Профессиональная деятельность федеральных гражданских служащих оплачивается за счёт средств федерального бюджета, а региональных — из бюджета соответствующих регионов.
Древнерусское государство на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян. Начальные сведения относятся к первой трети IX века (839 год), когда были упомянуты послы кагана народа Рос.
До определённого момента существовало разделение на органы управления личными делами князя и органы государственного управления, однако впоследствии они стали объединятся и образовывать отдельные ответственные должности. Например: «воевода», «тиун конюший» (ответственный за конский состав), «дворецкий-огнищанин» (управляющий княжеским двором), «стольник» (снабженец) и т. п. Разумеется, что исполнение обязанностей требовало наличие штата помощников, а значит их материальное обеспечение и порядка назначения.
Также, существовала местная администрация. На первоначальных этапах их возглавляли местные князья, которые впоследствии заменялись сыновьями киевского князя. В некоторых городах назначались посадники-наместники, тысяцкие князя. Содержалась администрация за счёт части от сборов (поборов) с населения.
После распада древнерусского княжества на отдельные княжества, порядок государственного управления в удельных княжествах в целом не отличался от имевшегося ранее.
Каждый приказ состоял из двух частей: одни занимались решением дел, другие — письменной частью. Первые назывались судьями, вторые — дьяками и подьячими. Судьи, дьяки и подьячие в приказы назначались и увольнялись верховной властью.
Судопроизводство и делопроизводство приказов велось по установленным порядкам и распространялось на все охватываемые сферы.
Судьи, дьяки и подьячие собирались в приказы ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, и должны были заниматься определённое число часов. В случаях, не терпящих отлагательства, они должны были собираться и по воскресеньям.
В зависимости от чина, к его обладателю следовало обращаться соответственно классу: Ваше высокопревосходительство (высшие чины), Ваше превосходительство, Ваше высокородие, Ваше высокоблагородие, Ваше благородие (низшие чины).
Одним из положительных моментов Табели о рангах было то, что люди из низших сословий получали возможность выдвинуться в общественном положении, получить дворянство, что на деле должно было способствовать более эффективному исполнению обязанностей службы для движения по карьерной лестнице.
Система Табели о рангах просуществовала до ноября 1917 года.
Таким образом, гражданская госслужба — это деятельность в Администрации Президента России, Правительстве России, федеральных органах исполнительной власти (министерства, службы, агентства, включая их территориальные органы в регионах), а также в органах исполнительной власти регионов России (администрации субъектов, региональные министерства), в аппаратах Федерального собрания (Государственная Дума, Совет Федерации), и некоторых других государственных органах.
Не являются государственными гражданскими служащими члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, а также судьи и сотрудники правоохранительных органов.
Кроме того, существует подзаконная нормативная правовая база, регулирующая отдельные стороны государственной службы: указы Президента России, постановления Правительства России и нормативные правовые акты регионов.
Численность, тыс. чел.
485,6
548,7
576,1
666,8
684,2
791,8
846,3
868,2
827,5
786,4
Доля от трудоспособного населения (в %)
0,67
0,77
0,8
0,92
0,93
1,05
1,12
1,15
1,09
1,04
В государственных органах должности имеют точную структуру, определённую законодательством (федеральным и региональным), разделённую на категории и группы. Отличие штатной структуры государственных органов от большинства коммерческих организаций заключается в том, что независимо от направления работы, названия должностей являются одинаковыми в различных подразделениях. Например, ставка «ведущий консультант» присутствует в отделе пресс-службы Департамента управления делами и отделе налогового стимулирования Департамента инвестиционной политики. Специфических названий должностей, включающих сферу деятельности, на гражданской государственной службе не существует.
Таким образом, все должности распределены одновременно по категориям и группам. Точное наименование должностей устанавливается указом Президента России в виде «Реестра должностей государственной гражданской службы Российской Федерации». С учётом предусмотренных Реестром должностей, руководитель органа власти утверждает структуру ведомства и определяет штатное расписание для подразделений.
Руководители
Высшая группа
Первый заместитель федерального министра
Уполномоченный РФ при Европейском суде по правам человека – заместитель Министра юстиции РФ
Заместитель Министра регионального развития Российской Федерации по федеральному округу
Заместитель федерального министра – руководитель (директор) федерального агентства
Руководитель (начальник) службы федерального министерства
Руководитель аппарата федерального министра
Руководитель (директор) департамента
Заместитель руководителя (начальника) службы федерального министерства
Заместитель руководителя аппарата федерального министра
Начальник главного управления
Заместитель директора департамента
Заместитель руководителя (директора) департамента
Первый заместитель начальника главного управления
Заместитель начальника управления
Заместитель начальника отдела
Помощники (советники)
Высшая группа
Помощник федерального министра
Советник федерального министра
Специалисты
Главная группа
Начальник отдела в департаменте
Начальник отдела в аппарате Уполномоченного России при Европейском суде по правам человека – заместителя Министра юстиции Российской Федерации
Начальник отдела в службе федерального министерства
Начальник отдела в главном управлении
Начальник отдела в управлении
Ведущая группа
Заместитель начальника отдела в департаменте
Заместитель начальника отдела в аппарате Уполномоченного России при Европейском суде по правам человека – заместителя Министра юстиции Российской Федерации
Заместитель начальника отдела в службе федерального министерства
Заместитель начальника отдела в главном управлении
Заместитель начальника отдела в управлении
Помощник руководителя (начальника) службы федерального министерства
Советник руководителя (начальника) службы федерального министерства
Старшая группа
Главный специалист-эксперт
Обеспечивающие специалисты
Ведущая группа
Ведущий специалист 2 разряда
Старшая группа
Старший специалист 1 разряда
Старший специалист 2 разряда
Старший специалист 3 разряда
Младшая группа
Специалист 1 разряда
Высшая
Действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса
Действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса
Президент Российской Федерации. В органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации — в соответствии с местным законодательством.
Главная
Государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса
Государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса
Для федеральных органов исполнительной власти — Правительством России, в других федеральных органах — руководителем органа. В органах исполнительной власти субъектов РФ — в соответствии с местным законодательством.
Ведущая
Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса
Советник государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса
Представителем нанимателя — руководством федерального органа власти. В органах исполнительной власти субъектов РФ — в соответствии с местным законодательством.
Старшая
Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса
Референт государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса
Младшая
Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса
Секретарь государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса
Конкурс не проводится:
Кроме того, конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Также конкурс может не проводиться при назначении на должности государственной гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей (по решению представителя нанимателя).
Составные части доходов государственных гражданских служащих:
Премии, а также доплаты за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не имеют фиксированного размера и выплачиваются в зависимости от эффективности работы.
Ограничения — условия при которых человек не может поступить на госслужбу, а запреты оговаривают недопустимую деятельность при прохождении службы. В случае нарушения ограничений и запретов госслужащий может быть уволен с государственной гражданской службы.