Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н
Оглавление квалификационного справочника должностей
I. О БЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
II. Д ОЛЖНОСТИ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Руководитель
(директор, заведующий, начальник) образовательного
учреждения
Заместитель
руководителя (директора, заведующего, начальника)
образовательного учреждения
Руководитель
(заведующий, начальник, директор, управляющий) структурного
подразделения
Старший мастер
III. Д ОЛЖНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Учитель
Преподаватель
Педагог-организатор
Социальный
педагог
Учитель-дефектолог,
учитель-логопед (логопед)
Педагог-психолог
Воспитатель
(включая старшего)
Тьютор
Педагог-библиотекарь
Старший вожатый
Педагог
дополнительного образования (включая старшего)
Музыкальный
руководитель
Концертмейстер
Руководитель
физического воспитания
Инструктор по
физической культуре
Методист
(включая старшего)
Инструктор-методист
(включая старшего)
Инструктор по
труду
Преподаватель-организатор
основ безопасности
жизнедеятельности
Тренер-преподаватель
(включая старшего)
Мастер
производственного обучения
IV. Д ОЛЖНОСТИ
УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПЕРСОНАЛА
Дежурный по
режиму (включая старшего)
Вожатый
Помощник воспитателя
Младший
воспитатель
Секретарь
учебной части
Диспетчер
образовательного учреждения
1. ” Квалификационные характеристики должностей
работников образования” Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС) предназначен для решения
вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением
эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и
организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
2. Раздел “Квалификационные характеристики должностей
работников образования” ЕКС состоит из четырех разделов: I – “Общие
положения”, II – “Должности руководителей”, III –
“Должности педагогических работников”, IV – “Должности
учебно-вспомогательного персонала”.
3. Квалификационные характеристики применяются в качестве
нормативных документов или служат основой для разработки должностных
инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников,
с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав,
ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные
обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной
должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.
4. Квалификационная характеристика каждой должности имеет
три раздела: “Должностные обязанности”, “Должен знать” и
“Требования к квалификации”.
В разделе “Должностные обязанности” содержится
перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично
поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической
однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную
специализацию по должностям служащих.
В разделе “Должен знать” содержатся основные
требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также
знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций
и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при
выполнении должностных обязанностей.
В разделе “Требования к квалификации” определены
необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной
подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также
требования к стажу работы.
5. При разработке должностных инструкций допускается
уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в
конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный
период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся,
воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по
санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также
установление требований к необходимой специальной подготовке работников.
6. В целях совершенствования организации и повышения
эффективности труда работников учреждения возможно расширение круга их
обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной
характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования
работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных
квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию
работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности
и квалификации.
7. При разработке должностных инструкций по должностям
работников, относящимся к общеотраслевым должностям служащих, а также по
должностям работников, свойственным другим видам экономической деятельности
(медицинские работники, работники культуры: художественные руководители,
дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и др.),
применяются квалификационные характеристики, предусмотренные для
соответствующих должностей служащих с уточнением перечня работ, которые
свойственны соответствующей должности в конкретных
организационно-педагогических условиях.
8. Должностное наименование “старший” применяется
при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных
по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему
исполнителями. Должность “старшего” может устанавливаться в виде
исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении
работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным
участком работы.
9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа
работы, установленных в разделе “Требования к квалификации”, но
обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие
качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по
рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены
на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку
и стаж работы.