлении технического обслуживания крана машинисты обязаны:
а) содержать механизмы и металлоконструкции крана в чистоте и исправном состоянии;
б) своевременно смазывать все механизмы крана и канаты согласно указаниям инструкции по эксплуатации;
в) хранить смазочные и обтирочные материалы в закрытой металлической таре, удалять с крана используемый обтирочный материал;
г) следить, чтобы на кране не было незакрепленных предметов;
д) не оставлять на площадках и механизмах крана инструмента, деталей и других предметов.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
5.19.26 Машинист обязан прекратить эксплуатацию крана и сообщить лицу, ответственному за безопасное производство работ, о возникших ситуациях в следующих случаях:
а) при поломке механизмов или металлоконструкций крана;
б) при нахождении под электрическим напряжением корпуса электродвигателя, контроллера, крюка или металлоконструкций крана;
в) при закручивании канатов грузового полиспаста;
г) при неисправности рельсового пути;
д) при изменении погоды, приводящей к резкому ухудшению видимости;
е) сильном ветре, скорость которого превышает максимально допустимую, указанную в паспорте крана, когда машинист должен принять меры против угона крана ветром;
ж) при частом срабатывании электрической, тепловой или иной защиты.
5.19.27 При внезапном прекращении подачи электроэнергии или остановке крана из-за неисправности машинист обязан поставить рукоятки контроллеров в нулевое положение и выключить рубильник в кабине. Если груз в это время находится в поднятом положении, машинист обязан вызвать лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, и в его присутствии опустить груз расторможением.
5.19.28 При возникновении на кране пожара машинисту необходимо обесточить его и приступить к тушению пожара собственными силами, одновременно сообщив через стропальщика об этом руководителю работ, который при необходимости осуществит вызов пожарной охраны.
Требования безопасности по окончании работы
5.19.29 По окончании работы машинист обязан:
а) опустить груз на землю и поднять крюк в верхнее положение;
б) установить стрелу в положение, определяемое инструкцией завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации крана;
в) отвести кран в предназначенное для стоянки место;
г) выключить рубильник в кабине;
д) закрыть окна в кабине и запереть дверь на замок;
е) выключить рубильник на распределительном щите и запереть щит на замок;
ж) закрепить кран противоугонными захватами;
з) сообщить сменщику, а также, лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, обо всех неполадках, возникших во время работы крана, и сделать в вахтенном журнале соответствующую запись.
Обязанности и задачи
В данном пункте сформулирована основная цель, а также выделены трудовые обязательства, разграничена ответственность. Перечисление видов работ помогает крановщику сориентироваться в должности. В зависимости от направленности предприятия обязанности и задачи крановщика могут отличаться, также значительные изменения могут быть в зависимости от вида крана и от разряда работника.
Главная задача крановщика – управление краном, обеспечение его технического обслуживания, знать особенности в работе с различными грузами.
К обязанностям работника относят:
Обязанности крановщика во время работы
3.1. При работе башенного крана крановщик
должен руководствоваться требованиями и указаниями, изложенными в руководстве
по эксплуатации крана, производственной инструкцией, а также проектом
производства работ и технологическими картами.
3.2. Во время работы механизмов крана
крановщик не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также
производить чистку, смазку и ремонт механизмов.
3.3. Крановщик не должен допускать
посторонних лиц на кран, а также передавать кому бы то ни было управление
краном без разрешения специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном
состоянии.
3.4. При наличии на кране стажера ни
крановщик, ни стажер не должны выходить из кабины даже на короткое время, не предупредив
об этом остающегося на кране; в случае ухода крановщика управлять краном
стажеру не разрешается.
3.5. Подниматься на кран и сходить с него
во время работы механизмов передвижения, поворота и подъема не разрешается.
3.6. При внезапном прекращении
электропитания крана или при остановке крана по другим причинам крановщик
должен поставить штурвалы или рукоятки контроллеров в нулевое положение и
выключить рубильник в кабине. Если в этом случае груз остался в поднятом
положении, крановщик обязан через стропальщика или других рабочих вызвать специалиста,
ответственного за безопасное производство работ с применением ПС, и в его
присутствии опустить груз путем ручного растормаживания. При этом до прихода
указанного ответственного лица крановщик не должен допускать нахождения людей
под поднятым грузом.
3.7. Если в работе механизмов был перерыв
(остановка), то перед их включением крановщик должен подать предупредительный
звуковой сигнал.
3.8. Прежде чем осуществлять какое-либо
движение краном, крановщик обязан убедиться в том, что стажер находится в
безопасном месте, а в зоне работы крана нет посторонних людей.
3.9. Крановщику не разрешается
производить изменение вылета во время строповки (зацепки) груза и при его
освобождении.
3.10. Крановщик может производить
совмещение движений (операций) краном только в соответствии с указаниями,
содержащимися в руководстве по эксплуатации крана; при этом не допускается
одновременное включение механизмов.
3.11. Включение и остановку механизмов
крана крановщик должен производить плавно, без рывков.
3.12. Крановщик не должен производить
перевод с прямого хода на обратный до полной остановки механизмов, за
исключением тех случаев, когда необходимо предотвратить аварию или несчастный
случай.
3.13. Подход крана к концевым
выключателям или отключающим их устройствам должен осуществляться только на
пониженной скорости. Использование концевых выключателей в качестве рабочих
органов отключения механизмов не разрешается.
3.14. Крановщику запрещается выводить из
действия приборы безопасности (заклинивать контакторы, отключать ограничители
высоты подъема и грузоподъемности, электрическую защиту и т.п.), а также
производить работу краном при их неисправности.
3.15. Во время подъема стрелы крановщик
должен следить, чтобы она не поднялась выше положения, соответствующего
наименьшему рабочему вылету.
3.16. Перемещение грузов при выполнении
строительно-монтажных работ, погрузочно-разгрузочных работ над перекрытиями,
под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, где
могут находиться люди, не допускается.
3.17. Не разрешается производить подъем,
опускание и перемещение груза при нахождении людей под грузом
3.18. Совместная работа по перемещению
груза двумя или несколькими кранами может быть допущена лишь в отдельных
случаях и должна осуществляться в соответствии с проектом производства работ
или технологической картой, в которых должны быть приведены схемы строповки и
перемещения груза с указанием последовательности выполнения операций, положения
грузовых канатов, а также другие указания по безопасному перемещению груза.
3.19. При перемещении грузов крановщик
должен руководствоваться следующими правилами:
— работать краном следует только по
сигналу стропальщика. Обмен сигналами между стропальщиком и крановщиком должен
производиться по установленному на предприятии (в организации) порядку. Сигнал
«Стоп» крановщик обязан выполнять независимо от того, кто его подает;
— необходимо определять по указателю
грузоподъемность крана для каждого вылета;
— не перемещать груз при нахождении под
ним людей. Допускается нахождение стропальщика возле груза во время его подъема
или опускания, если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки;
— в местах постоянной погрузки и
разгрузки автомашин и полувагонов должны быть установлены стационарные эстакады
или навесные площадки для стропальщиков. Нахождение людей в полувагонах при
подъеме и опускании грузов не допускается;
— начинать подъем груза, предварительно
подняв на высоту не более 200 — 300 мм, с последующей остановкой для проверки
правильности строповки и надежности действия тормоза;
— при подъеме груза расстояние между
обоймой крюка и блоками на стреле должно быть не более 500 мм;
— выполнять горизонтальное перемещение от
крайней нижней точки груза (а также порожнего грузозахватного органа или
грузозахватного приспособления и элементов стрелы крана) на 500 мм выше
встречающихся на пути предметов;
— погрузку и разгрузку полувагонов,
платформ, автомашин и других транспортных средств выполнять без нарушения их
равновесия;
— перемещать мелкоштучные грузы только в
специальной предназначенной для этого таре, чтобы исключить возможность
выпадения отдельных частей груза. Перемещение кирпича на поддонах без
ограждения разрешается производить только при разгрузке (погрузке) транспортных
средств на землю (и с земли);
— не начинать подъем груза, масса
которого неизвестна;
— при подъеме груза, установленного
вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, станка или другого
оборудования, не допускается нахождение людей (в том числе стропальщика) между
поднимаемым грузом и указанными частями здания или оборудованием;
— перед подъемом груза из колодца,
канавы, траншеи, котлована и т.п. и перед опусканием груза в них следует
предварительно убедиться путем опускания свободного (ненагруженного) крюка и
осмотра грузовой лебедки в том, что при его низшем положении на барабане
остаются навитыми не менее полутора витков каната, не считая витков,
находящихся под зажимным устройством;
— необходимо внимательно следить за
канатами и в случае спадания их с барабанов или блоков, образования петель или
при обнаружении повреждений каната временно прекратить работу крана;
— при одновременном действии нескольких
башенных кранов на одном крановом пути во избежание их столкновения крановщики
должны соблюдать меры безопасности, изложенные в проекте производства работ или
технологической карте;
— при наличии у крана двух механизмов
подъема одновременная их работа не разрешается. Крюк неработающего механизма
должен быть всегда поднят в наивысшее положение;
— строповка грузов должна производиться в
соответствии со схемой строповки. Для строповки должны применяться стропы,
соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и
угла их наклона; стропы общего назначения подбираются так, чтобы угол между их
ветвями не превышал 90°;
— перемещение грузов грейфером может
производиться только при выполнении требований, изложенных в руководстве по
эксплуатации крана. Не допускается нахождение людей и проведение каких-либо
работ в зоне перемещения грузов кранами, оснащенными грейфером или
электромагнитом. Места производства работ кранов, оснащенных грейфером или
электромагнитом, должны быть ограждены и обозначены предупредительными знаками;
— при работе крана с крюком или подъемным
электромагнитом опускание груза, электромагнита или стрелы необходимо
производить только двигателем;
— опускать перемещаемый груз лишь на
предназначенное для этого место, где исключается возможность падения,
опрокидывания или сползания опущенного груза. Для легкого извлечения стропов
из-под груза его опускание и складирование должны осуществляться на подкладки
соответствующей прочности и толщины. Укладку и последующую разборку груза
следует выполнять равномерно, не нарушая габариты, установленные для
складирования груза, и не загромождая проходы;
— кантовать грузы разрешается только на
кантовальных площадках, снабженных амортизирующей поверхностью, или на весу по
заранее разработанному ППР.
3.20. Крановщику запрещается включать
механизмы крана, когда на поворотной части его или у механизмов находятся люди
(за исключением случаев осмотра крана лицом, ведущим регулярное наблюдение за
ним; при таком осмотре крановщик может включать механизмы только по сигналу
лица, производящего осмотр).
3.21. При производстве работ крановщику
запрещается:
— производить погрузку и разгрузку грузов
краном при отсутствии схем их правильной обвязки и зацепки;
— поднимать или кантовать груз, масса
которого превышает грузоподъемность крана для данного вылета;
— подтаскивать груз по земле, полу или
рельсам крюками ПС при наклонном положении грузовых канатов (без применения
направляющих блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузовых канатов);
— поднимать груз, засыпанный землей или
примерзший к земле, заложенный другими грузами, укрепленный болтами или залитый
бетоном;
— освобождать с применением крана
защемленных грузом стропов, канатов или цепей;
— поднимать железобетонные и бетонные
изделия, не имеющие маркировки массы;
— поднимать железобетонные изделия с
поврежденными петлями, неправильно застропованный или находящийся в
неустойчивом положении груз, а также груз в таре, заполненной выше бортов;
— поднимать кирпич, плитку и другие
материалы, уложенные на поддонах без ограждения; это разрешается только при
погрузке и разгрузке (на землю) автомашин, их прицепов, железнодорожных
полувагонов и платформ;
— подавать груз в оконные проемы, на
балконы и лоджии без специальных приемных площадок или специальных
приспособлений;
— опускать груз на автомашину, а также
поднимать груз при нахождении людей в кузове или кабине автомашины;
— укладывать груз на электрические кабели
и трубопроводы, а также на краю откоса или траншеи;
— укладывать груз на леса или перекрытия
без письменного разрешения лица, ответственного за безопасное производство
работ кранами;
— использовать тару для транспортировки
людей;
— производить монтаж, демонтаж или ремонт
кранового пути при помощи крана, на котором он установлен;
— передавать управление краном лицам, не
имеющим прав на управление краном, и крановщикам, не назначенным приказом по
предприятию, а также допускать к самостоятельному управлению краном учеников и
стажеров без своего наблюдения за ними;
— производить регулировку тормоза
механизма подъема при поднятом грузе;
— опускать стрелу с грузом до вылета, на
котором грузоподъемность крана будет меньше массы поднимаемого груза;
— поднимать баллоны со сжатыми и
сжиженными газами, не уложенные в специальные контейнеры;
— оставлять на площадках и механизмах
крана инструменты, детали, посторонние предметы;
— использовать ограничители механизмов в
качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов, если это не
предусмотрено руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС;
— работать при отключенных или
неработоспособных ограничителях, регистраторах, указателях, тормозах и т.п.
3.22. Крановщик обязан опустить груз,
прекратить работу крана и сообщить об этом специалисту, ответственному за
безопасное производство работ с применением ПС, в случае возникновения
неисправностей, а также:
— поломке механизмов или
металлоконструкций крана;
— появлении напряжения на корпусе
электродвигателя, контроллера, кожухе аппаратов, крюке или металлических
конструкциях крана;
— закручивании канатов грузового
полиспаста;
— возможном касании противовесом при
повороте крана выступающих частей здания, лесов или других сооружений;
— обнаружении неисправности кранового
пути;
— недостаточном освещении места работы
крана, сильном снегопаде, дожде или тумане, а также при плохой видимости
сигналов стропальщика или перемещаемого груза;
— понижении температуры воздуха ниже
допустимой, указанной в паспорте крана;
— приближении грозы, сильного ветра,
скорость которого превышает допустимую, указанную в паспорте крана (при этом
следует также принять меры против угона крана ветром);
— ложном срабатывании электрической,
тепловой или другой защиты крана, а также приборов безопасности.
3.23. При возведении зданий и сооружений
высотой более 36 м должна применяться двухсторонняя радио- или телефонная связь.
Ответственность и права
Как и в любой должности у крановщика также есть права, соблюдение которых он имеет требовать и ответственность, которая может наступить в тех или иных обстоятельствах.
Например, к правам крановщика относят:
Ответственность работника включает следующие пункты:
Требования к специалисту
Помимо умений и знаний, перечисленных в должностной инструкции крановщик должен знать основы и общее представление в следующих областях:
К личным качествам при подборе кандидатов на должность крановщика особо требований не предъявлено, но сотрудник должен быть внимательным и ответственным, без этих качеств трудоустроиться будет сложно. Также качества личного характера, на которые стоит обратить внимание:
Чтобы крановщик приступил к работе у него обязательно должно быть специальное удостоверение крановщика.