Россия: Полноразмерный макет вагона, выполненный специалистами «Вагонреммаш», был показан «Федеральной пассажирской компанией» (ФПК, входит в РЖД) в рамках выставки «Транспорт России». Концепт предлагается использовать для проведения капитального ремонта вагонов СВ существующего парка с заменой интерьера.
Как отмечается в пресс-релизе компании, в подвижном составе было сохранено традиционное горизонтальное расположение спальных мест друг напротив друга. Их длина увеличилась на 16 см и составила 2 м. В то же время было принято решение отказаться от раковины в купе и от двери, открыв которую, можно объединить два смежных купе в единое пространство.
Также добавилось больше места для хранения ручной клади за счет закрытых багажных полок над спальными местами и специальной ниши для перевозки спортивного инвентаря. На замену стандартным крючкам пришли шкафчики для верхней одежды.
В каждом купе предусмотрены индивидуальные энергосберегающие светильники, мониторы, розетки и USB-разъемы, а также кнопки вызова проводника и индивидуальные сейфы. Коридор вагона оборудован электронными табло, пурифайерами для питьевой воды и специальными емкостями для раздельного сбора мусора.
В рамках выставки ФПК и «Вагонреммаш» собрали отзывы потенциальных пассажиров, чтобы в дальнейшем принять решение о возможном тиражировании этого концепта.
Первый вариант нового дизайна вагона СВ с вертикальным расположением мест был представлен в июне на петербургском международном экономическом форуме. До конца этого года ФПК планирует получить порядка 30 таких вагонов и включить их в состав эксплуатируемых поездов.
Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK
Постельное белье. О нем я чуть написал в первом посте,про повторное его использование. Но мало кто знает, что нельзя, не купив белье, расстилать на полке свое,как-то пользоваться матрацем и подушкой. “Чё ты несешь такое,а если со своим?”. Хоть со своим, хоть без него. Нельзя и всё. Правила.”Ой,да ладно тебе,я прилягу,никто не заметит”. Ну,вы приляжете,решив сэкономить 140 рублей, а проводнику попадет по шапке из-за этого. То ли в целях гигиены это сделано, то ли в целях выкачивания денег, мне не понятно, можете сами порассуждать, но правила есть и их приходилось соблюдать.Знаете, как не по себе, когда человек адекватный, просит расстелиться без белья, а ты,сука,нагруженный всеми этими правилами и требованиями ему:”Нельзя”.Да,разрешал иногда, но когда был адекватный начальник поезда(менее требовательный),человек ехал недалеко и я был уверен, что никакая проверка не зайдет. Тогда да, можно,только осторожно.Казалось бы бред,но как-то так.”У вас мой чемодан постоит,ничего,да?!”. Была такая ситуация, что приходите вы на свою заслуженную нижнюю полку, радостный, что успели купить билет, а под полкой уже лежит чужой чемодан и два пакета с навозом?Ну,так вот. Места для хранения сумок и прочей поклажи тоже регламентированы. Тому,кто на второй полке обитает, отведена третья полка под его нужды, а вам, как счастливчику, под вашей,нижней полкой. “Да я ж старая(женщина), не дотянусь до туда типа милый смех ,пусть тут побудет,навоз почти не пахнет”. Ваше право, можно и свои наверх засунуть,а те оставить внизу. Но просто знайте, что “закон” по этому вопросу на вашей стороне.Альпинист не согласен? Можно позвать проводника, дабы не развивать конфликт и решить всё в правовом русле. Правила такие, уж извиняйте.Альпинист(нет,проводники верхних пассажиров так не называют,это я только что так придумал)) сидит на вашей коронной нижней полке? Он просто не знает, что право и на это вы можете ему ограничить.”Да сколько ты ж сидеть тут будешь,мне лечь хочется”,-думали иногда вы. А могли, если нужно,сказать,чтобы карапкался на свои нары. Ну, в глазах других вы будете так себе человеком, но когда уже подкипает, а сосед о совести и личном пространстве читал лишь в книгах, то можно воспользоваться этими правилами пассажирских перевозок.Флажки и фонарь проводника.
На картинке видно, как проводник хвостового/штабного(всё то же самое) вагона провожает станцию. Красный флажок выкидывается развернутым в горизонтальном положении.”Да машинист хрен что видит там”. У машинистов стоят неплохие зеркала боковые,прям как на машинах грузовых.Иногда,когда машинисты работают в парах(может всегда,не в курсе),в случае сильного изгиба или неуверенности,один из машинистов выходит на платформу,чтобы убедиться,что всё хорошо и можно ехать.”Ну,ладно,и зачем мне это всё?!”. Да хрен его знает, будете чуть больше знать)
Когда едешь в поезде, кажется, что работать проводником не так уж сложно: собрал билеты, напоил чаем, проследил за порядком — и все.
На самом деле далеко не все. Проводники отвечают за исправность оборудования и комфорт пассажиров. Если в поездке идет не так, спрашивают с нас. При этом получаем мы не так много — в среднем 60 тысяч рублей.
Расскажу, каково работать проводником пассажирского поезда.
Что за работа
Проводник пассажирского поезда — это официант, уборщик, истопник, электрик, психолог, продавец и много кто еще в одном лице. Он проверяет личность пассажиров, усаживает их на нужные места в вагоне, выдает белье, кормит, заносит данные о пассажирах в специальное электронное устройство и высаживает на нужной станции. Проводник отвечает за жизнь и здоровье пассажиров, поэтому он должен знать, как вести себя в чрезвычайной ситуации.
Еще мы улаживаем конфликты и содержим вагон в чистоте. Каждую поездку нам нужно продавать товары, а зимой — очищать снег под вагонами и убирать лед.
Практически в каждой поездке возникают какие-то проблемы: то у пассажиров нет нужных документов и их нельзя посадить в вагон, то не успевает на поезд. Бывает, слишком много выпьет. Ну и конечно, из пассажиров обязательно будет курить в тамбуре или между вагонами, а это запрещено. Все эти проблемы решаем мы, проводники, и начальник поезда.
Каждый раз мы обязаны быть предельно вежливыми и внимательными, даже если пассажир хамит и ведет себя неадекватно. В одной из поездок пассажир требовал, чтобы температура в вагоне была . Приходил в купе проводников и скандалил. Мне приходилось каждый раз спокойно объяснять, что температуру устанавливает система климат-контроля и я ничего не могу с этим поделать.
Разряды железнодорожных профессий
Все должности делятся на разряды. Чем выше разряд, тем больше ответственности и выше зарплата. Например, первый разряд — у уборщиков вагонов, а начальники службы железной дороги — это разряд. Проводники — это работники разряда:
У начальника поезда разряды с 8 по 11, логика разрядов такая же. Начальник поезда отвечает за безопасность пассажиров, руководит проводниками и техническим персоналом, разбирает конфликтные ситуации и жалобы. Еще он ответственен за то, чтобы поезд вовремя уезжал и приезжал.
Железнодорожные компании, зарплата и график
В России есть несколько перевозчиков. Например, Дирекция скоростного сообщения РЖД, которой принадлежат «Сапсаны», Федеральная пассажирская компания, Гранд Сервис Экспресс — их «Таврия» ездит в Крым — и другие. Все они регулярно нанимают проводников.
Работают проводники посменно. График бывает , , , . Иногда могут отправить в несколько рейсов подряд, например летом или если не хватает проводников. Такие смены оплачиваются по повышенному тарифу, как и работа в праздники.
Как стать проводником
Курсы. Стать проводником в РЖД несложно. Достаточно иметь среднее образование и пройти курсы — их проводят с сентября по декабрь. На курсах учат, как решать конфликты, дают знания по технике безопасности, охране труда, устройству и эксплуатации оборудования в пассажирских вагонах. Курсы у ФПК и «Гранд-экспресса» бесплатные.
Чтобы стать начальником поезда, не обойтись без высшего образования. Специальность необязательно должна быть железнодорожной, хотя с ней проще.
После курсов будущие проводники проходят инструктажи, тестирование и стажировку.
На инструктаже знакомят с местом работы, правилами трудового распорядка, основными вопросами по охране труда. Непосредственно на рабочем месте проводят еще один инструктаж — рассказывают, где переходить пути, как вести себя в конкретном вагоне и т. п. Раз в три месяца — повторные инструктажи.
На этапе тестирования нужно выполнить тесты на логику, знание дисциплин и пройти психологический тест.
Во время стажировки новички едут в пробный рейс с опытным проводником. Взять могут в любой рейс, ограничений по дальности нет. Бывает, что приходится стажироваться в рейсе Москва — Владивосток. Во время стажировки новички заполняют дневники. Там пишут, что и когда делали: проверяли билеты, убирались, продавали товары и т. д. Опытный проводник в конце рейса оценивает новичка. Мы обычно ставим хорошие оценки, потому что новички всегда стараются показать себя с лучшей стороны.
Каждые несколько лет проводники проходят дополнительное обучение и сдают экзамены по всем железнодорожным дисциплинам. Перед чемпионатом мира по футболу в 2018 году у проводников в поездах, организованных для перевозки иностранных болельщиков, был дополнительный курс базового английского.
Программа курса подготовки проводников на платных курсах
Как устроена работа в поездке
Перед посадкой пассажиров на конечной станции я убираюсь в вагоне: мою полы и все поверхности, чищу туалеты. Я работаю в фирменном поезде, поэтому обязана застилать постели на верхних полках. За несколько минут до посадки нам на специальные устройства поступает список пассажиров в нашем вагоне.
Посадка. На начальной станции посадка происходит за полчаса до отправления поезда. Я сверяю данные пассажира в документе, удостоверяющем личность, и в билете. Часто с документами возникают проблемы: бывает, например, пассажиры покупают льготный билет, не имея такого права. В этом случае я зову начальника поезда, и с каждой проблемой мы разбираемся индивидуально.
Часто пассажиры ошибаются в данных — такое случается раз за поездку. По внутреннему регламенту пассажир может допустить одну ошибку в фамилии или номере документа. Можно пройти в вагон, даже если в билете указан неверный пол.
Если ошибок больше, нужно успеть до отправления исправить данные. Мы сообщаем начальнику поезда об ошибках, он уточняет у оператора, билет, после этого оператор меняет данные. Лучше, конечно, приезжать на вокзал заранее, чтобы в такой ситуации все успеть до отправления поезда. Услуга стоит 200 ₽.
Еще дети до пяти лет ездят на поездах бесплатно на одной полке с сопровождающим. При этом ребенку нужно оформить бесплатный билет. Часто родители забывают об этом. Тогда билет ребенку оформляют в поезде, но тоже берут за это 200 ₽.
После отправления поезда я еще раз прошу предъявить паспорт. Многим пассажирам это не нравится, ведь на посадке билеты уже проверили. Но мы так делаем не из прихоти, а чтобы выявить безбилетников, которые прошли в вагон под видом провожающих и остались.
После проверки билетов я иду продавать товары. В нефирменных поездах проводники раздают белье, а после санитарной зоны открывают туалеты. Еще мы предлагаем купить дополнительное питание, чай, тапочки, гигиенические принадлежности, сувениры.
После продажи товаров я вношу данные о пассажирах в устройство электронной отчетности. Ошибаться нельзя. Если я найду неточность, исправить ее может только начальник поезда. Если поезд пересекает границу страны, проводник должен внести данные пассажиров, выезжающих за рубеж, в миграционные карты.
Купе проводника
У проводников обычно два купе: первое, где мы спим, второе, где работаем и следим за датчиками. Пока один проводник работает, другой отдыхает в спальном купе.
Датчики в рабочем купе показывают, какая в вагоне температура, хорошо с электроприборами, в бойлере горячая вода. Еще в этом купе есть раковина, иногда микроволновка и кофемашина. хранится посуда, товары, аптечка и инвентарь.
Периодически нужно убирать в вагоне: мыть полы и туалеты, убирать мусор. Во время длинных остановок зимой иногда приходится очищать от снега и льда подвагонное оборудование: колеса, рычаги, ступеньки. Еще перед поездкой нужно закидывать матрасы на верхние полки, а после каждой посадки таскать тяжелые мешки с бельем. этого у меня часто болит спина.
Кроме того, я должна выполнять следующие обязанности:
Я никого не обыскиваю, но если замечу людей с запрещенными предметами, то обязана вызвать начальника поезда и транспортную службу безопасности. Если у пассажира найдут эти предметы, его могут высадить. Однажды мне пришлось заставить пассажиров оставить на перроне канистру бензина: она воняла на весь вагон.
Перед конечной станцией я принимаю белье. Если пассажиры не сдали его, мы собираем его сами. Когда пассажиры выходят, я проверяю, не оставил ли кто в вагоне свои вещи. Если нахожу , мы составляем акт и сдаем вещи дежурному по вокзалу.
Сложности
С пассажирами приходится много общаться. Не всегда это общение приятное, но в любом случае надо улыбаться. Например, проводникам нельзя пускать в вагон пьяных. Больше того, если пассажир выпивает в поездке или дебоширит, по правилам его должны высадить на ближайшей станции. В такие моменты я должна быть одновременно непреклонной и вежливой, а это не так просто, когда пассажир начинает хамить или распускать руки.
Пассажиры порой приходят с весьма странными вопросами. В фирменных поездах оба туалета находятся в дальнем конце вагона. Люди часто не верят, что около купе проводников не туалет, а кладовка, и думают, что там есть еще один туалет, а проводники, негодяи такие, его прячут.
Однажды около пяти утра я подскочила от грохота и услышала крик: «А начальник поезда в курсе, что вы здесь устроили?!» Выбегаю, а там мужчина стоит около открытой кладовки, с выпученными глазами смотрит на полки с инвентарем и орет: «Куда вы дели туалет? Зачем вы поставили здесь полки?» Пришлось пояснить ему, что в фирменных поездах оба туалета находятся в дальнем конце вагона, а полки поставила не я, а те, кто спроектировал и построил вагон. Мужчина поначалу не поверил, но в конце концов успокоился. Начальника поезда звать не стали.
Иногда пассажиры удивляют. В одной поездке мужчина спросил, проезжает ли поезд мимо Дзержинска. Я ответила, что проезжает, но там не останавливается. Пассажир не растерялся и спросил, нельзя ли «тихонечко» выйти из поезда на ходу, мол, никто и не узнает. Пришлось его разочаровать.
Бонусы в работе проводника
Работать проводником тяжело, но есть и преимущества.
Стабильность. На железной дороге белая зарплата, начисляются премии за преданность компании. Премию выплачивают каждые пять лет в размере нескольких окладов. Еще дополнительно платят за работу в праздники, всегда оплачивают больничные листы. Все по Трудовому кодексу.
Возможность посмотреть страну. Некоторые поезда доезжают до конечной станции и едут обратно, а другие стоят там несколько часов. Если проводник не находится на дежурстве, он может записаться в рейсовый журнал и пойти посмотреть достопримечательности в городе. Главное, взять с собой документы, не употреблять алкоголь и вовремя вернуться в поезд.
Полный соцпакет. Проводникам оформляют добровольное медицинское страхование — ДМС, которое включает стоматологические услуги. Но по полисам, которые действуют в 2023 году, можно лечиться только в учреждениях «РЖД-медицины». Возможно, в следующем году страховка будет покрывать обслуживание и в других клиниках.
Еще дают возможность бесплатно отдыхать в санаториях. Дети проводников могут ездить в летние лагеря со скидкой . Известных вроде «Орленка» и «Артека» в списке нет, но есть много других по всей стране, в том числе на Черном море.
Железнодорожные компании по заявлению делают дополнительные отчисления в пенсионный фонд в счет накопительной пенсии, полностью оплачивают проезд по железной дороге от дома до места работы, если расстояние не больше 200 км.
Еще я слышала, что проводники могут оформить льготную ипотеку в ВТБ и компания будет гасить за них часть процентов. Но подробностей я не знаю.
Раз в год проводники вместе с ребенком могут бесплатно съездить куда угодно по России на поезде туда и обратно — за вычетом НДФЛ. Это значит, что от стоимости билета вычтут из зарплаты. В остальное время все как обычно, никаких льгот.
Кратко о проводниках
Я боюсь летать самолетом и обычно путешествую поездом — в купе. Часто замечал, что места стоят как авиабилет. Расскажите, насколько это оправданно? Какие услуги входят в стоимость билета и насколько такие вагоны комфортнее обычных купейных?
Я тоже боюсь летать, поэтому для коротких поездок выбираю поезда. Например, часто езжу из Москвы в Саранск к родителям. В поезд сажусь вечером, а приезжаю утром. Раньше брала купе. А в начале пандемии стала покупать билеты : хотелось сократить количество контактов с людьми. Но мне так понравились комфорт и обслуживание, что я и сейчас продолжаю путешествовать . Расскажу, как устроены такие вагоны и какие услуги предлагают пассажирам.
В статье пойдет речь о поездах Федеральной пассажирской компании — АО «ФПК». У этого перевозчика самая большая доля на рынке. У других компаний, например «Гранд-сервис-экспресс», вагоны могут отличаться.
Что такое СВ
СВ — это спальный вагон, каждое купе в котором рассчитано на пассажиров. Места в нем напоминают диваны с мягкими спинками. Обычно в вагоне восемь или девять таких купе, в двухэтажном — 15.
Чаще всего купе двухместные, причем обе полки нижние. Но есть исключения. Например, в экспрессе — Петербург два вида СВ: с одноместными и двухместными купе. Причем во вторых полки расположены одна над другой, а не друг напротив друга.
В каждом купе есть стол, зеркало, розетки, а в изголовье сидений — Иногда встречаются купе с собственной раковиной. В фирменных поездах может быть свой сейф и телевизор.
В будущем СВ хотят изменить. В каждом купе будет сейф и столик со встроенной раковиной. А места разместят не друг напротив друга, а одно над другим — верхнее и нижнее. Появятся смежные купе — два соседних отсека объединят, но пассажиры смогут блокировать дверь со своей стороны. РЖД планирует получить 30 таких вагонов до конца года и заменить на них старые.
Когда РЖД опубликовала проект новых вагонов во «Вконтакте», некоторые пользователи писали, что им не нравится расположение полок: два нижних места удобнее. Но есть и те, кому изменения пришлись по вкусу.
Обычно два места для пассажиров и столик
По телевизору можно смотреть кино и мультфильмы в записи — передачи в прямом эфире не показывают
Какие услуги входят в стоимость билета
В стоимость любого билета входит постельное белье. Все купе должны быть с кондиционером. Какие еще услуги включены в стоимость, зависит от класса обслуживания. Его можно посмотреть при покупке билета.
Класс обозначают цифрой и буквой. Например, в поезде «Мордовия», которым я путешествую, это только 1Э и 1Т.
При выборе места отображается класс обслуживания — 1У. Внизу пиктограммами указано, что в билет входит постельное белье, в поезде есть ресторан или буфет, в вагоне — кондиционер, биотуалет. Пассажир может провозить животных
Горячее питание предлагают в классах 1Б, 1Э и 1Т. Гигиенический набор — в 1Б, 1Э, 1Т, 1Ф и 1Х. В него входят тапочки, зубная щетка и паста, мыло, расческа, рожок и губка для обуви, влажная салфетка.
Еще пассажиры, купившие билеты классов 1Б, 1Э, 1Т, 1Ф и 1Х, могут бесплатно посещать РЖД в течение 3 часов до отправления поезда. А пассажирам поездов стрела» и Петербург — Москва дают выбрать: идти в лаундж в течение 3 часов до поездки или 3 часов после прибытия на конечную станцию. Но для доступны только на некоторых направлениях.
Я бизнес-залом воспользоваться не смогла: на Казанском вокзале бесплатный доступ туда есть только для обладателей билетов в вагоны люкс. В РЖД редактору этой статьи сказали, что в зале есть места для отдыха и работы, можно воспользоваться вайфаем, купить еду и напитки.
Такой гигиенический набор выдали в фирменном поезде «Мордовия»
Пассажирам классов 1Б, 1Э, 1Т, 1Ф, 1Х выдают журнал РЖД. Он выходит раз в месяц. Раньше в наборе прессы были газеты: «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Российская газета»
На сайте РЖД пишут, что в вагонах класса 1Э есть собственный душ и умывальник. И хотя я покупала билеты с такими обозначениями, у меня никогда не было этих удобств в купе . Даже общего душа на вагон не было. Проводники предлагали бесплатно воспользоваться душем в другом вагоне — для этого надо было записаться.
Редактору этой статьи в РЖД сообщили, что собственного душа нет. Почему на сайте другая информация, пояснить не смогли. Судя по данным системы бронирования, личный умывальник есть, например, в вагонах класса 1Б экспресса Москва — Петербург.
Какие услуги входят в билет с разными классами обслуживания СВ поездов ФПК
СВ по уровню обслуживания выше, чем купе, но ниже, чем люкс.
Количество мест. В купе их четыре, в люксе — два, — два или одно. В люксе места расположены одно над другим, в купе — два верхних и два нижних. чаще всего места находятся друг напротив друга, оба нижние.
Количество попутчиков. В купе у вас будет максимум три случайных попутчика, а в люксе посторонних не будет вовсе. Если вы купили один билет в люкс, автоматически выкупаете оба места.
, как правило, один попутчик, кроме одноместных класса 1Б.
Туалеты. В купе два туалета на вагон. В люксе в каждом купе есть свой туалет.
Душевые. В люксе свой душ, умывальник и биотуалет есть в вагонах всех классов. Мне не удалось найти с личным душем. Если в поезде в одном из вагонов есть общий душ, пассажиры любых вагонов могут им воспользоваться. Если он включен в стоимость билета, бесплатно, если нет — за 150 ₽.
Питание в люксе включено на большинстве направлений, и купе его может не быть. Цены на дополнительное питание в люксе самые высокие. и купе — ниже. Например, обед в люксе обойдется в 764 ₽, — в 657 ₽, в купе — в 520 ₽.
Постельное белье включено в стоимость люкса, СВ и купе. Но постельное белье и люксе в фирменных поездах более качественное и плотное, чем в купе. Например, в фирменном поезде «Мордовия» — из белого . Постельное белье из этой ткани часто используют в гостиницах.
Когда я путешествовала , мне давали две подушки, а в купе приходилось довольствоваться одной.
Бесплатный трансфер предлагают только пассажирам вагонов люкс в определенных поездах. В билет в он не входит. Пассажиров люкса довозят по нужному адресу в городе прибытия или на расстояние до от станции. В Москве трансфер предоставляют в пределах Мкада, а в Санкт-Петербурге — в пределах Када.
Когда я ехала в вагоне люкс в Москву, проводник после посадки в поезд спросила, нужен ли мне трансфер, и дала заполнить бланк. Когда поезд прибыл, водитель встретил меня у вагона, мы вместе дошли до автомобиля, и спустя 25 минут я была дома.
Нормы провоза ручной клади. Пассажиры могут провозить ручную кладь, которая в сумме трех измерений не более 180 см. и люкс вы можете взять до 50 кг. В купейный вагон — 36 кг.
Пассажирам с детьми и людям с инвалидностью разрешают провозить детские и инвалидные коляски сверх габаритов во всех видах вагонов.
Возможность сэкономить на билетах. В купе РЖД предлагает невозвратный тариф — он дешевле обычного. Такие билеты продают в последнее четырехместное купе в вагоне. В двухэтажном поезде — в последнее купе на обоих этажах. Невозвратные билеты и люкс купить нельзя.
Если пассажир хочет путешествовать в одиночку, он может получить , если выкупит все купе целиком на даты с 16 сентября по 30 октября и с 7 ноября по 21 декабря. Но путешествовать в этом случае можно только одному — брать попутчика нельзя.
Как кормят
Питание включено в стоимость билета только в классах 1Б, 1Э и 1Т. Бесплатно кормят всего один раз, даже если поездка длительная. Например, я еду 10 часов, и мне предлагают ужин. Автор Тинькофф Журнала Всеволод Свешников ездил из Москвы во Владивосток. Ему предложили один обед за шесть суток пути.
Не позже чем за 72 часа до отправки поезда можно выбрать рацион: стандартный, вегетарианский или детский. Например, к стандартному ужину проводники предлагают мясную, рыбную или сырную нарезку и одно из горячих блюд на выбор — рыбу или мясо с гарниром. Чаще всего я беру рыбу и заметила, что за последние годы кусочек стал меньше, чем раньше.
По совету коллеги однажды заказала детский ужин. Мне принесли его, хотя я ехала одна. Подали овощную нарезку, кусочек индейки и макароны-спиральки — фузилли. Было вкусно, в следующий раз закажу еще.
Когда я захожу в купе , на столе уже есть стандартный набор еды и напитков. Это черный и зеленый чай в пакетиках, кофе, шоколад, три вида фруктов и три прохладительных напитка.
Из фруктов чаще всего банан и виноград, яблоко или апельсин. Однажды апельсин был слегка подпорчен, проводник по моей просьбе его заменила.
Из напитков обычно приносят бутылку воды и две — сока. Иногда бывает две бутылки воды — газированной и негазированной — и бутылка сока. Проводники могут предложить пассажирам самим выбрать напитки, но так бывает не всегда.
Когда я ехала в в конце августа, проводник предложил выбрать дополнительно вино или шампанское. Я выбрала красное вино, и мне принесли бутылочку 0,2 литра. Проводник сказал, что алкогольные напитки предлагают с 1 июля. Хотя на сайте РЖД сообщений об этом я не нашла.
Иногда перед прибытием на конечную станцию дают комплимент — небольшой съедобный подарок. Мне несколько раз предлагали яблочную пастилу.
Сколько СВ в поезде
В большинстве фирменных поездов обычно есть один СВ, но в скорых и пассажирских поездах таких вагонов может не быть.
Например, в фирменном поезде № 133А «Поволжье», который ходит из Москвы в Казань, есть только купе и плацкартные вагоны. Но поехать из Москвы в Казань можно на фирменном поезде № 002Й «Премиум» — там два вагона СВ. В двухэтажных фирменных поездах, которые ходят по этому направлению, тоже есть СВ.
Сколько стоят билеты
Цены на билеты зависят:
Билеты примерно в дороже, чем в купе. А люкс приблизительно в дороже, чем СВ.
Цены на билеты с разными классами обслуживания с датой поездки 14 августа 2023 года
Если вы зарегистрированы в программе и часто ею пользуетесь, можете оплатить большую часть билета баллами. Сколько их понадобится, зависит от расстояния и класса обслуживания. Например, для поездки из Москвы в Петербург надо накопить 12 000 баллов. Доплатить придется только за сервисные услуги. Купейный вагон по маршруту обойдется в 7000 баллов, а люкс — аж в 40 000.
За поездки , как и за другие путешествия поездом, можно копить баллы. 1 балл вы получите за каждые потраченные 3,34 ₽.
Что в итоге
Место комфортнее, чем в купейном вагоне: у вас будет один попутчик или их не будет вовсе. Но такие билеты стоят примерно в дороже, чем в купейный вагон.
Если предпочитаете путешествовать в одиночку, можете выкупить купе целиком. Это позволит сэкономить 20% от стоимости двух мест. Чтобы воспользоваться акцией, надо купить билеты на даты с 16 сентября по 30 октября и с 7 ноября по 21 декабря.
Перед покупкой билета обратите внимание на класс обслуживания. Он будет указан на этапе выбора места. Например, или 1У. В разные классы обслуживания входит разный набор услуг. Например, питание положено только в классах 1Б, 1Э и 1Т.
Хотя на сайте РЖД пишут, что в классах 1Э есть личный душ, мне такие вагоны не попадались. А в РЖД сказали, что с душем нет.