КАКИЕ НАВЫКИ НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАНЫ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Сегодняшний рынок труда требует от нас обладания различными цифровыми навыками, которые становятся все более востребованными. Цифровые компетенции являются неотъемлемой частью нашей жизни и могут сильно повлиять на наши возможности и перспективы.

Основные цифровые навыки

Основные цифровые навыки – это более продвинутые навыки, которые позволяют нам эффективнее работать и общаться в цифровой среде. Они включают в себя умение работать с различными программами и приложениями, такими как Photoshop для обработки фотографий, Adobe Illustrator для создания графики, Google Analytics для анализа данных и многое другое. Эти навыки помогают нам в улучшении профессиональных навыков и расширении возможностей работы.

Что это такое?

Цифровые компетенции – это набор знаний, навыков и умений, необходимых для работы в цифровой среде и с цифровыми продуктами.

К цифровым навыкам относятся умение работать на ПК, искать информацию в интернете, а также кибербезопасность, работа с данными, цифровой этикет и многие другие. По сути, цифровые компетенции делят на три уровня – базовые, которыми должны обладать сегодня практически все. Основные – более расширенные по сравнению с базовыми. И продвинутые – те компетенции, которые позволяют нам использовать передовые технологии и инструменты для достижения высоких результатов.

В крупных компаниях заботятся о сокращении случаев выгорания на работе, уделяют внимание работоспособности человека.

Если говорить об истории этого вопроса, можно вспомнить, что в США в 1970-х и 1980-х начали создаваться службы помощи, позволяющие сотрудникам оставаться здоровыми и сокращать расходы на медстраховку. В России первым, кто занялся ортобиотикой, был нобелевский лауреат Мечников И. И. Ортобиозом Мечников назвал правильный образ жизни («орто» – прямой, правильный, «био» – связанный с жизнью). Как концепцию ортобиотику он описал в своих книгах «Этюды о природе человека» и «Этюды оптимизма».

Серьезно занимался темой здоровья персонала также Шепель В. М. Он подчеркивал, что менеджмент как профессиональная деятельность – сам по себе источник покушения на здоровье тех, кто в ней участвует. По его мнению, на здоровье руководителя влияют три фактора: огромный объем аналитико-синтетической деятельности, хронический дефицит времени, напряженная конкурентная борьба. Он также назвал 5 профессиональных болезней руководителей:

В своих трудах он подчеркивает, ссылаясь на работы зарубежных исследователей:

Если вы стремитесь к успеху, желаете сделать карьеру и поднять свой материальный уровень, это невозможно, если не уделять внимания своему здоровью и внешнему виду.

Казалось бы, в сегодняшнее время неопределенности, технологий и скоростей размышления о здоровье и правильном образе жизни звучат даже несколько наивно. Однако именно сейчас, когда в рабочие процессы вплетается автоматизация, искусственный интеллект и виртуальная реальность, технологии здоровьесбережения персонала, как физического, так и психического, должны учитываться и поддерживаться.

И это происходит в компаниях, которые заботятся о персонале. Мы все чаще встречаем такие термины как «эргономика познания», «когнитивная эргономика», «эргономика образования», «эргономика интеллектуального труда», «уровни эргономичности».

МОСКВА, 10 декабря. / ТАСС/. Работа с базами данных, владение английским языком и машинное обучение возглавили топ-15 навыков и компетенций, востребованных в цифровой сфере. Такие выводы содержатся в исследовании Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, результаты которого опубликованы в пятницу.

Согласно данным опроса 1 784 организаций из 30 регионов России, проведенного институтом, 46% из них планируют расширить применение цифровых технологий, при этом каждая третья – в ближайшие пять лет. Под влиянием цифровизации меняется структура и требования к компетенциям специалистов, усложняются задачи, которые необходимо решать. Традиционные должности трансформируются в сторону мультифункциональности, сотрудники вынуждены постоянно расширять и “пересобирать” набор знаний под возникающие задачи.

“Наиболее востребованы в цифровой сфере компетенции по обработке, обмену, хранению и защите информации. Неуклонно возрастает спрос на работу с базами данных. Современная высокотехнологичная среда ставит перед профессионалами высокоуровневые задачи, связанные с моделированием и принятием решений на основе продвинутой аналитики, в том числе с использованием больших данных”, – пишут исследователи.

Рост числа проектов на основе цифровых технологий повышает востребованность разработчиков ПО, занимающихся созданием различных ИТ-продуктов: операционных систем, мобильных приложений, веб-сайтов, интерфейсов к базам данных, компьютерных игр и так далее. Среди обязательных навыков для программистов – знание одного или нескольких популярных языков программирования, SQL, алгоритмов машинного обучения, методов защиты информации.

Во всех секторах экономики, как отмечают во ВШЭ, растет спрос на специалистов с навыками проектирования и знанием технических предметных областей, методов и технологий проектного управления, способных разрабатывать и внедрять информационные системы, применяемые для автоматизации процессов управления.

Общие требования к резюме соискателей в цифровой сфере схожи. Для позиций middle и senior обязательным условием является опыт соответствующей работы от двух до пяти лет. Опыт работы более года указан в большинстве предложений (от 70 до 92%). Заметнее всего спрос на сотрудников с опытом в сфере информационной безопасности, машинного обучения, анализа больших данных и разработки ПО. Исключением являются вакансии в области систем связи: здесь более четверти вакансий доступны для соискателей без опыта работы.


КАКИЕ НАВЫКИ НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАНЫ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Источник фото на тизере: Ajeet Mestry on Unsplash

На вебинаре НАФИ «Подходы к оценке цифровой грамотности. Опыт России и Евросоюза», который прошел 21 июля, эксперты обсудили, как происходит оценка цифровых компетенций по методологии DigComp в Европе и России, представили результаты последних исследований, сделали прогнозы по влиянию цифровизации на рынок труда.

Руководитель группы Европейской комиссии по разработке рамки DigComp Ив Пуни (Yves Punie) опроверг расхожее мнение, что родившиеся в эпоху цифровизации люди по умолчанию обладают развитыми цифровыми компетенциями.

Проблема недостаточного уровня цифровой грамотности, по его словам, актуальна даже для стран с развитой цифровой экономикой. Так, в странах ЕС 35% трудоспособного населения не обладают достаточными цифровыми навыками — и, как результат, почти половина из них (42%) — безработные.

Заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ и руководитель проекта по оценке цифровых компетенций «Цифровой гражданин» (it-gramota.ru) Тимур Аймалетдинов подчеркнул, что самый важный принцип, на котором должны основываться любые проекты по оценке и повышению цифровой грамотности, — это гуманизация. Важно помнить, что не человек существует для цифровых технологий, а цифровые технологии направлены на то, чтобы сделать жизнь людей лучше, проще, эффективнее.

Директор направления исследований в сфере человеческого капитала Аналитического центра НАФИ Людмила Спиридонова поделилась результатами новейшего исследования уровня цифровой грамотности россиян.

Одно из препятствий для повышения цифровой грамотности людей — их внутренние негативные установки, такие как неприятие новых технологий или непонимание того, зачем нужно развивать цифровые навыки. Так, до 37% россиян подвержены технофобии (боязни технологий). Чаще всего к ним относятся люди старше 60 лет, с низким уровнем образования и дохода, безработные и сельские жители. Эти же группы населения являются «уязвимыми» по показателю уровня цифровой грамотности. В целом недостаточно высоким уровнем цифровой грамотности обладают 73% россиян.

Людмила Спиридонова рассказала, как уровень цифровых компетенций влияет на конкурентоспособность людей на рынке труда, а также подчеркнула, что на разрывы в развитости цифровых компетенций, например, между мужчинами и женщинами, влияют существующие в обществе стереотипы.

Так, родители в 3 раза реже рекомендуют строить карьеру в IT-сфере своим дочерям, чем сыновьям, и в целом часто считают сферы, связанные с цифровыми технологиями, «не женским делом». В результате уже к подростковому возрасту между юношами и девушками намечается разрыв в уровне цифровой грамотности, который в дальнейшем приводит к меньшей конкурентоспособности многих женщин на рынке труда.

Начальник отдела профориентации и оценки личных компетенций граждан Центра занятости населения города Москвы «Моя работа» Ольга Софьина в своем выступлении выделила три важнейшие цифровые компетенции соискателей, востребованные сейчас работодателями.

Эксперт отметила, что цифровые компетенции соискателей становятся принципиально важными при смене ими сферы деятельности, например, при переходе в смежную профессиональную область, а также указала на корреляцию между цифровой грамотностью соискателей и тем уровнем оплаты труда, на который они могут претендовать.


КАКИЕ НАВЫКИ НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАНЫ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Версия для печати

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ применил систему интеллектуального анализа больших данных для выявления наиболее востребованных компетенций и навыков в цифровой сфере.

Справочно: Система интеллектуального анализа больших данных iFORA разработана ИСИЭЗ НИУ ВШЭ с применением передовых технологий искусственного интеллекта и включает более 500 млн документов (научные публикации, патенты, нормативная правовая база, рыночная аналитика, отраслевые медиа, материалы международных организаций, вакансии и другие виды источников). В 2020 г. i FORA отмечена в журнале Nature в качестве эффективного инструмента поддержки принятия решений в интересах бизнеса и органов власти. Для данного исследования проанализированы 38,7 тыс. вакансий, опубликованных на портале hh.ru за 2020–2021 г. и относящихся к сферам математики и компьютерных наук, включая анализ данных, работу с базами данных, информационную безопасность, машинное обучение, разработку программного обеспечения (ПО), системы связи. Компетенция — комбинация знаний и опыта для достижения определенных целей в рабочих условиях. Навык — совокупность приобретенных в процессе обучения и развития способностей или умений, направленных на решение практических задач.

Главные выводы

Согласно данным опроса 1784 организаций из 30 регионов России, проведенного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 46% из них планируют расширить применение цифровых технологий, при этом каждая третья — в ближайшие пять лет. Под влиянием цифровизации меняется структура и требования к компетенциям специалистов, усложняются задачи, которые необходимо решать. Традиционные должности трансформируются в сторону мультифункциональности, сотрудники вынуждены постоянно расширять и «пересобирать» набор знаний под возникающие задачи. Наблюдается тенденция перехода компетенции в роль навыка. Так, владение языком программирования зачастую появляется в описаниях вакансий наряду со знанием иностранного языка.

Наиболее востребованы в цифровой сфере компетенции по обработке, обмену, хранению и защите информации. Неуклонно возрастает спрос на работу с базами данных (табл. 1).

Современная высокотехнологичная среда ставит перед профессионалами высокоуровневые задачи, связанные с моделированием и принятием решений на основе продвинутой аналитики, в т. ч. с использованием больших данных.

Рост числа проектов на основе цифровых технологий повышает востребованность разработчиков ПО, занимающихся созданием различных ИТ-продуктов: операционных систем, мобильных приложений, веб-сайтов, интерфейсов к базам данных, компьютерных игр и т. д. Среди обязательных навыков для программистов — знание одного или нескольких популярных языков программирования, SQL, алгоритмов машинного обучения, методов защиты информации. В связи с развитием рынка мобильных устройств и ростом масштабов их использования разработка мобильных приложений остается одной из самых востребованных компетенций.

Во всех секторах экономики растет спрос на специалистов с навыками проектирования и знанием технических предметных областей, методов и технологий проектного управления, способных разрабатывать и внедрять информационные системы, применяемые для автоматизации процессов управления. По крайней мере один из типов информационных систем (ERP, CRM, SCM) в России использует каждая третья организация предпринимательского сектора.

Совершенствование существующих и появление новых программных продуктов разной направленности влечет за собой спрос на специалистов, обладающих не только компетенциями разработчика, но и управленческими навыками. Высоко ценятся общие для всех специалистов цифровой сферы базовые компетенции и навыки: владение английским языком, деловая коммуникация, управление проектами, работа в команде, навыки в сфере бизнеса и подготовки презентаций, аналитическое мышление, ориентация на результат, управление временем.

Общие требования к резюме соискателей в цифровой сфере схожи, требования к опыту работы различаются в зависимости от уровня задач и должности специалиста. Для позиций middle и senior обязательным условием является опыт соответствующей работы минимум от двух до пяти лет. Опыт работы более года указан в большинстве предложений (от 70 до 92% в зависимости от направления). Заметнее всего спрос на сотрудников с таким опытом в сфере информационной безопасности, машинного обучения, анализа больших данных и разработки ПО. Исключением являются вакансии в области систем связи: здесь более четверти вакансий доступны для соискателей без опыта работы (рис. 1).


КАКИЕ НАВЫКИ НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАНЫ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Математика выделена в отдельное направление неслучайно. Компании зачастую привлекают математиков и разработчиков-математиков для создания и совершенствования алгоритмов. Работодатели рассчитывают на более высокий уровень компетенций таких специалистов за счет понимания ими предметных основ.

Материал подготовили Софья Черногорцева, Анастасия Вертинская

Предыдущий выпуск серии «iFORA-экспресс»: «Топ-10 цифровых технологий в финансовом секторе»

Все выпуски экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

В США эти навыки — в требованиях к каждой восьмой вакансии. Возможно, у нас уже тоже так или иначе всё к этому идёт.

Иллюстрация: Rawpixel / Keila Guilarte / Wall Street Italia / Annie для Skillbox Media

Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.

Какие цифровые знания и навыки в ближайшие годы будут наиболее актуальными и востребованными в высокооплачиваемых профессиях? Новый ответ на основе более 200 миллионов объявлений о вакансиях предложили аналитики из США. Причём они уверены — прогноз подходит работникам многих отраслей.

В отчёте «Как навыки разрушают работу» некоммерческие аналитические организации Burning Glass Institute, Business-Higher Education Forum’s (BHEF) и издательство Wiley выделяют четыре группы навыков, востребованность которых растёт быстрыми темпами и во многих отраслях одновременно. В этой статье мы собрали главное из отчёта:

Все данные, использованные в отчёте, относятся к США. Но, во-первых, связанные с технологиями тренды быстро развиваются по всему миру (а все выделенные аналитиками навыки изначально были востребованы только в IT-профессиях, то есть возникли в высокотехнологичной среде).

Во-вторых, авторы отчёта описывают универсальные подходы к обновлению учебных программ для вузов и корпоративного обучения в компаниях — и эта часть отчёта будет полезна для профессионалов в сфере образования в России прямо сейчас.

По данным из 228 миллионов объявлений о вакансиях, опубликованных в США с 2015 по 2022 год, авторы отчёта выявили четыре ключевые группы навыков:

Каждое восьмое из опубликованных объявлений содержит навыки одной или нескольких обозначенных групп. А в некоторых отраслях они распространены ещё шире и встречаются в трети всех объявлений. Только в 2021 году было открыто пять миллионов вакансий, требования в которых включали навыки из этих четырёх групп.

Причём это высокооплачиваемые позиции — на вакансиях, где требуются навыки трёх из этих групп (за исключением социальных сетей), предлагают годовой доход на 10–15 тысяч долларов выше, чем в среднем по рынку. По данным отчёта, специалисты с навыками по работе с социальными сетями достигают почти того же уровня дохода, что и люди с навыками из остальных трёх групп, но на более поздних этапах карьеры.

В вакансиях на какие позиции чаще всего встречаются навыки из четырёх групп

Но предметом анализа эти четыре группы навыков стали не потому, что часто встречаются. Внимание аналитиков привлекла скорость, с которой эти четыре набора навыков распространились.

Например, за пять лет навыки в сфере ИИ и машинного обучения выросли по частоте упоминаний более чем на 370%. Другие три группы росли медленнее, но в совокупности всё равно получается 122%. И это необычно — другие наборы навыков выросли за то же время всего на 10%.


КАКИЕ НАВЫКИ НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАНЫ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Второй показатель, который делает выбранные аналитиками четыре группы навыков ключевыми, — их применимость в большом числе отраслей. Чемпион здесь — управление продуктом, этот набор навыков вообще не ограничен по секторам применения. Навыки работы с соцсетями тоже встречаются в самых разных сферах.

И даже навыки из наиболее технологичной области ИИ и машинного обучения всё чаще входят в требования к профессиям вне IT. Например, их включают более 25% объявлений о позициях финансовых аналитиков, а также более 5% вакансий исследователей в социальных науках, экономистов и менеджеров продукта.

В итоге аналитики выбрали эти четыре группы, как наиболее яркие примеры одновременного быстрого роста и распространения на различные отрасли (то есть они выходят за пределы IT-индустрии). Но стоит отметить, что есть и другие навыки, которые, по данным отчёта, демонстрируют оба этих показателя. Например, анализ данных по широте распространения обгоняет социальные сети, а по скорости роста немного опережает управление продуктом.

Почему распространение в текстах вакансий определённых групп навыков вообще беспокоит экспертов? В отчёте названы несколько фактов, которые делают влияние этих четырёх групп разрушительным — да-да, именно разрушительным.

Во-первых, перемены по-настоящему масштабные. Из топ-20 навыков, требуемых в вакансиях в США в 2016-м, к 2022 году сменились 37%. Это средний показатель: в наиболее затронутых профессиях изменились 76% требований. И новые навыки из быстрорастущих групп не дополняют стандартные требования: они полностью их трансформируют. Фактически после включения в требования к специалисту новых навыков речь идёт уже о другой профессии.

Авторы приводят пример актуариев — специалистов по страховым расчётам. В традиционном объявлении о такой вакансии указано, что специалист должен быть компетентен в сфере финансов, статистики, экономики, а из специализированных цифровых навыков упоминается только знание SQL. Но в большинстве объявлений о поиске актуариев с навыками в сфере машинного обучения традиционные экономические и финансовые знания вообще не упоминаются, а вместо этого появляются языки программирования R и Python.

Во-вторых, навыки из быстрорастущих групп цифровые по происхождению, но распространяются в сферы, далёкие от IT. Речь именно о том, что в компаниях и отраслях, которые раньше почти не имели дела с цифровыми технологиями, теперь тоже требуются специалисты с компетенциями в сферах машинного обучения, облачных вычислений, управления продуктом и социальных сетей. Рост числа таких вакансий не связан с ростом IT-сектора: за исследованные годы он переживал взлёты и падения, а выделенные группы навыков росли постоянно.

В-третьих, параллельно с усилением роли одних навыков снижается потребность в других — и людям, которые делали на них ставку, нужно переучиваться. Автоматизация оказывает разное влияние на разные профессии. Например, распространение технологий глубокого обучения нейронных сетей не оставило без работы дата-инженеров — напротив, требуется всё больше специалистов с продвинутыми знаниями в области машинного обучения.


КАКИЕ НАВЫКИ НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАНЫ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

А вот автоматизация в сфере веб-дизайна — распространение сервисов, которые позволяют без навыков программирования создавать и поддерживать сайты, — сокращает потребность в веб-разработчиках. Как минимум в том сегменте рынка, где клиентам не требуются сложные решения, работы для них стало значительно меньше.

В-четвёртых, аналитики прогнозируют, что эти группы навыков будут актуальны в течение десятилетия или даже дольше — до 20 лет. Сейчас они довольно быстро развиваются, и в каждой группе регулярно появляются новые навыки (особенно это характерно для самых технологичных групп — ИИ и облачных вычислений). Но в том, что эти области сохранят своё значение, авторы отчёта не сомневаются.

Как отмечают аналитики, большинство профессий, в которых требуются навыки из четырёх исследованных групп, позволяют занимать высокооплачиваемые позиции со сравнительно небольшим опытом работы. Но, как показывают 40 миллионов исследованных авторами карьерных историй, люди, которым удалось занять требующие новых навыков позиции, всё же имеют профильное высшее образование — как правило, бакалаврскую степень.

Где учились специалисты с ключевыми навыками

Однако обучение новым навыкам в высшем образовании, убеждены авторы, нельзя ограничивать только узким набором профильных программ. Напротив, аналитики рекомендуют вузам делать курсы соответствующих направлений доступными всем студентам, независимо от базовой специальности. Их можно внедрять в обучение как или короткие курсы с сертификатами (микростепени). В России похожую цель преследует программа «Цифровые кафедры».

Кроме того, поскольку набор на программы высшего образования постепенно снижается (это данные США), авторы отчёта предлагают уделять больше внимания программам переобучения взрослых людей, в том числе по заказам компаний. Например, не создавать сразу новую бакалаврскую или магистерскую программу по Data Science, а вложиться в более короткий курс переподготовки для операционных аналитиков.

Важно не забывать о базовых навыках. К ним авторы относят как софт-скиллы — критическое мышление, креативность, навыки коммуникации и работы в команде, — так и фундаментальные цифровые навыки, в том числе знания в области анализа данных и программирования.


КАКИЕ НАВЫКИ НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАНЫ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Базовые навыки важны как минимум потому, что создают основу для перехода между профессиями и отраслями. И скорее всего, сегодняшним студентам они пригодятся на протяжении всей карьеры. Например, на первом месте в списке самых долговечных навыков, упоминаемых в объявлениях о вакансиях годами, — менеджмент, навыки устной и письменной коммуникации, соблюдение сроков работы. Некоторые из фундаментальных навыков становятся более востребованными. Например, в 2012 году требования только к 12 профессиям регулярно включали креативность, а в 2022-м таких ролей стало 55. В их числе и такие технические профессии, как системный инженер. В общем, в любой образовательной программе должно быть место для основ.

Ключевая рекомендация авторов отчёта для бизнеса заключается в том, что стоит создавать возможности для развития собственных сотрудников, а не рассчитывать на то, что в нужный момент удастся привлечь готовых специалистов с внешнего рынка. Эффективными в работе по оценке существующих навыков и развитию недостающих будут, считают аналитики, партнёрства с вузами и другими образовательными учреждениями.

Кроме работы по восполнению недостающих навыков, компании уже сталкиваются — и в дальнейшем будут сталкиваться чаще — с полной невостребованностью отдельных ролей. Аналитики предлагают решать две проблемы разом: переобучать сотрудников с устаревающей специализацией на профессии, требующие новых навыков.

Для этого придётся заранее определить, насколько отличаются наборы компетенций на старых и новых ролях, и разработать адресные курсы для перехода. Например, веб-разработчика будет проще переучить на сетевого инженера, чем веб-дизайнера.

Авторы так описывают ключевые шаги в переквалификации:

Вузам тоже полезно сопоставлять профессии с падающей востребованностью с наиболее трендовыми. Это позволит им предлагать компаниям и индивидуальным клиентам более адресное переобучение — а значит, сохранять собственную актуальность.

Ещё один важный совет — следить, какие компетенции обычно сопровождают в вакансиях и резюме навыки из четырёх ключевых групп. Это могут быть и технические, и фундаментальные навыки из совершенно других областей.

Например, от профессионалов в сфере облачных вычислений часто ожидают, что они готовы работать с большими данными, криптографией и обеспечением цифровой безопасности. А навыки в сфере ИИ и машинного обучения зачастую требуют, помимо нескольких языков программирования, владения подходом к разработке ПО через тестирование и умения строить дорожные карты развития технологий. Для успешной работы на новой позиции сотруднику понадобится полный набор навыков — самыми быстрорастущими ограничиваться не стоит.


КАКИЕ НАВЫКИ НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАНЫ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Жизнь можно сделать лучше!Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие. А мы поможем с трудоустройством и важными для работодателей навыками.

Спрос на кадры для цифровой трансформации пока превышает предложение, и нынешний кризис, последовавший за пандемией, это подтвердил. Помогут ли с этой проблемой онлайн-платформы, и кто они — кадры для цифровой экономики?

Затрагивая все области — от сельского хозяйства, банковского и государственного секторов до сферы услуг, образования и медицины, — процесс внедрения «умных» технологий и решений способствует, с одной стороны, спросу на работников с новыми навыками и, с другой, исчезновению массы рабочих мест.

По данным доклада Jobs of Tomorrow, опубликованного Всемирным экономическим форумом в январе 2020 года, уже к 2022 году цифровизация и автоматизация процессов могут оставить без работы около 75 млн человек во всем мире.

Профессии в зоне риска:

бухгалтеры, нотариусы, кассиры, курьеры, охранники, водители, секретари, фасовщики, сметчики, смотрители в музеях, расшифровщики, турагенты, риелторы, операторы call-центров, некоторые банковские работники, а также занятые на низовых позициях в добывающей и обрабатывающей промышленности, в продуктовом ретейле.

Человека из этих сфер уже сегодня вытесняют развитие роботизированных комплексов, технологий, сервисов и платформ.

Подстраиваться под новые тенденции, вопреки распространенному заблуждению об обратном, придется и представителям многих творческих специальностей: журналистам и копирайтерам (за которых уже в ряде случаев пишут боты), переводчикам, актерам (из-за развития 3D-графики), литературным редакторам, корректорам и монтажерам.

Исчезнуть могут профессии, которые появились не так давно и многим до сих пор кажутся востребованными: это касается, например, верстальщиков сайтов.

Нужно ли нам готовиться к безработному будущему?

Евгений Виноградов, замруководителя проекта «Атлас новых профессий», кандидат физико-математических наук:

В одних отраслях наступающая цифровизация может изменить только структуру занятости, в других — создать много новых мест, в третьих, напротив, существенно уменьшить их количество. Но так или иначе она затронет практически все профессии. Это произойдет из-за развития таких технологий, как:

Способность работать с ними становится базовой грамотностью для профессионалов из самых разных отраслей.

Вот примеры профессий, востребованных в будущем в условиях цифровой трансформации.

Кто: ИТ-медик.

Что делает: разрабатывает базы физиологических данных, управляет ими, создает ПО для лечебного и диагностического оборудования.

Данные в медицине — это бесценный источник будущего долголетия и хорошего здоровья. Здесь стоит говорить о макроданных (например, о том, в каких популяциях и на каких территориях есть склонность к определенному заболеванию) и микроданных (в первую очередь, об исследовании генома и клеточных механизмов). Нужны новые удобные базы и автоматические инструменты их анализа, помогающие поставить диагноз и подобрать лечение.

Кто: архитектор виртуальности.

Что делает: проектирует решения для работы, учебы и отдыха в виртуальной реальности. Разрабатывает софт и оборудование с учетом биологических и психологических параметров пользователя.

Сейчас виртуальная реальность — скорее забавная игрушка, но совсем скоро она повлияет на бизнес-процессы и экономику не меньше, чем в свое время смартфоны. Очередной скачок помимо сферы развлечений ожидает онлайн-торговлю: с помощью технологий виртуальной реальности можно будет сэкономить на аренде помещений. Медиа и туризм изменятся с еще большей скоростью.

Кто: дизайнер киберфизических систем.

Что делает: проектирует киберфизические системы под конкретную задачу. Пользуется искусственными помощниками и консультируется с физиками и металлургами, создавая модель системы в виртуальной реальности.

Киберфизические системы, или CPS, — это краеугольный камень автоматических фабрик Индустрии 4.0. Они объединяют физические объекты, датчики и искусственный интеллект. В отличие от современных роботов, такие системы способны самостоятельно корректировать свое поведение и коммуницировать с другими механизмами ради выполнения задачи. По сути, это промышленный интернет вещей, который резко увеличит возможности производства.

Кто: аналитик кибербезопасности в финансовом секторе.

Что делает: занимается кибербезопасностью, отлично понимает риски, связанные с автоматизацией управления личными финансами, межмашинными транзакциями и облачными решениями, умеет находить уязвимости в смарт-контрактах.


КАКИЕ НАВЫКИ НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАНЫ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Кибербезопасность становится альфой и омегой нового мира. Одно дело, если злоумышленник прочитает переписку или украдет деньги, и совсем другое, если перехватит управление беспилотным пассажирским самолетом, уронит акции нефтяного гиганта или удалит информацию по вакцине, разрабатываемой для остановки пандемии. Первый вопрос, который должен возникать перед человеком, задумавшим цифровую трансформацию, — как он собирается обеспечить безопасность предприятия.

Компании в разных сферах уже сейчас ощущают необходимость в профессионалах, обладающих цифровыми навыками и умеющих работать в условиях глубинных изменений процессов, технологий и продуктов.

Но спрос на таких специалистов значительно превышает предложение.

По мере перехода к инновационной экономике страны сталкиваются с одной из главных проблем на рынке труда — невозможностью найти достаточное количество кадров с нужной квалификацией, говорится в докладе BCG, «Росатома» и WorldSkills. А по оценкам аналитиков Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), потребность в высококвалифицированных кадрах в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) к 2024 году достигнет 290–300 тыс. человек в год. При этом согласно нацпроектам, к этому же году доля населения, обладающего цифровыми навыками, должна достигнуть 40%.


КАКИЕ НАВЫКИ НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАНЫ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Кто возьмет на себя эту задачу? Где искать компетентных специалистов?

1. На уровне школы

За рубежом ИТ-компании иногда привлекают способных школьников выпускных классов, обучая их всему уже внутри корпорации. В России государство и бизнес также стараются развивать необходимые навыки еще со школьной скамьи: в рамках нацпроектов открываются ИT-кубы (центры цифрового образования), ИТ-классы, создаются детские и подростковые курсы по программированию и робототехнике, организуются специализированные соревнования. Однако только на этом этапе задача полностью не решается.

2. На уровне вуза

ИТ-специалистов готовят и многие университеты. Но, как ранее заявлял РБК руководитель образовательных сервисов «Яндекса» Илья Залесский, пока они не могут в полном объеме удовлетворять потребности цифровой экономики. Основная проблема — устаревшие программы, отсутствие среди преподавателей практикующих специалистов и недостаток практических проектов. На данный момент, добавляют в PwC, наиболее подготовленными к реальным задачам на работе считаются выпускники МГУ им. Ломоносова, НИУ ВШЭ, МГТУ им. Баумана, МИФИ, СПбГУ, ИТМО и МФТИ.

Для подготовки квалифицированных кадров и упрощения поиска талантов среди студентов вузы и ИТ-компании открывают совместные кафедры, курсы и лаборатории.

«Среди наших партнеров — «Яндекс», Сбербанк, Mail.ru Group, «МегаФон», Райффайзенбанк, Huawei, «Акронис», 1С, ByteDance и многие другие, — говорит проректор по международным программам и цифровым инновациям МФТИ Алексей Малеев. — Так, совместно с Mail.ru Group была запущена программа «Технотрек». Потом мы запустили программу с Huawei по компьютерному зрению, компания поддерживает студентов стипендиями».

Также помогает организация хакатонов (командных соревнований разработчиков), конкурсов для студентов, «воркшопов».

Как заявляет руководитель направления по цифровому производству Prof-IT Group Аркадий Дильман, на базе учебных заведений можно также создавать хабы по определенным группам технологий. За рубежом работа в этой области активно ведется: так, в Германии, например, на базе Рейнско-Вестфальского технического университета в Аахене открыт European 4.0 Transformation Center, в котором ведутся разработки программ цифровой трансформации бизнеса для многих индустриальных компаний. В Кайзерслаутерне на базе местного университета создали фабрику по разработке и производству элементной базы для современных технологических производств. Похожий проект, Arena 2036, развивается Штутгартским университетом.

3. На уровне найма кандидатов с новыми навыками

Что делать выпускникам, чьи знания устаревают сразу после получения диплома? Что, если первое образование было навязано родственниками или неоправдавшимися стереотипами? Что, если некогда успешный специалист остается без работы и долго не может найти новую? В этих вопросах помогает дополнительное образование. Его предлагают как вузы, так и частные компании в классическом и дистанционном режиме. Последний сейчас крайне популярен: по оценкам ИТ-холдинга TalentTech и онлайн-университетов «Нетология» и EdMarket, российский рынок онлайн-образования переживает резкий рост и к концу 2023 года может превысить 60 млрд руб.

«В условиях очень быстрого развития технологий главным качеством становится умение подстраиваться под постоянно меняющиеся условия. У ведущих российских университетов это неплохо получается, но потребности рынка еще больше их возможностей. Поэтому так активно и развиваются онлайн-курсы и образовательные платформы», — добавляет Алексей Малеев.

Популярности образовательным онлайн-ресурсам добавила пандемия COVID-19 с последовавшей самоизоляцией миллионов россиян. Кто-то потерял работу вовсе, другие переосмысливают свою карьеру и начинают больше задумываться о самообразовании или смене специальности.

Сейчас EdTech-проекты предлагают множество учебных программ, позволяющих освоить новую «цифровую» профессию, не поступая в классический университет. Среди учащихся таких сервисов — офисные сотрудники, менеджеры по продажам, водители и многие другие работники, осознавшие, что в скором времени могут стать невостребованными.

Какие компетенции нужны сейчас для реализации цифровой трансформации?

Анна Козлова, руководитель Учебного центра SAP:

Успешность цифровой трансформации напрямую зависит от цифровой зрелости команды, ее знаний и навыков.

Главные области, в которых нужно наращивать компетенции:

Не цифрой единой

Однако всегда нужно помнить о том, что бизнес, госсервисы и наша повседневная жизнь трансформируются очень быстро. От развития конкретных технических навыков нужно переходить к умению постоянно переучиваться, приспосабливаться к обстоятельствам, управлять собой в стрессовых ситуациях, а также развивать критическое мышление, эмоциональный и социальный интеллект.

Ситуация с пандемией коронавируса, в которой мы все оказались, показала, что есть навыки, которые во время кризиса могут неожиданно выйти на первый план. В этот раз в фокусе среди прочих оказались психологические навыки, а также умение выстраивать дистанционную работу и дистанционный менеджмент. Бизнес оказался очень зависим от сотрудников, которые могут быстро перестроиться на такой формат работы, реализовать управление коллег на «удаленке», обеспечить им поддержку в период изоляции, смены режима и общей паники.


КАКИЕ НАВЫКИ НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАНЫ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

После этого кризиса многие крупные российские компании, с недоверием относившиеся к облачным технологиям, поймут, что нельзя удержаться на плаву без них. Если твои сотрудники могут по звонку собрать вещи, покинуть офис и расположиться дома, работая так же эффективно во всех системах, без проволочек и проблем с подключением, это — весомое конкурентное преимущество. В ближайшее время люди, умеющие работать в облачных системах и отвечающие за создание подобных инфраструктур, будут так же востребованы, как специалисты на стыке ИТ и медицины.

Повысится спрос на профессионалов в области кибербезопасности, особенно тех, кто специализируется на решениях для удаленного режима работы. Большие данные станут интересны не только с точки зрения анализа, но и перераспределения потоков и предиктивной работы в рамках кризиса, например, в ситуации обеспечения тяжелых больных койко-местами. Пример Италии здесь не очень положительный, но, к большому сожалению, крайне показательный.

Государство и компании после этих событий совершенно точно начнут перестраховываться, поэтому спрос на таких профессионалов будет длительным. Ведь цифровые компетенции — это не просто навык использования диджитал-инструментов, это, скорее, способность создавать новые бизнес-модели, изменять бизнес-процессы и продукты компании.

Умение учиться — центральный навык человека будущего

В ситуации, когда мир меняется настолько стремительно, что можно оказаться невостребованным еще на этапе обучения, казалось бы, востребованной профессии, на центральный план выходит самообразование и умение постоянно осваивать новые навыки. Как говорил китайский инвестор Ли Кайфу, сначала людей будет раздражать необходимость переобучаться, но уже через несколько десятилетий они будут благодарить технологии, которые освободили их от скучного, однообразного труда.

Цифровая трансформация так или иначе призвана облегчить и улучшить нашу жизнь, и если в будущем роботы и отнимут у нас рутинный труд, у людей появится возможность заняться более важными, глобальными задачами и использовать возможности, отличающие нас от машин: творчество, креативность и сопереживание.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Как развивать?

Для развития цифровых навыков, ты можешь изучать на нашем портале, а также получать информацию из открытых источников, участвовать в вебинарах и тренингах, практиковаться в использовании новых программ и инструментов. Важно быть открытым к новым возможностям и постоянно учиться, чтобы оставаться в курсе последних тенденций и технологий.

И помни, цифровые навыки – это не только средство для достижения успеха, но и инструмент для личного роста и самореализации. Используй их с умом и творчески, чтобы достичь своих целей и воплотить свои идеи в жизнь.

Базовые цифровые навыки

Базовые цифровые навыки – это основы, которые каждый человек должен знать. Включает в себя умение пользоваться компьютером, знание основных программ, таких как Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint), создание личного кабинета на госуслугах, умение использовать интернет и электронную почту. Эти навыки помогают нам создавать и редактировать документы, отправлять сообщения и искать информацию в сети.

Продвинутые цифровые навыки

Продвинутые цифровые навыки – это комплексные навыки, которые позволяют нам использовать передовые технологии и инструменты для достижения высоких результатов. Они включают в себя знание программирования, веб-дизайна, аналитики данных, искусственного интеллекта и многое другое. Эти навыки позволяют нам создавать сложные проекты, разрабатывать программы, анализировать большие объемы данных и принимать важные решения на основе полученной информации.

В современном мире цифровые навыки являются ключевыми для успешной карьеры и личного развития. Они помогают нам быть гибкими и адаптивными в быстро меняющемся цифровом ландшафте. Независимо от того, на каком уровне ты находишься в своем цифровом путешествии, всегда есть возможность улучшить свои навыки и расширить знания.

Рынок труда

Трудно найти работу сегодня, которая бы не требовала минимального количества цифровых компетенций: финансы, медицина, розничная торговля, консалтинг, HR и многие другие сферы требуют цифровой грамотности. В том числе это касается и производственного сектора, который активно сейчас переходит на «цифру». И чем выше уровень цифровых знаний – тем больше шансов развиваться и строить карьеру.

Таким образом, цифровые навыки становятся неотъемлемой частью нашей профессиональной жизни. Иметь компетенции в области работы с компьютером и программным обеспечением, умение обрабатывать и анализировать данные, работать с социальными медиа и обеспечивать кибербезопасность – все это делает нас более конкурентоспособными на рынке труда и открывает новые возможности для нашего профессионального роста. Будь готов к цифровому миру и развивай свои цифровые компетенции!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *