Кто назначает проректора

Проре́ктор — заместитель ректора высшего учебного заведения по какому-либо направлению работы вуза.

Многие думают, что зарплата ректора выше зарплаты в правительстве и круче, чем доходы знаменитых спортсменов. Так ли это и сколько на самом деле зарабатывают ректоры российских вузов и обычные преподаватели?

Кто назначает проректора

  • Кто такой ректор
  • Как формируется зарплата ректора
  • Планируется ли повышать зарплату педагогическим работникам
  • Сколько зарабатывает ректор МГУ и других крупных университетов России
  • Сколько получают руководители высших учебных заведений в Великобритании
  • Сколько зарабатывают в США

Должность ректора вуза: выбирать или назначать?

19 апреля этого года вышло постановление Правительства КР, согласно которому «..Руководитель государственного вуза, за исключением руководителей специализированных государственных вузов Минобороны и МВД, избирается на общем собрании коллектива государственного вуза.

В выборах участвуют профессорско-преподавательский состав вуза, в том числе всех структурных подразделений, то есть ассистенты, преподаватели, старшие преподаватели, доценты, профессора, заведующие кафедрой, деканы факультетов, научные сотрудники и административно-управленческий персонал – руководитель вуза, проректоры, руководители структурных подразделений и их заместители и заместители начальников и отделов вузов.

Далее, Оргкомитет в однодневный срок направляет в уполномоченный государственный орган в области образования КР оригинал протокола выборов и список трех кандидатов, получивших по итогам выборов наибольшее количество голосов».

Напомним, что до выхода этого постановления порядок назначения и освобождения от должности руководителя государственного высшего учебного заведения определялся Правительством КР, за исключением высших учебных заведений, имеющих статус «национальный». Руководители высших учебных заведений, имеющих статус «национальный», назначались и освобождались от должности Президентом КР.

Таким образом, начиная с весны этого года порядок выборов ректоров высших учебных заведений изменился. Согласно поправкам, внесенным в закон КР «Об образовании», теперь ректоры не назначаются свыше, а избираются коллективом вуза. Согласно новому положению уже избраны руководители Кыргызско-Узбекского университета, Дипломатической академии, Кыргызского Экономического университета, вскоре предстоят выборы ректора Нарынского государственного университета. В чем плюсы и минусы нового порядка выборов ректоров? Какой способ: назначение или выборы ректоров является оптимальным для нашей страны? Своим мнением на этот счет с газетой «Кутбилим» поделились представители сферы высшего образования.

Ректор Кыргызского Технического университета имени Исхака Раззакова Туратбек Дуйшеналиев:

«Может быть надо объявить мораторий на выборы ректоров, хотя бы до 2015 года»

– В идеале, конечно, выборы ректоров коллективом высшего учебного заведения – для нас лучше. Потому, что выборы – это самый демократичный способ определения руководителя вуза. Однако, надо помнить о нашей специфике. На примере прошлых лет, я боюсь, что выборы будут раскалывать коллектив высшего учебного заведения на две или несколько группировок. Ведь, к сожалению, зачастую, у нас учитывают не деловые качества кандидата, а землячество, свои частные интересы, возможны даже торги при выборах – голосовать за определенного кандидата в обмен на будущие блага.

Я уже говорил, что в этом вопросе нам было бы полезно изучить опыт других стран. Например, в Германии назначаются руководители из претендентов, набравших наибольшее количество голосов.

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты

В Пермском государственном национальном исследовательском университете меняется ректор. Дмитрий Красильников, в отношении которого после массового убийства на территории вуза было возбуждено уголовное дело, покидает должность. В минувший понедельник он был экстренно госпитализирован. В качестве врио ректора ПГНИУ 1 февраля может быть представлен Игорь Германов, возглавляющий управление кадровой политики университета, ранее он занимал должность проректора вуза. Источники «Ъ-Прикамье» говорят, что с господином Германовым будет заключен годовой контракт. По их данным, срок назначения ректора «на постоянной основе» ни уставом ПГНИУ, ни законодательством не определен.

В Пермском государственном национальном исследовательском университете (ПГНИУ) на 1 февраля запланировано заседание Ученого совета, где один из замов главы Минобрнауки Валерия Фалькова должен представить врио ректора. На эту должность назначен Игорь Германов, который до последнего времени возглавлял управление кадровой политики университета. Господин Германов окончил исторический факультет ПГНИУ в 1996 году, но дальнейшая его деятельность связана с социологией, по этой специальности он защитил кандидатскую диссертацию в 1999 году. В 2015–2020 годах Игорь Германов занимал должность проректора по развитию персонала, социальной политике и внеучебной работе, а до этого возглавлял профсоюзную организацию университета. Он был членом управленческой команды Игоря Макарихина, который возглавлял вуз с 2010 по 2020 год.

51-летний Дмитрий Красильников, который руководил университетом с июля 2020 года, в минувший понедельник был госпитализирован прямо с рабочего места. По одной из версий, перед этим ему сообщили из Минобрнауки о смене руководства вуза. В пресс-службе университета факт госпитализации Дмитрия Красильникова подтвердили, уточнив, что он находится на больничном. Его контракт с Минобрнауки РФ должен заканчиваться в 2026 году.

После массового убийства в университете в 2021 году в отношении Дмитрия Красильникова, проректора Павла Блуся и еще одного сотрудника вуза было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности, повлекших смерть двух и более лиц). По версии следствия, проверяя здания кампуса университета на антитеррористическую защищенность, они не отразили в документах факты отсутствия необходимого оборудования. В результате во время нападения на вуз находившиеся на территории кампуса люди не смогли своевременно переместиться в безопасное место. Расследованием дела уже дольше девяти месяцев занимается ГСУ СКР, но о его результатах не сообщалось. Никто из фигурантов своей вины не признает. По данным собеседников «Ъ-Прикамье», на минувшей неделе их процессуальный статус оставался прежним.

Как говорят источники, согласно существующей практике, с врио ректора будет заключен срочный контракт на год. «Решение об утверждении „на постоянной основе“ может быть принято после прохождения этого своеобразного испытательного срока»,— полагает один из них. Согласно уставу, ректор ПГНИУ назначается решением Минобрнауки из числа кандидатур, представленных наблюдательным советом университета. Кроме того, после отставки руководителя вуза прекращается и действие контрактов проректоров. По словам источников, о кадровых перестановках в руководстве вуза говорить пока рано, но их стоит ожидать в ближайшие месяцы.

Как сообщает телеграм-канал «Реальная Пермь», краевые власти видели на месте ректора Екатерину Черепанову, которая сейчас занимает должность заместителя министра образования и науки Пермского края.

Собеседник «Ъ-Прикамье», близкий к руководству вуза, говорит, что решение о назначении врио ректора вряд ли было принято без консультаций с властями региона. «В статусе временно исполняющего руководитель университета может быть достаточно долго,— рассказывает он.— Насколько я знаю, никаких ограничений в законодательстве по этому поводу нет. А дальше Минобрнауки, согласно уставу, должно учитывать мнение наблюдательного совета». Как отметил источник, на вечер 31 января члены Ученого совета ПГНИУ о планируемом заседании еще не были уведомлены.

Приглашаются на заседания ректората по должности:

Приглашаются на заседания ректората представители Профессионального союза работников НИУ ВШЭ:

Приглашаются на заседания ректората представители Студенческого совета НИУ ВШЭ:

  • Директор Исполнительного офиса Студенческого совета НИУ ВШЭ
  • Руководитель Комитета по качеству образования
  • Руководитель Научного комитета
  • Руководитель Правового комитета
  • Руководитель Социального комитета
  • Руководитель Комитета по внешним коммуникациям
  • Руководитель Комитета по общежитиям
  • Руководитель Информационного комитета

Помощник ректора Фролова Светлана Аркадьевна

*  *  *

Заседания ректората могут проводиться в расширенном составе (расширенный ректорат).

В зависимости от содержания обсуждаемых вопросов к участию в заседаниях по решению ректора приглашаются:

– руководители школ и департаментов факультетов;

– руководители подразделений дополнительного образования;

– руководители научных подразделений.

4 июля 2018

Предлагаю Вам статью по Вашему вопросу

С министерства спустили приказ о назначении и.о. ректора. Как правильно оформить данного сотрудника? какую запись нужно внести в трудовую книжку? Второй вопрос: как правильно оформить прием проректоров? будет ли у них такая же приставка и.о.? заранее спасибо.

Ответ на вопрос: Работника ( ректора ) нельзя назначить исполняющим обязанности ректора (за отдельным исключением, о котором будет сказано чуть ниже). Это же касается и проректоров. Согласно ст. 332 ТК РФ с проректорами образовательной организации высшего образования заключается срочный трудовой договор. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого с проректором, не может превышать срок окончания полномочий ректора . Главой 43 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности регулирования труда руководителя организации – нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для этой категории дополнительные правила. Так, в силу ст. 274 Трудового кодекса Российской Федерации права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Таким образом, правовое положение руководителя в области трудовых отношений определяется не только трудовым договором, но и учредительными документами организации. Все перечисленные акты в той или иной степени определяют права и обязанности руководителей. В случае, когда в соответствии с ч. 2 ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации с руководителем организации заключается срочный трудовой договор, срок действия этого трудового договора определяется учредительными документами организации или соглашением сторон (ч. 1 ст. 275 названного Кодекса).

Согласно ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации ( ректор , директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, если с ректором был заключен срочный трудовой договор, то по окончании срока его действия он подлежит прекращению, как и с проректорами. Если по каким-либо причинам этого не произошло и ректор продолжает трудиться, трудовой договор с ним трансформируется в договор, заключенный на неопределенный срок (ч. 4 ст. 58 ТК РФ).

Это же происходит и с трудовыми договорами проректоров. В таком случае возможность расторжения в связи с истечением срока исчезает и договоры продолжают действовать. То есть они продолжают работу в качестве ректора (проректоров), а не исполняющих обязанности .

Отметим, что в отличие от членов Правительства РФ (или региона) такого понятия как исполнение обязанностей до формирования нового Правительства применительно к ректору , а также проректорам образовательного учреждения нет (см., например, Указ Президента РФ от 25.08.1998 N 987 “Об исполнении обязанностей членами Правительства Российской Федерации”.

Должность руководителя образовательной организации является выборной (ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ), в связи с чем Вам необходимо начать процедуру выборов согласно Уставу организации. При этом согласно п. 2 Разъяснения Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 29.12.1965 N 30/39 в некоторых случаях возможно назначение на должность исполняющего обязанности .

Это возможно только по должности, назначение на которую производится вышестоящим органом управления. В этом случае руководитель предприятия, учреждения, организации обязан не позднее месячного срока со дня принятия трудящегося на работу представить в вышестоящий орган управления документы для его назначения на должность. Этот орган в месячный срок со дня получения документов должен рассмотреть вопрос и сообщить руководителю о результатах.

Но возможность назначения и.о. ректора должна быть предусмотрена в Уставе образовательной организации. Если в Уставе это предусмотрено, то ректора можно назначить исполняющим обязанности , но в отношении проректоров это недопустимо вообще. И, если ситуация в Уставе не прописана, то нужно следовать букве закона и проводить выборы (должность ректора является выборной).

Если в учреждении есть работник, на которого оформлена доверенность, выданная предыдущим ректором , то принимать решения по текущей деятельности будет он. Если такого лица нет, и выборы не проведены, а в настоящее время (в связи с отпускным периодом) они не могут быть проведены, а можно только провести организационные процедуры по их назначению, то описанную в вопросе ситуацию можно рассмотреть как исключение из правила и в соответствии с Рекомендациями Госкомтруда назначить и.о., но только до выборов.

Соответственно, после оформления приема на работу ректора , в трудовую книжку вносится соответствующая запись о приеме на работу на должность ректора .

Проректоры и в этом случае принимаются на работу на должность проректора. И.о. перед их должностью не проставляется.

Планируется ли повышать зарплату педагогическим работникам

Каждый ректор в первую очередь является педагогом по основному виду деятельности. В 2023 году педагогический состав вузов должен получать не меньше 200 % от среднего заработка в регионе. Но, вероятно, выполнить это предписание не получится.

Сколько получают рядовые преподаватели?

Зарплаты преподавателей и вышестоящего начальства:

  • Педагог без научной степени и звания (ассистент) — около 15 тыс. р.
  • Кандидат наук — 15–20 тыс. р.
  • Профессор — около 25 тыс. р.
  • Археолог — 69 тыс. р.
  • Историк — 44 тыс. р.
  • Педагог на должности доцента кафедры — около 15 тыс. р.

Дополнительная деятельность (например, заведывание кафедрой) позволяет формировать следующую зарплату в месяц:

  • Заведующий кафедрой — 55 тыс. р.
  • Зарплата проректоров — до 100 тыс. р.
  • Декан — 50 тыс. р.

Совещание ректоров, на котором решалась проблема низкой зарплаты рядовых преподавателей.

Статистика заработной платы педагогов высшего образования

Органы и системы управления

В университете существует несколько коллегиальных органов управления. К ним относятся, в первую очередь, ученый совет вуза и ученые советы факультетов. Коллегиальный орган, принимающий ряд ключевых решений на уровне факультета, — ученый совет факультета, в который входят в том числе заведующие кафедрами. Тем не менее на практике лишь около 40% преподавателей отмечают коллегиальность в процессе принятия решений в вузах (график 9.2). Около 70% убеждены в том, что для вузов более характерен стиль управления сверху вниз, и почти половина отмечает высокую степень бюрократизированности административного процесса. В то же время каждому второму преподавателю заметна ориентация руководства вуза на результаты преподавательской и исследовательской деятельности, а также на адекватный уровень взаимопонимания между руководством и профессорско-преподавательским составом. Почти две трети отмечают компетентность руководителей и их особое внимание к миссии вуза.

График 9. Распределение ответов преподавателей касательно их видения ситуации в вузе, % от числа ответивших

Модели управления, административная структура и принятие решений в вузах

В Издательском доме НИУ ВШЭ вышла книга «Университеты в России. Как это работает» за авторством ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова и проректора НИУ ВШЭ Марии Юдкевич. IQ.HSE публикует из неё ещё один фрагмент, посвящённый организационной структуре и эффективному управлению в вузах.

Модель управления в российском университете в значительной мере определяется характером взаимоотношений университета и государства, а также институциональными условиями, в которых функционируют университеты. Среди наиболее важных из них — низкая академическая мобильность, распространенность инбридинга и слабый уровень развития национального академического рынка.

Кафедральная система и ее альтернативы

Кафедра — это базовая организационная единица и в то же время центр принятия решений по всем вопросам, связанным с учебным процессом (включая наем преподавателей). Имея немецкую кафедру в качестве прообраза и ориентира, кафедра в российской университетской системе все же отличается от нее. В частности, на кафедре может быть несколько профессоров, наделенных одинаковыми правами в принятии решений. Обычно кафедры формируются по отдельным, достаточно узким дисциплинарным направлениям. Они призваны координировать работу сотрудников (прежде всего их преподавательскую работу). На небольших кафедрах может быть 7–10 человек, а на больших — несколько десятков. По сравнению с департаментами американских университетов, кафедрам и факультетам российских вузов присуща большая концентрация власти. Кроме того, наши кафедры — это в первую очередь преподавательские единицы.

В России кафедра представляет собой строго иерархичную структуру. Ею руководит заведующий кафедрой, который принимает основные решения и несет ответственность за ее деятельность перед руководством. Однако, по сравнению со своими немецкими коллегами, заведующий кафедрой в российской традиции, скорее, координатор и организатор соответствующей части общеуниверситетских процессов, закрепленных за кафедрой, нежели идеолог содержательного развития определенного научного направления. Нового сотрудника принимают на одну из кафедр, а не на факультет в целом, и его непосредственным начальником становится именно заведующий кафедрой.

Кафедры выполняют четыре важные функции:

Во-первых, каждая кафедра отвечает за свою часть учебного плана. Для координации, планирования и контроля образовательного процесса кафедры используют индивидуальные планы преподавателей, в которых фиксируется объем и структура преподавательских обязательств на учебный год. Этот инструмент унаследован с советских времен — он был введен еще в 1956 г.. Совокупность нагрузок, зафиксированных в индивидуальных планах сотрудников, — это общая нагрузка кафедры, выполнение которой организует заведующий кафедрой. Годовой объем нагрузки вычисляется в часах. Нагрузка ассистента преподавателя — 750–1000 часов в год; нагрузка профессора — 600– 750 часов. Такой объем нагрузки означает, что сотрудник имеет по крайней мере три, а иногда и четыре дня, полностью загруженных преподаванием. Естественно, на исследования остается совсем немного времени. Вместе с тем у заведующего кафедрой есть возможность варьировать (в допустимых пределах) нагрузку сотрудников. Например, на время длительной командировки кого-то из преподавателей его нагрузка может быть передана коллегам по кафедре. Заведующий кафедрой может уменьшить нагрузку тем преподавателям, кто наиболее активен и успешен в исследованиях, и увеличить ее тем, кто в них не столь продуктивен. Иными словами, заведующий кафедрой может использовать дифференцированную нагрузку как элемент кадровой политики в отношении своего коллектива.

Во-вторых, кафедра отвечает за наем преподавателей. Количество преподавательских позиций на каждой кафедре определяется объемом педагогической нагрузки, закрепленным за кафедрой в учебном плане вуза.

В-третьих, кафедра выступает в качестве экспертного органа в учебной и методической работе по своему направлению. Например, и в советской, и в нынешней системе замещения вакантных должностей кандидат на должность обсуждается на заседании кафедры, и кафедра дает (или не дает) ему рекомендацию (хотя решение кафедры носит в большей степени рекомендательный характер и не является блокирующим). Во многих университетах России распространена практика взаимного посещения преподавателями в рамках одной кафедры занятий друг друга — кстати, довольно оригинальный опыт. Такая же практика имеет место и в зарубежных академических системах, но, пожалуй, только в российской она проходит по утвержденному графику, с последующим публичным обсуждением результатов на заседании кафедры. На заседаниях кафедры часто обсуждаются программы учебных дисциплин. Все это, помимо прочего, делает кафедру еще и социальной единицей, чье функционирование способствует минимизации внутрифакультетской конкуренции.

Такой социализации способствует еще и то, что в подавляющем большинстве вузов преподаватели факультета не обеспечены ни отдельными кабинетами, ни даже постоянными, закрепленными за ними рабочими местами. Отдельные кабинеты обычно имеют только заведующие кафедрами. И в дополнение к кабинету кафедре выделяют одну или две комнаты. В них оборудовано несколько рабочих мест, которые и занимают преподаватели, когда находятся в вузе, но не ведут занятия. Неизбежно на кафедре формируется тесное общение и плотные социальные связи. При этом отсутствие нормального стационарного рабочего места формирует и легитимизирует в сознании преподавателя паттерн поведения работать надо дома , согласно которому преподаватели заходят на кафедру только на переменах и в перерывах между занятиями, а в свободные от преподавания дни предпочитают работать дома.

Наконец, в-четвертых, кафедра играет важную роль в подготовке кадров. За каждой кафедрой закрепляют тех аспирантов, чьи научные руководители являются сотрудниками кафедры. На заседаниях кафедры утверждаются планы работы аспирантов и заслушиваются их отчеты; происходит первое публичное обсуждение будущей диссертационной работы. В основном из числа аспирантов идет пополнение состава кафедры молодыми преподавателями. Аспиранты обычно ведут семинарские занятия по курсам, которые читают преподаватели кафедры. Таким образом, происходит передача институционального опыта.

Совмещение первых трех функций в одной организационной единице сильно влияет на стимулы кафедры и ее деятельность.

Одно из важных следствий — стремление каждой кафедры увеличить количество своих курсов в учебном плане, чтобы получить больше преподавательских позиций. Такой стимул, очевидно, контрпродуктивен, поскольку ориентирован не на оптимизацию образовательного процесса, а на увеличение аудиторной нагрузки на студентов. После того как за сотрудником закрепляется тот или иной обязательный курс в учебном плане, он может читать его годами, а иногда и десятилетиями. Ключевые курсы в некоторых университетах начинают ассоциироваться с конкретными людьми, передающими их потом по наследству своим аспирантам. Убрать какой-то курс из программы означает лишить конкретного сотрудника значительной части нагрузки, и заведующий кафедрой хорошо это понимает. Поэтому, заинтересованный в статус-кво, он будет стараться сохранить за кафедрой все курсы, обосновывая важность каждого из них для подготовки специалистов. Естественно, это способствует закостенению учебного плана и в конечном счете его стагнации.

Не заинтересованы кафедры и в расширении числа элективных курсов за счет уменьшения обязательной составляющей программы, поскольку выбор для них подразумевает снижение определенности для кафедры в получении того или иного объема нагрузки в учебном году.

Другое важное следствие имеет непосредственное отношение к найму преподавателей. Теоретически, когда контракт с кем-то из сотрудников кафедры подходит к концу, университет должен распространить информацию о наличии вакансии на кафедре максимально широко, чтобы и внутренние, и внешние кандидаты могли принять участие в конкурсе. В реальности же заведующий кафедрой может быть в первую очередь заинтересован в сохранении уже работающих сотрудников, поскольку хотел бы поддерживать здоровую атмосферу в коллективе, а такая атмосфера часто ассоциируется в университете именно с гарантиями (пусть и неформальными) стабильности, долгосрочной занятости, с отсутствием внутренней конкуренции. И поэтому он не будет пытаться привлечь внешних (пусть даже потенциально более сильных) кандидатов.

О кафедрах последнее время часто говорят как об . Действительно, кафедры эффективно решали задачу кадровой политики в рамках доминирования преподавательской миссии университетов при отсутствии рыночной конкуренции. Но сегодня они уже не столь успешно справляются с ней, когда оказались в конкурентной среде и ищут баланс между преподавательскими и исследовательскими миссиями. Скорее, такая институциональная организация тормозит развитие конкурентоспособных команд, и вузы начинают искать иные структурные решения. Однако, как показывают первые попытки, движение к более эффективной организации кадровых и образовательных решений разрушает социальные связи и неформальные механизмы координации и взаимной поддержки, существовавшие на кафедрах. И им еще предстоит найти эквивалентную замену.

Если резюмировать особенности традиционных форм академической организации в советских университетах, то прежде всего следует указать на роль кафедр в институционализации повседневного общения преподавателей и формировании очень плотной сети научных и образовательных взаимодействий. Такая сеть включала обсуждение научных работ, взаимный контроль качества преподавания, формирование программ учебных курсов, утверждение тем аспирантов и проч. Кафедральные сети были локальны, могли поощрять инбридинг и провинциализм, но они поддерживали достаточно широкие научные и профессиональные компетенции советских ученых и высокое качество преподавания. Кафедральная система в советское время обеспечивала (наряду с рекомендованными учебниками и примерными образовательными программами) приемлемое качество высшей школы в условиях дефицита квалифицированных научно-педагогических кадров во многих провинциальных городах.

Многие успехи советской высшей школы, ее устойчивость и адаптивность можно вывести из факультетской и особенно кафедральной системы, хотя она сдерживала инновации в высшем образовании, препятствовала междисциплинарным исследованиям и образовательным программам.

В последнее время все большее количество вузов отходят от кафедральной структуры и переходят к департаментам и институтам, представляющим собой объединения нескольких кафедр. Принципиальное отличие новых организационных структур от классической кафедральной заключается не в отсутствии кафедр (в абсолютном большинстве случаев кафедры остаются в структуре вузов), а в перераспределении административных полномочий в сфере управления образовательными программами и учебным процессом между факультетами, департаментами, институтами, с одной стороны, и кафедрами — с другой. Если в прежней классической модели кафедры обладали широким спектром полномочий в сфере реализации образовательных программ (формирование учебного плана, распределение учебных часов, открытие новых учебных дисциплин, решение кадровых вопросов), то в новой модели вновь созданные или трансформированные факультеты, департаменты и институты ответственны за стратегические направления (развитие образовательной и научной деятельности подразделения, формирование и реализация кадровой политики и т.д.).

Кафедры в современной модели играют роль сообщества единомышленников — малых структурных подразделений, которые объединяют преподавателей в рамках определенного научно-исследовательского профиля. Административные функции переведены на уровень более крупных структурных подразделений — факультетов, департаментов, институтов. Подобные преобразования обусловлены в том числе трансформацией роли кафедр в учебном процессе. Если в рамках советской модели специалитета на кафедрах происходила специализация старшекурсников и был смысл рассматривать кафедры как обособленные структурные подразделения с определенной научно-учебной специализацией и набором административных полномочий для организации и планирования своей деятельности, то в современной модели бакалавриат + магистратура специализация происходит в магистратуре без привязки к кафедрам.

В сегменте ведущих вузов переход от кафедр к департаментам и институтам приобрел системный характер: около трех четвертей вузов за последние несколько лет перешли на новую структуру. В массовом сегменте государственных вузов новая структура не так популярна — на нее перешли менее трети вузов.

Типовой перечень проректоров ВУЗа

Обычно в структуре вуза имеются следующие проректоры:

  • проректор по учёбе (учебной или учебно-воспитательной или учебно-методической работе),
  • проректор по науке (научной или научно-исследовательской или научно-методической работе),
  • проректор по информатике (информатизации),
  • проректор по экономике (финансам, хозяйственной деятельности),
  • проректор по международным связям,
  • проректор по развитию,
  • проректор по маркетингу,
  • проректор по непрерывному образованию (профессиональному образованию),
  • проректор по общим вопросам,
  • проректор по административно-хозяйственной части (строительству),
  • проректор по коммерческой деятельности,
  • проректор по лечебной работе (в медицинских вузах)
  • проректор по кадровой работе и филиалам.

Иногда вводится должность первого проректора.

Проректоры принимаются на работу по трудовому договору, срок окончания которого, как правило, совпадает со сроком окончания полномочий ректора. Распределение обязанностей между проректорами и другими руководящими работниками устанавливается приказом ректора.

Сколько получают руководители высших учебных заведений в Великобритании

  • Ректоры в университетах Великобритании получают в среднем около 258 тыс. фунтов стерлингов в год.
  • Из 158 вузов страны в 83 ректоры не влияют на уровень собственной зарплаты.
  • С недавнего времени за начислением зарплаты ректорам следит Комитет университетских кафедр.

Заработные платы ректоров

Как формируется зарплата ректора

  • Доплата за стаж, звание и должность.
  • Надбавки за напряженность, сложность и особый режим работы.
  • Премии.
  • Надбавки и компенсации.

Кто назначает проректора

Как формируется зарплата ректора

На сайте учебного заведения должно быть указано, сколько получает ректор. Зарплата руководителя учебного заведения не может более чем в пять раз превышать среднюю заработную плату рядового преподавателя.

Понять, какая на самом деле зарплата у ректора вуза, можно только отделив его оклад и надбавки за должность и статус от дополнительного заработка. Чаще всего у такого руководителя есть дополнительный бизнес, доходы от которого незнающие люди автоматически приписывают на счет зарплаты в университете.

Кто назначает зарплату ректору

Окончательную сумму он определяет себе сам.

Средняя зарплата ректора российского вуза

Средний доход российских ректоров за 2022 год составил 6,8 млн рублей. В стране 274 ректора, из которых женщин — 52. Самому молодому ректору — 35, самому пожилому — 89.

Сколько зарабатывают ректоры в странах СНГ

Средняя зарплата ректора в странах СНГ в 2022-2023 годах

Кто назначает проректора

Сколько зарабатывают главы университетов на Украине

С латинского языка это слово означает ‘правитель’. В эпоху Возрождения так называли заведующих учебными заведениями и главных учителей. В РФ ректор является главой вуза. До Второй мировой войны эта должность значилась как директор. В западных странах ректора иногда называют канцлером, директором и президентом.

Как стать ректором

Критерии, которым должен соответствовать ректор:

  • Не старше 65 лет.
  • Должен иметь диплом о высшем образовании.
  • Педагогический или научный стаж работы — не менее пяти лет.
  • Должна быть научная степень.
  • Диплом о дополнительном образовании в сфере управления персоналом, менеджмента или экономической деятельности.

Российская система имеет определенные отличия от европейской. В РФ ректора выбирают на собрании главных представителей (ученом совете) университета. После этого его кандидатуру должно утвердить Министерство образования.

В западных странах выборы ректора постепенно отходят в прошлое. В Европе ректора после согласования с министерством выбирают только в Турции (обычно из трех кандидатур). В некоторых странах, например, в Германии, выборы проходят даже тогда, когда кандидат всего один.

Ректора выбирают на пятилетний срок, но есть возможность пойти на перевыборы. Среди основных функций ректора следующие:

  • Организация работы сотрудников вуза.
  • Обеспечение соблюдения порядка замещения педагогического состава и других работников учебного заведения.
  • Принятие мер по охране трудовой дисциплины.
  • Соблюдение финансовых и хозяйственных договоров и др.
  • Утверждение должностных окладов работников.

Организационная структура

Проректор, отвечающий за образовательную деятельность вуза, как правило, курирует все входящие в его состав факультеты (рисунок 9.1). Факультеты реализуют образовательные программы по набору направлений в составе одного широкого дисциплинарного направления. Так, в ряде вузов могут существовать отдельные факультеты истории и филологии, а в других они могут входить в состав одного факультета гуманитарных наук. То же имеет место быть, например, с экономикой и менеджментом.

Факультет возглавляет декан, в задачи которого входят как стратегическое развитие факультета и его образовательных программ, так и обеспечение эффективного функционирования подразделения в целом. Согласно , на должность декана не проводится кадрового конкурса в том виде, в каком это делается для основных профессорско-преподавательских должностей. Декан — избираемая должность, и порядок проведения выборов устанавливается уставом вуза. До недавнего времени деканы должны были назначаться из числа ведущих профессоров или заведующих кафедрами факультета, поэтому на должность декана мог быть избран только уже работающий в университете сотрудник. Избрать на должность декана внешнего по отношению к университету человека российское законодательство не позволяло. Сегодня это ограничение отменено, и вузы могут проводить открытые конкурсы на должности деканов. Впрочем, такой возможностью они пока практически не пользуются.

На уровне деканов мы также можем видеть особенности российской модели академического администратора: заняв эту должность, декан переходит в разряд администраторов и впоследствии, за редким исключением, не превращается вновь в обыкновенного профессора.

Если во многих академических системах работа в должности декана — своего рода вклад в обеспечение общественного блага и через некоторое время эта должность переходит к другому профессору департамента, а бывший декан возвращается к своим профессорским обязанностям, то в российской модели управления такая сменяемость не предполагается.

Декан должен избираться академическим органом вуза, и с ним должен заключаться бессрочный трудовой договор. Тем не менее нередко деканов фактически назначает ректор, который может возложить на сотрудника факультета (как правило, профессора или заведующего кафедрой) временные обязанности декана. Каких-либо формальных ограничений на временное исполнение обязанностей нет, работа в таком статусе может продолжаться сколь угодно долго. Этим и ректоры, когда хотят избежать выборной процедуры. А сами факультеты, в свою очередь, состоят из кафедр.

Ректор и ректорат

В российских университетах, как и в университетах заметного числа стран, первым лицом является ректор. Однако, в отличие от многих других стран, в российской модели университетского управления ректор вуза выступает сразу в двух ипостасях: первого академического лица и руководителя-организатора административной составляющей жизни вуза. То есть он отвечает и за академические, и за организационные решения, фактически сочетая должности провоста и президента, скажем, в стандартной модели американского университета.

И тогда возникает вопрос, на который, наверное, нет однозначного ответа: должен ли ректор быть сильной академической фигурой, или в первую очередь от него требуется быть эффективным менеджером, способным обеспечить все финансовые и инфраструктурные условия для развития и процветания университета? С одной стороны, академический бэкграунд необходим, поскольку ректор должен не только понимать разницу между университетом и коммерческой фирмой, но и ценить уникальные особенности университета. Необходим он и для того, чтобы бюрократическая логика не могла взять верх в организации академических процессов в университете. Наконец, вряд ли человек не из науки сможет организовать процесс производства научного знания.

С другой стороны, в некоторые периоды, особенно в периоды финансовой нестабильности, когда университеты оказываются на грани выживания, или в периоды стремительных социально-экономических трансформаций, когда университеты должны быстро адаптироваться к меняющимся условиям, организаторские способности, связи с бизнес-средой, способности к предпринимательству и фандрайзингу становятся критически важными. В такие моменты внеакадемический опыт может оказаться важнее, чем опыт и связи в академическом мире. По факту же в России подавляющее большинство ректоров имеют академический бэкграунд, и свою карьеру многие из них делали в том же вузе, где впоследствии заняли пост ректора.

Есть и другие отличия между ректором российского вуза и, например, руководителем американского исследовательского университета. В России ректор университета отвечает за всю его деятельность перед курирующим министерством. Обладая всеми полномочиями в вузе, часть из них он может делегировать другим лицам. Но ответственность за принятие всех решений всегда лежит на нем.

Ректор избирается или назначается на пятилетний срок, но ограничений на число избраний до недавнего времени не было, и сегодня многие ректоры занимают свой пост по нескольку десятилетий. Впрочем, существует ограничение по возрасту: ректором университета не может быть человек старше 70 лет. Если кандидату на должность ректора государственного или муниципального вуза больше 70 лет, то для его утверждения в этой должности требуется принятие соответствующей поправки к Федеральному закону.

В 2019 г. доля ректоров в возрасте 55 лет и старше составляла 57%, средний возраст ректора к 60 годам. Большинство ректоров уже много лет эту должность, и 90% ректоров до своего назначения работали в том же вузе. Женщин-ректоров гораздо , чем мужчин. По состоянию на 2015 г. их доля от ректорского состава всех вузов равнялась примерно 20%, а от ректорского состава государственных вузов Минобрнауки России — 15%. Последние несколько лет ректорский состав медленно, но все же демонстрирует тенденцию к омоложению и более частой сменяемости.

Залог устойчивой работы многих региональных вузов — неформальные связи их ректоров с властью на местном уровне, с крупными региональными работодателями, предприятиями региона, что необходимо как для успешного привлечения в вузы финансовых средств, так и для трудоустройства выпускников. Смена ректора означает в большинстве случаев потерю этих специфических связей, что добавляет устойчивости модели длительного срока работы ректора. Укрепляет модель и отсутствие рынка должностей на уровне топ-менеджмента образовательных организаций, что не позволяет вузу найти на конкурсной основе нового ректора извне, а нынешнему ректору — сменить место работы в рамках системы образования.

При ректоре существует коллегиальный совещательный орган — ректорат, состоящий из проректоров и в ряде случаев деканов факультетов. В университете в среднем 5–10 проректоров отвечают за отдельные сферы деятельности, как академической (образовательный процесс, исследования, международная деятельность), так и хозяйственной (финансы, недвижимость, безопасность). В большинстве случаев проректоры, отвечающие за академические направления, — выходцы из академической среды и часто назначаются ректором из числа сотрудников своего вуза. Рынок административно-академических должностей и на уровне проректоров, и на уровне деканов в России отсутствует, и, как правило, проректоры пребывают в своей должности достаточно долго, сменяясь лишь в случае назначения нового ректора. Новые ректоры обычно назначают и новую команду проректоров, отвечающих за ключевые направления деятельности университета.

Сколько зарабатывает ректор МГУ и других крупных университетов России

Самые большие доходы в 2022-2023 учебном году у руководителей следующих вузов:

  • Горного университета (Санкт-Петербург) — 80 млн р.
  • Российского государственного социального университета — 41 млн р.
  • НИУ «Высшая школа экономики» (Москва) — 45 млн р.
  • Казанского государственного энергетического университета — 7 млн руб.
  • Казанской государственной академии ветеринарной медицины — 2,8 млн р.
  • МГУ — 8 млн р.

Самые высокие зарплаты в 2022-2023 учебном году (в месяц) у ректоров следующих вузов:

  • Кемеровского государственного сельскохозяйственного института — 250 тыс. р.
  • Казанского федерального университета — 715 тыс. р.

Кто назначает проректора

Топ 10 самых богатых ректоров России

Какой ректор самый богатый в стране

По данным на начало 2023 года, самый богатый в стране — ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко:

  • За последний год он заработал около 248 млн рублей.
  • Зарплата в месяц — 365 тысяч рублей, остальное — дополнительные доходы, о чем можно прочитать на сайте учебного заведения.
  • Недавно вошел в топ-200 самых богатых бизнесменов России.
  • Зарплаты обычных преподавателей в Горном университете — одни из самых высоких в стране. По данным Министерства образования, в среднем составляют 74 500 р. в месяц.

Кто самый «бедный» ректор в стране

Татьяна Чумаченко (Челябинский университет). За 2022 г. ее заработок составил более 670 тыс. рублей.

Кто назначает проректора

Какая средняя заработная плата в регионах

Кто назначает проректора

Требования к квалификации проректора

Высшее профессиональное образование и стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности образовательного учреждения, не менее 5 лет, при наличии ученой степени стаж работы не менее 3 лет.

Сколько зарабатывают в США

В крупнейших штатах и городах США заработные платы у глав ВУЗов выглядят следующим образом.

Кто назначает проректора

Зарплаты ректоров США по регионам

Кто назначает проректора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *