это какие профессии и высококвалифицированные рабочие

Общие уровни квалификации в профессиональных стандартах содержатся в отдельном документе – Приказе Минтруда России № 148н от 12.04.2013. Под квалификацией сотрудника подразумеваются его профессиональные знания, умения, приобретенные трудовые навыки и опыт работы. Чем выше уровень данных характеристик, тем более производителен труд работника. Квалификация показывает, насколько сложную работу он способен выполнять. По-другому ее можно определить, как уровень (степень) профессионального мастерства

Основные уровни квалификации в профстандартах

Все уровни квалификации определенных профессий в рамках статьи рассмотреть невозможно. Поэтому в таблице они представлены в общем виде, исходя из содержания вышеупомянутого Приказа Минтруда № 148н:

Сотрудников, не имеющих достаточной квалификации по профессиональному стандарту, работодатель не вправе уволить по этому основанию. Он может сделать это, только проведя аттестацию, которая выявит их несоответствие занимаемой должности.

Специализация: Гражданское, земельное, трудовое, уголовное право

Имеет более 15 лет юридического стажа в крупных холдингах Юга России. Обладает опытом в области договорной и претензионной работы, мирного разрешения споров, судебного взыскания долгов и оспаривания прав на имущество.

Изменение 1/2021 ОКЗ, принятое Приказом Росстандарта от 18.02.2021 N 83-ст, введено в действие с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 15 мая 2019 года.

Специалисты высшего уровня квалификации увеличивают существующий объем знаний, применяют на практике научные и художественные концепции и теории, занимаются систематическим обучением этим знаниям, а также могут сочетать эти виды деятельности в различных комбинациях. Уровень компетенций большинства занятий, включенных в данную основную группу, требует квалификации, соответствующей четвертому квалификационному уровню.

Обязанности специалистов высшего уровня квалификации обычно включают: проведение анализа и научно-исследовательских работ, разработку концепций, теорий и методов; консультирование или применение существующих знаний в области физических наук, математики, техники и технологии, в области наук о жизни, медицинских услуг и услуг в области здравоохранения, общественных и гуманитарных наук; преподавание теории и практики одной или более дисциплин на различных ступенях образования; обучение и воспитание людей, испытывающих затруднения в обучении, или лиц с особыми потребностями; оказание различных деловых, юридических и социальных услуг; создание и исполнение произведений искусства; осуществление духовного наставничества; подготовку научных документов и отчетов. Обязанности могут включать руководство другими работниками.

Занятия данной основной группы подразделяются на следующие подгруппы:

21 Специалисты в области науки и техники

22 Специалисты в области здравоохранения

23 Специалисты в области образования

24 Специалисты в сфере бизнеса и администрирования

25 Специалисты по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ)

26 Специалисты в области права, гуманитарных областей и культуры

Специалисты высшего уровня квалификации

Специалисты высшего уровня квалификации осуществляют разработки и исследования научных теорий и концепций способствуя обогащению и увеличению суммы накопленных обществом знаний в различных областях деятельности практическое их применение и систематическое распространение путем обучения.

Большинство занятий (профессий), объединяемых этой классификационной группой отличается высокой степенью сложности выполняемых работ и требует уровня квалификации соответствующего высшему профессиональному образованию а также более высоких ее уровней определяющихся дополнительными специальными знаниями и умениями и характеризующихся наличием ученой степени.

Основные функции специалистов высшего уровня квалификации различных профессиональных групп заключаются в развитии теорий, исследовании и анализе процессов и явлений разработке концепций и методов в различных областях науки (естественных технических, гуманитарных общественных); практическом применении полученных знаний и результатов исследований в конкретных отраслях деятельности – геологии инженерии (проектировании и строительстве гражданских и промышленных сооружений конструировании и изготовлении промышленных установок машин оборудования и т.п.), медицине (формах и методах лечения различных расстройств и болезней), биологии, сельском и лесном хозяйстве экономике политике; консультировании по различным аспектам деятельности преподавании теории и практики в различных отраслях знаний на определенном образовательном уровне; обучении и воспитании людей страдающих физическими недостатками оказании информационных, финансовых коммерческих юридических и социальных услуг; создании и исполнении произведений литературы и искусства религиозной деятельности (проведении культовых обрядов духовном руководстве и наставничестве); подготовке научных документов и отчетов.

В ряде случав функции высококвалифицированных специалистов могут включать руководство другими работниками.

Код / КЧ / Наименование групп занятий

2 / /   Специалисты высшего уровня квалификации

21 / 4 / Специалисты в области естественных и инженерных наук

211 / 7 / Физики, химики и специалисты родственных профессий

2111 / 0 / Физики и астрономы

2112 / 4 / Метеорологи

2113 / 8 / Химики

2114 / 1 / Геологи и геофизики

212 / 9 / Математики, статистики и специалисты родственных профессий

2121 / 3 / Математики и специалисты родственных профессий

2122 / 7 / Статистики

2123 / 0 / Специалисты по стандартизации и метрологии

213 / 2 / Специалисты по компьютерам

2131 / 6 / Разработчики и аналитики компьютерных систем

2132 / 4 / Программисты

2139 / 5 / Специалисты по компьютерам, не вошедшие в другие группы

214 / 5 / Архитекторы, инженеры и специалисты родственных профессий

2141 / 9 / Архитекторы и инженеры по транспортному и городскому строительству

2142 / 2 / Инженеры по промышленному и гражданскому строительству

2143 / 6 / Инженеры-электрики и инженеры-энергетики

2144 / 0 / Инженеры-электроники, инженеры по связи и приборостроению

2145 / 3 / Инженеры-механики и технологи машиностроения

2146 / 7 / Химики-технологи, технологи топлива, изделий текстильной и легкой промышленности, продуктов питания

2147 / 0 / Горные инженеры и металлурги

2148 / 4 / Геодезисты, картографы и топографы

2149 / 8 / Архитекторы, инженеры и специалисты родственных профессий, не вошедшие в другие группы

22 / 6 / Специалисты в области биологических, сельскохозяйственных наук и здравоохранения

221 / 9 / Специалисты в области биологических и сельскохозяйственных наук

2211 / 2 / Биологи, ботаники, зоологи и специалисты родственных профессий

2212 / 6 / Бактериологи, фармакологи и специалисты родственных профессий

2213 / 4 / Агрономы и специалисты родственных профессий

222 / 1 / Специалисты в здравоохранении (кроме медицинских сестер)

2221 / 5 / Врачи

2222 / 9 / Стоматологи

2223 / 2 / Ветеринары

2224 / 6 / Фармацевты

2229 / 4 / Специалисты – медики (кроме медсестер), не вошедшие в другие группы

223 / 4 / Медицинские сестры

23 / 8 / Специалисты в области образования

231 / 0 / Преподаватели колледжей, университетов и других вузов

2310 / 0 / Преподаватели колледжей, университетов и других вузов

232 / 3 / Преподаватели в средней школе

2320 / 3 / Преподаватели в средней школе

233 / 6 / Преподаватели в начальной школе и дошкольном образовании

234 / 9 / Преподаватели в системе специального образования

2340 / 9 / Преподаватели в системе специального образования

235 / 1 / Прочие специалисты в области образования

2351 / 5 / Специалисты по методике обучения и воспитательной работы

2352 / 9 / Инспекторы в образовании

2359 / 4 / Специалисты по обучению, не вошедшие в другие группы

24 / 0 / Прочие специалисты высшего уровня квалификации

241 / 2 / Специалисты по предпринимательской деятельности и кадрам

2411 / 6 / Бухгалтеры и специалисты по финансам и кредиту

2412 / 6 / Специалисты по кадрам и профориентации

2413 / 3 / Специалисты по коммерческой деятельности

2419 / 5 / Специалисты по предпринимательской деятельности и кадрам, не вошедшие в другие группы

242 / 5 / Специалисты в области права

2421 / 9 / Юристы

2422 / 2 / Судьи

2429 / 8 / Специалисты в области права, не вошедшие в другие группы

243 / 8 / Специалисты в области информации и родственных профессий

2431 / 1 / Архивоведы, хранители музеев и специалисты родственных профессий

2432 / 5 / Библиотекари, библиографы, документоведы и специалисты родственных профессий

244 / 0 / Специалисты в области общественных и родственных наук

2441 / 4 / Экономисты

2442 / 8 / Социологи и специалисты родственных профессий

2443 / 1 / Философы, историки и политологи

2444 / 5 / Филологи и переводчики

2445 / 9 / Психологи

2446 / 2 / Специалисты в сфере социальных проблем

245 / 3 / Деятели литературы и искусства

2451 / 7 / Журналисты и литературные работники

2452 / 0 / Скульпторы, художники и родственные им деятели искусства

2453 / 4 / Композиторы, музыканты и певцы

2454 / 8 / Хореографы и танцоры

2455 / 1 / Актеры и режиссеры театра, кино и др

246 / 6 / Религиозные деятели

2460 / 6 / Религиозные деятели

* Руководители (представители) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий

* Специалисты высшего уровня квалификации

* Специалисты среднего уровня квалификации

* Служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием

* Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности

* Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства

* Квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр

* Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин и слесари-сборщики

* Неквалифицированные рабочие

Высококвалифицированные работники

В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» к 2020 году число высококвалифицированных работников должно возрасти так, чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников.

Следует отметить, что до настоящего времени в Российской Федерации отсутствует четко закрепленное понятие «высококвалифицированные работники», а также отсутствуют четкие критерии их выделения в составе квалифицированной рабочей силы.

В соответствии с методологией данного классификатора критерием квалификации является уровень образования (профессиональная подготовка) и опыт (стаж) практической работы, которые в совокупности образуют необходимые предпосылки для выполнения работы определенной сложности. Эти же подходы — наличие профессионального образования и стаж работы, также формализованы в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих.

При классификации занятий учитывают, что определенный уровень квалификации может быть достигнут не только профессиональным образованием или специальной подготовкой, но достаточно часто его достигают опытом практической работы.

Соответственно к квалифицированным работникам относят работников, выполнение трудовых обязанностей которых требует наличия начального, среднего или высшего профессионального (специального) образования, или в ряде случаев — опыта практической работы по соответствующей профессии.

Однако для занятий, требующих высокого уровня квалификации, образование и специальная подготовка имеют определяющую роль.

К специалистам высшего уровня квалификации относятся специалисты, которые осуществляют разработки и исследования научных теорий и концепций, способствуя обогащению и увеличению суммы накопленных обществом знаний в различных областях деятельности, практическое их применение и систематическое распространение путем обучения.

Большинство занятий (профессий), объединяемых этой классификационной группой, отличается высокой степенью сложности выполняемых работ и требует уровня квалификации, соответствующего высшему профессиональному образованию, а также более высоких ее уровней, определяющихся дополнительными специальными знаниями и умениями и характеризующихся наличием ученой степени.

Основные функции специалистов высшего уровня квалификации различных профессиональных групп заключаются в развитии теорий, исследовании и анализе процессов и явлений, разработке концепций и методов в различных областях науки практическом применении полученных знаний и результатов исследований в конкретных отраслях деятельности, преподавании теории и практики в различных отраслях знаний на определенном образовательном уровне; оказании информационных, финансовых, коммерческих, юридических и социальных услуг; создании и исполнении произведений литературы и искусства; подготовке научных документов и отчетов.

Помимо четких критериев выделения категории “высококвалифицированных работников должна существовать (или быть создана) необходимая информационная база и соответствующие показатели для определения достоверных количественных параметров, разработан алгоритм их расчета.

В качестве информационной базы для определения численности и доли высококвалифицированных работников в составе квалифицированных работников предполагается использовать статистику Росстата из выборочных обследований населения по проблемам занятости (ОНПЗ) с внесением необходимых изменений в Анкету обследования.

1 Утвержден Госстандартом РФ от 30 декабря 1993 г. N 298, дата введения — 1 января 1995 года

2 Утверждена приказом Росстата № 156 от 07.07.2008

« Вернуться к списку аналитики

Что означает уровень квалификации в профессиональном стандарте

При определении квалификации работника учитывается:

В Приказе Минтруда № 148н квалификационная градация представлена в общем виде, то есть без учета особенностей отдельных профессий. Детально уровни квалификации прописываются в отраслевых и иных профстандартах, посвященных определенным видам деятельности – медицинской, образовательной, адвокатской и т.д. При их разработке квалификационные уровни, утвержденные Минтрудом, учитываются как минимальные требования к профессиональной «годности» работников. При необходимости или по желанию работодателя они могут быть повышены или уточнены.

Для детализации требований к мастерству сотрудника нередко вводится подуровень квалификации в профессиональном стандарте. Он конкретизирует трудовые функции, которые должен уметь выполнять работник. Например, квалификационные подуровни встречаются в Профессиональном стандарте педагогов профобучения (Приказ Минтруда РФ № 608н от 08.09.2015):

Все они относятся к трудовым функциям 8-го уровня квалификации, которые определены как преподавание по программам бакалавриата / специалитета / магистратуры или дополнительного образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *