- Коваленко Н.А. Задание и методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Технология и организация перевозок на железнодорожном транспорте». — Москва: МИИТ РАПС, 2006. — 39 с.
- Бородин А.Ф., Минаков А.Н., Колесникова Е.С., Панин В.В. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СОРТИРОВОЧНОЙ СТАНЦИИ: Методические указания к практическим занятиям по разделу «Технология и управление работой станций и узлов» дисциплины «Управление эксплуатационной работой» для студентов 3 курса специальности 190401 «Эксплуатация железных дорог». – М.: МИИТ, 2012. — 146 с.
- Пазойский Ю.О., Жербина А.И., Шмаль В.Н. Организация дальних, местных и пригородных пассажирских перевозок в условиях функционирования пассажирских компаний: Методические указания к курсовой работе. — М.: МИИТ, 2008. — 56 с.
- Аветикян М.А., Коваленко Н.А., Шапкин И.Н., Шмулевич М.И. Информационные технологии на железнодорожном транспорте. Учебное пособие по дисциплинам «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и «Автоматизированные системы управления на железнодорожном транспорте». — М.: МИИТ, 2008. -92с.
- Бессонова Н.В., Копылова Е.В., Куликова Е.Б. Расчет плана формирования поездов различными методами: Методические указания. – М.: МИИТ, 2013. — 98 с.
- Батурин А.П., Минаков А.Н., Морозов В.Н. Увеличение провозной способности железнодорожной линии: Методические указания. — М.: МИИТ, 2014. — 44 с.
- Бессонова Н.В., Максимова Е.С., Батурин А.П. График движения поездов и пропускная способность участков: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям – М.: РУТ (МИИТ), 2022. – 110 с.
- ТИПОВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РАБОТЫ УЧАСТКОВОЙ СТАНЦИИ, 2007 г.
- Инструкция по составлению натурного листа поезда формы ДУ-1 / МПС РФ. Упр. статистики. — М.: Транспорт, 1993. — 40 с.
- Приказ № 1/Н от « 11 » января 2011 г. «О мерах по обеспечению безопасности движения на Московской железной дороге». Филиал ОАО «РЖД» Московская железная дорога.
- Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при технической эксплуатации устройств и систем СЦБ
Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 20 сентября 2011 г. N 2055р
- Н.А. Коваленко, Н.В. Бессонова, Е.В. Бородина УПРАВЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТОЙ. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ И ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ Учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки бакалавров 23.03.01 «Технология транспортных процессов» для всех профилей железнодорожной направленностиСкачать
- Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и все приложения.
Утверждены приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250.
- Шапкин И.Н., Коваленко Н.А., Шмаль В.Н., Кожанов Е.М. Информационные технологии на железнодорожном транспорте. Часть 1. Методические указания к практическим занятиям по дисциплинам «Автоматизированные системы управления сортировочными комплексами» и «Автоматизированные системы управления на железнодорожном транспорте». — М.: МИИТ, 2011 . — 65с.
- Шапкин И.Н., Коваленко Н.А., Шмаль В.Н., Кожанов Е.М. Информационные технологии на железнодорожном транспорте. Часть 2. Методические указания к практическим занятиям по дисциплинам «Автоматизированные системы управления сортировочными комплексами» и «Автоматизированные системы управления на железнодорожном транспорте». — М.: МИИТ, 2011 . — 65с.
17. Инструкция по расчету пропускной и провозной способностей железных дорог ОАО «РЖД», утвержденная распоряжением от 04.03.2022 № 545/р
18. Временные инструктивно-методические указания по оперативной организации вагонопотоков в групповые поезда, Москва 1998. 48 с.
19. Методические указания по расчету норм времени на маневровые работы, выполняемые на железнодорожном транспорте, Москва 1998. 94 с.
20. Инструкция по организации поездной работы при отправлении грузовых поездов по твердым ниткам графика, Москва 2005. 54 с.
21. Батурина Н.А., Бородина Е.В., Колесникова Е.С. Изучение автоматизированных рабочих мест станции Бекасово-Сортировочное. Методические указания к лабораторным работам /- М.: МИИТ, 2009. – 72 с.
22. Тулякова Н.В., Бородина Е.В., Колесникова Е.С. Работа в имитационном тренажере АРМ ДСП/ДНЦ (техническое обеспечение лабораторных работ). Методические указания к проведению лабораторных работ в учебном компьютерном классе. – М: МИИТ. 2005, — 35 с.
23. Куликова Е.Б., Минаков П.А. Методические указания по оформлению курсовых и дипломных работ для студентов, обучающихся по специальности 190701 «Организация перевозок и управления на транспорте (железнодорожном)». Москва 2012. 14 с.
24. Батурин А.П., Минаков А.Н., Шмулевич М.И. Организация работы полигона железной дороги. Методические указания к курсовому проектированию. – М.: МИИТ, 2009. — 73 с.
25. Организация движения поездов. Методические указания к лабораторным работам для студентов специальности «Организация и безопасность движения (железнодорожный транспорт)». — М.: МИИТ, 2009. — 53с.
26. Бессонова Н.В., Коваленко Н.А. УПРАВЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТОЙ. Нормирование маневровой работы на железнодорожных станциях (в примерах и задачах) Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Эксплуатация железных дорог»и бакалавров направления «Технология транспортных процессов»
27. Бородин А.Ф. Панин В.В. Исследование операций на железнодорожных станциях.: Методические указания к практическим занятиям для обучения технологии работы железнодорожных станций и взаимодействию станционных процессов на макете железной дороги. — М.: МИИТ, 2008. – 72 с.
28. Шапкин И.Н., Шмаль В.Н. Информационные технологии управления вагонным парком в системе ДИСПАРК. Учебное пособие по дисциплинам «Информационные технологии в перевозочном процессе» и «Автоматизированные системы управления на железнодорожном транспорте» — М.: МИИТ, 2009. – 98 с.
29. Левин Д.Ю. Диспетчерские центры и технология управления перевозочным процессом: Учебное пособие для вузов, диспетчерского аппарата и руководителей ж. -д. трансп., разработчиков автоматизированных систем управления. – М.: Маршрут, 2005. — с.874.
30. Батурин А.П., Гоманков Ф.С., Батурина Н.А. Организация вагонопотоков на полигоне железной дороги. Методические указания к курсовой работе. – М.: МИИТ, 2009. — с.93.
31. Копылова Е.В. Ведение поездной документации: Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок» — М.:МИИТ, 2008.- 90 с.
32. Ю.О. Пазойский, В.Г. Шубко, С.П. Вакуленко Пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте (примеры, задачи, модели, методы и решения). Под редакцией В.Г. Шубко. – М.: 2013. – 320 с.
33. Апатцев В.И., Бородин А.Ф., Бородина Е.В. Управление перевозками в железнодорожных узлах: Учебное пособие/ — М.: РГОТУПС, 2003. — 155 с.
34. РУКОВОДСТВО ПО РАБОТЕ НА ПЭВМ «Автоматизированное рабочее место поездного и дорожного диспетчера по системе ведения и анализа графика исполненного движения «ГИД-Урал». 2013 г. 62 с.
35. Технологическая инструкция АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО ОПЕРАТОРА ТЕХНИЧЕСКОЙ КОНТОРЫ (АРМ ТК). 2013 г. 33 с.
36. ПОЛОЖЕНИЕ О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ. Москва 2005 г. 11 с.
37. Аветикян М.А., Шапкин И.Н., Вермишова П.И. Методологические основы развития деятельности в области маркетинга и продвижения услуг железнодорожного транспорта: Учебное пособие. – М.: РУТ (МИИТ), 2017. — 134 с.
38. В.Н. Морозов, И.Н. Шапкин, В.Н. Шмаль, Е.М. Кожанов. Интеллектуальные технологии в эксплуатационной работе на железнодорожном транспорте: Учебное пособие. – М.: МИИТ, 2013. – 181 с.
39. Жербина А. И. История науки и техники (Античный мир начало – XX века): Учебное пособие. – М.: МГУПС (МИИТ), 2014. – 109 с.
40. ПОСОБИЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ОХРАНЕ ТРУДА. ОАО «РЖД». Москва 2011 г. 248 с.
41. Левин Д.Ю. Организация местной работы. – М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2011. — 638 с.
42. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ. ТЕТРАДЬ для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок». Москва 2014.
43. Сапежинский Ф.Н., Бородина Е.В. Система «человек-техника-среда» в эргономике и на железнодорожном транспорте. Учебное пособие для студентов специальностей УПП, УМН, ББЖ, ГПС – М.: МИИТ, 2010. — 211 с.
44. Н.А. Коваленко, Е.В. Бородина, Е.С. Колесникова. Организация работы сортировочной станции. Методические указания к курсовому проектированию. – М.: РАПС. 2007.
45. Аветикян М.А., Левин Д.Ю. Основы взаимодействия дирекций управления движением, тяги, инфраструктуры и сбыта ОАО «РЖД» при организации перевозочного процесса. Учебное пособие по дисциплине «Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок». – М.: МИИТ, 2009. – 196 с.
46. Д.Ю. Левин. Автоматизированные системы управления местной работой. Учебное пособие по дисциплине «Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок». – М.: МИИТ, 2011. 224 с.
47. А.Ф.Бородин, А.П.Батурин, В.В.Панин. Организация вагонопотоков. Учебное пособие по дисциплине «Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок» – М.: МИИТ,2008. — 192 с.
48. Информационные технологии на железнодорожном транспорте. Учебник для вузов ж.-д. транспорта / Э.К. Лецкий, В.И. Панкратов, В.В. Яковлев и др. Под редакцией Лецкого, Э.С. Поддавашкина, В.В. Яковлева – М.: УМК МПС России, 2000 – 680 с.
49. Единый сетевой технологический процесс железнодорожных грузовых перевозок. ПРИЛОЖЕНИЕ к распоряжению ОАО «РЖД» от 08.12.2012 г. №278бр
50. ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВАГОНОПОТОКОВ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ ОАО «РЖД». Москва 2006 г.
51. Нормы времени на маневровые работы, выполняемые на железнодорожных станциях ОАО «РЖД», нормативы численности бригад маневровых локомотивов. Москва, 2006 г.
52. ПОЛОЖЕНИЕ О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ. № 1186р 2011 г.
53. ТИПОВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РАБОТЫ СОРТИРОВОЧНОЙ СТАНЦИИ ОАО «РЖД». №2927. 2014 г.
54. Шмаль В.Н., Минаков П.А. Тренажерный комплекс оперативного персонала сортировочной горки станции Бекасово-Сортировочное: Учебное пособие. – М.: МГУПС (МИИТ), 2015. – 72 с.
55. Организация работы сортировочной станции. Методические указания к курсовому и дипломному проектированию / Бокова Е.Ю., Бородина Е.В., Прокофьева Е.С., Долгушин А.Ю.- М.: МИИТ, 2015 . — 90с.
Новая методичка Раздел 1 Раздел 2 Разделы 3
56. Коваленко Н.А., Прокофьева Е.С., Бессонова Н.В., Самойлова И.М. Организация работы диспетчера поездного в условиях автоматизированного рабочего места АРМ ДНЦ: Методические указания. — М.: МГУПС (МИИТ), 2015. – 53 с.
57. Жербина А.И., Бессонова Н.В. Организация движения поездов метрополитена: Учебное пособие. – М.: РУТ (МИИТ), 2017. – 97 с.
58. Бородин А.Ф., Прокофьева Е.С., Панин В.В. Единый сетевой технологический процесс железнодорожных грузовых перевозок: Учебное пособие. — М.: РУТ (МИИТ), 2020. – 124 с.
59. Прокофьева Е.С., Дмитриев Е.О., Петров А.С. Технико-технологические основы организации движения поездов: Учебное пособие. — М.: РУТ (МИИТ), 2020. – 226 с.
60. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ И УЧЕТУ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ МАРШРУТАМИ от «21» октября 2015 г. № 2509р
61. Аветикян М.А., Шапкин И.Н., Вермишова П.И. Методологические основы развития деятельности в области маркетинга и продвижения услуг железнодорожного транспорта: Учебное пособие. – М.: МГУПС (МИИТ), 2017. — 138 с.
62. Инструкция по разработке графика движения поездов в ОАО «РЖД». №3362/р от 28.12.2023 139 стр.
63. Инструкция по определению станционных и межпоездных интервалов с учетом новых средств и методов интервального регулирования движения поездов. 2016 г. №721. 242 стр.
64. Методика определения пропускной и провозной способностей инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. 2018 г. №266. 40 стр.
65. Реализация технологии интервального регулирования движения поездов. Цифровая железная дорога. ОАО НИИАС. 2018 г. 9 стр.
66. Кузьмина Г.Д., Тимкова А.Ю. Основы научных исследований: Учебное пособие. — М.: РУТ (МИИТ), 2018. – 119 с.
67. ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВАГОНОПОТОКОВ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ ОАО «РЖД» от «29» декабря 2018 г. № 2872/р
68. Прокофьева Е.С., Сергиенко В.К. Организация и проведение производственной практики и научно-исследовательской работы: Учебно-методическое пособие. – М.: РУТ (МИИТ), 2019. — 51 с.
69. Информационные технологии на магистральном транспорте. В.Н. Морозов, Э.К. Лецкий, И.Н. Шапкин, А.И. Самохвалов В.Н. Шмаль. 2017.
70. Е.Ю. Бокова, Н.В. Бессонова. «Сборник тестовых заданий по изучению инструкций ПТЭ, ИДП и ИСИ»
71. Каштанов Л. А, Пышкина Л. А., Самойлова И.М., Сергиенко В. К. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДСП СТАНЦИИ В УСЛОВИЯХ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО РАБОЧЕГО МЕСТА (АРМ ДСП) (при нормально действующих средствах СЦБ и связи). Учебно-методическое пособие к лабораторным работам и деловым играм. — М.: РУТ (МИИТ), 2020. — 82с.
72. А.Н. О`Рурк (Орурков). Каким должен быть хороший начальник станции. Н.К.П.С. Высший Технический Комитет. Москва. 1922.
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «РОАТ»
- Управление эксплуатационной работой. Организация работы сортировочной станции: учебное пособие /А.Ф. Бородин, Г.М. Биленко, Е.В. Бородина, Т.Г. Кузне-цова; под ред. д-ра техн. наук, проф. А.Ф. Бородина, канд. техн. наук, доц. Г.М. Биленко. — Москва: РУТ (МИИТ): РОАТ, 2023
- Муленко О. В., Чеботников В. А. Методика проведения лабораторных работ на тренажере горочного работника: Методические указания. – Ростов н/Д, 2002.- 16 с.
2. Организация диспетчерского управления на полигоне дороги в системе ДЦМ-ДОН: Методические указания /В.Н. Зубков, Н.Н. Мусиенко, В.А. Чеботников; Рост. гос. ун-т путей сообщения. Ростов н/Д, 2001. 28 с.
3. Организация движения поездов: учебно-методическое пособие к лабораторным работам / В.Н. Зубков, В.А. Чеботников, В.М. Задорожний; Рост. гос. ун-т путей сообщения — Ростов н/Д, 2012. – 35 с. : ил. – Библиогр. : 8 назв.
4. Солоп И.А., Голубева Е.В., Мусиенко Н.Н., К.А. Хаблак. Технология и управление работой станций и узлов: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2003. – 71с.
5. Мусиенко Н.Н., Солоп И.А., Голубева Е.В. Система коллективного тренинга оперативных работников служб, связанных с движением поездов: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2004. – 50 с.
6. Солоп И.А., Голубева Е.В., Мусиенко Н.Н. Технология и управление работой станций и узлов: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения. 2003г. – 50с.
Разместим вашу вакансию на 15 площадках
Введение
В мире бизнеса, где эффективность и скорость играют ключевую роль, профессия оператора сортировочной горки занимает особое место. Давайте погрузимся в эту уникальную и значимую профессию и рассмотрим, что именно входит в должностные обязанности оператора сортировочной горки.
Принцип работы оператора сортировочной горки
Оператор сортировочной горки – это специалист, чья работа критически важна для эффективной работы железнодорожных узлов. Их роль заключается в управлении роспуском составов на механизированных и автоматизированных сортировочных горках. Эта работа не только требует технических навыков, но и глубокого понимания принципов работы железнодорожного транспорта.
Обязанности оператора сортировочной горки
Операторы сортировочных горок играют ключевую роль в обеспечении безопасности и эффективности работы железнодорожных станций. Их обязанности включают:
- Управление роспуском составов. Операторы наблюдают и контролируют движение поездов, обеспечивая правильное и безопасное разделение вагонов.
- Знание железнодорожной инфраструктуры. Они должны иметь глубокие знания о различных типах и классах железнодорожных станций, а также о станционном хозяйстве.
- Управление техническим оборудованием. Операторы управляют централизованными стрелками и сигналами, участвуют в формировании маршрутов для поездов и следят за исправностью оборудования.
Пример работы оператора сортировочной горки
В повседневной работе оператор наблюдает за ходом роспуска составов, оперативно реагируя на изменяющиеся обстоятельства. Их цель – обеспечить безопасность и эффективность работы железнодорожной станции.
Требования к оператору сортировочной горки
Требования к этой профессии высоки. Оператор должен обладать соответствующим образованием и профессиональными навыками, а также обладать такими личностными качествами, как внимательность, ответственность и способность к быстрому принятию решений.
Функции
Оператор сортировочной горки работает в специально оборудованных местах, где управляет всем необходимым для эффективной работы оборудованием. От современных систем управления до контрольно-измерительных приборов – все это помогает оператору поддерживать высокий уровень безопасности и производительности на железнодорожной станции.
Пример
Рабочее место оператора сортировочной горки представляет собой высокотехнологичное и тщательно организованное пространство, на котором специалист выполняет свои ключевые функции в железнодорожной системе. Это место является неотъемлемой частью станции и имеет несколько важных характеристик.
Важнейшим элементом рабочего места оператора сортировочной горки является командный центр управления. Здесь располагается компьютерное оборудование с современными системами управления, мониторами и средствами связи. Оператор использует эти инструменты для отслеживания движения поездов, управления сигналами и стрелками, а также координации работы механизмов сортировочной горки.
Рабочее место также оборудовано специализированными приборами и контрольными панелями, позволяющими оператору мониторить различные параметры, такие как скорость поездов, положение вагонов, их нагрузку и безопасность движения. Эти данные не только обеспечивают оператора необходимой информацией, но и помогают ему быстро реагировать на изменения ситуации.
Заключение
Роль оператора сортировочной горки важна и незаменима в мире железнодорожной инфраструктуры. Эти профессионалы обеспечивают безопасность и эффективность работы железнодорожных узлов, их работа требует высокого профессионализма и ответственности. Операторы сортировочных горок играют важную роль в обеспечении правильного распределения вагонов, планировании маршрутов и предотвращении возможных аварийных ситуаций, делая их профессию уважаемой и перспективной в сфере железнодорожного транспорта.
2.4. Требования охраны труда при роспуске (сортировке)
вагонов с горки, маневровой работы серийными
и одиночными толчками
2.4.1. Во время роспуска составов с сортировочной горки вагоны расцепляют только в установленном месте. Рабочая зона расцепа вагонов с горки обозначается знаками “Начало роспуска” и “Окончание роспуска” или знаком “Работать расцепным рычагом”.
Рабочая зона составителей поездов, занятых расцепкой вагонов на сортировочной горке и вытяжных путях, должна быть оборудована настилом, освещением, емкостью для песка и стеллажом для хранения вилок-рычагов для расцепки вагонов. Место расцепления вагонов должно иметь ровную поверхность, тщательно очищенную от мусора и посторонних предметов.
2.4.2. Во время движения маневрового состава составителю поездов запрещается входить в пространство между вагонами, переходить на другую сторону отцепа вагонов (для расцепки с противоположной стороны), расцеплять вагоны в пределах стрелочного перевода и опасных местах. Запрещается расцепление вагонов в местах установки светофоров, привода стрелочных переводов и других устройств.
2.4.3. Расцепка вагонов должна производиться сбоку от вагона, без захода в межвагонное пространство, с помощью расцепного рычага привода автосцепки, а при его неисправности с помощью специальной вилки-рычага.
Расцепка движущихся вагонов на сортировочной горке, вытяжных путях должна производиться в специально установленных местах с помощью вилки-рычага. При невозможности расцепки вагонов на сортировочной горке из-за неисправности автосцепки отцепы с вагонами с неисправной автосцепкой по указанию дежурного по сортировочной горке направляют на пути сортировочного парка.
2.4.4. Торможение вагонов должны производить регулировщики скорости движения вагонов или составители поездов, исполняющие обязанности регулировщика скорости движения вагонов (далее – регулировщик скорости движения вагонов), каждый из которых закрепляется за определенной рабочей зоной старшим регулировщиком скорости движения вагонов.
Старший регулировщик скорости движения вагонов:
производит постоянный контроль за работой регулировщиков скорости движения вагонов и производит немедленное пресечение неправильных приемов в их работе, которые могут привести к несчастному случаю;
при изменении объема и ритма работы, степени заполнения сортировочных (подгорочных) путей вагонами может изменить расстановку регулировщиков скорости движения вагонов с учетом обеспечения безопасности работников и сохранности подвижного состава.
2.4.5. Перед началом роспуска состава регулировщики скорости движения вагонов должны:
находиться на своих рабочих местах (на обслуживаемых путях) и внимательно слушать извещение по двухсторонней парковой связи или другому виду связи (согласно установленному на железнодорожной станции порядку) о направлении отцепов;
работу выполнять в рукавицах (перчатках);
перед роспуском разложить тормозные башмаки на междупутье вдоль рельсовой колеи перед башмакосбрасывателем по одному в ряд;
укладывать тормозной башмак на рельс заблаговременно, находясь на безопасном расстоянии от приближающегося отцепа или вагона, после укладки башмака отойти от пути на расстояние не менее 1,5 м от места укладки в сторону, противоположную движению отцепа.
Дежурный по сортировочной горке (оператор сортировочной горки) или составитель поездов с помощью двусторонней парковой связи или другого вида связи должен информировать в установленном на железнодорожной станции порядке работников, участвующих в роспуске состава, о номерах путей, на которые будут распускаться отцепы вагонов, оповещать регулировщиков скорости движения вагонов, дежурных стрелочных постов, операторов сортировочной горки, участвующих в работе горочного комплекса, о начале роспуска состава, номерах путей, на которые следуют отцепы, количестве вагонов в них, их ходовых качествах, вагонах с грузами, требующих особой осторожности (горячего битума и т.п.), и получить от них доклад о готовности к роспуску.
2.4.6. Подкладывание башмаков под колесные пары второй по направлению движения тележки вагона должно производиться только с помощью специальных вилок для укладки тормозных башмаков на рельсы, при этом следует соблюдать осторожность.
Выбитый из-под колеса вагона тормозной башмак поднимать только после прохода отцепа.
Уборку тормозных башмаков, сброшенных с башмакосбрасывателей, производить после прохода отцепа или в период между роспуском составов, при изъятии заклиненных тормозных башмаков из-под вагона пользоваться специальным крюком или ломом.
2.4.7. Для торможения вагонов разрешается использовать только исправные тормозные башмаки, имеющие установленное клеймо.
Хранить тормозные башмаки, используемые в работе, требуется на междупутье вдоль рельсовой колеи, в специальных тумбочках или других устройствах, предназначенных для этих целей.
2.4.8. Рабочая зона регулировщика скорости движения вагонов должна располагаться в междупутьях шириной не менее 4800 мм. Рабочее место не должно иметь крупного щебня, рыхлого песка, неровностей и посторонних предметов, а также концы шпал и земляное полотно должно быть на уровне подошвы рельса, чтобы не создавать препятствий регулировщику скорости движения вагонов при работе.
Торможение вагонов должно производиться в безопасной зоне по отношению к соседним путям, по которым движутся вагоны.
На рельсах каждого из путей подгорочного парка, где работают регулировщики скорости движения вагонов, должны быть установлены башмакосбрасыватели на расстоянии не менее 25 м от предельного столбика пути подгорочного парка.
Для прохода регулировщиков скорости движения вагонов ко всем обслуживаемым ими путям подгорочного парка должны быть технологические проходы-разрывы между вагонами. Каждый крайний вагон у этих проходов должен быть закреплен тормозным башмаком.
В рабочей зоне регулировщиков скорости движения вагонов должны быть устройства громкоговорящего оповещения, стеллажи или тумбочки для размещения тормозных башмаков, вилки для их подкладывания, инвентарь для очистки головок рельсов и полоза башмака от снега и льда, емкости для песка или графитной смазки.
Учитывая фактическое размещение инвентаря, работник должен заблаговременно выйти перед началом роспуска вагонов на тормозную позицию со специальной вилкой для укладки тормозных башмаков.
2.4.9. Локальным документом (приказом или распоряжением) начальника железнодорожной станции междупутья сортировочного парка в районе тормозных позиций закрепляются за регулировщиками скорости движения вагонов для содержания их в чистоте и контроля исправности башмакосбрасывателей.
2.4.10. При производстве маневровой работы серийными и одиночными толчками:
составитель поездов с машинистом обязаны регулировать разгон состава для толчка с учетом ходовых качеств и веса отцепа, свободности сортировочных путей, атмосферных условий, обеспечения достаточного времени для перевода стрелок, укладки тормозных башмаков дежурными стрелочных постов (работниками, принимающими участие в роспуске), регулировщиками скорости движения вагонов и их отхода в безопасную зону на безопасное расстояние за пределы габарита железнодорожного подвижного состава;
до отцепки группы вагонов на вытяжном пути или пути надвига работники, производящие торможение вагонов, перед началом роспуска и в течение всего роспуска (при переходе работника на другие железнодорожные пути) должны подтверждать место своего нахождения.
На железнодорожных путях, где имеются вагоны, с которыми производятся технические или грузовые операции, маневры толчками не допускаются.
2.4.11. При производстве маневровой работы серийными и одиночными толчками начальником железнодорожной станции дополнительно разрабатывается инструкция по порядку производства маневровой работы толчками, с которой должны быть ознакомлены причастные работники. В инструкции отражаются следующие вопросы: подготовка рабочих мест, порядок убеждения о готовности причастных работников к роспуску вагонов, места расположения песка, графитовой смазки в зимнее время, подготовку рабочих мест в районе торможения отцепов тормозными башмаками и очистку башмакосбрасывателей, регламент переговоров причастных работников при проведении маневровой работы толчками.
2.4.12. Начальник железнодорожной станции обязан обеспечить оптимальное расположение стеллажей для хранения тормозных башмаков, ящиков для песка (графитовой смазки) в зоне торможения вагонов.
5.12. Требования охраны труда при техническом
обслуживании и ремонте устройств СЦБ механизированных
и автоматизированных сортировочных горок
5.12.1. До начала работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ механизированных и автоматизированных сортировочных горок (далее – горочных устройств СЦБ) электромеханик должен выполнить организационные мероприятия в соответствии с пунктом 3.3 настоящей Инструкции.
Обо всех отказах в работе горочных устройств СЦБ электромеханик должен доложить старшему электромеханику или диспетчеру дистанции СЦБ.
5.12.2. Если для производства работ по устранению неисправности требуется выключение горочных устройств СЦБ, то электромеханик/электромонтер должен оформить это выключение в порядке, установленном Инструкцией по обеспечению безопасности роспуска составов и маневровых передвижений на механизированных и автоматизированных сортировочных горках при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту горочных устройств.
После устранения неисправности электромеханик/электромонтер может ввести в действие горочные устройства СЦБ, работа которых временно прекращалась, только после совместной с ДСПГ практической проверки исправности устройств и правильности показаний контрольных приборов на пульте управления. Об устранении неисправности электромеханик/электромонтер должен сделать запись в Журнале осмотра.
Время устранения и причину неисправности электромеханик должен сообщить старшему электромеханику или ДСПГ, а также диспетчеру дистанции СЦБ.
5.12.3. Запрещается при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту горочных устройств СЦБ создавать искусственные цепи подпитки приборов с помощью установки временных перемычек, переворачивания реле или другим способом.
Установка временных перемычек допускается:
– если они предусмотрены утвержденными техническими решениями (выключение устройств и другие работы);
– для выключения горочных устройств в случае отсутствия путевого развития при вводе новых устройств в эксплуатацию, при реконструкции путевого развития, после внесения соответствующих изменений в техническую документацию в порядке, установленном Инструкцией по содержанию технической документации на устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ).
Временные перемычки должны быть длиной не менее 0,5 м, выполнены без увязки в жгут и иметь бирку о назначении. Цвет проводов временных перемычек должен отличаться от цвета проводов действующего монтажа.
5.12.4. Запрещается производить работы на вагонных замедлителях, централизованных стрелках, светофорах и других горочных устройствах СЦБ (путевые коробки, кабельные стойки, перемычки, скоростемеры, весомеры, педали), находящихся на путях или в непосредственной близости от них, во время роспуска состава с сортировочной горки, прохождения локомотивов или подачи через зону работ составов из подгорочного парка.
5.12.5. При получении предупреждения по громкоговорящей связи или специальным звуковым сигналом о предстоящем роспуске вагонов, прохождении локомотива или передвижении состава из подгорочного парка через зону работ электромеханик и электромонтер, работающие на напольных горочных устройствах СЦБ, должны:
– немедленно прекратить работы;
– убрать с места работы инструмент, материалы и запасные части;
– отойти в безопасное место.
5.12.6. Работы на вагонном замедлителе должны выполняться не менее чем двумя работниками.
5.12.7. При необходимости производства работ на замедлителе с выходом его за габарит замедлитель должен быть выключен из действия, закрыты соответствующие железнодорожные пути, а место работ ограждено.
5.12.8. При производстве работ на действующем замедлителе запрещается становиться ногой на головку рельса, между тормозными шинами и под шток поршня тормозного цилиндра.
5.12.9. При укладке вагонного замедлителя грузоподъемным краном запрещается находиться на замедлителе во время его подъема, под грузом, стрелой и в зоне перемещения замедлителя.
5.12.10. При установке тормозных балок, пружин и других деталей вагонного замедлителя удалять мусор, снег и другие предметы из-под замедлителя следует лопатой или скребком, а поверхности деталей очищать металлической щеткой.
5.12.11. Для проверки совпадения болтовых отверстий при соединении деталей электромонтеры должны использовать специальные ломики и бородки соответствующего диаметра.
5.12.12. Производить работы на клещевидных весовых вагонных замедлителях типа КВ в подготовленном к торможению положении следует только после установки специальных упоров, фиксирующих поднятое положение рамы замедлителя.
5.12.13. Работы по разборке, устранению дефектов и установке электропневматических и пневматических клапанов (далее – ЭПК и ПК), регулировке соленоидов и проверке их изоляции, чистке ЭПК с вывертыванием нижней пробки и смазыванию уплотнений необходимо производить только после выключения из действия устройств, связанных с работой ЭПК или ПК, а также перекрытия воздухопровода и выпуска сжатого воздуха из малого воздухосборника.
5.12.14. Чистка сжатым воздухом устройств СЦБ на сортировочных горках должна выполняться двумя работниками, один из которых производит необходимую работу, а другой выполняет обязанности сигналиста и находится в месте присоединения шланга у запорного вентиля воздухопроводной сети. Работник, находящийся у запорного вентиля, обязан внимательно следить за движением подвижного состава в зоне работ и за объявлениями ДСПГ или оператора, а также за подачей специального сигнала о предстоящем роспуске вагонов, проследовании локомотива или подаче состава из подгорочного парка. При плохой слышимости он должен, перекрыв вентиль, прекратить подачу сжатого воздуха и слушать объявления. Если и при этих условиях объявление не будет понято, то без личного наведения справки у оператора горки запрещается продолжать чистку сжатым воздухом.
5.12.15. Чистку и продувку вагонного замедлителя работник должен производить в защитных очках.
При чистке или продувке вагонного замедлителя, загрязненного цементом, химикатами, кислотами и другими вредными веществами, работники должны применять защитные очки, респираторы и другие специальные средства защиты.
5.12.16. После извещения о предстоящем роспуске вагонов или маневровых передвижениях через зону работ работники должны действовать в соответствии с требованиями, изложенными в подпункте 5.12.5 настоящей Инструкции.
5.12.17. При чистке горочных устройств СЦБ сжатым воздухом необходимо соблюдать следующие требования:
– не использовать шланги, у которых отсутствуют типовые соединительные головки и запорные краны на металлическом наконечнике, а также шланги, пропускающие воздух, или имеющие ненадежные крепления соединительных головок;
– запорный кран на наконечнике при подключении шланга к воздухопроводной сети должен быть закрыт;
– после присоединения шланга к воздухопроводной сети сначала следует проверить надежность сцепления соединительной головки и только по окончании этой проверки можно открыть кран на наконечнике, а затем постепенно открывать запорный вентиль;
– струю воздуха следует направлять под таким углом к устройствам, при котором предотвращалась бы возможность попадания в лицо работающего металлических опилок, стружек, щебенки;
– после окончания чистки запорный вентиль необходимо закрыть, сжатый воздух полностью выпустить из шланга и только после этого отключить соединительную головку.
5.12.18. При техническом обслуживании радиолокационного индикатора скорости, работающего в диапазоне сверхвысоких частот (СВЧ), должны соблюдаться следующие требования безопасности:
– запрещается направлять включенный радиолокационный индикатор в сторону работников, находящихся на расстоянии менее 1 м от линзы антенны. Электромеханик должен избегать попадания в зону направленного излучения антенны;
– заземление радиолокационного индикатора необходимо производить при снятом напряжении;
– соединять радиолокационный индикатор с регистрирующим устройством и источником питания напряжением 220 В следует при отключенном напряжении питания с помощью кабеля, входящего в комплект инструментов к устройству РИС-В2.
5.12.19. Оборудование пневматической почты следует ремонтировать только после ее выключения.
Монтажные и ремонтные работы на щитах воздуходувок пневматической почты необходимо производить при снятом напряжении стоя на диэлектрическом ковре. На выключателе следует вывесить плакат “Не включать! Работают люди”.
5.12.20. Внутреннее состояние щита воздуходувок, работу приборов щита управления следует осматривать и проверять после временного отключения пневматической почты. Напряжение следует временно выключить и вывесить плакат “Не включать! Работают люди”.
Закреплять монтаж следует торцовыми ключами с изолирующими рукоятками.
После окончания работы плакат следует снять, подключить напряжение на силовой щит, проверить работу устройств и сделать запись об этом в Журнале осмотра.
5.12.21. Запрещается во время работы машин производить осмотр, ремонт, смазку и чистку деталей компрессора и электрооборудования.
При нахождении в помещении компрессорного зала необходимо надевать противошумные наушники.
5.12.22. После очистки и ремонта частей и узлов компрессорной установки необходимо удостовериться в том, чтобы в ней не осталось каких-либо посторонних предметов.
Все вращающиеся части вентилятора, электродвигателя компрессора, агрегата возбуждения насосов необходимо закрыть кожухами или ограждениями.
5.12.23. При периодических наружных осмотрах оборудования компрессорной установки следует производить обтирку и очистку ее наружных поверхностей от пыли и грязи. При обнаружении утечки масла и воды, особенно попадания масла на фундамент, необходимо установить причины их образования и оперативно устранить.
Очистка оборудования и трубопроводов, находящихся под давлением, не допускается.
5.12.24. В качестве обтирочных материалов следует применять хлопчатобумажный или льняной материал. Не допускается применять для очистки воздухосборников, влагомаслоотделителей и другого оборудования горючие и легковоспламеняющиеся жидкости.
5.12.25. Внутренний осмотр и ремонт сосудов, работающих под давлением (воздухосборников), должны выполняться только специализированной организацией. Наружный осмотр воздухосборников, ремонт трубопроводов, арматуры, установка и снятие заглушек, отделяющих ремонтируемый участок трубопровода, могут выполнять обученные и прошедшие установленным порядком проверку знаний работники.
5.12.26. Применять открытый огонь в помещении компрессорной станции не допускается.
5.12.27. Результаты ремонта компрессоров следует отражать в эксплуатационной документации на компрессорную установку (Журнал ремонта).
5.12.28. Оборудование, работающее под избыточным давлением, необходимо вывести из режима эксплуатации в случае:
– неисправности предохранительного клапана;
– при обнаружении трещин, пропуска воздуха в сварных швах, болтовых соединениях, разрыве прокладок;
– при неисправности и неполном количестве крепежных деталей люков и крышек.
5.12.29. Для уплотнения фланцевых соединителей следует применять паронит. Запрещается применять прокладки из картона, резины.
5.12.30. Перед включением в работу оборудования, работающего под избыточным давлением, необходимо проверить исправность вентилей, задвижек, клапанов, устройства для удаления скапливающегося в воздухопроводе масла или воды.
В случае замерзания устройства отогревать его разрешается горячей водой, паром или горячим воздухом. Применение для этих целей открытого огня запрещается.