Кадры для цифровой экономики обучение

2019

7 мая 2020 года Университет Иннополис опубликовал отчёт за 2019 год. Согласно документу, специалисты ИТ-вуза обучили 2 350 госслужащих из 21 региона по программам «CDO (Chief Data Officer) — управление, основанное на данных» и «CDTO — Chief Digital Transformation Officer: руководитель цифровой трансформации».

При поддержке ИТ-вуза 5 000 школьников и 450 работников сферы образования из 40 стран мира обучились по ключевым направлениям цифровой экономики: информатика, математика, искусственный интеллект, информационная безопасность, робототехника. Подробнее здесь.

МЭР и РВК создают венчурный фонд для проекта «Кадры для цифровой экономики»

Министерство экономического развития Российской Федерации и РВК согласовали основные параметры по организации деятельности и финансированию венчурного фонда для поддержки перспективных образовательных технологий цифровой экономики. Документ подписали в июне 2019 года в рамках Петербургского международного экономического форума заместитель министра экономического развития РФ Илья Торосов и генеральный директор РВК Александр Повалко.

Фонд создается во исполнение федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Правительства РФ для развития перспективных образовательных технологий с использованием лучших мировых технологических решений для повышения эффективности и доступности образования. В рамках деятельности Фонда запланировано развитие российских технологичных компаний в области образования с их последующей экспансией за рубеж, а также трансфер мировых образовательных технологий в Россию.

Общий объем фонда составит 7 млрд рублей за счет предоставления РВК из федерального бюджета в 2019-2021 гг. бюджетных инвестиций с увеличением на эквивалентную часть участия РФ в уставном капитале РВК. Срок деятельности Фонда составит 10 лет с возможностью двукратного продления на срок 1 год. Фонд будет организован в форме инвестиционного товарищества, при этом управляющий товарищ Фонда будет определен в результате процедуры открытого отбора.

В рамках деятельности Фонда планируется организовать акселерационную деятельность, что позволит расширить воронку потенциально успешных проектов и стимулировать развитие новых технологических решений.

2021

Кадры для цифровой экономики обучение

Кадры для цифровой экономики обучение

Кадры для цифровой экономики обучение

В России заработал сервис независимой оценки компетенций цифровой экономики

7 декабря 2021 года Минцифры России 7 декабря 2021 года сообщило о запуске общедоступного сервиса независимой оценки компетенций цифровой экономики (НОК ЦЭ), созданного в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика». Подробнее здесь.

В Якутии жители сел получат навыки программирования, дизайна и других актуальных профессий

В Республике Саха (Якутия) на базе районных ИТ-центров будет запущена программа по переподготовке кадров для ИТ-отрасли и креативного кластера. Жители сел получат навыки программирования, дизайна, маркетинга и других актуальных профессий, которые им пригодятся для последующего трудоустройства. Об этом 3 декабря 2021 года сообщил Пресс-центр Республики Саха (Якутия) в Москве.

Программа по переподготовке кадров стартует уже в первом квартале 2022 года. Согласно плану правительства региона, в течение года обучение новым профессиям пройдут около тысячи человек. Длительность каждой программы составит 3-6 месяцев.

Как сообщили в Мининноваций Якутии, потребность в ИТ-кадрах в республике резко выросла на фоне активной поддержки креативной индустрии и ИТ-отрасли. Ежегодно ССУЗ-ы и ВУЗ-ы республики выпускают около 500 специалистов для этой сферы, однако этого числа выпускников недостаточно. По данным министерства инноваций, компаниям требуются около 1500 специалистов.

К 2024 году Правительство региона ставит задачу увеличить долю занятых в ИТ-отрасли специалистов до 10 тысяч человек. Для реализации своей цели Правительство активно поддерживает образовательные инициативы и программы по развитию ИТ-компетенций.

В подготовке ИТ-специалистов также важную роль играют школы. В республике работают более 50 ИТ-школ по различным направлениям: от робототехники и анимации до программирования и 3D-моделирования.

Креативные индустрии Якутии вносят значимый вклад в развитие экономики. За первое полугодие 2021 года выручка только Технопарка «Якутия» составила 729 млн. руб., что вдвое больше, чем за аналогичный период 2020 года. Резидентами уплачено налогов на сумму 37,1 млн руб., привлечено инвестиций на 59,9 млн руб.

Минцифры выделило 600 млн рублей на «цифровую гигиену» россиян

15 ноября 2021 года стало известно о разработанных Минцифры правилах программы кибергигиены и повышения грамотности широких слоев населения по вопросам информационной безопасности. На эти цели ведомство выделяет 600 млн рублей, в том числе 200 млн рублей на 2022 год. Подробнее здесь.

Минцифры вводит курсы киберграмотности для чиновников

19 октября 2021 года в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ сообщили о введении экзаменов по кибербезопасности для чиновников. Как пояснил замглавы ведомства Александр Шойтов, создается портал для самообучения и тестирования, предназначенный для повышения киберграмотности госслужащих.

На базе высшей школы корпоративного управления РАНХиГС ранее создан Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации. Ранее сообщалось, что в 2021 году обучение по программам центра пройдут более 12 тыс. чиновников, большая часть из которых будет из регионов (75%), а до конца 2024-го более 50 тыс. госслужащих пройдут обучение навыкам цифровой трансформации.

Кадры для цифровой экономики обучение

Минцифры вводит образовательные курсы киберграмотности для чиновников

Минцифры предложило установить показатели эффективности в зависимости от региональных особенностей. Самые высокие показатели по количеству госслужащих, которые должны пройти «цифровое обучение», у Москвы и Санкт-Петербурга, Московской и Ростовской областей, Краснодарского края. Это мотивирует регионы повышать «цифровую грамотность» работников местных органов власти, считают в ведомстве.

В октябре 2021 года по поручению заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Чернышенко было запущено обучение госслужащих и сотрудников коммерческих компаний по программе повышения квалификации CDO (руководитель цифровой трансформации). Обучение организовано Минцифры России и проводится в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» на базе Университета Иннополис.

Старт записи школьников на бесплатные курсы по программированию в рамках госпроекта

19 октября 2021 года в России стартовала запись школьников на беспилотные курсы по программированию, которые организовало Минцифры в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика».

Чтобы принять участие в проекте, школьнику необходимо выбрать курс на сайте talent-it.ru, пройти входное тестирование на профориентацию и мотивацию, вместе с родителем заполнить анкету участника и заключить договор с образовательной организацией.

Кадры для цифровой экономики обучение

В России началась запись школьников на бесплатные курсы по программированию в рамках госпроекта «Кадры для цифровой экономики»

В каталоге проекта можно выбрать курсы от 8 образовательных организаций, отобранных оператором проекта – «Университетом 2035». Это «Алгоритмика», Университет Иннополис, «1С-Образование», «Фоксфорд», «Кодемика», Мобильное электронное образование, Университет «Синергия» и Центр современных образовательных технологий и систем.

Как отметил вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко, бесплатные курсы по программированию станут дополнением к базовой школьной программе по математике и информатике. Курсы продлятся до конца учебного года. В 2022 году проект будет масштабирован на все 85 регионов страны, а продолжительность обучения составит уже два года, что позволит школьникам планомерно и более глубоко освоить свою первую ИТ-профессию, подчеркнул он.

Крупные российские вузы утвердили стратегии цифровой трансформации

К середине октября 2021 года крупные российские вузы утвердили стратегии цифровой трансформации, которые необходимы для того, чтобы перестроить административные и образовательные процессы.

15 октября 2021 года в Центре подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС состоялась защита отраслевого потока Минобрнауки. 94 руководителя в сфере образования и науки прошли обучение по программе «Реализация проектов цифровой трансформации» и разработали цифровые стратегии университетов.

Кадры для цифровой экономики обучение

Крупные вузы России утвердили стратегии цифровой трансформации

Разработанные стратегии по итогам обучения получили 16 вузов:

Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко поручил Минобрнауки ввести должность проректора по цифровой трансформации. В обязанности нового руководителя войдет планирование инициатив по цифровизации вуза. Оценивать работу руководителей цифровой трансформации университетов будут Минобрнауки и Минцифры. С 1 сентября 2021 года во всех вузах появились «цифровые» проректоры.

По мнению директора Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Ксении Ткачевой, несмотря на то, что процесс цифровой трансформации уже давно не новость, а необходимость для большинства организаций и структур, не всем удается двигаться с одинаковой скоростью и гибкостью.

Минцифры запустило госпроект по обучению школьников языкам программирования

5 октября 2021 года Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ объявило о запуске в стране проекта по бесплатному обучению школьников языкам программирования. На первом этапе новыми курсами смогут воспользоваться учащиеся в Белгородской, Новгородской, Пензенской областей, а также республиках Татарстан и Саха (Якутия).

Как отметил вице-премьер Дмитрий Чернышенко, более 2 тыс. школьников в этих пяти регионах смогут получить цифровые компетенции, которые будут полезны им для дальнейшей профориентации. Проект продлится до июня 2022 года, при этом содержание и продолжительность программ будут по итогам курса скорректированы, исходя из отзывов самих школьников, их родителей и учителей. Опыт и результаты пилотного проекта будут учтены во всероссийском проекте, запуск которого намечен на 2022 года, сообщил заместитель председатель Правительства РФ, чьи слова приводит пресс-служба Минцифры.

Кадры для цифровой экономики обучение

В октябре 2021 года школьники пяти регионов начнут изучать языки программирования

Обучение ориентировано на школьников старше 14 лет, которые смогут дистанционно изучать языки программирования: JavaScript, HTML/CSS, SQL, Python, Java, Bash/Shell/PowerShell, C#, PHP, C++, TypeScript и другие. Минимальная продолжительность курсов составит 144 академических часа. Курсы станут дополнением к базовой школьной программе по математике и информатике.

При отборе курсов учитывается насыщенность школьной программы и возможность построить обучение так, чтобы ученики не были перегружены и сохраняли мотивацию на протяжении всей учебы, подчеркнула директор департамента координации программ и проектов Минцифры России Татьяна Трубникова.

Обучение входит в список мероприятий федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика».

340 вузов и колледжей адаптировались под цифровую экономику

К середине сентября 2021 года около 340 российских вузов и колледжей адаптировали свои программы под требования цифровой экономики. Об этом сообщил вице-премьер Дмитрий Чернышенко чьи слова приводит пресс-служба кабмина.

По его словам, актуализация программ прошла на базе Опорного образовательного центра Университета Иннополис при участии ведущих компаний в ИТ-отрасли, обновления охватывают более 1,6 тысячи дисциплин и направлений подготовки – большие данные, искусственный интеллект, интернет вещей, технологии виртуальной и дополненной реальности, технология беспроводной связи.

Кадры для цифровой экономики обучение

Дмитрий Чернышенко: 340 вузов и колледжей адаптировались под цифровую экономику

В актуализации и обновлении программ участвовали эксперты из «Яндекса», «Аэрофлота», Mail.ru Group, «1С», «Ростелекома», «Мегафона», «Газпром нефти», «РЖД», «Татнефти», Skyeng, ВТБ и другие. По каждой приоритетной отрасли создана рабочая группа, куда входят представители ведущих вузов, крупнейших индустриальных и ИТ-компаний, ФУМО и СПК, возглавляют группы заместители отраслевых министров.

В рамках пилотного проекта 25 вузов начали апробацию 30 образовательных программ, которые были разработаны по запросам коммерческих компаний, представляющих 11 приоритетных отраслей экономики. Предполагается, что по итогам пилота программы будут масштабированы на другие учреждения.

Такие обновления коснутся программ, которые готовят специалистов по направлениям: образование, здравоохранение, информационно-коммуникационные технологии, городское хозяйство, добывающая промышленность, обрабатывающая промышленность, транспортная инфраструктура, энергетическая инфраструктура, сельское хозяйство и агропромышленный комплекс и финансовые услуги.

Россиян обучат цифровым профессиям за половину стоимости

Минцифры объявило о старте образовательного проекта «Цифровые профессии». Об этом стало известно 14 сентября 2021 года. Он должен помочь гражданам получить ИТ-образование за половину стоимости. Соответствующее мероприятие включено в федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика».

Обучение предполагается проводить по 29 направлениям, включая Data Science, веб-аналитика, Product Manager, мобильная разработка, разработчик Python, технологии анализа данных, тестирование ПО, технологии искусственного интеллекта, веб-разработка, разработчик С++.

Курсы будут предоставлены «Нетологией», «Яндекс.Практикум», «Университетом Иннополис», Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Центром образовательных компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) и «Инвольта Образование».

Ожидается присоединение к проекту и других образовательных организаций: GeekBrains, Skillfactory, Skyeng, «1C-Образование», HackerU, Финансовый университет при Правительстве РФ, Московский государственный технический университет (МГТУ) им. Н. Э. Баумана и Российский экономический университет (РЭУ) им. Г.В. Плеханова.

Стоимость курсов составляет от 18 тыс. руб. – столько стоит обучение по программе «Веб-разработчик» длиной четыре с половиной месяца. Слушатели смогут приступить к обучению после выбора программы и оплаты половины стоимости. Оператором проекта является «Университет 2035» (создан в рамках НТИ), который собира6ет заявки через сайт цифровыепрофессии.рф.

Власти не впервые задумались в помощи россиянам в обучению цифровой экономики. В конце 2018 г. в федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» было включено мероприятие по реализации государственной системы стимулирующих выплат в виде персональных сертификатов от государства на формирование у трудоспособного населения компетенций цифровой экономики. На эти цели из федерального бюджета должно было быть выделено 2,9 млрд руб.

В 2019 г. для реализации соответствующей идеи Минэкономразвития и АНО «Цифровая экономика» были выбраны пять регионов: Республика Татарстан, Башкортостан и Якутия, а также Ростовская и Тульская области. Среди их жителей должно было быть распределено 5 тыс. сертификатов. Оператором проекта также был «Университет 20.35».

Сертификат давал возможность бесплатного обучения в онлайн- или смешанном формате по программе в сфере ИКТ и сквозных технологий цифровой экономики. Провайдерами образовательных услуг должны были стать организации высшего, среднего, профессионального и дополнительного образования, а также образовательные онлайн-платформы. По данным на 2019 год, объем одного сертификата составлял 15 тыс. руб. – на это сумму государство компенсировало образовательной организации обучение гражданина.

В 2020 г. проект был расширен на 48 регионов, гражданам было выдано еще 33 тыс. сертификатов. Обладателям сертификатов были доступны 22 образовательных курсов, включая искусственный интеллект, программирование и создание ИТ-продуктов, промышленный дизайн и 3D-моделирование, кибербезопасность и защита данных, цифровой маркетинг, цифровой дизайн и др. До конца 2021 г. должно было быть роздано 160 тыс. сертификатов.

Однако в конце 2020 г. у федпроекта «Кадры для цифровой экономики» сменился куратор: вместо Минэкономразвития им стало Минцифры. Сам федпроект также был радикально изменен. Источник, близкий к разработчикам нацпрограммы «Цифровая экономика», таким образом пояснил отказ от программы сертификатов на обучение цифровой экономики.

Утверждение 30 наборов цифровых компетенций для выпускников вузов

13 июля 2021 года в Минцифры РФ объявили об утверждении 30 наборов цифровых компетенций для выпускников вузов в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».

Как сообщает пресс-служба ведомства, модели компетенций будут включены в новые программы высшего образования. После точечной апробации новые образовательные программы будут масштабированы на ведущие вузы страны.

Кадры для цифровой экономики обучение

Отбор компетенций провели 11 рабочих групп, в состав которых входят представители индустриальных и ИТ-компаний, а также руководящий состав федеральных министерств и ведущих вузов страны, федеральных учебно-методических объединений и советов по профессиональным квалификациям. Результаты работы позволили сформировать список профессиональных компетенций и социально-личностных качеств, необходимых выпускнику для трудоустройства по своей специальности, рассказали в пресс-службе Минцифры.

По словам директора Департамента координации программ и проектов Минцифры России Татьяны Трубниковой, компетенции, которые раньше не являлись ключевыми, к 2021 году стали необходимыми для квалифицированных и востребованных специалистов.

Минцифры РФ создало консорциум вузов, чтобы готовить кадры для цифровой экономики

6 мая 2021 года стало известно о создании в России консорциума вузов по подготовке кадров для цифровой экономики. Это совместный проект Минцифры РФ и Университета Иннополис. Подробнее здесь.

2022

С 2019 года свыше 530 тысяч слушателей прошли открытые онлайн-курсы Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, которая и сообщила об этом 29 декабря 2022 года. В рамках образовательных программ Центр также подготовил свыше 48 тысяч государственных и муниципальных служащих и сотрудников подведомственных учреждений, которые определяют цифровое развитие российских органов власти, отраслей и регионов. Подробнее здесь.

Более 110 тысяч студентов зачислены на «цифровые кафедры» вузов

26 сентября 2022 года стало известно о зачислении более 110 тыс. студентов на «цифровые кафедры» в российских вузах. Всего было подано свыше 140 тыс. заявлений, сообщил вице-премьер России Дмитрий Чернышенко.

По его словам, на старте обучения на «цифровых кафедрах» студенты проходят процедуру входного мониторинга цифровых компетенций. Через три месяца планируется провести промежуточную оценку уровня их сформированности.

Кадры для цифровой экономики обучение

Отмечается, что к концу сентября 2022 года более 500 программ, по которым планируется обучение на «цифровых кафедрах» прошли независимую экспертизу и получили оценку представителей ИТ-отрасли. Кроме того, на каждой «цифровой кафедре» назначен высококвалифицированный руководитель, который будет координировать ее деятельность.

Проект «Цифровые кафедры» реализуется в более чем 50 регионах страны, участие в проекте принимают 100 вузов-участников программы «Приоритет-2030» и 14 вузов-кандидатов на участие в программе «Приоритет-2030».

Более 80 тысяч студентов могут быть зачислены на «цифровые кафедры» до конца сентября

6 сентября 2022 года Минцифры сообщило о том, что более 80 тыс. студентов должны быть зачислены на «цифровые кафедры» до 30 сентября, приступить к обучению они смогут уже в начале октября.

Студенты будут обучаться по программам, прошедшим защиту на отраслевых рабочих группах. В их оценке приняли участие более 200 экспертов – представители федеральных ведомств, топ ИТ и отраслевых компаний, представители образования и науки. Подробнее здесь.

Одобрены 150 программ от 65 вузов для реализации на «цифровых кафедрах» в России

Отраслевые рабочие группы одобрили более 150 программ от 65 вузов с учетом рекомендаций ведущих ИТ и отраслевых экспертов. Остальные 350 программ будут рассмотрены на следующих заседаниях. Об этом пресс-служба Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ сообщила в конце августа 2022 года. Подробнее здесь.

Минцифры сформировало кадровый резерв ИТ-профессионалов для госпроектов

10 августа 2022 года Минцифры сообщило о формировании кадрового резерва ИТ-профессионалов для развития государственных проектов в сфере цифровой трансформации. Проект реализуется по поручению вице-премьера Дмитрия Чернышенко.

Кадры для цифровой экономики обучение

Минцифры сформировало резерв ИТ-специалистов для госпроектов

Минцифры перечислило следующие возможности, которые открываются для участников кадрового резерва:

  • непрерывное развитие в области цифровой трансформации и ИТ;
  • возможность общения с ведущими экспертами России из разных отраслей;
  • оценка профессиональных и личностных компетенций;
  • получение индивидуального паспорта компетенций с персональными рекомендациями по их развитию;
  • трудоустройство в органы власти и бюджетные организации, реализующие проекты цифровой трансформации.

Почти девятьсот бюджетных мест для обучения ИТ-специалистов выделят в Московском Политехе

В 2022 году в Московском Политехе выделено более 3 тыс. бюджетных мест по сотне востребованных направлений подготовки. Об этом стало известно 9 июня 2022 года. В частности, для обучения ИТ-специалистов — почти 900 мест по уровням бакалавриата, специалитета и магистратуры. Подробнее здесь.

Минцифры и РАНХиГС запустят новые образовательные программы для госслужащих

Минцифры сообщило 3 июня 2022 года о том, что совместно с Центром подготовки руководителей и команд цифровой трансформации РАНХиГС, до 1 августа 2022 года, планируют запуск образовательных программ для государственных и муниципальных служащих, ответственных за цифровую трансформацию и развитие российских органов власти.

Программы запустят в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» и посвятят следующим вопросам:

  • внедрение платформ государственных сервисов и платформ обратной связи;
  • цифровизация государственных услуг;
  • управление ИТ-проектами в органах власти;
  • обращения граждан по вопросам предоставления государственных услуг.

В 2022 году на программы «Реализация проектов цифровой трансформации», «Цифровая трансформация и цифровая экономика: технологии и компетенции» и «Основы цифровой трансформации» прием госслужащих временно приостановлен. Однако слушатели, зачисленные на эти программы, завершат обучение в полном объеме.

В 115 российских университетах созданы «цифровые кафедры»

В 115 российских университетах созданы «цифровые кафедры», о чем 19 мая 2022 года заявил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. По его словам, в следующем учебном году на этих кафедрах запустят обучение по 300 образовательным программам. Подробнее здесь.

На подготовку кадров для цифровой экономики в новом учебном году выделено 160 тыс. бюджетных мест

В начале мая 2022 года вице-премьер Дмитрий Чернышенко сообщил о выделении в вузах более 160 тыс. бюджетных мест для подготовки кадров для цифровой экономики в новом учебном году.

Кадры для цифровой экономики обучение

На подготовку кадров для цифровой экономики в новом учебном году выделено 160 тыс. бюджетных мест

Как сообщает пресс-служба кабмина, в 2023/2024 учебном году в вузах также появятся новые направления подготовки. В области машиностроения это «Цифровые и аддитивные технологии в машиностроении», «Интеллектуальная трибология в машиностроении» и «Лазерные технологии». В области «Техника и технология кораблестроения и водного транспорта» появится новая специальность «Инженерно-экономическое обеспечение технологий и бизнес-процессов водного транспорта». Новая специальность «Фундаментальная и прикладная биология» откроется в области образования «Биологические науки». В будущем вузы также планируют запустить новые специальности по программам ординатуры – «Физическая и реабилитационная медицина» и «Медицинская микробиология».

Всего на 2023/2024 учебный год выделяется 590 101 бюджетное место, 73% из них – в региональных учебных заведениях. Наибольшее количество бюджетных мест предусмотрено по инженерным и техническим направлениям подготовки – 245 тысяч. На втором месте – педагогические науки, на третьем – общественные и медицинские направления.

В ВШГУ РАНХиГС стартовала образовательная программа «Руководитель цифровой трансформации»

14 апреля 2022 года в Центре подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС стартовала образовательная программа «Руководитель цифровой трансформации». Подробнее здесь.

В рамках проекта «Цифровые профессии» 57,5 тыс. человек получат допобразование в ИТ-сфере при поддержке государства

Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко рассказал о планах по подготовке ИТ-кадров. Вице-премьер отметил, что программы ориентированы на школьников, студентов и взрослых, желающих получить дополнительную квалификацию в ИТ-сфере. Об этом стало известно 15 февраля 2022 года. Так, в 2022 году в рамках проекта «Цифровые профессии» 57,5 тысячи человек получат дополнительное образование в ИТ-сфере при поддержке государства. Им будет компенсирована половина стоимости обучения. Выпускники курсов смогут применять полученные знания в своей работе или полностью изменить сферу деятельности и раскрыть свой творческий потенциал. Подробнее здесь.

Отбор образовательных программ для проекта и его условия

Образовательные программы дополнительного образования «Университет 2035» включает в проект, выбрав их из соответствующих предложений учебных заведений на основании ряда критериев. Отбор заявок организация проводит на ежегодной основе в преддверии начала приема заявок на получение сертификатов от граждан России.

В ноябре-декабре 2019 года, на старте проекта, заявки на включение программ в проект подали 67 учебных заведений. Большая их часть поступила от образовательных организаций из пяти регионов, которые участвовали в пилотировании проекта – Башкортостана, Якутии, Татарстана, Тульской и Ростовской области. Однако не все из заявленных программ были включены в проект, так как ряд из них не прошел отбор «Университета 2035».

Отбор предложений образовательных программ для обучения в 2020 году по состоянию на май 2020-го еще не начат. В планах «Университета 2035» начать и провести его летом.

Включена в проект программа может быть при условии, если организация, которая ее предлагает, осуществляет свою деятельность в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Также организация должна иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности по подвиду дополнительного образования «дополнительное профессиональное образование».

В свою очередь, сама образовательная программа должна:

  • быть направлена на формирование у обучающегося компетенций в области цифровой экономики;
  • соответствовать приказу Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организациии осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам и включать в себя: цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочую программу, организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы, ссылки на источники информационного-сопровождения, учебно-методические материалы для изучения;
  • содержать учебный план, определяющий перечень, трудоемкость, последовательность и распределение видов учебной деятельности обучающихся, а также формы аттестации;
  • иметь сроки освоения продолжительностью не менее 36 академических часов;
  • иметь планируемые результаты в виде знаний, умений, навыков и/или опыта деятельности, означающих развитие компетенции/й) цифровой экономики;
  • предусматривать измерительные мероприятия вначале обучения для определения уровня владения обучающимся развиваемой компетенцией/ями;
  • предусматривать применение электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий;
  • реализовываться организациями как самостоятельно, так и посредством сетевых форм реализации;
  • содержать оценочные материалы, включающие, в частности, описание показателей, критерии и шкалу оценивания;
  • предусматривать завершение освоения итоговой аттестацией обучающихся.
  • иметь ряд приложений;
  • подкрепляться письмами от не менее, чем от двух компаний-работодателей, содержащими рекомендации и указание востребованности результатов освоения программы в сфере деятельности соответствующих организаций.

Передовые инженерные школы (стратегическая инициатива)

Основная статья: Передовые инженерные школы (стратегическая инициатива)

В Москве открылась школьная мастерская ИТ-вертикали с углубленным изучением микроэлектроники, программа которой формируется при поддержке Микрона, который и сообщил об этом 11 января 2022 года. Более шести тысяч юных москвичей обучаются в ИТ-классах, которые действуют в 125 школах города.

Учебная программа для ИТ-классов московских школ разрабатывалась при поддержке ведущих вузов, а для ИТ-вертикали и, в частности, для первых пилотных 5-6 «Классов с изучением микроэлектроники», программа разработана при участии Микрона и других представителей промышленности, потенциальных работодателей школьников. В учебной программе классов большое внимание к математике, информатике и технологии, а также большой спектр курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования: наглядная геометрия и олимпиадная математика, электроника, проектирование устройств, инженерное проектирование. Первый модуль оборудования мастерской «Классов с изучением микроэлектроники» включает лазерный и фрезерный станки, парк 3D принтеров для обучения корпусированию и изготовлению прототипов микросхем, в конце учебного года обучающиеся приступят к изучению компонентной базы ПЛИС в рамках модуля «Цифровая электроника».

Все спецпредметы пилотных классов преподаются действующими проектировщиками микроэлектронных устройств. Программа значительно переосмыслена и актуализирована с помощью представителей отрасли. В частности, вместо изучения проприетарной архитектуры ARM школьники сразу начнут осваивать открытую архитектуру RISC-V и смогут в дальнейшем включиться в экосистему RISC-V разработки устройств, ориентированных на развитие этой архитектуры в стране.

Согласно «Стратегии развития радиоэлектронной промышленности РФ» к 2030 году в РФ должно появиться 300 дизайн-центров микроэлектроники. Одной из стратегических задач является формирование экосистемы RISC-V в России, совместимость и тестирование решений разработчиков, предоставление доступа к технологиям, компонентам и образцам продуктов на ее базе. Поддержка отечественных процессорных разработок на RISC-V – один из ключевых факторов обеспечения технологического суверенитета страны.

Номинал сертификата

Максимальный номинал выдаваемых в рамках проекта сертификатов в 2019 году составлял 15 тысяч рублей, а в 2020 году, по планам, он может сократится до максимальной суммы в 10 тыс рублей, по дынным «Университета 2035». Можно сказать, что номинал сертификатов совсем небольшой в сравнении со стоимостью большинства российских программ дополнительного образования цифровой направленности. Так, к примеру, программа «Я — Веб-разработчик PRO» онлайн-университета Skillbox продолжительностью 2 года стоит 183,3 тыс. рублей. Программа «Искусственный интеллект» продолжительностью 1,5 года образовательного портала GeekBrains стоит 270 тыс. рублей.

При этом некоторые из уже включенных в проект программ имеет еще меньшую, чем величина максимального номинала, стоимость. К примеру, три полностью дистанционные программы, продолжительность каждой из которых составляет 36 академических часов, стоят 5,5 тыс. рублей. Речь о следующих программах:

  • «Программирование и создание ИТ-продуктов» (Башкирский государственный аграрный университет);
  • «Наука о данных (Data Science)» (Уфимский государственный авиационный технический университет);
  • «Интернет вещей и индустрия 4.0» (Кузнецкий индустриальный техникум).

Примеров цен более дорогих программ проекта в «Университете 2035» TAdviser не предоставили. Издание самостоятельно выборочно провело поиск цен по 10 программам проекта, но не нашло информации о программах на сайтах выбранных образовательных учреждений. Исключение составил «Электронный курс по нанометрологии для инженеров-метрологов высшей категории» автономной некоммерческой организации «еНано», входящей в группу «Роснано». Его описание размещено на сайте учреждения. В нем отмечается, что стоимость программы составляет 500 рублей.

История развития проекта

Помимо того, регионы России должны будут выявить региональную потребность в кадрах с компетенциями цифровой экономики. Как пояснили TAdviser в «Университете 2035», при оценке кадровых потребностей регионов организация будет опираться на такие критерии, как:

  • приоритетные направления цифрового развития региона России;
  • значимые проекты цифровой трансформации, реализуемые в регионе;
  • области занятости в регионе и количество вакансий с компетенциями цифровой экономики.

Также, по словам Антона Куницкого, регионы будут обязаны проинформировать представителей образовательных организаций, работодателей и жителей о возможности участия в проекте.

По словам Антона Куницкого, механизмы участия регионов еще прорабатываются членами экспертной группы «Кадры для субъектов цифровой экономики» «Университета 2035» как центра компетенций по кадрам для цифровой экономики, в который входят представители 85 регионов.

В ходе пилотной выдачи персональных цифровых сертификатов в пяти регионах России – Башкортостане, Якутии, Татарстане, Тульской и Ростовской области – «Университет 2035» предоставил россиянам 5 тыс. документов. Жители каждого из регионов получили по 1 тыс. сертификатов. Об этом «Университет 2035» сообщил 21 января 2020 года.

С начала пилотирования проекта в декабре 2019 года заявки на бесплатное обучение подало более 10 тысяч человек. При этом обучение новым компетенциям было востребовано на всех этапах карьерного развития: более 42% посетителей сайта цифровойсертификат.рф в возрасте от 25 до 34 лет, 25% – от 35 до 44 лет. Доля молодых участников (до 25 лет) и старшего поколения (свыше 55 лет) не превышает 15% в каждой из категорий.

Согласно опросу, возможность получения новых знаний и навыков мотивировала к обучению 88% участников. 40% респондентов были заинтересованы в профессиональном нетворкинге и были уже готовы в рамках обучения включиться в новый проект. Для каждого третьего участника было важно подтвердить свою квалификацию официальным документом.
Наиболее популярными направлениями обучения в 2019 году были «Программирование и создание ИТ-продуктов» (23% от общего числа заявок), «Цифровой маркетинг и медиа» (15% заявок). Третье место по популярности занимали направления «Большие данные» и «Кибербезопасность и защита данных» – по 10% от общего количества заявок соответственно.

Участники пилота должны были приступить к занятиям в первой половине 2020 года в зависимости от формата обучения и графика конкретной программы.

Оператором проекта на федеральном уровне выступал «Университет 2035». Консультацией и сопровождением обучающихся в каждом из регионов занимались региональные операторы:

Назначение сертификата

Сертификат дает гражданину возможность бесплатно освоить ту или иную компетенцию, востребованную в цифровой экономике, пройдя обучение по краткосрочной программе повышения квалификации российского учебного заведения. Востребованные в цифровой экономике компетенции, говорится на сайте проекта цифровойсертификат.рф, «выбраны компаниями – лидерами цифровой экономики». Какие именно это компании, на сайте не поясняется.

Образовательной организации, которая проводит обучение по программам, предусмотренным проектом сертификатов, возмещается полная стоимость обучения студентов по той или иной программе. Возмещение осуществляется из средств федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» нацрограммы «Цифровая экономика».

Формат и длительность обучения

Обладатель сертификата может пройти обучение в полностью дистанционном режиме или в комбинированном. Программы дополнительного образования имеют небольшую продолжительность. Она составляет от 36 до 114 академических часов.

Управляющий директор Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики «Университета 2035» Олег Подольский, в разговоре с TAdviser отметил, что, с одной стороны, за 36 часов невозможно получить новую цифровую профессию, но, говорит он, государство таким образом дает импульс к развитию, позволяет оценить ценность новых знаний и навыков. А продолжить учиться человек всегда может самостоятельно – на практике, за свой счет или за счет работодателя.

Кадры для цифровой экономики обучение

По словам Олега Подольского, государство, выдавая цифровые сертификаты на кратковременные программы, дает, таким образом, импульс к развитию и позволяет оценить ценность новых знаний и навыков. (фото – primamedia.gcdn.co)

С другой стороны, по словам Подольского, «Университет 2035» видит спрос от потенциальных получателей цифровых сертификатов на более продолжительные и, соответственно, более дорогие образовательные программы. В этой связи организация рассматривает варианты софинансирования обучения проекта работодателями или образовательными учреждениями для увеличения продолжительности программ в 2020 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *