Что входит в обязанности учителя начальных классов
Должностные инструкции преподавателей в образовательных учреждениях разрабатываются с учетом федеральных законов, приказов и других нормативных документов. Выясним, что входит в обязанности учителя начальных классов.
Обязанности педагога младших классов
В Приказе Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н подробно написано, что входит в должностные обязанности учителя начальных классов в школе, — в соответствии с документом, он:
- осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета;
- способствует формированию общей культуры личности;
- проводит учебные занятия;
- планирует и осуществляет учебный процесс;
- обеспечивает достижение и подтверждение учениками уровней образования;
- оценивает эффективность и результаты обучения учеников;
- вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в школе;
- участвует в деятельности педагогического совета образовательного учреждения;
- обеспечивает охрану жизни и здоровья учеников во время учебы;
- осуществляет связь с родителями.
Также разрабатываются функциональные обязанности учителя начальных классов по ФГОС в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373. НПА содержит требования, обязательные при реализации образовательной программы начального общего образования.
Некоторые педагоги, помимо основной образовательной деятельности, выполняют функции классного руководителя. Разберем, что, в соответствии с ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287, входит в обязанности учителя начальной школы как классного руководителя:
- помощь ученикам в освоении образовательной программы, адаптации в коллективе, мотивация детей;
- формирование в классе благоприятной атмосферы, навыков общения в полиэтнической и поликультурной среде;
- работа с родителями и иными законными представителями ребенка, привлечение их к сотрудничеству;
- оформление необходимой документации.
В Общероссийском классификаторе занятий (Приказ Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст) педагогическим работникам в образовании присвоен код 2341:
В соответствии с классификатором, к функциональным обязанностям педагога младших классов относятся:
- подготовка ежедневных планов уроков;
- поддержание дисциплины и рабочей обстановки в классе;
- обучение детей;
- подготовка и проведение родительских собраний;
- задание и оценка классного и домашнего заданий;
- планирование и проведение мероприятий с участием детей;
- контроль и оценка успеваемости и поведения детей;
- присмотр за детьми во время занятий и в течение школьного дня;
- участие в собраниях персонала школы.
Права педагога младших классов
В должностной инструкции содержатся права и обязанности учителя начальных классов, раздел «Права» можно составить, опираясь на Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. В соответствии с законом, педагогам предоставляются следующие трудовые права и социальные гарантии:
- право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
- право на доп. профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
- право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;
- право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Ответственность преподавателя младших классов
В ст. 48 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ прописаны не только обязанности учителя начальных классов по закону, но и ответственность педработника. В соответствии с законом, ответственность педагога заключается в следующем:
- педработник не вправе оказывать платные образовательные услуги ученикам, если это приводит к конфликту интересов;
- учитель не вправе использовать образовательную деятельность для политической, религиозной агитации, вести пропаганду;
- педработники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей.
Должностная инструкция учителя начальных классов
Пример должностной инструкции учителя начальных классов:
С 2012 по 2021 гг. работала в детской библиотечной системе в должности заведующего отделом кадров, в настоящее время работаю в должности специалиста отдела управления персоналом в сети магазинов.
555
Дней на портале
Современный профессионал, способный эффективно выполнять обязанности инженера по подготовке производства, — это высокообразованный, квалифицированный и редкий для рынка труда специалист. За время своего существования должностная позиция претерпела некоторые изменения, в том числе в профессионально-квалификационных требованиях к работнику.
Профессиональный стандарт, утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.04.2022 № 238н, содержит обязанности слесаря механосборочных работ. Выясним, чем занимается специалист, какие требования к нему предъявляются при трудоустройстве.
В «Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих» (утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37) указан функционал большинства специалистов. Выясним, что входит в обязанности психолога в соответствии с этим и другими НПА.
«______» _______________ 20___ г.
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность учителя начальных классов.
1.2. Учитель начальных классов назначается и освобождается от работы приказом директора школы из числа лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование по профилю.
1.3. В своей деятельности учитель начальных классов руководствуется:
- Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», типовым положением «Об образовательном учреждении», указами Президента РФ, решениями Правительства РФ и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся;
- административным, трудовым и хозяйственным законодательством;
- правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).
1.4. Учитель начальных классов должен знать:
- Конституцию РФ;
- законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования;
- Конвенцию о правах ребёнка;
- основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
- методику преподавания предмета и воспитательной работы;
- программы и учебники;
- требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;
- средства обучения и их дидактические возможности;
- основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
- основы права, научной организации труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
1.5. Учитель начальных классов подчиняется непосредственно директору школы, а так же заместителям директора по профилю работы.
1.6. На время отсутствия учителя начальных классов (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
2. Должностные обязанности
Учитель начальных классов выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Реализует образовательные программы, осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях; обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта.
2.2. Разрабатывает и согласует с администрацией школы Рабочую программу по предмету в каждой параллели классов на каждый учебный год и рабочий план на каждый урок.
2.3. Отвечает за выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»:
- охрану жизни и здоровья обучающихся, безопасное проведение образовательного процесса;
- принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае;
- проведение инструктажа обучающихся (воспитанников) по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или «Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда»;
- организацию изучения учащимися (воспитанниками) правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и т. п.;
- осуществление контроля за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.
2.4. Ведёт в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости обучающихся на уроках, выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдаёт администрации необходимые отчётные данные.
2.5. Работает в экзаменационной комиссии по итоговой аттестации обучающихся.
2.6. Допускает в соответствии с Уставом учреждения администрацию школы на свои уроки в целях контроля за работой.
2.7. Заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации.
2.8. Осуществляет связь с родителями обучающихся (их законными представителями).
2.9. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Изучает и использует передовой опыт работы, современные педагогические технологий, ИКТ.
2.10. Согласно годовому плану работы учреждения принимает участие в работе педагогических советов, производственных совещаний, совещаний при директоре и его заместителях, родительских собраний.
2.11. Проходит периодически бесплатные медицинские обследования.
2.12. Соблюдает этические нормы поведения, является примером для учащихся, воспитанников.
2.13. Учитель, ведущий последний урок в классе, провожает детей в гардероб и следит за порядком.
2.14. Если график питания учащихся совпадает с концом урока, то он обязан проводить класс до столовой и передать классному руководителю или осуществлять контроль самому.
2.15. Уходя из школы, смотрит и доводит до сведения учащихся изменения в расписании на следующий день.
2.16. Не позднее первого числа месяца обязан представить зам. директора график проведения контрольных и лабораторных работ на месяц.
- изменять по своему усмотрению расписание занятий;
- отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перемен между ними;
- удалять учащегося с урока;
- курить в помещении школы.
2.18. При выполнении учителем обязанностей заведующего учебным кабинетом учитель:
- проводит паспортизацию своего кабинета;
- постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения учебной программы, приборами, техническими средствами обучения;
- организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;
- в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;
- разрабатывает инструкции по охране труда и технике безопасности;
- принимает участие в смотре учебных кабинетов.
Учитель начальных классов имеет право:
3.1. Педагогический работник имеет права, предусмотренные ТК РФ, законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.
3.2. На принятие решений, обязательных для выполнения учащимися и принятия мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом учреждения.
3.3. На повышение квалификации. В этих целях администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.
3.4. На аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения аттестации.
3.5. На сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии за выслугу лет, социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.6. На длительный (до 1 года) отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются учредителем и (или) Уставом общеобразовательного учреждения.
3.7. На дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательного учреждения.
3.8. На участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом этого учреждения.
3.9. На защиту профессиональной чести и достоинства.
Учитель начальных классов несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность:
4.1. За реализацию не в полном объёме образовательных программ;
4.2. За жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем;
4.3. За нарушение прав и свобод учащихся, определённых законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения.
4.4. В случае нарушения Устава учреждения, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьёй 192 ТК РФ.
4.5. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен по ст. 336, п. 2 ТК РФ.
4.6. При выполнении учителем обязанностей заведующего учебным кабинетом учитель несет ответственность за соблюдение санитарно-гигиенических требований в классе.
5. Специфические требования к учителю начальных классов.
Учитель начальных классов:
5.1. Контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.
5.2. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: в 1-4 классах ежедневно проверяются все классные и домашние работы учащихся.
5.3. Своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным планом количество контрольных работ.
5.4. Проверяет контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 1-4 классах к следующему уроку.
5.5. Проставляет в классный журнал все оценки за контрольные работы за то число месяца, когда они проводились.
5.6. Проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ.
5.7. Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года.
5.8. Работает совместно с библиотекарем школы и родителями по организации внеклассного чтения учащихся.
С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.
работающего по ФГОС второго поколения
I. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе квалификационной характеристики учителя начальных классов образовательного учреждения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». При составлении инструкции учтены Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации, утвержденные приказом Минобразования Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. № 92.
1.2. Учитель начальных классов назначается и освобождается от должности приказом директора школы. На период отсутствия учителя (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
1.3. Учитель начальных классов должен иметь высшее или среднее профессиональное образование.
1.4. В своей деятельности учитель начальных классов руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами, постановлениями и решениями Президента Российской Федерации, федеральных, региональных и муниципальных органов управления образованием по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором. Учитель соблюдает Конвенцию о правах ребёнка.
1.5. Учитель начальных классов, работающий по ФГОС второго поколения, должен знать:
– требования ФГОС второго поколения и рекомендации по их реализации в образовательном учреждении;
– методики преподавания предметов и воспитательной работы, программы и учебники, отвечающие требованиям ФГОС;
– приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
– законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
– Конвенцию о правах ребенка;
– основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
– педагогику, психологию, возрастную физиологию;
– школьную гигиену; методику преподавания предмета;
– программы и учебники по преподаваемому предмету;
– методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;
– средства обучения и их дидактические возможности;
– основы научной организации труда;
– основы экологии, экономики, социологии;
– нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
– теорию и методы управления образовательными системами;
– методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
– современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
– методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
– технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство;
– основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
– трудовое законодательство;
– Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
– Правила по охране труда и пожарной безопасности.
Основными направлениями деятельности учителя начальных классов, работающего по ФГОС второго поколения, являются:
2.1. Осуществление обучения и воспитания обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемых предметов, способствование формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ с использованием разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
2.2. Проведение учебных занятий, с опорой на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.
2.3. Работа с родителями и общественностью по реализации ФГОС второго поколения.
2.4. Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности.
III. Основные составляющие компетентности
– качество действий учителя начальных классов, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия.
– качество действий учителя начальных классов, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
– качество действий учителя начальных классов, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
– качество действий учителя начальных классов, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
– качество действий учителя начальных классов, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности нормативных правовых документов для решения профессиональных задач.
IV. Должностные обязанности
Учитель начальных классов, работающий по ФГОС второго поколения, выполняет следующие должностные обязанности:
4.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики требований новых ФГОС, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях. Обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям ФГОС второго поколения, и несет ответственность за их реализацию в полном объеме.
4.2. Соблюдает Устав и Правила внутреннего трудового распорядка школы, иные локальные правовые акты учреждения.
4.3. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.
4.4. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету на основе примерных основных образовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.
4.5. Обеспечивает освоение и подтверждение обучающимися основной образовательной программы начального общего образования по следующим параметрам:
, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности;
, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащего в основе современной картины мира.
4.6. Обеспечивает духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, принятие ими моральных норм, нравственных установок, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.
4.7. Создает условия для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения (одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья).
4.8. Осуществляет системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.
4.9. В оценке деятельности учащихся учитывает освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы.
4.10. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе, в том числе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, электронного журнала и дневников обучающихся), ведет в установленном порядке классную документацию, осуществляет текущий контроль посещаемости и успеваемости обучающихся по принятой в школе системе, выставляет отметки в классный журнал и дневник обучающегося, своевременно представляет администрации школы отчетные данные.
4.11. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.
4.12. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.
4.13. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
4.14. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методического объединения, творческих групп и других формах методической работы.
4.15. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
4.16. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
4.17. Оперативно извещает руководство школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшему согласно соответствующей инструкции.
4.18. Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения заведующего кабинетом, руководства информацию обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся.
4.19. Допускает в установленном порядке на занятия представителей администрации школы в целях контроля и оценки деятельности педагога.
4.20. Участвует в установленном порядке в итоговой аттестации обучающихся.
4.21. Заменяет на уроках временно отсутствующих учителей по распоряжению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе.
4.22. Систематически повышает свой профессиональный уровень.
2.23. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании.
4.24. Дежурит по школе в соответствии с графиком дежурств.
4.25. Дежурный учитель приходит на работу за 20 минут до начала своей основной деятельности (8 часов 05 минут) и уходит через 20 минут после их окончания; дежурит во время перемен между уроками.
4.26. Соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению учителя.
4.27. В случае выполнения обязанностей заведующего кабинетом:
- руководит работой лаборанта, закрепленного за кабинетом;
- проводит паспортизацию своего кабинета;
- контролирует целевое использование кабинета;
- организует пополнение кабинета оборудованием, приборами и другим имуществом, принимает материальные ценности (кроме мебели) на ответственное хранение по разовым документам, обеспечивает сохранность подотчетного имущества, участвует в установленном порядке в инвентаризации и списании имущества кабинета;
- разрабатывает и периодически пересматривает (не реже 1 раза в 5 лет) инструкции по охране труда, представляет их на утверждение директору;
- контролирует оснащение учебного кабинета противопожарным имуществом, медицинскими и индивидуальными средствами защиты, а также наглядной агитацией по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- не допускает проведения занятий, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья обучающихся и работников школы, с извещением об этом заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе;
- вносит предложения по улучшению условий труда и учебы для включения в соглашение по охране труда.
4.28. Выполняет методические, организационные, хозяйственные работы, не требующие специальных навыков, во время конкретных организационно-педагогических периодов (каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.).
4.29. Проходит периодические бесплатные медицинские обследования.
5.1. Учитель начальных классов, работающий по ФГОС второго поколения, имеет права, предусмотренные ТК РФ, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом МОУ Октябрьская СОШ, коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.
5.2. Учитель имеет право:
- на принятие решений, обязательных для выполнения учащимися, и принятие мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом МОУ Октябрьская СОШ, Правилами поведения учащихся;
- на материально- технические условия, необходимые для введения ФГОС второго поколения и реализации Образовательной программы;
- брать на себя ответственность за достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов за эффективную реализацию программ, формирование УУД, социализации, профориентации, воспитания, здоровьесбережения, коррекционной работы;
- свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением;
- принимать участие в разработке программы развития школы, в разработке учебного плана и образовательной программы, в принятии решений Педагогического совета и любых других школьных коллегиальных органов управления;
- приглашать от имени школы родителей (законных представителей) для информирования их об учебных успехах и проблемах их детей, нарушениях их детьми Правил поведения для учащихся, Устава школы;
- требовать от учащихся соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава школы;
- требовать от любых посторонних лиц покинуть закрепленное за ним помещение, если на посещение не было дано разрешение администрации;
- повышать свою квалификацию;
- аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
- представлять материалы для публикации в педагогических и методических пособиях, сборниках для размещения в СМИ, Интернет;
- на защиту профессиональной чести и достоинства;
- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
- защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики;
- на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
6.1. В установленном законодательством Российской Федерации порядке учитель начальных классов, работающий по ФГОС второго поколения, несет ответственность:
– за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;
– за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса;
– за нарушение прав и свобод обучающихся.
6.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, за реализацию не в полном объеме образовательных программ учитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
6.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка учитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
6.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса учитель привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
6.5. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также прав, предоставленных настоящей Инструкцией, учитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
6.6. За принятие мер по оказанию первой помощи пострадавшему согласно соответствующей Инструкции, оперативное извещение руководства школы о несчастном случае, за проведение инструктажа обучающихся по безопасности труда на учебных занятиях и воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда учитель-предметник несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке.
VII. Взаимоотношения. Связи по должности
7.1. Учитель работает в соответствии с нагрузкой по расписанию, утвержденному директором школы.
7.2. Прямыми начальниками для учителя являются директор и заместители директора.
Непосредственным, т.е. ближайшим прямым начальником для учителя является заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
7.3. Прямые начальники вправе давать учителю устные и письменные распоряжения, обязательные для выполнения.
Директор и заместитель директора вправе давать учителю распоряжения по всем вопросам, связанным с выполнением учителем его должностных обязанностей.
7.4. В случае получения учителем от его прямых начальников распоряжений, выполнение которых не связано с осуществлением должностных обязанностей и (или) реализацией прав учителя, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, учитель вправе отказаться от выполнения такого распоряжения и оспорить его путем обращения в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в школе.
7.5. При осуществлении своей профессиональной деятельности учитель взаимодействует с другими педагогическими работниками школы, в том числе выполняющими обязанности руководителей методических объединений, классных руководителей, заведующих кабинетами.
7.6. Учитель передает своему непосредственному руководителю информацию, полученную на совещаниях и конференциях, непосредственно после ее получения.
7.7. Учитель заменяет в установленном порядке временно отсутствующих учителей на условиях почасовой оплаты и по тарификации (в зависимости от срока замены).
7.8. Учитель заменяется на период временного отсутствия учителями той же специальности или учителями, имеющими отставание по учебному плану в преподавании своего предмета в данном классе.
7.9. Учитель получает от администрации школы материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
7.10. Учитель самостоятельно планирует работу на каждый учебный год и каждую четверть. План работы утверждается директором школы до начала планируемого периода.
VIII.Требования к учителю начальных классов
Учитель начальных классов, работающий по ФГОС второго поколения:
8.1. Контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.
8.2. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: в 1-4 классах ежедневно проверяются все классные и домашние работы учащихся.
8.3. Своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным планом количество контрольных работ.
8.4. Проверяет контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 1-4 классах к следующему уроку.
8.5. Проставляет в классный журнал, электронный дневник все текущие оценки и оценки за контрольные работы за то число месяца, когда они проводились.
8.6. Проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ.
8.7. Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года.
8.8. Работает совместно с библиотекарем школы и родителями по организации внеклассного чтения учащихся.