Наиболее часто встречающийся вопрос в отношении профессионального стандарта «Специалист по гражданской обороне», утвержденного приказом Минтруда России от 27.10.2020 N 748н, – носит ли он рекомендательный или обязательный к применению характер?
Отвечаем. Трудовой Кодекс РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:
– согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
– согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.
В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.
Профессиональные стандарты разрабатываются и применяются в соответствии со статьями 195.2 и 195.3 ТК РФ и постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 N 584. В указанном постановлении рассмотрены особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными и (или) муниципальными организациями. В дополнение к этим правовым актам были подготовлены разъясняющие документы: информация Минтруда России от 10.02.2016 «О применении профессиональных стандартов в сфере труда», письмо Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 «Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов» и др. В соответствии с ними работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в части требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если такие требования установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами РФ. В частности, когда выполнение работы предполагает компенсации, льготы либо ограничения, установленные ТК РФ или иным законодательным актом. В остальных случаях требования стандарта носят рекомендательный характер.
В случае, когда применять профстандарты необязательно, их можно использовать в качестве ориентира. Они помогают понять, какие знания, умения, профессиональные навыки и опыт необходимы для выполнения определенного вида работы. Также, повторим, профессиональные стандарты могут использоваться при разработке должностных инструкций.
Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения. По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей, а профессиональный стандарт лишь задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.
Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта? Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его, если он отказывается проходить обучение?
Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут.
Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы, является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.
По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.
Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.
Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. При применении ЕКС и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Таким образом, уволить сотрудника только на том основании, что он не соответствует требованиям профстандарта, нельзя. В законодательстве четко регламентирован перечень оснований для увольнения, и несоответствие профессиональному стандарту в нем не предусмотрено. Если работник не соответствует требованиям обязательного профстандарта, то работодателю необходимо организовать мероприятия, чтобы довести его квалификацию, знания и умения до уровня, заявленного в стандарте. Например, направить на обучение. Однако несоответствие требованиям профстандарта может стать косвенным поводом для увольнения сотрудника. Работодатель начнет подробную процедуру аттестации, по итогам которой у него появится законное основание расторгнуть трудовой договор (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Повторим, что применение профессиональных стандартов обязательно в двух случаях, прописанных в Трудовым кодексе РФ:
1) если за выполнение работ по этим должностям предоставляют компенсации и льготы, либо установлены ограничения (ч. 2 ст. 57 ТК РФ);
2) требования к квалификации установлены в Трудовом кодексе РФ и других федеральных законах, иных нормативных актах Российской Федерации (ст. 195.3 ТК РФ).
В остальных случаях требования профстандартов носят рекомендательный характер.
Из анализа действующих в настоящее время нормативно-правовых документов в области применения профессиональных стандартов и разъяснений Минтруда России можно сделать однозначный вывод – профессиональные стандарты носят рекомендательный характер, за исключением случаев, когда выполняются работы, предполагающие компенсации, льготы либо ограничения, установленные ТК РФ или иными нормативно-правовыми актами РФ. О любых изменения в этой сфере мы оперативно проинформируем наших читателей.
Начальник отдела (штаба) гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций
Должностные обязанности. Осуществляет непосредственное руководство работой отдела (штаба) гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС) и несет ответственность за выполнение комплекса организационных, инженерно-технических, медицинских и других специальных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления системы и сил ГО и ЧС организации к действиям в чрезвычайных условиях мирного и военного времени. Осуществляет контроль за постоянной готовностью технических систем управления, оповещения и связи пунктов управления системы ГО и ЧС организации. Организует оповещение и информирование персонала подразделений организации о чрезвычайных ситуациях. Организует проведение мероприятий инженерной, радиационной, химической и медицинской защиты работников в чрезвычайных условиях мирного и военного времени, подготовку к ведению спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Организует создание служб, гражданских организаций ГО и укомплектование их личным составом, средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной химической разведки и дозиметрического контроля. Организует и контролирует подготовку и обучение по утвержденным программам личного состава органов управления системы ГО и ЧС всех уровней, гражданских организаций ГО, работников организации действиям в чрезвычайных ситуациях. Организует обобщение и распространение передового опыта работы по вопросам ГО и ЧС и пожарной безопасности. Участвует в планировании финансирования подготовки персонала формирований ГО и ЧС для выполнения мероприятий по ГО и ЧС. Участвует в создании и использовании чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, необходимых для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Осуществляет контроль за накоплением, хранением, обновлением техники и имущества для целей ГО и ЧС. Организует контроль за содержанием фонда защитных сооружений и ходом их строительства. Участвует в разработке мер экономического, правового, организационного и социального характера, направленных на создание условий, способствующих предотвращению чрезвычайных ситуаций и уменьшению их последствий. Проводит разъяснительную работу с общественностью и средствами массовой информации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организует и совершенствует системы взаимодействия с территориальными и ведомственными системами ГО и ЧС. Контролирует содержание в постоянной готовности защищенных пунктов управления системы ГО и ЧС. Организует подготовку документации по развертыванию и работе гражданских организаций системы ГО и ЧС в очагах поражения для ликвидации последствий применения современных средств поражения, а также аварий, катастроф и стихийных бедствий и их взаимодействие с привлекаемыми силами ГО. Организует сбор и обобщение информации о состоянии радиационной и химической обстановки, о привлекаемых силах и средствах при локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций для принятия управленческих решений руководством системы ГО и ЧС. Организует совместно с подразделениями организации работу по прогнозированию вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций и оценке сложившейся обстановки при чрезвычайных ситуациях в организации. Осуществляет контроль за постоянной готовностью технических систем управления, оповещения и связи пунктов управления системы ГО и ЧС. Организует планирование и работу комиссии по чрезвычайным ситуациям в организации. Контролирует готовность пожарной охраны организации. Участвует в работе межведомственных комиссий по организации пожарной охраны в организации. Участвует в разработке и проведении мероприятий по подготовке организации к устойчивой работе в чрезвычайных условиях мирного и военного времени. Осуществляет подготовку и представляет в установленном порядке отчетные данные о работе отдела (штаба) ГО и ЧС. Обеспечивает выполнение персоналом требований правил по охране труда, ядерной, радиационной и пожарной безопасности, требований режима секретности, сохранности служебной, коммерческой и государственной тайны, неразглашения сведений конфиденциального характера.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, методические и нормативные документы, касающиеся вопросов ГО и ЧС; планы ГО организации и требования по повышению устойчивости функционирования организации; организацию и методику подготовки руководящего состава организации, гражданских организаций системы ГО и ЧС, обучения других работников; требования режима секретности, сохранности служебной, коммерческой и государственной тайны, неразглашения сведений конфиденциального характера; основы трудового законодательства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства; правила по охране окружающей среды, ядерной и радиационной безопасности; правила по охране труда и пожарной безопасности; правила внутреннего трудового распорядка.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование, подготовка по специальной программе и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
Инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям
Должностные обязанности. Организует и контролирует разработку и исполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в организации. Разрабатывает организационно-распорядительную документацию по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (ГО и ЧС). Организует работу по поддержанию постоянной готовности технических систем управления, оповещения и связи пунктов управления системы ГО и ЧС. Организует проведение расчетно-аналитического анализа возможных чрезвычайных ситуаций в организации. Осуществляет сбор, обработку и проверку данных по подготовке персонала к действиям в условиях военного времени и чрезвычайных ситуаций и подготавливает их для отчета перед вышестоящими организациями. Организует обучение работников системы ГО и ЧС к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера мирного и военного времени. Осуществляет поиск организационно-методической документации по подготовке персонала к действиям в условиях военного времени и чрезвычайных ситуациях с целью ее практического использования в системе ГО и ЧС организации. Разрабатывает и корректирует план предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, план гражданской обороны организации и другие документы по вопросам ГО и ЧС. Прогнозирует возможную обстановку в организации при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и при применении современных средств поражения. Оказывает методическую помощь персоналу отделов (штабов) ГО и ЧС подразделений в организации обучения формирований ГО. Осуществляет контроль за содержанием классов ГО, использованием по назначению учебно-материальной базы ГО. Участвует в разработке, организации и осуществлении мероприятий по обеспечению постоянной готовности служб, эвакуационных органов и сил ГО и ЧС организации. Участвует в организации тренировок, учений, проводимых по планам работы системы ГО и ЧС. Участвует в работе комиссий по расследованию причин аварий, пожаров (при включении в состав комиссий). Участвует в работе комиссий по рассмотрению проектной документации на реконструкцию, расширение, строительство объектов, по приемке и вводу в эксплуатацию заводов, цехов, установок и оборудования (при включении в состав комиссии). Участвует в организации накопления, хранения, обновления техники и имущества мобилизационного резерва, неприкосновенного запаса, оснащения формирований системы ГО и ЧС. Осуществляет контроль за содержанием фонда защитных сооружений ГО, пунктов управления системы ГО и ЧС в соответствии с требованиями нормативных документов. Работает в составе пункта управления системы ГО и ЧС. Проверяет соблюдение инструкций по эксплуатации и хранению средств связи, наличие и ведение документации по средствам связи и оповещения, наличие и срок действия схем оповещения в подразделениях. Выполняет требования правил по охране труда и пожарной безопасности, правил внутреннего трудового распорядка, требования режима секретности, сохранности служебной, коммерческой и государственной тайны, неразглашения сведений конфиденциального характера.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, методические и нормативные документы, регулирующие вопросы гражданской обороны, в том числе распорядительные акты руководителей соответствующих организаций; перечень возможных чрезвычайных ситуаций, причины возникновения, меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в подразделениях организации; планы гражданской обороны организации и требования по повышению устойчивости ее функционирования; организацию и методику подготовки руководящего состава, гражданских организаций системы ГО и ЧС, обучения работников; требования режима секретности, сохранности служебной, коммерческой и государственной тайны, неразглашения сведений конфиденциального характера; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства; правила по охране окружающей среды, ядерной и радиационной безопасности; правила по охране труда и пожарной безопасности; правила внутреннего трудового распорядка.
Инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям I категории: высшее профессиональное (техническое) образование, подготовка по специальной программе и стаж работы в должности инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям II категории не менее 3 лет.
Инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям II категории: высшее профессиональное (техническое) образование, подготовка по специальной программе и стаж работы в должности инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям не менее 3 лет.
Инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям: высшее профессиональное (техническое) образование подготовка по специальной программе без предъявления требований к стажу работы.
Начальник отдела мобилизационной подготовки аварийного центра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций
Должностные обязанности. Осуществляет руководство мобилизационной подготовкой подразделений и персонала атомной станции (АС) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС). Обеспечивает выполнение комплекса организационных, инженерно-технических и других специальных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления системой гражданской обороны (ГО) к действиям в чрезвычайных условиях мирного и военного времени, по сохранению устойчивой работы АС. Организует разработку и выполнение планов мероприятий по ГО и планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Осуществляет контроль постоянной готовности технических систем управления, оповещения и связи системы ГО и ЧС АС. Организует оповещение и информирование подразделений АС о чрезвычайных ситуациях. Осуществляет планирование и проведение мероприятий по инженерной, радиационной, химической и медицинской защите работников АС, осуществлению спасательных и других неотложных мероприятий при ЧС природного и техногенного характера. Организует обобщение и распространение передового опыта работы по вопросам ГО и ЧС. Принимает меры по созданию и совершенствованию служб ГО АС и комплектованию их личного состава средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной химической разведки и дозиметрического контроля. Участвует в планировании финансирования подготовки персонала АС по выполнению мероприятий по ГО и ЧС. Организует обучение и контролирует подготовку по утвержденным специальным программам личного состава органов управления системой ГО и ЧС АС, службы ГО и работников АС. Участвует в работе по созданию и использованию чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, необходимых для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации ЧС. Контролирует сохранение и обновление технических и других ресурсов, необходимых для предупреждения и ликвидации ЧС, содержание в постоянной готовности пунктов управления системы ГО и ЧС АС. Контролирует фонд защитных сооружений АС. Участвует в разработке мер экономического, правового, организационного и социального характера, направленных на создание условий, способствующих предотвращению ЧС и уменьшению их последствий. Осуществляет разработку положений и инструкций о порядке действий персонала в случае возникновения угрозы безопасности АС, проведение обучения и тренировок персонала АС в различных вероятностных ситуациях, разъяснительной работы с помощью средств массовой информации. Обеспечивает взаимодействие с территориальными и ведомственными системами ГО и ЧС. Организует подготовку документации о деятельности служб системы ГО и ЧС в очагах поражения по ликвидации последствий применения современных средств поражения, а также аварий, катастроф и стихийных бедствий. Обеспечивает сбор и обобщение оперативной информации о состоянии радиационной и химической обстановки, о привлекаемых силах и средствах локализации и ликвидации ЧС для принятия необходимых решений. Организует совместно с подразделениями АС работу по прогнозированию вероятности возникновения ЧС и оценке их возможных последствий. Организует деятельность комиссии по ЧС на АС и участвует в работе межведомственных комиссий по организации пожарной охраны. Обеспечивает разработку и представление в установленном порядке отчетных данных о работе отдела.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, методические и нормативные документы, регламентирующие вопросы обеспечения безопасности АС в условиях ЧС; организационную структуру управления АС и перспективы ее развития; планы мероприятий по ГО и требования обеспечения устойчивого функционирования АС в ЧС; порядок составления установленной отчетности; организацию и методы подготовки персонала АС и работников служб системы ГО и ЧС; требования к организации работы на АС; требования режима секретности, сохранения государственной и коммерческой тайны, неразглашения сведений конфиденциального характера; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства; правила по охране окружающей среды; правила по охране труда и пожарной безопасности; правила внутреннего трудового распорядка.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности “Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника”, дополнительная подготовка по специальной программе и стаж работы на АС по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.
Требования к обучению
Для руководителей, заместителей и специалистов периодичность обучения — раз в 5 лет или чаще. Регулярность обучения зависит от категории по ГО, которую МЧС присваивает субъекту хозяйственной деятельности. Продолжительность и периодичность курсов зависят от деятельности предприятия и масштабов производства.
Кому необходимо проходить обучение по новым регламентам?
После выхода по гражданской обороне профстандарта курсы повышения квалификации стали обязательными для:
- специалистов по ГО;
- руководителей эвакуационных органов;
- начальников спасательных служб и их заместителей;
- председателей комиссий по обеспечению устойчивости функционирования предприятий при ЧС.
Подготовку проводят центры дополнительного профобразования. В «Национальной Академии Современных Технологий» слушатели могут пройти обучение с учетом нововведений в профстандарте специалиста по гражданской обороне 2022 года. Мы имеем лицензию на ведение образовательной деятельности.
После обучения сотрудники ГО и ЧС получат удостоверение установленного образца. «НАСТ» выдает только проверенные легитимные документы, которые подтвердят наличие знаний в соответствии с новым профстандартом гражданской обороны. Удостоверение действует до наступления очередного периода повышения квалификации.
- Учеба без отрыва от работы — можно заниматься после трудового дня;
- экономия на стоимости услуг — расходы на дистанционные курсы ниже;
- подготовка без формирования группы — не нужно ждать, пока сформируется группа;
- занятия по собственному расписанию — не придется подстраиваться под строгий график.
Чтобы получить удостоверение специалиста по ГО и ЧС, пройдите курсы повышения квалификации по гражданской обороне. Для бесплатной консультации позвоните по телефону.
Новый профессиональный стандарт для специалистов по гражданской обороне
С 2 декабря 2020 года вступил в силу приказ Минтруда под №748н «Об утверждении профстандарта по гражданской обороне». Новый профессиональный стандарт гражданской обороны (ГО) направлен на улучшение защиты работников, объектов, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях (ЧС) и военных конфликтах. С введением для специалистов по гражданской обороне профстандарта появились важные изменения в должностных обязанностях.
Работники сферы ГО и ЧС также должны обеспечивать безопасность граждан при чрезвычайных ситуациях. Однако теперь, для сотрудников сферы гражданской обороны, профстандарт дополнит трудовые функции при:
- проведении мероприятий по соблюдению установленных требований;
- выполнении задач по ГО и ЧС в организации;
- разработке решений по защите учреждений.
Подробный список новых должностных обязанностей смотрите в официальном профстандарте.