ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ВЫВЕШИВАНИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И РАБОТЕ ПОД НИМ

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Осмотреть и подготовить свое рабочее место.

2.2. Проверить наличие и исправность инструмента и приспособлений.

Настоящая инструкция по охране труда при вывешивании автомобиля и работе под ним доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

2.1. Перед началом работы по вывешиванию автомобиля и работы под ним работник должен: — Осмотреть и подготовить свое рабочее место. — Проверить наличие и исправность инструмента и приспособлений.

ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

3.1. Перед началом работы по вывешиванию автомобиля и работы под
ним работник должен:

3.1.1. Осмотреть и подготовить свое рабочее место.

3.1.2. Проверить наличие и исправность инструмента и
приспособлений.

Данная инструкция по охране труда разработана по виду работ: при вывешивании автомобиля и работы под ним, доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

Инструкция по охране труда при вывешивании автомобиля и работы под ним необходима для обеспечения безопасности работника при выполнении его должностных обязанностей. Инструкция содержит информацию о правилах и требованиях охраны труда до начала, во время и по окончании выполнения трудовых функций работника при вывешивании автомобиля и работы под ним, которые необходимо соблюдать для предотвращения опасных ситуаций и травматизма на рабочем месте.

Типовая инструкция № 17 по охране труда при вывешивании
автомобиля и работе под ним

Утверждена приказом Департамента автомобильного
транспорта Минтранса России от 27.02.96 № 16

Разработана Государственным научно-исследовательским
институтом автомобильного транспорта.

Утверждена приказом Департамента автомобильного транспорта
Министерства транспорта Российской Федерации от 27 февраля 1996 г. № 16.

Согласована ЦК профсоюза работников автомобильного
транспорта и дорожного хозяйства 7 августа 1995 г.

Вводится в действие с 27 февраля 1996 г.

Типовая инструкция разработана в соответствии с
требованиями Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций
по охране труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по
охране труда, утвержденных Минтрудом России 16 июля 1993 г № 159, и на основе
Правил по охране труда на автомобильном транспорте, ПОТ Р О-200-01-95.

Типовая инструкция предназначена для руководителей и специалистов
автотранспортных организаций при их работе по разработке инструкций по охране
труда для подчиненных им работников.

В разработке Инструкции принимали участие Донченко В. В., Самойлова
Л. Г., Кузнецов Ю. М., Манусаджянц Ж./Г. ( НИИАТ), Ипатов Г. В. ( Департамент
автомобильного транспорта), Обухов В. И. ( Профессиональный союз работников
автомобильного транспорта и дорожного хозяйства).

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К самостоятельной работе по вывешиванию автомобиля и работе под ним допускаются лица, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда и обученные безопасным методам работы.

1.2. Работник, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца), не должен приступать к работе.

1.3. При вывешивании автомобиля и работе под ним необходимо знать и помнить, что несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:

— неправильной установке домкрата в процессе вывешивания автомобиля;

— дополнительном подъеме вторым домкратом частично вывешенного автомобиля;

— работе под вывешенным, но ненадежно закрепленным автомобилем;

— пуске двигателя вывешенного автомобиля;

— неправильном подъеме автомобиля талью, тельфером, автопогрузчиком, подъемником;

— вывешивании части автомобиля при незаторможенном и незафиксированном (противооткатными упорами под колеса) автомобиле;

— применении неисправного оборудования, инструмента и приспособлений.

1.4. Запрещается пользоваться оборудованием, инструментом и приспособлениями, обращению с которыми работник не обучен и не проинструктирован.

1.5. Работник, производящий вывешивание автомобиля и работу под ним, должен соблюдать правила личной гигиены. После окончания работы, перед приемом пищи или курением мыть руки с мылом.

1.6. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной типовой инструкции, работник, производящий вывешивание автомобиля и работу под ним, несет ответственность согласно действующему законодательству.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. К самостоятельной работе по вывешиванию автомобиля и работе
под ним допускаются лица, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж
на рабочем месте по охране труда и обученные безопасным методам работы.

2.2. Работник, не прошедший своевременно повторный инструктаж по
охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца), не должен приступать к работе.

2.3. При вывешивании автомобиля и работе под ним необходимо знать
и помнить, что несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:

– неправильной установке домкрата в процессе вывешивания
автомобиля;

– дополнительном подъеме вторым домкратом частично вывешенного
автомобиля;

– работе под вывешенным, но ненадежно закрепленным автомобилем;

– пуске двигателя вывешенного автомобиля;

– неправильном подъеме автомобиля талью, тельфером,
автопогрузчиком, подъемником;

– вывешивании части автомобиля при незаторможенном и
незафиксированном (противооткатными упорами под колеса) автомобиле;

– применении неисправного оборудования, инструмента и
приспособлений.

2.4. Запрещается пользоваться оборудованием, инструментом и
приспособлениями, обращению с которыми работник не обучен и не
проинструктирован.

2.5. Работник, производящий вывешивание автомобиля и работу под
ним, должен соблюдать правила личной гигиены. После окончания работы, перед
приемом пищи или курением мыть руки с мылом.

2.6. За невыполнение требований инструкции, разработанной на
основе данной типовой инструкции, работник, производящий вывешивание автомобиля
и работу под ним, несет ответственность согласно действующему законодательству.

1.1. К самостоятельной работе по вывешиванию автомобиля и работе под ним допускаются лица получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда и обученные безопасным методам работы. 1.2. Работник, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране груда (не реже 1 раза в 3 месяца), не должен приступать к работе. 1.3. При вывешивании автомобиля и работе под ним необходимо знать и помнить, что несчастные случаи наиболее часто могут происходить при: — неправильной установке домкрата в процессе вывешивания автомобиля; — дополнительном подъеме вторым домкратом частично вывешенного автомобиля; — работе под вывешенным, но ненадежно закрепленным автомобилем; — пуске двигателя вывешенного автомобиля; — неправильном подъеме автомобиля талью, тельфером, автопогрузчиком, подъемником; — вывешивании части автомобиля при незаторможенном и незафиксированном (противооткатными упорами под колеса) автомобиле; — применении неисправного оборудования, инструмента и приспособлений. 1.4. Запрещается пользоваться оборудованием, инструментом и приспособлениями, обращению с которыми работник не обучен и не проинструктирован. 1.5. Работник, производящий вывешивание автомобиля и работу под ним, должен соблюдать правила личной гигиены. После окончания работы, перед приемом пищи или курением мыть руки с мылом. 1.6. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной типовой инструкции, работник, производящий вывешивание автомобиля и работу под ним, несет ответственность согласно действующему законодательству.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ

4.1. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, работник должен немедленно сообщить администрации предприятия, а пострадавшему оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача, помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение. Если несчастный случай произошел с самим работником, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся администрации предприятия или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

Требования охраны труда при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств

Требования охраны труда при техническом обслуживании

и ремонте транспортных средств

70. Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств должны производиться в специально отведенных местах (ремонтно-механических мастерских, постах), оснащенных необходимыми оборудованием, устройствами, приборами, инструментом и приспособлениями.

При работе с инструментом и приспособлениями необходимо соблюдать требования Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями.

Во время работы на линии водителю разрешается устранять мелкие неисправности, не требующие разборки механизмов. В остальных случаях для проведения ремонтных работ транспортное средство должно быть отбуксировано в ремонтно-механическую мастерскую.

71. Работы с повышенной опасностью в процессе технического обслуживания и ремонта транспортных средств должны выполняться в соответствии с нарядом-допуском на производство работ с повышенной опасностью (далее – наряд-допуск), оформляемым уполномоченными работодателем должностными лицами в соответствии с рекомендуемым образцом, предусмотренным приложением к Правилам.

Нарядом-допуском определяются содержание, место, время и условия производства работ с повышенной опасностью, необходимые меры безопасности, состав бригады и работники, ответственные за организацию и безопасное производство работ.

Порядок производства работ с повышенной опасностью, оформления наряда-допуска и обязанности должностных лиц, ответственных за организацию и безопасное производство работ, устанавливаются локальным нормативным актом работодателя.

72. Оформленные и выданные наряды-допуски регистрируются в журнале, в котором рекомендуется отражать следующие сведения:

1) название подразделения;

2) номер наряда-допуска;

3) дата выдачи;

4) краткое описание работ по наряду-допуску;

5) срок, на который выдан наряд-допуск;

6) фамилии и инициалы должностных лиц, выдавших и получивших наряд-допуск, заверенные их подписями с указанием даты подписания;

7) фамилия и инициалы должностного лица, получившего закрытый по выполнении работ наряд-допуск, заверенный его подписью с указанием даты получения.

73. К работам по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, на производство которых выдается наряд-допуск, относятся:

1) ремонт и обслуживание верхней части транспортных средств (автобусов и грузовых автомобилей);

2) работы, выполняемые внутри цистерн и резервуаров, в которых хранятся взрывоопасные, легковоспламеняющиеся и токсичные вещества;

3) электросварочные и газосварочные работы, выполняемые внутри баков, в колодцах, коллекторах, тоннелях, каналах и ямах;

4) ремонт грузоподъемных машин (кроме колесных и гусеничных самоходных), крановых тележек, подкрановых путей;

5) ремонт вращающихся механизмов;

6) теплоизоляционные работы на действующих трубопроводах;

7) нанесение антикоррозионных покрытий;

8) ремонтные работы в мазутном хозяйстве;

9) работы в местах, опасных в отношении загазованности, взрывоопасности, поражения электрическим током и с ограниченным доступом посещения.

74. Перечень работ, выполняемых по нарядам-допускам, утверждается работодателем и может быть им дополнен.

75. Одноименные работы с повышенной опасностью, проводящиеся на постоянной основе и постоянным составом работников, допускается производить без оформления наряда-допуска с проведением целевого инструктажа по утвержденным для каждого вида работ с повышенной опасностью инструкциям по охране труда.

76. Транспортные средства, направляемые на посты технического обслуживания и ремонта (далее – посты ТО), должны быть вымыты, очищены от грязи и снега.

Постановка транспортных средств на посты ТО должна осуществляться под руководством работника, назначенного работодателем ответственным за проведение технического обслуживания.

77. После постановки транспортного средства на пост ТО необходимо выполнить следующее:

1) затормозить транспортное средство стояночным тормозом;

2) выключить зажигание (перекрыть подачу топлива в транспортном средстве с дизельным двигателем);

3) установить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение;

4) под колеса подложить не менее двух специальных упоров (башмаков);

5) на рулевое колесо вывесить запрещающий комбинированный знак безопасности с поясняющей надписью “Двигатель не пускать! Работают люди” (на транспортных средствах, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичный знак должен быть вывешен и на дублирующее устройство).

78. При проведении технического обслуживания транспортного средства, установленного на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом), на пульте управления подъемником должен быть вывешен запрещающий комбинированный знак безопасности с поясняющей надписью “Не трогать! Под автомобилем работают люди”.

В рабочем (поднятом) положении плунжер гидравлического подъемника должен фиксироваться упором (штангой), исключающим самопроизвольное опускание подъемника.

79. В помещениях технического обслуживания с поточным движением транспортных средств обязательно устройство сигнализации (световой, звуковой), своевременно предупреждающей работающих на линии технического обслуживания (в осмотровых канавах, на эстакадах и других участках) о начале перемещения транспортных средств с поста на пост.

Включение конвейера для перемещения транспортных средств с поста на пост разрешается только после подачи сигнала (светового, звукового).

Посты ТО должны быть оборудованы устройствами для аварийной остановки конвейера.

80. Пуск двигателя транспортного средства на посту ТО разрешается осуществлять водителю-перегонщику или специально назначенным работникам при наличии у них водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории.

81. Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач (контроллера), освободить рычаг стояночного тормоза.

По завершении работ транспортное средство должно быть заторможено стояночным тормозом.

82. При необходимости выполнения работ под транспортными средствами, находящимися вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, работники должны быть обеспечены ремонтными лежаками, а при выполнении работ с упором на колени – наколенниками из материала низкой теплопроводности и водопроницаемости.

83. При вывешивании части транспортного средства (автомобиля, прицепа, полуприцепа) подъемными механизмами (талями, домкратами), кроме стационарных, необходимо вначале установить под неподнимаемые колеса специальные упоры (башмаки), затем вывесить транспортное средство, подставить под вывешенную часть козелки (подставки) и опустить на них транспортное средство.

84. Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, самосвального прицепа или долив в него масла должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.

85. При ремонте и обслуживании верхней части автобусов и грузовых автомобилей работники должны быть обеспечены подмостями или лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы запрещается.

86. Убирать рабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков разрешается только с помощью щетки-сметки, пылесоса или специальных магнитных стружкоудаляющих устройств.

Применять для этих целей сжатый воздух запрещается.

87. При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно укрепить на нем транспортное средство, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения и других систем, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.

88. Для снятия, установки и перемещения на рабочем месте тяжелых (массой более 15 кг) деталей, узлов и агрегатов должны быть предусмотрены грузоподъемные устройства и механизмы.

постановление Минтруда России от 7 апреля 1999 г. N 7 “Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную” (зарегистрировано Минюстом России 1 июля 1999 г., регистрационный N 1817).

90. При снятии и установке агрегатов и узлов, которые после отсоединения от транспортного средства могут оказаться в подвешенном состоянии, необходимо применять страхующие (фиксирующие) устройства и приспособления (тележки-подъемники, подставки, канатные петли, крюки), исключающие самопроизвольное смещение или падение снимаемых или устанавливаемых агрегатов и узлов.

1) работать лежа на полу (на земле) без ремонтного лежака;

2) выполнять работы на транспортном средстве, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях), кроме стационарных;

3) выполнять работы без установки козелков (упора или штанги под плунжер) под транспортные средства, вывешенные на подъемники (передвижные, в том числе канавные, и подъемники, не снабженные двумя независимыми приспособлениями, одно из которых – страховочное, препятствующие самопроизвольному опусканию рабочих органов транспортных средств);

4) оставлять после окончания работ транспортные средства вывешенными на подъемниках;

5) подкладывать под вывешенные транспортные средства вместо установки козелков диски колес, кирпичи и другие предметы;

6) снимать и ставить рессоры на транспортные средства всех конструкций и типов без предварительной разгрузки кузова от массы путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму транспортного средства;

7) проводить техническое обслуживание и ремонт транспортного средства при работающем двигателе, за исключением работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;

8) поднимать (вывешивать) транспортное средство за буксирные приспособления (крюки) путем захвата за них тросами, цепями или крюком подъемного механизма;

9) поднимать (даже кратковременно) грузы, масса которых превышает паспортную грузоподъемность подъемного механизма;

10) снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты путем зацепки их стальными канатами или цепями при отсутствии специальных захватывающих устройств;

11) поднимать груз при косом натяжении тросов или цепей;

12) оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы;

13) работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;

14) пускать двигатель и перемещать транспортное средство при поднятом кузове;

15) выполнять ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала или самосвального прицепа без предварительного их освобождения от груза и установки дополнительного упора;

16) проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки.

92. Перед снятием узлов и агрегатов систем питания, охлаждения и смазки транспортных средств, когда возможно вытекание жидкости, необходимо предварительно слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливание.

93. Разлитое масло или топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка, опилок или органических сорбентов, которые после использования следует помещать в металлические емкости с крышками, устанавливаемые вне помещения.

94. Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных жидкостей, а также резервуары (емкости) для их хранения перед ремонтом должны быть полностью очищены от остатков этих жидкостей.

95. До проведения работ внутри автомобиля-цистерны или резервуара (емкости) должны быть проведены подготовительные и организационные мероприятия, в том числе анализ состояния воздушной среды внутри автомобиля-цистерны или резервуара (емкости) с отметкой результатов анализа в наряде-допуске.

Работник, производящий очистку или ремонт внутри автомобиля-цистерны или резервуара (емкости) из-под легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей, должен быть обеспечен СИЗ, в том числе шланговым противогазом и страховочной привязью со страховочным канатом.

Шланг противогаза должен быть выведен наружу через люк (лаз) и закреплен с наветренной стороны. При этом крышка люка (лаза) должна быть закреплена в открытом положении.

Свободный конец страховочного каната также должен быть выведен наружу через люк (лаз) и закреплен.

Наверху (вне автомобиля-цистерны или резервуара (емкости) должны находиться два специально проинструктированных работника, которые должны наблюдать за работником, находящимся внутри автомобиля-цистерны или резервуара (емкости), и страховать его с помощью страховочного каната.

96. Ремонтировать топливные баки, заправочные колонки, резервуары, насосы, коммуникации и тару из-под легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей разрешается только после полного удаления и обезвреживания остатков легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей.

97. Техническое обслуживание и ремонт холодильных установок автомобилей-рефрижераторов должны выполняться в соответствии с технической (эксплуатационной) документацией организации-изготовителя.

98. В зоне технического обслуживания и ремонта транспортных средств запрещается:

1) мыть агрегаты транспортных средств легковоспламеняющимися жидкостями;

2) хранить легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы, кислоты, краски, карбид кальция в количествах, превышающих сменную потребность работников в данных веществах;

3) заправлять транспортные средства топливом;

4) хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;

5) загромождать проходы между осмотровыми канавами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами;

6) хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;

7) выполнять работы с применением открытого огня.

99. Использованные обтирочные материалы (промасленные концы, ветошь) должны быть немедленно убраны в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками, а по окончании рабочего дня удалены из производственных помещений в специально отведенные места.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Вывешивание части автомобиля следует производить подъемниками, домкратами или другими подъемными средствами.

В случае отсутствия подъемника вывешивание части автомобиля производится домкратом, талью или погрузчиком. Вывешивание части автомобиля талью или погрузчиком разрешается только с использованием специальных грузозахватных устройств.

Запрещается вывешивать часть автомобиля путем зацепления крюка подъемного механизма непосредственно за буксирный крюк автомобиля.

3.2. Перед вывешиванием части автомобиля подъемным механизмом необходимо:

— выключить зажигание (для бензиновых двигателей), перекрыть подачу топлива (для дизельных двигателей), перекрыть магистральный и расходные вентили (для газобаллонных автомобилей);

— затормозить автомобиль стояночным тормозом (при вывешивании передних колес);

— установить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение;

— под неподнимаемые колеса подложить специальные противооткатные упоры (башмаки) в количестве не менее двух;

— установить домкрат строго вертикально под специально предназначенные для этого на автомобиле места;

— при подъеме талью цепь или трос должны быть в вертикальном положении;

— подъем осуществлять плавно, без рывков;

— под вывешенную часть автомобиля немедленно установить козелки и опустить на них вывешенную часть автомобиля.

3.3. Для вывешивания автомобиля (его части) разрешается применять только грузоподъемные механизмы и козелки, допустимая нагрузка на которые не превышает массы поднимаемой части автомобиля.

Грузоподъемные механизмы и козелки должны иметь бирку или надпись с указанием грузоподъемности и срока испытания.

3.4. Запрещается применять неисправные подъемные механизмы и козелки и использовать в качестве козелков случайные предметы.

3.5. Автомобиль может находиться в вывешенном состоянии на подъемном механизме (кроме подъемника) в течение времени, необходимого на установку козелков (при замене колеса на линии — штатной подставки). При постановке козелков с обеих сторон вывешенной части автомобиля необходимо применять козелки только одинаковой высоты и устанавливать их в места, предусмотренные инструкцией по эксплуатации данной модели автомобиля.

3.6. Запрещается производить дополнительный подъем вторым домкратом уже вывешенного на домкрате автомобиля, так как это может привести к его падению.

При необходимости осуществить дополнительный подъем вторым домкратом, вывешенную часть автомобиля следует опустить на козелки, а затем производить дополнительный подъем.

3.7. Перед подъемом автомобиля подъемником необходимо следить, чтобы все лапы — подхваты были надежно установлены под автомобиль и при подъеме не возникало перекосов.

3.8. При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать — под автомобилем работают люди».

3.9. В рабочем (поднятом) положении плунжер гидравлического подъемника должен надежно фиксироваться упором (штангой), гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.

3.10. При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно надежно укрепить автомобиль на нем, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.

3.11. Запрещается выполнять какие-либо работы под автомобилем (на автомобиле), вывешенном на подъемных механизмах (за исключением подъемников), без установки его на козелки.

3.12. Запрещается производить пуск двигателя, если:

автомобиль находится в вывешенном состоянии;

под автомобилем находятся люди.

3.13. Для работы лежа под автомобилем необходимо пользоваться специальным лежаком.

3.14. Необходимо следить, чтобы ноги работающего не высовывались из-под автомобиля во избежание наезда на них другим транспортным средством.

3.15. При недостаточном освещении во время работы под автомобилем следует пользоваться переносным исправным светильником напряжением не выше 42 В или переносным электрическим фонарем.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

5.1. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был,
работник должен немедленно сообщить администрации предприятия, а пострадавшему
оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача, помочь доставить пострадавшего
в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.

Если несчастный случай произошел с самим работником, он должен по
возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся администрации предприятия
или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы: — Привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для них место. — Если автомобиль остается на специальных подставках (козелках), проверить надежность его установки. Запрещается оставлять автомобиль, агрегат, вывешенный только подъемным механизмом. — Вымыть руки с мылом. — О всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

1.1. Настоящая Инструкция регламентирует основные требования
безопасности при вывешивании автомобиля и работе под ним.

1.2. Работник при вывешивании автомобиля и работе под ним должен:

– соблюдать требования инструкции по охране труда, разработанной
на основе данной Типовой инструкции;

– знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в
соответствии с Типовой инструкцией № 22 по оказанию доврачебной помощи при
несчастных случаях;

– выполнять также указания представителя совместного комитета
(комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране
труда профсоюзного комитета.

Заметив нарушение требований безопасности другим работником,
предупредить его о необходимости их соблюдения.

ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

4.1. Вывешивание автомобиля.

4.1.1. Вывешивание части автомобиля следует производить
подъемниками, домкратами или другими подъемными средствами.

В случае отсутствия подъемника вывешивание части автомобиля
производится домкратом, талью или погрузчиком. Вывешивание части автомобиля
талью или погрузчиком разрешается только с использованием специальных
грузозахватных устройств.

Запрещается вывешивать часть автомобиля путем зацепления крюка
подъемного механизма непосредственно за буксирный крюк автомобиля.

Перед вывешиванием части автомобиля подъемным механизмом
необходимо:

– выключить зажигание (для бензиновых двигателей), перекрыть
подачу топлива (для дизельных двигателей), перекрыть магистральный и расходные
вентили (для газобаллонных автомобилей);

– затормозить автомобиль стояночным тормозом (при вывешивании
передних колес);

– установить рычаг переключения передач (контроллера) в
нейтральное положение;

– под неподнимаемые колеса подложить специальные противооткатные
упоры (башмаки) в количестве не менее двух;

– установить домкрат строго вертикально под специально
предназначенные для этого на автомобиле места*;

-при подъеме талью цепь или трос должны быть в вертикальном
положении;

– подъем осуществлять плавно, без рывков;

– под вывешенную часть автомобиля немедленно установить козелки и
опустить на них вывешенную часть автомобиля**.

*
При установке домкрата на грунте необходимо под опору домкрата положить широкую
прочную доску.

**
При замене колеса на линии вместо козелков можно использовать подставки,
входящие в штатный комплект автомобиля. Запрещается увеличивать высоту козелков
путем подкладки посторонних предметов (досок, кирпичей и т. п.).

4.1.3. Для вывешивания автомобиля (его части) разрешается
применять только грузоподъемные механизмы и козелки, допустимая нагрузка на
которые не превышает массы поднимаемой части автомобиля.

Грузоподъемные механизмы и козелки должны иметь бирку или надпись
с указанием грузоподъемности и срока испытания.

4.1.4. Запрещается применять неисправные подъемные механизмы и
козелки и использовать в качестве козелков случайные предметы.

4.1.5. Автомобиль может находиться в вывешенном состоянии на
подъемном механизме (кроме подъемника), в течение времени, необходимого на
установку козелков (при замене колеса на линии – штатной подставки). При
постановке козелков с обеих сторон вывешенной части автомобиля необходимо
применять козелки только одинаковой высоты и устанавливать их в места,
предусмотренные инструкцией по эксплуатации данной модели автомобиля.

4.1.6. Запрещается 
производить дополнительный подъем вторым домкратом уже вывешенного на
домкрате автомобиля, так как это может привести к его падению.

При необходимости осуществить дополнительный подъем вторым
домкратом, вывешенную часть автомобиля следует опустить на козелки, а затем
производить дополнительный подъем.

4.1.7. Перед подъемом автомобиля подъемником необходимо следить,
чтобы все лапы-подхваты были надежно установлены под автомобиль и при подъеме
не возникало перекосов.

4.1.8. При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом,
электромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть вывешена
табличка с надписью “Не трогать – под автомобилем работают люди”

4.1.9. В рабочем (поднятом) положении плунжер гидравлического
подъемника должен надежно фиксироваться упором (штангой), гарантирующим
невозможность самопроизвольного опускания подъемника.

4.1.10. При работе на поворотном стенде (опрокидывателе)
необходимо предварительно надежно укрепить автомобиль на нем, слить топливо из
топливных баков и жидкость из системы охлаждения, плотно закрыть маслозаливную
горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.

4.2. Работа под вывешенным автомобилем.

4.2.1. Запрещается выполнять какие-либо работы под автомобилем (на
автомобиле), вывешенном на подъемных механизмах (за исключением подъемников),
без установки его на козелки.

4.2.2. Перед началом работы необходимо проверить выполнение
условий, указанных в п. 4.1.2.

В случае невыполнения требований безопасности, указанных в п. 4.1.2, рабочий должен выполнить
соответствующие операции сам.

4.2.3. Запрещается производить 
пуск двигателя, если:

– автомобиль находится в вывешенном состоянии;

– под автомобилем находятся люди.

4.2.4. Для работы лежа под автомобилем необходимо пользоваться
специальным лежаком.

4.2.5. Необходимо следить, чтобы ноги работающего не высовывались
из-под автомобиля во избежание наезда на них другим транспортным средством.

4.2.6. При недостаточном освещении во время работы под автомобилем
следует пользоваться переносным исправным светильником напряжением не выше 42 В
или переносным электрическим фонарем.

ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

6.1. По окончании работы:

6.1.1. Привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления,
инструмент в отведенное для них место.

6.1.2. Если автомобиль остается на специальных подставках
(козелках), проверить надежность его установки. Запрещается оставлять
автомобиль, агрегат, вывешенный только подъемным механизмом.

6.1.3. Вымыть руки с мылом.

6.1.4. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить
своего непосредственного руководителя.

5.1. Привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для них место.

5.2. Если автомобиль остается на специальных подставках (козелках), проверить надежность его установки. Запрещается оставлять автомобиль, агрегат, вывешенный только подъемным механизмом.

5.3. Вымыть руки с мылом.

5.4. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

РЕКОМЕНДАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТИПОВЫХ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Представленные типовые инструкции по охране труда для основных
профессий и видов работ наряду с Правилами по охране труда на автомобильном
транспорте, утвержденными в декабре 1995 г., и другими нормативными и
методическими документами предназначены для создания информационно-методической
базы по охране труда для руководителей и специалистов автотранспортных
предприятий.

На основе типовых инструкций на каждом автотранспортном
предприятии с учетом специфики условий его работы разрабатываются и
утверждаются инструкции для определенных профессий работающих, а также для
отдельных наиболее травмоопасных видов работ. Ответственность за своевременную
и качественную разработку инструкций по охране труда на каждом автотранспортном
предприятии возлагается на его руководителя. Разработку инструкций обязаны
осуществлять руководители цехов (участков), механики, мастера, так как они
наиболее хорошо знают условия труда подчиненных им рабочих. Для оказания
методической помощи в разработке инструкций и их согласовании должны
привлекаться работники службы охраны труда предприятия.

Оформление обложек первой и последней страниц инструкции для
работающих должно соответствовать приложениям 1,2, 3*

* Не
приводятся – Примеч. ред.

Пересмотр инструкций по охране труда осуществляется не реже одного
раза в пять лет, а для профессий и видов работ (операций), к которым
предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности, – не реже
одного раза в три года.

Кроме того, инструкции пересматриваются при изменении
технологического процесса, условий труда, применении нового оборудования и в
ряде других случаев. Пересмотренные инструкции утверждаются в установленном
порядке.

Каждый руководитель на своем участке в целях обеспечения
качественного проведения инструктажей и лучшего усвоения рабочими основных
приемов безопасного проведения работ должен иметь соответствующие инструкции по
охране труда. Он обязан также повседневно контролировать выполнение рабочими
требований этих инструкций в процессе трудовой деятельности.

Для более эффективного усвоения рабочими безопасных приемов труда,
формирования у них устойчивых и правильных стереотипов поведения в опасных
производственных ситуациях целесообразно основные положения инструкций
оформлять и доводить до сведения рабочих в виде соответствующих памяток,
плакатов, диафильмов и т. п.

Результаты проведенных исследований показывают, что при выполнении
производственного задания рабочий, как правило, основное внимание
сосредотачивает на решении только одной задачи – как быстрее выполнить
порученную работу с соблюдением установленных требований к ее качеству
(полезная деятельность). В то же время другая, не менее важная задача – как при
выполнении порученной работы избежать несчастного случая (защитная
деятельность) – или не принимается рабочим во внимание, или рассматривается им
как второстепенная.

В связи с этим основными задачами при проведении инструктажей
работающих являются: привлечение внимания инструктируемых к наиболее
характерным травмоопасным ситуациям, которые могут возникнуть при выполнении
отдельных видов работ, операций, действий; закрепление в их памяти условий
возникновения и развития этих ситуаций. При этом желательно, чтобы разбор
материала инструктирующий проводил на реальных примерах, взятых или из жизни
своего предприятия, или из информационных и методических материалов, с
подробным рассказом о трагических последствиях того или иного несчастного
случая и методах, позволяющих правильно и безопасно выполнять ту или иную
работу.

Типовые инструкции по профессиям состоят из 6 разделов:

– Общие положения;

– Требования безопасности перед началом работы;

– Требования безопасности во время работы;

– Требования безопасности в аварийной ситуации;

– Требования безопасности по окончании работы.

Во втором разделе приведены нормы бесплатной выдачи специальной
одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ).

Следует учитывать, что в типовых инструкциях приведены нормы
выдачи спецодежды, которые являются для администрации предприятия обязательным
минимумом. Трудовые коллективы имеют право принимать решения о дополнительной
бесплатной выдаче спецодежды и спецобуви (за исключением брезентовой, меховой и
овчинно-шубной) за счет средств фонда социального развития (постановление
Совета Министров СССР и ВЦСПС от 20.08.88 № 1032). В связи с этим в инструкции
для работающих каждое предприятие вносит ту спецодежду, спецобувь и СИЗ,
которые оно будет выдавать работающим.

В третьем разделе, наряду с требованиями безопасности перед
началом работы, необходимо указать необходимые дерматологические мази и кремы
(исходя из местных условий), которыми должен пользоваться рабочий для защиты
кожи рук.

Наряду с типовыми инструкциями по профессиям представлен и ряд
инструкций по выполнению определенных видов работ, при которых, как показывает
практика, наиболее часто наблюдается нарушение правил и норм охраны труда и,
следовательно, наиболее часто происходят несчастные случаи. Инструкции по этим
видам работ выделены в самостоятельные, поскольку в автотранспортном
предприятии они могут осуществляться рабочими разных профессий.

Все представленные типовые инструкции охватывают только основные
профессии и виды работ в автотранспортных предприятиях. Что касается инструкций
для других профессий, в частности для персонала, обслуживающего
электроустановки, котельные, грузоподъемные механизмы, сосуды, работающие под
давлением, и другое оборудование, а также для рабочих сквозных профессий, то
они должны разрабатываться на основе соответствующих отраслевых правил и
нормативно-технических документов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *