Профориентация — залог успешного выбора для будущих абитуриентов и студентов вуза. Это важно и для профильных кафедр, и для обучающихся. С этой целью 20 апреля учащиеся школ и техникумов республики, принимавшие участие в Фестивале «Весна Удмуртии», посетили кафедру «Конструирование радиоэлектронной аппаратуры» Приборостроительного факультета ИжГТУ имени М.Т.Калашникова.
Заведующий кафедрой Владимир Александрович Глушков и магистранты кафедры Софья Николаевна Беляева и Максим Дмитриевич Мартынов рассказали ребятам о профессиях в области проектирования электроники (схемотехник, конструктор печатных узлов, программист микроконтроллеров и ПЛИС, конструктор корпусов и сборок) и технологии (технолог производства, инженер по испытаниям, контролю) и т.п. Заострили внимание на высокой востребованности данных профессий на больших и малых современных предприятиях.
Затем учащиеся своими руками прошли два этапа цикла разработки электронного изделия — мультивибратора-семафора на основе микросхемы интегрального таймера. На первом этапе в программе схемотехнического проектирования ребята создали компьютерную модель мультивибратора и убедились в том, что она действительно работает — виртуальный семафор заморгал виртуальными светодиодами.
Второй этап был более сложный — сборка физического макета семафора из реальных электронных компонентов (резисторы, светодиоды, конденсатор, микросхема, модуль питания и батарейка) на макетной плате. Несмотря на сложность задачи и ограниченность по времени, все с нею справились, получив незабываемый опыт и положительные эмоции. Многие школьники даже сфотографировали и записали на память видео со своими творениями.
В заключение встречи В.А.Глушков поблагодарил ребят за интерес, пригласил посещать дни открытых дверей ИжГТУ и поступать в ИжГТУ на направление «Конструирование и технология электронных средств».
Основы конструирования радиоэлектронных средств
По итогам курса вы познакомитесь с основами конструирования радиоэлектронных средств, отработаете на практике выполнение основных этапов работ по трассировке печатных плат
О курсе
Массовое проникновение радиоэлектронной аппаратуры (РЭА) в самые различные сферы деятельности людей, особенно в управление критичными системами в военной, атомной, транспортной и космической отраслях, сделало общество сильно зависимым от нее. Для обеспечения требуемых показателей качества РЭА различного функционального назначения при проектировании необходимо изучить воздействие электромагнитных помех (ЭМП) и обеспечить электромагнитную совместимость (ЭМС).
Курс формирует у слушателей профессиональные компетенции в области конструирования радиоэлектронных средств, помогает приобрести практические навыки работы в специализированных программах. Практические задания направлены на отработку выполнения основных этапов работы по трассировке печатных плат.
Результаты обучения
В состав программы входят обязательные и вариативные модули.
Обязательными модулями являются те, которые точно будут в составе курса. Вариативные модули предоставляются на выбор в программе курса.
Запись на курс
Оставьте нам информацию о себе и мы свяжемся с вами.
ГОСТ Р 52003-2003 трактует понятие РЭС, так, как это представлено в заголовочной части данной статьи, то есть без учёта наличия / отсутствия приёма / передачи радиоволн, в то время как, Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» определяет РЭС как «технические средства, предназначенные для передачи и (или) приёма радиоволн, состоящие из одного или нескольких передающих и (или) приёмных устройств либо комбинации таких устройств и включающие в себя вспомогательное оборудование», однако, при практическом использовании термина РЭС, необходимо учитывать, что закон имеет определённую сферу применения — «определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи», то есть применение терминов в других областях деятельности он не устанавливает.
Согласно постановлению правительства Российской Федерации № 30 от 15.01.1993 под радиоэлектронным средством (высокочастотным устройством) понимается техническое средство, состоящее из одного или нескольких радиопередающих или приемных устройств или их комбинации и вспомогательного оборудования. К радиоэлектронным средствам (высокочастотным устройствам) относятся радиостанции системы радионавигации, радиоопределения, системы кабельного телевидения и другие устройства, при работе которых используются электромагнитные колебания с частотами выше 9 килогерц.
Постановление правительства Российской Федерации № 30 от 15.01.1993 утратило силу – Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2017 г. N 971.
Радиоэлектро́нное сре́дство (РЭС) — изделие и/или его составные части, в основу функционирования которых положены принципы радиотехники и электроники. (ГОСТ Р 52003-2003. УРОВНИ РАЗУКРУПНЕНИЯ РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ)
Высокочастотные устройства – оборудование или приборы, предназначенные для генерирования и использования радиочастотной энергии в промышленных, научных, медицинских, бытовых или других целях, за исключением применения в области электросвязи. (Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 27.12.2018) “О связи”) В данном постановлении частотный диапазон не указан.
Основу передающего устройства составляет кодировщик (кодек) и модулятор, основу приёмного устройства составляет демодулятор и декодер.
Схема преобразования сообщений в системе связи
Радиоэлектронные средства классифицируются по следующим основным признакам:
По степени функциональной сложности выделяют следующие уровни разукрупнения РЭС: радиоэлектронные системы, комплексы, устройства и узлы.
В классификации по конструктивной сложности РЭС делят на средства в модульном и немодульном исполнении.
Уровни разукрупнения РЭС в немодульном исполнении по конструктивной сложности включают: шкаф, блок и ячейку. Уровни разукрупнения радиоэлектронных средств в модульном исполнении по конструктивной сложности включают: электронный модуль; унифицированный электронный модуль; стандартный электронный модуль; специализированный стандартный электронный модуль и модули 3, 2, 1-го и нулевого уровня.
Выделяют три основных типа РЭС: аналоговые, цифровые и аналого-цифровые.
К аналоговым относят устройства, информация о работе которых заключена в различных характеристиках сигнала — форме, спектре и т. д. (усилители, генераторы, аналоговые фильтры, преобразователи формы и параметров сигнала и др.).
К цифровым относят устройства, рабочие сигналы которых закодированы в виде чисел, обычно представляемых в бинарном коде в виде чисел 0 и 1 (триггеры, счётчики, регистры и т. д.).
В настоящее время, с развитием цифровых методов обработки аналоговой информации, особенно актуален класс аналого-цифровых устройств, в которых происходят разного рода преобразования аналог-код, код-аналог.
В зависимости от природы используемых волновых процессов РЭС могут быть радиотехническими, оптическими, акустическими и комбинированными.
В зависимости от характера решаемых задач выделяют информационные и энергетические радиоэлектронные комплексы, системы и устройства.
Задачи, решаемые информационными радиоэлектронными средствами и соответствующие области применения, перечислены в таблице 1.
извлечения информации
навигация, локация, измерительная техника, дефектоскопия и интроскопия, научные исследования, медицинская техника, криминалистика
передачи информации на расстояние
связь, телевизионное вещание, радиовещание, телеметрия, построение различных сетей
избирательного разрушения (искажения) добываемой или передаваемой противником информации
радиоэлектронное подавление, радиоэлектронная борьба
сохранения общих информационных возможностей в условиях массового применения взаимно мешающих средств радиоэлектроники
обеспечение и контроль электромагнитной совместимости РЭС, радиоэлектронная защита РЭС
перехват и защита информации
средства электронного шпионажа (Радиоэлектронная разведка), средства подавления устройств несанкционированного перехвата
системы управления
АСУ, радиоэлектронная автоматика, телемеханика, дистанционное управление
обработка информации
цифровые и аналоговые средства обработки информации
преобразование сигнала
усилители, аттенюаторы, преобразователи (в том числе датчики), модуляторы, демодуляторы
генерация сигнала с заданными характеристиками
измерительная техника, музыкальная аппаратура, медицинская техника, научные исследования
электронная идентификация и аутентификация
системы госопознавания, системы электронный замок — ключ
запись и воспроизведение информации
бытовые средства записи/воспроизведения аудио- или видеоинформации, цифровая фотография, средства объективного контроля
К энергетическим РЭС относятся средства лазерного поражения (например, баллистических ракет на этапе разгона с помощью химических лазеров), лазерной и ультразвуковой хирургии, лазерной сварки, высокочастотной и ультразвуковой терапии, высокочастотной кулинарии и т. д.
Условия размещения аппаратуры существенно сказываются на облике и функционировании РЭС. По характеру размещения различают однопозиционные и многопозиционные РЭС.
По месту размещения аппаратуры различают наземные, надводные, воздушные, космические, подводные, подземные и комбинированные РЭС.
По степени транспортабельности РЭС бывают носимые (портативные), переносные (лабораторные, бытовые и т. д.), устанавливаемые на мобильных объектах и стационарные.
Кроме того, радиоэлектронные средства классифицируют по условиям применения и конструктивным признакам, то есть устойчивость к широкому диапазону перепадов температур, к вибрации и т. д. может являться, в свою очередь, важным требованием к РЭС.
- Радиоэлектронные средства бытового назначения: Учебник для вузов / О. И. Шелухин, К. Е. Румянцев. — М.: Академия, 2008.
- Теоретические основы конструирования, технологии и надёжности радиоэлектронных средств: учебник для вузов / Кофанов Ю. Н. — М. : Радио и связь, 1991.
- Радиоэлектронные средства и мощные электромагнитные помехи. Кравченко В. И. и др., 1987.
- Г. Ф. Баканов, С. С. Соколов, В. Ю. Суходольский: Основы конструирования и технологии радиоэлектронных средств, 2007.
Конструирование и технология радиоэлектронных средств
Повышение спроса на спутниковые и телекоммуникационные услуги, рост рынка беспилотных аппаратов, беспроводных технологий сетей связи и навигации, увеличение количества умных устройств, а также развитие оборонно-промышленного комплекса – все это создает стабильный спрос на радиоэлектронные средства на следующие 15-20 лет.
Современные средства радионавигации и радиолокации, радиоэлектронного наведения и целеуказания позволяют высокотехнологичным компаниям обеспечить технологическое превосходство в условиях жесткой конкуренции, расширять спектр услуг и усовершенствовать свои продукты.
Образовательная программа готовит специалистов обладающих навыками и опытом разработки новых технических решений, конструирования и программирования электронных устройств, знаниями для организации интеллектуальных интегрированных производств, компетенциями по управлению проектами.
Будем много
Использовать технологии искусственного интеллекта для интеграции в индустриальные системы производства и в радиоэлектронику.
Разрабатывать новые технические решения на основе свойств инновационных материалов.
Основные дисциплины
Мы выделили основные кейсы по поступлению для разных категорий граждан. Выбери подходящий для себя и поступай в МАИ!
Очная форма обучения (бюджет и платное)
Даты
Мероприятия
20 января
Начало предварительного приёма документов и индивидуальных консультаций по поступлению.
Подать заявку на поступление
20 июня
Начало приёма документов.
29 июля
Завершение приёма документов.
30 июля- 25 августа
Проведение внутренних экзаменов.
21 августа
Завершение приёма оригиналов документов от лиц, поступающих на бюджет.
23 августа
Приказ о зачислении лиц, поступающих на бюджет.
25 августа
Завершение приёма заявлений о согласии на зачисление и оформление договоров от лиц, поступающих на платную форму обучения.
29 августа
Приказ о зачислении лиц, поступающих на платную форму обучения.
Очно-заочная форма обучения (платное)
20 июля
Начало приёма документов.
5 сентября
Проведение внутренних экзаменов.
22 сентября
Завершение приёма заявлений о согласии на зачисление и оформление договоров.
28 сентября
Приказ о зачислении лиц.
Целевое обучение — это обучение на бюджетных местах по образовательным программам высшего образования в интересах заказчика (предприятия, органа власти и др).
Обучение осуществляется на основании договора с заказчиком, который заинтересован в обучении студента по конкретному направлению подготовки или специальности и его последующем трудоустройстве. При поступлении по целевой квоте абитуриент может заключить только один целевой договор, в котором указывается один вуз и направление подготовки.
В 2024 году будет запущен раздел с предложениями о целевом обучении на портале «Работа России». Абитуриенту необходимо будет подать заявку на целевое обучение на портале для участия в конкурсе на целевое. Договор подписывается после выхода приказа о зачислении.
Целевики поступают по отдельному конкурсу на бюджет, получают дополнительные стипендии от предприятия, проходят все виды практик во время учёбы на своём предприятии, а также получают гарантированное трудоустройство после окончания вуза на срок от 3 лет.
В 2024 году будет выделено 600+ бюджетных мест по целевой квоте в интересах 70+ ведущих предприятий высокотехнологичной индустрии. Целевая квота на 2024 год будет опубликована позднее.
Партнёры-работодатели по целевому обучению
В 2024 году в МАИ открыт набор по 32 направлениям базового высшего образования, по которым выделено 1000+ платных мест. Всем студентам очного отделения предоставляется отсрочка от армии, также на 1 курсе юноши могут пройти отбор на военную кафедру.
Абитуриенты, которые набрали минимальные баллы по каждому предмету, могут участвовать в конкурсе на платное обучение. После проверки заявления сотрудниками приёмной комиссии откроется возможность оформить договор.
Оформить договор можно лично или онлайн через суперсервис портала Госуслуг. Договор может быть оформлен на физическое лицо или юридическое лицо. Если абитуриенту не исполнилось 18 лет, договор на обучение могут заключить только его родители или законный представитель.
Стоимость обучения по договору об оказании платных услуг в 2023 году (стоимость указана за год обучения, оплата проводится по семестрам).
Чтобы оплатить обучение, абитуриент может воспользоваться образовательным кредитом. Кредит можно оформить под 3% в Сбербанке или под 3,9% в Газпромбанке.
Обучение также возможно оплатить материнским капиталом, тогда заказчиком при оформлении договора должна выступать мама абитуриента.
При наличии вакантных мест в процессе обучения студенты могут перевестись с платного обучения на бюджет. Для перевода необходимо 2 сессии подряд закрыть на «хорошо» и «отлично».
Поступление в МАИ на программы специализированного высшего образования осуществляется только по внутренним экзаменам (вступительным испытаниям, проводимым МАИ самостоятельно).
Экзамены проводятся в дистанционном формате. Программа для подготовки по каждому направлению опубликована по ссылке.
Расписание внутренних экзаменов и консультаций опубликовано в календаре абитуриента.
Индивидуальные достижения
Добавить баллов при поступлении помогут индивидуальные достижения:
Достижение
Кол-во баллов
Наличие публикаций в журналах, входящих в Перечень ВАК (за каждую публикацию)
5
Наличие публикаций в научных изданиях, индексируемых в международных системах цитирования (за каждую публикацию)
10
Конкурс итоговых аттестационных работ обучающихся в рамках проекта «Цифровая кафедра» МАИ
Победители5
Конкурс «Весенняя школа «Математическое моделирование»
1 место5
Победители конкурса Авиахакатон МАИ (2022/23, 2023/24 учебные годы)
10
Победители конкурса «Цифровой прорыв» (2022/23, 2023/24 учебный годы)
10
Наличие сертификатов, подтверждающих успешное прохождение акселерационной программы «Стартап-студия МАИ», полученных в 2022/23 или 2023/24 учебном году
10
Участники Программы развития талантов Топ-100 МАИ, занявшие первые пять мест рейтинга по итогам 2022/23 или 2023/24 учебного года
15
Победители и призёры Международной молодёжной научной конференции «Гагаринские чтения»
Победители10
Всероссийский инженерный конкурс
Победители5
Наличие статуса медалиста, победителя или призёра олимпиады студентов «Я профессионал»
5
Лауреаты студенческого командного чемпионат мира по программированию ACM ICPC
5
Лауреаты международного конкурса IT-проектов Imagine Cup
5
Наличие диплома о высшем образовании с отличием (начисление баллов осуществляется однократно)
5
Достижение
Кол-во баллов
Наличие статуса чемпиона, призёра Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, лица, занявшего первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр
5
Наличие статуса чемпиона мира, чемпиона Европы, победителя первенства мира, победителя первенства Европы по видам спорта, не включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр
5
Наличие золотого, серебряного или бронзового знака отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее соответственно – знак ГТО, Комплекс ГТО), которым поступающий награжден в соответствии с Порядком награждения лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), соответствующими знаками отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), утвержденным приказом Министерства спорта Российской Федерации от 14 января 2016 г. № 16, за выполнение нормативов Комплекса ГТО для возрастной группы населения Российской Федерации (ступени), установленной Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне», утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540, если поступающий в текущем году и (или) в предшествующем году относится (относился) к этой возрастной группе. Наличие знака ГТО подтверждается удостоверением к нему, или сведениями, размещёнными на официальном сайте Министерства спорта Российской Федерации или на официальном сайте Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», или заверенной должностным лицом копией приказа (выпиской из приказа) Министерства спорта Российской Федерации о награждении золотым знаком ГТО, копией приказа (выпиской из приказа) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о награждении серебряным или бронзовым знаком ГТО. Начисление баллов за наличие знака ГТО осуществляется однократно
2
Наличие статуса чемпиона или призёра первенства России, победителя Кубка России, победителя или призера других соревнований Всероссийского уровня по техническим видам спорта (авиамодельный, ракетомодельный спорт и др.)
5
Наличие статуса победителя (призёра) национального и (или) международного чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»
5
Участие в добровольческой (волонтёрской) деятельности в течение не менее 1 года продолжительностью не менее 100 часов в год
1
Участие в добровольческой (волонтёрской) деятельности в течение не менее 2 лет продолжительностью не менее 100 часов в год
2
Участие в добровольческой (волонтёрской) деятельности в течение не менее 3 лет продолжительностью не менее 100 часов в год
3
Участие в добровольческой (волонтёрской) деятельности в течение не менее 4 лет продолжительностью не менее 100 часов в год
4
Стипендии
Курс
Наименование
Размер
Государственная академическая стипендия
3 800 ₽
Стипендия за участие в научной деятельности
10 000 ₽
Стипендия за успехи в общественной деятельности
10 000 ₽
Именные стипендии
до 40 000 ₽
Международные возможности
Студенты МАИ имеют возможность пройти обучение в течение 1-2 семестров за рубежом по своей или смежной образовательной программе и расширить свои компетенции.
Бандунгский технологический институт (ITB).
Что изучают в рамках данного трека
В ходе реализации траектории студенты освоят такие направления знаний как:
Как попасть на этот трек
Необходимо подать документы на 11 направление (УГН). После первого курса у студентов появится возможность выбора интересующих траекторий дальнейшего обучения, среди которых в том числе будет и наш образовательный трек.
Отличительной особенностью нашего трека в рамках 11 УГН является совмещение техники и технологии производства МИС и теоретических и практических знаний по СВЧ. Наработка практических навыков будет происходить не только по традиционной схеме, но и путем привлечения студентов к выполнению различных исследовательских работ на базе Учебно-научного центра «Микроэлектроника».
Часто-задаваемые вопросы
Места в общежитии студентам, обучающихся по очной форме обучения на конкурсной основе. Получить общежитие могут только студенты очной формы обучения, зачисленные на бюджет.
На вакантные места претендовать могут только абитуриенты, прописанные в регионах и отдаленных городах от Москвы (40-60 км от МКАД).
Военный учебный центр при МАИ не осуществляет военную подготовку студентов специализированного высшего образования.
МАИ предоставляет отсрочку от армии студентам очного отделения.
Для студентов специализированного высшего образования не предусмотрены подготовительные курсы. Для подготовки к экзаменам необходимо использовать материалы с программой по каждому направлению. Программы опубликованы по ссылке.
Также накануне экзамена проводится консультация, на которой каждый абитуриент может уточнить информацию.
В заявлении на обучение по программам специализированного высшего образования в МАИ можно указать 1 направление подготовки. Экзамен сдаётся однократно, пересдача внутреннего экзамена не предусмотрена.
Конструирование и технология изделий микроэлектроники
«Конструирование и технология изделий микроэлектроники» – новая траектория в направлении 11.03.03 «Конструирование и технология электронных средств».
Микроэлектроника – одно из самых быстроразвивающихся и востребованных направлений подготовки инженеров. Без монолитных интегральных схем не обходится ни одно современное телекоммуникационное устройство.
Данный трек разрабатывается совместно с ведущими предприятиями РФ в области микро и наноэлектроники и направлен на формирование специалиста, способного обеспечить полный цикл создания сверхвысокочастотных монолитных интегральных схем (СВЧ МИС) – от разработки топологии МИС до ее изготовления и тестирования. Данное направление относится к приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, поэтому выпускники данной специальности имеют разнообразные варианты для трудоустройства.
Будущее место работы
Ведущие предприятия в области устройств микроэлектроники, радиотехники как гражданского, так и специального назначения. Данные предприятия находятся в таких городах как Санкт-Петербург, Азов, Ижевск, Жуковский, Арзамас, Омск, Каменск-Уральский, Екатеринбург.