Основной целью охраны труда в образовательных учреждениях является защита здоровья и обеспечение безопасности всех участников образовательного процесса – учителей, административного персонала, обслуживающего персонала и, конечно же, обучающихся.
Обеспечение безопасной и здоровой образовательной среды способствует более эффективному обучению и создает благоприятные условия для роста и развития каждого члена школьного сообщества.
Соблюдение требований охраны труда в образовательных учреждениях – это залог безопасности, здоровья и успеха всех его участников.
Руководство школы должно прилагать усилия для создания безопасной и комфортной среды, работники должны обеспечить соблюдение требований охраны труда на своих рабочих местах, а учащиеся – активно участвовать в обучении, в том числе в обучении безопасности поведения в образовательном учреждении и при выполнении заданий, предусмотренных образовательным процессом.
Только совместными усилиями можно обеспечить качественное образование в безопасной обстановке.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОКУРАТУРА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
НИЖНЕУДИНСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРОКУРАТУРА
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются:
В компетенцию каждой образовательной организации входит создание условий для охраны и укрепления здоровья всех обучающихся в ней лиц, поскольку указанная обязанность возложена на учреждение законодательством об образовании.
Создавая условия для охраны здоровья обучающихся, образовательные организации обеспечивают, например, разбор и учет несчастных случаев, произошедших с обучающимися во время нахождения в учреждении, а также текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся.
В статье 1073 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что, если малолетнему причинен вред в период, когда он временно находился под надзором образовательной организации, обязанной осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществляющего надзор над ним на основании договора, эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора.
В случае необходимости, вы можете обратиться в прокуратуру для консультации на данную тематику или с целью защиты ваших нарушенных прав.
Кого можно назначить ответственным за пожарную безопасность?
В правилах противопожарного режима, которые были утверждены постановлением правительства от 16.09.2020 № 1479, указано, что назначение сотрудника в качественного ответственного за пожарную безопасность в компании является частью функционала руководителя. Если он никого не назначит, то будет лично отвечать за пожарную безопасность. При этом важно учитывать, что кандидат на эту позицию должен пройти профессиональную переподготовку по пожарной безопасности.
Если же пренебречь требованием об образовании, то компании будет грозить штраф:
Ответственный за пожарную безопасность с момента подписания приказа о своем назначении считается должностным лицом, которое несет ответственность за произошедшие пожары или нарушения требований МЧС. Важно отметить, что из-за ненадлежащего выполнения ответственным своего функционала, которое привело к пожару и пострадавшим, его могут привлечь к уголовной ответственности.
Занимать данную позицию не сможет представитель рабочей профессии или же лицо, которое ранее не выполняло указанные функции. Иными словами, специалист по охране труда не может быть ответственным за пожарную безопасность, так как по своему функционалу не является достаточно компетентным в вопросе. Самым верным решением будет назначить сотрудника из числа административно-технического персонала комбината, например, главного инженера, главного технолога или начальника производственно-технического отдела.
Правда, у специалиста по охране труда все же есть возможность стать ответственным за пожарную безопасность, но для этого должны быть соблюдены следующие условия:
Требования к квалификации ответственного за пожарную безопасность представлены в правилах противопожарного режима № 1479, приказе МЧС от 18.11.2021 № 806, профстандарте «Специалист по пожарной профилактике». Например, у ответственного должен быть диплом по специальности «Пожарная безопасность», диплом соответствующего профиля в рамках подготовки «Техносферная безопасность» или диплом об обучении по программам профессиональной переподготовки. Кроме того, он регулярно должен проходить и курсы повышения квалификации.
Пройти такое обучение можно и в АНО ДПО «СИПКС».
Ребенок в школе может подраться с одноклассником, упасть и удариться головой, сломать руку на физкультуре или столкнуться с травлей. Разбираемся, кто отвечает за все эти — моральные и физические — травмы: школа, учителя или родители.
В марте 2023 года в Ростове два школьника подрались на перемене: один ударил второго по голове, на ситуацию обратили внимание эксперты компании «Гарант». На драку и ее последствия ни учителя, ни свидетели ссоры не отреагировали. Когда ребенок вернулся домой с синяком, родители обратились в травмпункт и в полицию — с заявлением по факту причинения ребенку телесных повреждений. Следующим шагом стал иск в суд о компенсации морального вреда. Иск был направлен не в адрес родителей «обидчика»: взыскать компенсацию родители требовали со школы.
В суды подобные иски от родителей (или прокуратуры) поступают регулярно. Вот несколько прецедентов только за последний год. Во всех этих случаях компенсацию обязали выплатить школу.
Одним из самых громких подобных дел в прошлом году стало происшествие в Химках: в лицее № 10 пятиклассница, заманив одноклассницу в кабинку туалета, нанесла ей не менее 126 колото-резаных ран. Родители пострадавшей подали исковое заявление в суд. В качестве ответчиков по иску выступили родители нападавшей школьницы, а также лицей, директор лицея и классный руководитель пострадавшей. Родители требовали компенсацию в размере 20 миллионов рублей.
Все эти происшествия можно разделить на несколько категорий:
Кажется, что виновники в каждом конкретном случае будут разные: в ситуациях из первой категории отвечать будет школа, из второй — родители обидчика, а в третьей найти виновного вообще будет невозможно, ведь ребенок травмировался случайно.
Но по закону во всех трех случаях школа будет виновата по умолчанию — если не докажет свою невиновность
«Согласно российскому законодательству, школа несет ответственность за жизнь и здоровье детей, когда те находятся в ее стенах или на ее территории. Однако, чтобы в будущем избежать трагедий, подобной той, что произошла в прошлом году в школе Химок, когда пятиклассница нанесла своей однокласснице 126 ножевых ранений, нужно заглянуть в глубь проблемы. Мама пострадавшей школьницы после происшествия заявляла, что неоднократно сталкивалась с равнодушием со стороны классного руководителя и администрации школы, с формальным подходом и нежеланием что-то решать. Это, к сожалению, следствие острой системной проблемы отечественного образования, когда педагоги не имеют навыков разрешения конфликтов, в силу разных причин не заинтересованы в создании здоровой психологической атмосферы в классе и, как следствие, остаются глухи и слепы к происходящим среди учеников процессам.
Главная роль в урегулировании ситуаций внутри школы лежит в зоне ответственности руководства и сотрудников образовательной организации, в том числе школьных психологов. Хорошие результаты может показать внедрение института внутришкольной медиации — не в формате комсомольского партсобрания, с публичным порицанием, а в виде переговоров, где за счет взаимных компромиссов проблема действительно будет решена, а не заметена под ковер до очередного ЧП».
Член комиссии по направлению «Культура» Госсовета РФ, директор АНО «Семья и родина» Наталья Локтева
Но где же ответственность родителей? Если один ребенок ударил другого, отвечать всё равно будет школа?
В ситуации в Ростове — когда два пятиклассника подрались на перемене — школа как раз пыталась доказать, что ее вины в случившемся нет. Ссора была короткой и стремительной, учителя просто не успели вмешаться, а за сам факт возникновения конфликта между учениками вообще отвечали, как утверждали представители школы, родители, ведь они плохо исполняли свои обязанности по воспитанию. Более того, школа предоставила характеристики и отчеты о беседах, которые доказывали, что сам пострадавший — конфликтный ученик, у которого и раньше были проблемы в общении с одноклассниками, — об этом рассказывают юристы «Гаранта».
В этом случае суд всё же встал на сторону родителей и обязал школу выплатить 40 тысяч компенсации морального вреда пострадавшей стороне. И это распространенная практика: доказать, что происшествие случилось по вине самого ребенка и/или из-за невыполнения родителями своих обязанностей, сложно. Если семья не стоит на учете как неблагополучная, значит, с точки зрения закона, со своими обязанностями родители справляются.
Однако если всё-таки будет установлено, что ответственность за причинение малолетним вреда должны нести как родители и/или опекуны, так и образовательные организации, то вред потерпевшим может быть возмещен по принципу долевой ответственности в зависимости от степени вины каждого.
Причем за ребенка до 14 лет платить будут родители, а подростки с 14 до 18 отвечать за свои поступки должны и могут сами, но только при условии, что у них есть доходы или имущество для возмещения вреда. Если имущества нет, платить всё же будут родители, пока ребенку не исполнится 18 лет.
Школа также может перенаправить иск к учителю, который допустил или не предотвратил происшествие в классе: такая ситуация могла произойти, например, в Волгоградской области, где учитель на протяжении нескольких лет игнорировала случаи травли в отношении ученицы в своем классе. Правда, в итоге компенсацию в 50 тысяч рублей всё-таки обязали выплачивать школу, а не педагога, поскольку доказать вину учителя и установить причинно-следственную связь между бездействием преподавателя и случаями травли слишком сложно. В таких ситуациях учитель, если он нарушил требования должностной инструкции или локальных актов школы, скорее всего, будет просто привлечен к дисциплинарной ответственности.
Одним из важнейших аспектов деятельности, которому следует уделить внимание любой компании, является пожарная безопасность. Предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей и защита имущества требуют грамотного и профессионального подхода. В этой статье мы расскажем, кого можно и кого лучше не стоит назначать ответственным за пожарную безопасность, какой опыт и профессиональная квалификация должны быть у такого сотрудника.
Требования к ответственным за пожарную безопасность
Определения пожарной безопасности и противопожарного режима в России закреплены федеральным законом «О пожарной безопасности». Так, под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности от пожаров, а под противопожарным режимом – совокупность установленных нормативными актами требований, определяющих правила поведения и порядок организации действий для обеспечения пожарной безопасности.
Сотрудник, отвечающий в компании за пожарную безопасность, должен соблюдать все законодательные нормы в этой сфере и соблюдать необходимые требования на объекте. Так, в обязанности ответственного за пожарную безопасность на самом низком уровне квалификации, согласно профессиональному стандарту Минтруда «Специалист по пожарной профилактике» входит:
Каждая компания может самостоятельно определить, возложить ли все перечисленные обязанности на одного сотрудника, или же разделить их между квалифицированными работниками и техническими службами.
При этом при составлении должностной инструкции сотрудника, ответственного за пожарную безопасность, необходимо четко прописать все его права, обязанности, требования к квалификации.
Нужно ли специальное образование для сотрудника, ответственного за пожарную безопасность?
Профессиональный стандарт Минтруда допускает следующие требования к квалификации специалистов по пожарной безопасности:
Особых требований к опыту практической работы, согласно стандарту, нет. Однако к работе могут быть допущены только сотрудники, которые прошли обучение мерам пожарной безопасности и инструктаж по охране труда.
До марта 2022 года любому сотруднику, ответственному за пожарную безопасность, было необходимо в течение месяца после приема на работу пройти обучение – пожарно-технический минимум. С 1 марта 2022 года МЧС определило новый регламент и ввели понятие «дополнительные профессиональные программы». То есть сотруднику необходимо либо получить удостоверение по повышению квалификации, либо диплом о профессиональной подготовке.
В мае 2022 года МЧС также опубликовало разъяснение к обновленному законодательству – информационное письмо. Согласно этому письму, сотрудники, получившие удостоверение о прохождении пожарно-технического минимума до вступления в силу нового закона (до 1 марта 2022 года), могут не проходить переподготовку до окончания срока действия удостоверений.
Так кого же назначать?
Сотрудника, который будет отвечать за пожарную безопасность в компании, назначает руководитель. Это правило регламентировано постановлением правительства РФ «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации». При этом стоит отметить, что, согласно постановлению, руководитель вправе назначать ответственных за пожарную безопасность, но не обязан этого делать. В случае, если глава компании не назначает никого ответственным, то полную ответственность за пожарную безопасность несет он сам.
В постановлении, как и в приказе МЧС отмечается, что допуск к работе на объекте защиты осуществляется только после прохождения обучения по пожарной безопасности. Если этого не происходит, то компания может быть оштрафована по статье 20.4 Кодекса об административных нарушениях (КоАП) РФ. Так, юридическое лицо может быть оштрафовано на сумму от 300 тыс. рублей до 400 тыс. рублей, а должностное лицо – на сумму от 20 тыс. рублей до 30 тыс. рублей.
Должностное лицо, согласно статье 2.4 КоАП, — это лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях и т.д. Ответственный за пожарную безопасность в компании с момента вступления в полномочия является таким должностным лицом, которое вместе с руководителем несет ответственность за любые нарушения.
При выборе сотрудника, который будет отвечать за пожарную безопасность, руководителю необходимо учитывать категорию пожарного риска организации в зависимости от ее вида деятельности. Чем выше категория риска (оценка пожарной опасности объекта), тем более квалифицированный и опытный сотрудник должен нести ответственность за пожарную безопасность.
Например, небольшая туристическая компания, занимающая одно офисное помещение и состоящая из пяти человек, включая руководителя, вероятнее всего, будет относиться к низкой категории пожарного риска. Руководитель этой компании может как самостоятельно остаться ответственным за пожарную безопасность, так и делегировать эти полномочия одному из сотрудников. Но тот, конечно же, должен пройти необходимое обучение. Кроме того, руководитель своим приказом должен четко обозначить его обязанности и дополнительно оплачивать эти обязанности.
Другой пример – нефтеперерабатывающий завод, на котором однозначно более высокий уровень пожарного риска. На таких предприятиях перерабатываются взрывоопасные вещества, поэтому очень высок риск возникновения пожаров и других ЧП. Руководителю подобного предприятия при выборе ответственного за пожарную безопасность нужно учитывать, насколько сотрудник разбирается в технологии производства и понимает, какие ситуации могут повысить риск пожара и как их предотвратить. Таким образом, в этом случае специалистом по пожарной безопасности должен быть высоко квалифицированный сотрудник, обладающий фундаментальными знаниями о процессе переработки нефти.
Если объект защиты состоит не из одного здания, то руководителю имеет смысл назначить ответственного за пожарную безопасность в каждом здании, на каждом объекте, а также еще выбрать ответственного сотрудника, который будет координировать их действия. При этом важно четко и понятно прописать функционал каждого сотрудника в его должностной инструкции.
Когда же руководитель все-таки определился с выбором сотрудника, ответственного за пожарную безопасность, то он назначает его своим приказом. В таком документе указываются ФИО сотрудника, должность, а также сотрудники, которые будут исполнять его обязанности во время отпуска или по любой другой уважительной причине.
Самое главное, что необходимо сделать руководителю при назначении ответственного за пожарную безопасность, — это четко проработать текст должностной инструкции. В нее должны быть включены требования по квалификации, обязанности сотрудника, а также его права. Все, что не будет вписано в инструкцию, от работника требовать нельзя, и при этом руководитель сам будет нести это ответственность.
О необходимой квалификации и требованиях к ответственным по пожарной безопасности мы уже подробно рассказали в начале статьи.
Подводя итог, специалист по пожарной безопасности в любой компании – это человек, ответственный за безопасность, в первую очередь, людей, а также имущества. Если из-за ненадлежащего исполнение обязанностей произойдет возгорание, пострадают люди, то ответственный сотрудник будет привлечен уже к уголовной ответственности (ст.219 УК РФ). Поэтому, назначая такого специалиста, необходимо полностью убедиться в его соответствии всем критериям, о которых мы рассказали в статье.
Законодательство 2023 года об охране труда в школе
Безопасность работников и обучающихся не может быть гарантирована без соблюдения требований безопасности при исполнении работниками своих обязанностей.
Обязанности работодателя по обеспечению безопасных и здоровых условий труда своих сотрудников устанавливаются следующими нормативно-правовыми актами:
Организация охраны труда в школе требует особого внимания, поскольку здесь обучают и воспитывают детей, а педагогические работники несут ответственность за их безопасность. В первую очередь, организация деятельности по охране труда должна быть направлена на проведение профилактических мероприятий, направленных на минимизацию рисков и обеспечение безопасности всех участников учебного процесса.
Перечень мероприятий в части охраны труда включает в себя разработку и обеспечение функционирования системы управления охраной труда, а именно:
Основным же нормативно правовым актом, регламентирующим организацию работы по безопасности учащихся в образовательных организациях Российской Федерации, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В данном законе содержатся положения о безопасности жизнедеятельности образовательных организаций, а также обязанности органов управления и руководителей образовательных организаций по обеспечению безопасности учащихся.
Задачи охраны труда в школе
Охрана труда – это важная составляющая управления образовательным учреждением. Она включает в себя меры, направленные на обеспечение безопасных и здоровых условий труда работников, а также на сохранение и укрепление здоровья учащихся:
Меры
Обязанности работодателя согласно ст.214 ТК РФ
нормативно-правовые
создание и функционирование системы управления охраной труда
организационно-технические
обеспечение безопасности при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, эксплуатации применяемых инструментов и материалов
соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда
выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка
реализация мероприятий по улучшению условий и охраны труда
обеспечение режима труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права
приобретение выдача СИЗ и смывающих средств
оснащение средствами коллективной защиты
обучение по охране труда
организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты
организация проведения обязательных медицинских осмотров и обязательных психиатрических освидетельствований работников
Соблюдение требований охраны труда помогает предотвращать несчастные случаи на территории школы. Правильно организованные рабочие места, наличие необходимых средств индивидуальной и коллективной защиты, а также обученный персонал сокращают риск возникновения травм и аварий. Это особенно важно в контексте обучения детей, чья безопасность должна быть приоритетом.
Образовательное учреждение должно быть местом, где работники и учащиеся могут чувствовать себя безопасно и комфортно. Соблюдение требований охраны труда включает в себя поддержание надлежащего состояния помещений, обеспечение надлежащей вентиляции и освещения, а также соблюдение санитарных норм. Это способствует созданию благоприятной атмосферы для обучения и работы.
Далее мы рассмотрим актуальные нормативные требования по организации охраны труда в школах согласно трудовому кодексу Российской Федерации и другим соответствующим законодательным актам.
Документация (приказы, инструктажи, положения, инструкции) по охране труда в школе
Что касаемо документации по охране труда (мы помним, что про охрану труда мы говорим в контексте работников школы), то тут все стандартно. В организации должны быть следующие документы (перечень и названия документов могут отличаться в зависимости от особенностей учреждения):
Приказы
О введении в действие положений по охране труда
О введении в действие инструкций по охране труда
О введении в действие программ и перечней по обучению
О назначении ответственного за организацию работ по охране труда
О назначении ответственных за организацию и обеспечения безопасного выполнения работ
О назначении ответственного лица за осуществление контроля условий и охраны труда
О назначении ответственного лица за проведение вводного инструктажа
О проведении инструктажа на рабочем месте
Об организации обеспечения СИЗ и смывающими средствами
Об обеспечении комплектации и содержания медицинских аптечек
Об организации проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований
Положения
Положение о системе управления охраной труда
Положение о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами
Положение об организации обучения и проверки знаний по охране труда, порядок проведения стажировки и допуска к самостоятельной работе
Положение о расследовании и учете несчастных случаев, профессиональных заболеваний, микроповреждений (микротравм)
Положение по идентификации опасностей и определению уровня профессиональных рисков
Положение о допуске подрядных организаций
Инструктажи
Программа вводного инструктажа
Программы проведения инструктажа на рабочем места (или другой документ, определяющий объем мероприятий и требований охраны труда, содержащихся в инструкциях и правилах по охране труда, разрабатываемых работодателем)
Программа проведения инструктажа неэлектротехническому персоналу для присвоения I группы по электробезопасности
Обучение
Программа обучения по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда (программа А)
Программы обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности (программы Б)
Программа обучения по оказанию первой помощи пострадавшим (может быть объединена с программами Б)
Программа обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты (может быть объединена с программами Б)
Протоколы проверки знаний
Стажировка
Программы проведения стажировки (для работников, выполняющих работы повешенной опасности)
Журналы
Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда
Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте (первичного, повторного, внепланового) и целевого инструктажа
Журнал регистрации несчастных случаев на производстве
Журнал учета микроповреждений (микротравм)
Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу
Журнал выдачи направлений на медицинские осмотры
Инструкции по охране труда
По профессиям и/или видам выполняемых работ
Перечни
Перечень профессий и должностей работников, подлежащих прохождению первичного инструктажа по охране труда
Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа по охране труда
Перечень работников, подлежащих обучению по охране труда
Перечень работников, освобожденных от прохождения обучения по охране труда
Перечень работников, которым требуется прохождение стажировки на рабочем месте
Перечень работников, которым не требуется прохождение стажировки на рабочем месте
Перечень инструкций по охране труда
Список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам и Список лиц, подлежащих периодическим осмотрам
Поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам
Список должностей и профессий, подлежащих обязательному психиатрическому освидетельствованию
Нормы выдачи СИЗ и ДСИЗ
Перечень средств индивидуальной защиты, применение которых требует от работников практических навыков
Перечень средств индивидуальной защиты, подлежащих испытаниям и (или) проверке
Перечень средств индивидуальной защиты, которые остаются у работников в нерабочее время
Планирование мероприятий
План мероприятий по улучшению условий охраны труда
Оценка условий труда и уровня профессиональных рисков
Результаты проведения специальной оценки условий труда
Результаты проведения оценки профессиональных рисков
Инструктажи по охране труда в школе
Опять же разграничиваем требования трудового законодательства и требования учебно-воспитательной работы.
В рамках охраны труда проведение инструктажей регламентируется «Порядком обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда», утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464.
Согласно ему, с работниками проводятся:
а) вводный инструктаж по охране труда;
б) инструктаж по охране труда на рабочем месте;
в) целевой инструктаж по охране труда.
А как же инструктажи для учащихся? Вводный, по кабинетам-предметникам, целевой, внеплановый? Их же обязательно проводить?
На самом деле нет нормативно-правого акта, который устанавливает требование проведения инструктажей для учащихся, описывает их виды и порядок проведения.
Однако согласно Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
«Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
Одним из методов реализации этих задач в школах обычно и выступает проведение инструктажей с обучающимися. Их виды, порядок проведения и объем регламентируются локальным нормативным актом учреждения.
Единого правила кого и чему учить по охране труда в школе нет. Для каждого учреждения – своя ситуация, в зависимости от условий труда на рабочих местах, должности/профессии обучаемых, их обязанностей.
Приведем пример, чему учить учителя в школе.
Допустим это учитель русского языка, СИЗ не положены.
Программа А
Не нужно
(за исключением случав, если этот педагог не входит в комиссию по проверке знаний, не является уполномоченным по охране труда и др.
Программа Б
НужноМожно освободить, от обучения, я случае если проведена СУОТ (класс условий труда 1.0 или 2.0) и проведена ОПР (выявлены риски только от бытовой и офисной техники).Примечание: учителей химии, физики, технологии, физкультуры, освобождать нельзя, так как есть дополнительные риски
Программа Б
Не нужно(нет работ повышенной опасности)
Обучение по оказанию первой помощи
Нужноп.33 Порядка 2464, ст.41 Федерального закона № 273-ФЗ
Обучение по использованию/ применению СИЗ
Не нужноПримечание: если СИЗ выдаются, смотрим какие это СИЗ.Если для их использования практические навыки не требуются, информируем работника в процессе проведения инструктажа на рабочем месте, если СИЗ
Таким образом видим, что каждая организация и должность/профессия должны рассматриваться индивидуально.
Что касается учащихся, опять же в силу требований ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, обучающихся знакомят с правилами безопасного поведения и действий, в том числе при выполнении простейших трудовых операций, в процессе образовательной деятельности (занятий) педагогические работники. Детям прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности труда и другим видам деятельности в процессе изучения учебных дисциплин, в том числе по программе «Основы безопасности жизнедеятельности». Учащиеся при прохождении трудовой подготовки в школьных мастерских изучают вопросы безопасности труда во время теоретических занятий, а также обучаются конкретным приемам безопасного труда перед допуском их к практической работе.
Права и обязанности, ответственность работников и учащихся школы по охране труда
Обязанности обучающей организации
В соответствии с п.6 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
2) создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
Обязанности и ответственность педагогических работников
В соответствии со ст.48 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Педагогические работники обязаны:
4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
Обязанности и ответственность обучающихся
В соответствии со ст.43 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
6) с учетом возрастных и психофизических особенностей участвовать в общественно полезном труде, предусмотренном образовательной программой и направленном на формирование у обучающихся трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда.»
Таким образом, образовательная организация должна обеспечить безопасные условия пребывания обучающихся на своей территории и во время образовательного процесса, а обучающиеся должны в этот самом образовательно процессе участвовать и выполнять требования безопасности, которые до них были донесены педагогическими работниками.
Распространенные нарушения требований охраны труда в школе и возможные последствия
Самыми распространенными нарушениями требований охраны труда в школах можно считать следующие:
Примеры Типичных нарушений
Статья КоАП
Ответственность
— Неудовлетворительное состояние рабочих мест, оборудования;
— Непроведение оценки профессиональных рисков;— Нет документации по охране труда
Ст. 5.27.1. ч.1 КоАП РФ
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации
на должностных лиц
от 2 тысяч до 5 тысяч рублей;
на юридических лиц
от 50 тысяч до 80 тысяч рублей
— Не проведена специальная оценка условий труда или проведена с нарушениями
Ст. 5.27.1. ч.2 КоАП РФ
Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение
на должностных лиц
от 5 тысяч до 10 тысяч рублей
на юридических лиц
от 60 тысяч до 80 тысяч рублей
Обучение:— Не проведено обучение по охране труда или проведено не в полной мере;— Работники, которым требуется обучение в Учебном центре, обучены внутри организации;— От обучения и инструктажей освобождены работники, которых нельзя освобождать от них;— Обучение внутри организации проведено без подачи сведений в реестр организаций, обучающих своих работников— Непедагогические работники (уборщицы, РКОЗ, дворники, медсестры) не прошли медосмотр по п.25 «Работы в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей»;— Нарушен срок периодического медицинского осмотра;— Медосмотры проводятся не до трудоустройства, а после (или вообще после прохождения работников испытательного срока);— Не проведены психиатрические освидетельствования работникам, занимающимся обучением детей или присмотром за ними.
Ст. 5.27.1. ч.3 КоАП РФ
Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний
на должностных лиц
от 15 тысяч до 25 тысяч рублей
на юридических лиц
от 110 тысяч до 130 тысяч рублей
— Работники не обеспечиваются СИЗ;
— СИЗ подобраны неправильно;— Отсутствуют сертификаты и декларации на выдаваемые СИЗ;— Работодатель самостоятельно уменьшил объем выдаваемых СИЗ
Ст. 5.27.1. ч.4 КоАП РФ
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты
на должностных лиц
от 20 тысяч до 30 тысяч рублей
на юридических лиц
от 130 тысяч до 150 тысяч рублей
Часть нарушений напрямую влияет на безопасность трудового и образовательного процесса, другая часть, как может показаться, влияет косвенно или не влияет совсем. Однако соблюдение требований охраны труда играет решающую роль в предотвращении несчастных случаев, травм и заболеваний, а также создании комфортной и продуктивной образовательной среды.