С 1 сентября 2022 года вступит в силу новый профессиональный стандарт для учителей
Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)
Прежний профессиональный стандарт “Педагог”, принятый в 2013- году, признан утратившим силу.
С 1 сентября 2022 года учителя начнут работать по новому стандарту в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ.
Для кого этот стандарт?Предыдущий документ был нацелен на педагогов дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, то есть касался и воспитателей, и учителей. Новый стандарт, который будет действовать с 1 сентября 2022 до 1 сентября 2028 г., предназначен только для школьных учителей. Для чего этот стандарт?В пояснительной записке к документу обозначены причины необходимости нового профстандарта:
Что изменилось?В новом стандарте теперь зафиксированы два основных уровня квалификации школьных педагогических работников (учителей): уровень 5 (А) и уровень 6 (В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной и средней школы).
В зависимости от этого различаются их трудовые функции.1. Уровень 5 подразумевает следующие трудовые функции: педагогическая деятельность по реализации программ начального (основного, среднего) общего образования на основе типовых схем и шаблонов.2. Уровень 6 предполагает три типа трудовых функций:
Также в зависимости от уровня различаются требования к образованию и обучению учителей:
Новшества, связанные с цифровизациейВ новом стандарте появились требования к владению и использованию цифровых технологий и инструментов. Современный учитель теперь обязан обладать следующими умениями.
1. Владеть ИКТ-компетентностями, включая использование ресурсов информационной образовательной среды и цифровых технологий:
2. Адекватно использовать средства цифровых коммуникаций и видеотехнологий с участниками образовательного процесса, соблюдать нормы информационной безопасности и защиты персональных данных.
3. Использовать ресурсы информационной образовательной среды для решения образовательных задач развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.
4. Использовать в образовательном процессе цифровое учебное и коммуникационное оборудование образовательной организации, владеть методами цифровой коммуникации с участниками образовательного процесса на основе норм информационной безопасности.
5. Избирательно применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения, позволяющих проводить развивающую работу и обеспечивать доступ к таким технологиям всех обучающихся на основе индивидуального подхода, а также для работы с детьми с особыми потребностями (специализированное и дополнительное цифровое оборудование в соответствии с оснащением информационной образовательной среды организации).
Полный текст проекта профессионального стандарта – здесь
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н”Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”
С изменениями и дополнениями от
25 декабря 2014 г., 5 августа 2016 г.
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”.
2. Установить, что профессиональный стандарт “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)” применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 декабря 2013 г.
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н)
I. Общие сведения
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)
Отнесение к видам экономической деятельности:
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
3.1.1. Трудовая функция
3.1.2. Трудовая функция
3.1.3. Трудовая функция
3.2. Обобщенная трудовая функция
3.2.1. Трудовая функция
3.2.2. Трудовая функция
3.2.3. Трудовая функция
3.2.4. Трудовая функция
3.2.5. Трудовая функция
IV. Сведения об организациях-разработчикахпрофессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы “Московский городской психолого-педагогический университет”
Ректор Рубцов Виталий Владимирович
4.2. Наименования организаций-разработчиков
*
Общероссийский классификатор занятий.
*
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
*
Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования” (зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 г. N 18638).
*
Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
В конце 2012 г. в ТК РФ появилось понятие профессионального стандарта. Это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профдеятельности.
Разработан стандарт “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”. Его нужно применять при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации, при заключении трудовых договоров, оформлении должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 г.
В стандарт включены общие сведения (цели деятельности, группы занятий и т. д.), характеристика трудовых функций и иные специальные сведения. Среди последних – требования к образованию и опыту работы, условия допуска к реализации функций, необходимые умения и знания.
Перечислены специальные функции для отдельных категорий педагогов.
Например, для воспитателей в детских садах – формирование психологической готовности к школьному обучению, создание позитивного климата в группе, организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, поддержка детской инициативы и самостоятельности и др.
Для педагогов в начальных классах – организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника, формирование у детей позиции обучающихся, проведение в четвертом классе (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации к учебно-воспитательному процессу в основной школе и т. д.
Перечислены специальные требования к учителям математики и русского языка.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в “Российской газете” от 18 декабря 2013 г. N 285
│Уро-│ Показатели уровней квалификации │ Основные пути │
│вень├─────────────────┬───────────────────┬──────────────────┤ достижения │
│ │ Полномочия и │ Характер умений │ Характер │ уровня │
│ │ ответственность │ │ знаний │ квалификации │
│1 │Деятельность под │Выполнение │Применение │Краткосрочное │
│уро-│руководством │стандартных │элементарных │обучение или │
│вень│ │заданий (обычно │фактических знаний│инструктаж │
│ │Индивидуальная │физический труд) │и (или) │ │
│ │ответственность │ │ограниченного │Практический опыт │
│ │ │ │круга специальных │ │
│ │ │ │знаний │ │
│2 │Деятельность под │Выполнение │Применение │Основные программы│
│уро-│руководством с │стандартных │специальных знаний│профессионального │
│вень│элементами │заданий │ │обучения программы│
│ │самостоятельности│ │ │профессиональной │
│ │при выполнении │Выбор способа │ │подготовки по │
│ │знакомых заданий │действия по │ │профессиям │
│ │ │инструкции │ │рабочих, │
│ │Индивидуальная │ │ │должностям │
│ │ответственность │Корректировка │ │служащих, │
│ │ │действий с учетом │ │программы │
│ │ │условий их │ │переподготовки │
│ │ │выполнения │ │рабочих, служащих │
│ │ │ │ │(как правило, не │
│ │ │ │ │менее 2 месяцев) │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │Практический опыт │
│3 │Деятельность под │Решение типовых │Понимание │Основные программы│
│уро-│руководством с │практических задач │технологических │профессионального │
│вень│проявлением │ │или методических │обучения – │
│ │самостоятельности│Выбор способа │основ решения │программы │
│ │при решении │действия на основе │типовых │профессиональной │
│ │типовых │знаний и │практических задач│подготовки по │
│ │практических │практического │ │профессиям │
│ │задач │опыта │Применение │рабочих, │
│ │ │ │специальных знаний│должностям │
│ │Планирование │Корректировка │ │служащих, │
│ │собственной │действий с учетом │ │программы │
│ │деятельности │условий их │ │переподготовки │
│ │исходя из │выполнения │ │рабочих, служащих,│
│ │поставленной │ │ │программы │
│ │руководителем │ │ │повышения │
│ │задачи │ │ │квалификации │
│ │ │ │ │рабочих, служащих │
│ │Индивидуальная │ │ │(до одного года) │
│ │ответственность │ │ │ │
│4 │Деятельность под │Решение различных │Понимание научно- │Образовательные │
│уро-│руководством с │типов практических │технических или │программы среднего│
│вень│проявлением │задач │методических основ│профессионального │
│ │самостоятельности│ │решения │образования – │
│ │при решении │Выбор способа │практических задач│программы │
│ │практических │действия из │ │подготовки │
│ │задач, требующих │известных на │Применение │квалифицированных │
│ │анализа ситуации │основе знаний и │специальных знаний│рабочих (служащих)│
│ │и ее изменений │практического │ │ │
│ │ │опыта │Самостоятельная │Основные программы│
│ │Планирование │ │работа с │профессионального │
│ │собственной │Текущий и итоговый │информацией │обучения – │
│ │деятельности │контроль, оценка и │ │программы │
│ │и/или │коррекция │ │профессиональной │
│ │деятельности │деятельности │ │подготовки по │
│ │группы │ │ │профессиям │
│ │работников │ │ │рабочих, │
│ │исходя из │ │ │должностям │
│ │поставленных │ │ │служащих, │
│ │задач │ │ │программы │
│ │ │ │ │переподготовки │
│ │Ответственность │ │ │рабочих, служащих,│
│ │за решение │ │ │программы │
│ │поставленных │ │ │повышения │
│ │задач или │ │ │квалификации │
│ │результат │ │ │рабочих, служащих │
│ │деятельности │ │ │ │
│ │группы работников│ │ │Практический опыт │
│5 │Самостоятельная │Решение различных │Применение │Образовательные │
│уро-│деятельность по │типов практических │профессиональных │программы среднего│
│вень│решению │задач с элементами │знаний │профессионального │
│ │практических │проектирования │технологического │образования – │
│ │задач, требующих │ │или методического │программы │
│ │самостоятельного │Выбор способов │характера │подготовки │
│ │анализа ситуации │решения в │ │специалистов │
│ │и ее изменений │изменяющихся │Самостоятельный │среднего звена, │
│ │ │(различных) │поиск информации, │программы │
│ │Участие в │условиях рабочей │необходимой для │подготовки │
│ │управлении │ситуации │решения │квалифицированных │
│ │решением │ │поставленных │рабочих │
│ │поставленных │Текущий и итоговый │профессиональных │(служащих) │
│ │задач в рамках │контроль, оценка и │задач │ │
│ │подразделения │коррекция │ │Основные программы│
│ │ │деятельности │ │профессионального │
│ │Ответственность │ │ │обучения – │
│ │поставленных │ │ │профессиональной │
│ │задач или │ │ │подготовки по │
│ │результат │ │ │профессиям │
│ │деятельности │ │ │рабочих, │
│ │группы работников│ │ │должностям │
│ │или подразделения│ │ │служащих, │
│ │ │ │ │программы │
│ │ │ │ │рабочих, служащих,│
│ │ │ │ │повышения │
│ │ │ │ │квалификации │
│ │ │ │ │Дополнительные │
│ │ │ │ │профессиональные │
│6 │Самостоятельная │Разработка, │Применение │Образовательные │
│уро-│деятельность, │внедрение, │профессиональных │программы высшего │
│вень│предполагающая │контроль, оценка и │знаний │образования – │
│ │определение задач│корректировка │технологического │программы │
│ │собственной │направлений │или методического │бакалавриата │
│ │работы и/или │профессиональной │характера, в том │ │
│ │подчиненных по │деятельности, │числе, │Образовательные │
│ │достижению цели │технологических │инновационных │программы среднего│
│ │ │или методических │ │профессионального │
│ │Обеспечение │решений │Самостоятельный │образования – │
│ │взаимодействия │ │поиск, анализ и │программы │
│ │сотрудников и │ │оценка │подготовки │
│ │смежных │ │профессиональной │специалистов │
│ │подразделений │ │информации │среднего звена │
│ │Ответственность │ │ │Дополнительные │
│ │за результат │ │ │профессиональные │
│ │выполнения работ │ │ │программы │
│ │на уровне │ │ │ │
│ │подразделения или│ │ │Практический опыт │
│ │организации │ │ │ │
│7 │Определение │Решение задач │Понимание │Образовательные │
│уро-│стратегии, │развития области │методологических │программы высшего │
│вень│управление │профессиональной │основ │образования – │
│ │процессами и │деятельности и │профессиональной │программы │
│ │деятельностью, в │(или) организации │деятельности │магистратуры или │
│ │том числе, │с использованием │ │специалитета │
│ │инновационной, с │разнообразных │Создание новых │ │
│ │принятием решения│методов и │знаний прикладного│Дополнительные │
│ │на уровне крупных│технологий, в том │характера в │профессиональные │
│ │организаций или │числе, │определенной │программы │
│ │подразделений │инновационных │области │ │
│ │Ответственность │Разработка новых │Определение │ │
│ │за результаты │методов, │источников и поиск│ │
│ │деятельности │технологий │информации, │ │
│ │крупных │ │необходимой для │ │
│ │организаций или │ │развития области │ │
│ │подразделений │ │профессиональной │ │
│ │ │ │деятельности и/или│ │
│ │ │ │организации │ │
│8 │Определение │Решение задач │Создание новых │Программы │
│уро-│стратегии, │исследовательского │знаний │подготовки научно-│
│вень│управление │и проектного │междисциплинарного│педагогических │
│ │процессами и │характера, │и межотраслевого │кадров в │
│ │деятельностью (в │связанных с │характера │аспирантуре │
│ │том числе, │повышением │ │(адъюнктуре), │
│ │инновационной) с │эффективности │Оценка и отбор │программы │
│ │принятием решения│процессов │информации, │ординатуры, │
│ │на уровне крупных│ │необходимой для │программы │
│ │организаций │ │развития области │ассистентуры- │
│ │ │ │деятельности │стажировки │
│ │за результаты │ │ │Образовательные │
│ │деятельности │ │ │программы высшего │
│ │крупных │ │ │образования – │
│ │организаций и │ │ │программы │
│ │(или) отрасли │ │ │магистратуры или │
│ │ │ │ │специалитета │
│9 │Определение │Решение задач │Создание новых │Программы │
│уро-│стратегии, │методологического, │фундаментальных │подготовки научно-│
│вень│управление │исследовательского │знаний │педагогических │
│ │большими │и проектного │междисциплинарного│кадров в │
│ │техническими │характера, │и межотраслевого │аспирантуре │
│ │системами, │связанных с │характера │(адъюнктуре), │
│ │социальными и │развитием и │ │программы │
│ │экономическими │повышением │ │ординатуры, │
│ │процессами │эффективности │ │программы │
│ │ │процессов │ │ассистентуры- │
│ │Значительный │ │ │стажировки │
│ │вклад в │ │ │ │
│ │определенную │ │ │Дополнительные │
│ │область │ │ │профессиональные │
│ │деятельности │ │ │программы │
│ │Ответственность │ │ │Практический опыт │
│ │за результаты │ │ │ │
│ │деятельности на │ │ │ │
│ │национальном или │ │ │ │
│ │международном │ │ │ │
│ │уровнях │ │ │ │