Функциональные обязанности ответственного за ведение воинского учета
Функциональные обязанности ответственного за ведение воинского учета включают в себя:
Воинский учет в организации
Воинский учет (ВУ) военнообязанных работников ведут все организации. Требование закреплено законодательно статьей 8 ФЗ-61. Нарушения приводят к санкциям со стороны контролирующих органов.
Нормативно-правовое регулирование
Порядок организации и осуществления работы по ВУ, функциональные обязанности ответственных за военно-учетную работу определены несколькими документами.
Военные комиссариаты проводят проверки правильности ведения учета:
Если выявлены отклонения от правил, нарушения в исполнении функциональных обязанностей лица, ответственного за воинский учет, по результатам проверок принимаются решения о привлечении к административной ответственности. Должностные лица могут быть оштрафованы на сумму до 5 тыс. руб. по статьям главы 21 КоАП РФ.
Кто ведет ВУ
Воинский учет ведут все юридические лица. Требование распространяется на предприятия с любым штатным количеством занятых и на все организационно-правовые формы.
В требованиях по ведению ВУ нет исключений для МСП.
Требования к работнику
Основные положения по ведению ВУ и обязанности работника, осуществляющего воинский учет в организации, зафиксированы в разделах II и III Методических рекомендаций (пп. 17–37).
Документ никак не регламентирует профессионально-квалификационные и любые другие требования к работникам (например, штатную позицию внутри юрлица при совмещении функций), непосредственно ведущим ВУ. Пункты 18 и 19 регулируют нормы для определения численности таких сотрудников и условие для создания отдельного структурного подразделения — военно-учетного стола. Нормы важны, поскольку все затраты на осуществление ВУ несут предприятия за счет собственных средств.
Отдельное подразделение создается в штатной структуре при наличии 2-х и более сотрудников ВУ.
Обязанности сотрудника
ВУ представляет из себя комплекс мероприятий (п. 17 Методических рекомендаций).
Из перечисленных мероприятий вытекают должностные обязанности лица, ответственного за воинский учет, в том числе директора организации. Персональную ответственность несут руководители. Они отвечают за:
Функциональные обязанности ответственных за ведение ВУ работников фиксируются во внутренних ЛНА организации:
Функционал ответственных формируется на основании раздела III Методических рекомендаций. Для описания разумно использовать группировку по циклам занятости работающих — перечислить необходимые действия по ВУ:
В качестве примера — часть раздела, описывающего функции сотрудника, ответственного за ведение ВУ и подготовленного в соответствии с предложенной структурой.
Сведения о работниках, внесенные в документы ВУ, относятся к персональным данным. Допуск к ним ответственных по работе с ВУ оформляется приказом в соответствии со статьей 22.1 Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Новации ВУ в 2022 году
С 8 января 2022 года МО РФ обновило инструкцию по ведению ВУ, ввело новые формы, порядок заполнения и хранения (приказ № 700 от 22.11.2021).
Предприниматель, консультант профессионального и личностного роста
1732
Дней на портале
Вовремя встать на воинский учет — это обязанность каждого гражданина РФ, который подлежит призыву на службу. Разберем, какие нужны документы для прикрепления к военкомату, и как их подать.
В Российской Федерации законом установлены сроки призыва на военную службу: с 1 апреля по 15 июля (весенний призыв) и с 1 октября по 31 декабря (осенний призыв). Поэтому семьям, где есть молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет, приходится разбираться, что такое письмо родителей призывника, как его правильно написать, кому и когда сдавать. Матери и отцы надеются, что это спасет от службы или хотя бы смягчит ее сложности, но истинная цель у сотрудников комиссариата совсем иная.
Чтобы сняться с воинского учета в стандартном порядке, необходимо обратиться лично в военный комиссариат. Но если нет возможности или желания являться лично, разберемся, как это сделать без посещения военкомата, например, через многофункциональный центр «Мои документы».
Как составить должностную инструкцию, ответственного заведение воинского учета в организации? Какие права и обязанности включать в такую инструкцию, чтобы учесть все последние требования законодательства о воинском учете? Расскажем, на что обращать внимание и приведем пример должностной инструкции.
Ответственный за ведение воинского учета в организации следит за ведением учета личного состава. Он также должен обеспечивать точность и своевременность ведения учета, подготавливать и сдавать отчетность в установленные сроки, работать с документами, связанными с воинским учетом, а также обеспечивать сохранность документов и информации, связанной с воинским учетом.
Работодателю следует закрепить должностные обязанности специалистов, которые будут вести воинский учет, в трудовом договоре или должностной инструкции. Эти документы должны быть подписаны и руководителем и работником (ч. 1 ст. 67 ТК).
При разработке должностной инструкции ответственного можно выделить несколько основных структурных разделов этого документа:
Сотрудник, занимающийся воинским учетом, должен иметь достаточные знания и навыки для осуществления своих обязанностей. Он также должен проходить курсы повышения квалификации не реже, чем один раз в три года.
Это лишь основные примерные компоненты должностной инструкции ответственного за воинский учет. Далее представим детально проработанную должностную инструкции, которую можно использовать как образец:
Должностная инструкция № __ответственного за ведение воинского учета1. О БЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность ответственного за ведение воинского учета.
1.2. Решение о назначении на должность и об освобождении от должности принимается __________ по представлению непосредственного руководителя.
1.3. На должность ответственного за ведение воинского учета назначается лицо, имеющее:
· _______________________ образование;
· опыт работы в _________________________________.
1.4. Ответственный за ведение воинского учета в своей деятельности руководствуется:
· действующими нормативными документами по вопросам выполняемой работы;
· уставом организации, локальными нормативными актами организации;
· трудовым договором и настоящей должностной инструкцией.
1.5. Ответственный за ведение воинского учета должен знать:
· законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, касающиеся работы по ведению воинского учета в организации;
· основы трудового законодательства Российской Федерации, в том числе права и обязанности работников, режим их работы;
· порядок работы с кадрами, порядок избрания (назначения на должность);
· порядок ведения специальной отчетности по воинскому учету кадров организации;
· основы психологии и социологии труда;
· структуру управления предприятия;
· основы экономики, организации труда и управления;
· Правила внутреннего трудового распорядка;
· правила и нормы охраны труда, правила техники безопасности, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности, гражданской обороны.
1.6. Ответственный за ведение воинского учета подчиняется ______________________________.
1.7. На время отсутствия ответственного за ведение воинского учета (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.
2. Д ОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Ответственный за ведение воинского учета обязан:
2.1. Проверять у граждан, принимаемых на работу:
· наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности;
· наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них;
· отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона);
· соответствие указанных документов воинского учета паспортным данным гражданина;
· наличие фотографии в документах воинского учета и ее соответствие владельцу;
· наличие фотографии во временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов, срок действия.
2.2. При обнаружении в указанных документах не оговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов направлять их владельцев в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете, или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете, для уточнения документов воинского учета.
2.3. Информировать военный комиссариат об отсутствии отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, об обнаруженных в документах воинского учета отсутствующих отметок о постановке на воинский учет, неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации в установленный законом срок.
2.4. Заполнять карточки военнообязанных и призывников по форме № 10 в соответствии с записями в документах воинского учета.
2.5. Разъяснять вновь принимаемым работникам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и ___________________________, осуществлять контроль за их исполнением, а также информировать работников об их ответственности за неисполнение указанных обязанностей.
2.6. Оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов или органов местного самоуправления, поступивших в письменной и (или) электронной форме.
2.7. Вручать сотрудникам, подлежащим призыву на военную службу, повестки под расписку. В случае отказа сотрудника получить повестку зафиксировать в ней в присутствии свидетелей: дату отказа, должность, подпись, инициалы и фамилию, а также подписи, инициалы и фамилии присутствующих при этом лиц.
2.8. Вести картотеку карточек военнообязанных и призывников по форме № 10, поставленных на воинский учет.
2.9. Поддерживать в актуальном состоянии сведения, содержащиеся в карточках военнообязанных и призывников по форме № 10:
· проводить сверку сведений о воинском учете, содержащихся в карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан, и со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов;
· вносить в карточки по форме № 10 сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в установленный законом срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты.
2.10. Своевременно в установленные сроки по установленной форме представлять в военный комиссариат:
· сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, при приеме на работу или увольнении;
· необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
· списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году – по запросу военных комиссариатов;
· иные сведения о гражданах, которые предусмотрены законодательством.
2.11. Разрабатывать план работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, и согласовывать его с военным комиссариатом.
2.12. Предоставлять отчетность, предусматривающую отражение сведений о составах запаса (воинских званиях) и возрасте (разрядах) работающих в организации граждан, пребывающих в запасе.
Ответственный за ведение воинского учета вправе:
3.1. Знакомиться с проектными решениями руководства, касающимися его деятельности.
3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
3.3. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о недостатках, выявленных в процессе исполнения должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению.
3.4. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
3.5. Запрашивать лично или через непосредственного руководителя информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.6. Привлекать с разрешения ___________ работников всех ___________ структурных подразделений к решению задач, возложенных на него.
Ответственный за ведение воинского учета несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации, и заключенным трудовым договором
4.2. За нарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации, и заключенным трудовым договором.
4.3. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации, и заключенным трудовым договором.
5. П ОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ
5.1. Должностная инструкция пересматривается, изменяется и дополняется по мере необходимости, но не реже одного раза в ________.
5.2. С приказом о внесении изменений (дополнений) в должностную инструкцию знакомятся под расписку все работники организации, на которых распространяется действие этой инструкции.
Должностная инструкция разработана в соответствии с приказом _________ от __________ № __.
С настоящей инструкцией ознакомлен.
Один экземпляр получил на руки и обязуюсь хранить на рабочем месте.
III. О БЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ВОИНСКИЙ УЧЕТ
26. Должностные лица, осуществляющие воинский учет в организациях, выполняют обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
27. В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях:
а) проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности (приложение N 8 к настоящим Методическим рекомендациям), наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона). Проверяют соответствие данных документов воинского учета паспортным данным гражданина, наличие фотографии и ее соответствие владельцу, а во временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов, кроме того, и срок действия. При обнаружении в указанных документах не оговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов, их владельцы направляются в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований), в котором они состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете, для уточнения документов воинского учета;
б) заполняют личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащихся в документах граждан, принимаемых на воинский учет граждан;
в) разъясняют гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и Положением о воинском учете, осуществляют контроль за их исполнением, а также информируют граждан об их ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
Срок информирования военных комиссариатов об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках и др. составляет 5 дней со дня их выявления (Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 N 719).
г) информируют военные комиссариаты об отсутствии отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, обнаруженных в документах воинского учета отсутствующих отметках о постановке на воинский учет, неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации для принятия военными комиссарами решений о привлечении их к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
28. В целях сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организации и их должностные лица:
а) выявляют граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства (месту пребывания), и принимают необходимые меры к постановке их на воинский учет;
б) ведут и хранят личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, согласно настоящим Методическим рекомендациям.
29. В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях:
а) направляют в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций), согласно приложению N 9 к настоящим Методическим рекомендациям. В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований или органы местного самоуправления;
б) направляют в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, согласно приложению N 10 к настоящим Методическим рекомендациям;
в) представляют ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября – списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, согласно приложению N 11 к настоящим Методическим рекомендациям;
г) сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
д) сверяют не реже 1 раза в год, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований и (или) органов местного самоуправления, согласно приложению N 12 к настоящим Методическим рекомендациям;
е) вносят в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты муниципальных образований в порядке согласно приложению N 13 к настоящим Методическим рекомендациям;
ж) оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований или органов местного самоуправления и обеспечивают их своевременную явку в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.
30. При приеме документов воинского учета от граждан работниками, осуществляющими воинский учет в организациях, гражданам выдается расписка согласно приложению N 14 к настоящим Методическим рекомендациям.
31. Устанавливая, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете, организации проверяют наличие отметки о приеме на воинский учет:
в пункте 25 “Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета” (стр. 32 – 35) военного билета офицера запаса в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) или ином органе, осуществляющем воинский учет, производятся отметки о приеме офицеров запаса на воинский учет и снятии их с воинского учета (штампами размером 35 x 30 мм) в соответствующих графах, заверенные подписью должностного лица и гербовой печатью (печатью для отметок воинского учета) военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований);
в разделе IX “Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета” (стр. 25 – 28) военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана (в справке взамен военного билета, временном удостоверении, выданном взамен военного билета) в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) или при его отсутствии в органе местного самоуправления производятся отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета (штампами размером 35 x 30 мм) в соответствующих графах);
в разделе VII “Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета” справки взамен военного билета в военном комиссариате или при его отсутствии в органе местного самоуправления производятся отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета (штампами размером 35 x 30 мм) в соответствующих графах (обратной стороны) по следующим образцам:
в разделе I “Прием на воинский учет и снятие с воинского учета” (стр. 2 и 3) удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, производятся отметки о снятии призывника с воинского учета и о его постановке на воинский учет штампами военного комиссариата:
32. В случаях отсутствия отметок на странице 13 паспорта гражданина Российской Федерации об отношении к воинской обязанности или о постановке на воинский учет в документах воинского учета организации обязаны направлять:
офицеров запаса и призывников – в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) по месту жительства или месту пребывания;
солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса – в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) по месту жительства (месту пребывания), а проживающих на территории муниципальных образований, где нет военных комиссариатов, – в орган местного самоуправления.
33. При приеме граждан на работу (учебу) в сведениях, направляемых в военные комиссариаты муниципальных образований по месту жительства (месту пребывания) граждан и (или) органы местного самоуправления, указываются воинское звание, фамилия, имя, отчество, год рождения, военно-учетная специальность, состав семьи и место жительства гражданина, дата приема на работу и должность, и, кроме того, полное наименование организации, ее адрес и номера телефонов военно-учетного стола (отдела кадров). Кроме того, организации направляют в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) по месту жительства граждан женского пола в возрасте от 18 до 45 лет (ранее не состоявших на воинском учете), имеющих (получивших) специальности в соответствии с Перечнем военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет. Оформление и выдача военных билетов гражданам женского пола, получившим военно-учетные специальности в ходе обучения в образовательных организациях профессионального образования, на курсах, в других учреждениях и организациях, осуществляющих подготовку граждан к военной службе, производятся военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований), на территории которого находятся указанные учреждения и организации, на основании списков согласно приложению N 15 к настоящим Методическим рекомендациям.
34. Военным комиссариатом субъекта Российской Федерации по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут устанавливаться и другие дополнительные сведения, которые необходимо указывать в представляемых организациями сведениях и списках.
35. В соответствии и в порядке, определенном Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях военно-учетные подразделения организаций:
своевременно оформляют бронирование военнообязанных за организацией на период мобилизации и на военное время;
представляют в военные комиссариаты муниципальных образований установленную отчетность, в том числе о численности работников организаций.
36. При составлении отчетности, предусматривающей отражение сведений о составах запаса (воинских званиях) и возрасте (разрядах) работающих (обучающихся) в организации (образовательной организации) граждан, пребывающих в запасе, целесообразно руководствоваться приложением N 16 к настоящим Методическим рекомендациям.
37. В целях обеспечения полноты и качества воинского учета призывников и военнообязанных запаса, из числа работающих (обучающихся) в организациях (образовательных организациях), и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в течение всего календарного года организации разрабатывают план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе (приложение N 17 к настоящим Методическим рекомендациям), и согласовывают его с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований).