Диспетчер образовательного учреждения
Должностные обязанности. Участвует в составлении расписания занятий (уроков) и осуществлении оперативного регулирования организации образовательного процесса и других видов деятельности в образовательном учреждении, его подразделениях в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, в том числе с использованием компьютерных программ и технологий. Контролирует обеспеченность классов, групп, подразделений образовательного учреждения необходимыми помещениями, учебно-методическими материалами, информационно-техническим оборудованием, а также транспортом. Осуществляет оперативный контроль за ходом образовательного процесса, обеспечивая рациональное использование учебных и внеучебных помещений образовательного учреждения. Обеспечивает соблюдение санитарных норм и правил при составлении расписания учебных занятий. Выявляет резервы образовательного процесса по установлению наиболее рациональных режимов работы информационно-технического оборудования, более полной и равномерной загрузке учебно-методического оборудования и учебных помещений образовательного учреждения. Обеспечивает рациональное использование современных электронных средств оперативного управления образовательным процессом в образовательном учреждении. Ведет диспетчерский журнал (электронный журнал), представляет отчеты, рапорты и другую информацию о ходе образовательного процесса. Участвует в работе по оценке расписания занятий в классах, группах, подразделениях образовательного учреждения, дает рекомендации по его совершенствованию. Работает в тесной связи с заместителями директора и руководителями структурных подразделений образовательного учреждения, методическими объединениями педагогических работников. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; руководящие и нормативные документы, касающиеся планирования и оперативного управления образовательным учреждением; требования к организации образовательного процесса и составлению расписания учебных занятий; психологические и физиологические особенности разных школьных возрастов; современные образовательные технологии; компьютерные программы по организации образовательного процесса в учебных заведениях; основы этики и эстетики, правила делового общения; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование в области организации труда без предъявления требований к стажу работы.
О квалификационных требованиях, предъявляемых к педагогическим работникам системы СПО
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (далее – Закон образовании) одним из уровней профессионального образования в России является среднее профессиональное образование (СПО).
Ранее в СССР (а позднее в Российской Федерации) выделяли начальное профессиональное и среднее профессиональное образование.
В настоящее время начальное профессиональное образование приравнено к среднему профессиональному образованию и входит в единую систему СПО, целью которого является подготовка как квалифицированных рабочих (служащих), так и специалистов среднего звена.
Реализуют программы такой подготовки профессиональные образовательные организации: колледжи, техникумы, училища, лицеи.
Типичными для системы СПО являются такие педагогические должности как преподаватель, мастер производственного обучения, методист, старший методист, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, педагог-психолог и т.д.
Полный перечень должностей педагогических работников системы СПО содержится в подразделе 2 раздела 1 Номенклатуры, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.02.2022 №225.
Нам нередко поступают вопросы о том, какова должна быть квалификация педагогических работников, трудящихся в системе СПО, и отличаются предъявляемые к ним ли квалификационные требования от требований, предъявляемых к педагогам других образовательных уровней.
Базовые требования ко всем педагогическим работникам установлены Трудовым кодексом и Закона об образовании: педагогической деятельностью вправе заниматься лица, которые имеют среднее профессиональное или высшее образование и отвечают квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ч. 1 ст. 331 ТК РФ, ч. 1 ст. 46 Закона об образовании в РФ).
При этом, как неоднократно разъяснялось профильными министерствами Российской Федерации:
— обязательность применения профессиональных стандартов для определения конкретных должностных обязанностей педагога законом не установлена;
— работодатели вправе при определении должностных обязанностей педагогов применять как профессиональные стандарты, так и квалификационные справочники, то есть если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным должностям содержат различные требования к квалификации, работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует.
Указанные разъяснения нашли свое отражение в Письме Минтруда России от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/В-2253, Письме Минобрнауки РФ от 12 февраля 2016 г. N 09-ПГ-МОН-814, Письме Минобрнауки России от 13.10.2016 N НТ-1295/12).
Таким образом, принимая на работу педагога, руководство конкретной образовательной организации теоретически вообще не связано положениями квалификационных справочников и профстандартов, и вправе принять любое лицо, соответствующее минимальным требованиям Закона об образовании в РФ.
Важно! В настоящее время единый профессиональный стандарт педагога системы СПО отсутствует. Действовавший в период 2015-2019 гг. профстандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» отменен Приказом Минтруда от 26.12.2019 № 832н.
Вместе с тем, приняты профстандарты отдельных педагогических работников, которые работают в том числе в системе СПО. Это профстандарты:
Как же должны определяться квалификационные требования к самой распространенной в системе СПО должности преподавателя?
В соответствии Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, а именно разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н; далее — ЕКС), кандидаты на должность преподавателя в системе СПО должны соответствовать одному из следующих требований:
— иметь высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика»;
— иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в области, которая соответствует преподаваемому предмету;
— иметь любое иное высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Согласно разъяснениям Минобрнауки России, дополнительное профессиональное образование должно быть получено по дополнительной профессиональной программе в области образования и педагогики (Письмо Минобрнауки России от 25.08.2015 N АК-2453/06).
При этом требований к стажу работы не предъявляется.
Также в соответствии с ЕКС должны определяться квалификационные требования, предъявляемые в общем случае к мастерам производственного обучения.
Несколько сложнее выглядит ситуация с теми четырьмя упомянутыми выше должностями, по которым имеется профстандарт. Рассмотрим их отдельно.