Давайте сегодня поговорим о нужной и востребованной профессии, не так уж часто попадающей в поле нашего зрения. Составитель поездов – кто это, чем занимается, каков его функционал? Попробуем рассмотреть основные особенности и нюансы деятельности в данной должности.
Раздел «Железнодорожный транспорт»
1. Руководство движением локомотива, выполняющего маневровую работу.
2. Обеспечение правильной расстановки и согласованности действий рабочих, участвующих в производстве маневровой работы.
3. Выполнение маневровой работы по расформированию-формированию составов (групп вагонов); отцепке и прицепке вагонов к поездам, подаче вагонов на погрузочно-разгрузочные и другие специализированные пути и уборке их с этих путей; перестановке вагонов и составов с одного пути на другой, из парка в парк.
4. Участие в опробовании автоматических тормозов поезда.
5. Укладка (изъятие) тормозных башмаков, установка (съем) тормозных упоров для закрепления составов и вагонов на путях железнодорожной станции.
6. Перевод при выполнении маневровой работы нецентрализованных стрелок, не обслуживаемых дежурными стрелочных постов, или централизованных стрелок, переданных в местное управление.
7. Расцепление вагонов при роспуске составов с сортировочных горок.
8. Регулирование скорости надвига в процессе роспуска состава в зависимости от ходовых качеств и веса отцепа.
– правила перевозки груза;
– план формирования поездов;
– инструкцию о порядке работы с вагонами, загруженными опасным грузом класса 1 (взрывчатыми материалами);
– инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования;
– устройство тормозных башмаков, тормозных упоров и правила пользования ими;
– порядок перевода нецентрализованных и централизованных стрелок, находящихся на местном управлении;
– общие сведения об устройстве вагонов и самоходного подвижного состава;
– план, профиль, специализацию и вместимость железнодорожных путей;
– расположение пунктов производства грузовых операций в обслуживаемых маневровых районах;
– правила хранения и пользования носимой радиостанцией и другими средствами связи.
3-й разряд – при выполнении маневровой работы в малодеятельных районах железнодорожного транспорта необщего пользования;
4-й разряд – при выполнении маневровой работы в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования;
5-й разряд – при выполнении маневровой работы в малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования;
6-й разряд – при выполнении маневровой работы в напряженных районах железнодорожного транспорта общего пользования.
1. Составитель поездов при выполнении маневровых работ без помощника составителя поездов тарифицируется на один разряд выше.
2. Помощник составителя поездов тарифицируется на один разряд ниже составителя поездов, под руководством которого он работает.
Профессиональный стандарт по профессии – Составитель поездов профстандарт.
Обучение по профессии – Составитель поездов обучение.
Ниже приведены виды работ и должностные обязанности составителя поездов в зависимости от присваиваемого разряда. Напоминаем, что пройти первичной обучение по профессии “Составитель поездов”, а также повышение квалификации на указанные разряды можно в учебном центре “ПромРесурс”.
Составителем поездов считается сотрудник на железнодорожном транспортном предприятии, который отвечает за формирование и расформирование поездов и целых железнодорожных составов, обеспечивая безопасность на предприятии во время выполнения маневровых работ. Также, он является руководителем на момент осуществления маневровых действий на путях общего и частного пользования. Профессия имеет телеграфный шифр ДСД.
Описание выполняемых работ.
Составитель поездов осуществляет руководство локомотивом во время выполнения маневровых работ, следит за правильной тактикой других сотрудников, которые принимают участие в маневровых действий. Производит сцепку и отцепку отдельных вагонов к поездам, а также, проводит доставку вагона на погрузочные и разгрузочные площадки или пути и при необходимости убирает вагоны с этих путей.
Составитель занимается перестановкой вагонов с одного пути на другой, доставляет вагоны по требованию из одного парка в другой и передает их на разные станции. Составитель закрепляет на месте вагоны специальными стопорами (башмаками) и снимает их при необходимости. Во время стоянки состава или вагона он следит за его безопасностью. Он принимает участие при производстве осмотрщиками вагонов целостность и правильную работу тормозного механизма поезда.
При осуществлении перевода нецентрализованных путевых стрелок, на которых не предусмотрены дежурные стрелочные посты, и централизованных стрелок, контроль за которыми происходит в управлении местного уровня. Составитель отвечает за расцепку вагонов во время расформирования поездного состава, находящегося на сортировочной горке. Осуществление контроля скорости надвиг в момент расформирования состава, учитывая вес его отцепа и качеств ходовых механизмов. Он контролирует безопасность во время передвижения и других маневров, сохранность грузов и самого подвижного состава. Содержит в сохранности, исправности и чистоте предметы для сигнального сообщения и радиостанции.
Необходимые знания для работы в должности составитель вагонов.
Составитель должен правильно ориентироваться в правилах по перевозке грузов и их отдельных видов, его действия не должны расходиться с должностной инструкцией и распорядительным актом, если во внутреннем уставе при определенных случаях не прописано иного. Должен знать правовые нормы и обладать определенным набором знаний по охране труда. Иметь ясное представление об концепции устройства вагонов и грузовых контейнеров, знать порядок перевода стрелок (централизованных и нецентрализованных). Составителю необходимо знать полный план, специализацию, профиль и вместимость железнодорожных путей. Ориентироваться в местонахождении пунктов в зоне осуществления маневровых работ, где осуществляется погрузка и выгрузка вагонов. Должен по назначению использовать радиостанцию и другие принадлежности для работы в его должности.
Дополнения к профессии.
Пункт 1. Составителям вагонов и поездных составов, работающих самостоятельно без помощников, назначается тариф на одну категорию разряда выше, чем прописано в трудовом договоре.
Пункт 2. Помощнику составителя вагонов и поездных составов присваивается разряд на один ниже, чем разряд у составителя, под чьим руководством он выполняет свою работу.
Все характеристики этой профессии служат основанием для определения тарифа и присвоения категории разряда согласно статье 143 ТК РФ. Навыки, характеристики, определенные знания в определенных разрядов и предъявляемые требования прописываются при составлении должностных инструкций и при заключении официального трудового соглашения при устройстве на работу.
Описание путевых специальностей
На железной дороге работают также мастера и обходчики. Именно они следят за исправностью оборачиваемого подвижного состава, контролируют его техническое состояние и следят за тем, чтобы сами рельсы и шпалы работали безупречно. Если поезд прибывает точно по расписанию, то в этом есть заслуга не только машинистов, диспетчеров, но и такого путевого персонала. За электроснабжение отвечает электромонтер. Данный специалист следит, чтобы исправно функционировали:
- главные линии высокого напряжения;
- механизированные стрелки;
- системы автостопа;
- семафоры.
Именно электромонтеры и другие аналогичные сотрудники находятся на наиболее рискованной работе с очень высокой ответственностью. Другие связанные с электричеством специалисты — это электромеханики сигнализации, централизации и блокировки. Их деятельность не настолько опасна, но все же очень ответственна. Есть на ЖД и так называемые вагонники. Это обиходное наименование тех железнодорожников, которые «стучат по колесам». Не только, впрочем, стучат — они в целом оценивают состояние вагонов, а заметив какую-либо неполадку или отклонение от нормы, передают задание ремонтной службе.
Непосредственно связан с движением, конечно же, машинист. Ответственность и скрупулезность в его работе такова, что ожидать вытеснения живых людей роботами и прочей автоматикой придется еще долго. Именно должность машиниста наиболее престижна по сравнению с другими специализациями на железной дороге.
Стоит отметить, что машинист — только мужская профессия; изменение законодательства по этой части может произойти только в 2021 году, а учитывая требования к стажу и подготовке, реальная ситуация поменяется не раньше 2025-го.
Машинистом может стать только тот, кто прежде не менее года обучался профессии и минимум 3 года отработал в должности помощника машиниста. Заместители «водителей поезда» являются их верными помощниками. Стоит также отметить должность начальника поезда. Мнение многих пассажиров, будто он работает исключительно ради урегулирования конфликтов в пассажирском поезде, неверно. Именно начальник управляет всем процессом движения, отдает распоряжения всем железнодорожникам, находящимся в поезде; от него же зависит и приготовление каждого отдельного купе к рейсу, поддержание его в образцовом порядке.
Должность начальника поезда сложна и ответственна; но она почти никогда не пустует. Но чаще всего с поездками по железной дороге ассоциируется должность проводника. Именно она овеяна романтикой. Надо, правда, понимать, что проводник — лицо ответственное, и не только материально. Как раз по его или ее работе многие судят о железнодорожных сообщениях в целом, потому что ни машинистов, ни других сотрудников почти никогда не видят.
Есть еще одна типично путевая профессия — сигналист. Они следят за тем, чтобы движение поездов происходило максимально правильно и четко. При необходимости — сигнализируют машинистам о том, что нужно делать, где затормозить, а где ускорить (отсюда и название). Сигналисты же расставляют все необходимые таблички и другие условные предупреждающие знаки. И еще они следят за тем, чтобы пути находились в хорошем состоянии, при любой неполадке и отклонении от нормы сразу поднимают тревогу.
Распределение обязанностей между конкретными исполнителями — функция нарядчика. Эта должность подразумевает средне-специальное образование. К тому же придется изучить должностные инструкции и основные моменты в работе других железнодорожников, основные требования различных регламентов безопасности. Нарядчики определяют, когда бригадам работать, а когда отдыхать, кого направить на какую позицию. Выполнять такую работу могут лишь ответственные и дисциплинированные люди, которые готовы еще и составлять отчетность установленного образца, нормировать рабочее время других специалистов.
Инженер по эксплуатации:
- лично осматривает пути, переводы и откосы по графику, отыскивает неисправности в них;
- при необходимости использует ручные путеизмерительные средства;
- маркирует шпалы и рельсы, которые следует заменить;
- составляет отчеты по всем обнаруженным недостаткам;
- готовит финансовые планы и составляет календарные графики использования путей и применяемого оборудования.
Контролеры-ревизоры не ограничиваются поиском безбилетных ездоков. Они же отслеживают, как используется подвижной состав. Для добросовестного пассажира контролер-ревизор даже полезен. Именно он контролирует исполнение персоналом дороги норм обслуживания пассажиров.
На такой должности ждут коммуникабельных, дисциплинированных и строго принципиальных людей, умеющих тактично выходить из сложной ситуации.
«Не торопись, будь внимательнее! В нашем деле спешка не нужна», — повторяет Юрий Миков.
Уже почти 40 лет наш герой работает составителем поездов: побывал и на железной дороге, но на угольном разрезе ему нравится больше: тут спокойнее, да и к людям отношение совсем другое.
Хотя Юрий Александрович уже на пенсии, он продолжает трудиться на Переясловском разрезе «Русского угля»: специалистов с таким опытом, со знанием всех тонкостей работы предприятия в отрасли единицы. И опыт свой наш герой передаёт, выступая ещё и наставником молодых.
Юрий Миков, составитель поездов Переясловского разреза «Русского угля»
После того, как БЕЛАЗы завезли добытый уголь на склады Переясловского разреза, начинается его погрузка в железнодорожные полувагоны, в которых уголь и едет к потребителям — предприятиям энергетики.
Железнодорожная инфраструктура предприятия — это большое и беспокойное хозяйство: у разреза собственная железнодорожная ветка, тепловозы, а порожние и заполненные вагоны бесконечно сменяют друг друга.
И в процессе задействована целая команда: руководит здесь маневровый диспетчер, который регулируют работу машинистов тепловозов и составителей поездов. Постоянно на связи и машинист роторного экскаватора — именно он осуществляет погрузку угля в вагоны.
Погрузка идёт непрерывно, так что сотрудники этого производственного участка работают, как и весь разрез, посменно: в день и в ночь по 12 часов. И в первую очередь, приходя на работу, Юрий Миков занимается приёмкой смены.
— Юрий Александрович, а что значит — принять смену?
— Мне нужно узнать, что в данный момент происходит на разрезе: что грузится, что взвешивается, какие пути свободны, где какие тепловозы, что с вагонами. А дальше мне горный диспетчер командует, что нужно сделать в первую очередь. Например, вчера я в ночь работал.
Порожняк завезли, 16 вагонов там «больных», надо отработать. Дальше — собранный порожняк нужно быстро подать под погрузку. Загрузили — взвешиваем, проверяем, нет ли у нас недогруза или перегруза. Ну и маневровой работы всегда много. Не сидим, в общем, без дела.
— С дефицитом вагонов сталкиваетесь?
— Нет, вагонов много, всё-таки угольная промышленность нужна стране. А вот состояние их разное бывает. Ничего не говорю, много и новых приходит. Но бывают такие, что наши осмотрщики просто за голову хватаются. Для угля-то нужны хорошие вагоны, чтобы в них ни дырочек, ни трещин не было. Какие-то на месте и ремонтируем, если что-то по мелочи.
— Знаю, что вы в прошлом железнодорожник. «РЖД» стали вашим первым местом работы?
— Нет, первым как раз был угольный разрез — Бородинский. Потом станцию нашу передали «РЖД», я и перешёл. И уже потом устроился на Переясловский. На угольном предприятии работы, может, даже и побольше, но мне тут больше нравится. На ж/д такая нервотрёпка постоянная, а на разрезе для нашего брата просто мёд.
— Почему вы выбрали именно эту профессию?
— Да не то чтобы я выбирал. Я только после армии пришёл, профессии у меня никакой не было, и я пошёл в учебный центр, где и получил первые навыки. Две недели за партой сидел, конспекты писал. Но такую профессию по учебникам не получишь, тут практика нужна. И на самом деле всему меня научили работники Бородинского разреза.
— Сегодня вы уже сами учите молодых. Их сажаете за парту?
— Конечно, нет. Они за мной хвостом ходят, смотрят, слушают.
Вот приходит ко мне молодой человек. Что ему нужно первым делом рассказать? Как вагоны двигать? Нет, как действовать в нестандартной ситуации. Скажем, жара на улице, вагоны не расцепляются по сцепке. Что ребёнок будет делать, какие конспекты читать? Там нужно камешек между зубов положить — и всего-то. А то ведь начинают бить, стучать, потом вагоны в негодность приходят. И таких тонкостей масса.
А ещё важно, чтобы составитель поездов знал свой участок, ориентировался на нём. Чтобы понимал, где какой путь, где сколько башмаков подложить, где какой уклон. Это всё я тоже показываю.
— Составитель поездов — это физически тяжёлая работа?
— В прошлые годы так было, но сейчас уже нет. Но бегать много надо — волка ноги кормят. А ещё нужно, чтобы голова варила. Я своих молодых учу работать так, чтобы меньше перемещаться. А главное в нашей профессии — это внимательность, соблюдение техники безопасности. Всегда своим повторяю: «Не торопись!».
— То есть это опасная профессия?
— Если спешить будешь, то да. На разрезах у нас смертельных случаев никогда не было (постучим по дереву), а на железной дороге случаев травматизма достаточно. А всё потому, что люди 10 лет поработают и считают, что они боги. Не нужно этого, техника безопасности прежде всего.
— Учиться профессии к вам приходят молодые люди, вчерашние школьники или студенты?
— Больше приходит тех, кто уже жизнь пожили. Как правило, опыта у них нет никакого, и с «железкой» они не связаны. Учим, и хорошие специалисты получаются. Кто-то потом на ж/д уходит, но мои стажёры все остались.
— Вы упомянули, что прежде работа составителя поездов была более тяжёлой, чем сегодня. То есть на ваших глазах произошли какие-то изменения?
— Конечно, прогресс ведь не остановить. По сути, всё то же самое. Но, когда я начинал работать, где-то нужно было автосцепку поднять, костыль подложить — сейчас такое запрещено.А ещё тогда, в 1980-х, на Бородинском разрезе фонарь мне выдали щелочной, килограммов шесть он весил. И была такая профессия, как зарядчик, то есть ходил человек и фонари эти заряжал. А рации у меня сначала вообще не было. Так что сейчас совсем другое дело.
— Если у вас есть ученики, получается, в профессию идут?
— Идут, конечно, составители-то нужны. По-разному, конечно, относятся. Кто-то плачется, что тяжело. А кто-то работает с удовольствием. Мне моя профессия нравится: сколько бы я ни работал, никуда больше не хочу. Я вышел на пенсию, просидел два года и заскучал — друг позвал сюда, на Переясловку. И эта работа очень дорога для меня.
Перейти на страницу проекта “В помощь шахтеру”
На основании специальной оценки условий труда.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 30.12.2020) “О специальной оценке условий труда” (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2021)
Статья 14. Классификация условий труда
1. Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
2. Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.
3. Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
4. Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:
1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;
2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);
3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
5. Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
6. В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
7. По согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень в соответствии с методикой, указанной в части 6 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, снижение класса (подкласса) условий труда может осуществляться в соответствии с отраслевыми особенностями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
9. Критерии классификации условий труда на рабочем месте устанавливаются предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона методикой проведения специальной оценки условий труда.
Станционные профессии
Но деятельность РЖД не ограничивается работой пассажирских вокзалов. Как на них, так и на грузовых станциях обязательно присутствует составитель поездов. Этот специалист формирует и расформирует составы. Его важнейшая функция — не только поддержание ритмичного движения, но и обеспечение безопасности. Ведь создав слишком длинный пассажирский поезд или состыковав вагоны с неподходящими грузами, можно создать серьезные риски.
Составители поездов не только руководят маневровыми работами, но иногда и непосредственно выполняют. Среди них есть четкая градация по разрядам. Так, имея 3 или 4 разряд, нельзя работать на магистральных железнодорожных путях; допуск дают только составителям 5, а иногда и 6 разряда. Главные обязанности:
- подача распоряжений на перемещение маневровых локомотивов;
- сцепка-расцепка подвижного состава;
- крепление останавливаемого транспорта;
- работы с тормозными рукавами;
- переключение стрелок, которые не управляются централизованно;
- координация маневровой работы с участниками маневровых бригад.
Составители поездов подчиняются:
- дежурным по станции;
- диспетчерам маневрам;
- дежурным по парку или по горке.
Дежурный по станции — единственный сотрудник железной дороги, имеющий право корректировать графики движения поездов, порядок маневровой работы. Даже начальники дорог почти всегда утверждают эти решения; впрочем, они и не касаются их. Именно от дежурного зависит, когда отправится поезд, сколько он будет стоять, и будет ли принят на конкретной станции. И именно этому сотруднику подчинены еще и всевозможные ремонтные, строительные, восстановительные поезда, системы связи и обмена данными; машинист и начальник поезда на время движения по определенному участку также у него в подчинении.
Маневровый диспетчер — еще одно очень важное лицо в сфере перевозок. Как раз он распределяет, какая маневровая бригада отправится на тот или иной отрезок путей. Составители поездов подчинены маневровому диспетчеру или находятся с ним в постоянном тесном контакте.
Но отсюда же происходит и большая ответственность. Как раз диспетчеру маневра будут предъявлять в первую очередь претензии, если вагоны не уберут вовремя с определенного участка или поставят туда, где их быть не должно, или не подадут вовремя для формирования поезда.
Составитель поездов
Но не всё так страшно, ведь недостатки любой профессии компенсируются ее достоинствами. О каких же плюсах можно говорить в данном случае? Как известно, одна из важнейших характеристик любой работы – уровень ее оплаты, на что в данном случае жаловаться не приходится. За тяжёлый, физически выматывающий труд составитель поездов может получать действительно неплохие деньги.
К сожалению, мы здесь не имеем возможности привести конкретные цифры. Они могут значительно варьироваться в зависимости от станции, района ее расположения, а также квалификационного разряда работающего. Но в среднем такой специалист получает не менее 18 тысяч рублей в месяц.
Другой бонус – эта профессия на рынке труда всегда востребована. Квалифицированные специалисты, способные наладить четко организованную работу железнодорожной станции, встречаются не так уж и часто. Такие люди всегда найдут себе рабочее место. Часто представители этой профессии “прикипают душой” к любимому делу и многие годы работают на одной и той же станции в хорошо сбитом коллективе единомышленников, что также нельзя не отнести к положительным ее сторонам.
Обзор вокзальных специальностей
Железнодорожные специалисты трудятся в большом количестве на пассажирских вокзалах. Важнейшую роль среди них играет диспетчер вокзала. Его никто из пассажиров не видит — но именно благодаря труду диспетчеров по ритму движения поездов можно сверять часы. Расписание мало составить — нужно еще и постоянно следить за тем, как оно составляется, причем с посекундной точностью. Да, диспетчеры контролируют, в какой момент можно будет увидеть прибывающий поезд с перрона, когда он должен будет полностью замереть на рельсах, и в какой момент — быть готовым к началу движения.
Железнодорожники на вокзале могут иметь и ряд других специализаций. Так, есть еще главный энергодиспетчер дорожный, который следит за снабжением всех магистральных участков на вокзале, за электроснабжением других подсобных объектов. Также стоит учесть, что справочная служба вокзала имеет и своих руководителей, которые координируют информационную работу. Дополнительно стоит упомянуть:
- руководителя отделения обработки багажа;
- главный начальник вокзала;
- руководитель группы учета и отчетности по продаже билетов;
- кассиров;
- охранников.
Особняком стоит экспедитор доставки багажа. Нельзя его путать с носильщиком — этот специалист координирует перемещение тех вещей, которые кладут в багажные вагоны. Доставка таких предметов часто практикуется без пассажиров. И потому и нужен специальный сотрудник, чтобы перевезти все имущество в целости и сохранности на большое расстояние.
Следить за багажом приходится постоянно, потому что количество желающих завладеть им велико, да и случайностей бывает немало.
Кадры решают многое.
Какие же личные качества требуются тому, кто хочет занять подобную должность? Любая профессия предполагает наличие определенных черт характера. Что именно должно быть присуще составителю поездов? Разумеется, прежде всего – добросовестное отношение к делу, точность и ответственность.
Другие важные черты, без которых не обойтись при такой работе, – стрессоустойчивость и умение ладить с людьми. Порой требуется руководство персоналом низшего разряда или теми, кто назначен в помощники. Спокойствие и умение сохранять хладнокровие в любых ситуациях – качества, востребованные в любой профессии, но в условиях железной дороги с ее сложным ритмом и множеством стрессовых факторов данные преимущества приобретают особенную актуальность.
Связанные понятия
Дежурный по железнодорожной станции — сменный помощник начальника железнодорожной станции, единолично распоряжающийся приемом, отправлением и пропуском поездов, а также маневровыми передвижениями в пределах одного раздельного пункта сети железных дорог. Дежурный по железнодорожной станции – это высшее должностное лицо на определённой станции, обладающее большими правами в области руководства движением поездов.
Машини́ст локомоти́ва (ТЧМ — Тяговая часть, машинист) — специалист на железнодорожном транспорте, осуществляющий управление локомотивом (паровоз, тепловоз, электровоз) или моторвагонным подвижным составом (дизель-поезд, электропоезд).
Поездной диспетчер — ответственный работник хозяйства перевозок железнодорожного транспорта, который единолично руководит движением поездов на своём участке (диспетчерском круге) и несёт за это полную ответственность. Его приказы по движению поездов подлежат беспрекословному выполнению работниками, связанными с движением поездов: дежурными по станциям, машинистами локомотивов, главными кондукторам сборных поездов и т. д.
Локомотивная бригада — группа инженерно-технических работников на железнодорожном транспорте на которую возлагается обязанность обслуживания локомотива (тепловоза, электровоза, паровоза, МВПС) и безопасное ведение поезда.В состав локомотивной бригады, обычно, входят два человека — это машинист, возглавляющий бригаду и его помощник.
Пост электрической централизации (пост ЭЦ) — помещение на железнодорожной станции (здание, транспортабельный модуль), в котором располагается комплекс технических средств для управления движением поездов и маневровых единиц на станциях и сортировочных горках, обеспечивающих функционирование сигналов (светофоров), стрелок, их взаимозависимость, установку и замыкание маршрутов, контроль проследования поездов по маршрутам, размыкание маршрутов.
Железнодоро́жная ста́нция — основной объект железнодорожного транспорта, один из видов раздельных пунктов, имеющий путевое развитие, позволяющее производить операции по приёму, отправке, скрещению и обгону поездов, операции по приему, выдаче грузов, багажа и грузобагажа и обслуживанию пассажиров, а при развитых путевых устройствах — маневровую работу по формированию и расформированию поездов и технические операции с поездами.
«Мордо́вия» — скорый фирменный пассажирский поезд совместного формирования РЖД и ТКС № 41Й/42Й, курсирующий по маршруту Саранск — Москва — Саранск.
Местная работа — комплекс мероприятий по организации перевозочного процесса, связанных с выполнением грузовых операций.
Помощник машиниста локомотива (разг. Помогала, Помогало, Помогатор) — работник железнодорожного транспорта, входящий в состав локомотивной бригады. Относится к категории технических исполнителей и в своей трудовой деятельности подчиняется непосредственно машинисту. Должность обозначается телеграфным шифром ТЧМП- Тяговая Часть Машиниста Помощник.
Паровозные колонны особого резерва (ОРКП) — специальные формирования Народного комиссариата путей сообщения (НКПС), созданные для эксплуатации паровозов в период Великой Отечественной войны, главным образом на фронтовых и прифронтовых железнодорожных линиях.
Маневро́вая рабо́та — это внепоездные передвижения подвижного состава в пределах станции, а в отдельных случаях, и с выездом на перегон (согласно Правилам технической эксплуатации (ПТЭ)).
Хозяйственный поезд — подвижное железнодорожное подразделение, выполняющее на станциях и перегонах работы, связанные с текущим содержанием и ремонтом пути, искусственных сооружений, устройств связи, централизации и блокировки, электроснабжения.
«Сура́» — скорый фирменный пассажирский поезд совместного формирования РЖД и ТКС, курсирующий по маршруту Пенза — Москва — Пенза. Маршрут следования поезда проходит по территории Пензенской области, Республики Мордовия, Рязанской и Московской областей через города Рузаевка и Рязань.
Участковая станция — железнодорожная станция, предназначенная для обработки транзитных грузовых и пассажирских поездов, выполнения маневровых операций по расформированию-формированию сборных и участковых поездов, обслуживания подъездных путей. Также — может быть пунктом смены локомотивов и (или) локомотивных бригад.
Пожа́рный по́езд — поезд, формируемый из специальных вагонов, используемых для тушения пожаров на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта и в полосе отвода железных дорог. Пожарные поезда относятся к мобильным средствам пожаротушения.
«Кра́сная стрела́» — скорый фирменный поезд № 001А/002А Северо-Западного филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания», курсирующий по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Санкт-Петербург. Исторически первый фирменный поезд в СССР и России.
«Экспресс» (№ 03/04) — скорый фирменный пассажирский поезд РЖД, курсирующий по маршруту: Санкт-Петербург — Москва — Санкт-Петербург.
«Столичный экспресс» — скорый пассажирский поезд (№ 001/002) формирования Украинских железных дорог (УкрЗалізниця), курсирующий через день по маршруту Киев-Пассажирский — Москва (Киевский вокзал).
Локомоти́вное депо́ (Тя́говая часть, ТЧ) — депо, в котором производится техническое обслуживание или ремонт локомотивов.
«Лев Толсто́й» — фирменный пассажирский поезд № 32А/31А РЖД, курсирующий по маршруту Москва — Хельсинки.
График движения поездов является организующей и технологической основой работы всех подразделений железных дорог, планом всей эксплуатационной работы. Движение поездов строго по графику обеспечивается правильной организацией работы и точным выполнением технологического процесса работы станций, депо, тяговых подстанций, пунктов технического обслуживания и других подразделений, связанных с движением поездов.
Воинский поезд (англ. troop train)— специально выделенный и подготовленный поезд (группа вагонов во главе с локомотивом) для перемещения воинских эшелонов (войск (сил)) и материальных средств (вооружений, военной техники и других воинских грузов).
Литерный поезд — условное название поездов высокой важности, перевозящих ценные грузы или весьма именитых персон (чаще всего — первых лиц государства).
Проводник — железнодорожный служащий, сопровождающий пассажирский вагон в пути его следования и обслуживающий пассажиров.
«Кали́на кра́сная» — скорый пригородный поезд повышенной комфортности № 7009А/7010М, курсирующий по маршруту Барнаул — Бийск.
Машинист — лицо, основным видом профессиональной деятельности которого является управление различного рода машинами (с двигателем мощностью более 110,3 кВт), а также обслуживание и ремонт их двигателей.
Вагон беспересадочного сообщения (беспересадочный вагон) — пассажирский вагон, следующий в составе нескольких поездов с переприцепкой по одной или нескольким станциям.
Оборо́т грузово́го ваго́на — железнодорожный термин; означает время, затрачиваемое на выполнение цикла операций от момента окончания одной погрузки до момента окончания следующей погрузки или сдачи в груженом или порожнем состоянии, иными словами — среднее время, которое затрачивается вагоном на одну перевозку. Измеряется в сутках. Является основным показателем использования парка грузовых вагонов.
Смена — А. Бетанкур — скорый фирменный поезд № 25/26 сообщением Санкт-Петербург — Москва Северо-Западного филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания».
ЭВС «Сапсан» (Velaro RUS) — высокоскоростные электропоезда из семейства электропоездов Velaro производства компании Siemens, приобретённые ОАО «РЖД» для эксплуатации на российских скоростных железных дорогах. Брендовое название получили в честь сокола-сапсана (Falco peregrinus). Электропоезда серии ЭВС1 — постоянного тока, ЭВС2 — двойного питания. Разработаны компанией Siemens специально для России.
Подъездной путь — типологическая разновидность железнодорожного пути необщего пользования, противопоставляемая железным дорогам общего пользования. В статистике железных дорог длина обоих типов магистралей показывается раздельно.
Вспомогательный локомотив — локомотив, высылаемый на перегон для доставки поезда, имеющего вынужденную остановку, в том случае, если он не может быть вывезен целиком или по частям поездным локомотивом.
Подвижной состав на сети железных дорог России — совокупность подвижного состава, находящегося в собственности или в оперативном управлении компании Российские железные дороги, других компаний-операторов подвижного состава.
«Полоне́з» (польск. Polonez) — скорый поезд, курсирующий по маршруту Варшава — Москва (Белорусский вокзал). В настоящее время обслуживается только российской стороной (РЖД).
Невский экспресс (№747А/748А) — скоростной пассажирский поезд, курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом. Поезд был введён в эксплуатацию 11 июня 2001 года.
«Башкортостан» — скорый фирменный пассажирский поезд (№ 039/040) Российских железных дорог, курсировавший через день, отправлением из Уфы по чётным, из Москвы по нечётным числам месяца по маршруту Уфа — Москва — Уфа. Время в пути составляет 26 часов.
Скоростно́й по́езд — поезд, следующий со скоростью, превышающей среднюю скорость железнодорожного сообщения на данных железных дорогах.
Росси́я — скорый фирменный пассажирский поезд № 002Щ/001М, курсирующий по маршруту Владивосток — Москва — Владивосток.
Права и гарантии
А что же насчёт прав работающих в такой должности? Само собой, имеются и они. К первоочередным из них для составителя поездов относится право запрашивать у руководства всё, что необходимо для работы. К такому оснащению относится комплект из сигнального фонаря с желтым флажком, рации, носимой радиостанции и, конечно же, специальной рабочей формы. Список может быть пополнен и иными принадлежностями. Если данные предметы экипировки выданы не были, работник вполне вправе пожаловаться на несоблюдение норм охраны труда.
К другим гарантированным правам сотрудника относится возможность своевременного и оперативного приема и сдачи дежурства. Часы работы специалиста должны укладываться в норму рабочего времени, согласно ТК РФ.
Когда квалификация растет
Специалисты, обладающие пятым разрядом, допускаются к обслуживанию железнодорожного транспорта общего пользования, но располагаться такие станции должны в одном из малодеятельных районов, аналогично варианту с третьим разрядом.
Высший разряд – шестой – предполагает допуск к наиболее сложным работам. Обладатель его допускается к должности составителя поездов в любом, даже самом сложном и высокоинтенсивном в плане движения районе, и может работать с транспортом общего пользования.
Высококвалифицированным работникам начальство может поручить руководство сотрудниками, имеющими более низкий разряд, но в целом всё зависит от региона расположения станции и ее статуса.
Идем учиться
Как приобретается профессия “составитель поездов”? При кажущейся несложности должностных обязанностей человека с улицы на такую работу не возьмут. Обязательно потребуется соответствующее образование. Итак, где можно овладеть данной интересной специальностью?
Обучают ей в техникумах или колледжах, причём поступить туда можно уже после 9-го класса. Программа учебного курса будущего составителя посвящена в первую очередь вопросам безопасности железнодорожного движения и рассмотрению всех мельчайших технических нюансов данной сферы. Значительное место отводится освоению того, как и в каких обстоятельствах применяются специальные сигналы – ручные и звуковые.
Чем именно он занят
Как начинается рабочий день составителя поездов? Каждое утро работников собирают на специальную планёрку, где все они получают инструктаж по безопасности. Затем каждому выдается инвентарь строгого учета и ставятся рабочие задачи в виде расположения вагонов в определённом порядке.
Дальнейшая деятельность, предстоящая в течение рабочего дня, согласовывается с дежурным по станции. Повседневные обязанности составителя поездов складываются из обслуживания и проверки вагонов, а также сцепки-отцепки. Любое из его действий должно быть при помощи рации согласовано с дежурным.
Как видите, при таком количестве работы скучать однозначно не приходится. Обслуживая вагоны, готовя к отправке составы, он должен к тому же вовремя и без ошибок заполнять журнал учета и проводить проверку вагонов, которые принимает.
Вся эта деятельность требует обязательного личного присутствия. Инструкция составителя поездов предполагает его дежурство под контролем начальника станции. Но при этом уровень личной ответственности в этой профессии весьма и весьма высок.
Приняв смену, составитель поездов в обязательном порядке отмечает состояние и местонахождение каждого вагона, сохранность специальных пломб и присутствие инвентаря. Лишь выполнив в полной мере свои должностные функции – расставив по местам вагоны, проверив состав и т. п., он имеет право сдать дежурство.
Профессия Составитель поездов
Составитель поездов – очень ответственная работа, практически полностью осуществляется на открытом воздухе. Составитель поездов отвечает за комплектность поезда и его маневры на станции, в депо и на транспортных и промышленных узлах и перегонах.
Составитель поездов отвечает за формирование (или расформирование) поездов, и за точность и безопасность при маневрах состава. Отвечает за расстановку и качество работы работников, участвующих в маневре состава. Проверяет и отвечает за закрепление составов/вагонов на путях тормозными башмаками.
- Прицепка и отцепка вагонов;
- Ограждение вагонов тормозными башмаками;
- Руководство маневров локомотива при изменении состава поезда;
- Перевод нецентрализированных стрелок;
- Обеспечение безопасности движения и сохранности состава.
Более детально должностные обязанности можно посмотреть в описании разрядов по ЕТКС и профессиональном стандарте для составителя поездов.
Требования к соискателю
- Коммуникабельность – составитель поезда управляет командой маневрирования состава; хоть работа и заключается в изменении состава поезда, эту работу всё же выполняют люди, нужно найти общий язык с каждым членом команды;
- Умение быстро осваивать новые навыки – успех маневров зависит от точных и своевременных команд составителя поезда, увы, такие навыки приобретаются лишь с опытом;
- Ответственность – от точности размещения вагонов в составе зависит безопасность движения поезда. Люди «недобросовестно» выполняющие эту работу (не отвечающие за свои действия) могут нанести вред как самому поезду, так и перевозимым грузам;
- Физическая крепость – работа составителем поезда подразумевает под собой постоянную работу на путях, часто в тяжёлых условиях: холод, сырость, пыль, жара и т.д.
Зарплата составителя поезда зависит от разряда и места работы. В среднем варьируется от 30 до 50 тыс. рублей.
В силу всего вышесказанного в данной профессии существует острый дефицит работников. Пройти обучение на профессию «Составитель поездов» можно в учебном центре «ПромРесурс».
Вы здесь
Главная » Профессия Составитель поездов
Все о железнодорожных профессиях
Знать все о железнодорожных профессиях полезно и для общего развития, но еще важнее это тем, кто желает заняться такой деятельностью. Пора ознакомиться с обзором железнодорожников на РЖД, со спецификой поездов на ЖД и с описанием других профессий, связанных с железной дорогой. Эти профессии делятся на вокзальные, станционные и путевые, и в каждом случае есть свои особенности.
Главный функционал
Давайте рассмотрим основные обязанности составителя поездов. Функций данная должность предполагает немало – ведь именно она определяет в конечном итоге эффективность железнодорожного движения. Основные обязанности специалиста – переводить нецентрализованные стрелки, вовремя ограждать вагоны состава тормозными башмаками, заботиться о безопасности и сохранности каждого поезда, прицеплять и отцеплять вагоны, руководить маневрами локомотива.
Объем работы зависит от размера станции, на которой трудится составитель поездов, а также региона ее нахождения.
Чему еще вас обучат
Будущий составитель поездов РЖД обучается тому, как руководить движением локомотива. Он должен знать правила использования тормозных башмаков, уметь работать с переносными радиостанциями и изучить все особенности обращения с ними. Очень важный момент – правильная техника закрепления на рельсах поездных составов.
Большое внимание в программе курса отводится вопросам погрузки-разгрузки, а также обеспечению целостности и сохранности перевозимого груза. Лекции будущему студенту будут прочитаны по таким предметам, как охрана труда, устройство и обслуживание грузовых вагонов, ОБЖ.
Есть такая работа – составитель поездов
Если обратиться к официальной терминологии, то задача его – формировать и расформировывать подвижной состав поезда, то есть переставлять вагоны в нужном порядке. Разумеется, данное занятие требует определённых специфических знаний, то есть профессии этой можно обучиться, как и любой другой.
Относится такой труд к разряду нелегких и весьма ответственных. Главная задача специалиста-составителя – своевременная отправка в путь состава. На нем лежит ответственность за правильное комплектование поезда, его целостность, за безопасность передвижения и аккуратность выполнения маневров. Каждый из составов должен быть вовремя проверен, вагоны откреплены и закреплены.
Об уровнях мастерства
Данная работа – составитель поездов – как и большинство подобных, предполагает существование квалификационных разрядов количеством 4. Те, кто имеет самый низкий (третий) разряд, могут трудиться далеко не на каждой железной дороге. Те, что имеют статус общего пользования, для таких работников пока закрыты. Район сферы деятельности начинающего специалиста должен отличаться не слишком интенсивным движением.
Имеющим четвертый разряд позволяется уже трудиться на тех же видах железнодорожного транспорта, но уже в регионах с большей интенсивностью потока, в связи с чем сложность работы заметно возрастает.
О минусах
О каких недостатках можно говорить применительно к данной профессии? Главной проблемой подобной должности, конечно же, является высокий уровень ответственности. Это очень и очень непростая работа, и сложность тем выше, чем выше разряд сотрудника. В то же время, с повышением квалификации закономерно растет и профессиональный опыт, что позволяет считать обязанности не столь изнурительными.
Другой недостаток – большое количество тяжелого физического труда. Это по-настоящему мужская профессия. Часто работать приходится в буквальном смысле собственными руками. И разумеется, сменный график с выходами по ночам не может не сказываться на состоянии здоровья и общем самочувствии.