Состав
и задачи транспортного хозяйства.
Транспортировку сырья, материалов,
полуфабрикатов как внутри предприятия,
так и за его пределами, доставку готовой
продукции производит транспортное
хозяйство предприятия, основными
задачами которого являются:
Промышленные
предприятия используют различные
транспортные средства. По виду и
назначению транспорт подразделяется
на железнодорожный, автомобильный,
трубопроводный. По характеру действий
— на транспорт непрерывного и
периодического действия. По видам
выполняемых работ различают межцеховый,
внутрицеховый и межоперационный
транспорт. Состав транспортного хозяйства
зависит от размера предприятия, типа
производства, характера выпускаемой
продукции (габаритных размеров, массы),
расположения цехов. Крупные промышленные
предприятия выделяют в составе
транспортного хозяйства специализированные
цеха (участки): железнодорожный,
автотранспортный, погрузочно-разгрузочный.
Кроме того, производственные подразделения
таких предприятий могут иметь в своем
составе внутризаводской транспорт.
Средние по размеру предприятия организуют
единый транспортный цех, мелкие – создают
транспортные участки или пользуются
транспортными услугами специализированных
транспортных хозяйств (организаций).
Организация
транспортного обслуживания предприятия
предполагает разработку системы
мероприятий, обеспечивающих эффективную
и рациональную организацию транспортных
процессов (планирование перевозок,
формирование грузопотоков, движение
транспорта) и труда транспортных рабочих.
Методы организации транспортного
обслуживания зависят от мощности
грузопотоков и объема грузооборота.
Совершенствование
организации работы внутризаводского
транспорта возможно в следующих
направлениях:
Централизованная
доставка грузов
устраняет нерациональные перевалки
сырья и материалов, сокращает простой
технологического оборудования, холостые
пробеги транспорта, улучшает взаимосвязь
производственных подразделений.
Принципами
централизованной доставки являются:
1.
Сокращение количества операций
перемещения путем ликвидации лишних
пунктов складирования, временных
промежуточных точек погрузки-разгрузки,
совмещения транспортных операций с
операциями основного производства.
2. Сокращение цикла
транспортных операций.
3.
Усовершенствование технологических
процессов переработки грузов.
4.
Достижение уровня организации и оснащения
операций по перемещению грузов,
соответствующего уровня организации
основного производства.
5.
Комбинированное применение различных
транспортных и погрузочно-разгрузочных
работ.
Транспортно-технологические
карты
разрабатываются на основные, наиболее
трудоемкие в перемещении грузы. Основным
принципом построения таких карт
является комплексная механизация
процессов перемещения грузов от прибытия
сырья на предприятие до вывоза готовой
продукции.
Организационная
структура управления транспортным
хозяйством.
На машиностроительных предприятиях
управление внутризаводским транспортом
осуществляется транспортным отделом,
выполняющим функции планирования
перевозок и погрузочно-разгрузочных
работ, эксплуатации транспортных
средств, их ремонта, учета выполнения
плана транспортных работ и анализа
деятельности внутризаводского транспорта.
Транспортный
отдел подчиняется заместителю директора
предприятия. В составе отдела выделяются
подразделения, выполняющие перечисленные
функции. Организационная структура
управления внутризаводским транспортом
определяется составом транспортного
хозяйства и объемом перевозок.
Соседние файлы в папке Пособие 2007
Состав
и задачи транспортного хозяйства.
Транспортировку сырья, материалов,
полуфабрикатов как внутри предприятия,
так и за его пределами, доставку готовой
продукции производит транспортное
хозяйство предприятия, основными
задачами которого являются:
Промышленные
предприятия используют различные
транспортные средства. По виду и
назначению транспорт подразделяется
на железнодорожный, автомобильный,
трубопроводный. По характеру действий
— на транспорт непрерывного и
периодического действия. По видам
выполняемых работ различают межцеховый,
внутрицеховый и межоперационный
транспорт. Состав транспортного хозяйства
зависит от размера предприятия, типа
производства, характера выпускаемой
продукции (габаритных размеров, массы),
расположения цехов. Крупные промышленные
предприятия выделяют в составе
транспортного хозяйства специализированные
цеха (участки): железнодорожный,
автотранспортный, погрузочно-разгрузочный.
Кроме того, производственные подразделения
таких предприятий могут иметь в своем
составе внутризаводской транспорт.
Средние по размеру предприятия организуют
единый транспортный цех, мелкие – создают
транспортные участки или пользуются
транспортными услугами специализированных
транспортных хозяйств (организаций).
Организация
транспортного обслуживания предприятия
предполагает разработку системы
мероприятий, обеспечивающих эффективную
и рациональную организацию транспортных
процессов (планирование перевозок,
формирование грузопотоков, движение
транспорта) и труда транспортных рабочих.
Методы организации транспортного
обслуживания зависят от мощности
грузопотоков и объема грузооборота.
Совершенствование
организации работы внутризаводского
транспорта возможно в следующих
направлениях:
Централизованная
доставка грузов
устраняет нерациональные перевалки
сырья и материалов, сокращает простой
технологического оборудования, холостые
пробеги транспорта, улучшает взаимосвязь
производственных подразделений.
3.
Усовершенствование технологических
процессов переработки грузов.
4.
Достижение уровня организации и оснащения
операций по перемещению грузов,
соответствующего уровня организации
основного производства.
Транспортно-технологические
карты
разрабатываются на основные, наиболее
трудоемкие в перемещении грузы. Основным
принципом построения таких карт является
комплексная механизация процессов
перемещения грузов от прибытия сырья
на предприятие до вывоза готовой
продукции.
Организационная
структура управления транспортным
хозяйством.
На машиностроительных предприятиях
управление внутризаводским транспортом
осуществляется транспортным отделом,
выполняющим функции планирования
перевозок и погрузочно-разгрузочных
работ, эксплуатации транспортных
средств, их ремонта, учета выполнения
плана транспортных работ и анализа
деятельности внутризаводского транспорта.
Транспортный
отдел подчиняется заместителю директора
предприятия. В составе отдела выделяются
подразделения, выполняющие перечисленные
функции. Организационная структура
управления внутризаводским транспортом
определяется составом транспортного
хозяйства и объемом перевозок.
Организация транспортного хозяйства предприятия
Транспортные операции являются частью
производственного процесса. Затраты
на транспортировку крупных промышленных
предприятий составляют 3-10% от себестоимости
продукции. Рациональная организация
транспортного обслуживания обуславливается
необходимостью координации транспортных
процессов с технологическими, а также
необходимостью обеспечения перевозок
на предприятии и вне его, необходимостью
снабжения сырьем и материалами, а также
сбыта готовой продукции.
Основные задачи транспортного отдела
предприятия:
1. Обеспечение ритмичности хода
производства за счет своевременного
обслуживания транспортом.
2. Выполнение транспортных перевозок с
минимальными затратами, сохранностью
перемещаемых товарно-материальных
ценностей в процессе производства.
3. Определение потребности в транспортных
средствах, составление графика работы
транспорта предприятия.
4. Составление схем движения грузов,
расчет грузооборота и грузопотока.
Грузооборот – это количество груза,
перемещаемого на предприятии за единицу
времени (за сутки, месяц, год – в тоннах).
Грузопоток – это количество груза,
перемещаемого между взаимосвязанными
подразделениями предприятия (в тоннах
за единицу времени). Грузооборот
предприятия равен сумме грузопотоков.
В организации транспортного обслуживания
используются следующие системы маршрутов:
1. Маршрутные – могут быть одно- и
двухсторонние.
Состав подразделений, осуществляющих
транспортное обслуживание, зависит от
территориального расположения предприятия
и взаимосвязей между подразделениями.
Выбор транспортных средств
При выборе транспортных средств
необходимо руководствоваться следующими
требованиями:
1. Транспортные средства предприятия
должны соответствовать требованиям
организации и технологии обслуживания
производственного процесса.
2. Транспортные средства предприятия
должны соответствовать основным
параметрам грузопотока (мощность
транспортного средства, расстояние,
масса перевозимого груза).
Количество транспортных средств,
необходимых для перевозки грузов
предприятия, рассчитывается по формуле:
где Q– масса перевозимого
груза;
q– грузоподача транспортного
средства;
– количество смен;
L– расстояние между
пунктами перевозок;
– время загрузки, разгрузки транспортного
средства, в мин.
На крупном предприятии транспортное
обслуживание осуществляет транспортный
отдел, который подчиняется главному
механику предприятия или заместителю
директора по административно-хозяйственной
деятельности.
Основными технико-экономическими
показателями транспортного отдела
являются:
1. Объем затрат на перевозки, транспортное
обслуживание.
2. Потери, обусловленные несвоевременным
транспортным обслуживанием и
некачественными перевозками.
3. Себестоимость перевозок грузов внутри
предприятия.
Основные направления совершенствования
транспортного обслуживания:
1. Внедрение современных подъемно-транспортных
средств и обслуживания, повышение уровня
механизации и автоматизации.
2. Внедрение единых транспортных систем
с автоматизированными складами.
3. Проектирование комплексной технологии
на все операции производственного
процесса, нормирование транспортных
работ.
4. Совершенствование технического
облуживания транспорта.
5. Организация объективного учета затрат
на транспортно-разгрузочные работы и
их систематический анализ, улучшение
системы технико-экономического и
оперативного планирования транспортного
обслуживания предприятия.