Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
Учёный секретарь
Ученый секретарь организовывает текущую деятельность образовательной организации, разрабатывает план мероприятий, подготавливает отчеты и ведет документацию.
Заработная плата
20 000 — 30 000 руб.
Место работы
Ученый секретарь работает в различных советах высших учебных заведений и учреждений.
Обязанности
- Составляет планы мероприятий;
- Проверяет перед публикацией статьи, обзоры, исследования;
- Работает с материалами для научных выступлений;
Важные качества
Ученый секретарь должен обладать такими качествами, как ответственность, пунктуальность, коммуникабельность. Профессия для тех, кто умеет работать с большим объемом информации, планировать свой день и знает документооборот.
Стереотипы, юмор
Ученый секретарь – это не секретарша;
Не нужно трогать и перекладывать бумаги на столе секретаря без его разрешения;
Не стоит стараться подкупить ученого секретаря шоколадками в надежде на быструю работу, его это раздражает.
Обучение
У ученого секретаря должно быть высшее образование. Если секретарь кандидат наук в определенной области знаний, то это повышает его ценность. Ученый секретарь должен знать английский язык, обладать грамотной речью и уметь работать с ПК.
Вожатый в лагере
Общие положения
1.1. На должность ученого секретаря назначается лицо, имеющее ученую степень доктора или кандидата наук, научные труды, опыт научной и организаторской работы не менее 5 лет. На должность ученого секретаря до 3 лет могут быть назначены не имеющие ученой степени высококвалифицированные специалисты соответствующей области знаний, обладающие указанным опытом работы.
1.3. Ученый секретарь должен знать:
– законодательные и нормативные правовые акты, научные проблемы соответствующей области знаний, науки и техники, направления развития отрасли экономики по профилю деятельности учреждения, руководящие материалы вышестоящих органов;
– отечественные и зарубежные достижения в соответствующей области знаний;
– установленный порядок организации, планирования и финансирования, проведения и внедрения научных исследований и разработок, их патентно-информационного обеспечения;
– действующие положения по защите авторских прав и патентов, порядок подготовки и повышения квалификации кадров;
– порядок проведения конкурсов и аттестации научных работников;
– правовые вопросы оформления договорных отношений при совместном выполнении работ с другими учреждениями, организациями и предприятиями;
– методы организации труда научных работников и управления научными исследованиями и разработками;
– руководящие материалы по организации делопроизводства;
– законодательство о труде;
– правила и нормы охраны труда;
Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции ученого секретаря совета факультета, образец 2023 года. Должностная инструкция ученого секретаря совета факультета должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности ученого секретаря совета факультета, права ученого секретаря совета факультета, ответственность ученого секретаря совета факультета.
Должностная инструкция ученого секретаря совета факультета относится к разделу “Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования”.
В должностной инструкции ученого секретаря совета факультета должны быть отражены следующие пункты:
Должностные обязанности ученого секретаря совета факультета
1) Должностные обязанности. Осуществляет подготовку планов работы диссертационного совета факультета (института). Контролирует выполнение принятых диссертационным советом факультета (института) решений. Обеспечивает организационную и техническую подготовку заседаний диссертационного совета факультета (института). Ведет документацию диссертационного совета факультета (института), подготавливает на соискателей ученых званий представления, протоколы заседаний и решений диссертационного совета факультета (института), проекты приказов образовательного учреждения, аттестационные дела. Подготавливает представления на работников к государственным и отраслевым наградам, претендентов к участию в конкурсе на замещение должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников. Подготавливает представления аспирантов к именным стипендиям, оформляет необходимые протоколы заседаний, решений совета факультета (института), проекты приказов руководителя образовательного учреждения для дальнейшего представления их в ученый совет образовательного учреждения.
Ученый секретарь совета факультета должен знать
2) Ученый секретарь совета факультета при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам образования и подготовки научно-педагогических и научных кадров; приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; основы гражданского, административного, трудового, бюджетного, хозяйственного законодательства; локальные нормативные акты образовательного учреждения; основные сведения о развитии образования в зарубежных странах; порядок и условия проведения конкурса на замещение должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников; требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах; организацию делопроизводства, порядок оформления документации диссертационного совета факультета (института), образовательного учреждения; правила и порядок оформления диссертационных работ и рефератов, представления аспирантов к государственным и именным стипендиям; основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, распространения информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности; механизмы оформления прав интеллектуальной собственности; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации ученого секретаря совета факультета
3) Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет.
Должностная инструкция ученого секретаря совета факультета – образец 2023 года. Должностные обязанности ученого секретаря совета факультета, права ученого секретаря совета факультета, ответственность ученого секретаря совета факультета.
Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции ученого секретаря, образец 2023 года. Должностная инструкция ученого секретаря должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности ученого секретаря, права ученого секретаря, ответственность ученого секретаря.
Должностная инструкция ученого секретаря относится к разделу “Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях”.
В должностной инструкции ученого секретаря должны быть отражены следующие пункты:
1) Должностные обязанности. Возглавляет подготовку предложений по сводным перспективным и годовым планам научных исследований и разработок, а также осуществляет координацию тематических планов научно – исследовательских работ, выполняемых структурными подразделениями учреждения (организации), а также другими учреждениями, организациями и предприятиями при совместном их проведении. Организует контроль за своевременным и качественным выполнением установленных тематических планов и подготовку сводных отчетов о деятельности учреждения (организации). Обеспечивает координацию при разработке основных направлений работы учреждения (организации), планов и программ повышения эффективности его деятельности, улучшения организации труда и управления. Подготавливает проекты планов работы ученого или научно – технического (технического) совета, контролирует их выполнение и осуществление принятых советом решений. Рассматривает материалы, связанные с защитой диссертаций и присвоением ученых званий. Готовит предложения к планам издания научных трудов, обеспечивает их рецензирование, а также проведение научных конференций, совещаний, семинаров, дискуссий. Организует проведение аттестации работников, разработку критериев и методов оценки их деятельности. Координирует деятельность научно – вспомогательных подразделений учреждения (организации). Готовит предложения по подготовке и повышению квалификации научных кадров, стажировке научных сотрудников.
Ученый секретарь должен знать
2) Ученый секретарь при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, научные проблемы соответствующей области знаний, науки и техники, направления развития отрасли экономики по профилю деятельности учреждения (организации), руководящие материалы вышестоящих органов, отечественные и зарубежные достижения в соответствующей области знаний; установленный порядок организации, планирования и финансирования, проведения и внедрения научных исследований и разработок, их патентно – информационного обеспечения; действующие положения по защите авторских прав и патентов; подготовке и повышению квалификации кадров; порядок проведения конкурсов и аттестации научных работников; правовые вопросы оформления договорных отношений при совместном выполнении работ с другими учреждениями, организациями и предприятиями; методы организации труда научных работников и управления научными исследованиями и разработками; руководящие материалы по организации делопроизводства; законодательство о труде; правила и нормы охраны труда.
3) Требования к квалификации. Ученая степень доктора или кандидата наук. Наличие научных трудов. Опыт научной и организаторской работы не менее 5 лет. На должность ученого секретаря на срок до 3 лет могут быть назначены не имеющие ученой степени высококвалифицированные специалисты соответствующей области знаний, обладающие указанным опытом работы.
Должностная инструкция ученого секретаря – образец 2023 года. Должностные обязанности ученого секретаря, права ученого секретаря, ответственность ученого секретаря.
Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции ученого секретаря совета учреждения, образец 2023 года. Должностная инструкция ученого секретаря совета учреждения должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности ученого секретаря совета учреждения, права ученого секретаря совета учреждения, ответственность ученого секретаря совета учреждения.
Должностная инструкция ученого секретаря совета учреждения относится к разделу “Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования”.
В должностной инструкции ученого секретаря совета учреждения должны быть отражены следующие пункты:
Должностные обязанности ученого секретаря совета учреждения
1) Должностные обязанности. Осуществляет деятельность ученого совета образовательного учреждения, обеспечивает организационную и техническую подготовку заседаний ученого совета, разрабатывает планы его работы, ведет протоколы заседаний ученого совета, оформляет и подготавливает проекты решений ученого совета и приказов образовательного учреждения для их утверждения, контролирует выполнение принятых ученым советом решений. Подготавливает документацию к участию претендентов в конкурсе на замещение должностей профессорско-преподавательского состава, научных работников, разрабатывает критерии и методы оценки их деятельности. Ведет документацию ученого совета образовательного учреждения, принимает и проверяет представленные учеными секретарями советов факультетов, других структурных подразделений образовательного учреждения аттестационные дела соискателей ученых званий, представляет их в Высшую аттестационную комиссию. Подготавливает на работников представления к государственным и отраслевым наградам, оформляет документацию на аспирантов к представлению их к именным стипендиям.
Ученый секретарь совета учреждения должен знать
2) Ученый секретарь совета учреждения при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам образования и подготовки научно-педагогических и научных кадров; приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; основы гражданского, административного, трудового, бюджетного, хозяйственного законодательства; локальные нормативные акты образовательного учреждения; основные сведения о развитии образования в зарубежных странах; порядок и условия проведения конкурса на замещение должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников; требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах; организацию делопроизводства, порядок оформления документации диссертационного совета факультета, образовательного учреждения; правила и порядок оформления диссертационных работ и рефератов, представления аспирантов к государственным и именным стипендиям; основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, распространения информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности; механизмы оформления прав интеллектуальной собственности; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации ученого секретаря совета учреждения
3) Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и стаж работы в организациях по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет, при наличии ученой степени стаж работы не менее 3 лет.
Должностная инструкция ученого секретаря совета учреждения – образец 2023 года. Должностные обязанности ученого секретаря совета учреждения, права ученого секретаря совета учреждения, ответственность ученого секретаря совета учреждения.
На протяжении всей истории университета происходили существенные изменения как в статусе и полномочиях Ученого совета, так и в формировании его количественного и качественного состава. Были годы, когда Ученый совет вуза формировался непосредственно ректором и Ученый совет считался органом «при ректоре».В его состав входили заведующие кафедрами, деканы факультетов и представители партийной и профсоюзной организаций института. В самых первых составах Ученого совета нашего вуза были представители от Пензенского совнархоза, строительных трестов, работники партийных органов. Несмотря на такой разноплановый подбор, Ученый совет вуза состоял из 20-25 человек.
С середины 1980-х годов Ученый совет стал формироваться на демократических выборных условиях путем избрания его членов тайным голосованием на конференции преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов. При этом не менее 25 % общего числа членов Ученого совета стали составлять представители студенчества.
В настоящее время Ученый совет формируется исключительно на выборной основе (кроме ректора и проректоров) из числа наиболее квалифицированных представителей всех структурных подразделений университета: институтов, факультетов, кафедр, управлений и представителей профсоюзных организаций сотрудников и студентов.
Полномочия Ученого совета широки и многообразны. Они затрагивают все сферы деятельности университета: учебную, научную, методическую, воспитательную, хозяйственную, издательскую, финансовую, кадровую и др. Ученый совет решает вопросы открытия или закрытия специальностей в вузе, утверждает учебные планы образовательной деятельности, рассматривает и утверждает «Комплексный план перспективного развития вуза» и контролирует его выполнение. Кроме того, он выполняет контролирующие и аналитические функции деятельности основных структурных подразделений кафедр, институтов, деканатов, управлений путем заслушивания отчетов и принятия соответствующих решений по их дальнейшему развитию и совершенствованию.
Основная деятельность Ученого совета концентрируется на выработке концептуальных положений и действий в решении наиболее перспективных и актуальных вопросов высшего образования применительно к реальным условиям и возможностям университета. Это прежде всего вопросы управления качеством подготовки специалистов, внедрения многоуровневой системы образования, рейтинговой оценки качества образования, выработки единой концепции воспитательной работы со студентами, а также проблем, связанных с трудоустройством выпускников и укреплением учебно-научно-производственных и международных связей университета с ведущими научными центрами, университетами и организациями и др.
Благодаря целенаправленной и мудрой политике Ученого совета вуз, относительно быстро пройдя статусы института – академии, в 2003 г. стал университетом.
Повестка заседаний Ученого совета всегда насыщена многими вопросами, решение которых требует обстоятельного обсуждения и принятия действенных решений. Все рассматриваемые вопросы находят своё разрешение благодаря высокому профессиональному уровню членов Ученого совета и хорошо продуманной организационной структуре его деятельности.
В настоящее время в университете сформирован и работает деятельный Ученый совет, способный решать важнейшие вопросы развития университета. В его составе 48 человека.
Вопросы, выносимые на заседания, качественно и обстоятельно готовят рабочие комиссии, сформированные по основным направлениям деятельности университета. С 1986 г. до 2019 г. все организационные вопросы своевременно и профессионально решал ученый секретарь совета профессор В.М. Вдовин. В январе 2019 г. на должность ученого секретаря ученого совета университета назначена к.социол.н., доцент Н.А. Киселева.
Из всех решаемых вопросов с особым вниманием и принципиальностью Ученый совет рассматривает кадровые. Здесь определяется стратегия подготовки научно-педагогических кадров, повышения их квалификации, подбора резерва на замещение руководящих должностей. На каждом заседании Ученого совета рассматриваются конкурсные дела по избранию на педагогические должности, представления наиболее квалифицированных преподавателей к ученым званиям, а также проводит, согласно утвержденному графику, выборы заведующих кафедрами, директоров институтов, деканов факультетов.
Решениями Ученого совета производится представление заслуженных работников к почетным званиям и наградам всех уровней, включая государственные.
По инициативе Ученого совета в университете установлены именные стипендии для студентов и аспирантов университета, а также почетные звания и награды «Почетный профессор», «Почетный доктор», «Почетный член ученого совета», «Ветеран университета» и др. Этих наград удостоены уже многие сотрудники и выпускники университета.
Положение об ученом совете университета
Положение о постоянно действующих комиссиях учёного совета
Состав рабочих комиссий
Список членов ученого совета
План работы ученого совета на 2019/2020 учебный год
Приказ Об изменении состава Ученого совета университета от 29.04.2019г
Приказ Об изменении состава Ученого совета университета от 23.09.2019г
Приказ Об изменении состава Ученого совета университета от 29.10.2019г
Приказ Об изменении состава Ученого совета университета от 12.03.2020г.
Приказ Об изменении состава Ученого совета университета от 02.09.2020г.
Приказ Об изменении состава Ученого совета университета от 23.12.2020г.
Приказ Об изменении состава Ученого совета университета от 25.01.2021г.
Объявление о заседании Ученого совета 26.01.2023 г.
Регламент проведения Ученого совета
План работы Ученого Совета 2020-2021 г
План работы Ученого Совета 2021-2022 гг.
План работы Ученого Совета 2022-2023 гг.
Комната для видеоконференции
В ходе визита в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» представитель отделения РАН в Сибирском макрорегионе изучил потенциал вуза и возможные перспективы для сотрудничества по ряду высокотехнологичных отраслей и выступил перед научной общественностью.
6 сентября Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» посетил главный ученый секретарь Сибирского отделения (СО) РАН, академик РАН, директор Института теплофизики СО РАН, а также кандидат в президенты Российской академии наук Дмитрий Маркович Маркович. В течение дня ученый провел несколько мероприятий в стенах вуза.
«Сегодня мы с удовольствием принимаем в стенах ЛЭТИ ученого секретаря Сибирского отделения РАН, академика Дмитрия Марковича Марковича. Наш гость достаточно хорошо знаком с университетом, поскольку знал Жореса Ивановича Алферова и других выдающихся ученых, а Институт теплофизики, который возглавляет Дмитрий Маркович, уже имеет опыт взаимодействия с исследователями из ЛЭТИ. Я уверен, что в дальнейшем мы будем активно расширять количество направлений для нашей совместной работы».
Первые результаты флагманского стратегического проекта «Наногетероструктурная электроника, фотоника и радиофотоника» представил заведующий кафедрой физической электроники и технологии СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Александр Анатольевич Семенов: «Цель проекта – разработка новой компонентной базы для современных типов электроники, таких как сенсоры, системы телекоммуникации, беспилотники, интернет вещей. На сегодняшний день мы получили первые предварительные технологические результатов данного проекта. Проработаны отдельные элементы и узлы фотонных интегральных схем».
Руководитель научного и образовательного направлений СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Михаил Степанович Куприянов рассказал о разработках в сфере беспилотного транспорта. Для этого в университете оборудован специальный полигон Duckietown. Данная площадка используется не только для исследований, но и для проведения олимпиад и чемпионатов в сфере применения беспилотных систем. Второе направление этой деятельности касается разработок подводных беспилотников. ЛЭТИ работает совместно с АО «Концерн «Океанприбор», который предоставляет уникальные водные полигоны для испытания устройств.
Затем заместитель заведующего кафедрой микроволновой электроники по научной работе Алексей Сергеевич Иванов рассказал о созданной в ЛЭТИ технологии для экологичной утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) с помощью высокотемпературного перегретого пара. На ее основе в университете разработаны действующие образцы микроволновых установок для переработки мусора. Доцент кафедры электротехнологической и преобразовательной техники (ЭТПТ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Юрий Юрьевич Перевалов сообщил о разработке систем управления промышленными печами для получения новых материалов и защитных покрытий, которые нагреваются до высоких температур с помощью источника индукционного магнитного поля. Разработанные учеными ЭТПТ оборудование и программное обеспечение сегодня внедряется на отечественных промышленных предприятиях.
Ряд достижений ученых ЛЭТИ по стратегическому проекту «Новые технологии информационной связанности объектов и территорий» был представлен в докладе заместителя заведующего кафедрой радиотехнических систем по научной работе Олега Александровича Маркелова. Проект направлен на разработку решений для развития сверхширокополосной высокоскоростной связи, а также аппаратного обеспечения данной отрасли. В частности, для этого ученые ведут исследования, направленные на создание новых типов антенн для одновременного управления множеством устройств. Для проведения исследований диапазонов сверхвысоких частот в ЛЭТИ создан специальный полигон – безэховая камера, которая является одной из самых больших в России. Помимо этого, ЛЭТИ является разработчиком различных радиолокационных систем, в том числе пассивных когерентных локационных комплексов, которые используют сторонние источники сигналов. «Разработка всего аппаратного обеспечения этого комплекса от начала до конца велась в ЛЭТИ. Сейчас данное оборудование производится индустриальным партнером АО «НИИ «Вектор», – отмечает Олег Александрович Маркелов.
После совещания Дмитрий Маркович Маркович посетил лаборатории Технопарка СПбГЭТУ «ЛЭТИ», где ему были продемонстрированы образцы рентгенографической техники для различных типов диагностических работ. В частности, гостю показали передвижную рентгеновскую установку, с помощью которой оценивается качество семенного фонда сельхозпредприятий. Затем в лаборатории «Системы захвата и моделирования движения» академику рассказали о разработках цифровых систем для проведения реабилитации пациентов с различными травмами, моделирования тренировочного процесса спортсменов, испытания экзоскелетов. После этого сибирский ученый посетил молодежную лабораторию по гиперспектральным технологиям, которые применяются в высокоточных методах диагностики материалов. Исследователи ЛЭТИ адаптировали их для применения в таких сферах, как восстановление архивных документов, идентификация личности и изучение археологических находок.
«Я с удовольствием ознакомился с различными направлениями деятельности ЛЭТИ. Уже сейчас я могу сказать, что отметил точки для нашего дальнейшего взаимодействия. В Сибирском отделении РАН действует несколько десятков сильных академических институтов, университетов, которые ведут исследования по самым разным направлениям науки и технологий, которые можно было бы задействовать для совместного решения задач, которые сейчас стоят перед нашей страной. Ведь, как правило, на стыке наук и компетенций различных научных коллективов совершаются важные прорывы».
Во второй половине дня академик Д.М. Маркович как кандидат на выборах президента РАН провел встречу с представителями научной общественности, которая проходила в зале видеоконференций ЛЭТИ. Академик познакомил слушателей с частью своей предвыборной программы и ответил на их вопросы. Среди основных тезисов ученого – создание единой для всей страны научной базы для решения актуальных задач и реализации проектов федерального уровня, более плотное взаимодействие науки с органами власти, реальным сектором российской экономики и с государствами-союзниками России, а также изменение приоритетов финансирования научной отрасли. Запись встречи доступна на официальной странице СПбГЭТУ «ЛЭТИ» ВКонтакте.
III. Права
Ученый секретарь имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающимися его деятельности.
3.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности учреждения, замечания по деятельности сотрудников учреждения; предлагать варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3.3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
3.4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя).
3.5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
Ответственность
Ученый секретарь несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности – в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Руководитель структурного подразделения
Начальник юридического отдела
С инструкцией ознакомлен:
Связанные понятия
Учёный совет — постоянно действующий выборный представительный орган образовательной организации высшего образования (ООВО). Аналогичный орган существует в научно-исследовательских учреждениях, в частности, в институтах Российской академии наук. Возможно формирование подобного органа в подразделениях вузов и НИИ, то есть на уровне факультета или научного отделения.
Диссертацио́нный сове́т (также диссовет, или совет по защите докторских и кандидатских диссертаций, или иногда специализированный учёный совет) — орган, создающийся при некоторых научных организациях и вузах, служащий для рассмотрения и защиты диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата наук.
Учебно-методическое объединение образовательных организаций (УМО) — государственно-общественная организация, созданная в системе образования в целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования.
Нау́чный сотру́дник — общее наименование ряда должностей учёных, занятых научной деятельностью в НИИ, на предприятиях или в вузах, но не являющихся руководителями структурных подразделений, а также одна из конкретных должностей таких учёных в Российской Федерации.
Учёное зва́ние — ступень квалификационной системы в высших учебных заведениях и научных организациях, позволяющей ранжировать научных и научно-педагогических сотрудников на отдельных этапах академической карьеры.
Упоминания в литературе
Что касается должности секретаря в нашей стране на современном этапе, то в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации 21 августа 1998 г. № 37 (с дальнейшими добавлениями и изменениями), она дается с дополнениями: секретарь-стенографистка, секретарь-машинистка, секретарь незрячего специалиста, секретарь руководителя, . Уже перечисление должностей секретаря, данное в Квалификационном справочнике, показывает, что понятие «секретарь» достаточно сложное, и оно действительно имеет много градаций – от ученого секретаря до секретаря-машинистки. Отсюда большое разнообразие функций, выполняемых секретарями, комплекса обязанностей и прав, различных требований к образованию, опыту работы и навыкам.
За время обучения в аспирантуре Александр Юрьевич отвечал за издание депонированных сборников научных статей, в которых охотно публиковали свои статьи не только аспиранты, но и доценты и профессора. Инициатором этих публикаций был талантливый молодой заместитель заведующего кафедрой Александр Николаевич Мячин, курировавший тогда аспирантов, ныне – Начальник Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, генерал-майор таможенной службы, Совета ректоров Санкт-Петербурга, профессор, доктор исторических наук.
БАН несколько последних лет активно разрабатывает военную тематику. 65-летию Победы она посвятила серию библиографических указателей академических изданий военного времени, материал которых актуализируется также в рамках фундаментальной академической программы «Научное наследие Российской академии наук». В 2008 г. БАН провела международные библиографические чтения, посвященные памяти одного из инициаторов и основных исполнителей уникальной библиографической деятельности военной поры – БАН Константина Илларионовича Шафрановского (1901–1973).
Член-корреспондент Академии Военных наук, Российской инженерной Академии и Академии геополитических проблем; кандидат технических наук; Лауреат Премии им. Ленинского комсомола, Премии Совета Министров СССР, Премии им. А. В.Суворова АВН; секции «Проблем СЯС» Академии военных наук; зам. гл. ред. журнала «Стратегическая стабильность» (АВН) и зам. гл. ред. журнала «Информационные войны» (совместно РАН и АВН).
Связанные понятия (продолжение)
Заведующий лабораторией — руководитель научно-исследовательской лаборатории или учебно-научной лаборатории в научно-исследовательском институте или высшем учебном заведении, как правило, доктор наук или кандидат наук и имеющий опубликованные (изданные) научные труды, а также опыт научной и организаторской работы не менее 5 лет.Обычно заведующие лабораториями являются также членами Учёного (научно-технического) совета учреждения.
Проре́ктор — заместитель ректора высшего учебного заведения по какому-либо направлению работы вуза; профессор, заместитель ректора и его помощник, в средних учебных заведениях — преподаватель, следующий за ректором по старшинству.
Институ́т исто́рии РАНИОН — научно-исследовательское учреждение в РСФСР. Существовал в 1921—1929 годах в Москве.
Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук (сокр. ПФИЦ УрО РАН).
Ка́федра (греч. καθέδρα букв. «сиденье») — основная структурная единица факультета в высшем учебном заведении, осуществляющая подготовку слушателей, студентов и курсантов в рамках определённой специализации.
Дека́н (от греч. δέκα — десять; буквально — десятник) — глава факультета в образовательном учреждении высшего образования; непосредственно руководит учебной, воспитательной и научной работой на факультете.
Обще́ственная акаде́мия нау́к — разновидность академий наук, представляющая собой объединение научных работников, которое создано на добровольной основе независимо от государственных органов. Данная категория общественных объединений в России предусмотрена Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
Институт научного атеизма — научно-исследовательская организация, основанная в 1964 году в Москве для координации научной работы по атеизму, проводимой научно-исследовательскими институтами Академии Наук СССР, высшими учебными заведениями и учреждениями министерства культуры СССР.
Нау́чно-иссле́довательский институ́т (НИИ) — государственное учреждение, специально созданное для организации научных исследований и проведения опытно-конструкторских разработок.
Научная школа — оформленная система научных взглядов, а также научное сообщество, придерживающееся этих взглядов. Формирование научной школы происходит под влиянием лидера, эрудиция, круг интересов и стиль работы которого имеют определяющее значение для привлечения новых сотрудников. Отношения внутри такого научного коллектива способствуют обмену информации на уровне идей (а не конечных результатов исследований), что значительно повышает эффективность творческой научной работы.
Факультеты общественных наук были созданы в университетах РСФСР и других советских республик взамен ликвидированных юридических и историко-филологических факультетов для разработки и распространения идей научного социализма и ознакомления широких масс с переменами в общественно-политическом строе России (см. Октябрьская революция), с целью создания «кадров научно-подготовленных практических работников социалистического строительства».
Совмести́тельство — это форма вторичной занятости, при которой в свободное от основной работы время человеком выполняется другая регулярная оплачиваемая работа.
Заве́дующий ка́федрой — руководитель кафедры в высших учебных заведениях, как правило, профессор, доктор наук.
Академия наук — категория научного общества, которая по характеру своей деятельности является крупным научным центром, в рамках которого осуществляются планирование, организация и координирование деятельности научного сообщества. Первые научные академии возникли в Европе в XVII веке. Современные национальные научные академии во многих странах мира (например, США, Англия, Италия, Китай, Франция и др.) организованы по принципу научных ассоциаций, клубов, союзов.
Кандида́т нау́к — учёная степень первой из двух (ниже доктора наук) послевузовских ступеней в Российской Федерации, ряде стран СНГ и в СССР. Соответствует степени доктора философии в западных странах:п. 262. Позволяет претендовать на звание доцента. Соискание данной степени предполагает подготовку и написание диссертации, обобщающей результаты исследовательской деятельности учёного в течение нескольких лет.
Список научных журналов ВАК — перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включённых Высшей аттестационной комиссией России в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертации на соискание учёной степени кандидата и доктора наук.
Этнологический факультет I-го МГУ (Этнофак МГУ) (апрель 1925; реорганизован в историко-этнологический факультет в сентябре 1929; расформирован в 1930).
Со́росовский профе́ссор — лауреат премии Фонда Сороса, Международной соросовской программы образования в области точных наук (англ. International Soros Science Education Program, ISSEP). Лауреату ежемесячно в течение одного года выплачивалась денежная премия.
Федеральное архивное агентство (Росархив) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Президента Российской Федерации. Осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере архивного дела и делопроизводства, а также по контролю, оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в этой сфере.
Ассистент (от лат. assistens — помогающий) — начальная преподавательская должность в вузах. Соответствует должности дореволюционной России адъюнкт-профессор (ассистент-профессор). Часто эта должность совмещается с учёбой в аспирантуре. При меньшей оплате они должны проводить больше часов занятий по сравнению с доцентами и профессорами.
Автореферат диссертации (от др.-греч. αὐτός — сам и лат. refero — докладываю, сообщаю) — краткое изложение основных результатов диссертационной работы на соискание учёной степени доктора или кандидата наук, составленное самим автором диссертации.
Институ́т лингви́стики РГГУ — научное и образовательное учреждение в структуре Российского государственного гуманитарного университета. Состоит из Факультета теоретической и прикладной лингвистики (декан И. А. Шаронов), отделения интеллектуальных систем в гуманитарной сфере (заведующий В. К. Финн) и отделения иностранных языков (заведующая Т. В. Бузина). Директор Института с мая 2016 года — кандидат филологических наук И. И. Исаев.
Архивове́дение — наука, изучающая и разрабатывающая теоретические, методические и организационные вопросы архивного дела и его историю.
Действительный член — в организациях, где допускаются различные виды членства, — член организации, имеющий относительно более высокий статус. В зависимости от устава организации действительный член может быть физическим или юридическим лицом.
Ста́рший преподава́тель — преподавательская должность в вузах, занимающая промежуточное положение между преподавателем и доцентом. Старшие преподаватели могут самостоятельно читать курсы лекций и принимать зачёты и экзамены. Как правило, ими становятся преподаватели, не имеющие учёной степени, но имеющие достаточный (как правило, не менее 3-х лет) опыт работы.
Государственный учёный совет (ГУС) — руководящий научно-методический орган Наркомпроса РСФСР, ведавший осуществлением политики государства в области науки, искусства, образования и социалистического воспитания. Организован и возглавлялся М. Н. Покровским, после его смерти ликвидирован.
Дипло́мная рабо́та (Дипло́мный прое́кт) — один из видов выпускной квалификационной работы — самостоятельная творческая работа студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов, бакалавров и магистров, выполняемая ими на последнем, выпускном курсе.
Редакционная коллегия (Аббр. редколлегия) — совещательный орган, принимающий решения в каком-либо издании, газете и т. п. Группа редакторов большинства печатных изданий и cредств массовой информации, список должностных лиц, составляющих коллегиальный орган управления в редакции.
Ленинская стипендия (стипендия имени В. И. Ленина) — самая престижная и высокая стипендия в Советском Союзе для учащихся средних специальных учебных заведений, студентов вузов, аспирантов высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений.
Росси́йский нау́чный фонд (также: РНФ) — некоммерческая организация, созданная в целях финансовой и организационной поддержки фундаментальных и поисковых научных исследований, подготовки научных кадров, развития научных коллективов, занимающих лидирующие позиции в определённой области науки.
Сове́тник акаде́мии нау́к — учёный с многолетним опытом в какой-либо научной сфере или в области управления научными организациями, оказывающий консультационную поддержку академии наук в целом или её институтам.
Моногра́фия (от греч. μόνος — «один, единый» и γράφειν — «писать») — научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем.
Акаде́мик — член или, при нескольких ступенях членства, член высшей ступени организации учёных — академии наук.
Диссерта́ция (от лат. dissertatio — исследование, сочинение, рассуждение, доклад) — квалификационная работа на присуждение академической или учёной степени и квалификации (степени) магистра.
Истори́ческая информа́тика — междисциплинарная область исторических исследований, целью которой является расширение информационного, методического и технологического обеспечения исторической науки, а также апробация новых информационных технологий и методов в конкретно-исторических исследованиях. В основе исторической информатики лежит совокупность теоретических и прикладных знаний, необходимых для создания, обработки и анализа оцифрованных исторических источников всех видов,.
Институ́т мирово́й культу́ры МГУ — научно-исследовательский институт при Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова. Институт был организован в 1992 году на основе Отделения истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ.
Учёная сте́пень — степень квалификационной системы в науке, позволяющей ранжировать научных деятелей на отдельных этапах академической карьеры. Решение о присуждении учёной степени базируется на оценке только научно-исследовательского уровня соискателя. Стаж в конкретной должности, педагогические достижения и иные показатели не учитываются, в отличие от ситуации присвоения учёных званий.
География почв — наука о закономерностях распространения почв на поверхности Земли в целях почвенно-географического районирования.
Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или частично заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания (в СССР — ГОСТ 7.60-90; в РФ — ГОСТ 7.60–2003) и допущенное Министерством образования Российской Федерации к печати и выпуску.
2.1. Возглавляет подготовку предложений по сводным перспективам и годовым планам научных исследований и разработок, а также осуществляет координацию тематических планов научно-исследовательских работ, выполняемых структурными подразделениями, организациями и предприятиями при совместном их проведении.
2.2. Организует контроль за своевременным и качественным выполнением установленных тематических планов и подготовку сводных отчетов о деятельности учреждения.
2.3. Обеспечивает координацию при разработке основных направлений работы учреждения, планов и программ повышения эффективности его деятельности, улучшения организации труда и управления.
2.4. Подготавливает проекты планов работы ученого или научно-технического (технического) совета, контролирует их выполнение и осуществление принятых советом решений.
2.5. Рассматривает материалы, связанные с защитой диссертаций и присвоением ученых степеней и званий.
2.6. Готовит предложения к планам издания научных трудов, обеспечивает их рецензирование, а также проведение научных конференций, совещаний, семинаров, дискуссий.
2.7. Организует проведение аттестации работников, разработку критериев и методов оценки их деятельности.
2.8. Координирует деятельность научно-вспомогательных подразделений учреждения.
2.9. Готовит предложения по подготовке и повышению квалификации научных кадров, стажировке научных сотрудников.