Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих ЕКСД

Александр Федорович Белоусов (10 августа 1946, Рига, Латвийская ССР — 5 января 2023, Санкт-Петербург) — советский и российский филолог, специалист в области изучения русского фольклора, теории и истории русской литературы и культуры. Кандидат филологических наук. Автор 270 научных публикаций по фольклору, литературоведению, истории и теории культуры. Организатор ряда коллективных научных проектов в области филологии и культурологии.

Фолькло́р (англ. folklore) — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры).

В буквальном переводе Folk-lore означает: народная мудрость, народное знание. Этим термином сначала обозначали только сам предмет науки, но иногда стали им называть и научную дисциплину, этот материал изучающую; однако затем последнюю стали называть фольклористикой. Помимо термина «фольклор» в научном обиходе разных стран встречаются и другие термины: немецкий — Volkskunde, в более узком значении слова — Volksdichtung; французский — Traditions populaires. В XIX в. в России господствовал несколько расширительно толковавшийся термин «народная словесность» или «народная поэзия».

Художественное и историческое значение фольклора было глубоко раскрыто А. М. Горьким, высказывания которого имеют руководящее значение в разработке основных проблем фольклористики. В своем докладе на Первом съезде советских писателей Горький говорил:

«Я снова обращаю ваше внимание, товарищи, на тот факт, что наиболее глубокие и яркие, художественно совершенные типы героев созданы фольклором, устным творчеством трудового народа. Совершенство таких образов, как Геркулес, Прометей, Микула Селянинович, Святогор, далее — доктор Фауст, Василиса Премудрая, иронический удачник Иван-дурак и, наконец, — Петрушка, побеждающий доктора, попа, полицейского, чёрта и даже смерть, — все это образы, в создании которых гармонически сочетались рацио и интуицио, мысль и чувство. Такое сочетание возможно лишь при непосредственном участии создателя в работе творчества действительности, в борьбе за обновление жизни» (М. Горький, Советская литература, доклад на I Всесоюзном съезде советских писателей, М., 1935, стр. 12).

Фольклор — поэтическое творчество, вырастающее на основе трудовой деятельности человечества, отразившее в себе опыт тысячелетий. Фольклор, будучи древнее письменной литературы и передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, является ценнейшим источником для познания истории каждого народа, на какой бы ступени общественного развития он ни стоял.

С 26 ноября по 4 декабря 2022 года в центре «Росток» состоялся краевой семинар-практикум «Развитие творческого потенциала детей средствами художественного образования. Использование возможностей фольклора в развитии творческих способностей детей».

Обучающие семинары-практикумы и курсы повышения квалификации по фольклору и традиционной народной культуре в целом проходят в центре «Росток» ежегодно на протяжении последних 20 лет.

Семинар проходил в два этапа

  • 26–29 ноября 2022 года — дистанционный этап обучения, во время которого каждый слушатель подготовил итоговую работу на выбор: методическую разработку мероприятия, занятия, описание проекта, праздника, обряда и пр.;
  • 29 ноября – 4 декабря 2022 года — очный этап обучения, который включал теоретические и практические занятия по освоению различных форм традиционной народной культуры, мастер-классы.

В семинаре-практикуме приняли участие 27 слушателей из 11 территорий Пермского края: МБУДО «Центр образовательной и музейной деятельности» (г. Оханск), МБУДО Детская школа искусств (г. Нытва), МБУДО Детская школа искусств, филиал (с. Шерья Нытвенского района), МБУ ДО «Чайковская детская школа искусств № 1» (г. Чайковский), МБУДО «Центр детского творчества «Ровесник» (г. Чусовой), ГАУДО КЦХО «Росток», МАУ ДО «ЦДО ДД «Луч», АНОДО «СОЦ «Марьюшка», МАУДО «Центр детского творчества «Юность», ФГБОУ ВО «Пермский государственный институт культуры», МАУДО «Центр детского творчества «Ритм», МАУДО «Планета «Здорово», Семейная Академия «Семицветие», МАУДО «Детская школа искусств» Мотовилихинского района г. Перми, (г. Пермь), МБУ ДО «ДШИ Пермского района» (с. Кондратово Пермского района), МАОУ ДО «ДЮЦ «Импульс» (с. Лобаново Пермского района), МАОУ «Бершетская средняя школа» (с. Бершеть Пермского района), МБУ ДО ДШИ Звёздный (ЗАТО «Звездный»), МБДОУ Менделеевский детский сад (ст. Менделеево Карагайского р-на), МБУ ДО «Полазненская детская школа искусств» (пгт. Полазна Добрянского района).

Ведущие семинара-практикума — высококвалифицированные преподаватели вузов, талантливые исполнители, педагоги и руководители фольклорных коллективов, имеющие многолетний опыт работы в области традиционной народной культуры

  • Ксения Антольевна Мехнецова, доцент кафедры этномузыкологии, главный хранитель фондов Фольклорно-этнографического центра имени А.М. Мехнецова Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (г. Санкт-Петербург);
  • Данил Владимирович Изотов, ведущий специалист по фольклору Фольклорно-этнографического центра имени А.М. Мехнецова Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (г. Санкт-Петербург);
  • Руслан Николаевич Юкаев, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, преподаватель по мужской традиционной культуре, концертмейстер Образцового детского коллектива «Фольклорно-этнографическая студия «Вечора» ГАУДО КЦХО «Росток» (г. Пермь);
  • Татьяна Алексеевна Рожкова, педагог высшей квалификационной категории, преподаватель по традиционным народным ремеслам, руководитель фольклорного ансамбля МБУ ДО «Полазненская детская школа искусств» (пгт. Полазна Добрянского района Пермского края);
  • Мария Александровна Сыропятова, преподаватель театрального искусства, ДПИ, народного музыкального творчества МБУ ДО «Полазненская детская школа искусств» (пгт. Полазна Добрянского района Пермского края).

На семинаре-практикуме были рассмотрены вопросы, связанные с опытом освоения мужских песенных традиций (на примере фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова). Особое внимание уделялось методике работы с фольклорным ансамблем: выбору материала, расшифровке народной песни, разучиванию, овладению особенностями исполнительского стиля, способам реконструкции утраченного (на материалах экспедиционных записей из Пермского края).

Участники семинара познакомились с опытом освоения и реконструкции вокально-инструментальной и хореографической традиции в работе с фольклорным ансамблем.

В рамках программы семинара-практикума были проведены мастер-классы, в которых приняли участие фольклорные коллективы Перми (Образцовый детский коллектив Фольклорно-этнографическая студия «Вечора», Фольклорно-этнографическая студия «Радольница», Фольклорно-этнограиеская студия «Горница», Образцовый детский коллектив «Соловейка», фольклорная студия «Матица», фольклорный ансамбль «Басенько»), а также отдельные участники фольклорных коллективов Перми и Пермского края.

Мастер-классы отличались разнообразием тем: «Мужские певческие традиции: былины, духовные стихи, лирические песни», «Народные песни в смешанном ансамбле: хороводные и вечерочные песни», «Средства выразительности в традиционной мужской пляске: пространственно-векторная модель, пластика движений акробатика в традиционной мужской пляске».

Большой интерес вызвали лекции и практические занятия по освоению традиций станочного ткачества. Участники семинара-практикума познакомились с устройством ткацкого станка, технологиями работы, региональными особенностями орнамента ткацких изделий, выткали на станке образцы традиционных народных изделий.

Все занятия сопровождались тематическими презентациями, видеороликами, которые ярко демонстрировали лекционный материал.

Первые попытки сбора информации. Временные рамки: июнь 1957 года – начало 70-х гг. XX века

Основные задачи, которые должны выполнять сотрудники учреждения: учет художественных коллективов, оказание методической и практической помощи кружкам, издание репертуара в помощь самодеятельности, создание национальных коллективов народного творчества и регулярное взаимодействие с ними, повышение квалификации и учеба работников учреждений культуры.

Для осуществления этой деятельности важно было активизировать работы по сбору фольклорного материала и его систематизации. Уже с первых дней работы Окружного Дома народного творчества, по данным А.В. Конева, был организован сбор фольклора народов ханты и манси. В конце года подводит первые итоги: за три месяца 57 года прислано 9 сказок, одно предание, 13 пословиц, 9 поговорок, 6 песен, описание двух танцев. Часть полученного материала обрабатывается специалистами и оперативно публикуется в окружной газете в помощь национальным самодеятельным коллективам. Для сбора информации привлекаются носители языка, понимающие как правильно фиксировать песни, сказки. Одним из таких людей был Юван Николаевич Шесталов. А.В. Конев в Государственном архиве Югры обнаружил приказ от 13 июня 1958 года о поручении студенту Ленинградского института Герцена, мансийскому поэту Ивану Шесталову произвести запись текстов мансийских народных песен на территории сосьвинской культбазы.

Впервые годы не было технических средств, поэтому фиксация текстов производилась на бумагу. В те годы появилось первое пособие «Как собирать фольклор», которое пользовалось популярностью среди специалистов культуры.

Работа с научными центрами и студиями. Временные рамки: конец 70-х – начало 90-х гг. XX века.

Окружной Дом народного творчества становится центром концентрации творческих сил. Обращались с просьбами о сотрудничестве по оказанию помощи в качестве проводников, переводчиков, проведению совместных экспедиций. Был заключен договор о сотрудничестве с Новосибирской государственной консерваторией им. М.И.Глинки. Работу по сбору и обработке фольклора возглавили музыковеды Юрий Шейкин и Регина Назаренко.

По информации Т.А. Молдановой из статьи «Из истории возрождения хантыйского медвежьего праздника в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», специалисты консерватории систематизировали фольклорный фонд. В 70-е гг. у учреждения были уже собраны видео- и аудиозаписи полевых материалов. В те годы в учреждении работал Е.Д. Айпин, который неоднократно выезжал в экспедиции к восточным хантам и занимался сбором фольклорного материала. За период с 1988 по 1991 гг. состоялось пять музыкально-этнографических экспедиций. От Дома творчества в разное время в состав группы входили Т.А. Молданова и Е.Д. Айпин, а от Новосибирска – Ю.И. Шейкин, Г.Е. Солдатова, О.В. Мазур, В.И. Киле, Д.С. Сайнахова.

В государственном архиве Югры Конев А.В. выявил приказ 92 по НМЦ НТ и КПР от 3.09.86года. Формулировка гласит: «Командировать ст. редактора Айпина Е.Д. руководителем экспедиции совместно с представителями Центра по изучению музыкальной культуры Сибири и Дальнего Востока (г.Новосибирск) согласно Договору для организации по сбору музыкального фольклора по реке Аган Нижневартовского района с 10.09.86. по 23.09.86 гг. В условиях экспедиции организовать построчный перевод фольклорных произведений ханты, согласно Договору с Новосибирским центром. Директор ОНМЦ – Валерий Будняцкий».

Фиксация фольклора ведется на магнитную ленту (бабину). Всего было записано более 100 магнитных лент, более 80 аудиокассет, около 70 видеокассет. В 2017 году было оцифровано 57 бабин. Это песни из репертуара Медвежьих игрищ, зафиксированные у восточных хантов. Часть оцифрованного материала была передана носителям фольклора – участникам II Регионального фестиваля «Хатлые» – в г. Мегионе с 24 по 26 августа 2017 года, для изучения и пополнения своего репертуара. Это фольклорные тексты, записанные сотрудниками Окружного Дома народного творчества и музыковедами из г. Новосибирска в 80-е гг. XX века.

По материалам экспедиционной работы в 1990 году Домом народного творчества совместно с консерваторией под эгидой Министерства культуры РСФСР была издана брошюра «Инструментальная музыка Югры». Составитель, кандидат искусствоведения, доцент Новосибирской государственной консерватории им. М.И.Глинки Юрий Ильич Шейкин. В 1993 году в г. Новосибирске опубликована брошюра «Мелодии санквылтапа» (составитель Г.Е. Солдатова). В 1995 году выходит брошюра «Наигрыши из репертуара Артема Григорьевича Гришкина». Автор вступительной статьи Э.И. Косполов, нотные расшифровки сделаны Региной Назаренко.

В 1982 году в Ханты-Мансийск приезжал из Тарту ученый-этнограф Эдгар Саар, который предложил воссоздать и сохранить культурное материальное наследие в рисунках с полным научным аппаратом. В период с 1983 по 1987 гг. было совершено пять экспедиций, согласно договору о сотрудничестве между Ханты-Мансийским автономным округом, в лице Научно-методического центра народного творчества и культпросветработы, и Эстонской ССР, в лице Эстонского государственного художественного музея г. Тарту.

1 экспедиция: с 3 июня по 3 июля 1983 года, с. Русскинская Сургутского района, с. Аган, д. Нангьеган (Новоаганск), Варьёган Нижневартовского района. Проводник Е.Д. Айпин.

2 экспедиция: с 9 июля по 9 августа 1984 года, д. Тугияны и д. Юильск поселение Айвошюган Березовского района. Проводник З.Н. Лозямова.

3 экспедиция: 12 июня по 4 июля 1985 года, с. Саранпауль, д. Щекурья, д. Хурумпауль, д. Ясунт, д. Ломбовож Березовского района, с. Шеркалы Октябрьского района. Проводник Наталья Сайнахова.

4 экспедиция: 12 июля по 7 августа 1986 года, д. Нижние Нарыкары и д. Верхние Нарыкары Октябрьского района, с. Казым, д. Амня, д. Хуллор, юрты Осётные Березовского района. Проводник Николай Волдин.

5 экспедиция: 25 мая по 23 июня 1987 года, с. Угут, д. Тайлакова, д. Таурова, д. Каюкова, д. Рыскины Сургутского района.

В 1988 году из этих рисунков было подготовлено 10 альбомов Югорской этнографии. Работы были созданы в двух экземплярах, один для эстонцев, другой для учреждения.

Главная цель таких экспедиций – сбор подлинной научной информации о культуре и искусстве ханты и манси в рисунках этнографии хантов, манси, ненцев, коми. Этнографическая фиксация подлинных предметов даёт возможность выделять как общие черты, так и локальные особенности материальной культуры обских угров.

Впервые в России результаты экспедиционной деятельности – рисунки – были представлены 2012 году, когда вышел 1 том Альбома этнографических рисунков «Утварь обских угров (ханты и манси)». В 2015 году опубликованы тома «Одежда народов Югры», «Поселения, постройки, средства передвижения, орудия труда народов Югры».

В 2012 году совершается этнографическая экспедиция в Березовский район по маршруту Ханты-Мансийск – Березово – Теги – Пугоры – Березово – Ханты-Мансийск.

Перед участниками экспедиции были поставлены задачи:

  • Изучение песенной культуры тегинских ханты;
  • Сбор материала о творческой деятельности фольклорного коллектива «Ас нэ» («Обские женщины»).
  • Лебедева Анна Витальевна – кандидат искусствоведения, начальник отдела национальных культур автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружной Дом народного творчества»,
  • Молданова Надежда Анатольевна – ведущий специалист отдела национальных культур автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружной Дом народного творчества»,
  • Загородняя Раиса Петровна – методист по декоративно-прикладному искусству муниципального бюджетного учреждения культуры «Березовский районный центр досуга и народного творчeства».

Участники экспедиции вели фотофиксацию изделий из бересты, одежды из ткани, меха. Занимались сбором песенного фольклора, информации об обрядовых праздниках «Вороний день», «Угощение луны» и народных играх.

В 2014 году состоялась экспедиция по изучению состояния традиционной культуры старожильческого населения, выявлению и фиксации объектов традиционной нематериальной культуры в Кондинском и Октябрьском районах. Экспедиционная группа посетила поселения Кондинского района: п. Половинка, д. Ушья, а также Октябрьского района: г.п. Унъюган, г.п. Приобье, г.п. Талинка.

  • Банников Виктор Николаевич – доктор педагогических наук, профессор бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования»,
  • Хорунжей Яна Игоревна – искусствовед, сотрудник бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Этнографического музея под открытым небом «Торум Маа»,
  • Цонева Екатерина Игоревна – специалист отдела национальных культур автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружной Дом народного творчества».

В течение девяти дней группа вела сбор фольклорного материала, фотофиксацию изделий традиционной культуры русского старожильческого населения. По итогам экспедиции проведена работа по обработке и систематизации собранного материала, подготовлен сборник для публикации.

В 2013 году состоялась этнографическая экспедиция в Белоярский район “Священные воды хантыйской реки”.

Цель экспедиции – выявление степени сохранения традиций, обрядов, обычаев, связанных статусом священной реки Амня Белоярского района.

Куратор – ведущий специалист отдела национальных культур Банк Виктор Сергеевич.

С 30 июня по 02 июля 2017 года специалисты Окружного Дома народного творчества совместно с членами станичного казачьего общества «Станица Ермаковская» выезжали в деревню Скрипунова Ханты-Мансийского района. Руководитель экспедиции – Филипчук Дмитрий Васильевич, ведущий специалист информационно-аналитического отдела автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружной Дом народного творчества».

Участники ставили своей задачей – изучение и трансляцию традиционной культуры русского старожильческого населения и казачества Западной Сибири.

В настоящее время из населенного пункта Скрипунова уехали почти все жители. Этот населенный пункт является одним из старейших в округ, он основан ямщиками, выходцами из казаков во второй половине XVII века. Участники экспедиции провели визуальное обследование, фотофиксацию и сбор брошенных предметов быта.

По материалам экспедиций подготовлены и опубликованы сборники. Ведется работа по заполнению анкеты-паспорта на объекты нематериального культурного наследия в электронный ресурс «Реестр объектов нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Кроме того, будет продолжена работа по оцифровке, расшифровке фольклорных текстов для его публикации. Эти тексты представляют ценность не только как фольклорный материал, но и как языковой материал для исследователей по языку, фольклору, этнографии и культуре обских угров.

Избранные работыПравить

«Фармазоны». (Народные представления о масонстве) // А.М. Панченко и русская культура: Исследования и материалы. СПб.: Пушкинский дом, 2008. С. 106–115.

Анализ литературных текстов

Родился 10 августа 1946 года в Риге. Отец, Федор Иванович Белоусов (1903—1964), родом из Ростова-на-Дону — потомственный рабочий-литейщик, мастер и начальник литейных цехов на заводах в ряде регионов Советского Союза, лауреат Сталинской премии (1950) за открытие в области сталелитейных технологий. Мать, Маргарита Афанасьевна Радченко (1913—1979), родом из уральского Златоуста, была по специальности лаборантом-химиком. Детство провел в рабочем поселке Вецмилгравис на окраине Риги, затем, в связи с перемещениями отца по работе, в г. Холмск на о. Сахалин (1955—1957) и Петропавловске-Камчатском (1957—1959). Семья вернулась в Ригу в 1959 году.

После окончания средней школы в 1964 г., не поступив в Московский геологоразведочный институт, год работал слесарем на Рижском судоремонтном заводе, где до этого работал его отец. В 1965 году поступил на русское отделение историко-филологического факультета Латвийского государственного университета. В 1967 г. был командирован Латвийским университетом для продолжения обучения в Эстонии, на русском отделении историко-филологического факультета Тартуского государственного университета, которое в то время возглавлял профессор Ю. М. Лотман. Окончил Тартуский университет в 1970 г., защитив дипломную работу «Образ автора-исполнителя в русских духовных стихах». Начал печататься в 1968 г. в периодических научных изданиях Тартуского университета.

С 1970 по 1973 г. — аспирант кафедры русской литературы Тартуского университета. Под руководством Ю. М. Лотмана написал кандидатскую диссертацию «Литературное наследие Древней Руси в народной словесности русских старожилов Прибалтики», которую защитил в 1980 году (оппоненты А. М. Панченко и Б. А. Успенский).

Начал преподавательскую деятельность на кафедре русской литературы Тартуского университета. В 1977 году переехал с семьей в Таллинн, где вместе с женой, известным литературоведом и историком культуры Еленой Владимировной Душечкиной, преподавал на кафедре русской литературы Таллиннского педагогического института. В этот период А. Ф. Белоусов и Е. В. Душечкина организовали на базе Таллиннского пединститута ряд филологических конференций, на которые съезжались ученые из многих городов Советского Союза, а также издали ряд научных сборников и антологий в издательстве пединститута.

После переезда с семьей в Ленинград в октябре 1990 года занимал должность старшего научного сотрудника Отдела новой литературы ИРЛИ РАН (Пушкинский дом) (1990—1998), затем доцента кафедры истории русской литературы Санкт-Петербургского государственного университета (1998—1999) и доцента кафедры детской литературы Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (1999—2013). В 2000-е гг. читал спецкурсы на факультетах этнологии и истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге.

В Тартуском университете, Таллиннском пединституте и затем в Санкт-Петербургском университете много лет руководил студенческими фольклорными экспедициями в эстонском Причудье, Латгалии, Гомельской области Белоруссии, Тверской, Псковской, Новгородской и Смоленской областях, Устюженском и Белозерском районах Вологодской области.

Был первооткрывателем нескольких тем в филологической науке — современный городской фольклор, школьный быт и фольклор, русская провинция, жизнь и творчество писателя Леонида Добычина. Был редактором и составителем ряда научных сборников и организатором научных конференций и семинаров по этим темам. Во второй половине 1990-х — начале 2000-х гг. совместно с С. Ю. Неклюдовым руководил коллективным научным проектом «Современный городской фольклор», включавшим проведение ряда конференций и семинаров, а также публикацию одноименного сборника (2003). На базе этого проекта впоследствии вырос Центр типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета.

В 1997–2001 совместно с Т.В. Цивьян был организатором и координатором проекта Совета по мировой культуре РАН «Провинциальный текст русской культуры», в рамках которого был проведен ряд международных конференций и издан ряд междисциплинарных сборников о культурном феномене русской провинции.

В области литературоведения занимался анализом произведений Пушкина, Гоголя, Тургенева, Достоевского, поэзии Игоря Северянина, Константина Случевского. Писал о творчестве рано умерших поэтов конца XX века — Евгения Шешолина и Алексея Шадринова.

Значение слова «фольклорист»

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих ЕКСД

Делаем Карту слов лучше вместе

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих ЕКСД

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: редукционный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «фольклорист»

  • В тех случаях, когда он встречал совпадение или сходство, он всеми силами старался это отметить, но ни он сам, ни его редактор не были профессиональными фольклористами.
  • Появление указанного труда не освобождает советских фольклористов от необходимости продумать и решить вопросы метода исследования.
  • Так именно воспринимает их и большинство современных фольклористов.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «фольклорист»

Фольклор быстро заполняет любую нишу, оставленную печатными изданиями. В частности, в СССР, ввиду цензуры, особенно отточены были короткие частушки и анекдоты с острым политическим и/или сексуальным содержанием и/или ненормативной лексикой. В настоящее время, анекдоты стали доступны в письменном виде; это могло привести к некоторому снижению их остроты и утрачиванию некоторых элементов фольклорности.

Фольклор в русской революции

В 1918 г. писатель Михаил Пришвин сохранил от реквизиции свой архив, написав на тюках с книгами слово “фольклор”.

Профессия Фольклорист в России

Фольклорист – это работник сферы искусства, учёный, который изучает народное творчество того или иного этноса. Он общается с носителями языка, изучает, записывает и систематизирует устное творчество, литературные произведения, музыкальные и песенные произведения, танцевальную культуру, обряды и традиции. Фольклорист должен разбираться в различных культурных направлениях – от народных песен и сказаний до этнолингвистических особенностей и генезиса языка той или иной народности. Конечной задачей фольклориста является создание культурного образа народа, систематизация и фиксация его культурных особенностей во всех её проявлениях.

О профессии Фольклориста

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих ЕКСД

Начинающий: 20000 ₽ в месяц

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих ЕКСД

Опытный: 25000 ₽ в месяц

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих ЕКСД

Профессионал: 45000 ₽ в месяц

* – информация по зарплатам приведна примерно исходя из вакансий на профилирующих сайтах. Зарплата в конкретном регионе или компании может отличаться от приведенных. На ваш доход сильно влияет то, как вы сможете применить себя в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается только тем, что вам предлагают вакансии на рынке труда.

Востребованность профессии

В нашей стране уделяется большое внимание сохранению культуры всех проживающих в ней народностей. Действуют несколько государственных программ, направленных на изучение и развитие культуры малых и больших народов. Профессия фольклориста относится к востребованным видам деятельности. Такие специалисты работают в национальных культурных центрах и объединениях, являются государственными служащими в национальных республиках, где курируют сферу культуры. Получив профессию фольклориста, выпускник вуза всегда найдёт применение своим знаниям и творческому потенциалу. При этом профессию нельзя отнести к массовым видам деятельности.

Для кого подходит профессия

Профессия фольклориста находится на стыке таких областей культуры как литература, музыка, хореография. Он должен быть погружен в языковую среду и хорошо разбираться в культурологии. Профессия подходит тем, кто:

  • Интересуется культурой и искусством;
  • Обладает способностями к изучению языков;
  • Общителен и доброжелателен;
  • Готов к творческим командировкам в различные регионы страны и мира;
  • Эмоционально восприимчив и развит;
  • Имеет аналитические и научные способности, умеет системно мыслить и обрабатывать большие объёмы информации.

Карьера

Профессиональное развитие фольклориста лежит в культурной и научной области. По результатам своей работы он пишет книги и учебники, выпускает различные печатные материалы, посвящённые народному творчеству. Фольклорист тесно сотрудничает с работниками культуры и образования, ведёт просветительскую и научную работу. Успешный фольклорист пользуется уважением и авторитетом в профессиональной среде. Он консультирует различные творческие коллективы и объединения. Фольклорист может быть отмечен различными государственными званиями. В целом профессия не предполагает администрирование и руководящую работу, однако квалифицированные фольклористы могут возглавлять национальные культурные объединения и активно участвовать в общественной жизни того или иного региона.

Обязанности

Профессиональные обязанности фольклориста включают в себя:

  • Изучение культурного наследия во всех его проявлениях – устное и письменное творчество, танцы, музыка, обряды и традиции;
  • Общение с носителями языка и традиционной культуры того или иного народа;
  • Сбор всех имеющихся источников народного творчества – запись сказок и былин, видеофиксация различных действий – от обрядов до народных танцев;
  • Участие в творческих командировках;
  • Систематизацию и изучение собранного материала;
  • Написание монографий, статей, книг, посвящённых народной традиционной культуре;
  • Участие в культурно-общественных мероприятиях, посвящённых какому-либо этносу или народу;
  • Консультационную работу с представителями киноиндустрии, шоу-бизнеса, театра культурных объединений, журналистами и т.д.;
  • Преподавательскую деятельность в национальных учебных заведениях.

Профессия больше подходит тем, кому нравятся следующие предметы в школе:

Специалист по фольклору

Раздел: Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в музеях, зоопарках и других учреждениях музейного типа, фильмофондах

Должности специалистов

Должностные обязанности:
Осуществляет работу, направленную на сохранение, развитие традиций национальных культур народов Российской Федерации. Планирует и организует работу по сбору и обработке фольклора в соответствии с уставными задачами культурно-досуговой организации. Проводит экспедиции и командировки с целью сбора произведений фольклора по жанрам художественного и устного творчества, обрядов. Оказывает практическую помощь коллективам любительского искусства в формировании фольклорного репертуара. Проводит консультации, семинары, стажировки по вопросам теории и практики работы с фольклорным материалом. Оказывает практическую помощь фольклористам специализированных организаций культуры по сбору и формированию базы данных фольклора соответствующей территории; дает методические рекомендации по обработке и систематизации фольклорных материалов. Сотрудничает с деятелями науки и искусства по вопросам изучения и развития традиций национальных культур Российской Федерации. Поддерживает связь с российскими и зарубежными специалистами в области фольклора.

Осуществляет работу по созданию базы данных о фольклорных коллективах. Принимает участие в подготовке и проведении фольклорных праздников.

Должен знать:
-законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности культурно-досуговых организаций; -структуру культурно-досуговой организации; -формы и методы организации массового досуга населения; -научные и технические достижения в сфере культуры и искусства; -основы менеджмента; -психологию управления; -основы экономики и управления культурно-досуговых организаций, трудового законодательства; -историю и теорию искусства, особенности национальных традиций; -основы архивного дела, этнографии; -формирование репертуара; -принципы организаторской и методической работы с населением и творческими коллективами; -основы трудового законодательства; -правила внутреннего трудового распорядка; -правила по охране труда и пожарной безопасности.

ЛитератураПравить

  • Берёзкин Ю. Е. Ареальное распределение фольклорно-мифологических мотивов // История и математика: Анализ и моделирование социально-исторических процессов / Ред. Малков С.Ю., Гринин Л.Е., Коротаев А.В. М.: «КомКнига», 2007. С. 205-232.
  • Борев Ю.Б. История государства советского в преданиях и анекдотах М., «Рипол», 1995 ISBN 5-87907-056-5
  • Жирмунский В. М. Фольклор Запада и Востока. Сравнительно-исторические очерки Издательство: «Едиториал УРСС» 2006, 464 стр. ISBN 5-8360-0136-7 ISBN 5-8360-0536-2
  • Костина А. В. Молодежная культура и фольклор // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 4 – Культурология.
  • Стефанов П. Мытарства души после смерти в болгарском фольклоре и культуре

.
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *