Главный художник театра

На 79-м году жизни скончался главный художник Российского академического молодежного театра (РАМТ) Станислав Бенедиктов. Информация об этом появилась на сайте театра в четверг, 10 ноября.

«Ушел из жизни выдающийся художник-сценограф, чье творчество по праву считают одним из фундаментальных явлений современной российской сценографии», — говорится в сообщении.

Умер главный художник РАМТ Станислав Бенедиктов

Главный художник РАМТ Станислав Бенедиктов

Москва. 10 ноября. INTERFAX.RU – Народный художник России, главный художник Российского академического молодежного театра (РАМТ) Станислав Бенедиктов скончался на 79-м году жизни, сообщили в театре.

“Огромное горе у нас: ушел из жизни Станислав Бенедиктов. Народный художник России, лауреат множества премий, академик Российской Академии художеств, кавалер Ордена Дружбы, профессор Школы-студии МХАТ, любимый и неповторимый главный художник РАМТа”, – говорится в сообщении, опубликованном в официальном телеграм-канале театра.

В РАМТ сообщил, что информация о времени и месте прощания появятся позже.

Бенедиктов родился 8 июня 1944 года. Бенедиктов ставил спектакли во МХАТе с Олегом Ефремовым (“Уходя оглянись”, “Эльдорадо”, “Призраки среди нас”), в Малом театре (“Головокружение”, “Вызов”), в Большом театре (“Деревянный принц”, “Рыцарь печального образа”, “Эскизы”), в музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (“Старший сын”, “Отелло”), в Кремлевском балете (“Наполеон Бонапарт”, “Лебединое озеро”, “Невский проспект”), в Софийском оперном театре (“Снегурочка”), в Берлинском театре “Фройндшафт” (“Крестики-нолики”) и Национальном театре Рейкьявика (“Отцы и дети”). С 1985 года занимал пост главного художника РАМТ.

Новости

Сегодня, 10 ноября, ушёл из жизни сценограф, педагог Станислав Бенедиктов. Об этом сообщил на своём сайте Российский академический молодёжный театр.

Станиславу Бенедиктову было 78 лет. Более 40 из них он посвятил РАМТу, где работал с 1980 года, а с 1985-го стал главным художником. В тандеме с худруком Молодёжного театра Алексеем Бородиным и в соавторстве с другими режиссёрами он создал здесь более полусотни спектаклей, многие из которых стали легендарными — в том числе благодаря работе художника.

«Художественный почерк Бенедиктова узнаваем, но неповторим, — говорится в публикации РАМТа. — Лёгкий и стремительный „Эраст Фандорин“, масштабный и эпичный „Берег утопии“, европейский стиль и японские мотивы двух версий дилогии „Инь и Ян“, динамичные, но подчинённые строгой смене геометричных мизансцен „Мушкетёры“, окрыляющие и дарящие веру „Алые паруса“, радостный „Чехов-GALA“, монументальный и величественный „Нюрнберг“, стильная „Проблема“, лаконичный „Душа моя Павел“ — сценографические решения художника всегда вызывали признание коллег и восхищение зрителей.

Станислав Бенедиктов — художник-постановщик десятков драматических, оперных и балетных постановок в театрах России и за рубежом. Его вклад в развитие театрального искусства сложно переоценить. Он был талантливым художником редкого дарования, способным освоить пространство не только сцены, но и всего театрального дома, педагогом, воспитавшим не одно поколение сценографов, настоящим строителем театра, воплощавшим и излучавшим увлечённое, ответственное отношение к своему делу, к театральной сцене и к спектаклю, к своему творчеству и сотворчеству с режиссёром. Это невосполнимая утрата».

Порой сценография Бенедиктова воспринимается как фундаментально-подробная и на редкость подходящая к определению «классическая», однако он работал в различных стилях и даже пространствах. Например, именно он был художником легендарной «Береники» (1993) Бородина, которую играли на мраморной лестнице РАМТа, и «Дневника Анны Франк» (2000), выросшего из дипломного спектакля курса Бородина, — эту постановку с Чулпан Хаматовой в главной роли зрители смотрели с авансцены, сидя спиной к зрительному залу. А в числе последних премьер, над которыми работал Бенедиктов, — «Любовь и смерть Зинаиды Райх» Александра Пономарёва: этот спектакль выпускали в мемориальной квартире Мейерхольда.

Станислав Бенедиктов окончил Московский художественный институт имени Сурикова по специальности «художник-живописец» в 1973 году. В 1973-1977 работал преподавателем Московского художественного училища Памяти 1905 года, где в 1977 году выпустил курс театральных художников. В 1977-1984 был главным художником Театра юного зрителя им. Н. Островского (Киров), где оформил множество спектаклей. В числе других театров, с которыми сотрудничал Бенедиктов, — МХАТ, Большой театр, МАМТ, Малый театр, а также театры Новосибирска, Екатеринбурга, Перми, Нижнего Новгорода, Софии, Берлина, Рейкьявика.

Заведовал кафедрой «Технология художественного оформления спектакля» в Школе-студии МХАТ, был там руководителем мастерской (с 2007). Народный художник России. Лауреат многочисленных премий, в том числе премии международного конкурса «Квадриеннале сценографии» в Праге, специальной премии «Золотая Маска», Международной театральной премии им. К.С. Станиславского, дважды — премии Москвы в области литературы и искусства, Госпремии РСФСР, кавалер Ордена Почёта (2002) и Ордена Дружбы (2019). Был академиком Российской Академии художеств, награждён Серебряной и Золотой медалями РАХ. В 1995-2012 был секретарём СТД РФ, с 1995 — председателем комиссии по сценографии СТД РФ. Написал книгу воспоминаний и театральных размышлений «Окна» (2014).

Чем запомнился художник?

За 40 лет в РАМТ Бенедиктов оформил более 50 спектаклей. Среди них: «Король Лир», «Три толстяка», «Отверженные», «Одна ночь», «Между небом и землей жаворонок вьется», «Ловушка № 46, рост второй», «Снежная королева», «Марсианские хроники», «Вишневый сад» и многие другие.

Помнят его работы и в Театре юного зрителя имени Н. А. Островского, где он отвечал за создание сценической атмосферы таких спектаклей, как «Молодая гвардия», «Снежная королева», «20 лет спустя». За оформление последнего был удостоен премии ЦК ВЛКСМ Кировской области.

Бенедиктов был художником-постановщиком десятков драматических, оперных и балетных постановок в театрах России и за рубежом. Его вклад в развитие театрального искусства сложно переоценить, отмечают его коллеги.

«Он был талантливым художником редкого дарования, способным освоить пространство не только сцены, но и всего театрального дома, педагогом, воспитавшим не одно поколение сценографов, настоящим строителем театра, воплощавшим и излучавшим увлеченное, ответственное отношение к своему делу, к театральной сцене и к спектаклю, к своему творчеству и сотворчеству с режиссером», — говорится в публикации.

Что известно о Бенедиктове?

Бенедиктов родился 8 июня 1944 года в Москве. Окончил Московский художественный институт им. В. Сурикова в 1973 году. Также он проходил обучение в Московском художественном училище памяти 1905 года. Там же с 1973 по 1977 год Станислав Бенедиктович работал преподавателем, выпустил курс театральных художников.

С 1977 по 1984 год трудился в Театре юного зрителя имени Н. А. Островского, исполняя обязанности главного художника.

В РАМТ он пришел в 1980 году. Спустя пять лет был назначен главным художником театра и проработал на этой должности до конца своей жизни.

Когда будет прощание с художником?

О дате и месте прощания пока ничего не известно. Как отмечено на сайте, об этом «сообщат дополнительно».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *