Энциклопедия спо

Профессиональный стандарт
представляет собой многофункциональный документ, в котором содержатся требования к образованию, в том числе дополнительному, опыту практической деятельности.

Кроме того, профессиональный стандарт включает в себя структурированное описание содержания профессиональной деятельности в виде функциональной карты и характеристик обобщенных трудовых функций, представленных совокупностью конкретных трудовых функций, знаний, умений и действий.

Согласно ст. 195.1 Трудового кодекса РФ, профессиональный стандарт
ー это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Для работодателей профессиональный стандарт
ー это основа для определения требований к квалификации работников с учетом выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Структура профессионального стандарта
определена приказом Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении Макета профессионального стандарта» и представлена четырьмя разделами:

1. Общие сведения. Данный раздел содержит наименование и цель вида профессиональной деятельности.

2. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт. Данный раздел содержит описание совокупности трудовых функций с указанием уровней квалификации представляет собой функциональную карту вида профессиональной деятельности.

3. Характеристика обобщенных трудовых функций. Для каждой обобщенной трудовой функции профессиональный стандарт определяет характеристики, включающие:

4. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

Важно понимать, что профессиональный стандарт как характеристика квалификации описывает вид профессиональной деятельности, а не должность, как это принято в квалификационных справочниках.

Примечание ИЗПИ!Вводится в действие с 04.09.2023.

В соответствии с частью первой пункта 5 статьи 5 Закона Республики Казахстан “О профессиональных квалификациях” ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и (или) актуализации профессиональных стандартов согласно приложению 1 к настоящему приказу.

2. Признать утратившими силу некоторые приказы Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан и Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан согласно приложению 2 к настоящему приказу.

3. Департаменту развития национальной системы квалификаций и прогнозирования Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан после его официального опубликования;

3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

5. Настоящий приказ вводится в действие с 4 сентября 2023 года и подлежит официальному опубликованию.

Министр труда и социальнойзащиты населения Республики Казахстан

С. Жакупова

“СОГЛАСОВАН”Агентство Республики Казахстанпо регулированию и развитиюфинансового рынка

“СОГЛАСОВАН”Министерство информации иобщественного развитияРеспублики Казахстан

“СОГЛАСОВАН”Министерство сельского хозяйстваРеспублики Казахстан

“СОГЛАСОВАН”Министерство науки ивысшего образованияРеспублики Казахстан

“СОГЛАСОВАН”Министерство здравоохраненияРеспублики Казахстан

“СОГЛАСОВАН”Министерство индустрии иинфраструктурного развитияРеспублики Казахстан

“СОГЛАСОВАН”Министерство финансовРеспублики Казахстан

“СОГЛАСОВАН”Министерство обороныРеспублики Казахстан

“СОГЛАСОВАН”Министерство культуры и спортаРеспублики Казахстан

“СОГЛАСОВАН”Министерство просвещенияРеспублики Казахстан

“СОГЛАСОВАН”Министерство торговли и интеграцииРеспублики Казахстан

“СОГЛАСОВАН”Министерство почрезвычайным ситуациямРеспублики Казахстан

“СОГЛАСОВАН”Министерство национальной экономикиРеспублики Казахстан

“СОГЛАСОВАН”Министерство цифрового развития,инноваций и аэрокосмическойпромышленностиРеспублики Казахстан

“СОГЛАСОВАН”Министерство внутренних делРеспублики Казахстан

“СОГЛАСОВАН”Министерство экологии иприродных ресурсовРеспублики Казахстан

“СОГЛАСОВАН”Министерство энергетикиРеспублики Казахстан

Приложение 1 к приказуМинистр труда и социальнойзащиты населенияРеспублики Казахстанот 7 сентября 2023 года № 377

Правила разработки и (или) актуализации профессиональных стандартов

1. Настоящие Правила разработки и (или) актуализации профессиональных стандартов (далее – Правила) разработаны в соответствии с частью первой пункта 5 статьи 5 Закона Республики Казахстан “О профессиональных квалификациях” (далее – Закон) и определяют порядок разработки и (или) актуализации профессиональных стандартов.

2. Основные термины и определения, используемые в настоящих Правилах:

1) знание – изученная и усвоенная информация, необходимая для выполнения действий в рамках профессиональной задачи;

2) навык – способность применять знания и умения, позволяющая выполнять профессиональную задачу целиком;

3) информальное образование – вид образования, получаемый в ходе повседневной деятельности вне организаций образования и организаций, предоставляющих образовательные услуги, и не сопровождаемый выдачей документа, подтверждающего результаты обучения;

4) профессия – род занятий, осуществляемый физическим лицом и требующий определенной квалификации для его выполнения;

5) профессиональная квалификация – степень профессиональной подготовки, характеризующая владение компетенциями, требуемыми для выполнения трудовых функций по профессии;

6) признание профессиональной квалификации – процедура оценки и принятия решения о соответствии кандидата требованиям профессиональных стандартов, а при их отсутствии – квалификационным требованиям;

7) уполномоченный орган в области признания профессиональных квалификаций (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство, а также межотраслевую координацию по признанию профессиональных квалификаций в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

8) профессиональный стандарт – письменный официальный документ, устанавливающий общие требования к знаниям, умениям, навыкам, опыту работы с учетом формального и (или) неформального, и (или) информального образования, уровню квалификации и компетентности, содержанию, качеству и условиям труда в конкретной области профессиональной деятельности;

9) Национальный классификатор занятий Республики Казахстан (далее – НКЗ) – документ по стандартизации, отражающий наименования занятий, применяемых на территории Республики Казахстан, и классифицирующий их по уровню и специализации навыков в соответствии с видом выполняемых работ;

10) компетенция – способность применять навыки, позволяющие выполнять одну или несколько профессиональных задач, составляющих трудовую функцию;

11) умение – способность физически и (или) умственно выполнять отдельные единичные действия в рамках профессиональной задачи;

12) отраслевые государственные органы (далее – государственные органы) – государственные органы, осуществляющие руководство в соответствующей сфере (отрасли) государственного управления;

13) Национальная система квалификаций (далее – НСК) – комплекс правовых и институциональных инструментов и механизмов регулирования и согласования спроса на квалификации со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования, в том числе информального;

14) неформальное образование – вид образования, запланированный, организованный и осуществляемый организациями, которые предоставляют образовательные услуги, оказываемые без учета места, сроков и формы обучения, и сопровождаемый выдачей документа, подтверждающего результаты обучения.

3. Целями разработки и (или) актуализации профессиональных стандартов являются:

2) решение широкого круга задач в области управления персоналом (разработка систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций, отбор, подбор и аттестация персонала, планирование карьеры);

3) формирование образовательных программ всех уровней профессионального образования, обучение персонала в организациях (на предприятиях), а также разработка учебно-методических материалов к этим программам;

4) использование в процессе признания профессиональных квалификаций.

Глава 2. Порядок разработки и утверждения профессионального стандарта

4. Профессиональный стандарт разрабатывается в бумажном варианте и (или) на цифровой платформе НСК по структуре профессионального стандарта согласно приложению 1 к настоящим Правилам на вид профессиональной деятельности и состоит из карточек (карточки) профессий.

Вид профессиональной деятельности определяется в соответствии с пятым знаком (подклассом) по Общему классификатору видов экономической деятельности (далее – ОКЭД).

Наименование профессий в карточках (карточке) профессионального стандарта соответствуют наименованиям занятий из НКЗ.

5. Финансирование разработки профессиональных стандартов осуществляется за счет бюджетных средств по профессиям, признание профессиональных квалификаций по которым осуществляется в порядке, установленном Законом, на основании рекомендаций Национального совета по профессиональным квалификациям (далее – Национальный совет) и (или) собственных средств объединений (ассоциаций, союзов) работодателей.

Для получения рекомендаций Национального совета по финансированию разработки профессиональных стандартов за счет бюджетных средств государственные органы ежегодно, до 1 февраля года, предшествующего планируемому, направляют в Национальный совет согласованные с отраслевыми советами по профессиональным квалификациям (далее – отраслевые советы) предложения к Плану по разработке и (или) актуализации профессиональных стандартов на соответствующий год согласно приложению 2 к настоящим Правилам (далее – План).

Национальный совет в течение пятнадцати рабочих дней после дня получения предложений к Плану рассматривает их и направляет в государственные органы рекомендации по финансированию разработки профессиональных стандартов.

6. Государственные органы ежегодно, до 1 марта года, предшествующего планируемому, направляют в уполномоченный орган предложения к Плану с приложением рекомендаций Национального совета (при их наличии).

Предложения к Плану формируются государственными органами в произвольной форме с учетом предложений объединений (ассоциаций, союзов) работодателей (при их наличии) и содержат наименования государственного органа (в том числе, фамилию, имя и отчество (при его наличии) ответственного лица), профессиональных стандартов, отрасли (сферы) профессиональных стандартов, карточек (карточки) профессий, срок утверждения профессиональных стандартов и источник финансирования услуг по разработке профессиональных стандартов.

Предложения государственных органов к Плану, внесенных в уполномоченный орган после установленного срока, не рассматриваются.

7. Уполномоченный орган до 1 апреля года, предшествующего планируемому:

рассматривает предложения государственных органов и утверждает План по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;

направляет План в государственные органы и Национальный орган по профессиональным квалификациям (далее – Национальный орган);

размещает План на цифровой платформе НСК.

8. После завершения разработки проекта профессионального стандарта:

1) объединения (ассоциации, союзы) работодателей направляют проект профессионального стандарта в государственный орган, который в течение пяти рабочих дней рассматривает его и:

при наличии предложений и рекомендаций по доработке направляет их объединениям (ассоциациям, союзам) работодателей. Проект профессионального стандарта в течение пяти рабочих дней дорабатывается объединениями (ассоциациями, союзами) работодателей и повторно направляется в государственный орган;

при отсутствии предложений и рекомендаций по доработке направляет проект профессионального стандарта в Национальный орган на бумажном носителе и (или) в электронной форме через цифровую платформу НСК;

2) государственный орган направляет в Национальный орган проект профессионального стандарта в соответствии с абзацем третьим подпункта 1) настоящего пункта.

9. Национальный орган в течение пяти рабочих дней со дня получения проекта профессионального стандарта направляет государственному органу заключение по итогам экспертизы проекта профессионального стандарта по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

В случае непредставления Национальным органом экспертного заключения в установленный срок проект профессионального стандарта считается согласованным без замечаний.

Экспертиза проекта профессионального стандарта проводится на предмет соответствия требованиям к установленной структуре профессионального стандарта:

1) оценка описания основной части;

2) оценка содержания карточек (карточки) профессии.

10. Государственный орган в течение пяти рабочих дней после дня получения заключения Национального органа дорабатывает проект профессионального стандарта с учетом заключения и повторно направляет его в Национальный орган.

Национальный орган в течение одного рабочего дня после дня получения доработанного проекта профессионального стандарта рассматривает его и выдает соответствующее заключение в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил.

11. После получения заключения по проекту профессионального стандарта без замечаний и (или) доработанному проекту профессионального стандарта государственный орган в течение пяти рабочих дней направляет на бумажном носителе и (или) в электронной форме через цифровую платформу НСК проект профессионального стандарта на согласование отраслевого совета с приложением пояснительной записки, заключения Национального органа.

Пояснительная записка содержит описание результатов анализа отрасли, областей профессиональной деятельности, видов трудовой деятельности, карты квалификаций по представленным областям профессиональной деятельности, видам трудовой деятельности, обоснования исключения устаревших и (или) включения новых профессий, персональное резюме каждого разработчика и привлекаемых экспертов.

12. В течение десяти рабочих дней со дня поступления проекта профессионального стандарта отраслевой совет согласовывает проект профессионального стандарта или направляет государственному органу рекомендации по доработке проекта профессионального стандарта.

Отраслевой совет рассматривает проект профессионального стандарта на соответствие области профессиональной деятельности и виду трудовой деятельности (профессиональной группе и подгруппе), составу работ, уровню образования, специальной подготовке.

13. Государственным органом в течение пяти рабочих дней после дня получения рекомендаций отраслевого совета осуществляется доработка проекта профессионального стандарта и его повторное направление в отраслевой совет.

Отраслевой совет рассматривает доработанный проект профессионального стандарта в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.

14. Государственный орган утверждает проект профессионального стандарта в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о правовых актах.

15. Государственный орган в течение трех рабочих дней после дня первого официального опубликования профессионального стандарта направляет ссылку на его официальное опубликование на казахском и русском языках в Национальный орган для размещения на цифровой платформе НСК.

Глава 3. Порядок актуализации профессиональных стандартов

16. Актуализация профессионального стандарта осуществляется профильными (отраслевыми) подразделениями государственного органа не реже одного раза в три года и включает в себя пересмотр, обновление, замену, постановку на утрату профессионального стандарта.

17. В случае изменения содержания карточек профессий в структуре профессионального стандарта изменения считаются значительными, и актуализация профессионального стандарта осуществляется в соответствии с главой 2 настоящих Правил.

18. При внесении в профессиональный стандарт изменений, которые не меняют содержание карточек профессий в структуре профессионального стандарта и имеют незначительные неточности, опечатки и ошибки, актуализация профессионального стандарта осуществляется государственным органом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о правовых актах.

19. Государственный орган в течение трех рабочих дней после дня первого официального опубликования профессионального стандарта направляет ссылку на его официальное опубликование на казахском и русском языках в Национальный орган для размещения на цифровой платформе НСК.

Приложение 1к Правилам разработкии (или) актуализациипрофессиональных стандартов

Структура профессионального стандарта

1. Общие положения

2. Паспорт профессионального стандарта

3. Карточки профессий

4. Технические данные профессионального стандарта

Глава 1. “Общие положения” описывает область применения профессионального стандарта, а также термины, определения и используемые сокращения.

Глава 2. “Паспорт профессионального стандарта” определяет:

1) общую вводную информацию о профессионального стандарте (наименование);

2) код профессионального стандарта (устанавливается по секции и подгруппе Общего классификатора видов экономической деятельности (далее – ОКЭД), порядковому номеру профессионального стандарта в секции ОКЭД, например: профессиональный стандарт “Добыча руды открытым способом”, секция В – Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров; подгруппа – 07.10.2 Добыча железной руды открытым способом, номер по порядку 012, код профессионального стандарта: B07102012);

3) указание секции, раздела, группы, класса и подкласса ОКЭД;

4) краткое описание профессионального стандарта, включающее общую характеристику вида трудовой деятельности;

5) перечень карточек профессий, входящих в данный профессиональный стандарт с указанием их названий по Национальному классификатору занятий Республики Казахстан (далее – НКЗ) и квалификационных уровней в соответствии с отраслевой рамкой квалификаций (далее – ОРК).

Глава 3. “Карточки профессий” содержит по каждой профессии, согласно перечню карточек профессий, последовательное описание характеристик карточек (карточки) профессий с указанием:

1) кода группы и кода наименования занятий согласно НКЗ;

2) наименования профессии в соответствии с НКЗ;

3) уровня квалификации по ОРК;

4) уровня квалификации для профессии согласно единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций, если таковые имеются;

5) уровня профессионального образования;

6) связи с неформальным и информальным образованием;

7) других возможных наименований профессий;

8) основной цели деятельности;

9) перечня и описания трудовых функций (набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задач процесса труда), для каждой профессии рекомендуется указывать как обязательные, так и дополнительные трудовые функции. Обязательные трудовые функции необходимо обязательно подтверждать при признании профессиональной квалификации, а дополнительные, это те функции, которые требуются данной профессии в будущем;

10) навыков (рекомендуется установить для каждой трудовой функции не менее двух навыков). Дополнительно (при необходимости) определяется возможность признания отдельного навыка(ов) в рамках одной профессии.

13) требований к личностным компетенциям;

14) списков технических регламентов и национальных стандартов, где устанавливаются требования к компетенциям и квалификациям специалистов по эксплуатации и применению объектов технического регулирования (продукции, зданий, строений, сооружений, процессов производства, транспортировки хранения, эксплуатации и утилизации);

15) связи с другими профессиями в рамках ОРК, содержащей профессии, которые получают работники в своем профессиональном развитии согласно карте профессиональной квалификации. Карта профессиональной квалификации содержит: наименование профессии; ранжирование уровней квалификации согласно национальной рамке квалификаций (далее – НРК) и ОРК (связи между профессиями, отражающие профессиональное развитие по видам профессиональной и трудовой деятельности и уровням квалификации).

Глава 4 “Технические данные профессионального стандарта” содержит информацию, регламентирующую процедуру разработки или актуализации профессионального стандарта:

1) наименование государственного органа (фамилию, имя и отчество (при его наличии) исполнителя, е-почта, телефон);

2) наименование организаций (предприятий) соответствующих сфер деятельности (аналогичных видов работ), участвовавших в разработке или актуализации профессионального стандарта (наименование организации, фамилию, имя и отчество (при его наличии) исполнителя, е-почта, телефон);

3) отраслевой совет (наименование, дата протокола);

4) Национальный орган (дата заключения);

5) Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан “Атамекен” (дата рекомендаций);

6) номер версии и год выпуска;

7) дата ориентировочной актуализации.

Примечание. Сведения, предусмотренные в Главе 4, заполняются по мере их наличия.

В случае дополнения профессионального стандарта главами и (или) приложениями, каждая дополнительно представляемая глава и (или) приложение обозначаются словами “глава”, “приложение” с указанием наименования глав и приложений.

Приложение 2к Правилам разработкии (или) актуализациипрофессиональных стандартов

План по разработке и (или) актуализациипрофессиональных стандартов на ____________ год

Наименование отрасли (сферы) профессионального стандарта
Наименование профессионального стандарта
Наименования карточек (карточки) профессий
Срок утверждения профессионального стандарта
Фамилия, имя и отчество (при его наличии) ответственного лица

Приложение 3к Правилам разработкии (или) актуализациипрофессиональных стандартов

ЗаключениеНационального органа по профессиональным квалификациям

Профессиональный стандарт_____________________________________________________________________Государственный орган_____________________________________________________________________Дата экспертизы ______________________________________________________

Оценка Национального органа по профессиональным квалификациям

Оценка описания основной части профессионального стандарта

1.1. Название профессионального стандарта

1.2. Область применения профессионального стандарта

1.2. Наличие глоссария

1.3. Наличие полного формата ссылок по ОКЭД

1.4. Краткое описание профессионального стандарта

1.5. Наличие перечня карточек профессий

1.6. Соответствие карточек (карточки) профессий перечню

Оценка содержания карточек (карточки) профессий

2.1. Код профессии по НКЗ

2.2. Код группы занятий по НКЗ

2.3. Наименование профессий и/или занятий по НКЗ

2.4. Квалификационный уровень ОРК/НРК

2.5. Уровень профессионального образования

2.6. Связь с неформальным и информальным образованием

2.7. Другие возможные наименования профессий

2.8. Определен квалификационный уровень профессий по ОРК

2.9. Указана основная деятельность профессии

2.10. Представлен перечень и описание трудовых функций:

Дополнительные трудовые функции (при их наличии)

2.12. Указана связь с другими профессиями в рамках ОРК

Оценка наличия технических данных профессионального стандарта

3.1. Указаны реквизиты государственного органа

3.2. Указаны реквизиты экспертов (при их наличии)

3.3. Указан протокол отраслевого совета (после заключения Национального органа)

3.4. Указан номер версии и год выпуска профессионального стандарта

3.5. Указана дата ориентировочной актуализации профессионального стандарта

Перечень утративших силу некоторых приказов

1. Признать утратившим силу приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1035 “Об утверждении Правил разработки, введения, замены и пересмотра профессиональных стандартов” (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 12739);

2. Признать утратившим силу приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 июня 2016 года № 570 “О внесении изменения в приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1035 “Об утверждении Правил разработки, введения, замены и пересмотра профессиональных стандартов” (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14016);

3. Признать утратившим силу приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 11 декабря 2019 года № 663 “О внесении изменений в некоторые приказы Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан и исполняющего обязанности Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан” (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19726);

4. Признать утратившим силу приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 28 августа 2020 года № 345 “О внесении изменений и дополнений в некоторые приказы Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан” (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21152).

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

Минтруд утвердил новые профстандарты для работников ЖКХ, ЖД и авиационных слесарей

На сегодняшний момент разработаны особые профессиональные стандарты, и этот аспект регулируют специальные документы, которые напрямую касаются квалификационных требований специалистов различных профессий. Ежегодного текущие стандартны пересматриваются и обновляются, это происходит для актуализации требований, исключения дублирования, а также выведения условий для новых профессий и условий труда. Так, недавние изменения коснулись стандартов, которые регулируют работу:

•    слесарей по ремонтным работам авиационных двигателей;

•    специалистов, ответственных за тепловое снабжение коммунальной структуры;

•    инспекторов подвижного состава на железных дорогах;

•    специалистов, отвечающих за очистку сточных вод;

Ценностное значение профессиональных стандартов заключается в том, что они полностью включают группы занятий и подробные сведения касательно профессиональной деятельности работников, которые должны соответствовать определенным критериям. Также гарантируется обобщенная информация и определенные трудовые функции с уровнем квалификационных возможностей работников.

Стандарты затрагивают определенные профессии, в которых уровень квалификации должен быть максимально высоким. Поэтому в документах четко указываются требования к теоретическому и практическому опыту работы профильных специалистов.

Все нормы по профессиональным стандартам начнут работать с 1 сентября 2023 года и будут актуальными в течение 6 лет, то есть до 1 сентября 2029 года. Стоит учитывать, что вступление в силу профессионального стандарта для некоторых профессий априори не считается правовым основанием увольнять работника, если он не соответствует определенным нормам и новым требованиям. Данные меры считаются актуальными только в том случае, если работник не сможет пройти соответствующие аттестационные процедуры.

Стоит добавить, что последние версии выпущенных профессиональных стандартов содержат в своей структуре только характеристику квалификации специалиста, которую он в обязательном порядке должен иметь для эффективного осуществления трудовой деятельности. Выпущенные документы по части профстандарта также имеют рекомендации по части требований в области образования, стажа работы, профессиональных навыков и наименований должностей.

Профстандарт считается обязательным в части конкретного требования деятельности и в обязательном порядке актуализируется в виде нормативных актов, принимаемых Минтрудом Российской Федерации. Вся информация касательно профессиональных стандартов в реальном времени заносится в электронный реестр, который виден на официальном сайте ведомства.

На сегодня в РФ вместе с профстандартами считаются актуальными и справочники ЕТКС и ЕКС, которые нужны для утверждения тарифных сеток в системе оплаты труда работников. Также профстандарт регламентирует форму оплаты труда государственных служащих и сотрудников муниципальных учреждений.
В случае, если в отношении профессии или должности работает профессиональный стандарт и квалификационный справочник, то работодатели имеют право разрабатывать внутренние нормативные акты самостоятельно. Исключения имеются, когда вышеуказанные документы исходят из требований ТК РФ или федеральных законов.

Заказ каталога «ТД ТРАКТ»

1. Раскажите о Вашей компании

3. Адрес доставки

Выбранный товар успешно был добавлен в корзину.

Ошибка добавления в корзину

Пожалуйста, укажите размер и необходимое количество товара и только после этого возможно отправить товар в корзину.

Министерство труда приказом от 7 сентября 2023 года утвердило Правила разработки и (или) актуализации профессиональных стандартов, сообщает Zakon.kz.

В правилах дается следующее определение: “профессиональный стандарт – письменный официальный документ, устанавливающий общие требования к знаниям, умениям, навыкам, опыту работы с учетом формального и (или) неформального, и (или) информального образования, уровню квалификации и компетентности, содержанию, качеству и условиям труда в конкретной области профессиональной деятельности.”

Цели разработки и актуализации профессиональных стандартов:

Профессиональный стандарт разрабатывается в бумажном варианте и (или) на цифровой платформе Национальной системы квалификаций (НСК) по структуре профессионального стандарта на вид профессиональной деятельности и состоит из карточек (карточки) профессий.

Разработка профессиональных стандартов финансируется за счет бюджетных средств по профессиям, признание профессиональных квалификаций по которым осуществляется в порядке, установленном законом “О профессиональных квалификациях”, на основании рекомендаций Национального совета по профессиональным квалификациям (Национальный совет) и (или) собственных средств объединений (ассоциаций, союзов) работодателей.

Для получения рекомендаций Национального совета по финансированию разработки профессиональных стандартов за счет бюджетных средств государственные органы ежегодно, до 1 февраля года, предшествующего планируемому, направляют в Национальный совет согласованные с отраслевыми советами по профессиональным квалификациям (отраслевые советы) предложения к Плану по разработке и (или) актуализации профессиональных стандартов на соответствующий год.

Национальный совет в течение 15 рабочих дней после дня получения предложений к Плану рассматривает их и направляет в государственные органы рекомендации по финансированию разработки профессиональных стандартов.

Предложения к Плану формируются государственными органами в произвольной форме с учетом предложений объединений (ассоциаций, союзов) работодателей (при их наличии) и содержат наименования государственного органа (в том числе, ФИО ответственного лица), профессиональных стандартов, отрасли профессиональных стандартов, карточек профессий, срок утверждения и источник финансирования услуг по разработке профессиональных стандартов.

Национальный орган в течение 5 рабочих дней со дня получения проекта профессионального стандарта направляет государственному органу заключение по итогам экспертизы проекта профессионального стандарта.

Государственный орган в течение 5 рабочих дней после дня получения заключения Национального органа дорабатывает проект профессионального стандарта с учетом заключения и повторно направляет его в Национальный орган. Национальный орган в течение одного рабочего дня после дня получения доработанного проекта профессионального стандарта рассматривает его и выдает соответствующее заключение.

После этого государственный орган в течение 5 рабочих дней направляет на бумажном носителе и (или) в электронной форме через цифровую платформу НСК проект профессионального стандарта на согласование отраслевого совета с приложением пояснительной записки, заключения Национального органа.

В течение 10 рабочих дней со дня поступления проекта профессионального стандарта отраслевой совет согласовывает его или направляет государственному органу рекомендации по доработке проекта профессионального стандарта.

Государственный орган в течение 5 рабочих дней после дня получения рекомендаций отраслевого совета дорабатывает проект и его повторно направляет в отраслевой совет. Отраслевой совет рассматривает доработанный проект профессионального стандарта.

Государственный орган утверждает проект профессионального стандарта в порядке, установленном законодательством РК о правовых актах.

В течение трех рабочих дней после дня первого официального опубликования профессионального стандарта государственный орган направляет ссылку на его официальное опубликование на казахском и русском языках в Национальный орган для размещения на цифровой платформе НСК.

Актуализация профессионального стандарта осуществляется профильными (отраслевыми) подразделениями государственного органа не реже 1 раза в 3 года и включает в себя пересмотр, обновление, замену, постановку на утрату профессионального стандарта.

В случае изменения содержания карточек профессий в структуре профессионального стандарта изменения считаются значительными, и актуализация профессионального стандарта осуществляется в порядке, который установлен для разработки и утверждения профессионального стандарта.

При внесении в профессиональный стандарт изменений, которые не меняют содержание карточек профессий в структуре профессионального стандарта и имеют незначительные неточности, опечатки и ошибки, актуализация профессионального стандарта осуществляется государственным органом в порядке, установленном законодательством РК о правовых актах.

Приказ введен в действие 4 сентября 2023 года.

Ранее мы писали, что в Казахстане разработали профстандарт для педагогов детсадов, школ и колледжей, а также профессиональный стандарт “Социальный работник в здравоохранении”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *