КАК РАБОТАТЬ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ

Уровни квалификации в профессиональных стандартах — это одна из 3 составляющих, указанных в методических рекомендациях Минтруда и соцзащиты РФ, которых следует придерживаться при разработке профстандартов. Из нашей статьи вы узнаете, что такое уровни квалификации, сколько их и где они применяются.

Кому обязательно применять профстандарты?

Работодатели должны применять профстандарты, если работнику установлены требования к квалификации для выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.3. Т К РФ).

Следует обратить внимание на то, что Положение о спортивной классификации и Единый квалификационный справочник не являются нормативными правовыми актами РФ, поскольку
утверждены приказами Минспорта и Минздравсоцразвития соответственно, то есть это отраслевые НПА. Но вот «перво­источник» – Закон о физкультуре и спорте – федеральный, поэтому применение профстандарта обязательно.

Итак, требования к квалификации, закрепляющие обязательность применения профстандартов, могут быть установлены не только ТК РФ или федеральным законом, но и иными документами. Однако иные документы должны быть нормативно-правовыми актами РФ (например, законы субъектов РФ, вводящие дополнительные требования к квалификации, под это требование подходят, а приказы министерств и ведомств – нет).


КАК РАБОТАТЬ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ

Фото Тимура Громова, Кублог

Работодатели будут применять профстандарты при формировании кадровой политики и управлении персоналом, организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении работникам тарифных разрядов и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления. Система профстандартов способствует совершенствованию единых подходов в сфере квалификационных требований к работникам.

Квалификационные справочники, которые пока выполняют ту же функцию, содержат частично устаревшую информацию: названия несуществующих профессий и специальностей, неактуальные характеристики и т. д.

Предполагается, что при помощи профстандартов работодатель сможет лучше определить качество кадрового состава. Также с учетом новых требований будут разработаны локальные нормативные правовые акты, определяющие методы стимулирования работников, проведены аттестации на присвоение квалификационных категорий.

Общие положения о профессиональных стандартах

Профессиональным стандартам в Трудовом кодексе РФ (далее — ТК РФ) посвящено несколько статей (ст. 195.1–195.3), согласно которым под ПС понимаются принимаемые Министерством труда и социальной защиты РФ (далее — Минтруд РФ) нормативные акты, содержащие характеристики степени квалификации работника, необходимой для выполнения его трудовых функций. Под квалификацией, в свою очередь, подразумевается определенный вид образования, стаж, иные знания и умения сотрудника, благодаря которым он может претендовать на соответствующую должность (специальность).

При этом не следует воспринимать профстандарты как обязательные для исполнения документы. Параллельно с ними действуют также Единый тарифно-квалификационный справочник и Единый квалификационный справочник, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 № 787 (далее — справочники). Какими именно квалификационными актами пользоваться при определении должностных обязанностей персонала, пока еще решает администрация организации. Однако в п. 4 письма Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 говорится о том, что справочники со временем все-таки будут полностью заменяться стандартами.

Кроме того, несмотря на рекомендательный характер ПС, есть и случаи, когда их соблюдение является императивным, а именно:

│Уро-│ Показатели уровней квалификации │ Основные пути │

│вень├─────────────────┬───────────────────┬──────────────────┤ достижения │

│ │ Полномочия и │ Характер умений │ Характер │ уровня │

│ │ ответственность │ │ знаний │ квалификации │

│1 │Деятельность под │Выполнение │Применение │Краткосрочное │

│уро-│руководством │стандартных │элементарных │обучение или │

│вень│ │заданий (обычно │фактических знаний│инструктаж │

│ │Индивидуальная │физический труд) │и (или) │ │

│ │ответственность │ │ограниченного │Практический опыт │

│ │ │ │круга специальных │ │

│ │ │ │знаний │ │

│2 │Деятельность под │Выполнение │Применение │Основные программы│

│уро-│руководством с │стандартных │специальных знаний│профессионального │

│вень│элементами │заданий │ │обучения программы│

│ │самостоятельности│ │ │профессиональной │

│ │при выполнении │Выбор способа │ │подготовки по │

│ │знакомых заданий │действия по │ │профессиям │

│ │ │инструкции │ │рабочих, │

│ │Индивидуальная │ │ │должностям │

│ │ответственность │Корректировка │ │служащих, │

│ │ │действий с учетом │ │программы │

│ │ │условий их │ │переподготовки │

│ │ │выполнения │ │рабочих, служащих │

│ │ │ │ │(как правило, не │

│ │ │ │ │менее 2 месяцев) │

│ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │Практический опыт │

│3 │Деятельность под │Решение типовых │Понимание │Основные программы│

│уро-│руководством с │практических задач │технологических │профессионального │

│вень│проявлением │ │или методических │обучения – │

│ │самостоятельности│Выбор способа │основ решения │программы │

│ │при решении │действия на основе │типовых │профессиональной │

│ │типовых │знаний и │практических задач│подготовки по │

│ │практических │практического │ │профессиям │

│ │задач │опыта │Применение │рабочих, │

│ │ │ │специальных знаний│должностям │

│ │Планирование │Корректировка │ │служащих, │

│ │собственной │действий с учетом │ │программы │

│ │деятельности │условий их │ │переподготовки │

│ │исходя из │выполнения │ │рабочих, служащих,│

│ │поставленной │ │ │программы │

│ │руководителем │ │ │повышения │

│ │задачи │ │ │квалификации │

│ │ │ │ │рабочих, служащих │

│ │Индивидуальная │ │ │(до одного года) │

│ │ответственность │ │ │ │

│4 │Деятельность под │Решение различных │Понимание научно- │Образовательные │

│уро-│руководством с │типов практических │технических или │программы среднего│

│вень│проявлением │задач │методических основ│профессионального │

│ │самостоятельности│ │решения │образования – │

│ │при решении │Выбор способа │практических задач│программы │

│ │практических │действия из │ │подготовки │

│ │задач, требующих │известных на │Применение │квалифицированных │

│ │анализа ситуации │основе знаний и │специальных знаний│рабочих (служащих)│

│ │и ее изменений │практического │ │ │

│ │ │опыта │Самостоятельная │Основные программы│

│ │Планирование │ │работа с │профессионального │

│ │собственной │Текущий и итоговый │информацией │обучения – │

│ │деятельности │контроль, оценка и │ │программы │

│ │и/или │коррекция │ │профессиональной │

│ │деятельности │деятельности │ │подготовки по │

│ │группы │ │ │профессиям │

│ │работников │ │ │рабочих, │

│ │исходя из │ │ │должностям │

│ │поставленных │ │ │служащих, │

│ │задач │ │ │программы │

│ │ │ │ │переподготовки │

│ │Ответственность │ │ │рабочих, служащих,│

│ │за решение │ │ │программы │

│ │поставленных │ │ │повышения │

│ │задач или │ │ │квалификации │

│ │результат │ │ │рабочих, служащих │

│ │деятельности │ │ │ │

│ │группы работников│ │ │Практический опыт │

│5 │Самостоятельная │Решение различных │Применение │Образовательные │

│уро-│деятельность по │типов практических │профессиональных │программы среднего│

│вень│решению │задач с элементами │знаний │профессионального │

│ │практических │проектирования │технологического │образования – │

│ │задач, требующих │ │или методического │программы │

│ │самостоятельного │Выбор способов │характера │подготовки │

│ │анализа ситуации │решения в │ │специалистов │

│ │и ее изменений │изменяющихся │Самостоятельный │среднего звена, │

│ │ │(различных) │поиск информации, │программы │

│ │Участие в │условиях рабочей │необходимой для │подготовки │

│ │управлении │ситуации │решения │квалифицированных │

│ │решением │ │поставленных │рабочих │

│ │поставленных │Текущий и итоговый │профессиональных │(служащих) │

│ │задач в рамках │контроль, оценка и │задач │ │

│ │подразделения │коррекция │ │Основные программы│

│ │ │деятельности │ │профессионального │

│ │Ответственность │ │ │обучения – │

│ │поставленных │ │ │профессиональной │

│ │задач или │ │ │подготовки по │

│ │результат │ │ │профессиям │

│ │деятельности │ │ │рабочих, │

│ │группы работников│ │ │должностям │

│ │или подразделения│ │ │служащих, │

│ │ │ │ │программы │

│ │ │ │ │рабочих, служащих,│

│ │ │ │ │повышения │

│ │ │ │ │квалификации │

│ │ │ │ │Дополнительные │

│ │ │ │ │профессиональные │

│6 │Самостоятельная │Разработка, │Применение │Образовательные │

│уро-│деятельность, │внедрение, │профессиональных │программы высшего │

│вень│предполагающая │контроль, оценка и │знаний │образования – │

│ │определение задач│корректировка │технологического │программы │

│ │собственной │направлений │или методического │бакалавриата │

│ │работы и/или │профессиональной │характера, в том │ │

│ │подчиненных по │деятельности, │числе, │Образовательные │

│ │достижению цели │технологических │инновационных │программы среднего│

│ │ │или методических │ │профессионального │

│ │Обеспечение │решений │Самостоятельный │образования – │

│ │взаимодействия │ │поиск, анализ и │программы │

│ │сотрудников и │ │оценка │подготовки │

│ │смежных │ │профессиональной │специалистов │

│ │подразделений │ │информации │среднего звена │

│ │Ответственность │ │ │Дополнительные │

│ │за результат │ │ │профессиональные │

│ │выполнения работ │ │ │программы │

│ │на уровне │ │ │ │

│ │подразделения или│ │ │Практический опыт │

│ │организации │ │ │ │

│7 │Определение │Решение задач │Понимание │Образовательные │

│уро-│стратегии, │развития области │методологических │программы высшего │

│вень│управление │профессиональной │основ │образования – │

│ │процессами и │деятельности и │профессиональной │программы │

│ │деятельностью, в │(или) организации │деятельности │магистратуры или │

│ │том числе, │с использованием │ │специалитета │

│ │инновационной, с │разнообразных │Создание новых │ │

│ │принятием решения│методов и │знаний прикладного│Дополнительные │

│ │на уровне крупных│технологий, в том │характера в │профессиональные │

│ │организаций или │числе, │определенной │программы │

│ │подразделений │инновационных │области │ │

│ │Ответственность │Разработка новых │Определение │ │

│ │за результаты │методов, │источников и поиск│ │

│ │деятельности │технологий │информации, │ │

│ │крупных │ │необходимой для │ │

│ │организаций или │ │развития области │ │

│ │подразделений │ │профессиональной │ │

│ │ │ │деятельности и/или│ │

│ │ │ │организации │ │

│8 │Определение │Решение задач │Создание новых │Программы │

│уро-│стратегии, │исследовательского │знаний │подготовки научно-│

│вень│управление │и проектного │междисциплинарного│педагогических │

│ │процессами и │характера, │и межотраслевого │кадров в │

│ │деятельностью (в │связанных с │характера │аспирантуре │

│ │том числе, │повышением │ │(адъюнктуре), │

│ │инновационной) с │эффективности │Оценка и отбор │программы │

│ │принятием решения│процессов │информации, │ординатуры, │

│ │на уровне крупных│ │необходимой для │программы │

│ │организаций │ │развития области │ассистентуры- │

│ │ │ │деятельности │стажировки │

│ │за результаты │ │ │Образовательные │

│ │деятельности │ │ │программы высшего │

│ │крупных │ │ │образования – │

│ │организаций и │ │ │программы │

│ │(или) отрасли │ │ │магистратуры или │

│ │ │ │ │специалитета │

│9 │Определение │Решение задач │Создание новых │Программы │

│уро-│стратегии, │методологического, │фундаментальных │подготовки научно-│

│вень│управление │исследовательского │знаний │педагогических │

│ │большими │и проектного │междисциплинарного│кадров в │

│ │техническими │характера, │и межотраслевого │аспирантуре │

│ │системами, │связанных с │характера │(адъюнктуре), │

│ │социальными и │развитием и │ │программы │

│ │экономическими │повышением │ │ординатуры, │

│ │процессами │эффективности │ │программы │

│ │ │процессов │ │ассистентуры- │

│ │Значительный │ │ │стажировки │

│ │вклад в │ │ │ │

│ │определенную │ │ │Дополнительные │

│ │область │ │ │профессиональные │

│ │деятельности │ │ │программы │

│ │Ответственность │ │ │Практический опыт │

│ │за результаты │ │ │ │

│ │деятельности на │ │ │ │

│ │национальном или │ │ │ │

│ │международном │ │ │ │

│ │уровнях │ │ │ │

Какие требования профстандарта применять обязательно

Чтобы получить ответ на поставленный вопрос, снова внимательно изучим ст? 195.3 ТК РФ. Согласно ч. 1 данной статьи обязательно применять только требования к квалификации. Причем это положение касается и ситуаций, когда квалификационные требования законодательством установлены, и ситуаций, когда таких требований нет.

Квалификация – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 ТК РФ). А профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ч. 1 ст. 195.1).

А для того чтобы заниматься подготовкой спортивной сборной команды субъекта РФ (по виду спорта, спортивной дисциплине), то есть быть тренером сборной субъекта РФ, уже потребуется наличие высшего образования – прохождения обучения по программе бакалавриата в области физкультуры и спорта, – также наличие опыта работы не менее трех лет в должностях «тренер», «тренер-преподаватель», либо «старший тренер-преподаватель» и т. д. Не соответствует работник перечисленным условиям – указанную должность занимать не может.

Рассмотрев ограничения для работника (в части установления профстандартом обязательных требований), перейдем к ограничениям для работодателя. Выше требований, установленных профстандартом, работодатель не имеет права поднимать планку. Если должность «тренер-преподаватель» предполагает наличие среднего профобразования, то работодатель не вправе устанавливать обязательность высшего образования у кандидатов на эту должность. А если такое требование имеется, то должность не может называться «тренер-преподаватель».

Характеристики квалификации, содержащиеся в профстандарте, обязательность применения которых не установлена, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой в учреждении организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).

Работодатели могут воспринимать это положение как рекомендательное, однако следует обратить на формулировку, исключающую слово «могут». Правильнее было бы в таких случаях использовать профстандарт как основу для определения квалификационных требований: он должен устанавливать нижнюю границу этих требований. Например, если согласно профстандарту специалисту нужно иметь опыт работы от трех лет, то работодатель может затребовать и опыт работы от пяти лет. Но устанавливать требования к опыту работы, например, от одного года, недопустимо – работник не будет соответствовать заявленному уровню квалификации.

Руководителям бюджетных организаций следует учитывать положение ч. 1 ст. 4 Закона № 122-ФЗ, согласно которому Правительство РФ может устанавливать особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения государственными или муниципальными учреждениями.

Что определяют уровни квалификации в профессиональном стандарте?

Согласно п. 6 раздела II постановления Правительства РФ «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» от 22.01.2013 № 23, рассматриваемые документы изготавливаются на основе:

Что значит уровень квалификации в профессиональном стандарте? Это описание степени знаний и умений сотрудника с учетом определенных критериев. Основными показателями являются полномочия и ответственность работника — из этого уже вытекают соответствующие требования к образованию, знаниям и навыкам.

Утвержденный перечень уровней квалификации в профессиональных стандартах необходим для отображения обязанностей сотрудника, его образования и путей обучения. Однако данные рамки содержат лишь минимальные требования, которые могут быть повышены по желанию работодателя. Также рассматриваемая классификация важна для дифференциации размера заработной платы персонала.

Как найти нужный профстандарт?

Найти нужный профстандарт трудно, поскольку его название и название должности могут не совпадать.

К маю 2016 года Минтруд утвердил более 814 профстандартов, к 2018 году их планируется принять 1 800, начнется актуализация уже существующих. Как работодателю сориентироваться в этом море информации? Следить за изменениями, вносимыми в реестр профстандартов, который размещается на сайтах Минтруда «Профессиональные стандарты» (www.profstandart.rosmintrud.ru) и ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» (www.vet-bc.ru). Реестр включает следующую информацию по каждому стандарту: регистрационный номер, код, область и вид профессиональной деятельности, наименование, реквизиты соответствующего приказа Минтруда, регистрационный номер Минюста, дата введения в действие. Текста профстандарта в реестре нет.

Если работодатель испытывает трудности с поиском «своего» профстандарта, то на сайте Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (www.nspkrf.ru) нужно перейти в раздел «Советы по профессиональным квалификациям», в списке отыскать профильный и обратиться туда за разъяснениями.

Работодатель должен следить за появляющимися профессиональными стандартами, используя реестр профстандартов, и помнить, что название должности может не соответствовать названию стандарта, ее описывающего, поскольку в нем указывается вид профессиональной деятельности. Вид профессиональной деятельности характеризуют обобщенные трудовые функции, состоящие из трудовых функций. Именно на эту информацию следует обращать внимание работодателю, выбирая соответствующие профстандарты. Если применение профстандарта обязательно, то работник обязан соответствовать уровню квалификации, указанному в профстандарте, а также требованиям, характеризующим ту или иную трудовую функцию. Если работник не соответствует этим требованиям, то работодатель обеспечивает повышение квалификации данного работника.

Порядок разработки и утверждения профстандартов

Согласно Правилам разработки и утверждения профессиональных стандартов, утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 (далее — Правила), стандарты разрабатываются работодателями, их объединениями и другими заинтересованными лицами за счет средств этих субъектов (п. 3 Правил). После разработки проект обсуждают с работодателями, профсоюзами и остальными неравнодушными к данному вопросу лицами.

Далее подготовленный документ направляется в Минтруд РФ для утверждения. На этой стадии текст проходит процедуру общественного обсуждения, а также согласование в ряде организаций:

По результатам всех обсуждений Минтруд РФ утверждает ПС, после чего сведения о новом нормативном акте вносятся в реестр, который ведет данное министерство.

Кем и как могут разрабатываться профстандарты

В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ профстандарт — это квалификационная характеристика, необходимая работнику при выполнении им соответствующей трудовой функции. Начиная с июля 2016 года применение профстандартов стало обязательным для некоторых категорий работодателей и профессий.

Проекты профстандартов могут разрабатываться работодателями (в т. ч. их объединениями и сообществами), некоммерческими и саморегулируемыми организациями с привлечением образовательных профучреждений, а также другими лицами. Главное при разработке проектов профстандартов — обеспечить соблюдение методических указаний Минтруда, макета профстандарта и верное применение уровней квалификации в профессиональных стандартах.

Проекты профстандартов вместе с необходимым пакетом документов подаются на рассмотрение в Министерство труда и соцзащиты РФ. По результатам анализа принимается решение об отклонении проекта профстандарта, его утверждении или отправке на доработку. Порядок создания и утверждения профстандартов прописан в правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.

Обязательно применять профстандарты? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и узнайте ответ эксперта с ссылками на нормативную базу.

Как читать профстандарты?

Макет каждого профстандарта состоит из четырех частей:

1. Общие сведения.

2. Описание трудовых функций (функциональная карта вида профессиональной деятельности).

3. Характеристика обобщенных трудовых функций.

4. Сведения о разработчиках.

Общие сведения – знакомство

Здесь же указывается основная цель вида профессиональной деятельности. Например, для стандарта «Спортсмен» такой целью будет «Подготовка к спортивным соревнованиям и участие в спортивных соревнованиях по определенным видам спорта, спортивным дисциплинам», а для стандарта «Спортивный судья» – «Обес­печение соблюдения правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании при проведении спортивного соревнования».

Графа «Группа занятий» включает наименование одной или нескольких базовых групп занятий в соответствии с ОКЗ (который указывается рядом), и эти группы соотносятся с обобщенными трудовыми функциями профстандарта. Так, группа занятий для стандарта «Спортсмен» одна – «спортсмены», а вот для стандарта «Спортивный судья» – «спортсмены (спортсмены высокого класса)» и «спортивные служащие».

В разделе приводятся код и наименование одного или нескольких видов, подгрупп или групп экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД, к которым относится данный вид профессиональной деятельности (указывается код). Так, у стандарта «Спортсмен» виды экономической деятельности следующие: «физкультурно-оздоровительная деятельность», «дополнительное образование детей», «прочая деятельность в области спорта», «среднее профессиональное образование», «высшее профессиональное образование». А судейский профстандарт включает такие: «деятельность в области спорта», «деятельность спортивных объектов», «прочая деятельность в области спорта», «физкультурно-оздоровительная деятельность».

Описание трудовых функций – наполнение профстандарта

Профессиональная деятельность состоит из обобщенных трудовых функций (ОТФ). Каждая ОТФ включает трудовые функции (ТФ). Описание всех функций представлено в виде таблицы.

Вот как выглядит ОТФ «Деятельность по подготовке к соревнованиям и участие в соревнованиях под руководством тренера (тренеров)» профстандарта «Спортсмен» (всего ОТФ в данном профстандарте четыре):

Там же приведен уровень квалификации, необходимый для выполнения той или иной функции. Код, указанный в этой таблице, – по сути, номер ОТФ и ТФ, он нужен для того, чтобы лучше ориентироваться в стандарте. Например, табличный код для ТФ «Подготовка к соревнованиям под руководством тренера», приведенный выше (A/02.3), означает, что трудовая функция относится к ОТФ «А», что она вторая в списке ТФ и что для ее выполнения требуется третий уровень квалификации.

Детализация трудовых функций – главная часть профстандарта

Это самый большой раздел профстандарта, включающий характеристики каждой ОТФ: описание ОТФ и ТФ, входящих в их состав.

Обратим внимание на раздел «Возможные наименования должностей» работников, выполняющих данную ОТФ. Так, в стандарте «Спортсмен» должность по рассмотренной выше ОТФ единственная – «спортсмен». Но в других ОТФ этого стандарта встречаются должности «спортсмен ведущий», «спортсмен-инструктор».

Блок требований и условий включает требования к образованию и обучению, опыту практической работы, особые условия допуска к работе и другие характеристики для выполнения ОТФ. Так, для выполнения рассмотренной выше ОТФ стандарта «Спортсмен» требуются:

Перейти на профстандарт работодателю должны помочь дополнительные характеристики ОТФ: код базовой группы и ее наименование в соответствии с ОКЗ, наименования должностей или профессий согласно ЕКС и ЕТКС, код и наименование одной или нескольких специальностей (профессий), освоением которых обеспечивается выполнение обобщенной трудовой функции. В качестве иллюстрации рассмотрим самую простую ОТФ из рассмотренного выше стандарта спортивных руководителей – «Руководство деятельностью в области физической культуры и спорта по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта». Вот только часть дополнительных характеристик:

Характеристика каждой ОТФ включает характеристику ТФ, в нее входящих, тех самых, которые уже были перечислены во втором разделе (в таблице). Теперь ознакомимся с ними более детально, поскольку каждая ТФ состоит из трудовых действий.

Рассмотрим ТФ «Контроль уровня спортивной подготовленности под руководством тренера», которая входит в самую первую ОТФ стандарта «Спортсмен» (мы с ней ознакомились выше).

Итак, эта ТФ состоит из следующих действий: выполнение под руководством тренера комплекса контрольных упражнений для оценки общей, специальной физической подготовленности, выполнение под руководством комплекса контрольных упражнений для оценки технико-тактической подготовленности и т. д. (трудовая функция включает девять трудовых действий).

Также указываются умения, знания и другие характеристики, необходимые для выполнения ТФ. В нашем случае для контролирования уровня спортивной подготовленности спортсмен должен уметь, в частности, контролировать собственное физическое и психическое состояние, знать теоретические основы физкультурно-спортивной деятельности и т. д.

Раздел содержит информацию об ответственной организации и организациях – разработчиках профстандарта.

Сфера применения уровней профстандартов

Уровни профессиональных стандартов используются разработчиками для описания трудовой функции сотрудника, а также требований, предъявляемых к его обучению/образованию. Сами же уровни квалификации в профстандартах приведены в приказе Минтруда от 12.04.2013 № 148н.

Информацию о профессиональном обучении работников вы найдете в нашей статье «Ст. 196 ТК РФ: вопросы и ответы».

Уровни квалификации очерчивают круг требований:

Таблица уровней

Всего выделяется 9 уровней квалификации в профессиональных стандартах, разбиваемые на 3 группы:

Далее мы рассмотрим каждый из уровней подробно:

В заключение осталось сказать, что градация уровней квалификации в профессиональных стандартах — это один из главных показателей. Она построена с учетом компетенции, необходимой для работы в конкретной должности. В соответствии с полномочиями и ответственностью сотрудника определяется, какие знания и умения необходимы ему для осуществления своих обязанностей.

Итоги

Уровни квалификации при разработке проектов профстандартов помогают четче составить квалификационное описание трудовой функции работника. Всего предусмотрено 9 квалификационных уровней. Они являются основами для оценки общего набора знаний и умений сотрудника, достаточных для выполнения определенных трудовых функций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *