Критическое мышление в цифровой среде

О критическом мышлении и его развитии у детей

Цифровое общество агрессивно навязывает людям свои стандарты жизни. Количество информации вокруг нас растёт в геометрической прогрессии. Даже взрослым подчас сложно отделить нужное от ненужного, правду от лжи. Будучи постоянно вовлечёнными в интернет, люди теряют целенаправленность мышления и деятельности, перестают себя контролировать, теряя время попусту и растрачивая душевные силы на сиюминутные, ненужные вещи. Чтобы жизнь не растворилась в информационном пространстве, необходимо держать себя в ежовых рукавицах и критически относиться к каждому фрагменту информации, к каждому клику мышкой.

Ещё сложнее детям. Незрелая воля и мышление заставляют их буквально бросаться на всё яркое, динамичное и увлекательное. Так, не успев ещё сформироваться и определиться, личность растворяется, уносится по информационным волнам в непредсказуемом направлении, что приводит подчас к фатальным последствиям — вовлечению в опасные сообщества, моральному и нравственному развращению, цифровому слабоумию, игровой и интернет-зависимости (которая уже официально признана психическим заболеванием, сродни алкоголизму и наркомании). О негативном влиянии интернета на детей уже много говорилось и писалось. Тем не менее, государственное образование продолжает держать курс на информатизацию и цифровизацию. Ученики поставлены в такие условия, что без гаджетов и интернета учёба становится невозможной.

Как детям выжить в таких условиях? Следуя принципу «не можешь изменить ситуацию — измени своё отношение к ней», образовательная система предлагает делать детям прививку от всех зол информационного пространства — формировать у них критическое мышление. Казалось бы, прекрасное решение, ведь именно критическое мышление помогает нам удержаться от доверия сомнительным источникам и держать себя под контролем, не переходя по случайным ссылкам.

Однако критическое мышление нужно не только для разумного потребления интернет-контента и безопасности в сетевом пространстве. Оно требуется детям и в учёбе, и в построении отношений со сверстниками. Такое мышление необходимо, чтобы противостоять вредному влиянию, преодолевать препятствия, адекватно воспринимать собственные ошибки и неудачи. Без него немыслимы разумный выбор, саморазвитие и достижение серьёзных целей. Очевидно, критическое мышление нужно было людям во все времена и каким-то образом у них развивалось. Но только сейчас мы наблюдаем, как у детей форсированно и массово формируют критическое мышление с помощью специальных технологий, начиная с дошкольного возраста.

Зачем детям искусственно формируют критическое мышление?

Одну из причин мы уже обозначили — погружение детей в интернет-пространство требует способности отфильтровывать ненужную, вредную информацию.

Вторая причина — ФГОС, который обязывает, чтобы дети в школе не приобретали знания, умения и навыки, а «учились учиться», то есть сами ставили себе учебные цели, достигали их и оценивали результаты. Согласитесь, это и взрослому не всегда под силу — мы сами посещаем профессиональные семинары, тренинги, фитнес-клубы и курсы иностранных языков, и начиная новое дело, мы всегда рады, если есть наставник, который может научить нас, используя свой богатый опыт. Естественно, такая сверхзадача от ФГОС требует зрелого критического мышления, и нашей системе образования ничего не остаётся, как пытаться массово формировать его ещё в детском саду.

Наконец, третья причина — это попросту модная тема, расцветающая пышным цветом на родительском и педагогическом тщеславии. Очень «круто» заниматься инновациями и быть владельцем особой технологии воспитания «сверхчеловеков», обладающих сверхспособностями. Такая вот легкопродвигаемая тема. Чистый маркетинг, ничего личного.

Насколько оправданно такое вот искусственное формирование критического мышления у детей детсадовского и младшего школьного возраста? К чему оно приведёт? Как лучше всего развивать такое мышление? В этом и попытаемся разобраться. Но сначала нужно понять, что такое критическое мышление.

О критическом и псевдокритическом мышлении

Настоящее, зрелое критическое мышление не имеет ничего общего с подходом спорщика-нигилиста, отрицающего всё и вся, кроме собственного мнения. Для удобства назовём такое мышление На первый взгляд, оно похоже на критическое, но на самом деле им не является.

Цель критического мышления — поиск истины и отделение истинной информации от ложной. Псевдокритическое ищет не истину, а «правоту», пытается переспорить оппонента, продавить свою линию, добиться превосходства.

Псевдокритическое мышление субъективно, импульсивно и эмоционально; критическое разумно, основывается на хорошем самоконтроле и стремится к объективности.

Псевдокритическое мышление подвергает критике только идеи других; критическое одинаково взвешенно относится к собственным и чужим мыслям. Обладая критическим мышлением, человек готов признать собственные ошибки, пересмотреть ложные, неразумные выводы и отказаться от убеждений, не выдержавших проверку реальностью и здравым смыслом. При псевдокритическом мышлении он полностью закрыт для восприятия суждений, фактов и обстоятельств, указывающих на его ошибки.

Критическое мышление рождается из потребности в истине, псевдокритическое — из протеста. Последнее всегда плод неустойчивой самооценки, своего рода психологическая защита — самоутверждение, превознесение над другими за счёт правоты или просто сохранение своего «я», когда признание своей ошибки субъективно равноценно краху личности. К чему приводит человека критическое мышление? К утверждению в истине. Это могут быть научные открытия, эффективные решения каких-либо деловых или житейских вопросов, преодоление кризисных ситуаций, формирование личных убеждений и обретение смысла жизни. Псевдокритическое мышление, когда оно абсолютно преобладает в жизни человека, ведёт его к крайнему эгоцентризму, мировоззренческому релятивизму, осознанию множественности «истин» или отсутствия истины вообще и в итоге способно довести до отчаяния и ощущения бессмысленности существования.

Здесь внимательный читатель обязательно задаст два вопроса.

Псевдокритическое мышление — это мышление или всего лишь эмоция, импульс?

Если мы понимаем мышление как процесс обработки информации и принятия решения, то в использовании этого понятия не будет никакой ошибки. Дело в том, что в нашей душе нет ничего отдельного, изолированного. Все психические процессы взаимосвязаны, и чем младше человек, тем более они слиты воедино. Мы знаем, например, что у двухлетнего ребёнка преобладает ручное, или наглядно-действенное мышление (мышление ли это? или действие?), и пройдёт три-четыре года, прежде чем он научится мыслить не делая, а лишь наблюдая или представляя образы, и ещё несколько лет, прежде чем он сможет рассуждать теоретически, без опоры на образ. При этом все древние «пласты» мышления сохранятся, появится лишь ещё одна новая, высшая его форма, дополнительная возможность. Точно так же — чем младше ребёнок, тем более его мышление импульсивно и слито с эмоциями, и лишь по мере взросления появляется способность мыслить объективно и беспристрастно.

Следовательно, можно предположить, что и псевдокритическое мышление — это более ранняя, инфантильная форма мышления, предшествующая критическому, одна из его предпосылок. И мы находим этому подтверждение в поведении ребёнка в кризисные периоды его развития, когда он активно противится воле взрослого, утверждая своё независимое «я». Кризис одного года — постоянное «неть!», проверка границ дозволенного, которая возникает не запланированно, а импульсивно, и которая по сути очень родственна такому же эмпирическому, наглядно-действенному мышлению. Так же как «я сам!», упрямство, строптивость и негативизм трёхлетки, пытающегося таким образом исследовать и выстроить внутреннее переживание самостоятельности собственного «я» как центра воли, — и это исследование происходит пока хаотично и в форме реального действия.

Если кому-то удобнее не называть это мышлением, потому что основная роль в нём принадлежит всё-таки другим психическим процессам, пусть так. Сути дела это не меняет. Мы видим, что импульсивное, эмоциональное противостояние — это инфантильная форма выстраивания границ между «я» и окружающим миром. В психологическом смысле критическое мышление служит для того же — выстроить внутренний мир личности и защитить границы «я» от деструктивного внешнего влияния. Однако в первом случае опора — это взрослый (и как ориентир, и как тот, в противостоянии кому пытается утвердиться детская воля). Даже если ребёнок протестует против каких-то требований взрослого, он всё равно опирается на него, хоть и «от противного»; не будь рядом взрослого, всякое желание протестовать пропадёт. Во втором случае ориентир — это истина, ценность или цель, к которой устремлён человек.

Много людей обретают зрелое критическое мышление и освобождаются от мышления псевдокритического?

Каждый из нас, взрослых, при некотором внимании обнаружит у себя в определённых ситуациях эти незрелые псевдокритические реакции.

Этому есть простое объяснение. Мы уже говорили: когда в психике появляется новый механизм, новый уровень организации того или иного процесса, старые не исчезают. Если человек не может справиться с ситуацией взрослыми, зрелыми средствами, то на первый план выходят ранние, инфантильные реакции и формы поведения. Это проявление защитного механизма нашей психики. Психологи называют его регрессией.

Все ли люди при стихийном развитии достигают уровня зрелого критического мышления? Очевидно, нет! Я думаю, вы без труда можете найти в ближайшем окружении пример человека, который высказывает бескомпромиссные, но сомнительные, на ваш взгляд, суждения, и отвечает на вопрос, почему он в этом уверен: «В интернете пишут!» Погружённость в информационную среду существенно снижает уровень критического мышления даже у взрослых, не только у детей (в последнем случае правильнее говорить не о снижении, а о недоразвитии). Но это уже тема отдельного разговора.

Как устроено критическое мышление?

Начнём с небольшого самонаблюдения. Что мы делаем, когда мыслим критически? Здесь я советую вам отложить чтение и ответить самому себе на этот вопрос. Так как среди нашей аудитории много педагогов, удобно представить проверку ученических тетрадей — она сама склоняет нас именно к критическому мышлению и здесь вся его механика будет видна наиболее ярко и показательно, как на ладони.

Итак, вы проверяете домашнюю работу по арифметике. Читая записи, сделанные учеником в тетради, вы мысленно задаёте себе вопросы. Все ли задания выполнены? Правильно ли они решены? Если у вас перед глазами нет готовых ответов, вы должны будете сами пройти весь путь решения каждой задачи. И даже если вы сделали это заранее, ваши предварительные действия — составная часть проверки работ, а следовательно, и необходимый компонент критического мышления.

Но и выставив отметку, вы продолжаете размышлять. Почему ученик совершил ту или иную ошибку? Возможно, так много недочётов из-за невнимательности? Конечно, ведь обычно он не допускает таких глупых ошибок, да и почерк на этот раз какой-то неровный, без старания, и буква в слове пропущена, и на первом уроке сегодня он был вялый. Не выспался, потому что вчера поздно сел за уроки? Надо будет поговорить с мамой. В другой тетради нет последней задачи. Не смог решить или не записал в дневник? А у этого ученика решение с самого начала пошло не по тому пути. Почему он выбрал такой вариант? Каков был ход его мысли? Какой должна быть грамотная работа над допущенной ошибкой? Что нужно сделать, чтобы помочь ученику хорошо понять и усвоить эту тему?

На этом примере чётко видны характерные черты критического мышления. Перечислим их.

Вы не принимаете информацию на веру, а проверяете . Если же речь идёт не просто о поступающих извне данных, а о некоем продукте мыслительной деятельности (чужой или собственной), которым стала в нашем примере домашняя работа по арифметике, то проверяется и сам ход мысли (учитель решает задачу).

Как видно из рассматриваемого нами примера, развитое критическое мышление фокусируется не только на поступающей информации — оно смотрит шире, на её контекст, на то, что что находится за скобками: причины, цели, последствия, перспективы, возможность влиять на развитие событий и тому подобное. Почему ученик допустил ошибку? Как помочь ему хорошо усвоить эту тему? Какую отметку будет правильно поставить? Это вопросы, иллюстрирующие данную особенность критического мышления. Человек видит элемент (предмет, явление, фрагмент информации, задачу) не изолированно, а в системе связанных с ним процессов и явлений. То есть критическое мышление неотделимо от мышления

Критическое мышление предполагает не только оценку информации (верно–неверно), но и активное развитие мысли (как оценить работу, чтобы мотивировать ученика; как объяснить ему непонятый материал, и так далее). То есть зрелое критическое мышление носит творческий характер. Если это не верно, то что верно? Если этот выбор или поступок плохой, то какой в данной ситуации будет хорошим и правильным? Если допущена ошибка, то как её исправить? Отсюда следует вывод, что критическое мышление — необходимое условие для решения новых нестандартных задач.

Критическое мышление предполагает наличие адекватной внутренней системы координат. Чтобы правильно оценить информацию, мы сопоставляем её с определёнными критериями (в примере с проверкой тетрадей это правильный ответ, наше собственное решение и так далее).

Одно из определений критического мышления, принятое в когнитивной психологии, звучит так: «это процесс оценки или категоризации в терминах ранее приобретённых базовых знаний Базовые знания в данном случае — это система координат, в которой мы ищем место для нового.

Какие базовые знания в нашем примере? Наше знание преподаваемого предмета, а также педагогики и возрастной психологии, понимание методики и логики программы начальной школы по арифметике, определённые выводы и эффективные приёмы, к которым мы пришли на основании собственного педагогического опыта, понимание индивидуальных особенностей и жизненных ситуаций наших учеников и тому подобное. Мы понимаем, что в младшем школьном возрасте у детей преобладает наглядное мышление. Мы осознаём, что без закрепления навыки быстро разрушаются. Мы владеем методикой освоения письменного деления на палочках и чётко понимаем, как из практики последовательных и осознанных действий с палочками вытекает правильное понимание количества единиц каждого разряда в частном. Мы знаем, что конкретному ученику пришлось преодолеть самого себя, чтобы аккуратно оформить работу. И так далее, и тому подобное. И все эти знания мы используем, чтобы правильно оценить выполненную учеником работу и помочь ему двигаться дальше.

Что происходит, если нашей системы координат недостаточно, чтобы однозначно квалифицировать поступающую информацию? Мы стараемся её дополнить, обогатить новыми сведениями (например, углубляемся в изучение методики или спрашиваем у самого ребёнка, его мамы, в какое время он вчера делал домашнее задание). Тем самым наша система координат развивается и совершенствуется, позволяя нам решать всё более сложные и разнообразные задачи.

А если информация, подлежащая критическому осмыслению, для нас запредельна, то есть внутренняя система координат, необходимая для её оценки, вообще отсутствует? Если для этой информации совсем не находится места в нашей картине мира? Очевидно, в данном случае критическое мышление работать не может, потому что оно лишено каких-либо оснований. Предположим в качестве мысленного эксперимента, что вам, педагогу начальной школы, предложили написать рецензию на докторскую диссертацию по ядерной физике. Или выявить неисправность в двигателе самолёта. Или возглавить министерство здравоохранения. Здравомыслящий человек (он же человек с развитым критическим мышлением), трезво оценив свои возможности, откажется выполнять подобную задачу и предложит поручить её специалисту, то есть человеку, обладающему необходимыми для решения знаниями, внутренней системой координат.

А если человек не здравомыслящий? Если под действием тщеславия, страха осуждения или внешнего принуждения он легкомысленно берётся за подобную работу? Оценка информации будет неадекватной, выводы — ошибочными, решения — необоснованными или только видимыми. Такая работа причинит сплошной вред и самому исполнителю, и окружающим людям, и масштаб этого вреда напрямую зависит от уровня и масштаба самой задачи.

Когда человеку не хватает ресурсов, чтобы адекватно справиться с ситуацией, его психика начинает защищаться. Происходит регрессия. Критическое мышление не способно решить проблему, и вместо него в ход идёт псевдокритическое — импульсивное, управляемое эмоциями. Человек всё отрицает, впадает в панику от неразрешимости задачи или доверяет случайным мнениям («в интернете написано!»), достоверность или даже правдоподобность которых не в силах оценить. Тот, у кого нет критического мышления, необходимого для решения стоящих перед ним задач, становится удобным объектом манипуляций.

Всё сказанное выше позволяет сделать вывод: развитие критического мышления неотделимо от формирования системы знаний. Мы видим, что иногда человек, критически мыслящий в одной области (например, в преподавании арифметики в начальной школе), может оказаться совершенно неспособным критически оценить ситуацию в другой (в самолётостроении) просто потому, что у него нет достаточных для этого знаний. Но одно бесспорно: без наличия системных знаний хотя бы в какой-то области полноценное критическое мышление невозможно в принципе.

Критическое мышление требует определённого умственного усилия. Это осознанный и целенаправленный труд. Что легче — действовать по алгоритму или искать решение самостоятельно, перебирая и проверяя различные варианты? Скопировать готовый текст или написать работу на основании тщательного анализа десятка источников? Формально поставить тройку или пытаться понять причины ошибок и придумывать новые приёмы работы? Критическое мышление отличается от более ранних и менее зрелых форм мышления максимальным участием воли. Это не просто психический процесс, а отдельная целенаправленная работа, направленная на поиск истины. Поэтому критическое мышление невозможно без развитой

Критическое мышление предполагает способность мыслить минимум на двух уровнях. Вникнуть в повествование и правильно понять мотивацию рассказчика. Проследить за ходом доказательства и оценить правильность и безупречность рассуждений. Углубиться в суть излагаемой проблемы и оценить адекватность возникшей вокруг неё паники. Переживая обиду, посмотреть на конфликт объективно. Это всегда «мысль по поводу мысли», выход на метауровень по сравнению с обычным «линейным» мышлением. А значит, развитие критического мышления неотделимо от развития  — способности видеть себя со стороны.

И, наконец, самое главное. Если это действительно критическое мышление, направленное на поиск истины (а мы уже говорили, что это очень важный критерий, отличающий критическое мышление от псевдокритического, ищущего правоты, а не истины), то оно возможно только тогда, когда человек чувствует, что имеет достаточные основания выносить суждения по данному поводу или по поводу собственных и чужих суждений вообще. Это значит, что он доверяет самому себе, как личность стоит на твёрдых ногах. То есть чтобы подлинное критическое мышление было возможным, личность должна обладать достаточной внутренней цельностью и зрелостью, которая даёт ей моральное право с чистой совестью, не напоказ и ради ценности самой истины выносить какие-либо суждения.

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Белгородский техникум промышленности и сферы услуг» «Формирование цифровых навыков в процессе преподавания экономических дисциплин» Музалевская Людмила Николаевна преподаватель ОГАПОУ « Белгородский техникум промышленности и сферы услуг»

Распространение принципов цифровой экономики и цифрового общества по всему миру требует от нас владения определенным набором цифровых навыков, позволяющих добиться успеха в работе и в жизни. В мире работы цифровые навыки не только служат квалификацией при трудоустройстве в традиционном секторе, но и открывают двери к участию в возникающих секторах экономики и даже к открытию собственного бизнеса. Люди, обладающие более продвинутыми цифровыми навыками, могут воспользоваться более широким набором возможностей, связанных с постоянным развитием цифровых технологий, платформ и устройств. Цифровые навыки особенно важны в перспективе меняющегося характера рабочей среды, включая резкий рост использования труда внештатных сотрудников и людей, участвующих в экономике свободного заработка, а также более широких структурных изменений, которые значительно повлияют на рабочие места в будущем.

Люди, обладающие необходимыми цифровыми навыками, получают – надежный доступ к новостям и информации, -возможность общаться с друзьями и семьей, – возможность пользоваться важными услугами, связанными -с электронным здравоохранением, -электронным правительством, -цифровыми финансами, -агротехнологиями, -умным транспортом и иным образом получать преимущества от участия в глобальном обществе, основанном на знаниях Сегодня мы вынуждены постоянно пересматривать и обновлять комплект цифровых навыков в учебных программах, и связано это с появлением новых технологий и инновациями: искусственный интеллект, большие данные, блокчейн , облачные вычисления, интернет вещей, машинное обучение и мобильные приложения

Базовые навыки Базовые цифровые навыки позволяют нам функционировать на минимальном уровне в обществе. К базовым навыкам относятся работа с аппаратным обеспечением (например, умение пользоваться клавиатурой и управлять функциями сенсорного экрана), программным обеспечением (например, работа с приложениями обработки текста, управление файлами на ноутбуке, настройки безопасности на мобильном телефоне) и базовыми онлайновыми операциями (например, умение пользоваться электронной почтой, поиском или заполнять онлайновые формы). Базовые навыки обогащают нашу жизнь, позволяя нам взаимодействовать друг с другом и получать доступ к государственным, коммерческим и финансовым услугам. Промежуточные навыки Промежуточные навыки дают возможность пользоваться цифровыми технологиями в еще более значимой и выгодной форме и включают способность критически оценивать технологию или создавать контент. Это фактически навыки готового к работе специалиста, так как охватывают те умения, которые необходимы для выполнения рабочих функций, таких как компьютерная верстка, цифровой графический дизайн и цифровой маркетинг. В большинстве своем такие навыки являются общими, то есть овладение ими готовит человека к выполнению более широких цифровых задач, необходимых для участия в качестве вовлеченного гражданина и производительного работника. Однако такие навыки не имеют жестких характеристик. Напротив, одной из их характеристик является то, что они расширяются согласно технологическим изменениям. Например, навыки, связанные с обработкой данных, становятся все более выраженными по мере того, как революция в мире данных набирает обороты, формируя спрос на навыки, необходимые для производства, анализа, интерпретации и визуализации большого количества данных

Продвинутые навыки К продвинутым относятся те навыки, которые необходимы для профессионалов в области ИКТ, например программирование и управление сетями. Продвинутые навыки, как правило, приобретаются в рамках формальных форм высшего образования, тем не менее есть альтернативные каналы образования, такие как учебные курсы для начинающих по кодированию, которые являются практически целесообразным вариантом для многих стран. Еще одним набором навыков в категории продвинутых является цифровое предпринимательство , которое объединяет традиционное предпринимательство с новыми цифровыми технологиями. Стратегии, направленные на воспитание цифровых предпринимателей, требуют включения определенного набора навыков. В их числе нецифровая составляющая в форме экономических, финансовых и налоговых знаний, часто связанных с соответствующими цифровыми инновациями. Такой набор включает предпринимательские навыки, например готовность принимать риск, адаптивность и критическое мышление, и продвинутые цифровые навыки, такие как анализ данных, облачные вычисления, социальные сети, цифровой маркетинг и разработка сетевых решений и приложений. Движение в направлении цифрового предпринимательства уже послужило стимулом для появления большого количество специализированных программ и соответствующих курсов по цифровым технологиям для бизнеса

В национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации»» содержится определение и перечень ключевых компетенций цифровой экономики, которыми должны владеть выпускники системы среднего профессионального образования Перечень ключевых компетенций цифровой экономики Вид компетенции характеристика 1. Коммуникация и кооперация в цифровой среде. Компетенция предполагает способность человека в цифровой среде использовать различные цифровые средства, позволяющие во взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей 2. Саморазвитие в условиях неопределенности Компетенция предполагает способность человека ставить себе образовательные цели под возникающие жизненные задачи, подбирать способы решения и средства развития (в том числе с использованием цифровых средств) других необходимых компетенций 3. Креативное мышление. Компетенция предполагает способность человека генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, абстрагироваться от стандартных моделей: перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов. 4. Управление информацией и данными. Компетенция предполагает способность человека искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств, а также с помощью алгоритмов при работе с полученными из различных источников данными с целью эффективного использования полученной информации для решения задач. 5. Критическое мышление в цифровой среде. Компетенция предполагает способность человека проводить оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающих информации и данных.

Цифровая экономика и цифровое общество предъявляют объёмный, динамично меняющийся комплекс требований к выпускникам системы профессионального образования, на основе которого могут быть сформированы два типа дидактических целей (ожидаемых образовательных результатов). При этом среднее профессиональное образование ориентировано на достижение обоих типов целей Типы дидактических целей (ожидаемых образовательных результатов) профессионального образования Тип дидактических целей (ожидаемых результатов) Источники информации об ожидаемых результатах СПО Актуальные Перспективные 1. Общая готовность к жизни в цифровом обществе и эффективной деятельности в условиях цифровой экономики – НРК РФ* – ФГОС СПО (общие компетенции) – БМК** (универсальные компетенции) – ФГОС СПО (общепрофессиональные компетенции) 2. Функциональная подготовленность к решению конкретных типов задач профессиональной деятельности (в рамках определенной профессии/ трудовой функции) ФГОС СПО (Профессиональные компетенции) – профессиональные стандарты – требования конкретного заказчика (работодателя) – профессиональные стандарты -требования конкретного Заказчика (работодателя) – персональные образовательные потребности обучающегося *Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК РФ). Утверждена в форме документа «Уровни квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N° 148н. ** Базовая модель компетенций (БМК) – нормативный документ, устанавливающий систему единых требований к формированию, непрерывному и преемственному наращиванию компетенций цифровой экономики в течение всей жизни человека. Необходимость разработки БМК установлена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 N° 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

Цифровые компетенции, как части общих и профессиональных компетенций, формируются в течение всего срока обучения студентов. Сопоставление требований к освоению общих компетенции, перечисленных во ФГОС СПО и ключевых компетенций цифровой экономики позволяет сделать вывод, что формирование последних является своего рода «надстройкой» процесса формирования общих компетенций. Дидактические единицы образовательной программы (учебные дисциплины, модули), которые направлены на формирование общих компетенций, могут соответственно нести «нагрузку» по формированию ключевых компетенций цифровой экономики. Рассмотрим используемые технологии/методы обучения, содержание учебного контента, направленные на формирование ключевых навыков цифровой экономики у обучающихся профессиональных образовательных организаций

2. Саморазвитие в условиях неопределенности – самоактуализация, саморазвитие и самопрогнозирование личности; – работа с информацией, как способ личностного развития(отслеживание новостей об изменениях и появлении новых разработок в области будущей профессиональной деятельности, новых образовательных сервисов (поиск новостей по тегам, управление подписками и рассылками, мониторинги новостей).; – психология саморазвития (пирамида потребностей Маслоу); – риски негативного влияния на психологическое самочувствие, эмоциональное благополучие, здоровье и даже жизнь человека (в том числе: Интернет-зависимость, синдром компьютерного стресса) и их профилактика; – цифровые средства достижения образовательных целей, образовательные платформы (использование Интернет-платформ для получения / расширения знаний и освоения практических навыков.(РЭШ, ЁСтади ) ; использование различных Web -приложений и онлайн-сервисов для постановки целей и задач, планирования расписаний, выстраивания самостоятельной стратегии обучения и отслеживания результатов, цифровых сервисов для самотестирования); – нормативно-правовое регулирование в сфере онлайн- и дистанционного образования; – средства поиска контента для саморазвития в цифровой среде, использование государственных и частных цифровых услуг в сфере образования; – цифровые образовательные ресурсы и инструменты (электронные библиотеки, дистанционное обучение) Для формирования компетенции используются следующие технологии/методы обучения : – развивающее обучение; – «Перевёрнутое обучение» ( flipped learning ); – модульное обучение; – кейс-технологии; – методы проектного обучения;

3. Креативное мышление – основные виды контента, как создавать и редактировать тексты, таблицы, диаграммы и мультимедийный цифровой контент (презентации, ролики); – разработка, представление и продвижение проекта с помощью цифровых инструментов; – авторские права и лицензии, законодательство об авторском праве. -предложение нескольких способов решения задачи, достижения цели. -выдвижение альтернативных вариантов решений или действий. Для формирования компетенции используются следующие технологии/методы обучения : – технология активного обучения ( групповая дискуссия, мозговой штурм и его виды и др.); – технология творческого проектирования; – технология исследовательской деятельности; – игровые технологии (деловые, ролевые игры) – метод кейсов (метод конкретных ситуаций).

4. Управление информацией и данными – понятия: алгоритм, видеоконференцсвязь, видеоконференция, всемирная паутина, гиперссылки, видеочат, Skype , Viber , WhatsApp , WiFi , операционная система, каталоги ссылок, сайт, электронный документ, облачный архив; – инструменты для поиска, просмотра, получения, обработки и анализа информации: крупнейшие цифровых экосистем «Яндекс» и « Google »; онлайн- энциклопедии; – алгоритм поиска информации по интересующей теме, работа браузера: адресная строка, строка поиска, ссылка, вкладка, закладки; – виды поисковых запросов; – типы компьютерной коммуникации: одновременной коммуникации (чаты, игры, аудио- видеоконференции в режиме онлайн), последовательной коммуникации (электронная почта), облачные архивы, традиционные СМИ в Интернет (сайты, блоги или группы); – службы (сервисы) коммуникаций: e- mail , соцсети, видеоконференции, мессенджеры, приложения для обмена сообщениями. – оформление и представление информации в различных формах с использованием разнообразного программного обеспечения (тексты, графики, изображения, диаграммы, блок-схемы, таблицы, презентации, видеоролики, видеопрезентации и т.п.) – распространенные ошибки, приводящие к утечке или потере информации, возможные меры защиты. Для формирования компетенции используются следующие технологии/методы обучения : – исследовательские (поисковые) методы; – методы проектного обучения; – игровые технологии; – кейс-технологии. – сравнительные диаграммы-тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами; -баскет-метод (имитация ситуации)

5. Критическое мышление в цифровой среде системное и предметное мышление, критическое мышление: базовые принципы и приёмы; – понятия: информация, достоверная информация, недостоверная информация, государственная информационная система, конфиденциальная информация, надёжные источники информации, информационные системы общего пользования; – методы и инструменты оценки информации: авторские лицензии ( Creative Commons ), -анализ информации, формулировка вывода и принятие решения на основе проверенной и достаточной информации. -сравнение информации из нескольких источников, определение противоречия, отделение фактов от их интерпретации. -связывание между собой данных и информации из различных источников, выбор данных, в наибольшей степени подкрепляющих аргумент/гипотезу. -выбор оптимального способа/варианта действий для достижения целей. -аргументация выбора данных/ средств/ методов/ решений/ цифровых сервисов и т.п. Для формирования компетенции используются следующие технологии/методы обучения: – методы проектного обучения; – технология проблемного обучения; – метод кейсов; – метод свертывания информации ( синквейн ); – метод развертывания информации (кластер); – метод «мозгового штурма»; – метод шести шляп (Эдварда де Боно); – метод дискуссии

Формирование цифровых навыков у обучающихся профессиональных образовательных организаций осуществляется через цифровизацию образовательного процесса, развертывание на уровне учреждения цифровой образовательной среды. И это главное условие качества работы по организации образовательного процесса, результатом которого является формирование у обучающихся ключевых компетенций.

Спасибо за внимание!

Развитие критического мышления учащихся как способ защиты в условиях негативного воздействия современного информационного общества.

Современное  общество  с  каждым  днем  все  больше  и  больше  зависит  от  информационных  технологий  и  постоянно  развивающихся  средств  коммуникации.  Это  очевидный  и  неоспоримый  факт.

Средства  коммуникации  прочно  вошли  в  жизнь  практически  каждого  человека.  За  прошедшие  двадцать  лет,  Россия  пережила  бум  развития  телевидения,  печатных  СМИ,  интернета и социальных сетей.

ХХI век – век  развития информационных технологий, перевернул многие представления о современном мире:

  • Образование перестало быть прерогативой только государства.
  • Нет того, что можно скрыть (нет тайн), все становится явным.
  • Доступность  каждого к любому лицу   информационно – техническими  средствами.
  • Каждый человек имеет средства визуализации любой реальности.
  • Каждый человек может творить  свой виртуальный/внутренний мир, картину мира.
  • Информация распространяется быстро, а потому  посеять панику или спровоцировать конфликт/войну, для  этого уже не требуется много времени.
  • Финансовый и промышленный капиталы приобрели глобальный характер и сформировали  сверхобщество,  в котором малая часть   владеет  большей частью всех благ и ресурсов мира. Пропасть между богатыми и бедными увеличивается.

Эти факты  негативно воздействуют на современное информационное общество. Они указывают на наличие сверхизбыточной информации,  усиление хаоса и  конкуренции.

Очевидно,  что  развитие  критического  мышления  крайне  важно  для  любого  человека,  который  хочет  быть  и  оставаться  востребованным  специалистом  в  наше  время,  так  как  умение  делать  собственные  выводы,  мыслить  инновативно  позволяет  добиться  больших  успехов  в  различных  видах  деятельности.

Особенно,  развитие  критического  мышления  важно  для  молодежи.  Как  и  любое  другое  прогрессивно  развивающееся  государство,  Российская  Федерация  рассматривает  молодежь,  как  основную  движущую  силу  своего  социально-политического  прогресса.

Формирование  активной  жизненной  позиции  молодого  человека  протекает  под  влиянием  окружающей  среды.  Информационное  поле  окружающее  развивающуюся  личность  в  современный  период  стало  одним  из  основных  источников  подобного  влияния.  Поэтому,  с  самого  детства  нужно  воспитывать  у  человека  критическое  мышление,  чтобы  он  как  можно  раньше  смог  фильтровать  информацию  из  собственного  информационного  поля.  Ответственность  за  это  ложится  в  основном  на  родителей и образовательные учреждения,  которые  обязаны  следить  за  культурным  и  социальным  развитием  ребенка.  Интернет  используется  учащимися  и  в  образовательных, и в развлекательных  целях,  поэтому  ограничение  доступа  не  является  оптимальным  вариантом  решения  проблемы.  В  данном  случае,  выход  становится  более  или  менее  очевидным:  воспитать  в  ребенке  самоцензуру  и  дисциплину,  что  бы  он  даже  используя  интернет  для  развлечения  и  общения,  не  подвергся  вредоносному  влиянию.

В лицее №7 проблема защиты учащихся  в условиях негативного воздействия современного информационного общества также актуальна. Выходом из этой системы может быть развитие критического мышления.

Создавая условия  развития критического мышления у подрастающего поколения в лицее сложилась система работы, которая включает в себя все приоритетные направления воспитательной и образовательной деятельности:

  • Духовно-нравственное и нравственно-правовое воспитание
  • Художественно-эстетическая деятельность, культурологическое воспитание
  • Спортивно-оздоровительная деятельность и формирование здорового образа жизни
  • Спортивно-оздоровительная деятельность и формирование здорового образа
  • Трудовое и экологическое воспитание
  • Развитие ученического самоуправления
  • Совместная воспитательная работа лицея и семьи

Направления деятельности реализуются с учетом возрастных особенностей обучающихся, обеспечивают преемственность целей, форм организации деятельности на всех ступенях общего образования.

Отсюда вытекает задача лицея – создание условий для формирования личности, самостоятельной, творческой, гуманной, способной критически мыслить, ценить себя и уважать других.

Основным содержанием развития, воспитания и социализации подрастающего поколения являются базовые национальные ценности. Эти ценности хранятся в культурных и семейных традициях, передаются от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Базовые ценности лежат в основе уклада лицейской жизни, определяют урочную, внеурочную деятельность и систему дополнительного образования.

Иными словами, необходима интегративность всех программ, пронизывающих все элементы системы.

Для организации такого пространства необходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей, психологов, органов безопасности, общественных, религиозных объединений, учреждений дополнительного образования, культуры, спорта, средств массовой информации и других структур.

Создавая условия  интегративного  воспитания подрастающего поколения, в лицее сложилась целая система традиционных мероприятий. Самыми яркими, из которых являются:

  • Фестиваль  «Дружба народов», который нацелен на обучение культуре межэтнического общения, способствующего преодолению границ этнокультурной изоляции и дистанции внутри лицейского сообщества.
  • Военно-патриотический конкурс «Песни в солдатской шинели» и литературно – музыкальная композиция, приуроченные ко Дню защитника Отечества.
  • Традиционные игры ЗИЛ – Зимние Игры Лицея, в которые включаются спортивные и интеллектуальные игры. В играх ЗИЛ принимают участие все классные коллективы с 5 по 11 параллель.
  • Общелицейские проекты. Такие, например, как  «Недели православия».
  • Ежегодные торжественные линейки посвящённые Дню освобождения Таганрога от фашистских захватчиков – 30 августа, Дню Победы – 9 мая. Традиционно ко Дню Победы лицеисты создают «Ленту памяти»: это звёзды с именами погибших родственников в ВОВ, бумажные  голуби и журавлики, олицетворяющие души павших воинов и тружеников тыла, письма – благодарности, защитникам Родины в ВОВ.

Участие лицеистов в классных и лицейских мероприятиях позволяет сформировать навык критического мышления, мыслить, думать, гордиться своим Отечеством, критически относиться ко всей информации появляющейся в сети Интернет. 7 лицей – территория свободная для человека развивающегося и использующего информационные технологии и информационное пространство. Но, благодаря системной работе лицея, каждый  формирует свою собственную систему отбора информации, своеобразное информационное сито. Мы не изолируем ребёнка от внешнего мира, а помогаем  ему разобраться, развивать и творить, а не вытворять в этом сложном мире.

Молодежь столкнулась  с  глобальными  вызовами и  вынуждена искать средства не просто выживания, а принятия на себя ответственности за свое развитие, за  будущее, за качество жизни в этом мире.

Таким образом, педагогам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один лицейский класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей.

Нас окружает огромное и растущее в геометрической прогрессии информация. Она сваливается на нас, требуя мгновенной реакции и правильных решений, а не правильное принятие решений может повлиять даже на жизнь человека. Поэтому текущая реальность требует нового типа мышления. Не линейного и однобокого, а рационального и критического.

Общественная организация «Центр Информационно-Коммуникационных Технологий» совместно с ведущими национальными специалистами подготовил и издал учебное пособие о том, как прокачать информационную грамотность, чтобы рационально оценивать поступающую информацию и не тонуть в океане сомнительной и недостоверной информации.

А что сейчас происходит?

В связи со вспышкой COVID-19 участились случаи распространения недостоверной информации, некоторые не добросовестные индивидуумы, пользуясь новыми технологиями, осуществляют травлю и кибератаки, что вводят людей в тупик и затрудняет принятие объективных решений. Жертвами манипуляций становились даже взрослые грамотные люди, а затем распространяли не проверенную (фальшивую) информацию окружающим вводя их в заблуждение.

Окей, а как проверить информацию на достоверность?

Развивать критическое мышление!

Как сформулировано в Wikipedia критическое мышление (critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое.

Критическое мышление — способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, включая собственные убеждения.

К примеру, вот человек читает какую-то статью, в которой раскрываются новые сенсационные результаты исследований ученых о новом типе вакцины против коронавируса или аналитическую статью, или смотрите новости по телеканалу, где идут предвыборные дебаты. Так что же нужно делать для того, чтобы критически мыслить, и проверять эти новости?

Первый шаг. Для начала необходимо проанализировать информацию, интерпретировать данные, если необходимо, оценить вводные. Это важнейшая компетенция, которая связана с навыком работы с информацией. Что первично, а что вторично? Что главное, а что второстепенное? Где причина, а где следствие? Как одно взаимосвязано с другим?

Второй шаг. Критически мыслящего человека сложно обвести вокруг пальца, потому что он легко может обнаружить все логические ошибки и любые несоответствия в рассуждениях. Воспользуйтесь простым алгоритмом критических вопросов. Понятен ли предмет обсуждения? Нет ли подмены темы или умышленных переключений? Не сужается или не расширяется ли тема? Все ли доводы раскрыты и доказаны? Есть ли четкая причинно-следственная связь?

Третий шаг. Одно дело — найти логические ошибки, другое дело — их объяснить и обосновать своему оппоненту. Навык аргументации и убедительного обоснования — ключевая компетенция критического мышления. Убеждать должна не красивая подача или форма, а всесторонне доказанные и раскрытые доводы.

Четвертый шаг. Наконец, главное. Человек может в теории отлично анализировать информацию, находить логические ошибки в упражнениях в учебнике по логике, выстраивать аргументы в искусственном формате «дебаты», но это ничего не стоит, если он не может перевести все эти знания и умения в повседневную жизнь, бизнес-практику и решать реальные жизненные задачи. Именно поэтому четвертая составляющая критического мышления — применение результатов к решению проблем.

Чтобы оградить граждан от большого количества недостоверной информации общественная организация «Центр Информационно-коммуникационных Технологий» разработала учебное пособие по «Информационной грамотности и Критической оценке информации» на русском и таджикском языках.

Это стало возможным благодаря финансовой поддержке Института «Открытое Общество Фонд содействия Таджикистана. Учебное пособие разработано совместно с национальными специалистами, в 2019 году для руководителей учебно образовательных учреждений, библиотечных работников и родителей.

Авторы учебного пособия опираясь на опыт зарубежных стран и соседних государств, а также принимая во внимание особенности национальной культуры Таджикистана создали данное учебное пособие, которое состоит из 8-ми глав, в которых раскрывается концепция информационной грамотности, проверки достоверности информации, критической оценки и опасность бесконтрольного использования информации в сети и многое другое.

Учебное пособие имеет иллюстрации и примеры, по которым можно создавать учебные модули, проводить практические обучающие занятия для школьников и студентов, а также молодых преподавателей. В учебном пособии имеются тестовые вопросы для подготовки к получению сертификатов.

Чтобы, созданное учебное пособие не было забытым и не ушло в историю ОО «Центр ИКТ» обратился в Министерство образования и науки РТ и попросил провести тренинги с для работников Республиканского Института повышения квалификации и переподготовки работников системы образования страны.

Обращение было одобрено и в Сентябре 2021 года авторы учебного пособия для 20-ти работников РИПКиПРО их четырех регионов страны провели тренинги в санатории Сатурн. На тренингах совместно с участниками тренеры проработали возможные жизненные ситуации по полученной информации, грамотно и критически оценили её и приняли соответствующее решение.

Как затем отметил Исполнительный директор ОО «Центр ИКТ» Талъат Нуманов:

«В процессе проведения тренингов при обсуждении тех или иных ситуаций совместно с участниками было принято решение, что полученные знания и навыки будут трансформированы в учебные модули, по которым будут повышать уровень информационной грамотности и критического мышления учителей учебных заведений страны».

Общественная организация «Центр Информационно-Коммуникационных Технологий» (Центр ИКТ) ведет свою деятельность в области развития человеческих ресурсов в сфере Информационных Технологий (ИТ).  В рамках своих программ центр занимается информационно-образовательной деятельностью и работает с ВУЗами, некоммерческими, коммерческими и государственными организациями.

Основные обучающие курсы проводятся  на основе лицензии Министерства образования и науки РТ.

С 2006 года центр реализовал большое количество проектов направленные на развитие молодежи, профессорско преподавательского состава учебных заведений страны и организаций гражданского общества. Более подробно о деятельности организации можно прочитать здесь.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото для Asia-Plus присылайте на Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *