Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания – это документ, в котором сформулированы современные запросы к уровню образования и функциям педагогов разного профиля: социальные педагоги, старшие вожатые, педагоги-организаторы, школьные библиотекари, тьюторы, воспитатели.
Общая информация о профстандарте
В 2016 году российское педагогическое сообщество с надеждой и некоторыми опасениями ожидало утверждения профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». Введение профстандарта должно было запустить ряд процессов в педагогической сфере:
- Сформулировать цель и содержание воспитательной миссии педагогов, которая в педагогическом образовании долгое время была оттеснена в пользу предметного содержания. Этот пункт был частым предметом споров в педагогическом сообществе.
- Оптимизировать процесс аттестации действующих педработников;
- Привести единые требования к соискателям на рынке труда;
- овлечь за собой реформирование программ подготовки и переподготовки педагогических кадров;
Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания был утвержден приказом Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года № 10н. Эксперты утверждают, что этот документ действительно внёс ясность в работу педагогов и помог решить ряд проблем в этой сфере.
Что содержится в профессиональном стандарте Специалист в области воспитания
Профстандарт 01.005 содержит общие сведения, трудовые функции с подробным пояснением необходимых знаний и умений, требования к образованию и обучению, особые условия допуска к работе педагогов.
Профстандарт уточняет основную цель профессиональной деятельности – организация воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации учащихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей.
Вид экономической деятельности – образование (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, профессиональное среднее, высшее, дополнительное для детей и взрослых).
Какие профессии регулирует
Согласно профессиональному стандарту 01.005, к специалистам в области воспитания относится ряд профессий:
Трудовые функции по профстандарту Специалист в области воспитания
В профстандарте сформулированы обобщенные трудовые функции специалистов в области воспитания:
- социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации;
- организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации;
- организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса;
- воспитательная работа с группой обучающихся;
- библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования;
- тьюторское сопровождение обучающихся.
Трудовые функции социальных педагогов
Социальный педагог – специалист, который работает с детьми и родителями не только в образовательной или специализированной организации, но и по месту жительства. Он помогает детям и подросткам адаптироваться в новой школе, занимается мониторингом неблагополучных семей и профилактикой правонарушений среди учащихся.
Согласно профессиональному стандарту, социальный педагог выполняет следующие функции:
- Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации;
- Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации.
Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, социальному педагогу необходимо обладать знаниями по следующим темам:
- Нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования, воспитания, социальной работы с детьми и молодежью;
- Методы социально-педагогической диагностики, изучения ситуаций жизнедеятельности обучающихся, выявления их потребностей;
- Способы обеспечения реализации и защиты прав обучающихся в процессе образования;
- Основы социально-педагогической деятельности по социальной адаптации обучающихся, помощи им в освоении социальных ролей;
- Способы планирования социально и личностно значимой деятельности обучающихся с целью расширения их социокультурного опыта;
- Формы и методы социально-педагогической поддержки детей и молодежи в трудной жизненной ситуации;
- Формы и методы профилактической работы с детьми и семьями группы социального риска;
- Формы работы с детьми и молодежью по месту жительства;
Трудовые функции старших вожатых
Старший вожатый- это специалист, работающий в сфере самоуправления обучающихся и организации деятельности детских общественных объединений в образовательной организации. Он организует кружки, игры и различные развлекательные мероприятия для учеников или воспитанников, чтобы дети могли полезно и интересно проводить свободное время.
Согласно профстандарту, старший вожатый выполняет следующие функции:
1) Оказание обучающимся педагогической поддержки в создании общественных объединений;
2) Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений;
3) Развитие самоуправления обучающихся на основе социального партнерства социальных институтов;
Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, старшему вожатому необходимо обладать знаниями по следующим темам:
- Основные положения государственных стратегий и программ развития воспитания детей и молодежи;
- Требования ФГОС ОО к разработке программ воспитания;
- Основные направления, виды и формы воспитательной деятельности;
- Нормативные правовые акты в области развития детского движения, деятельности детских и молодежных общественных организаций;
- Нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся;
- Основы проектирования воспитательного процесса, примерная структура программы воспитания;
- Возрастные особенности обучающихся, пути реализации возрастного подхода к проектированию программ воспитания;
- Теория и методика педагогической поддержки деятельности детских общественных организаций, движений, объединений;
- Примерное содержание детских социальных инициатив, способы их педагогической поддержки и сопровождения;
Трудовые функции педагогов – организаторов
Педагог-организатор – это специалист, который проводит праздники и различные мероприятия в образовательном учреждении. Он выявляет потребности и увлечения воспитанников или учеников, с учетом их возрастных и психологических особенностей, и обеспечивает условия реализации их творческого потенциала.
Согласно профстандарту, педагог-организатор выполняет следующие функции:
1) Организационно-педагогическое обеспечение проектирования и реализации программ воспитания;
2) Организация работы по одному или нескольким направлениям внеурочной деятельности;
3) Организационно-методическое обеспечение воспитательной деятельности;
Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, педагогу-организатору необходимо обладать знаниями по следующим темам:
- Приоритеты развития воспитания, отраженные в государственных нормативных правовых документах, программах, стратегиях;
- Методические основы педагогической диагностики, методы выявления особенностей, интересов и потребностей обучающихся;
- Механизмы организационно-педагогического обеспечения участия обучающихся в создании программ воспитания;
- Требования ФГОС ОО к организации внеурочной деятельности обучающихся;
- Возрастные особенности обучающихся и соответствующие формы и методы воспитательной деятельности с детьми разного возраста;
- Методические основы воспитания патриотизма, гражданской позиции у обучающихся разного возраста;
- Формы и методы нравственного воспитания обучающихся, формирования у них этической культуры;
- Методические основы воспитания у детей экологической культуры, организации экологически ориентированной деятельности;
- Технологии воспитательной деятельности, обеспечивающие развитие у обучающихся интеллектуальной сферы личности;
- Методические основы трудового воспитания обучающихся;
- Методические основы, формы и методы развития и педагогической поддержки детского самоуправления;
Трудовые функции воспитателей (старших воспитателей)
Воспитатели бывают не только в детском саду, но и в начальной и средней школе, в профессионально-технических учебных заведениях и студенческих общежитиях. Профстандарт специалиста в области воспитания уточняет требования к этим воспитателям.
Согласно профстандарту, воспитатели (старшие воспитатели) выполняет следующие функции:
1) Планирование воспитательной деятельности с группой обучающихся;
2) Организация социально и личностно значимой деятельности группы обучающихся;
3) Организационно-методическое обеспечение воспитательного процесса в группе обучающихся.
Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:
- Нормативные правовые основы организации воспитательного процесса с группой обучающихся;
- Локальные акты образовательной организации в области воспитания; программы воспитания, реализуемые образовательной организацией;
- Методы выявления интересов, потребностей, особенностей обучающихся, их взаимоотношений в группе;
- Особенности развития конфликтных ситуаций в группе;
- Теоретические и методические основы разработки плана (программы) воспитательной деятельности с группой обучающихся;
- Педагогические технологии мотивации обучающихся к самореализации;
- Формы и методы оказания консультативной помощи обучающимся в проектировании своего будущего, выборе профессии;
Трудовые функции педагогов-библиотекарей
Педагог-библиотекарь – это специалист по обработке, организации и управлению информационными услугами и материалами в библиотечном фонде образовательного учреждения.
Трудовые функции библиотекарей:
1) Информационно-библиотечное сопровождение учебно-воспитательного процесса;
2) Проведение мероприятий по воспитанию у обучающихся информационной культуры;
3) Организационно-методическое обеспечение мероприятий по развитию у обучающихся интереса к чтению;
Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, библиотекарю необходимо обладать знаниями по следующим темам:
- Теория библиотековедения, основы организации и управления библиотечным делом;
- Способы формирования библиотечного фонда, справочного аппарата;
- Основы социально-педагогического проектирования образовательного пространства в образовательной организации;
- Технологии создания электронных каталогов;
- Основное содержание информационно-библиографической деятельности в образовательной организации общего образования;
- Нормативные и правовые акты в области образования;
- Основы общей педагогики.
- Теория и методика социально-культурной деятельности.
Дистанционное обучение педагогов-библиотекарей в АБиУС
Трудовые функции тьюторов
Тьютор – персональный наставник, занимающиеся сопровождением и обеспечением индивидуального плана обучения дошкольников, школьников и студентов. Он следит не только за успеваемостью подопечного, но и за его внеурочной деятельностью.
К трудовым функциям тьюторов отнесены:
1) Педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
2) Организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
3) Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, тьютору необходимо обладать знаниями по следующим темам:
- Законодательные акты в области образования, образовательные и профессиональные стандарты; нормативные правовые основы тьюторского сопровождения в образовании;
- Технологии тьюторского сопровождения в образовании, педагогического сопровождения и педагогической поддержки обучающихся;
- Основы разработки адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
- Особенности образовательных программ дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, среднего профессионального, высшего, дополнительного профессионального образования;
- Основы коррекционной педагогики, основы прикладного анализа поведения, виды образовательных затруднений обучающихся различных возрастов и категорий;
- Возрастные особенности обучающихся и способы их учета в реализации тьюторского сопровождения обучающихся;
- Особенности семейного воспитания, подходы к организации взаимодействия тьютора с семьей;
- Подходы к разработке методических материалов, необходимых для организации познавательной, творческой, игровой деятельности обучающихся разного возраста.
Требования к образованию
Чтобы претендовать на одну из перечисленных должностей, согласно профессиональному стандарту, Вы должны иметь следующее образование:
Вариант 1. Высшее или среднее профессиональное по специальностям «Образование и педагогические науки;
Вариант 2. Высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по специальности.
И обучение по программе «Первая помощь (для педагогов)», «Охрана труда».
Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и обязательное прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров.
Обучение на социального педагога, педагога-библиотекаря, старшего вожатого
Почему для получения дополнительного профессионального образования выбирают АБиУС?
- Качественные программы обучения, разработанные действующими профессионалами отрасли;
- Программы содержат только профильные дисциплины, что даёт возможность приобрести актуальные знания и навыки, которые действительно пригодятся в трудовой деятельности.
- Программы подготовлены с учётом требований действующих профстандартов.
- Поступление без вступительных испытаний;
- Простая и понятная система дистанционного обучения;
- Взаимодействие по всем вопросам обучения с личным куратором;
- Доступная стоимость обучения (скидки, акции, рассрочка).
- Бесплатная отправка документов по почте России.