Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 марта 2011 г. N 251н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии”, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
Общие положения
1.3. На должность администратора принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (экономическое, юридическое, культуры и искусства, педагогическое, техническое) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее трех лет.
1.4. Администратор должен знать:
– законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств;
– особенности структуры организаций исполнительских искусств;
– технологию сценического производства, организации проката текущего репертуара;
– художественно-творческие, научно-технические достижения и передовой опыт в сфере исполнительских искусств;
– основы менеджмента, психологии управления, социологии искусства, сценической технологии, экономики и управления в сфере исполнительских искусств;
– гражданское законодательство Российской Федерации в области авторского права и прав, смежных с авторскими;
– этику делового общения;
– основы трудового законодательства;
– правила внутреннего трудового распорядка;
– правила санитарной, личной гигиены;
– правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Волшебный мир театра наполнен удивительными эмоциями. Чарующая атмосфера создает ощущение волшебства. Но кто стоит за яркими переживаниями и волнующей аурой?
Театральные специальности – какие они бывают? Первая мысль, которая приходит в голову, конечно же, актеры. Позже вспоминаются гардеробщики, швеи, режиссеры. На самом деле над реализацией идей одного спектакля, даже без учета автора пьесы, трудится множество людей. Но приходя в театр зритель видит исключительно игру актеров. Именно им достаются все лавры: цветы, аплодисменты, зрительская любовь. Но что там, за кулисами? Кого именно они скрывают? Кто эти невидимки, которые обеспечивают слаженную работу всех механизмов сцены – от звука и освещения до перемещения декораций и смены нарядов?
Помощник зрителей
Вы знаете, где находится бельэтаж? А портер? Сможете быстро сориентироваться, как пройти к гардеробу или буфету? Конечно, если вы завсегдатай и регулярно бываете в театре, то ответы на эти вопросы будут утвердительными. Но большинство людей приходят на представление редко или вовсе впервые. Именно для такой категории существует профессия помощник зрителей. Его задача – сориентировать гостей, помочь купить билеты, найти свои места. К нему можно обратиться, чтобы задать вопросы про антракт или буфет.
Позиция помощник зрителей – слишком емкое понятие. Традиционно, должность включает 3 категории:
- Гардеробщик
- Кассир
- Капельдинер
Главная задача специалистов – сделать пребывание в театре комфортным и приятным.
Капельдинер
За необычным словом капельдинер скрывается администратор. В его обязанности входит:
- Проверка и прием билетов.
- Сопровождение к месту (опционально).
- Контроль за порядком и тишиной.
- Решение конфликтных ситуаций.
- Ответы по репертуару, актерскому составу.
- Подготовка программок.
Чтобы занять должность, необходимо обладать хорошей, грамотной речью, любить театр. В столице среди капельдинеров можно встретить студентов театральных вузов и других молодых людей. А в провинции на позицию чаще претендуют пенсионеры.
Кассир
Вопреки расхожему мнению о том, что спектакль начинается с вешалки, на самом деле театр начинается с билетов. Конечно, их можно купить посредством интернета. Но до сих пор очень часто за билетом обращаются к кассиру. Они трудятся непосредственно на территории театра, а также в киосках, специализированных павильонах.
Несмотря на цифровую эпоху, должность кассира остается актуальной и по сей день. Для работы не требуются специальные знания. Чаще всего достаточно базового владения ПК, знания репертуара и дислокации кресел в зале.
Гардеробщик
Чтобы работать гардеробщиком нет нужды получать специальное образование. Однако для этой должности важен склад характера и личные качества. Сотрудник обязательно должен быть аккуратным и внимательным, так как постоянно взаимодействует с одеждой посетителей и ошибка чревата последствиями. Поэтому, гардеробщик должен уметь быстро принимать одежду, точно фиксировать номерные знаки.
Помните! Гардеробщик несет материальную ответственность за вещи, которые у него оставили.
Многие посетители приходят в театр в довольно дорогих нарядах: шубы из натурального меха у женщин, кожаные куртки у мужчин. Поэтому, претендуя на эту должность, необходимо взвешивать свои силы и быть готовым соблюдать театральный этикет в течение 6 дней в неделю.
Руководящий состав (организаторы)
К управленческим позициям в театре причисляют два направления:
- Художественный руководитель.
- Заведующий сектором.
К перечню их задача относятся организационные вопросы:
- Контроль за выполнением должностных обязанностей коллективом театра.
- Подготовка и согласование репертуара на квартал, год.
- Планирование гастролей и выездных мероприятий.
- Организация маркетинговой стратегии – где и когда проводить рекламные акции.
- Контроль за творческими процессами и подготовкой спектаклей.
Ведущий художественный руководитель
В крошечных театрах, что находятся в регионах, должность худрука может совмещать ведущий (главный) режиссер. Но такой тандем возможен только при минимальной загрузке специалистов. В крупных же театрах, где нагрузка намного больше, художественный руководитель – полноценная должность. Из-за большой ответственности совмещение не эффективно.
В его обязанности входит управление и контроль за результатом творческой деятельности:
- Подготовка репертуара.
- Согласование спектаклей.
- Переговоры со спонсорами и партнерами.
- Решение кадровых вопросов.
Кроме того, вместе с директором худрук принимает решения касательно финансирования и формирует годовой бюджет театра.
Заведующий труппой
Эта специальность – связующий сегмент между творческим коллективом и руководителем. В его зоне ответственности график репетиций, решение спорных, конфликтных ситуаций в штате, рекомендации по замене, вводу и выводу артистов из различных спектаклей. Такая профессия хорошо подходит коммуникабельным и общительным людям с хорошим уровнем эмпатии и навыками психолога.
Трудоустройство заведующим труппой происходит на конкурсной основе. Чтобы занять вакансию необходимо профильное образование и опыт работы ассистентом или на аналогичной позиции.
Заведующий литчастью
До цифровой эры специалист этой категории занимался поиском и подбором пьес, спектаклей. Сейчас круг обязанностей расширился. Заведующий также отвечает за пиар отдел, взаимодействие с журналистами, рекламодателями, критиками. Заведующему литчастью не обязательно иметь театральное образование. Вполне подойдет диплом лингвиста, учителя русского языка, филолога.
Заведующие мастерской
Высший эшелон театральной карьеры среди рабочих специальностей – управляющие мастерской и постановочным блоком. Их основная сфера деятельности сводится к бюрократии:
- Решение технических вопросов по обустройству театра.
- Внедрение и применение новых технологий.
- Материально-техническое обеспечение.
- Подбор кадров для работы в мастерских.
- Ремонт костюмов, декораций и реквизита.
Заведующий костюмерной
Его зона ответственности – одежда. Специалист отвечает за то, чтобы у всех артистов было нужное количество комплектов одежды, в том числе запасной гардероб в соответствии с программой выступлений. Заведующий костюмерной обязан знать работу рядового костюмера:
- Ремонт и подгонка размера.
- Помощь в переодевании.
- Срочная починка аксессуаров.
Во время спектакля специалист находится за кулисами для оказания экспресс помощи с гардеробом.
Режиссеры
Режиссер-постановщик обязан иметь профильное образование и опыт работы в сегменте. Вместе с художественным руководителем режиссер подбирает актуальные пьесы для спектаклей, отвечают за подготовку репертуара. Кроме того, он обязан участвовать в репетициях, отрабатывать с актерским составом сложные для понимания участки пьесы. Режиссер выбирает артистов на роли, а также контролирует подготовку нарядов, реквизита, декораций.
В театре есть 2 режиссера:
- Специалист, который руководит подготовкой спектакля и вместе с ассистентом и худруком полностью отвечает за постановку: от выбора актеров до выдачи раздаточного материала со словами пьесы.
- Звукорежиссер – еще один специалист, работающий в театре. Перечень его обязанностей меньше. Он отвечает за звуковое сопровождение театральных постановок. Звукорежиссер следит за тем, чтобы музыка соответствовала концепции, может писать ее самостоятельно или предлагать из известных вариантов. Для замещения вакансии требуется отличный слух и соответствующее образование.
Особенностью работы режиссера является возможность получать внушительные гранты, премии и награды в случае, если спектакль пользуется успехом.
Актер
Пожалуй, самая желанная и главная профессия театра – актер. Для работы необходимо профильное образование. Во многих городах есть театральные факультеты и специализированные вузы.
Зарплата у актера театра редко бывает большой. Но нужно понимать, что артисты служат не только в театрах, но и работают в коммерческих проектах. Съемка в кино или в рекламе, выступление на корпоративах может приносить доход в несколько раз больше.
Можно ли стать актером без образования? Да, но это крайне сложно. Даже самородок с ярким и самобытным талантом нуждается в грамотной подготовке: постановка речи, движения, пластика, способность перевоплощаться и раскованно себя чувствовать перед камерой, на сцене. Без диплома устроиться на работу можно только в провинции, но и там придется поступить на заочный факультет.
Суфлер
В крошечной будочке в центре сцены или глубоко за кулисами прячется человек, который знает реплики каждого актера во всех пьесах. Профессия суфлер удивительно редкая. В России их всего 30 человек. При этом, они работают лишь в 3 театрах:
- Московский художественный театр им. А. Чехова.
- Малый.
- Большой.
Зрители не видят специалиста, суть его работы заключается в том, чтобы шепотом подсказывать актерам их речь, если вдруг кто-то забыл фразу или реплику.
На должность суфлера чаще всего берут бывших актеров, а также людей, которые закончили актерский факультет, но по состоянию здоровья или из-за возраста не могут продолжать работать исполнителем ролей.
Может показаться, что работа легкая и простая. Но это не так. Суфлер обязан знать каждую фразу, понимать, когда пауза нужна по сюжету, а когда актер забыл слова.
Технические работники
Отдельным рабочим кластером выступают специалисты технических профессий:
- Осветители.
- Механики сцены.
- Изготовители декораций.
- Художники по свету.
- Реквизиторы.
Доход у них невысокий, кто трудится вдали от столицы и крупных городов, получают еще меньше. В некоторых театрах сотрудники могут рассчитывать на бонусы и премиальные выплаты.
Осветители, художники по свету
Они выполняют творческую работу. Главная задача художника – создать цветовую партитуру. Специалист обязан знать, когда и какой свет должен светить, какие оттенки лучше выбрать, когда освещение мигающее, когда яркое, а когда гаснет совсем.
Зона ответственности осветителя – световые эффекты. Он не разрабатывает эскиз и панораму света. Его задача – следить за тем, чтобы софиты, лампы и другая аппаратура запускалась своевременно и работала стабильно. Для этой позиции важно понимать принципы цветообразования, особенности работы света, а также уметь оперативно принимать решения и действовать в форс-мажорных ситуациях.
Механик сцены
Все механические элементы на сцене, которые должны как-либо двигаться: летать, подать или, наоборот, подниматься, зависят от работы механика. Кроме организации движущихся элементов, в зоне его ответственности также ремонтные работы и сборка, разборка всех движимых частей сцены. Специалист этой профессии должен быть физически крепким и неплохо разбираться в технических аспектах.
Реквизитор
Виртуозная подмена вина соком, а джина – минералкой? Легко! Реквизитор, подобно фокуснику, создает видимость, когда нужно. К примеру, если по сюжету актеры пью спиртное, то он заменяет его похожими напитками без спирта так, чтобы это было не заметно публике. Его задача подобрать оружие и другие аксессуары, чтобы заменить реальные предметы незаметно для зрителя. Кажется, что работа совсем простая, но нет. Реквизитор в театре очень важен, без его труда ни одна пьеса не будет поставлена правильно.
Дизайнеры и художники
Чтобы подготовить актеров к выходу на сцену используется работа многих людей:
- Бутафоры, которые подбирают реквизит.
- Гримеры, наносящие макияж в соответствии с образом.
- Модельеры, их задача – подобрать наряд в соответствии.
А также множество других специалистов: парикмахеры, постижеры. Все они относятся к общей категории – дизайнеры и художники. Для работы нужно иметь или талант или профильное образование. Чаще всего – и то, и другое
Постижер и гример
В чем заключается работа гримера, известно большинству. Этот специалист подбирает грим к образу в соответствии сюжету, наносит косметику. Вроде, простая работа? Не совсем так. Гример должен не просто наносить грим на лицо, но и учитывать массу факторов:
- Типаж актера.
- Освещение сцены.
- Одежду.
- Особенности исполнения роли (есть ли трюки, касания, удары).
Постижер звучит довольно загадочно. Но на самом деле человек, который занимает эту должность, отвечает за парики, бороды и усы. Опытный мастер всегда находится во всеоружии. Если нужно сменить парик или поправить макияж во время спектакля, он делает это виртуозно. Хорошие специалисты могут совмещать работу в театре с другими вариантами заработка: уроки визажа, услуги визажиста.
Бутафор
Работа бутафора – удивительный тандем творчества и ручного труда. Новичок в профессии работает по готовым эскизам, занимается подготовкой клея, бумаги, замешивает клейстер или глину, окрашивает и соединяет различные элементы для декораций. А вот опытный специалист может заниматься разработкой реквизита и декораций самостоятельно. Создает собственные эскизы, а потом согласовывает их с режиссером и ответственным за постановку спектакля.
Чтобы занимать должность бутафора необходимо профильное образование. Чаще всего мастера заканчивают художественные высшие учебные заведения
Модельер-художник (изготовление театрального костюма)
Для полноценной работы в этом направления нужно образование и опыт. Модельеру необходимо знать историю костюма, символическое значение различных орнаментов и цветовой гаммы, уметь сочетать ткани и фасоны с учетом специфики театра. В рамках сотрудничества, специалист выполняет работу на основании эскизов от режиссера или художника. Если театр большой, то под его руководством трудится штат швей и закройщиков. Если же театральное заведение небольшое, то отшивать костюмы он может самостоятельно.
Другие специальности в театре
Чтобы создать праздничную атмосферу театра задействовано множество специалистов разного профиля. Это и музыканты для популярных инструментов: барабанщики и гитаристы, саксофонисты и мастера по фортепиано. Также в театре много обслуживающего персонала:
- Буфетчики.
- Уборщики.
- Охрана.
- Финансовый и юридический отдел.
- Пиар-отдел.
В крупных театрах есть собственные узконаправленные цеха по изготовлению реквизита, мягких декораций, различного трикотажа, а также столярных изделий. Иногда приглашают и других специалистов: балетмейстеров, драматургов, композиторов.
Если вы решили связать свою жизнь с театральным миром, то не обязательно становиться актером. Профессий довольно много и есть из чего выбрать. Для начала важно найти то, что близко и интересно, а потом развиваться в выбранном направлении.
Права
Администратор имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности учреждения от всех подразделений напрямую или через непосредственного начальника.
3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы учреждения.
3.4. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.
3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.
3.7. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.
3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.9. На другие права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.
Ответственность
Администратор несет ответственность:
4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, – в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба работодателю – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Руководитель кадровой службы
С инструкцией ознакомлен:
Должностные обязанности
На администратора возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Организация работы по подготовке зрительских помещений к приёму и обслуживанию зрителей.
2.2. Обеспечение чистоты и порядка в этих помещениях и на прилегающих к зданию территориях.
2.3. Организация своевременного распространения рекламы.
2.4. Осуществление контроля за содержанием в надлежащем порядке световой рекламы, фоторекламы и других средств оповещения зрителей и принятие мер по устранению в них технических дефектов.
2.5. Во время проведения мероприятий обеспечение высокой культуры обслуживания зрителей, в том числе на выездах и гастролях.
2.6. Осуществление контроля за состоянием оформления фасада здания, надлежащим состоянием входов в зрительный зал и служебных входов.
2.7. Организация и контроль за работой касс по продаже билетов, своевременное оповещение зрителей о времени работы касс, количестве и ценах поступающих в продажу билетов.
2.8. Дежурство на спектаклях.
2.9. Осуществление контроля за состоянием зрительного зала, вестибюлей фойе перед приемом зрителей.
2.10. Рассмотрение и выполнение в пределах своей компетенции просьб зрителей.
2.11. Осуществление контроля за работой зрительского гардероба.
2.12. Осуществление контроля за продажей зрителям программ, буклетов перед началом мероприятия и в антрактах.
2.13. Обеспечение своевременного размещения зрителей в зрительном зале.
2.14. Организация уборки вестибюлей, фойе и других помещений после антракта, а также для подготовки их к антракту.
2.15. Проверка исправности запасных выходов и дежурного освещения.
2.16. Осуществление контроля за работой буфетов, обслуживающих как зрителей, так и работников, других торговых точек в фойе, вестибюлях.
2.17. Проведение соответствующей работы со зрителями – нарушителями общественного порядка, привлечение в случае необходимости представителей правоохранительных органов.
2.18. Обеспечение в случае необходимости медицинского обслуживания зрителей и работников театра во время проведения мероприятий.
2.19. После окончания мероприятия осуществление проверки всех помещений и сдача их работнику пожарной охраны.
2.20. Проведение по поручению руководства выездных спектаклей (концертов, представлений): обеспечение их рекламы; организация перевозки работников и имущества; организация производства и распространения печатных программ.
2.21. Участие в подготовке и проведении гастролей: организация перевозки имущества и переездов работников, осуществление заказа, выкупа и выдачи проездных документов; встреча работников, прибывших на гастроли, и размещение их в гостиницах и на частных квартирах, организация их питания, переездов; выполнение других поручений руководства (главного администратора).
2.22. Ведение графика вызова на работу и табеля учёта работы обслуживающего персонала.
2.23. Обеспечение выдачи работникам театра необходимого инвентаря и материалов, ведение учёта и отчётности по этому имуществу.
ЕКСД – Администратор (старший администратор) съемочной группы
ЕКСД 2018. Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов
Должностные обязанности. Выполняет работы, связанные с организацией и проведением съемок фильма. Обеспечивает соблюдение порядка работы на съемочной площадке, организует выезды на съемку натурных объектов и отправку кинотехники и грузов в киноэкспедицию и возвращения их обратно. Участвует в организации массовых и батальных сцен. Организует встречу и отправку актеров из экспедиции. Получает и доставляет грузы, подготавливает площадки для постройки декораций и проведения съемок. Организует связь (радио, телефон и др.) при съемках больших, массовых и батальных сцен. Дежурит на съемочной площадке.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области кинематографии и телевидения, технологию, организацию и экономику производства фильма, структуру управления киностудий и организацию связи съемочной группы с цехами и отделами киностудий, организацию подготовки павильонных и натурных объектов к съемке фильма, порядок оформления заявок цехами на различные виды работы, основы трудового законодательства, правила внутреннего трудового распорядка, правила по охране труда и пожарной безопасности при различных видах съемок (с участием детей, животных, с применением пиротехнических средств, при трюковых съемках и др.).
Требования к квалификации.
Старший администратор съемочной группы – высшее профессиональное образование (культуры и искусства) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности администратора съемочной группы не менее 2 лет.
Администратор съемочной группы – среднее профессиональное образование (культуры и искусства) без предъявления требований к стажу работы или специальные курсы администраторов съемочной группы без предъявления требований к стажу работы.
Поиск
Должностные обязанности. Организует работу по подготовке зрительских помещений к приему и обслуживанию зрителей. Обеспечивает чистоту и порядок в этих помещениях и на прилегающих к зданию территориях. Организует своевременное распространение рекламы. Следит за содержанием в надлежащем порядке световой рекламы, фоторекламы и других средств оповещения зрителей и принимает меры по устранению в них технических дефектов. Во время проведения мероприятий обеспечивает высокую культуру обслуживания зрителей, в том числе на выездах и гастролях. Контролирует состояние оформления фасада здания, надлежащее состояние входов в зрительный зал и служебных входов. Организует и контролирует работу касс по продаже билетов, своевременное оповещение зрителей о времени работы касс, количестве и ценах поступающих в продажу билетов. Дежурит на спектаклях: контролирует состояние зрительного зала, вестибюлей фойе перед приемом зрителей, рассматривает и выполняет в пределах своей компетенции просьбы зрителей, контролирует работу зрительского гардероба, следит за продажей зрителям программ, буклетов перед началом мероприятия и в антрактах, обеспечивает своевременное размещение зрителей в зрительном зале, организует уборку вестибюлей, фойе и других помещений после антракта, а также для подготовки их к антракту, проверяет исправность запасных выходов и дежурного освещения, контролирует работу буфетов, обслуживающих как зрителей, так и работников, других торговых точек в фойе, вестибюлях, проводит соответствующую работу со зрителями – нарушителями общественного порядка, привлекая в случае необходимости представителей правоохранительных органов, обеспечивает в случае необходимости медицинское обслуживание зрителей и работников театра во время проведения мероприятий, после окончания мероприятия проверяет все помещения и сдает их работнику пожарной охраны. Проводит по поручению руководства выездные спектакли (концерты, представления): обеспечивает их рекламу, организует перевозку работников и имущества, организует производство и распространение печатных программ. Участвует в подготовке и проведении гастролей: организует перевозку имущества и переезды работников, заказывает, выкупает и выдает проездные документы, встречает работников, прибывших на гастроли, и размещает их в гостиницах и на частных квартирах, организует их питание, переезды, выполняет другие поручения руководства (главного администратора). Ведет график вызова на работу и табель учета работы обслуживающего персонала. Обеспечивает выдачу работникам театра необходимого инвентаря и материалов, ведет учет и отчетность по этому имуществу.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств, особенности структуры организаций исполнительских искусств, технологию сценического производства, организации проката текущего репертуара, художественно-творческие, научно-технические достижения и передовой опыт в сфере исполнительских искусств, основы менеджмента, психологии управления, социологии искусства, сценической технологии, экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового законодательства и авторского права, правила внутреннего трудового распорядка, правила по охране труда и пожарной безопасности.
Старший администратор – высшее профессиональное образование (экономическое, юридическое, культуры и искусства, педагогическое, техническое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (экономическое, юридическое, культуры и искусства, педагогическое, техническое) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет.
Администратор – среднее профессиональное образование (экономическое, юридическое, культуры и искусства, педагогическое, техническое) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.