Доход от труда как фактора производства относится к заработной плате, окладам и другим формам вознаграждения, которые работники получают за свой труд.
Профессия, которую можно отнести в первую очередь к умственному труду, – это профессия разработчика программного обеспечения. Разработчики программного обеспечения отвечают за создание компьютерных программ и приложений, которые могут быть использованы для различных целей, таких как деловые операции, развлечения и общение.
Предложение трудовых услуг в области разработки программного обеспечения может быть ограничено уровнем образования и опытом, необходимым для успешной работы разработчиком программного обеспечения. Представители этой профессии, как правило, должны хорошо разбираться в языках программирования, инструментах разработки программного обеспечения и компьютерных системах. Они также должны уметь творчески мыслить и эффективно решать проблемы, чтобы разрабатывать программное обеспечение, отвечающее потребностям клиентов и конечных пользователей.
Труд разработчиков программного обеспечения приводит к созданию инновационных и полезных программ, которые могут повысить эффективность и результативность различных отраслей промышленности и секторов. Этот труд также способствует росту технологической отрасли и экономики в целом, поскольку разработчики программного обеспечения пользуются большим спросом, а их работа необходима многим предприятиям и организациям. В целом, доход от труда в индустрии разработки программного обеспечения является важным фактором успеха и развития этой области.
Что такое умственная отсталость
Умственная отсталость (олигофрения) — это задержка или неполное развитие психики, которое в первую очередь сказывается на интеллекте. Людям с таким диагнозом трудно говорить и воспринимать речь, запоминать информацию, читать и писать, проявлять эмоции.
Чаще всего олигофрения обнаруживается у детей в возрасте 3 лет. В это время ребёнок уже умеет говорить и пытается взаимодействовать с окружающими, поэтому признаки патологии видны наиболее отчётливо.
У малышей с олигофренией обычно очень бедный для своего возраста словарный запас. Дети знают не более 20 слов и не все их используют, не могут осмысленно выражать свои мысли, неспособны выполнить даже самые простые задания и не умеют сосредотачиваться.
Словарный запас у детей с олигофренией небольшой. Они стараются обходиться простыми односложными предложениями
У детей младшего школьного возраста (начиная с 6–7 лет) возникают трудности с обучением в школе и выполнением домашних заданий. Ребёнок может отдалиться от сверстников, относиться к ним с агрессией и подозрением, испытывать резкие перепады настроения.
Олигофрению выявляют у 1% людей. Однако есть мнение, что таких людей больше — около 3%: невыявленные успешно адаптировались и не попали в поле зрения врачей.
В Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра (МКБ-10) умственной отсталости присвоены коды F70 — F78.
Наши подписчики экономят на анализах до 30%.
Оставьте имейл, чтобы не пропустить скидки и акции 🥰
Виды и стадии умственной отсталости
В МКБ-10 выделяют четыре стадии умственной отсталости: лёгкую, среднюю, тяжёлую и глубокую. Такая классификация основана на значении IQ — количественной оценки уровня интеллекта человека.
Чаще всего для определения IQ у ребёнка используется тест Векслера (его ещё называют шкалой Векслера). Он подходит для детей в возрасте от 2 лет 6 месяцев до 7 лет 6 месяцев. В тест входят 11 или 12 субтестов. Сложность вопросов или заданий постепенно повышается.
С помощью теста Векслера можно оценить словарный запас и объём памяти ребёнка, проверить его логические способности, умение сосредотачивать внимание.
Примеры заданий из теста Векслера:
За каждое задание ребёнок может получить от 0 до 2 баллов. Затем сумма баллов переводится по специальной формуле в коэффициент IQ.
Средним показателем у детей считается IQ 100
Стадии олигофрении согласно Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем:
По статистике, у 75% детей с олигофренией обнаруживается лёгкая форма болезни, у 10–30% — средняя и тяжёлая. На долю крайне тяжёлой степени приходится только 0,1%.
Раньше в медицине различали три степени олигофрении — дебилизм (IQ 50–70), имбецильность (IQ 20–50) и идиотию (IQ менее 20). Но сейчас такая классификация не используется, так как она менее чётко отражает степень выраженности умственных нарушений и связана со стигматизацией, то есть навешиванием социальных ярлыков.
Также выделяют несколько разновидностей умственной отсталости — в зависимости от причины патологии.
Виды олигофрении в зависимости от причины:
Кроме того, олигофрения бывает дифференцированной, если её причина точно известна, и недифференцированной, когда природа умственной отсталости не определена.
Причины умственной отсталости
Причины умственной отсталости можно разделить на три большие группы — генетические (хромосомные аномалии, которые возникли спонтанно или были унаследованы от родителей), внутриутробные (нарушение развития плода в утробе матери), послеродовые.
Генетические предпосылки олигофрении:
Внутриутробные факторы риска развития олигофрении:
Послеродовые факторы риска развития олигофрении:
Курение и употребление спиртных напитков во время беременности — ведущие факторы риска развития олигофрении
Симптомы умственной отсталости
Олигофрения затрагивает не только интеллект, но и другие функции: речь, память, эмоции, способность воспринимать и анализировать информацию, концентрировать внимание. Также у людей с таким диагнозом могут быть сопутствующие двигательные нарушения, неврологические расстройства.
Симптомы олигофрении у детей в возрасте 1 года:
Симптомы олигофрении у детей в возрасте 2 лет:
Дети с умственной отсталостью часто одиноки — они не хотят общаться и играть со своими сверстниками
Симптомы олигофрении у детей в возрасте до 3 лет:
Симптомы олигофрении у детей в возрасте 3–5 лет:
Если не начать терапию, то в возрасте 6–7 лет у ребёнка усугубятся вышеперечисленные симптомы и добавятся новые — психосоматические расстройства (нарушение сна, головные боли, головокружения, повышенная утомляемость, аллергические реакции), отдаление от сверстников, агрессия и подозрительность по отношению к окружающим.
К какому врачу обращаться при симптомах умственной отсталости
Если у ребёнка появились симптомы олигофрении, следует как можно быстрее обратиться к врачу — детскому психиатру. Также может потребоваться помощь невролога, логопеда, инфекциониста и других узких специалистов.
Информация, которая поможет врачу поставить диагноз:
Для оценки интеллектуальных функций врач может дать пациенту специальные тесты — тест Векслера (измерение показателя IQ), таблицы Шульте (проверка концентрации внимания), счёт по Крепелину (оценка работоспособности) и другие.
Лабораторная диагностика
Своевременно заподозрить олигофрению у ребёнка ещё до его рождения помогает комплексное обследование беременной женщины.
Прежде всего будущей матери следует сдать анализы на инфекции, которые могут повлиять на внутриутробное развитие плода, — токсоплазмоз, цитомегаловирус, краснуху, сифилис.
Также целесообразно сдать комплексные анализы, которые позволят спрогнозировать возможные осложнения беременности или аномалии в развитии плода.
Неинвазивные пренатальные тесты — это скрининговые исследования, которые позволяют оценить риск наиболее распространённых хромосомных патологий у плода уже с 9 полных недель беременности. В ходе исследования из крови будущей матери выделяют внеклеточную ДНК плода и анализируют её.
Если по результатам скринингов врач заподозрил у плода хромосомные аномалии, он может порекомендовать беременной женщине пройти инвазивную процедуру — амниоцентез или кордоцентез. Полученная амниотическая жидкость или пуповинная кровь направляется на генетическое исследование, чтобы подтвердить предварительный диагноз или исключить его.
Кроме того, после рождения ребёнка необходимо в первые 3 года его жизни регулярно сдавать общие анализы крови и мочи, а также пройти тесты на нарушения обмена веществ.
Инструментальная диагностика
У большинства пациентов с олигофренией есть структурные изменения головного мозга, а иногда и костей черепа. Обнаружить такие нарушения помогает рентгенография черепа.
Также пациенту могут назначить компьютерную томографию (КТ) или магнитно-резонансную томографию (МРТ) мозга, электроэнцефалографию (ЭЭГ).
Лечение умственной отсталости
Лечение олигофрении требует комплексного подхода, который будет включать медикаментозную и немедикаментозную терапию, психотерапию, .
Благодаря такому подходу ребёнок может научиться связно разговаривать, читать, писать, быстрее обрабатывать информацию, концентрировать внимание, а также улучшить мелкую моторику.
Обычно с пациентом занимаются сразу несколько врачей — психиатр, логопед и дефектолог (педагог, который работает с детьми, имеющими отклонения в развитии).
По показаниям пациенту могут назначить ноотропные препараты, нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы.
Пациентов с тяжёлой или глубокой олигофренией обычно лечат в стационаре.
Прогноз умственной отсталости
Прогноз лёгкой степени олигофрении, как правило, благоприятный. Люди могут пройти специализированное обучение, получить профессию, которая не требует высокой квалификации, обслуживать себя в быту и помогать по хозяйству.
При умеренной, тяжёлой и глубокой олигофрении пациентам требуется постоянный контроль и уход.
Профилактика умственной отсталости
Для профилактики олигофрении важно устранить все факторы, которые могут привести к этой патологии у будущего ребёнка. На этапе планирования беременности женщине следует отказаться от курения, употребления спиртных напитков и наркотических веществ, а также сдать анализы, которые позволят исключить или подтвердить носительство генетических заболеваний, пройти необходимую вакцинопрофилактику инфекционных заболеваний, способных повлиять на развитие плода.
Во время беременности следует обязательно пройти исследования на инфекции, которые могут нарушить внутриутробное развитие плода, а также комплексные лабораторные исследования, которые позволят заподозрить хромосомные аномалии у ребёнка.
После рождения ребёнка нужно в плановом порядке приходить на консультацию к педиатру. Также ребёнку следует провести обследование на предмет нарушений обмена веществ.
- Умственная отсталость у взрослых : клинические рекомендации / Российское общество психиатров, ФГБУ «НМИЦ ПН им. В. М. Бехтерева» Минздрава РФ. 2021.
- Умственная отсталость у детей и подростков : клинические рекомендации / Российское общество психиатров, ФГБУ «НМИЦ ПН им. В. М. Бехтерева» Минздрава РФ. 2021.
Время на прочтение
От слова до дела сто перегонов
Поэтому, сейчас я отвечу вопрос: что подразумевается под интеллектуальным трудом?
Кто-то употребляет определение «умственный» или «нефизический». В целях настоящего блога я считаю это одним и тем же, тождественным. Поэтому, когда использую определение «интеллектуальный», то подразумеваю и «умственный», и «нефизический» и наоборот.
Таким образом, интеллектуальный труд — это выполнение различных аналитических, мыслительных, т. е. интеллектуальных задач, связанных с переработкой большого объема разнообразной информации, с использованием интеллекта и, как следствие этого, — с мобилизацией работы мозга: памяти и внимания. Кратко, интеллектуальный труд – это выполнение интеллектуальных задач.
По сути, к интеллектуальному труду относится всё, что не относится к физическому труду. При этом физический труд – это выполнение задач, связанных с напряжением мышечной (мускульной) силы человека. То есть, в физическом труде основной, но не единственный, рабочий орган – это мышцы, а в интеллектуальном – мозг.
Отсюда, интеллектуальным трудом будет выполнение задач в таких сферах интеллектуальной деятельности как:
Таким образом, интеллектуальный труд охватывает широкий диапазон различных по характеру и содержанию задач. К их числу относятся: задачи научных сотрудников, занимающихся научно-исследовательской работой; задачи инженерно-технических работников, занимающихся проектной, конструкторской и технологической работой; задачи руководителей и специалистов и т. д.
Все давно уже конкурируют, главным образом, не за счёт преимуществ материального, физического производства, а за счёт преимуществ в интеллектуальной сфере: в исследованиях и разработках, в сервисе и дизайне, в маркетинге и продвижении, во внедрении инноваций, в менеджменте и т. д.
Даже автомобильные и компьютерные гиганты львиную долю добавленной стоимости получают не на себестоимости автомобилей и компьютеров, как чисто материальных объектов, а на себестоимости научно-исследовательских разработок, сервиса, логистики, финансов и программного обеспечения.
Приведу небольшую цитату из статьи от 03 декабря 2020г. с сайта http://android.mobile-review.com:
«флагман iPhone 12 Pro, который в США продается за $999 без налогов. Напомню, его себестоимость оценили в $406, получается разница в 2,5 раза.
Samsung Galaxy S20 Ultra. Компания Techinsights оценила стоимость всех комплектующих премиального флагмана с камерой 108 Мп в $528, а на старте его продавали за $1399. Получается разница в 2,6 раза.
Xiaomi Mi 10. То же агентство Techinsights посчитало себестоимость китайского флагмана 2020 года, получилось $440. В США его официально не продавали, поэтому возьмем цену для Европы — 799 евро, или около $960 по курсу. Разница между ценой и себестоимостью в 2,1 раза.
Учитывая, что интеллект – это способность создавать новое качество из стандартных элементов, используя знания и эрудицию, а труд – это выполнение задач, то интеллектуальным трудом будет выполнение задач, требующих использования интеллекта. Отсюда, интеллектуальный труд – это выполнение задач в интеллектуальной сфере, не относящейся к физическому труду. Или кратко – выполнение интеллектуальных задач. В физическом труде основной, но не единственный, рабочий орган – это мышцы, а в интеллектуальном – мозг.
Полная версия статьи доступна в моей книге «Задачи чудесные, или Козырная «ТУЗ» Мотаева!»