Должностные обязанности хранителя музея

Краткое описание

Музейщики создают необходимые условия хранения и демонстрации экспонатов в учреждениях, которые собирают и выставляют на обозрение памятники истории, искусства, культуры, науки, техники и других сфер деятельности общества. Для этого работники музеев:

Сотрудники крупных музеев занимаются научной работой; исследуют артефакты и предметы, собранные в экспедициях, приобретенные или подаренные меценатами, какими-либо организациями, частными лицами; ищут информацию об экспонатах; проводят экспертизу подлинности произведений искусства.

Все эти обязанности, конечно, исполняет не один человек – у музейных работников есть специализации.

«Люди не делают историю, это история делает людей»

Проект «Большой и маленький музей невозможен без людей» в преддверии 65-летия музея познакомит вас с профессией специалиста в музейном деле и креативным коллективом сотрудников государственного учреждения «Лидский историко-художественный музей».

Существует множество специальностей под общим названием «музейный работник». Это музеевед, научный сотрудник, экскурсовод, хранитель фондов, художник, специалист экспозиционно-выставочного отдела. Однако, и это ещё не все! Существует не меньше специальностей, которые применимы и даже очень нужны в музейном деле. Это дизайнер, менеджер, программист, фотограф, юрист и другие.

Помимо профессиональных знаний для работы в музее необходимы общая культура, эрудиция, ответственность, наблюдательность, внимание, грамотная речь, образное мышление. В этом проекте вы узнаете ответы на некоторые актуальные вопросы, заданные сотрудникам музея, а также сможете задать нашим специалистам вопросы сами.

Если вам интересна наша сфера деятельности — приглашаем к знакомству!

Заместитель директора по научно-исследовательской деятельности

ГУК «Белгородский государственный историко-художественный музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление» является государственным музеем, научно-исследовательским и культурно-просветительским учреждением.

Одной из основных задач музея является сохранение музейных фондов, основную часть которых составляют памятники истории Курской битвы 1943 г. и военной истории края 1941−1945 гг.Выполняя эту задачу, музей осуществляет учёт, хранение, консервацию и реставрацию предметов, находящихся в его музейных фондах.

Учёт и хранение музейных фондов являются важнейшими функциями музея-диорамы. Целями учёта и хранения является:

Работы по ведению музейного фонда в области учёта и хранения осуществляет отдел учёта и хранения фондов, в задачу которого входит выполнение всех операций по учёту, а также хранение музейных фондов, координация и оперативный контроль хранительской деятельности, комплектование фондов.

В год основания музея-диорамы его фонды насчитывали всего 460 экспонатов. Первыми экспонатами стали: уникальное цельнотканое художественное полотно диорамы «Огненная дуга», оружие, предметы снаряжения воинов Красной Армии, а также боевая техника периода Великой Отечественной войны, находящаяся во внешней экспозиции музея.

Для того чтобы развернуть полноценную экспозицию, этого, конечно, было мало. С целью сбора экспонатов были определены основные темы комплектования, охватывающие важнейшие события Курской битвы, установлены связи с советами ветеранов армий и дивизий, принимавших участие в боевых действиях. Участники Курской битвы, родственники погибших в боях солдат и офицеров, их боевые товарищи присылали в музей фронтовые реликвии: фотографии, документы, награды, армейские газеты, военную форму и многое другое.

Проходит время, меняются формы комплектования фондов, расширяется география и временные рамки привлекаемого материала. Но систематическая и целенаправленная работа научных сотрудников всех отделов музея позволяет не только увеличивать фондовые коллекции, но и обогащать их уникальными и интересными реликвиями.

Музейный фонд музея-диорамы является организованной совокупностью музейных предметов. Музейный фонд разделён на предметы, отнесённые к основному и научно-вспомогательному фондам. В состав основного фонда музея-диорамы входят предметы (техники и оружия, изобразительного искусства, вещевого фонда, образцы форменной одежды и снаряжения, документы и письменные источники, фотографии, периодическая печать, киноматериалы, фонозаписи, нумизматические материалы), документирующие историю Курской битвы и Великой Отечественной войны 1941−1945гг. Все музейные предметы основного фонда — вещественные, письменные, изобразительные — входят в состав государственного музейного фонда Российской Федерации.

Заведующая экспозиционным отделом Лидского замка

Анна Некрашевич является координатором и исполнителем экспозиционной деятельности на всех этапах работы на объекте Лидский замок. Обеспечивает подготовку научно-справочного материала. Имеет большой опыт экскурсионной работы, мастерски танцует средневековые танцы и даже умеет плести кольчугу.

— Анна, Лидский замок является одним из объектов самого популярного туристического маршрута «Замки Беларуси». Как бы Вы охарактеризовали современно туриста на этом маршруте? Каков его среднестатистический портрет?

— Предположительно 30-35 лет; молодая семья или компания друзей; неспешно путешествуют автомобильным транспортом; маршрут составляют сами; интересуются не одним объектом, а историей региона в целом; готовы участвовать в интерактивной экскурсии с танцами, играми, мастер-классом; задают много вопросов.

Старший научный сотрудник

Закончила ГрГУ им. Я. Купалы по специальности учитель истории. Опыт работы в музее – 3 года.

Научные сотрудники музеев – настоящие сыщики. Они разгадывают тайны экспонатов и связанных с ними событий. Для этого они изучают различные документы и исторические события.

Татьяна, последнее время вы плотно изучаете материалы отчётов археологических раскопок разных периодов в замке. Могли бы вы выделить артефакт, который вас удивил и почему?

– Один из самых интересных артефактов, который можно увидеть в экспозиции Лидского замка – это инструмент для пускания крови. Предмет был найден при раскопках в Лидском замке в 1977 г., датируется XIV-XVII вв. Предмет редкий, на территории Беларуси таких найдено только 2 единицы. На первый взгляд, если не знать истории предмета, трудно даже предположить, что это за предмет, скорее похож на ключ, чем на хирургический предмет. А ещё интереснее тот факт, что в своё время кровопусканием лечили большинство болезней.

– После трёх лет работы в музее я понимаю, что проведение экскурсий для посетителей замка – это верхушка айсберга. Научный сотрудник в первую очередь исследователь, творческий человек. Лично мне в музейной работе очень помогает профессия. Я художник. Замки – это самое крупное произведение рукотворного искусства. Недостаточно смотреть на замок только как на владение Гедимина. Это и итог труда зодчих, которые его строили, и простолюдинов. Имена этих людей не сохранила история, но они приняли участие в создании произведения искусства.

Лидский замок – это жемчужина средневековой архитектуры, и одна из моих профессиональных задач заключается в том, чтобы знакомить посетителя с красотой сурового готического стиля, который мне, как художнику, очень интересен.

Одной из важнейших задач работы на объекте Лидский замок является адресность предлагаемой музеелогической информации, индивидуальный подход к посетителям, степень готовности к восприятию музейной культуры. Постоянный поиск новых методов работы – отличительная черта сотрудника Козыро Тересы.

– Я предпочитаю не называть то, что я делаю, работой. Это творческая деятельность, она может быть напряженной, но она разноплановая, созидательная. Ты каждый день узнаешь что-то новое, постоянно совершенствуешься и развиваешься, обретаешь новые навыки, знакомишься с интересными людьми. Если вы получаете удовольствие от общения с людьми, от улыбок и блеска внимательных глаз благодарных слушателей, эта профессия несомненно для вас!

Яна, вы уже несколько лет работаете в должности хранителя фондов, расскажите, какими предметами за последнее время пополнились фонды Лидского историко-художественного музея?

– Предметы, отличающиеся особой научной, ис­торической и художественной ценностью, изучают, экспонируют, а главное, хранят для потомков. Хотелось бы отметить, что, согласно профилю музея, фонды активно пополняются картинами, графическими листами и многими другими произведениями искусства. Одни из последних поступлений – графические листы с изображением Лидского замка. Авторами данных работ являются известные художники – Шарков Владимир Владимирович и Татарников Павел Юрьевич.

Кассир по продаже билетов

Работа ни одного музея не может обходиться без сотрудников отдела фондов. Они всегда остаются в тени, об их работе мало кто имеет представление, но без них ничего бы не получилось. Хранители знают о музейных экспонатах всё: кому раньше принадлежал, как попал в коллекцию и при какой температуре и влажности должен содержаться. Их рабочие дни проходят в тишине фондов, в которых они порой совершают важные открытия.

Мы встретились с Маргаритой Малининой – главным хранителем Музея истории города Йошкар-Олы. Маргарита Эриковна рассказала о том, какой труд стоит за тем, чтобы мы с вами могли прийти в музей и полюбоваться предметами, фотографиями и картинами. Кстати, эта профессия не утратила своей актуальности, несмотря на стремительные изменения в нашей жизни.

Буквы – в цифру

Сегодня общее количество предметов музейного собрания насчитывает более 27 тысяч единиц хранения. В музее собраны восемь богатейших и разнообразных коллекций. Постоянные коллекции – это лишь вершина айсберга, которую мы можем наблюдать, придя в музей, основная их часть хранится в фондах и ждёт своего выставочного часа.

Должностные обязанности хранителя музея

– Основа нашей работы – «Единые правила организации и комплектования, учёта, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций», – начала разговор Маргарита Эриковна. – Сейчас мы полностью систематизировали фонды, заканчиваем цикл сверки самой большой коллекции «Документы», а это более 15 тысяч единиц хранения. Создали электронные книги учёта экспонатов. Теперь все бумажные книги учёта переведены в электронный формат.

Благодаря национальному проекту «Культура» произошло обновление оборудования фондохранилища. Для хранения документов, инвентарных книг, научных паспортов на бумажных носителях приобрели специальные сейфы, металлические драйверы, а также системы кондиционирования и климат-контроля для каждого хранилища.

Одна из проблем перевода в электронный вид, по мнению главного хранителя музея, – выцветающие чернила, которыми производились записи предшественниками. И это неудивительно. Почти за 30 лет рукописные книги учёта стали сложно читаемыми, страницы от времени пожелтели и стали ломкими. В скором времени хранители музея сделают их печатные копии.

Должностные обязанности хранителя музея

– Электронными книгами учёта пользоваться очень удобно, – отмечает Маргарита Эриковна. – Работа по их переводу в цифровой формат началась в 2022 году. В автоматизированную базу музея с 2017 года вносим все экспонаты, которые поступили и продолжают поступать. На данный момент зарегистрировано 15 737 единиц хранения. Перед тем, как выполнить передачу данных о предметах и коллекциях в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации – единую информационную систему, в которой собирается и хранится информация обо всех музеях и музейных предметах нашей страны, их в обязательном порядке оцифровывают. То есть все рукописные документы учета переводятся в цифровой формат. В каталоге музейные предметы систематизированы по категориям: документы, фотографии, предметы археологии, предметы нумизматики, редкие книги, предметы быта, этнографии и декоративно–прикладного искусства и т.д. На 20 июля в Госкаталоге зарегистрировано 13859 единиц хранения. Это очень кропотливая работа, требующая внимательности, усидчивости, ответственности. Посетители, которые приходят к нам, удивляются царящей в наших фондах тишине.

Это наша история

Пополнение фондов – ещё одна забота хранителей. Коллекции прирастают в основном за счёт даров неравнодушных горожан. Обычно они приносят предметы быта, фотографии, документы, связанные с историей своей семьи. Вещи эти не обязательно редкие и люди решили их отдать, сохранить память о себе и своей семье. Принимаются не только редкие, но и совершенно обыденные предметы. Сейчас горожане дарят в основном вещи советского периода.

Должностные обязанности хранителя музея

Должностные обязанности хранителя музея

Должностные обязанности хранителя музея

Должностные обязанности хранителя музея

Должностные обязанности хранителя музея

К слову сказать, экспонат попадает на выставку музея не сразу. Сначала хранитель фондов знакомится с легендой, то есть расспрашивает дарителя, как, когда этот предмет появился, откуда был привезён, кто им пользовался. Обязательно присваивается порядковый номер поступившего предмета, записывается дата поступления, кто подарил, размеры, сохранность и какой был путь передачи. Затем готовит его к экспертизе. Получив экспертное заключение, ставит на учёт, описывает предмет и помещает его в фонд. Там следит за условиями хранения.

– Недавно поступила на временное хранение церковная утварь, 103 предмета, – приводит пример Маргарита Эриковна. – Сейчас делаем экспертизу и пишем экспертное заключение на каждый предмет. После этого необходимо все их сфотографировать и внести в автоматизированную систему и госкаталог. Но предварительно сотрудники всё обязательно моют, очищают. В систематизации и описании предметов помог Директор паломнической службы «Елеон», чтец Григорий Михеев. Кстати, у нас много хранится церковных рукописных книг, церковная одежда.

Должностные обязанности хранителя музея

Должностные обязанности хранителя музея

И в этом Маргарита Эриковна нисколько не сомневается, хотя в музейный фонд пришла недавно из педагогической профессии. Как она любит шутить, поступила на работу в музей вместе с новыми правилами организации и комплектования, учёта, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций.

– Самое важное – ты всегда находишься в окружении старинных предметов, изучаешь их, это увлекает, – делится впечатлениями от своей работы Маргарита Малинина. – Хранители музея работают порой с предметами, недоступными для других. Интересно изучать предметы, за которыми судьбы, истории, воспоминания. К примеру, женские сумочки, украшения, платья. А детские вещи – они просто удивительны! Как отбираем материал? Думаем и предполагаем, что будет экспонироваться, что вызовет эмоции у посетителей. Обязательный критерий – хорошая сохранность.

Должностные обязанности хранителя музея

Должностные обязанности хранителя музея

Фото Павла Старикова.

Навигация по записям

В мире, где история и культура являются ключевыми составляющими нашего общества, профессия хранителя музея занимает особенное место. Эта роль не только охраняет прошлое для будущих поколений, но и предоставляет уникальную возможность участвовать в создании и поддержании культурного наследия. В этой статье мы погрузимся в мир должностных обязанностей хранителя музея, рассмотрим принципы их работы, служебные обязанности, а также требования к образованию и личные качества, которые необходимы для успешного выполнения этой роли.

Разместим вашу вакансию на 15 площадках

Что входит в обязанности хранителя музея?

Должностные обязанности хранителя музея обширны и разнообразны. Ответственность хранителя включает в себя не только физическое хранение исторических предметов, но и обеспечение их сохранности и целостности. Это включает в себя действия, такие как проверка и сопоставление количества, описаний и состояния сохранности предметов при их приеме на хранение. Ключевая задача хранителя – это размещение предметов в специализированном хранилище, где они будут надежно защищены от повреждений.

Принцип работы хранителя музея основывается на строгом соблюдении правил и процедур, которые гарантируют безопасность и сохранность экспонатов. Это включает в себя систематизацию музейных предметов, подготовку топографических описаний и контроль за условиями хранения.

Служебные обязанности хранителя музея также подразумевают ведение учета поступивших на хранение предметов и контроль за их движением внутри музея. Это включает в себя работу с документами, архивацию и систематизацию информации о музейных предметах.

Организация работы хранителя музея требует высокой степени внимания к деталям и умения работать как самостоятельно, так и в команде. Например, в процессе подготовки экспонатов к выставке хранитель работает в тесном сотрудничестве с другими отделами музея.

Основные обязанности хранителя музея могут варьироваться в зависимости от специфики музея и коллекции. Например, в историческом музее акцент будет сделан на сохранность артефактов, тогда как в художественной галерее важно также и правильное представление экспонатов.

Ключевые навыки и особенности профессии

Требования к образованию для хранителя музея обычно включают наличие высшего образования в области культуры и искусства, гуманитарных или технических наук. Не менее важным является опыт работы в музее или схожей области. Дополнительно, личные и профессиональные навыки, такие как внимание к деталям, умение работать в команде, организационные способности, а также знание иностранных языков, могут быть крайне важными.

Рабочее место хранителя музея — это не только его офис или лаборатория, но и хранилища, выставочные залы и другие помещения, где находятся музейные экспонаты. Каждое из этих мест требует особого внимания к условиям хранения и безопасности предметов.

Важно также отметить, что профессия хранителя музея постоянно развивается в соответствии с новыми технологиями и методами сохранения. Это делает ее одной из самых динамичных и интересных в сфере культурного наследия.

Если вы заинтересованы в поиске специалиста в области хранения музейных предметов, сайт Jobers предоставляет удобный и эффективный способ найти квалифицированных профессионалов в этой сфере. На сайте представлен широкий спектр вакансий и резюме, что позволяет найти подходящего специалиста для любого музея или культурного учреждения.

Заключение

На размер зарплаты музейщиков влияют регион, место и опыт работы, занимаемая должность:

Место работы

В России, наряду со всемирно известными музеями и галереями, почти во всех городах есть музеи местной тематики, а в областных центрах их обычно несколько. И во всех этих организациях нужны высокообразованные и квалифицированные сотрудники. Кроме музеев всех типов: художественных, исторических, этнографических, природоведческих, научно-технических – музейщиков принимают на работу и другие организации:

Профессиональные знания

Профессия музейного работника в зависимости от специализации требует разных знаний, чаще всего нужно хорошо разбираться:

Сотрудники музея должны быть в целом очень эрудированными и обладать глубокими знаниями по своей специальности.

Важные качества

Для музейщика важны:

Дом поэта Валентина Тавлая

Литературное направление в деятельности музея возглавляет филолог Алесь Хитрун. Культурная и литературная жизнь региона тесно связаны с жизнью писателей и поэтов. Эта деятельность развивает и углубляет знание родного языка, отечественной истории. Алесь был в своё время инициатором организации и проведения музейно-образовательной программы «У школу да Цёткі» в рамках культурно-образовательного проекта «Беларусь – мая мова і песня», а также  проектов «Перад тым як на Парнас, завітаў паэт да нас!», «ЗаВАЛІнкі на ЗАмКАВАЙ,7» и др. Литературное направление в деятельности нашего музея на базе дома В. Тавлая, стало «центром живого слова» с элементами интерактивности.

Большая удача для нашего города, что реальный дом, в котором проживал поэт Валентин Тавлай, сохранился. Чего не достаёт этому музею, чтобы он воспринимался, как настоящий дом-музей?

– Так, хацелася б назваць гэты дом мемарыяльным, бо будынак застаўся на тым месцы, дзе жыў паэт з кастрычніка 1939 г. па чэрвень 1941 г.

У 2025 годзе дому паэта Валянціна Таўлая споўніцца 15 гадоў з дня заснавання (22 верасня 2010 года). У 2026 годзе – 100 год самому будынку. А вось сёлетні 2024 год стаў таксама знамянальны: Валянціну Таўлаю споўнілася 115 год з дня нараджэння. Упершыню за дзейнасць дома-музея былі атрыманы ад калег з музеяў, архіваў і бібліятэк матэрыялы, якія маюць непасрэднае дачыненне да жыцця і творчасці В.Таўлая. Звыш 15 устаноў і арганізацый пасадзейнічала нам у папаўненні такога каштоўнага матэрыялу. У доме размяшчаецца мемарыяльны пакой паэта, адзіны ў Беларусі, прысвечаны В. Таўлаю. Ліда памятае свайго патрыёта, бо адна з вуліц у горадзе носіць яго імя. Ёй у 2023 годзе споўнілася 60 гадоў з дня пераіменавання з вуліцы Лідскай. Як бачым, юбілейныя даты ідуць адна за другой. Для таго, каб захаваць мемарыялізацыю, неабходна захаваць і прымузейную прастору. Для гэтага патрэбна стварыць дваровую экспазіцыю з прымяненнем ландшафтнага дызайна.

Штатное расписание предусматривает несколько основных должностей для музейщиков:

В штате могут быть и другие должности в соответствии с профилем музея. Например, в музейном комплексе «Кижи» под открытым небом «хранятся» памятники деревянного зодчества, поэтому среди сотрудников есть плотник-реставратор и музейный мастер, а с этнографическим духом посетителей знакомят хранители фольклорных традиций – они изучают старинные песни, сказки и исполняют их во время экскурсионных и праздничных программ, которые проводятся в Кижах.

Должностные обязанности хранителя музея

Каково работать в Кускове

Виртуальный музей, детское творчество и самые неожиданные вопросы музейным работникам

Вы работаете в одном из самых красивых усадебных комплексов Москвы. Как вы как пришли к усадебной профессии?

— Для меня Кусково — это мой дом. Я с детства обожала здесь гулять и увлекалась историей. А когда пришло время идти в институт, я выбрала кафедру истории искусств в МГУ. На третьем курсе нужна была практика по специальности — я не задумываясь пошла в Кусково лаборантом-исследователем. Свои 19 лет встретила в кабинете будущего руководителя. А мой диплом вырос из музейной экспозиции. Есть такой необычный предмет мебели — кабинет, в итальянском домике их два. Один украшает пьетро дура (каменная цветочная мозаика), другой — генуэзско-лигурийская деревянная резьба. Я так увлеклась изучением их сюжетов, что посвятила диплом генезису кабинета. Стала младшим научным сотрудником, потом старшим, а теперь заведую нашим отделом. В Кускове я уже 17 лет — здесь я на своем месте.

— Сейчас вы — заведующая отделом научно-просветительной работы и музейных программ. Что входит в ваши обязанности?

Мой отдел проводит экскурсии, лекции, концерты и другие массовые мероприятия, а также занимается организацией свадеб. Кроме того, мы отвечаем за создание и наполнение сайтов усадьбы. Один из них — часть портала «Музейная Москва онлайн»: с нашей коллекцией можно познакомиться не выходя из дома. А на основном сайте есть VR-тур по экспозициям дворца и парковых павильонов. Еще у нас есть инклюзивные программы, а также программа «Детское Кусково». Ее курирует Настя Смирнова — одна из победителей конкурса «Лучший музейный работник-экскурсовод города Москвы 2023 года». Все программы мы продумываем вместе, при этом моя функция часто запретительная: фантазия у наших девушек богатая, а я методически выстраиваю реальный проект.

Но завотделом — это должность, которая записана в трудовой. Но на самом деле я еще и хранитель девяти фондов (от живописи до чертежей), а также экспозиции портретной галереи в Большой каменной оранжерее.

— Расскажите, кто такой хранитель.

Это человек, который отвечает за сохранность экспонатов усадьбы. Причем в Кускове это всегда часть другой должности. Обычно в музеях это два разных отдела — хранения и научно-исследовательский, а у нас все вместе, и это здорово. Задача хранителя — беречь экспонаты, задача исследователя — создавать выставки. Если это разные люди, то начинаются сложности: «Можно мне на выставку вот эту картину?» — «А нет! У нее красочный слой поврежден, и вообще я ее обещал на другую выставку». У нас все проще: когда ты сам и исследователь, и хранитель, ты сразу продумываешь концепцию выставки исходя из предметов, которые реально показать. Бывает, что чего-то не хватает для экспозиции, и выставка подстегивает к реставрации предметов.

— Как проходит ваш рабочий день?

Все дни очень разные. Одно можно сказать наверняка: утром я беру ключи и снимаю с охраны свои помещения. А дальше события могут развиваться как угодно. Если это санитарный день (третья среда месяца), то я иду в портретную галерею с пипидастром (это такая метелка для смахивания пыли) и протираю живопись, рамы и мебель, за которые я отвечаю. Да, это тоже важная часть работы! Так делают все сотрудники. Если это наш бесплатный день в рамках Московской музейной недели (третий четверг месяца), то я выясняю ситуацию с онлайн-билетами и решаю, сколько их нужно добавить. По понедельникам и вторникам музей закрыт, но наш отдел работает 24/7. Нужно постоянно принимать срочные решения и быть готовой к нестандартным задачам.

Например, сегодня мое утро началось с того, что мы одели в рамы вернувшиеся с реставрации картины и разместили в итальянском домике. После этого мы обсудили план мероприятий на месяц. Дальше было время бумажной работы и всяких отчетностей по лошадкам: по нашему парку можно прокатиться на карете. Теперь я даю вам интервью, потом отвечу на письма от посетителей. А если останется время, пойду в фонд и займусь описанием графики, которую я храню.

— Как много разных задач! А какие из них у вас самые любимые?

Говорят, отдых — это смена деятельности, в этом смысле у меня постоянный отдых. Это и есть самое приятное в моей работе! Я могу начать день в парке, а закончить на другом конце Москвы, забирая отреставрированные экспонаты. Или утром протирать тряпочкой картины, днем координировать работу разных служб, а вечером рисовать карточки для телеграм-канала «Детское Кусково». Все эти задачи требуют абсолютно разных знаний, умений и навыков, и каждый следующий день будет о своем. Работа в усадьбе позволяет перепробовать множество профессий.

— Такое разнообразие касается не только вашей должности?

Нет, так у всех. Ведь в Кускове большая территория и разноплановые коллекции, при этом не так много сотрудников. Например, Настя занимается детьми, но это не значит, что она увидит взрослого и убежит: она с интересом участвует в разных проектах и проводит экскурсии. Все взаимозаменяемы, при этом у каждого есть основное направление работы. И мы постоянно сотрудничаем с научно-исследовательскими отделами, которые создают выставки.

— А какие отделы отвечают за выставочную деятельность?

Отдел «Усадьба Кусково» занимается изучением коллекций усадьбы. В нем я работала первые 10 лет, именно поэтому я храню фонд живописи. Кроме того, есть отделы «Музей керамики» (тут самая большая часть нашей коллекции) и «Усадьба Останкино».

Каждый из них занимается выставками: от концепции до дизайна. А вот задача моего отдела — приводить посетителей и рассказывать об экспонатах. Но поскольку я хранитель, я тоже делаю выставки графики — это моя научная специализация. Кроме того, мы проводим детские выставки: по статистике, большая часть наших посетителей — дети.

— Какой у вас подход к детской аудитории? Как рассказывать об истории, чтобы им было не скучно?

Самыми сложными группами экскурсоводы обычно считают подростков 7–8 класса. По мне, так это лучшая аудитория! Конечно, бывают школьники, у которых нет выбора: их привезли, но у них нет мотивации слушать, их задача 1,5 часа держать себя в руках, чтобы их никто не трогал. Но стоит их заинтересовать — и подростки начинают задавать самые неожиданные вопросы. Почему на картинах все голые? А где здесь был туалет? Бывает, что с ходу ответ найти сложно, и вопросы подростков влекут за собой серьезные исследования.

С уборными вообще интересная история: они появились в нашем дворце только к приезду императора. До этого с мальчиками было все просто — ведь в каждом зале был камин. А вот для девочек стояли ширмы в спальнях: на них снаружи висели картинки, а внутри стоял горшок. Причем туда заходили вдвоем: как еще справиться с юбками. Девчонки до сих пор бегают в туалет за компанию: мне кажется, это генетический опыт, что в одиночку не получится.

Чтобы детям было интересно, с ними нужно разговаривать. Не надо грузить их цифрами и фактами, не надо называть бесконечную вереницу имен, которые они сразу забудут. Детям нужен образ — на это и направлены детские программы музея-усадьбы.

— Какие программы есть для детей разного возраста?

Для ребят от шести лет есть программа «Сказкотворение» — она основана на работе Владимира Проппа «Морфология волшебной сказки». Это настольная книга всех фольклористов! Она объясняет, как устроена сказка. Мы раздаем детям карточки с основными элементами: например, «герой отправляется в путешествие», «у него появляется волшебный помощник». Дальше мы смотрим мультики и находим там эти элементы. А в конце дети идут в павильон «Грот», где много ракушечных персонажей: от обезьяны с коробом до русалки и дельфинов. И прямо в гроте они сами придумывают сказку, основываясь на принципах Проппа. Детям интересно и весело, а с собой они уносят серьезную научную концепцию!

Для детей постарше мы проводим экскурсии с путеводителем: ребята слушают и параллельно отвечают на интересные вопросы. Это помогает им в игровой форме запоминать то, что они услышали. А еще для школьников с 3 по 11 классы мы проводим «Учебный день в музее» — это городская программа, в рамках которой ребята проводят у нас целый учебный день. Химия, биология, математика, литература, история — все уроки проходят в усадебном контексте. Записать на такой день свой класс можно на портале методического центра. Дети чувствуют себя здесь очень свободно: журнала нет, можно сидеть на полу и учиться в парке — параграфы из учебников оживают, а школьный день превращается в настоящее приключение.

— Есть ли программы для самых маленьких?

Совсем скоро мы запустим путеводители для детей от трех лет. Тут свой подход: малышам бессмысленно объяснять, что художник Аргунов был крепостным. Нужны простые и понятные формы общения с ребенком в экспозиции, которые вызовут у него живой интерес. В наших путеводителях музейные предметы оживают и общаются с ребенком, приглашая понаблюдать за формами и цветами, посчитать что-нибудь, встать в ту же позу. Малышей важно вовлекать на уровне движения.

— А как заинтересовать взрослых, которые слабо ориентируются в русской истории? Например, иностранцев?

О, это очень интересно. Я долгие годы вожу экскурсии на английском, они сильно отличаются от русскоязычных методически. Если человек плохо себе представляет контекст, скажем, петровской эпохи, он не поймет многих нюансов из истории усадьбы. Поэтому таким посетителям нужно рассказывать о том, что останется в их голове картинкой.

О том, что Кусково — единственный в Москве усадебный комплекс XVIII века уникальной сохранности: деревянный дворец, регулярный парк, 300-летние дубы, ассортимент цветов и малые ансамбли — здесь все как при Шереметевых. О том, что пышные шереметевские праздники продолжались по три дня подряд. Что это летний дворец, и здесь никто не жил зимой, то есть это дача (запоминаем русское слово). Что обивка стен в малиновом зале дворца обязана своим цветом кошенили — это личинка жучка, который живет на единственном сорте кактуса в Латинской Америке. А черный паркет сделан из мореного дуба, который вылеживался в непроточной воде в течение 20 лет. Можно задать вопрос: как часто мылся Людовик XIV? А вот в России было принято ходить в баню (еще одно русское слово). Такие вещи запоминаются надолго.

Петр Борисович Шереметев основал крепостной театр, а Николай Петрович превратил его в один из лучших в стране. Вы продолжаете эту традицию?

Конечно, тем более что это отличный способ оживить историю. Но важно понимать, что точно воспроизвести театральные постановки тех лет невозможно. У нас сохранился воздушный театр, где проходили спектакли под открытым небом. В XVIII веке его оркестровая яма была настоящей ямой, в которой играл оркестр. Восстанавливать ее в современном парке небезопасно. К тому же, не все гости готовы сидеть на земле. Поэтому мы не копируем, а продолжаем традиции в форматах XXI века: у нас проводятся иммерсивные спектакли и пикники.

К мероприятиям тот же подход: чтобы повторить какое-либо из гуляний, которые Шереметев устраивал здесь в XVIII веке, никакого бюджета не хватит. И это не нужно: гвоздем программы тогда были пышные фейерверки, но сегодня мы такого себе позволить не можем, ведь мы храним подлинный деревянный дворец XVIII века.

— Кусково — летняя усадьба. А что здесь происходит зимой?

Действительно, зимой в усадьбе жизнь почти замирает. Дворец и грот не отапливаются и не освещаются — они работают до 16:00, а после заката закрываются, потому что внутри темно и холодно. Другие павильоны работают дольше, но если летом мы ежедневно принимаем по 7000 человек, то зимой всего по 200. Идеальное время, чтобы спланировать следующий сезон: большинство программ разработаны зимой.

Исключение — Новый год и Масленица, когда у нас нескончаемый хоровод. У нас необычные детские новогодние программы: в итальянском домике мы проводим итальянский Новый год, в голландском — голландский, рассказываем о традициях других стран. Обмениваемся новогодними пожеланиями при помощи «рождественского полена», выбираем бобового короля. А после всех мастер-классов дети выходят и падают в чистейший снег. Абсолютно белый! Усадебные дорожки реагентами не посыпают, с животными на территорию нельзя, так что у нас белоснежные утоптанные дорожки и огромные сугробы.

— Как же себя чувствуют экспонаты зимой? Неужели предметы роскошного убранства дворца зимуют без отопления?

Так было при Шереметевых, так и сейчас: вещи привыкли к этому режиму. Более того, они очень плохо относятся к тому, чтобы попадать в фонды. Конечно, экспонаты дворца требуют более частой реставрации, но в заведенный режим лучше не вмешиваться. Как говорила моя старшая коллега, все это уже 300 лет тут провисело и еще 300 провисит.

Дело в том, что дворец деревянный, температура внутри поднимается и опускается очень медленно — резких перепадов нет, продумана система воздуховодов. В зиму мы уходим постепенно, музейные предметы успевают подстроиться. А проводить сюда электричество и отопление будет фатально для интерьеров. Страшно представить, как мы обдираем ткани, раскладываем провода, сбивая позолоту и потолочный декор, сверлим дырки в паркете для радиаторов. А лампы на батарейках не выдерживают холода. Думаю, это вопрос времени: наверняка появятся современные технологии, которые позволят нам осветить дворец, ничего не нарушая.

— Почему же все-таки в усадебный парк нельзя с животными?

У меня у самой две собаки, и я обожаю животных. Но тут дело вот в чем. Вся территория музея-усадьбы — уникальный памятник XVIII века. И регулярный парк со скульптурами — важная часть музейной экспозиции, у каждой статуи свой инвентарный номер. Сохранность всего ансамбля — наша ответственность, поэтому к нам приходят без самокатов, велосипедов и собак. Вы же не выгуливаете питомцев в Третьяковке? Усадебный парк — тоже музей. И нам очень хочется, чтобы он сохранился еще на долгие века.

— На вас лежит большая ответственность. Вам удается сохранять ощущение чуда, что вы работаете в таком необычном месте?

Конечно, часто возникает профдеформация: например, когда ты смотришь на картину, ты прежде всего видишь не красоту, а ее сохранность. Или когда идешь по парку, то смотришь на него с позиции «не покосили» и не успеваешь радоваться цветению хризантем. От этого ощущение восторга замыливается, но потом что-то щелкает, и ты снова видишь не только проблемные места, но и всю красоту. Работа здесь вдохновляет! Самое обидное, когда в конце обширной экскурсии тебя вдруг спрашивают: «А это все копии?» Ребята, что же мы с вами делали все эти два часа? Это самая большая трагедия, которая может случиться за день.

Перспективы профессии музейщика

Вряд ли в ближайшее столетие хранители прошлого музеи сами уйдут в прошлое. В мире отмечается тенденция роста интереса к культурно-историческому, научно-техническому наследию человечества. Это значит, что и музеи, и их работники будут по-прежнему востребованы, но под влиянием технологий изменятся некоторые их функции. Например, сотрудникам музейных организаций потребуется больше цифровых знаний, чтобы оцифровывать коллекции для онлайн-экспозиций, создавать интерактивные стенды и экспонаты с элементами дополненной или виртуальной реальности. В общем, стражам древности и старины нужно уметь эволюционировать вместе с технологиями и запросами общества.

Должностные обязанности хранителя музея

Должностные обязанности хранителя музея

Где учиться на музейного работника

Основные специальности для обучения музейному делу в вузах:

  • «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» 51.03.04.
  • «Культурология» 51.03.01.
  • «Антропология и этнология» 46.03.03.
  • «Реставрация» 54.03.04.
  • «Теория и история искусств» 50.03.04.

ЕГЭ: обязательно – русский язык, в зависимости от специальности – история или обществознание, география, иностранный язык.

На этих специальностях примерно пополам бюджетных и платных мест, контрактная на музееведческих направлениях – 35 тыс. за год, на искусствоведческих дороже – 200 тыс. за год. Учиться в основном 4 года, есть и 5-летние программы.

В целом же музейным работником можно стать с любым высшим или средним профобразованием: например, в музее им. Пушкина работают в основном филологи и литературоведы, в Государственном Дарвиновском музее – биологи и зоологи, а в Политехническом музее много инженеров.

Карьера

Начинающему музейному работнику обычно предлагают поработать в качестве стажера или помощника для выполнения заданий, без которых не обходятся такие дела, как организация выставок, приведение в порядок экспозиций. Показав себя старательным и образованным сотрудником, начинающий сотрудник может занять должность, соответствующую его специализации по образованию и в дальнейшем стать, например, видным ученым-историографом, искусствоведом или экспертом-реставратором. А проявив администраторские способности, дорасти до должности директора музея или выставочного центра.

Профессия музейный работник

Обновлено 20 июня 2024

Должностные обязанности хранителя музея

Музейный работник – его еще называют музейщиком – профессионально организует и поддерживает работу музея, популяризирует культуру и искусство. Основная задача сотрудников музеев, галерей, выставок – сохранять и изучать мировое и российское культурное-историческое наследие и представлять его широким слоям общества. Профессия подойдет тем, кто увлечен культурой и историей. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Должностные обязанности хранителя музея

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *