КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАГИСТРАТУРЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ РАЗДЕЛА КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТ 26 АВГУСТА 2010 ГОДА

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 28 сентября 2018 года N 603н

Об утверждении профессионального стандарта “Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий”

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст.293; 2014, N 39, ст.5266; 2016, N 21, ст.3002; 2018, N 8, ст.1210),

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт “Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий”.

регистрационный N 52440

Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Мастер
производственного обучения» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция мастера производственного обучения, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).

При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).

Приложениек приказу Министерстваздравоохранения и социальногоразвития Российской Федерацииот 26 августа 2010 года N 761н

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих

Раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”

(с изменениями на 31 мая 2011 года)

Общие положения

1. ” Квалификационные характеристики должностей работников образования” Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

2. Раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования” ЕКС состоит из четырех разделов: I – “Общие положения”, II – “Должности руководителей”, III – “Должности педагогических работников”, IV – “Должности учебно-вспомогательного персонала”.

3. Квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

4. Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: “Должностные обязанности”, “Должен знать” и “Требования к квалификации”.

В разделе “Должностные обязанности” содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих.

В разделе “Должен знать” содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе “Требования к квалификации” определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы.

5. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.

6. В целях совершенствования организации и повышения эффективности труда работников учреждения возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

7. При разработке должностных инструкций по должностям работников, относящимся к общеотраслевым должностям служащих, а также по должностям работников, свойственным другим видам экономической деятельности (медицинские работники, работники культуры: художественные руководители, дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и др.), применяются квалификационные характеристики, предусмотренные для соответствующих должностей служащих с уточнением перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях.

8. Должностное наименование “старший” применяется при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность “старшего” может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.

9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе “Требования к квалификации”, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Должности руководителей

Должностные обязанности. Осуществляет руководство образовательным учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом образовательного учреждения. Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу образовательного учреждения. Обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований. Формирует контингента обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья во время образовательного процесса, соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников, детей) и работников образовательного учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Определяет стратегию, цели и задачи развития образовательного учреждения, принимает решения о программном планировании его работы, участии образовательного учреждения в различных программах и проектах, обеспечивает соблюдение требований, предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам, результатам деятельности образовательного учреждения и к качеству образования, непрерывное повышение качества образования в образовательном учреждении. Обеспечивает объективность оценки качества образования обучающихся (воспитанников, детей) в образовательном учреждении. Совместно с советом образовательного учреждения и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития образовательного учреждения, образовательной программы образовательного учреждения, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков, устава и правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения. Создает условия для внедрения инноваций, обеспечивает формирование и реализацию инициатив работников образовательного учреждения, направленных на улучшение работы образовательного учреждения и повышение качества образования, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе. В пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает результативность и эффективность их использования. В пределах установленных средств формирует фонд оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую часть. Утверждает структуру и штатное расписание образовательного учреждения. Решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с уставом образовательного учреждения. Осуществляет подбор и расстановку кадров. Создает условия для непрерывного повышения квалификации работников. Обеспечивает установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующей части (надбавок, доплат к окладам (должностным окладам) ставкам заработной платы работников) выплату в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. Принимает меры по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям охраны труда. Принимает меры по обеспечению образовательного учреждения квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, обеспечивает формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей в образовательном учреждении. Организует и координирует реализацию мер по повышению мотивации работников к качественному труду, в том числе на основе их материального стимулирования, по повышению престижности труда в образовательном учреждении, рационализации управления и укреплению дисциплины труда. Создает условия, обеспечивающие участие работников в управлении образовательным учреждением. Принимает локальные нормативные акты образовательного учреждения, содержащие нормы трудового права, в том числе по вопросам установления системы оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников. Планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и других работников образовательного учреждения. Обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, общественностью, родителями (лицами, их заменяющими), гражданами. Представляет образовательное учреждение в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях, иных организациях. Содействует деятельности учительских (педагогических), психологических организаций и методических объединений, общественных (в том числе детских и молодежных) организаций. Обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации, привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения дополнительных источников финансовых и материальных средств. Обеспечивает представление учредителю ежегодного отчета о поступлении, расходовании финансовых и материальных средств и публичного отчета о деятельности образовательного учреждения в целом. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику; достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию; основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы экономики, социологии; способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней; основы менеджмента, управления персоналом; основы управления проектами; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки “Государственное и муниципальное управление”, “Менеджмент”, “Управление персоналом” и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения

Должностные обязанности. Организует текущее и перспективное планирование деятельности образовательного учреждения. Координирует работу преподавателей, воспитателей, мастеров производственного обучения, других педагогических и иных работников, а также разработку учебно-методической и иной документации, необходимой для деятельности образовательного учреждения. Обеспечивает использование и совершенствование методов организации образовательного процесса и современных образовательных технологий, в том числе дистанционных. Осуществляет контроль за качеством образовательного (учебно-воспитательного) процесса, объективностью оценки результатов образовательной деятельности обучающихся, работой кружков и факультативов, обеспечением уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований. Организует работу по подготовке и проведению экзаменов. Координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики. Организует просветительскую работу для родителей (лиц, их заменяющих). Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий. Организует учебно-воспитательную, методическую, культурно-массовую, внеклассную работу. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся, воспитанников. Составляет расписание учебных занятий и других видов учебной и воспитательной (в том числе культурно-досуговой) деятельности. Обеспечивает своевременное составление, утверждение, представление отчетной документации. Оказывает помощь обучающимся (воспитанникам, детям) в проведении культурно-просветительских и оздоровительных мероприятий. Осуществляет комплектование и принимает меры по сохранению контингента обучающихся (воспитанников, детей) в кружках. Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса и управления образовательным учреждением. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников образовательного учреждения. Принимает меры по оснащению мастерских, учебных лабораторий и кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению библиотек и методических кабинетов учебно-методической, художественной и периодической литературой. Осуществляет контроль за состоянием медицинского обслуживания обучающихся (воспитанников, детей), жилищно-бытовых условий в общежитиях. При выполнении обязанностей заместителя руководителя образовательного учреждения по административно-хозяйственной работе (части) осуществляет руководство хозяйственной деятельностью образовательного учреждения. Осуществляет контроль за хозяйственным обслуживанием и надлежащим состоянием образовательного учреждения. Организует контроль за рациональным расходованием материалов и финансовых средств образовательного учреждения. Принимает меры по расширению хозяйственной самостоятельности образовательного учреждения, своевременному заключению необходимых договоров, привлечению для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств. Организует работу по проведению анализа и оценки финансовых результатов деятельности образовательного учреждения, разработке и реализации мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств. Обеспечивает контроль за своевременным и полным выполнением договорных обязательств, порядка оформления финансово-хозяйственных операций. Принимает меры по обеспечению необходимых социально-бытовых условий для обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Готовит отчет учредителю о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств. Руководит работами по благоустройству, озеленению и уборке территории образовательного учреждения. Координирует работу подчиненных ему служб и структурных подразделений. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки “Государственное и муниципальное управление”, “Менеджмент”, “Управление персоналом” и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Руководитель (заведующий, начальник, директор, управляющий) структурного подразделения

Должностные обязанности. Руководит деятельностью структурного подразделения образовательного учреждения: учебно-консультационным пунктом, отделением, отделом, секцией, лабораторией, кабинетом, учебной или учебно-производственной мастерской, интернатом при школе, общежитием, учебным хозяйством, производственной практикой и другими структурными подразделениями (далее – структурное подразделение). Организует текущее и перспективное планирование деятельности структурного подразделения с учетом целей, задач и направлений, для реализации которых оно создано, обеспечивает контроль за выполнением плановых заданий, координирует работу преподавателей, воспитателей и других педагогических работников по выполнению учебных (образовательных) планов и программ, разработке необходимой учебно-методической документации. Обеспечивает контроль за качеством образовательного процесса и объективностью оценки результатов учебной и внеучебной деятельности обучающихся, воспитанников, обеспечением уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Создает условия для разработки рабочих образовательных программ структурного подразделения. Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий. Организует работу по подготовке и проведению итоговой аттестации, просветительскую работу для родителей. Организует методическую, культурно-массовую, внеклассную работу. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся (воспитанников, детей). Участвует в комплектовании контингента обучающихся (воспитанников, детей) и принимает меры по его сохранению, участвует в составлении расписания учебных занятий и других видов деятельности обучающихся (воспитанников, детей). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса и управления образовательным учреждением. Участвует в подборе и расстановке педагогических и иных кадров, в организации повышения их квалификации и профессионального мастерства. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников учреждения. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации. Принимает участие в развитии и укреплении учебно-материальной базы учреждения, оснащении мастерских, учебных лабораторий и кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, в сохранности оборудования и инвентаря, оснащении и пополнении библиотек и методических кабинетов учебно-методической и художественной литературой, периодическими изданиями, в методическом обеспечении образовательного процесса. Осуществляет контроль за состоянием медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников. Организует заключение договоров с заинтересованными организациями по подготовке кадров. Принимает меры по обеспечению создания необходимых социально-бытовых условий обучающимся (воспитанникам, детям) и работникам образовательного учреждения. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности, соответствующей профилю структурного подразделения образовательного учреждения, и стаж работы по специальности, соответствующей профилю структурного подразделения образовательного учреждения, не менее 3 лет.

Старший мастер

Должностные обязанности. Руководит практическими занятиями и учебно-производственными работами по профессиональному (производственному) обучению, участвует в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся образовательных учреждений (подразделений) начального и/или среднего профессионального образования. Руководит деятельностью мастеров производственного обучения. Организует поставку необходимого для обучения оборудования и соответствующее оснащение занятий. Принимает меры к своевременному обеспечению обучающихся оборудованием, инструментами, материалами и средствами обучения. Обеспечивает соблюдение безопасности труда, а также овладение обучающимися передовыми методами труда, современной техникой и технологией производства. Контролирует выполнение практических работ и уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Принимает участие в организации деятельности образовательного учреждения, направленной на привлечение дополнительных источников финансовых и материальных средств, в т.ч. связанной с изготовлением качественной продукции и оказанием услуг населению. Принимает участие в заключении договоров с организациями о проведении учебной практики (производственного обучения) и осуществляет контроль за их выполнением. Обеспечивает подготовку обучающихся к выполнению квалификационных работ и сдаче квалификационных экзаменов. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений), конференций, семинаров. Способствует общеобразовательному, профессиональному, культурному развитию обучающихся, привлекает их к техническому творчеству. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, педагогическую психологию; достижения современной психолого-педагогической науки и практики; основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, права, социологии, финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; административное, трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности, соответствующей профилям обучения, и стаж работы не менее 2 лет или среднее профессиональное образование по специальности, соответствующей профилям обучения, и стаж работы не менее 5 лет.

Мастер
производственного обучения

Должностные обязанности. Проводит практические занятия и
учебно-производственные работы, связанные с профессиональным (производственным)
обучением. Участвует в проведении работы по профессиональной ориентации
обучающихся, используя современные образовательные технологии, включая
информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные
занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической
наук, а также современных информационных технологий. Подготавливает оборудование
и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу.
Заведует гаражом, мастерской, кабинетом и принимает меры к их своевременному
обеспечению оборудованием, инструментами, материалами, запасными частями и
средствами обучения. Обеспечивает соблюдение безопасности труда, овладение
обучающимися передовыми методами труда, современной техникой и технологией
производства. Организует выполнение практических работ, а также работ по
изготовлению качественной продукции и оказанию услуг населению. Принимает
участие в заключении договоров с организациями и хозяйствами о проведении
учебной (производственной) практики и осуществляет контроль за их выполнением.
Готовит обучающихся, воспитанников к выполнению квалификационных работ и сдаче
квалификационных экзаменов. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий
(методических объединений, кафедр), конференций, семинаров, педагогических,
методических советов, других формах методической работы, в подготовке и
проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других
мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и
проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их
заменяющим). Способствует общеобразовательному, профессиональному, культурному развитию
обучающихся, привлекает их к техническому творчеству. Обеспечивает охрану жизни
и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по
охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной
системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты,
регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;
учебные программы по производственному обучению; технологию производства по
профилю обучения; правила технической эксплуатации производственного
оборудования; основы педагогики, психологии; методики профессионального
обучения и воспитания обучающихся; методы развития мастерства; современные
педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего
обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации
своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми
разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе,
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным
компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной
почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы трудового
законодательства; правила внутреннего трудового распорядка образовательного
учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование в областях,
соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное
образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” без
предъявления требований к стажу работы.

Должностные обязанности. Руководит практическими занятиями
и учебно-производственными работами по профессиональному (производственному)
обучению, участвует в проведении работы по профессиональной ориентации
обучающихся образовательных учреждений (подразделений) начального и/или
среднего профессионального образования. Руководит деятельностью мастеров производственного
обучения. Организует поставку необходимого для обучения оборудования и
соответствующее оснащение занятий. Принимает меры к своевременному обеспечению
обучающихся оборудованием, инструментами, материалами и средствами обучения.
Обеспечивает соблюдение безопасности труда, а также овладение обучающимися
передовыми методами труда, современной техникой и технологией производства.
Контролирует выполнение практических работ и уровень подготовки обучающихся,
соответствующий требованиям федерального государственного образовательного
стандарта. Принимает участие в организации деятельности образовательного
учреждения, направленной на привлечение дополнительных источников финансовых и
материальных средств, в т.ч. связанной с изготовлением качественной продукции и
оказанием услуг населению. Принимает участие в заключении договоров с
организациями о проведении учебной практики (производственного обучения) и
осуществляет контроль за их выполнением. Обеспечивает подготовку обучающихся к
выполнению квалификационных работ и сдаче квалификационных экзаменов. Участвует
в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений),
конференций, семинаров. Способствует общеобразовательному, профессиональному,
культурному развитию обучающихся, привлекает их к техническому творчеству.
Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития
образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные
правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную
деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, педагогическую
психологию; достижения современной психолого-педагогической науки и практики;
основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления образовательными
системами; современные педагогические технологии продуктивного,
дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода,
развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции,
установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами,
их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных
ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, права,
социологии, финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения;
административное, трудовое законодательство; основы работы с текстовыми
редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами,
мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка
образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное
образование по специальности, соответствующей профилям обучения, и стаж работы
не менее 2 лет или среднее профессиональное образование по специальности,
соответствующей профилям обучения, и стаж работы не менее 5 лет.

Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Старший мастер» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция старшего мастера, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).

Оглавление квалификационного справочника должностей

I. О БЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
II. Д ОЛЖНОСТИ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ
  Руководитель
(директор, заведующий, начальник) образовательного
учреждения
  Заместитель
руководителя (директора, заведующего, начальника)
образовательного учреждения
  Руководитель
(заведующий, начальник, директор, управляющий) структурного
подразделения
  Старший мастер
III. Д ОЛЖНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
  Учитель
  Преподаватель
  Педагог-организатор
  Социальный
педагог
  Учитель-дефектолог,
учитель-логопед (логопед)
  Педагог-психолог
  Воспитатель
(включая старшего)
  Тьютор
  Педагог-библиотекарь
  Старший вожатый
  Педагог
дополнительного образования (включая старшего)
  Музыкальный
руководитель
  Концертмейстер
  Руководитель
физического воспитания
  Инструктор по
физической культуре
  Методист
(включая старшего)
  Инструктор-методист
(включая старшего)
  Инструктор по
труду
  Преподаватель-организатор
основ безопасности
жизнедеятельности
  Тренер-преподаватель
(включая старшего)
  Мастер
производственного обучения
IV. Д ОЛЖНОСТИ
УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПЕРСОНАЛА
  Дежурный по
режиму (включая старшего)
  Вожатый
  Помощник воспитателя
  Младший
воспитатель
  Секретарь
учебной части
  Диспетчер
образовательного учреждения

1. ” Квалификационные характеристики должностей
работников образования” Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС) предназначен для решения
вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением
эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и
организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

2. Раздел “Квалификационные характеристики должностей
работников образования” ЕКС состоит из четырех разделов: I – “Общие
положения”, II – “Должности руководителей”, III –
“Должности педагогических работников”, IV – “Должности
учебно-вспомогательного персонала”.

3. Квалификационные характеристики применяются в качестве
нормативных документов или служат основой для разработки должностных
инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников,
с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав,
ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные
обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной
должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

4. Квалификационная характеристика каждой должности имеет
три раздела: “Должностные обязанности”, “Должен знать” и
“Требования к квалификации”.

В разделе “Должностные обязанности” содержится
перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично
поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической
однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную
специализацию по должностям служащих.

В разделе “Должен знать” содержатся основные
требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также
знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций
и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при
выполнении должностных обязанностей.

В разделе “Требования к квалификации” определены
необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной
подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также
требования к стажу работы.

5. При разработке должностных инструкций допускается
уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в
конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный
период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся,
воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по
санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также
установление требований к необходимой специальной подготовке работников.

6. В целях совершенствования организации и повышения
эффективности труда работников учреждения возможно расширение круга их
обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной
характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования
работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных
квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию
работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности
и квалификации.

7. При разработке должностных инструкций по должностям
работников, относящимся к общеотраслевым должностям служащих, а также по
должностям работников, свойственным другим видам экономической деятельности
(медицинские работники, работники культуры: художественные руководители,
дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и др.),
применяются квалификационные характеристики, предусмотренные для
соответствующих должностей служащих с уточнением перечня работ, которые
свойственны соответствующей должности в конкретных
организационно-педагогических условиях.

8. Должностное наименование “старший” применяется
при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных
по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему
исполнителями. Должность “старшего” может устанавливаться в виде
исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении
работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным
участком работы.

9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа
работы, установленных в разделе “Требования к квалификации”, но
обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие
качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по
рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены
на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку
и стаж работы.

УТВЕРЖДЕН

I. Общие сведения

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция “Обучение вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий”

IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

Общие сведения

Общероссийский классификатор занятий.

Отнесение к видам экономической деятельности:

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

от 26 августа 2010 года N 761н

Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”

Информация об изменяющих документах

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 года N 448н (Российская газета, N 150, 13.07.2011).

В соответствии с пунктом 5.2.52 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2898; 2005, N 2, ст.162; 2006, N 19, ст.2080; 2008, N 11 (1 ч.), ст.1036; N 15, ст.1555; N 23, ст.2713; N 42, ст.4825; N 46 ст.5337; N 48, ст.5618; 2009, N 2, ст.244; N 3, ст.378; N 6, ст.738; N 12, ст.1427, 1434; N 33, ст.4083, 4088; N 43, ст.5064; N 45, ст.5350; 2010, N 4, ст.394; N 11, ст.1225; N 25, ст.3167; N 26, ст.3350; N 31, ст.4251)

Утвердить Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования” согласно приложению.

в Министерстве юстиции

6 октября 2010 года,

регистрационный N 18638

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *