Концертмейстер должность

Концертмейстер должность

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография.

«______» _______________ 20___ г.

1. Общие положения

1.2. Аккомпаниатор-концертмейстер назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.4. На должность аккомпаниатора-концертмейстера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (музыкальное) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы не менее 3 лет в соответствующем жанре.

1.5. В практической деятельности аккомпаниатор-концертмейстер должен руководствоваться:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.6. Аккомпаниатор-концертмейстер должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся концертной деятельности;
  • историю музыки, музыкального театра, вокального искусства, хореографии;
  • классическую и современную музыкальную драматургию;
  • основные направления развития современной музыки;
  • текущий репертуар концертной организации;
  • методы вокальной педагогики, ансамблевого и хорового пения;
  • принципы концертмейстерской работы по балету;
  • основы организации концертного дела, трудового законодательства;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

2. Должностные обязанности

Аккомпаниатор-концертмейстер выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Ведет индивидуальные и групповые репетиции (занятия) с артистами-вокалистами (оперными и камерными), артистами балета, солистами-инструменталистами, артистами других жанров, как по новым программам, так и по текущему репертуару.

2.2. Осуществляет во время репетиций музыкальное сопровождение на фортепиано при работе над новыми программами (номерами).

2.3. Выступает аккомпаниатором в номерах артистов всех жанров и исполнителем отдельных фортепьянных произведений при проведении концертов, других мероприятий.

2.4. Исполняет новые музыкальные произведения с листа и транспонирует достаточно сложный нотный материал.

В случае служебной необходимости аккомпаниатор-концертмейстер может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, по решению непосредственного руководителя, в порядке, предусмотренном законодательством.

Аккомпаниатор-концертмейстер имеет право:

3.1. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам его деятельности.

3.2. Вступать во взаимоотношения как с внутренними подразделениями Компании, так и с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения оперативных вопросов производственной деятельности, входящей в его компетенцию.

3.3. Представлять интересы предприятия в сторонних организациях по вопросам, связанным с его профессиональной деятельностью.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Аккомпаниатор-концертмейстер несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.1.7. Совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

4.1.8. Причинение материального ущерба и/или убытков организации или третьим лицам, связанных с действием или бездействием во время исполнения служебных обязанностей.

4.2. Оценка работы аккомпаниатора-концертмейстера осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем – регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия – периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы аккомпаниатора-концертмейстера является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы аккомпаниатора-концертмейстера определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.

Аккомпаниатора-концертмейстера I категории

1.2. Аккомпаниатор-концертмейстер I категории назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.4. На должность аккомпаниатора-концертмейстера I категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы не менее 3 лет в должности аккомпаниатора-концертмейстера II категории. Требуется хорошее исполнительское мастерство и исполнительская культура.

1.5. В практической деятельности аккомпаниатор-концертмейстер I категории должен руководствоваться:

1.6. Аккомпаниатор-концертмейстер I категории должен знать:

Аккомпаниатор-концертмейстер I категории выполняет следующие должностные обязанности:

В случае служебной необходимости аккомпаниатор-концертмейстер I категории может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, по решению непосредственного руководителя, в порядке, предусмотренном законодательством.

Аккомпаниатор-концертмейстер I категории имеет право:

4.1. Аккомпаниатор-концертмейстер I категории несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.2. Оценка работы аккомпаниатора-концертмейстера I категории осуществляется:

4.3. Основным критерием оценки работы аккомпаниатора-концертмейстера I категории является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5.1. Режим работы аккомпаниатора-концертмейстера I категории определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

Концертмейстера образовательного учреждения

1.2. Концертмейстер образовательного учреждения назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Образовательного учреждения.

1.5. На должность концертмейстера образовательного учреждения назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (музыкальное) образование или среднее профессиональное (музыкальное) образование, профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы.

1.6. Концертмейстер образовательного учреждения отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну Образовательного учреждения.

1.7. Концертмейстер образовательного учреждения должен знать:

1.8. Концертмейстер образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Образовательного учреждения;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

Концертмейстер образовательного учреждения выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Разрабатывает совместно с преподавателями специальных и профилирующих дисциплин тематические планы и программы.

2.2. Проводит индивидуальные и групповые учебные занятия с обучающимися, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий, осуществляет музыкальное сопровождение учебных занятий.

2.3. Формирует у обучающихся исполнительские навыки, прививает им навыки ансамблевой игры, способствует развитию у них художественного вкуса, расширению музыкально-образных представлений и воспитанию творческой индивидуальности, организует их самостоятельную деятельность, используя современные образовательные технологии, включая информационные и компьютерные технологии, а также цифровые образовательные ресурсы.

2.4. Обеспечивает профессиональное исполнение музыкального материала на уроках, экзаменах, зачетах, концертах (спектаклях), показательных выступлениях (спортивных соревнованиях по спортивной, художественной гимнастике, фигурному катанию, плаванию).

2.5. Читает с листа, транспонирует музыкальные произведения.

2.6. Координирует работу по аккомпанированию при проведении музыкальных занятий и массовых мероприятий.

2.7. Оценивает эффективность обучения, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, участвует в аттестации обучающихся.

2.8. Принимает участие в разработке тематических планов, программ (общих, специальных, профилирующих дисциплин).

2.9. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, предусмотренных образовательной программой.

2.10. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

2.11. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

В случае служебной необходимости концертмейстер образовательного учреждения может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

Концертмейстер образовательного учреждения имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе на:

  • сокращенную продолжительность рабочего времени;
  • дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
  • ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
  • длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
  • досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
  • предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
  • оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководства).

3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.

3.7. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

4.1. Концертмейстер образовательного учреждения несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.2. Оценка работы концертмейстера образовательного учреждения осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы концертмейстера образовательного учреждения является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5.1. Режим работы концертмейстера образовательного учреждения определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Образовательном учреждении.

6. Право подписи

6.1. Концертмейстеру образовательного учреждения для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей должностной инструкцией.

С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.

Корреспондент информационного агентства «Музыкальный Клондайк» встретился с Евгенией Солунской – концертмейстером по классу вокала оперной труппы Красноярского театра оперы и балета имени Д.А. Хворостовского. И поговорил с ней о роли концертмейстера в работе с солистом, нюансах профессии и выдающихся педагогах.

Концертмейстер должность

– Евгения, как вы пришли в профессию концертмейстера? Что вас привлекло именно в этой работе?

– Я думаю, что первый неосознанный выбор был сделан еще в музыкальной школе. Я училась в городе Жуковском, в школе искусств. Мама у меня пианистка, тоже концертмейстер. Искусство окружало меня, и я не представляла себя без музыки, без фортепиано.

– Можно сказать, профессия перешла по наследству.

– Это было естественно. Хотя, честно говоря, мама пыталась уточняющими вопросами узнать, действительно ли я решила связать свою жизнь с музыкой, но для меня не было сомнений.

В музыкальной школе, где я училась, не было ни концертмейстерского класса, ни камерного ансамбля как самостоятельной дисциплины. Однако педагоги решили сами объединить преуспевающих учеников в ансамбль –  некий эксперимент. Так образовался мой первый дуэт со скрипачом. Мы трижды победили на областных конкурсах, стали стипендиатами Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова. И тогда я почувствовала, что игра в ансамбле меня увлекает даже больше, чем сольное исполнительство. Возможно, в силу моих психологических особенностей: естественно склад личности человека влияет на выбор его профессии. В дуэте между музыкантами происходит общение на тонком уровне. И чем совершеннее они владеют своими партиями, тем увлекательнее этот процесс взаимодействия, творчества.

-Это язык искусства. Это именно чувство через искусство в музыку.

– Да. И этот удачный опыт сыграл основополагающую роль в выборе данной профессии.

– Я знаю, что у вас прекрасное образование: вы закончили колледж им. А.Г. Шнитке, Российскую академию музыки им. Гнесиных с красным дипломом и там же продолжили обучение в ассистентуре-стажировке.  Можете рассказать о ваших педагогах?

– И тут мы опять возвращаемся к вопросу, почему я стала концертмейстером. Окончательный выбор случился, когда я, получив высшее образование в академии музыки им. Гнесиных, решила поступить в ассистентуру по специальности «Искусство аккомпанемента». В этом меня поддержала мой педагог по концертмейстерскому  мастерству Елена Евсеевна Стриковская. Именно ее уроки пробудили во мне глубокое уважение к делу концертмейстера и благоговение перед самым совершенным инструментом – человеческим голосом. Она научила любить и ценить его обладателей – певцов, и у меня появилось желание развиваться в этой профессии. С педагогом возникло полное понимание и доверие. Конечно, я бесконечно благодарна всем моим педагогам, которые меня направляли на протяжении всего непростого пути. Я не считаю, что самым ценным качеством в фортепианном искусстве является владение какой-то безупречной и виртуознейшей техникой – это не самоцель. Это может быть средством. У кого-то это есть, у кого-то в недостаточной мере, чтобы стать сольным музыкантом. Но наиболее ценное качество у педагога, на мой взгляд – умение воспитать особое отношение к звучанию рояля. Это «цепляет» слушателя гораздо больше, чем любой виртуозный пассаж.

Допустим, мы привыкли приводить в пример азиатских пианистов, у которых просто сумасшедшая техника. Но в большинстве случаев такое исполнение не оставляет в нашей душе какого-то послевкусия. Искусство фортепианного туше – это, по сути, эфемерная область. Это сродни звукоизвлечению у вокалистов. Можно лишь попытаться воспитать в ученике культуру звука, культуру слуха. В этом смысле мне очень повезло. Со мной занимались педагоги, обладающие таким талантом и умеющие научить слушать и добиваться особого звука рояля.

Я хочу рассказать про Юлию Натановну Юшину – моего педагога по классу специального фортепиано в колледже им. А.Г. Шнитке. Надо сказать, что у нее училась моя мама еще в училище в Электростали. Юлия Натановна любила повторять, что «учит нас впрок». Слова, сказанные педагогами тогда, сегодня обретают новый смысл. Тогда не хватало ни навыков, ни опыта, ни мастерства, чтобы это ощутить на практике.

На уроках Юлии Натановны было бесконечное творчество, рождение музыки происходило словно из каких-то нематериальных сфер. Она меня направила дальше в Гнесинскую академию к Татьяне Абрамовне Зеликман. Мне повезло, что она смогла принять меня в класс. Скажу честно, учиться там было непросто. Татьяна Абрамовна воспитала не одно поколение пианистов мирового уровня. В числе ее учеников Константин Шамрай, Даниил Трифонов. Я горжусь, что нахожусь в плеяде ее воспитанников.

Каждый урок Татьяны Абрамовны всегда был шагом вперед.

А моя педагог по концертмейстерскому классу Елена Евсеевна продолжает фортепианные традиции пианиста Бориса Берлина.

– Да, они совместно с пианистом Сергеем Дрезниным создали сайт про Бориса Моисеевича.

– Они его последователи. Это здорово, что знакомят аудиторию с его трудами. Недавно выпустили книгу о его методике.

Также Елена Евсеевна знакомила нас с мастерством дирижера и концертмейстера Евгении Михайловны Славинской. Уникальный мастер, Евгения Михайловна Славинская – словно символ на щите концертмейстеров.

– С 2019 года вы концертмейстер по классу вокала оперной труппы Красноярского театра оперы и балета имени Д.А. Хворостовского. Расскажите, с чего началось ваше сотрудничество с театром.

– Меня пригласили, потому что театр нуждался в концертмейстерах. У нас большая труппа, должно быть не меньше шести концертмейстеров.

Я, как и все, прошла прослушивание, и на первом этапе у меня стояла задача овладеть репертуаром, потому что обширного опыта работы в музыкальных театрах у меня не было. Я работала в коммерческих проектах в Москве, в первой иммерсивной постановке оперы «Пиковая Дама» в особняке на Яузе, который принадлежал деду Натальи Гончаровой. Это был очень интересный опыт, но недостаточный.

– На западе концертмейстеры часто выступают в роли вокальных коучей, то есть также происходит работа и непосредственно над вокальной техникой. Расскажите, сейчас в России многие концертмейстеры работают над техникой вокала? И входите ли вы в их число?

– Мне затруднительно говорить о других. На Западе распространено понятие коуч и это что-то комплексное: это пианист, который может что-то подсказать по фразировке, по стилю, по жанру, по вокалу. В принципе это очень верная тенденция. Невозможно препарировать музыку: «Сейчас сделаю технику, потом научусь чисто петь мелодию, а потом уже сделаю интерпретацию, выучу текст» – это все надо делать одновременно, в комплексе.

Конечно, хорошо, когда есть специалисты, которые могут осуществлять многоплановую работу. Их и называют «коуч». Конечно, я думаю, что нашим концертмейстерам стоит стремиться к развитию таких качеств.

Вам следует понять основы правильного дыхания, которое важно для всех музыкантов. Независимо от того, есть ли голос у самого концертмейстера, ему следует брать вокальные уроки, если он хочет направлять солиста. Я считаю, что в современном мире без этого нельзя, тем более идет тенденция к универсальности пианиста. И это правильно. Кроме того, поскольку очень много музыки написано на иностранном языке, важно изучать языки.

Итальянский входит плавно, вместе с операми. Это основной язык. Всегда надо знать дословный перевод текста, чтобы помочь солисту понять его партию. Не всегда у них есть время и желание делать эту кропотливую работу – дословный подстрочный перевод должен быть у концертмейстера. Он влияет на фразировку, на какие-то смысловые акценты. Когда мы только берем новую партию с вокалистом, желательно добиться понимания, что должно звучать в конечном итоге, какая она эта музыка. Концертмейстер – «комплексная» специальность. Нужно быть и немножечко дирижером.

Елена Стриковская показывала эксперимент на примере дуэта «вокалист-концертмейстер». Играет студент, но певец не вступает. Вроде студент играет все ритмично и правильно, но солист не понимает, когда ему нужно вступить. За фортепиано садится Елена Евсеевна, и у нее в руке идет дирижерский жест. Просто она дает «ауфтакт» и солист вступает именно в этот момент. Но магия в том, что он стоит к ней спиной и жеста не видит. Она организовывает время и владеет им в пространстве.

– Концертмейстер – очень ответственная и важная профессия.  Особенно, в индивидуальной работе с певцами. Можете рассказать, как вы устанавливаете взаимопонимание с вокалистами?

– Тут есть несколько аспектов. С одной стороны, концертмейстер – возрастная профессия. То есть, в любом случае аккумулируется опыт, и он трансформируется в качество работы. Чем старше концертмейстер, тем он более опытный. Но не всегда так бывает. Вопрос в том, хочет ли человек интенсивно развиваться в своей профессии.

Мы вместе с певцами постоянно приходим к новым открытиям. Также концертмейстер должен уметь «считывать» человека. Нужно во что бы то ни стало понять склад личности солиста. Весь процесс пения основан исключительно на ощущениях солиста. И вот эти ощущения зависят от всего: погоды, настроения, питания. Поэтому концертмейстер должен транслировать абсолютное спокойствие, уверенность.

Существует заблуждение, что концертмейстер в понимании широкой публики является просто аккомпаниатором. Ничего подобного. Ведь в сложном процессе совместного музицирования у солиста есть намерение, но реализуется оно с подачи концертмейстера. В оперном театре профессия  у нас «закулисная», нашей работы как таковой зритель оперного спектакля не видит. А ведь солист  словно следует той  ковровой дорожке, которую мы ему постелили.

Александра САЙДОВА
фото из личного архива
Евгении Солунской

Выбор профессии

Мой отец тоже пианист, и меня отдали в детстве в музыкальную школу. С 6 лет играю на фортепиано. Сначала закончила музыкальную школу 8 классов с подготовишкой, потом музыкальное училище 4 года, затем отучилась в консерватории 5 лет — получила высшее образование.

Работаю по специальности с 21 года, т.е. со 2 курса консерватории. Первая работа была концертмейстером в Центре детского развития в Казани в классе хореографии — играла разные польки, вальсы и тому подобное, а дети делали под мой аккомпанемент разминку, упражнения и танцевали. Первая зарплата была равна 3500 рублей в месяц😊 Но я была рада, что начала работать и зарабатывать первые деньги.

Доход

В целом, как концертмейстер я получаю 16800 в месяц.

Как ассистент: плюс 2500 в месяц, и отдельно почасовые (это расчет просто по часам, всего за учебный год получается примерно 85000 рублей за 300 часов).

Зарплата концертмейстера низкооплачиваемая. Хотя знаний и труда требуется много.

Подработки

Вообще в дипломе у меня не только специальность концертмейстера, но и преподаватель игры на фортепиано. Поэтому мне второй год дают должность ассистента в университете, и я веду пары по общему фортепиано, т.е. преподаю уроки игры на пианино студентам, которые учатся играть на других инструментах, вокалистам, дирижерам.
Это оплачивается отдельно. Примерно в неделю дополнительные 6-7 пар.

Можно найти учеников для частного обучения игре на фортепиано, можно устроиться совместителем в музыкальную школу или в театр Оперы и балета, но у меня на это пока нет времени.

ЕКСД – Аккомпаниатор-концертмейстер

ЕКСД 2018. Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов

Должностные обязанности. Ведет индивидуальные и групповые репетиции (занятия) с артистами-вокалистами (оперными и камерными), артистами балета, солистами-инструменталистами, артистами других жанров как по новым программам, так и по текущему репертуару. Осуществляет во время репетиций музыкальное сопровождение на фортепиано при работе над новыми программами (номерами). Выступает аккомпаниатором в номерах артистов всех жанров и исполнителем отдельных фортепьянных произведений при проведении концертов, других мероприятий. Исполняет новые музыкальные произведения с листа и транспонирует достаточно сложный нотный материал.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся концертной деятельности, историю музыки, музыкального театра, вокального искусства, хореографии, классическую и современную музыкальную драматургию, основные направления развития современной музыки, текущий репертуар концертной организации, методы вокальной педагогики, ансамблевого и хорового пения, принципы концертмейстерской работы по балету, основы организации концертного дела, трудового законодательства, правила внутреннего трудового распорядка, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Аккомпаниатор-концертмейстер – ведущий мастер сцены – высшее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы не менее 5 лет в должности аккомпаниатора-концертмейстера высшей категории.

Блестящее исполнительское мастерство и высочайшая исполнительская культура при выступлениях в концертах в качестве аккомпаниатора и с отдельными фортепьянными номерами, широкое признание публики и музыкальной (театральной) общественности.

Аккомпаниатор-концертмейстер высшей категории – высшее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы не менее 3 лет в должности аккомпаниатора-концертмейстера первой категории.

Отличное исполнительское мастерство и высокая исполнительская культура при выступлениях в концертах, признание публики и музыкальной (театральной) общественности.

Аккомпаниатор-концертмейстер первой категории – высшее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы не менее 3 лет в должности аккомпаниатора-концертмейстера второй категории.

Аккомпаниатор-концертмейстер второй категории – высшее профессиональное образование (музыкальное) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы не менее 3 лет в соответствующем жанре.

Поиск

Экономия в том, что просто не покупаю ничего лишнего, только то, что нужно. Ну и сама я ем довольно мало, утром не хочется, днем — часто некогда поесть.

ЕКСД – Концертмейстер по классу вокала (балета)

Должностные обязанности. Ведет индивидуальные и групповые занятия с солистами-вокалистами, артистами хора, солистами и артистами балета. Готовит с ними партии под руководством дирижера или балетмейстера. Ведет на репетициях музыкальное сопровождение на фортепиано в процессе работы над новыми и возобновляемыми постановками. Аккомпанирует исполнителям при проведении концертов, других мероприятий. Исполняет новые музыкальные произведения с листа и транспонирует сложный нотный материал.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств, историю музыкального театра, вокального искусства, хореографии, классическую и современную музыкальную драматургию, текущий репертуар организации исполнительских искусств, методы вокальной педагогики, ансамблевого и хорового пения, принципы концертмейстерской работы по вокалу (балету), основы экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового законодательства, правила внутреннего трудового распорядка, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Концертмейстер по классу вокала (балета) первой категории – высшее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы не менее 3 лет в должности концертмейстера по классу вокала (балета) второй категории.

Концертмейстер по классу вокала (балета) второй категории – высшее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

Сейчас работаю концертмейстером в университете на факультете искусств с 2016 года. Сотрудников ценят, потому что играть в высшем учебном заведении нужно сложные произведения и много.

Плюсы профессии в том, что в целом расписание свободное, не всем студентам нужен концертмейстер весь семестр, некоторые приглашают поиграть вместе только ближе к зачетам или сессии, когда уже сами хорошо выучат свои произведения.

Из минусов то, что нужно самому концертмейстеру много заниматься на инструменте и учить произведения, потому что студентов, которым играешь, много и они играют, поют или дирижируют по несколько произведений.

Ну и огромный минус в том, что зарплата у концертмейстера маленькая, меньше, чем у преподавателей, а труда вложено в профессию очень много.

Должностные обязанности. Разрабатывает совместно с преподавателями специальных и профилирующих дисциплин тематические планы и программы. Проводит индивидуальные и групповые учебные занятия с обучающимися, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий, осуществляет музыкальное сопровождение учебных занятий. Формирует у обучающихся исполнительские навыки, прививает им навыки ансамблевой игры, способствует развитию у них художественного вкуса, расширению музыкально-образных представлений и воспитанию творческой индивидуальности, организует их самостоятельную деятельность, используя современные образовательные технологии, включая информационные и компьютерные технологии, а также цифровые образовательные ресурсы. Обеспечивает профессиональное исполнение музыкального материала на уроках, экзаменах, зачетах, концертах (спектаклях), показательных выступлениях (спортивных соревнованиях по спортивной, художественной гимнастике, фигурному катанию, плаванию). Читает с листа, транспонирует музыкальные произведения. Координирует работу по аккомпанированию при проведении музыкальных занятий и массовых мероприятий. Оценивает эффективность обучения, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, участвует в аттестации обучающихся. Принимает участие в разработке тематических планов, программ (общих, специальных, профилирующих дисциплин). Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, предусмотренных образовательной программой. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, Конвенцию о правах ребенка, методику преподавания и воспитательной работы, музыкально-просветительской деятельности, программы и учебники в сфере музыкальной деятельности, музыкальные произведения разных эпох, стилей и жанров, их традиции интерпретации, методику проведения занятий и репетиций, основы педагогики и психологии, правила и методы компоновки музыкальных фрагментов, подбора музыки к отдельным элементам движений с учетом индивидуальных физических данных обучающихся, методы развития обучающихся, формирования исполнительских навыков, мастерства, современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы установления контакта с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, музыкальные произведения детского репертуара, технологии педагогической диагностики и коррекции, основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами, правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (музыкальное) образование или среднее профессиональное (музыкальное) образование, профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы.

Опыт работы: 11 лет

Расходы

Квартплата — примерно 5000 в месяц

Продукты питания на меня и двоих детей — примерно 15000 в месяц

Собственно, зарплата концертмейстера на этом заканчивается)

Рабочий день

Обычно работа начинается не раньше второй пары, т.е. в 9:50, а может и позже. Очень редко музыканты любят играть рано утром. Иногда на работу могу придти только на одну пару. Во время сессии или зачетов, конечно, занятий больше.
Но в целом я стараюсь начинать не раньше 9:50 и заканчиваю не позже 16:20, в это время заканчивается пятая пара.

На занятиях я играю свою партию, студенты свою. Преподаватель работает со студентом, я аккомпанирую. Играем произведения небольшими частями, много раз повторяем то, что не получается. Я тоже слушаю, что говорит преподаватель, стараюсь так же, как студент, играть с каждым разом лучше и лучше. Иногда мы занимаемся со студентами отдельно от преподавателя, чтобы студент мог запомнить мою партию, я — его, ну и чтобы отладить ансамблевую игру.

На занятиях по дирижированию я играю переложения произведений, а студент учится правильно показывать музыку руками.

Обычно в день у меня не больше четырех пар. Но трачу еще время на самостоятельные занятия, либо во время пар, если студент не приходит на занятие, либо занимаюсь по ночам дома в наушниках на электронном пианино.

Случай

Студенты учат свои произведения наизусть, я играю по нотам. В связи с этим, на зачетах, экзаменах или даже концертах бывают случаи, когда студенты забывают ноты, или слова, если это вокалисты, или “перескакивают” во время игры на другую часть произведения, не доиграв предыдущие. В такие моменты нужно быстро ориентироваться в нотах и “ловить” солиста. А если студент забывает ноты и перестает играть, то мне нужно продолжать исполнение одной, будто так и задуманно😏, и помочь ему каким-то кивком головы, где он может подхватить, чтобы играть дальше.

Ну и отдельное искусство у концертмейстеров — это умение во время игры переворачивать ноты,особенно когда играете быстрые произведения:)))

Суть профессии

Если ты концертмейстер в хореографии, то нужно играть различную ритмичную музыку, под которую дети смогут делать движения. Если концертмейстер в музыкальной школе, то там ты играешь аккомпанемент для детей, которые играют на различных музыкальных инструментах или поют, или хору, или ансамблю. Если концертмейстер в высшем учебном заведении, то там то же самое, что в музыкальной школе, но произведения намного сложнее, плюс возможно придется играть на фортепиано переложения хоровых или оркестровых произведений для тех студентов, которые учатся дирижировать хором или оркестром. Если ты концертмейстер в театре Оперы и балета, то там нужно разучивать с солистами, с хором их партии, или играть балеты в переложении для фортепиано хореографам.

Трудности профессии — нужно много знать и играть разной музыки, хорошо читать с листа ноты, уметь играть в ансамбле с разными солистами, уметь находить общий язык с теми, кому играешь, и с преподавателями, если работаешь в учебном заведении. Так же нужно обладать артистическим талантом, потому что часто нужно выступать на сцене с теми, кому играешь.

Будущее

Скорее всего, когда дети подрастут и станут более самостоятельными, то возьму больше концертмейстерских часов в университете. Возможно, устроюсь дополнительно в музыкальную школу.

А еще есть мысли переехать в город побольше и найти так же работу по своей специальности концертмейстера и преподавателя, но с более высокой зарплатой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *