Приоритетные направления для поступления в 2024 году
Ежегодно Министерство науки и высшего образования РФ составляет список приоритетных направлений обучения в высших учебных заведениях. Как правило, для них определяют наибольшее количество бюджетных мест.
В 2024 году в топ приоритетных направлений по количеству бюджетных мест вошли следующие группы:
В Минобрнауки отметили, что наибольший рост бюджетных мест в этом году будет реализован по программам подготовки инженеров. Бюджетных мест на специальности данного направления станет почти на 2,3 тыс. больше.
В каких регионах и вузах больше всего бюджетных мест
Согласно приказу Минобрнауки, общее количество бюджетных мест на 2024/2025 учебный год в российских вузах составит 620,5 тыс.
Около 73% бюджетных мест было направлено в региональных вузы, расположенные за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Среди регионов с наибольшим числом бюджетных мест оказались Республика Татарстан (23 тыс. бюджетных мест), Свердловская область (19,7 тыс. мест), Ростовская (18,3 тыс. мест) и Новосибирская (15,6 тыс. мест) области, а также Республика Башкортостан (14,4 тыс. мест).
Несмотря на данное распределение, в вузах Москвы и Санкт-Петербурга в абсолютном значении все же оказывается гораздо больше бюджетных мест, чем в любом другом российском регионе. Так согласно данным Минобрнауки, в 2024 году по программам бакалавриата и специалитета в вузах Москвы определено 65,5 тыс. бюджетных мест, а в Санкт-Петербурге — 33,8 тыс. мест.
В число российских вузов, лидирующих по объемам бюджетных мест, в 2024 году вошли:
— Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ);
— Казанский (Приволжский) федеральный университет;
— Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
— Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (МГТУ, национальный исследовательский университет).
Во сколько вузов и на сколько специальностей можно поступать
В 2024 году абитуриенты могут подать документы максимум в пять российских высших учебных заведений, включая филиалы. При этом ограничения не распространяются на форму обучения — очную, очно-заочную или заочную, и финансовое основание — бюджет или платное отделение.
Абитуриенты могут подавать документы не более чем на пять специальностей. Однако важно учитывать, что каждый вуз самостоятельно определяет, на сколько направлений подготовки можно одновременно подавать заявления. Поэтому в некоторых университетах допустимое число выбранных специальностей может быть и меньше пяти.
Какие документы нужны для поступления в вуз
Для участия во вступительных испытаниях и зачисления в случае успешного прохождения конкурсного отбора, абитуриентам необходимо подготовить и предоставить в выбранный вуз определенный пакет документов. Как правило, в него входит:
— заявление о согласии на зачисление;
— копия паспорта;
— копия аттестата о среднем общем образовании или диплом, в том числе выданный иностранным государством;
— результаты ЕГЭ;
— документы, подтверждающие индивидуальные достижения: дипломы с результатами олимпиад и соревнований, волонтерская книжка, удостоверение к значку ГТО и другие;
— документы, подтверждающие особые права поступающего: статус ребенка-сироты, инвалидность, дети участников СВО и т.д.
Для некоторых специальностей потребуется приложить справку 086/у о прохождении медкомиссии. Полный перечень требуемых документов может различаться в зависимости от выбранного вуза. Эту информацию необходимо заранее уточнять на официальном сайте высшего учебного заведения.
Сроки и способы подачи документов
Прием документов на бюджетные места в российских вузах будет осуществляться с 20 июня по 25 июля. Во всех учебных заведениях этот срок единый. На платных отделениях сроки приема документов могут варьироваться, поскольку каждый вуз вправе устанавливать их самостоятельно.
Подать необходимый для поступления пакет документов можно несколькими способами:
— лично в приемной комиссии вуза;
— отправить копии документов по почте на адрес приемной комиссии;
— загрузить сканы документов в личный кабинет на сайте вуза, если учебное заведение предоставляет такую возможность;
Когда публикуют конкурсные списки
Высшие учебные заведения начнут публиковать конкурсные списки с 27 июля. Рейтинги абитуриентов с количеством полученных ими баллов разместят на официальных сайтах вузов.
Индивидуальный конкурсный балл абитуриента представляет собой сумму баллов, полученных по результатам ЕГЭ, и дополнительных баллов за индивидуальные достижения. Так максимальный конкурсный балл может составить 310 баллов — по 100 за три экзамена и 10 баллов за индивидуальные достижения.
Конкурсный список выстраивается в порядке убывания баллов. Чем больше баллов набрал абитуриент, тем выше окажется его позиция в списке и больше шанс на зачисление.
Напомним, суть новой системы – в переходе на новые уровни высшего образования. На смену бакалавриату и магистратуре приходит базовое (от четырех до шести лет) и специализированное (от года до трех) высшее образование.
– В высшей школе назрели существенные изменения. Еще со времен СССР наши университеты славились фундаментальным образованием. Фундаментальность – это то, что мы сегодня как раз хотим массово вернуть, – отметил министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
Ключевое в обновлении системы высшего образования, по словам министра, – совокупность фундаментальности, гибкости и практико-ориентированности.
Ректор МГУ им. Ломоносова академик Виктор Садовничий обозначил принципы, на которых должна основываться высшая школа в новых экономических и технологических условиях.
– Прежде всего это фундаментальность образования, особенно математического, в сочетании с гибким подходом к образовательному процессу, – подчеркнул Садовничий. – Также важно, чтобы образование было междисциплинарным. Необходимо готовить профильных специалистов в области информационных технологий и искусственного интеллекта, расширять цифровые компетенции для непрофильных специальностей, развивать фундаментальное инженерное образование.
Кстати, скорее всего в новой системе аналог магистратуры – специализированное высшее образование будет разделено на профессиональное и исследовательское. Как пояснил министр Фальков, так у студентов будет возможность получить более глубокие знания и возможность впоследствии заняться наукой.
– Магистратуру мы планируем разделить на профессиональную для получения углубленных знаний и на исследовательскую, в случае если вы захотите впоследствии заняться наукой, – сказал Фальков.
Главная цель обучения в магистратуре – получение дополнительных знаний, а не диплома. Фальков подчеркнул, что наличие этой ступени должно быть там, где есть соответствующие кадровые и инфраструктурные возможности.
В сегодняшних условиях российской высшей школе приходится отстаивать конкурентоспособность в международном пространстве. Стране, в добавление к национальной системе высшего образования, нужен национальный рейтинг.
Российское высшее образование должно стать одним из гарантов суверенитета страны
По словам члена общественного совета при минобрнауки Дмитрия Гришанкова, решение уже есть – Московский международный рейтинг “Три миссии университета”. На сегодняшний день это наиболее представительный рейтинг – 2000 университетов из 112 стран, включая 457 вузов России, он основан на объективных показателях, учитывает специфику РФ, близкую другим странам – БРИКС, ШОС, ЕАЭС.
Сегодня в “Три миссии университета” входят специальные рейтинги (по медиаактивности, например), рейтинги по направлениям, локальные и предметные рейтинги вузов. В них Россия уверенно занимает пятое-шестое место по количеству и качеству университетов мирового уровня.
В условиях возрастающего западного давления важно, чтобы российское высшее образование стало одним из гарантов суверенитета страны. При этом необходимо учитывать общемировые тренды, обращают внимание эксперты.
Главное отличие семейства рейтингов “Три миссии университета” – возможность впервые учесть миссию вуза, его роль в обществе. На какие критерии нужно обратить внимание при оценке? Вот мнение вице-президента РАН Степана Калмыкова.
Считаю, что нужно учитывать при составлении рейтингов не только факт наличия научных публикаций у сотрудников вуза, но и такой критерий, как востребованность проводимой научной работы, – предложил Калмыков. – Без этого довольно сложно понять, кому вообще нужно то, чем занимается вуз в фундаментальном или прикладном направлении.
Однако его коллега, академик РАН Алексей Хохлов заметил, что критерий востребованности научных работ – вещь довольно субъективная.
– А вот цитируемость – другое дело, – подчеркнул академик Хохлов. – Если исследования кому-либо интересны, на них ссылаются.
Ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко согласился с мнением коллег о необходимости создания собственной рейтинговой системы. Однако задался вопросом – а зачем, собственно, нужны рейтинги, чего мы добиваемся с их помощью? По его мнению, главные “действующие лица” здесь – государство, которому важно знать, как распределять ресурсы, и абитуриенты, которые решают, куда пойти учиться. Причем для российских абитуриентов рейтинги играют меньшую роль, так как часто молодежь опирается на мнение родственников и знакомых. А вот для иностранцев это действительно может стать единственным источником информации.
Нужны детализированные рейтинги – по предметам, областям, направлениям. И надо вычленять те ниши, в которых мы лидируем по соотношению “цена – качество”
– Надо уметь вычленять те ниши, в которых мы лидируем по соотношению “цена – качество”, – сделал акцент Владимир Шевченко. – Нужны детализированные рейтинги – по предметам, областям, направлениям. В каких-то вузах у нас лучше всех дела в одном направлении, например – в медицинской подготовке или программировании, в каких-то – в другом, например, в ветеринарии и авиастроении.
Кому разрешат поступать в магистратуру не по профилю
В новой системе высшего образования поступать в магистратуру – на специализированное высшее образование – смогут в основном те, кто получил “базу” по тому же профилю. Эту идею поддерживает Минобрнауки, а ранее об этом говорил председатель Госдумы Вячеслав Володин. По его словам, особенно это касается гуманитариев, которые решают продолжать образование по техническому, инженерному профилю.
Правда, для некоторых более универсальных специальностей, считают в министерстве, стоит сделать исключения. Например, на специализированное высшее по профилю “Менеджмент” могут поступать выпускники с разной базой, а не только, к примеру, экономической. Потому что менеджмент – универсальная специальность. А вот с базовым филологическим образованием прийти в двухлетнюю магистратуру по юриспруденции уже проблематично.
В зависимости от того, по профилю или нет поступает на специализированное высшее студент, может варьироваться и срок обучения. Так, например, будет в Балтийском федеральном университет им. Канта, который вошел в число шести пилотных вузов, где уже с этого года начнется переход на новую систему высшего образования.
– В 2023 году Балтийский федеральный выбрал три направления для апробации новой модели: химические науки, юриспруденция, образование и педагогические науки, – рассказал ректор вуза Александр Федоров. – Планируется увеличить срок обучения на базовом уровне до пяти лет, по некоторым педагогическим программ – до шести. На специализированном уровне предлагается либо один год обучения для углубления профильной подготовки при наличии базового образования, либо два года для студентов непрофильных направлений.
По мнению проректора НИЯУ МИФИ Елены Весны, необходима тщательная проработка вопроса о том, какие специалисты и на какие направления в магистратуру смогут поступать, а какие нет.
– Недопустимо, когда окончивший бакалавриат по экономике поступает, например, в магистратуру инженерного профиля. И наоборот. Это иллюзия, что за два года можно стать квалифицированным экономистом, не имея базовой профильной подготовки. Что касается смежных направлений, то здесь можно сохранить возможность смены направления в магистратуре. Тем более, что реальная практика показывает: выпускники часто работают не по своему, а по смежному направлению, и рынок принимает таких специалистов как профильных. Например, выпускники инженерных специальностей часто работают в области IT‑технологий и наоборот.
А вот в МИСИС давно отошли от понятия “профильная-непрофильная” магистратура, сделав фокус на междисциплинарности.
– Все магистерские программы Университета МИСИС готовят специалистов, способных решать комплексные задачи, – рассказал “РГ” проректор по образованию НИТУ МИСИС Александр Волков. – Например, не просто металлургов или айтишников, но разработчиков цифровых решений для промышленных производств или создателей цифровых двойников. Поступить в такую магистратуру может как бакалавр, закончивший “прикладную математику”, так и “металлургию”. За время обучения студент получает дополнительные специальные знания, которые позволяют ему работать на стыке профессиональных областей. Вск междисциплинарные магистерские программы мы открываем совместно с партнерами, ориентируясь на запросы бизнеса и рынка труда.
Предлагаем вам список исследовательских проектов, которые приглашают к себе будущих аспирантов в 2024 году. Эти проекты одновременно отражают и приоритетные тематики исследований для набора этого года.
Чтобы заявиться в проект, необходимо связаться с контактным лицом проекта и обсудить возможность подготовки диссертации в рамках проекта. В идеале, если вы ознакомитесь с исследовательским полем по данной тематике и предложите исследовательский вопрос на которых хотите ответить в рамках диссертационного исследования, а также сопроводите письмо кратким рассказом о себе и своем исследовательском опыте.
В случае успешных переговоров, вы готовите план-проспект диссертационного исследования по теме проекта и договариваетесь о научном руководстве в случае вашего поступления в аспирантскую школу.
Аспиранты, которые будут готовить диссертационные исследования в рамках приоритетных проектов по договоренности имеют возможность трудоустройства. Но, хочу особо отметить, поступление в аспирантуру по теме проекта автоматически не гарантирует трудоустройства.
При выборе темы диссертационного исследования рекомендуем также внимательно познакомится с исследованиями, которые ведутся в подразделениях Института образования и Университета в целом, а также изучить паспорт специальности по Образованию.
Центр Общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского
систем образования в формирование и развитие способности к проактивному действию: актуальное состояние и «окна возможностей» в сравнительной перспективе
В последнее время всё чаще обсуждается вопрос системного реформирования образовательного процесса, направленного на стимулирование инициативности, самостоятельности и креативности у обучающихся – на всех уровнях образования. На уровне высшего образования это проявляется прежде всего в области обучения предпринимательству, на уровнях основного, общего и дополнительного образования – в сфере поддержки проектной и творческой деятельности учащихся. Соответствующие дискуссии и связанные с ними практики, реализуемые в различных странах мира, пока фрагментарны и нуждаются в систематизации – в том числе, особый интерес для полевых исследований представляет сфера основного и дополнительного образования детей. Специалистами Центра Общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского совместно с коллегами из Центра развития навыков и профессионального образования впервые разработан инструментарий для оценивания проактивного действия детей и подростков в общем и дополнительном образовании, обеспечивающий возможность использования для различных выборок (разный возраст, различные образовательные инициативы и др.). Разрабатываются модели анализа и интерпретаций результатов, позволяющие соотносить выявленные виды и уровни с факторами, в т т.ч. образовательными практиками.
Цель исследовательского проекта – определить вклад систем образования в формирование и развитие способности к проактивному действию, с углубленным (на основе специального полевого исследования) анализом для сектора основного и дополнительного образования.
Проект предполагает проведение исследований факторов, условий, проявлений и типов проактивного поведения (агентности) школьников, а также их возможных эффектов. Основной исследовательский фокус направлен на роль систем образования, прежде всего системы дополнительного и неформального образования в формировании и развитии способности к проактивному действию.
В частности, планируется раскрытие таких позиций, как: зависимость проявлений проактивного поведения школьников от социально-экономического статуса семьи (как связан социально-экономический статус, прежде всего уровень образования матери с формированием различных типов проактивного поведения), взаимосвязь проактивного поведения (агентности) с академическими результатами в общеобразовательной школе и участием в различных практиках дополнительного образования, взаимосвязь различных стратегий родительского участия в образовании и видов совместной деятельности обучающихся и их родителей с формированием моделей проактивного поведения различных типов.
В результате получит дальнейшее развитие предложенная ранее междисциплинарная теоретическая модель «способности к проактивному действию» с учётом внутренних факторов (внутренние условия, установки, навыки, характеристики личности), внешних условий (факторы, поддерживающие проактивность: роль семьи, родителей, непосредственного социального окружения, барьеры, препятствия реализации агентности, включая формальные требования социальных структур), определяющих формирование действия, направленного на изменение социальной среды (структур).
1) Провести углубленный анализ конкретных российских и, при возможности, зарубежных передовых кейсов образовательных организаций и программ и сформировать соответствующий список «образцовых примеров» (с точки зрения объективных прямых и косвенных индикаторов их вклада в формирование способности к проактивному действию) – сформированный на основе анализа в сравнительной международной перспективе
2) Сформировать список решений в области педагогических практик, педагогического дизайна, асессмента, а также институциональных решений, наиболее перспективных с точки зрения задачи формирования способности к проактивному действию в образовании (список решений будет составлен на основе сравнительного анализа)
3) Разработать типологию форм проактивного действия, проявляемого в среде сверстников, командной работе, в семье, в экономическом поле с учетом его различных возможных уровней
4) Исследовать взаимосвязь проявлений проактивного действия (в т.ч. различных типов) с академическими результатами в общеобразовательной школе
7) Подготовить описание особенностей формирования и проявления проактивного действия (в т.ч. различных типов) детей и подростков в зависимости от их вовлечённости в различные направленности дополнительного образования (физкультурно-спортивную, художественную, техническую, естественно-научную, и др.) в школе и вне школы;
8) Определить характеристику связи различных педагогических позиций (наставник и др.) с особенностями формирования и проявления проактивного действия детей и подростков
9) Провести оценку эффектов проявления различных типов проактивного действия, в том числе в части влияния на социальные структуры.
10) Исследовать личностные стратегии поведения в различных жизненных ситуациях во взаимосвязи с формированием и развитием способности к проактивному действию
1. Результаты опроса обучающихся в системе дополнительного образования Ярославской области, направленного на исследование эффектов дополнительного образования (4 603 респондента, 2022 год).
2. Результаты обследования родителей обучающихся в организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей, выполненного в рамках Мониторинга экономики образования (2022 год).
3. База данных опроса обучающихся 1 класса (2 626 анкет, 2022 год), 4 класса (2 790 анкет, 2022 год) и родителей (3 723 анкет, 2022 год) лонгитюдного исследования факторов, влияющих на школьную неуспешность.
4. Результаты ряда опросов школьников, проведённых в 2023 году, вовлечённых в различные практики, потенциально способствующие формированию проактивного поведения (школьное самоуправление, инициативное бюджетирование, деятельность, связанная с предпринимательством, добровольческие (волонтёрские) инициативы).
5. Результаты опросов, проведённых в 2023 году, по изучению личностных стратегий поведения в различных жизненных ситуациях во взаимосвязи с формированием и развитием способности к проактивному действию
Сроки реализации проекта : 2023-2025 гг.
Требования к кандидатам:
Владение современными методами обработки и анализа социологических данных, в том числе методами математической статистики.
Эффекты и издержки организации внешкольного времени детей в контексте развития человеческого капитала
Дополнительное или неформальное (внешкольное) образование детей и подростков в последнее время стало объектом пристального внимания, как со стороны общества, так и со стороны государства. Растет рынок услуг дополнительного образования, увеличивается охват ими детей с дошкольного возраста, что отражает активность семей и рост их инвестиций, с одной стороны, и усилия государства, в том числе через реализуемые в этом секторе федеральные проекты. Потенциал внешкольного образования осознается исследователями и ведущими международными организациями (ЮНИСЕФ, ОЭСР), в том числе в контексте дискуссий об обновлении содержания образования, развитии навыков 21 века и универсальных компетентностей. Разнообразные эффекты отмечаются не только в формальных, структурированных, но и неформальных практиках, в т. ч. сочетающих обучение и досуг (эдьютейнмент). Внешкольное время, включающее как структурированную, так не структурированную деятельность, неформальные и информальные рассматривается как источник расширенного образовательного опыты (expanded learning), ресурс для наращивания культурного, социального капитала, например, через концепт резервного капитала, который может компенсировать социально-экономические характеристики ребенка и семьи. Исследование направлено на сбор и систематизацию данных о внешкольном времени ребенка, участии в кружках и секциях, а также об издержках семьи на организацию внешкольного времени.
1) концептуализировать организованное и неформальное внешкольное время ребенка в контексте подходов к развитию человеческого капитала; 2) разработать инструментарий и провести исследование эффектов участия школьников во внешкольных (организованных и неформальных) практиках на академические результаты и развитие навыков с учетом социально-экономического статуса семей и территории, а также структуры внешкольного времени, форматов и времени занятий; 3) разработать модель оценки эффектов и издержек на внешкольное образование с учетом затрат времени ребёнка и ресурсов семьи, государства и бизнеса; 4) разработать инструментарий (на основе модели Heckman, 2016) для проведения исследования издержек на внешкольное образование с учетом затрат времени ребенка, ресурсов семьи и государства; 5) определить и описать структуру организованного и неформального времени ребенка; 6) на основе разработанного инструментария оценить издержки организованного и неформального внешкольного времени детей с учетом затрат времени ребенка, ресурсов семьи и государства.
анкетирование детей 4-11 классов и родителей 1-11 классов, количество респондентов: 4500 детей и 4500 родителей из городской и сельской местности.
Сроки реализации проекта:
Формирование банка успешных проектов и программ по преодолению образовательной неуспешности.
1. Сформировать банк описаний проектов и программ преодоления образовательной неуспешности, реализованных (реализуемых) в Российской Федерации (уровень общего образования) в последние годы для последующего использования органами, осуществляющими управление в сфере образования на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, общеобразовательных организациях.
2. Разработать и реализовать программу ДПО для преподавательских и управленческих кадров системы общего образования по вопросам преодоления образовательной неуспешности, опирающаяся на доказательную базу.
b. Данные будут собраны путем описания кейсов преодоления школьной неуспешности для дальнейшего продвижения доказательного подхода к разработке и реализации проектов и программ по преодолению образовательной неуспешности; сбор данных планируется на май – ноябрь 2023 года
Планируемые результаты проекта уникальны и не имеют аналогов в России. В РФ отсутствуют систематически собранные и описанные реальные случаи реализации проектов и программ по преодолению образовательной неуспешности, опирающиеся на доказательную базу. Собранная информация позволит планировать повышение квалификации управленческих и педагогических работников общеобразовательных организаций по вопросам преодоления образовательной неуспешности с опорой на доказательную педагогику.
: Трансформация общего и дополнительного образования в экс-советских странах
Краткое описание проекта: Начиная с 2016 года Центр проводит исследование динамики трансформации общего и дополнительного образования на пространстве бывшего Советского Союза.
Цель исследования – достоверно описать вариативность траекторий развития средней школы после распада СССР, включая анализ и сравнение различных эволюционных путей изменения в ходе преобразования единого культурного и геополитического пространства СССР.
В рамках проекта реализуется несколько направлений исследования:
1) Развитие внешкольного образования в странах бывшего Советского Союза.
В рамках проекта осуществляется изучение опыта и политик бывших советских республик в области реформирования внешкольного образования с целью реконструирования этих процессов, выявления и описания общих и уникальных черт развития систем дополнительного образования детей на постсоветском пространстве, выделения и анализа их институциональных характеристик.
2) Сравнительный анализ образовательного неравенства в основном и дополнительном образовании детей на постсоветском пространстве.
В рамках проекта исследуются внутренние и внешние институциональные характеристики систем общего и дополнительного образования на постсоветском пространстве с целью выявления общих и уникальных факторов, влияющих на образовательное неравенство в общем и дополнительном образовании детей в странах постсоветского пространства.
· Организовать сбор и систематизацию данных по основным параметрам образовательного неравенства в секторах основного и дополнительного (внешкольного) образования в постсоветских странах (данные статистики, международных исследований качества образования, нормативные и позиционные документы, публикации, кейсы, интервью с экспертами).
· Провести анализ динамики базовых показателей образовательного неравенства в основном и дополнительном образовании в постсоветских странах (сопоставление внутри группы стран, с другими странами).
· Изучить связь особенностей образовательного неравенства в основном и дополнительном образовании с внутрисистемными (особенности регулирования и организации основного и дополнительного образования) и внешними (социально-экономические и демографические характеристики, особенности пространственного развития и др.) факторами.
· Выявить особенности образовательной политики в постсоветских странах в контексте задач обеспечения равных образовательных возможностей в общем и дополнительном образовании.
Исследование осуществляется на данных:
– образовательной статистики стран постсоветского пространства, баз данных Всемирного банка, ЮНЕСКО, ОЭСР (в части международных сопоставительных исследований общего образования PISA, TALIS), а также данных международных сопоставительных исследований школьного образования PIRLS и TIMSS
– открытых данных о нормативно-правовых основаниях функционирования и развития общего и дополнительного образования в странах постсоветского пространства
– данных международных баз научных статей
– иных открытых данных об экономических и образовательных реформах в странах постсоветского пространства
Проект имеет лонгитюдный характер.
– владение иностранным языком (предпочтительно английский язык) на уровне чтения и понимания источников на иностранном языке для сбора данных, подготовки обзоров и аналитики по результатам проекта
– владение навыками работы с MS Excel для подготовки и работы с базами количественных данных
– дополнительное преимущество: владение методами математической статистики
Предпочтительно полная занятость тематикой проекта и ориентация собственного исследования на тематические направления проекта, готовность к подготовке собственных научных публикаций по результатам проекта
Лонгитюдное исследование «Модели образовательного поведения студентов в их связи с показателями успешности»
Лонгитюдное исследование моделей образовательного поведения студентов в их связи с показателями успешности проводится в девяти российских вузах. Цель исследования – изучение и типологизация способов взаимодействия студентов с образовательной средой российских университетов, анализ связи образовательного поведения и показателей успешности студентов. В рамках проекта мы собираем качественные и количественные данные, а также разрабатываем интервенции для повышения образовательной успешности студентов.
Исследование носит лонгитюдный характер и предполагает ежегодный сбор данных о студентах в течение 4 лет. Подробнее об идее исследования можно узнать по ссылке
1) Количественное исследование. В исследовании участвуют студенты 4 укрупненных направлений подготовки: компьютерные науки, инженерия, естественные науки, гуманитарные и социальные науки. В сентябре-декабре 2022 года студенты-первокурсники приняли участие в первой волне исследования. Оно состояло из теста на критическое мышление и анкеты. В анкету первой волны лонгитюдного исследования были заложены темы, прежде всего характеризующие опыт студентов до поступления в вуз, их установки в отношении обучения, а также ожидания и планы относительно образовательного поведения во время обучения в вузе. В анкету были включены вопросы, отражающие следующие темы: 1) Вуз и направление подготовки, 2) Опыт в школе, 3) Практики развития навыков в школе, 4) Поступление, 5) Ожидания от обучения, 6) Эпистемические убеждения, 7) Саморегуляция, 8) Майндсеты (модели мышления) и самоэффективность, 9) Здоровье, 10) Социальная поддержка, 11) Социально-демографические характеристики.
В 2023 году запланирована вторая волна исследования, в которую войдут две когорты студентов: второкурсники, которые приняли участие в исследовании в прошлом году, а также первокурсники, поступившие в университеты в 2023 году.
2) Качественное исследование. В сентябре-ноябре 2022 года было собрано 120 полуструктурированных интервью со студентами-первокурсниками из семи российских университетов. В инструментарий (гайд интервью) качественного исследования были заложены темы, описывающие опыт студентов до поступления в университет, их установки и убеждения, отношение студентов к высшему образованию, ожидания и первые впечатления от обучения в университете, а также социально-экономический бэкграунд семьи.
Команда проекта заинтересована в сотрудничестве с аспирантами, которые занимаются следующими темами: образовательное поведение, связь универсальных компетенций с успешностью студентов, учебная и внеучебная вовлеченность, здоровье и психологическое благополучие, интервенции в образовательное поведение. Мы будем рады и тем, кто работает с количественными данными, и тем, кого больше интересуют качественные данные. Существенным плюсом будет не только заинтересованность в теме проекта, но и опыт работы с лонгитюдными данными, а также опыт полевых социологических исследований и подготовки отчетных материалов для проектов.
Центр исследований современного детства
Школьная (не) успешность: Связь детских и родительских характеристик(факторов)
Школьные годы жизни крайне важны для каждого ребенка. Когнитивное, эмоциональное, социальное и физическое развитие детей и их благополучие в этом возрасте напрямую влияют на всю дальнейшую жизнь. Одна из проблем, которая начинает проявляться в школьном возрасте и может негативно влиять на дальнейшие образовательные, карьерные и жизненные траектории – школьная неуспешность.
Под школьной неуспешностью принято понимать систематическую академическую неуспеваемость обучающегося, отставание в изучении предметов по сравнению с одноклассниками, что впоследствии приводит к негативным проявлениям в отношении к учебному процессу: нежеланию учиться, нарушениям дисциплины, избеганию посещения уроков и пр.
«Лонгитюдное исследование факторов, связанных со школьной неуспешностью» имеет целью создание уникальной эмпирической базы по широкому набору показателей для изучения факторов, влияющих на разные аспекты школьной неуспешности. В первых волнах исследования изучаются детские факторы, такие как субъективное благополучие, самостоятельная и социальная регуляция обучения, мотивация, самоэффективность, самостоятельность, школьный климат, а также семейный контекст и родительские факторы благополучия, стресса, удовлетворенности и саморегуляции.
Исследование позволяет получить уникальную по спектру показателей и масштабу выборки информацию об особенностях проявления школьной неуспешности, динамике в начальной школе и при переходе на ступень основного образования, факторах школьной успешности и благополучия.
анкетирование детей и родителей 2-х волн исследования.
Первая волна (2022 г.)
Вторая волна (2023 г.)
Данные опросов обучающихся 2-х и 5-х классов (2295 и 2251 человек соответственно), родителей (2069 человек среди родителей вторых классов и 2316 человек среди родителей учащихся пятых классов) и учителей (692 человека). Опросы проведены в школах Нижегородской области, охваченных первой волной лонгитюда (55 школ из 9 муниципальных образований области), данные интервью (со школьниками, родителями, учителями (22 школьника, 22 родителя, 16 учителей).
особенности саморегулируемого поведения детей, самоэффективность, школьный климат, родительские практики и их влияние на благополучие/неблагополучие и школьную успешность/неуспешность ребенка,
«Жизненный выбор: факторы и механизмы принятия ключевых решений на разных стадиях жизненного пути»
Данная часть проекта решает задачу анализа содержания совершаемых в период взросления (появляющаяся взрослость / emerging adulthood — возрастной интервал 18-25 лет) выборов, субъективно воспринимаемых как удачные и неудачные, и выявление сфер, к которым относятся эти выборы, и сфокусирована на изучении субъективных представлений о жизненных выборах среди молодежи и опирается на биографические и нарративные традиции социологической и психологической наук в исследовании жизненного пути и отдельных жизненных выборов в разных сферах. Используются формализованные и неформализованные опросные методы, интервью, наблюдение, анализ документов, которые позволяют рассматривать жизненные выборы в контексте жизненных траекторий, раскрывая индивидуальные смыслы, которые участники исследования вкладывают в эти выборы
Анализ содержания, факторов и субъективного восприятия жизненных выборов, совершаемых российской молодежью в возрасте 18-25 лет в период появляющейся взрослости (emerging adulthood) с опорой на количественные и качественные социологические данные
Набор интервью и эссе, посвященных жизненным выборам в период становящейся взрослости. В задачи входит сбор новых количественных данных.
Темы, в текущий момент не привязанные к длительным проектам, однако входящие в стратегические интересы работу Центра исследований современного детства:
Центр психометрики и измерений в образовании
Проект социального воздействия в сфере образования «Формирование социально-позитивных образовательно-профессиональных траекторий обучающихся 7 – 11 классов за счет реализации образовательных программ, интегрирующих финансовую, правовую и цифровую грамотность, на базе государственных общеобразовательных организаций Камчатского края с использованием сетевого взаимодействия»
Исследование носит лонгитюдный характер и предполагает ежегодный сбор данных о развитии новых грамотностей (цифровая, правовая, финансовая) в течение 3 лет.
состоит в повышении эффективности общего образования как социально-профессионального лифта, создание возможностей для позитивной социализации и самореализации обучающихся, в том числе за счет развития необходимых для жизни в современном обществе грамотностей.
Планируемый социальный эффект проекта – сокращение доли обучающихся, выбывающих из системы образования после 9, 10, 11 классов, не приступивших к реализации образовательно-профессионального маршрута (траектории); увеличение доли выпускников 9 и 11 классов, получивших опыт проектирования образовательно-профессионального маршрута (траектории); повышение уровня цифровой, финансовой, правовой грамотностей.
Проект «Специфика измерения и развития гибких навыков с учётом разных уровней фиксации внимания»
Согласно литературе, гибкие навыки приобретают все большее значение для успешного обучения, трудоустройства и социализации в целом. Однако развитие гибких навыков остается нетривиальной задачей. Существующие инструменты оценки гибких навыков не дают возможности предоставлять индивидуальные рекомендации относительно траектории развития навыков и методов, необходимых для эффективного обучения им. Основным недостатком современных инструментов является их нечувствительность к индивидуальным особенностям тестируемых, влияющим как на успешность прохождения теста, так и на точность производимой оценки. Концентрация внимания является одним из таких факторов. Особенности концентрации внимания существенно влияют на способность человека проходить тесты, даже в том случае, если он или она достаточно владеют исследуемым навыком. Применяя инструменты, не учитывающие индивидуальные особенности концентрации внимания, представляется невозможным описать модель траектории формирования гибких навыков.
– формирование методологических подходов к разработке стандартизированных инструментов измерения гибких навыков, обеспечивающих одинаковую доступность и надежность измерения с учетом индивидуальных особенностей развития, и разработка на их основе модели измерения и развития гибких навыков с использованием доказательного подхода.
Центр специализируется на разработке инструментов измерения универсальных компетенций и новых грамотностей, в т.ч. располагает рядом инструментов оценки гибких навыков учащихся и студентов, выполненных в форме интерактивных сценарных заданий. Исследование предполагает их использование.
Согласия на зачисление отменили. Теперь в заявлении о приеме нужно сразу расставлять специальности от наиболее к наименее приоритетной.
Приемная кампания во всех российских вузах стартует 20 июня. До 25 июля абитуриенты должны направить заявления о приеме на бюджет. Для платных отделений сроки устанавливают сами организации.
Подготовили несколько рекомендаций, как разобраться в системе приоритетов и увеличить шансы на поступление.
Что такое приоритеты
С 2023 года заявления на бюджетные и на платные места подают отдельно. В каждом заявлении о приеме теперь нужно проранжировать учебные программы: присвоить первый приоритет той, куда хочется поступить больше всего, второй — чуть меньше, и так далее. Порядковые номера специальностей, расставленные абитуриентом, и называются приоритетами.
Расставляя приоритеты, нужно указывать их характеристики: целевой квоты или иных мест. Приоритет целевой квоты указывают, только когда абитуриент собирается на целевое. Если нет, ставят приоритет иных мест. Приоритеты абитуриент расставляет в заявлении о приеме в каждый вуз. Между собой вузы он не ранжирует.
После того как абитуриент подает документы, вуз вносит его в конкурсные списки по всем специальностям, указанным в заявлении. В первую очередь — по той, которая идет первым приоритетом.
Как только абитуриент перестает проходить по баллам на бюджет, он автоматически продолжает участвовать в конкурсе по второму приоритету — и так далее до окончания списка.
Когда абитуриент проходит на специальность по баллам, он вправе поступить в вуз. Его зачислят только в том случае, если он вовремя предоставит оригинал аттестата. Согласие на зачисление больше подавать не нужно.
Теперь расскажу, какие нюансы стоит учесть при составлении заявления.
Расставьте как можно больше приоритетов
Число специальностей, на которые можно подать документы в одном вузе, ограничено. Предел каждый вуз устанавливает сам, но их не должно быть больше пяти. Многие абитуриенты думают, что число приоритетов, которые можно расставить в заявлении о приеме, равно числу специальностей. На деле это не так.
Вуз ограничивает число специальностей — то есть сущностей, которые имеют уникальный код ОКСО и установленное название, например 38.03.02 «Менеджмент».
Но вуз не ограничивает число образовательных программ, которые можно выбрать в рамках одного кода ОКСО. Например, на специальности «Менеджмент» есть программы «Управление бизнесом», «Маркетинг и рыночная аналитика» и «Управление цепями поставок и бизнес-аналитика». Расставить приоритеты можно на все три — это все равно будет считаться одной специальностью.
Чтобы узнать, сколько приоритетов можно расставить в пределах одной специальности, нужно посмотреть на сайте вуза, как сформированы контрольные цифры приема — количество мест по конкурсам. Вот как могут проходить конкурсы:
Приоритет можно ставить на каждый конкурс по коду ОКСО. Если внутри одной специальности вуз проводит несколько конкурсов, абитуриент вправе выбрать хоть все.
При таком подходе число конкурсов увеличивается, а специальностей — не меняется. По возможности указывайте в заявлении о приеме максимальное количество образовательных программ, чтобы увеличить шансы на поступление.
Как могут выглядеть конкурсы на специальность в разных вузах
Обычно о платном обучении начинают задумываться, когда не удалось пройти на бюджет. Но во многих вузах прием документов на коммерческие места к этому времени уже закроется, поэтому лучше сразу подавать оба заявления. Приоритеты в документах могут быть разными.
Заполненное заявление о приеме на платной основе ни к чему не обязывает. Если абитуриент прошел на бюджет, то никто не зачислит его на платное без его ведома. пройти на бюджет не удалось, можно воспользоваться заявлением на платное.
Например, Марка интересуют три специальности: 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент» и 38.03.06 «Торговое дело», но учиться платно он готов только на последней.
В заявлении о приеме на бюджет он указывает три специальности, а на платное — только одну.
Указывайте разные формы обучения
В каждом заявлении о приеме абитуриент имеет право, продолжая сквозную нумерацию, расставлять приоритеты на разные формы обучения. Это увеличит шансы пройти на бюджет: на вечернем и заочном, как правило, проходные баллы ниже, чем у очников.
Вот как можно составить заявление, где абитуриента зачисляют на заочку только в том случае, если он не поступит ни на очное, ни на очно-заочное.
Пример расстановки приоритетов в заявлении о приеме — абитуриент расставил три приоритета по одному коду ОКСО
Ищите вузы с филиалами в разных городах, чтобы увеличить шансы на поступление
Подавать документы можно не более чем в пять вузов одновременно. Часто абитуриенты рассматривают четыре вуза в Москве или Санкт-Петербурге, а один — в родном регионе на случай, если не пройдут в столицу.
Система приоритетов позволяет использовать слот, который раньше оставляли под вуз из своего города, как еще один вариант для поступления в столицу. Можно подаваться в пять топовых вузов и указать в приоритетах их филиалы в других городах. В таком случае в заявлении в головной вуз расставляют приоритеты на его подразделения, продолжая сквозную нумерацию. Количество филиалов не ограничено — можно выбрать хоть все.
Представим, что Марина живет в Иркутске, но хочет поступить в Москву. Она выбирает Российский университет спорта ГЦОЛИФК, у которого есть филиал в ее городе.
Марина указала приоритет программы в иркутском филиале ниже, чем в головном вузе. В регион она поступит, только если не пройдет в столицу.
Помните, что целевую квоту рассматривают на приоритетном этапе
Сначала вузы зачисляют абитуриентов приоритетного этапа, например по квотам и по итогам олимпиад.
Если абитуриент с целевым договором прошел по приоритетному конкурсу и подал оригинал аттестата — его зачислят на целевое место, даже если оно было последним приоритетом в заявлении. Чтобы избежать зачисления на целевое, на приоритетном этапе не следует приносить оригинал аттестата в вуз.
Единственная ситуация, при которой номер приоритета по целевой квоте имеет значение, — если у абитуриента одновременно есть несколько оснований для зачисления на приоритетном этапе. Например, он победил на Всеросе и заключил целевой договор. В таком случае, если приоритет иных мест выше целевых, его зачислят по конкурсу олимпиадников.