Досье на проект
В соответствии с частью 5 статьи 47 и частью 6 статьи 71 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” приказываю:
1. Утвердить прилагаемый примерный должностной регламент федерального государственного гражданского служащего таможенного органа Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу приказ ФТС России от 13 ноября 2023 г. N 1066 “Об утверждении примерного должностного регламента федерального государственного гражданского служащего таможенного органа Российской Федерации” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 декабря 2023 г., регистрационный N 76517).
Руководитель
В.И. Пикалёв
УТВЕРЖДЕНприказом ФТС Россииот ________________ N ______
Примерный должностной регламент федерального государственного гражданского служащего таможенного органа Российской Федерации
(указываются наименование должности,
____________________________________
специальное звание (классный чин),
подпись, фамилия и инициалы имени и отчества (при наличии)
“____” ______________________ 20___ г.
(указываются наименование должности федеральной государственной гражданской службы*(1),
наименование структурного подразделения таможенного органа Российской Федерации*(2)/таможенного органа или представительства таможенной службы Российской Федерации в иностранном государстве*(3))
I. Общие положения
(указываются наименование должности гражданской службы,
наименование структурного подразделения таможенного органа/таможенного органа)
является должностным лицом таможенного органа Российской Федерации.
2. Должность гражданской службы___________________________________ (указывается наименование должности гражданской службы)
относится к ___________________________________________________________.
(указываются категория и группа должности гражданской службы*(4))
Регистрационный номер (код) должности: ____________________________.
3. Область профессиональной служебной деятельности федерального
государственного гражданского служащего*(6):_______________________________
(указывается область профессиональной служебной
деятельности гражданского служащего*(7))
4. Вид профессиональной служебной деятельности гражданского
(указывается вид профессиональной служебной деятельности гражданского служащего*(8))
5. Назначение на должность и освобождение от должности ______________________________________________________________________
(указывается наименование должности (с указанием наименования таможенного органа),
замещаемой лицом, уполномоченным назначать на должность гражданской службы и освобождать от нее)
(указывается наименование должности (с указанием наименования структурного
подразделения таможенного органа/таможенного органа), замещаемой лицом, в непосредственном подчинении которого
______________________________________________________________________.находится гражданский служащий)
II. Квалификационные требования
для замещения должности гражданской службы
7. Для замещения должности ________________________________________
устанавливаются следующие квалификационные требования:
(указываются квалификационные требования к уровню профессионального образования)
по следующим специальностям, направлениям подготовки (укрупненным группам специальностей или направлений подготовки)*(10):_____________________
требования к специальности, направлению подготовки (к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки)
(указываются квалификационные требования к квалификации, полученной по результатам
освоения дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки)
(указываются квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу работы
по специальности, направлению подготовки)
7.4.1. Наличие базовых знаний*(13):
7.4.2. Наличие базовых умений*(14):
7.4.3. Наличие профессиональных знаний*(15):
7.4.3.1. Знания международных договоров Российской Федерации, актов, составляющими право Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов: 1) _______________________________________________________________;
7.4.3.2. Иные профессиональные знания:
7.4.4. Наличие профессиональных умений*(16):
7.4.5. Наличие функциональных знаний*(17):
7.4.6. Наличие функциональных умений*(18):
III. Должностные обязанности
8. Основные обязанности ___________________________________________,
а также ограничения, запреты, связанные с гражданской службой, и требования к служебному поведению установлены статьями 15 – 18 Федерального закона о гражданской службе.
9. В целях реализации функций, возложенных на _______________________
структурного подразделения таможенного органа/таможенного органа, в котором гражданский служащий замещает должность)
исполняет иные обязанности, предусмотренные законодательством
Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами
Минфина России, нормативными и иными правовыми актами
ФТС России, поручениями _______________________________________________
(указывается наименование должности соответствующего начальника
(начальников) (с указанием наименования структурного подразделения таможенного органа/таможенного органа),
чьи поручения обязан исполнять гражданский служащий)
IV. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий
вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие
и иные решения
11. При исполнении должностных обязанностей ________________________
вправе самостоятельно принимать решения по вопросам*(20):
12. При исполнении должностных обязанностей ________________________
обязан самостоятельно принимать решения по вопросам*(21):
служащий вправе или обязан участвовать при подготовке
проектов нормативных правовых актов и (или) проектов
управленческих и иных решений
вправе участвовать при подготовке (обсуждении) проектов нормативных
правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений по следующим
обязан участвовать при подготовке (обсуждении) проектов нормативных
VI. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения гражданским служащим проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений
15. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения ______________________
______________________________проектов управленческих и иных решений, должности гражданской службы)
порядок согласования и принятия данных решений определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минфина России, нормативными и иными правовыми актами ФТС России.
VII. Порядок служебного взаимодействия гражданского
служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей
с государственными служащими таможенных органов, государственными служащими иных государственных органов, а также с другими гражданами и организациями строится в рамках деловых отношений на основе общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885, и требований к служебному поведению гражданского служащего, установленных статьей 18 Федерального закона о гражданской службе, а также в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФТС России.
VIII. Перечень государственных услуг (видов деятельности), оказываемых гражданским служащим по запросам граждан
и организаций в соответствии с административным регламентом
(иным нормативным правовым актом) ФТС России
принимает участие в оказании следующих государственных услуг (видов
IX. Показатели эффективности и результативности
18. Эффективность и результативность профессиональной служебной
оцениваются по следующим показателям:
1) выполняемому объему работы и интенсивности труда, способности сохранять высокую работоспособность в сложных условиях, соблюдению служебной дисциплины;
2) своевременности и оперативности выполнения поручений;
3) качеству выполненной работы (подготовке документов в соответствии с установленными требованиями, полному и логичному изложению материала, юридически грамотному составлению документа, отсутствию стилистических и грамматических ошибок);
4) профессиональной компетентности (знанию законодательных и иных нормативных правовых актов, широте профессионального кругозора, умению работать с документами);
5) способности четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умению рационально использовать служебное время, расставлять приоритеты;
6) творческому подходу к решению поставленных задач, активности и инициативе в освоении новых компьютерных и информационных технологий, способности быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям;
7) осознанию ответственности за последствия своих действий, принимаемых решений.
Лист ознакомления с должностным регламентом*(25)
N
п/п
Фамилия,
имя, отчество (при наличии) гражданского служащего
Дата и подпись гражданского служащего об ознакомлении с должностным регламентом и о получении его копии
Дата и номер приказа о назначении на должность
(о временном замещении должности)
Дата и номер приказа об освобождении от должности
*(1) Далее – гражданская служба.
*(2) Далее – таможенный орган.
*(3) Далее понятие “представительство таможенной службы Российской Федерации в иностранном государстве” включено в понятие “таможенный орган”.
*(4) В соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 “О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы” (далее – Реестр должностей гражданской службы).
*(5) В соответствии с Реестром должностей гражданской службы.
*(6) Далее – гражданский служащий.
*(7) При указании области профессиональной служебной деятельности рекомендуется использовать справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки (к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки), к профессиональному уровню, которые необходимы для замещения должностей гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, предусмотренный частью 8 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (далее соответственно – Справочник квалификационных требований, Федеральный закон о гражданской службе).
*(8) При указании вида профессиональной служебной деятельности рекомендуется использовать Справочник квалификационных требований.
*(9) Указываются квалификационные требования к уровню профессионального образования, установленные частями 3, 4 и 5 статьи 12 Федерального закона о гражданской службе.
*(10) При наличии соответствующего решения представителя нанимателя об установлении квалификационных требований к специальности, направлению подготовки (к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки).
*(11) При наличии соответствующего решения представителя нанимателя об установлении квалификационных требований к квалификации, полученной по результатам освоения дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки.
*(12) Стаж гражданской службы или стаж работы по специальности, направлению подготовки указывается в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. N 16 “О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы”.
*(13) Перечисляются базовые знания вне зависимости от категории и группы должностей гражданской службы, области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
*(14) Перечисляются базовые умения вне зависимости от категории и группы должностей гражданской службы, области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
*(15) Перечисляются профессиональные знания в зависимости от категории и группы должностей гражданской службы, области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
*(16) Перечисляются профессиональные умения в зависимости от категории и группы должностей гражданской службы, области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
*(17) Перечисляются функциональные знания в зависимости от функциональных обязанностей, реализуемых в рамках области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
*(18) Перечисляются функциональные умения в зависимости от функциональных обязанностей, реализуемых в рамках области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
*(19) Перечисляются должностные обязанности, возложенные на гражданского служащего в соответствии с законодательством Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минфина России, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, положением о таможенном органе или его структурном подразделении, распределением обязанностей.
*(20) Перечисляются вопросы, по которым гражданский служащий вправе самостоятельно принимать управленческие и иные решения.
*(21) Перечисляются вопросы, по которым гражданский служащий обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения.
*(22) Перечисляются вопросы, по которым гражданский служащий вправе участвовать при подготовке (обсуждении) проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений.
*(23) Перечисляются вопросы, по которым гражданский служащий обязан участвовать при подготовке (обсуждении) проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений.
*(24) Указывается полный перечень оказываемых гражданским служащим государственных услуг (видов деятельности) либо указывается, что гражданским служащим государственные услуги (виды деятельности) не оказываются.
*(25) Лист ознакомления с должностным регламентом является его неотъемлемой частью, оформляется на отдельном листе.
Планируется утвердить новый примерный должностной регламент госслужащего таможенного органа. Он не будет содержать положения о правах и ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей.
Профессиональная деятельность федеральных гражданских служащих оплачивается за счёт средств федерального бюджета, а региональных — из бюджета соответствующих регионов.
Древнерусское государство на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян. Начальные сведения относятся к первой трети IX века (839 год), когда были упомянуты послы кагана народа Рос.
До определённого момента существовало разделение на органы управления личными делами князя и органы государственного управления, однако впоследствии они стали объединятся и образовывать отдельные ответственные должности. Например: «воевода», «тиун конюший» (ответственный за конский состав), «дворецкий-огнищанин» (управляющий княжеским двором), «стольник» (снабженец) и т. п. Разумеется, что исполнение обязанностей требовало наличие штата помощников, а значит их материальное обеспечение и порядка назначения.
Также, существовала местная администрация. На первоначальных этапах их возглавляли местные князья, которые впоследствии заменялись сыновьями киевского князя. В некоторых городах назначались посадники-наместники, тысяцкие князя. Содержалась администрация за счёт части от сборов (поборов) с населения.
После распада древнерусского княжества на отдельные княжества, порядок государственного управления в удельных княжествах в целом не отличался от имевшегося ранее.
Каждый приказ состоял из двух частей: одни занимались решением дел, другие — письменной частью. Первые назывались судьями, вторые — дьяками и подьячими. Судьи, дьяки и подьячие в приказы назначались и увольнялись верховной властью.
Судопроизводство и делопроизводство приказов велось по установленным порядкам и распространялось на все охватываемые сферы.
Судьи, дьяки и подьячие собирались в приказы ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, и должны были заниматься определённое число часов. В случаях, не терпящих отлагательства, они должны были собираться и по воскресеньям.
В зависимости от чина, к его обладателю следовало обращаться соответственно классу: Ваше высокопревосходительство (высшие чины), Ваше превосходительство, Ваше высокородие, Ваше высокоблагородие, Ваше благородие (низшие чины).
Одним из положительных моментов Табели о рангах было то, что люди из низших сословий получали возможность выдвинуться в общественном положении, получить дворянство, что на деле должно было способствовать более эффективному исполнению обязанностей службы для движения по карьерной лестнице.
Система Табели о рангах просуществовала до ноября 1917 года.
Таким образом, гражданская госслужба — это деятельность в Администрации Президента России, Правительстве России, федеральных органах исполнительной власти (министерства, службы, агентства, включая их территориальные органы в регионах), а также в органах исполнительной власти регионов России (администрации субъектов, региональные министерства), в аппаратах Федерального собрания (Государственная Дума, Совет Федерации), и некоторых других государственных органах.
Не являются государственными гражданскими служащими члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, а также судьи и сотрудники правоохранительных органов.
Кроме того, существует подзаконная нормативная правовая база, регулирующая отдельные стороны государственной службы: указы Президента России, постановления Правительства России и нормативные правовые акты регионов.
Численность, тыс. чел.
485,6
548,7
576,1
666,8
684,2
791,8
846,3
868,2
827,5
786,4
Доля от трудоспособного населения (в %)
0,67
0,77
0,8
0,92
0,93
1,05
1,12
1,15
1,09
1,04
В государственных органах должности имеют точную структуру, определённую законодательством (федеральным и региональным), разделённую на категории и группы. Отличие штатной структуры государственных органов от большинства коммерческих организаций заключается в том, что независимо от направления работы, названия должностей являются одинаковыми в различных подразделениях. Например, ставка «ведущий консультант» присутствует в отделе пресс-службы Департамента управления делами и отделе налогового стимулирования Департамента инвестиционной политики. Специфических названий должностей, включающих сферу деятельности, на гражданской государственной службе не существует.
Таким образом, все должности распределены одновременно по категориям и группам. Точное наименование должностей устанавливается указом Президента России в виде «Реестра должностей государственной гражданской службы Российской Федерации». С учётом предусмотренных Реестром должностей, руководитель органа власти утверждает структуру ведомства и определяет штатное расписание для подразделений.
Руководители
Высшая группа
Первый заместитель федерального министра
Уполномоченный РФ при Европейском суде по правам человека – заместитель Министра юстиции РФ
Заместитель Министра регионального развития Российской Федерации по федеральному округу
Заместитель федерального министра – руководитель (директор) федерального агентства
Руководитель (начальник) службы федерального министерства
Руководитель аппарата федерального министра
Руководитель (директор) департамента
Заместитель руководителя (начальника) службы федерального министерства
Заместитель руководителя аппарата федерального министра
Начальник главного управления
Заместитель директора департамента
Заместитель руководителя (директора) департамента
Первый заместитель начальника главного управления
Заместитель начальника управления
Заместитель начальника отдела
Помощники (советники)
Высшая группа
Помощник федерального министра
Советник федерального министра
Специалисты
Главная группа
Начальник отдела в департаменте
Начальник отдела в аппарате Уполномоченного России при Европейском суде по правам человека – заместителя Министра юстиции Российской Федерации
Начальник отдела в службе федерального министерства
Начальник отдела в главном управлении
Начальник отдела в управлении
Ведущая группа
Заместитель начальника отдела в департаменте
Заместитель начальника отдела в аппарате Уполномоченного России при Европейском суде по правам человека – заместителя Министра юстиции Российской Федерации
Заместитель начальника отдела в службе федерального министерства
Заместитель начальника отдела в главном управлении
Заместитель начальника отдела в управлении
Помощник руководителя (начальника) службы федерального министерства
Советник руководителя (начальника) службы федерального министерства
Старшая группа
Главный специалист-эксперт
Обеспечивающие специалисты
Ведущая группа
Ведущий специалист 2 разряда
Старшая группа
Старший специалист 1 разряда
Старший специалист 2 разряда
Старший специалист 3 разряда
Младшая группа
Специалист 1 разряда
Высшая
Действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса
Действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса
Президент Российской Федерации. В органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации — в соответствии с местным законодательством.
Главная
Государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса
Государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса
Для федеральных органов исполнительной власти — Правительством России, в других федеральных органах — руководителем органа. В органах исполнительной власти субъектов РФ — в соответствии с местным законодательством.
Ведущая
Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса
Советник государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса
Представителем нанимателя — руководством федерального органа власти. В органах исполнительной власти субъектов РФ — в соответствии с местным законодательством.
Старшая
Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса
Референт государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса
Младшая
Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса
Секретарь государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса
Конкурс не проводится:
Кроме того, конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Также конкурс может не проводиться при назначении на должности государственной гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей (по решению представителя нанимателя).
Составные части доходов государственных гражданских служащих:
Премии, а также доплаты за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не имеют фиксированного размера и выплачиваются в зависимости от эффективности работы.
Ограничения — условия при которых человек не может поступить на госслужбу, а запреты оговаривают недопустимую деятельность при прохождении службы. В случае нарушения ограничений и запретов госслужащий может быть уволен с государственной гражданской службы.