ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПЕДАГОГА ПСИХОЛОГА В ДЕТСКОМ САДУ РБ

Документ составлен с учетом нормативных правовых актов, действующих на 2023 год:

– Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (ФАОП ДО), утвержденная Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 1022 от 24 ноября 2022 г.

– ФГОС дошкольного образования, утвержденные Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155.

1. Общие положения

1.1. На должность педагога-психолога ДОУ может быть принято лицо, которое соответствует требованиям профессионального стандарта «01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденным приказом Минтруда и соцзащиты РФ N 514н от 24 июля 2015 г.

1.2. На должность педагога-психолога назначаются лица, имеющее высшее образование по профильным направлениям без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Особыми условиями допуска к работе являются:

1.4. Педагог-психолог относится к категории специалистов, назначается и освобождается от должности заведующим ДОУ в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

1.5. Педагог-психолог непосредственно подчиняется заведующему дошкольным образовательным учреждением.

1.6. Педагог-психолог ДОУ должен знать:

1.7. Педагог-психолог ДОУ должен уметь:

1.8. Педагог-психолог должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать требования антитеррористической защищенности, пути эвакуации, при угрозе совершения или совершении террористического акта, иной кризисной ситуации, выполнять нормы антикризисного плана действий в чрезвычайной ситуации, распоряжения заведующего и ответственных за пожарную безопасность, антитеррористическую защищенность.

2. Должностные обязанности

Педагог-психолог выполняет следующие обязанности:

2.1. В рамках трудовой функции психолого-педагогического и методического сопровождения реализации основных и дополнительных образовательных программ:

2.1.1. формирует и реализовывает планы развивающей работы с воспитанниками с учетом их индивидуально-психологических особенностей;

2.1.2. разрабатывает программы развития, программы воспитания и социализации воспитанников, коррекционные программы с учетом требований ФОП ДО, ФОАП ДО, санитарных правил и гигиенических нормативов;

2.1.3. разрабатывает психологические рекомендации по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных воспитанников;

2.1.4. занимается оформлением и ведением документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

2.2. В рамках трудовой функции психологической оценки комфортности и безопасности образовательной среды:

2.2.1. проводит психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности с учетом развития детей;

2.2.2. проводит психологическую экспертизу программ развития ДОУ с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды и воспитательного процесса;

2.2.3. консультирует педагогов и воспитателей ДОУ при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей воспитанников;

2.2.4. оказывает психологическую поддержку педагогам и воспитателям в проектной деятельности по совершенствованию воспитательного и образовательного процесса.

2.3. В рамках трудовой функции психологического консультирования субъектов образовательного процесса:

2.3.1. осуществляет консультирование администрации, педагогов, воспитателей и других работников ДОУ по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам;

2.3.2. проводит консультирование педагогов и воспитателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника;

2.3.3. консультирует родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с детьми, их развития и другим вопросам;

2.3.4. осуществляет консультирование администрации ДОУ, педагогов, воспитателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития детей.

2.4. В рамках трудовой функции коррекционно-развивающей работы с детьми, в том числе работы по восстановлению и реабилитации:

2.4.1. разрабатывает и реализовывает планы проведения коррекционно- развивающих занятий для детей, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении;

2.4.2. формирует готовность к усвоению воспитанниками социокультурных и духовно-нравственных ценностей, проводит патриотическое воспитание;

2.4.3. занимается организацией и совместным осуществлением педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей недостатков, нарушений социализации и адаптации;

2.4.4. осуществляет формирование и реализацию планов по созданию образовательной и воспитательной среды для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных воспитанников;

2.4.5. занимается проектированием в сотрудничестве с воспитателями и педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для воспитанников.

2.5. В рамках трудовой функции психологической диагностики детей:

2.5.1. проводит психологическую диагностику с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы;

2.5.2. проводит скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, осуществляет определение лиц, нуждающихся в психологической помощи;

2.5.3. составляет психолого-педагогические заключения по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, воспитателей, администрации ДОУ и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития детей;

2.5.4. определяет степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей, участвует в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов;

2.5.5. изучает интересы, склонности, способности детей, предпосылки одаренности.

2.6. В рамках трудовой функции психологической профилактики, направленной на сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников в процессе обучения и воспитания:

2.6.1. выявляет условия, неблагоприятно влияющие на развитие воспитанников;

2.6.2. планирует и реализует совместно с воспитателями превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения воспитанников;

2.6.3. разъясняет коллективу ДОУ необходимость применения сберегающих здоровье технологий, оценивает результаты их применения;

2.6.4. разрабатывает рекомендации для педагогов и воспитателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных воспитанников с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении.

2.7. Участвует в заседаниях педсовета, психолого-медико-педагогической комиссии детского дошкольного учреждения, иных формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных мероприятий, участвует в семинарах, круглых столах и конференциях.

2.8. Обеспечивает охрану жизни и здоровья детей во время воспитательно-образовательного процесса.

2.9. Соблюдает профессиональную этику, сохраняет профессиональную тайну исходя из принципа конфиденциальности, не распространяет сведения, полученные в результате консультативной и диагностической работы, если ознакомление с ними не требуется для решения определенных проблем и может причинить вред ребенку или его окружающим.

2.10. Проходит предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию (при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в 2 года), вакцинацию в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и национальным календарем прививок по эпидемиологическим показаниям.

2.11. Выполняет все требования настоящей должностной инструкции, правила по охране труда, пожарной безопасности  и антитеррористической защищенности в детском саду.

3. Права

Педагог-психолог имеет право:

3.1. На участие в управлении ДОУ в пределах своей компетенции и в порядке, установленном Уставом дошкольного образовательного учреждения.

3.2. Свободного выбора и применения методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов согласно воспитательно-образовательной программе.

3.3. В рамках своей компетенции и в порядке, установленном Уставом Учреждения, находиться на занятиях, проводимых другими педагогами.

3.4. Ознакомиться с жалобами и иными документами, содержащими оценку его работы, давать по ним пояснения.

3.5. На защиту своих интересов самостоятельно или с помощью представителя в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики.

3.6. На неразглашение дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

3.7. Предоставлять на рассмотрение заведующего  ДОУ предложения по улучшению работы детского сада.

3.8. На получение от работников детского сада информации, необходимой для осуществления своей деятельности, от администрации детского сада – на оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

3.9. Участвовать в родительских собраниях, в оздоровительных, воспитательных и иных мероприятиях, предусмотренных образовательной программой ДОУ.

3.10. На получение от заведующего ДОУ достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте.

3.11. На повышение своей профессиональной квалификации.

3.12. На социальные гарантии и льготы, предусмотренные законодательством РФ.

3.13. На все права, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», «Типовым положением о дошкольной образовательной организации», Уставом дошкольного образовательного учреждения, Коллективным договором и другими локальными актами ДОУ.

4. Ответственность

4.1. Педагог-психолог несет персональную ответственность за неисполнение или нарушение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений заведующего ДОУ, других локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией.

4.2. За использование, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с психологическим или физическим насилием над ребенком, педагог – психолог освобождается от занимаемой должности согласно трудовому законодательству Российской Федерации и Законом «Об образовании».

4.3. За любое нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно – гигиенических норм и правил, педагога – психолога привлекают к административной ответственности в порядке и в случаях, установленных административным законодательством РФ.

4.4. За виновное нанесение дошкольному образовательному учреждению или участникам образовательного процесса ущерба связанного с исполнением (неисполнением) своей должностной инструкции педагога-психолога в детском саду сотрудник несет материальную ответственность в порядке и пределах, предусмотренных трудовым законодательством РФ.

4.5. Педагог – психолог несет гражданско-правовую ответственность за причинение морального ущерба участникам образовательного процесса, действиями, нарушающими личные неимущественные права, а также в случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ.

5. Взаимоотношения. Связи по должности

5.1. Работает по графику, утвержденному руководителем ДОУ, с нагрузкой на одну ставку 36 ч. в неделю. Из них 18 ч. в неделю отводится на диагностическую, а также коррекционную и развивающую педагогическую работу с воспитанниками, экспертную и консультативную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в детском саду.

5.2. Во время, не совпадающее с отпуском, может привлекаться администрацией ДОУ к педагогической, методической или организационной работе в пределах установленного рабочего времени.

5.3. Получает от руководства детского сада информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

5.4. Отчитывается перед заведующим ДОУ и руководителем психологической службы органов управления образованием.

5.5. Получает от руководства психологической службы управления образованием информацию организационно-методического характера.

5.6. Действует в тесном контакте с воспитателями, родителями (законными представителями), обменивается информацией по вопросам, входящим в рамки его компетенции, с администрацией и педагогическими работниками детского сада.

5.7. Предоставляет информацию заведующему ДОУ, руководителю ПС и в вышестоящие профессиональные структуры о возникновении трудностей в работе с родителями (законными представителями) и профорганизациями.

6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции

6.1. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.

6.2. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *