Ранее сообщалось о вступлении в силу с 1 сентября 2024 года изменений, внесенных в Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2168 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» (далее соответственно – изменения, Правила). Изменения внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2023 № 1233 «О внесении изменений в Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности».
Если кратко, то изменениями предусматривается уточненное распределение полномочий между лицом, ответственным за осуществление производственного контроля (далее – ПК), и работниками, его осуществляющими. Предусмотрены дополнительные обязанности и права этих работников. Цель – повышение качества осуществления ПК. Уточнены также основные задачи ПК и содержание положения о ПК. Предлагаем ознакомиться со всеми изменениями подробнее.
Итак, изменениями уточняется содержание положения о ПК:
Изменениями уточнено также, что обязанности и права работников, осуществляющих ПК, и лица, ответственного за его проведение, должны будут определяться в положении о ПК, а также в должностных инструкциях или заключаемых с этими работниками договорах (контрактах).
Дополнительно в Правила включен пункт 13.1, регламентирующий обязанности лица, ответственного за осуществление ПК. Этот работник должен будет обеспечивать организацию:
Обязанность по ежегодной разработке плана мероприятий, одновременно исключена из пункта 14 Правил (предусматривающего в новой редакции Правил обязанности работника, осуществляющего ПК). При этом перечень обязанностей работника, осуществляющего ПК увеличен. Он обязан обеспечивать проведение контроля за соблюдением требований промышленной безопасности работниками ОПО и лицами, осуществляющими по гражданско-правовым договорам на ОПО работы (оказывающими услуги) в области промышленной безопасности, к которым установлены требования промышленной безопасности. В этой части Правила дополнены также новой обязанностью работника, осуществляющего ПК. Он будет обязан вносить лицам, выполняющим работы (оказывающим услуги) на ОПО по гражданско-правовым договорам, предложения (в случае выявления нарушения требований промышленной безопасности):
Важно отметить, что работник, осуществляющий ПК, не сам приостанавливает работу, а всего лишь вносит предложения о приостановке работ. При этом в число обязанностей работника, осуществляющего ПК, не будет входить проведение других мероприятий по обеспечению требований промышленной безопасности (как это предусмотрено в подпункте «к» пункта 14 действующих Правил), т. е. круг их обязанностей ограничен и четко регламентирован Правилами.
Кроме этого, у лица, ответственного за осуществление ПК, и работника, осуществляющего ПК, появятся новые права. Они будут иметь право:
Обратим внимание на последнее приведенное право ответственных контролировать организацию безопасной эксплуатации ЗиС на ОПО. Напомним, что оценку соответствия ЗиС, а также связанных с ними процессов эксплуатации в форме эксплуатационного контроля осуществляет ответственный за эксплуатацию здания или сооружения согласно законодательству Российской Федерации (пункт 2 статьи 40 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»). Частью 1 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен круг лиц, ответственных за эксплуатацию ЗиС (если иное не предусмотрено федеральным законом):
Таким образом, ответственные за осуществление ПК и осуществляющие ПК не сами осуществляют эксплуатационный контроль ЗиС, а лишь наделяются дополнительным правом (а не обязанностью) проверить то, как организована безопасная эксплуатация ЗиС на ОПО ответственным собственником или привлекаемым им в этих целях физическим или юридическим лицом.
Также претерпели изменения основные задачи ПК. К числу новых будет относиться контроль за соблюдением требований, содержащихся в обосновании безопасности ОПО (при его наличии).
Подводя итог, можно констатировать, что требования в области промышленной безопасности продолжают совершенствоваться. Нашим читателям также будет интересно, что в настоящее время предлагается наделить центральную аттестационную комиссию, формируемую Ростехнадзором, полномочием по утверждению вопросов тестирования, проводимого в рамках процедуры аттестации, а актуализированный Перечень областей аттестации в области промышленной безопасности по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержден приказом Ростехнадзора от 09.08.2023 № 285 и опубликован. Предлагаем отслеживать эти и другие изменения в области промышленной безопасности.
Каждый владелец ОПО обязан планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО. Об этом говорит часть 1 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – ФЗ № 116).
Согласно части 2 той же статьи закона для планирования мероприятий по локализации и ликвидации аварий на ОПО I, II и III классов опасности должен разрабатываться и утверждаться План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛА, ПМЛЛА, План мероприятий).
Новые требования по планированию мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020г. № 1437 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах» (далее – ПП РФ № 1437).
Также для разработки ПМЛА можно использовать Методические рекомендации по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах, утв. Приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2012 г. № 781.
Разработка ПМЛА
ПМЛА разрабатываются для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 статьи 10 ФЗ № 116.
В случае если 2 и более объектов, эксплуатируемых одной организацией, расположены на одном земельном участке или на смежных земельных участках, организация, эксплуатирующая эти объекты, вправе разрабатывать единый план мероприятий.
Планы мероприятий по ликвидации аварий утверждаются руководителями (заместителями руководителей) организаций, эксплуатирующих ОПО, либо руководителями обособленных подразделений юридических лиц.
ПМЛА согласовываются руководителями (заместителями руководителей, в должностные обязанности которых входит согласование планов мероприятий) профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, которые привлекаются для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте.
Более 12 лет ГК Промэкоинвест разрабатывает планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.Работаем с предприятиями по всей России!
Срок действия ПМЛА
– реконструкции, технического перевооружения объекта или внесения изменений в технологию производства;
– внесения изменений в системы управления технологическими процессами на объекте;
– изменения сведений, содержащихся в общих или специальных разделах плана мероприятий;
План мероприятий по ликвидации аварий состоит из общих и специальных разделов.
Общие разделы ПМЛА содержат следующие сведения:
Специальные разделы плана мероприятий (планы ликвидации аварий) разрабатываются на основании сведений, содержащихся в общих разделах плана мероприятий, и определяют порядок действий в случае аварий на объекте в соответствии с требованиями, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
Обратите внимание: план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО входит в пакет документов, который подается на лицензирование ОПО. Также ПМЛА тщательно изучит инспектор Ростехнадзора при проведении плановой или внеплановой проверки (особенно после аварии на ОПО).
Обращайтесь в ПРОМЭКОИНВЕСТ и Вы получите профессиональные услуги по разумным ценам, среди которых:
План мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год (далее — План мероприятий) — это документ, который ежегодно обязана разрабатывать организация, эксплуатирующая любой ОПО (далее — ЭО). При этом в нормативно-правовых актах РФ не регламентируется, какие именно мероприятия должен содержать План мероприятий и как он должен быть оформлен. Расскажем об этом в статье.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ — ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПРОИЗВОДСВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПБ И ОТЧЕТА ПО ПБ
Обязанность разработки Плана мероприятий возникает на основании подпункта «г» п. 14 Правила ПК ПБ:
Извлечение из Правила ПК ПБ
г) ежегодно разрабатывать план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверок состояния промышленной безопасности;»
План мероприятий является элементом СПК (см. таблицу).
Основой ПК ПБ является положение о ПК ПБ, а План мероприятий — это то, что необходимо выполнить эксплуатирующей организации, чтобы обеспечить безопасную эксплуатацию ОПО в планируемом периоде.
План мероприятий составляется в конце отчетного года и на основании всех данных, которые необходимо выполнить на следующий год. Документ формируется таким образом, чтобы каждое мероприятие было связано с конкретным ОПО.
СПК за 2023 г, который мы должны сдать до 1 апреля 2024 г., мы приложим План мероприятий на 2024 г., т. е. на следующий отчетный период.
Четкие рекомендации по разработке Плана мероприятий в нормативно-правовых актах РФ отсутствуют, хотя требование о его необходимости установлено. И соответственно, чтобы подстраховаться при проверке организации представителями РТН, ЭО необходимо указать, какой План мероприятий должен быть и в какие сроки он разрабатывается в своих ЛНА, например, в положении по осуществлению ПК или в положении о СУПБ.
Ответим на частые вопросы по составлению Плана мероприятий.
1. Каким предприятиям обязательно нужно разработать План мероприятий, с ОПО какого класса опасности?
План мероприятий обязателен для всех организаций, эксплуатирующих ОПО, независимо от класса опасности.
2. Если у предприятия много обособленных подразделений, которые эксплуатирует какой-то ОПО, нужно ли каждому подразделению составлять свой План мероприятий?
Да, План мероприятий нужно разрабатываит каждому обособленному подразделению со своим юридическим адресом, которое эксплуатирует ОПО.
3. План мероприятий нужно составлять на каждое ОПО? Что делать, если на предприятии сотни и тысячи ОПО?
Прямого РТН, что необходимо разработать план на каждое ОПО, указания нет. Организация вправе решить это самостоятельно. Можно сделать вообще легкую версию, на основании подп. «г» п. 14 Правил ПК ПБ: разработать Плана мероприятий на основании результатов проверок состояния промышленной безопасности. Например, если в текущем году выявлено больше всего нарушений по эксплуатации и содержанию технологических трубопроводов, а трубопроводам пара и горячей воды их не было совсем, то в плане может быть указано всего два пункта:
1) обеспечение безопасной эксплуатации технологических трубопроводов (можно перечислить каких, и какие параметры должны обеспечиваться, давление, температура);
2) обеспечение технически исправного состояния технологических трубопроводов (можно перечислить каких, и какие условия должны обеспечиваться, сигнальная окраска, опоры, подвески, крепежные элементы, ежесменные обходы, и т.п.).
4. Кто на предприятии должен готовить План мероприятий?
ЭО определяет это сама в положениях о структурных подразделениях, но обычно в процессе участвуют служба охраны труда, отдел ПБ и ПК. План обычно составляет ответственный за осуществление ПК. Это либо технический директор (заместитель руководителя), либо главный инженер.
5. Когда и на какой срок надо разработать План мероприятий? Когда нужно в него вносить изменения и переутверждать?
План надо разрабатывать ежегодно, в конце года — на следующий. Если требуется вносить изменения в план, значит, не все в порядке с планированием. Сроков, когда он должен быть разработан и утвержден, не существует. Каждая ЭО определяет это сама. Обычно это связано с бюджетированием (формированием бюджета на следующий год, т. к. в плане могут быть запланированы значительные финансовые затраты на его реализацию). Также разработка Плана мероприятий может быть привязана к какому-нибудь документу, например, к защите программы разработки месторождения (ПРГР), куда план включается отдельным разделом.
6. Нужно ли согласовывать План мероприятий с РТН? Нет, согласовывать не нужно.
7. Надо ли руководителю утверждать План мероприятий? Нужны ли визы согласования?
Руководитель ЭО утверждает План мероприятий, за исключением случаев, когда это полномочие делегировано согласно СУПБ другому сотруднику. Поэтому обязателен гриф утверждения руководителем ЭО (или иным лицом) (см. пример 1). Визы согласования нужны, если в реализации Плана мероприятий предусмотрено участие нескольких должностных лиц разной степени подчиненности, чтобы непосредственному их руководителю было понятно, чем его подчиненный еще должен заниматься и на что он будет тратить свое рабочее время. Форма утверждения — приказом или грифом — зависит от сложившейся в ЭО системы документооборота.
8. Чем грозит предприятию отсутствие Плана мероприятий? ЭО может быть привлечена к административной ответственности по ст. 9.1 «Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов» КоАП как за отсутствие разработанного Положения, так и за несоответствие его Порядку. Ответственность по ст. 9.1 КоАП:
• на должностных лиц — штраф от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;
• на юридических лиц — штрафа от 200 000 до 300 000 руб. или даже приостановление деятельности ЭО на срок до 90 суток.
Статья опубликована в журнале «Промышленная безопасность» № 5, 2023.
Кто осуществляет производственный контроль в области промышленной безопасности?
В обеспечение производственного контроля вовлечены все работники предприятия. Обычно используется трехуровневая система контроля.
Такой комплексный подход позволяет обеспечить постоянный, полномасштабный мониторинг, своевременное выявление нарушений и предупреждение угроз безопасности.
Правила организации производственного контроля в области ПБ
При этом нужно ориентироваться на основные цели и задачи организации производственного контроля:
По результатам проведенной проверки оформляется отчет, содержащий фактические сведения и рекомендации, и направляется руководству предприятия. Информацию о произведенном промышленном контроле по ОПО необходимо ежегодно передавать в Ростехнадзор.
Декларация соответствия условий труда
Автоматизация безопасности и охраны труда на 1С
Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах утверждено постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 N 730.
1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее – планы мероприятий) и требования к их содержанию.
2. Планы мероприятий разрабатываются в целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах.
3. Планы мероприятий разрабатываются для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 статьи 10 Федерального закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (далее – объекты).
4. План мероприятий разрабатывается для объекта, зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов.
В случае если 2 и более объекта, эксплуатируемых одной организацией, расположены на одном земельном участке или на смежных земельных участках, организация, эксплуатирующая эти объекты, вправе разрабатывать единый план мероприятий.
5. Срок действия планов мероприятий составляет:
а) для шахт угольных и объектов, на которых ведутся горные работы в подземных условиях, – 6 месяцев;
б) для объектов, на которых ведутся открытые горные работы или работы по обогащению полезных ископаемых, – 1 год;
в) для объектов I класса опасности – 2 года (за исключением объектов, указанных в подпунктах “а” и “б” настоящего пункта);
г) для объектов II класса опасности – 3 года (за исключением объектов, указанных в подпунктах “а” и “б” настоящего пункта);
д) для объектов III класса опасности – 5 лет (за исключением объектов, указанных в подпунктах “а” и “б” настоящего пункта).
6. В случае если в отношении расположенных на одном земельном участке или на смежных земельных участках 2 и более объектов, для которых пунктом 5 настоящего Положения установлены различные сроки действия планов мероприятий, разрабатывается единый план мероприятий, срок его действия устанавливается равным наименьшему сроку, предусмотренному указанным пунктом в отношении этих объектов.
7. Планы мероприятий пересматриваются:
а) не менее чем за 15 календарных дней до истечения срока действия предыдущего плана мероприятий;
б) не позднее 1 месяца после:
внесения изменений в применяемые при осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на объекте методики (методы) измерений или типы средств измерений;
ввода новых или закрытия отработанных участков горных выработок, внесения изменений в схемы вентиляции на них, а также после изменения путей выхода работников при аварии;
в) в соответствии с актом технического расследования причин аварии на объекте;
г) по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в плане мероприятий, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, или в случае выявления новых факторов риска по результатам технического расследования причин аварий на иных аналогичных объектах.
8. Планы мероприятий утверждаются руководителями (заместителями руководителей) организаций, эксплуатирующих объекты, либо руководителями обособленных подразделений юридических лиц (в случаях, предусмотренных положениями о таких обособленных подразделениях).
9. Планы мероприятий согласовываются руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание объектов.
10. План мероприятий предусматривает:
а) возможные сценарии возникновения и развития аварий на объекте;
б) достаточное количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте (далее – силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации последствий аварий, а также необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;
в) организацию взаимодействия сил и средств;
г) состав и дислокацию сил и средств;
д) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание этих сил и средств в установленной степени готовности;
е) организацию управления, связи и оповещения при аварии на объекте;
ж) систему взаимного обмена информацией между организациями – участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;
з) первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте;
и) действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;
к) мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения;
л) организацию материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте.
11. План мероприятий состоит из общих и специальных разделов.
12. Общие разделы плана мероприятий содержат:
а) характеристику объектов, в отношении которых разрабатывается план мероприятий;
в) характеристики аварийности, присущие объектам, в отношении которых разрабатывается план мероприятий, и травматизма на таких объектах.
13. Специальные разделы плана мероприятий:
а) разрабатываются на основании сведений, содержащихся в общих разделах плана мероприятий;
б) определяют порядок действий в случае аварии на объекте в соответствии с требованиями, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
Новости
Как и обещали публикуем финальную часть нашего масштабного исследования производственного контроля.
В первой части мы проследили советские корни организации производственного контроля. Вторая часть посвящена организации производственного контроля в период с 1997 по 2020 год.
Сегодня мы посмотрим каким стал производственный контроль после регуляторной «гильотины», (в т.ч. поговорим о внутренних проверках), приведем образцы документов и много полезной информации.
Производственный контроль после «гильотины» (2021 – настоящее время)
Осталось знакомым и «документальное оформление» производственного контроля. У него (по традиции) есть «организационная часть»:
И есть «реализационная часть»:
И конечно «внеплановые» (внеочередные, в любом формате и объеме), которые практикуют по распоряжению «высших чинов» эксплуатирующей организации, а еще после аварий, несчастных случаев или серьезных инцидентов.
Например, до начала комплексных и целевых «изысканий» нужно (хотя формально вас никто не заставляет) разработать и утвердить «программу» (если угодно, оценочный лист), где в меру подробно расписать:
Только на выходе не забудьте составить (оформить) акт-предписание по результатам проверки, в котором, как минимум, указать:
И занести данные в журнал проверок и/или журнал производственного контроля (где уже появятся меры по устранению, конкретные сроки и ответственные люди).
Можно «отшлифовать» результаты приказом по организации, в котором, например:
Или (для «запущенных» случаев) разработать детализированный план мероприятий по устранению обнаруженных несоответствий. Закрепить там (чтоб наверняка) конкретных исполнителей по каждому пункту и (в очередной раз) «вырубить в камне» сроки реализации. Такой all inclusive, кстати, будет полезен крупным (холдинговым) организациям (чтобы все уж точно всё поняли).
«Решайте сами, господа», – говорят нам любимые законодатели. Только помните, что «покрыть» нужно все ваши ОПО и все компоненты их эксплуатации (документальный аспект, техническую часть, человеческий фактор и т.д.). Вот мы и решаем, фиксируя данные в ППК или положении о СУПБ (а еще в планах, графиках и журналах). «Экспериментируем», как и в советское время (здесь должен быть грустный подмигивающий смайлик).
Кто-то проводит комплексные проверки еженедельно (есть такие ребята в угольной отрасли), а целевые – раз в месяц. Кто-то делает наоборот (что гораздо логичней). Можно выбрать «советский путь» и разбить «надзорную часть» ПК на этапы (уровни), привязав к каждому свой тип контрольных мероприятий. Например, так:
1 этап (оперативные проверки). Ежедневно, в начале смены и/или в процессе работы руководители I уровня (начальники участков, мастера, бригадиры, начальники смен и т.д.) проверяют техническое состояние оборудования, соблюдение рабочими требований ПБ и принимают оперативные меры, т.е. незамедлительно устраняют выявленные недостатки.
Если такая «резвость» под вопросом (нашлось такое, что с наскока не устранишь), то решение откладывают (например, делают запись в журнале дефектов) «до подходящего момента» (привлекают дополнительный персонал).
По результатам «младший контролер» делает запись в оперативном журнале.
2 этап (целевые проверки). Еженедельно руководители II уровня (начальники цехов, служб, отделов и т.д.) обходят свою «вотчину». Осматривают. Оценивают:
Результат «внутреннего вояжа» записывают в журнал проверок и используют по назначению (да-да, чтобы принимать правильные решения).
3 этап (целевые проверки 2.0). Ежемесячно руководители и специалисты III уровня («руководящие» ИТР – главный инженер, зам. главного инженера, другие главные специалисты – то есть люди, ответственные за ОПО, единолично или сотоварищи) проверяют весь объект либо его «самую интересную» часть. И в процессе «прогулки» оценивают:
(по сути, 2-й этап с «расширением»).
Результаты «прогулки» фиксируют в журнале проверок (журнале ПК). Или оформляют приказом, который потом обсуждают на производственном совещании и выясняют, что делать с найденными нарушениями. Здесь, кстати, могут появиться акты-предписания по результатам проверки.
4 этап (комплексные проверки). Раз в месяц (или раз в квартал) в дело вступает комиссия по производственному контролю (по-свойски – комиссия ПК, состав которой вы определяете сами – добавляйте туда всех ответственных за объект, не ошибетесь). «Высокие» контролеры проверяют весь или все ОПО, которые есть в наличии. Оценивают не только организацию работы по промышленной безопасности, но и, например:
А если нужна помощь – обращайтесь. Мы по-прежнему к вашим услугам.
В Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности внесены изменения (Постановление Правительства РФ от 29 июля 2023 г. № 1233).
Уточняется, что лицо, ответственное за осуществление производственного контроля, обеспечивает организацию:
Ответственное лицо также обеспечивает на опасном производственном объекте (ОПО) контроль за соблюдением требований промбезопасности не только сотрудниками организации, но и лицами, работающими по гражданско-правовым договорам.
Добавлены следующие права работников, ответственных за контроль или осуществляющих контроль:
Постановление вступает в силу 1 сентября 2024 года и действует до 1 января 2027 года.
Образцы документов для производственного контроля на ОПО
Раздел с образцами документов на МТК Эксперт, дополнен образцами внутренних документов, нужных для осуществления производственного контроля на ОПО.