Лекции и практические занятия н к леликовой по курсам основы библиографического описания и библиографическое описание теория и практика

Выборочный список трудов

Статьи из сборников и периодических изданий

Издания, вышедшие под редакцией Ю. В. Григорьева

Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!

Юрий Владимирович Григорьев

Дата рождения

28 августа (9 сентября) 1899

Место рождения

Москва, Российская империя

Дата смерти

(73 года)

Место смерти

Москва, СССР

Место работы

Московский государственный институт культуры, Всесоюзная книжная палата

Альма-матер

Московский государственный библиотечный институт

Учёная степень

Кандидат педагогических наук

Научный руководитель

Хавкина, Любовь Борисовна

Ученики

Столяров, Юрий Николаевич

Известен как

Классик российского библиотековедения, выдающийся педагог

Юрий Владимирович Григорьев — правнук поэта Аполлона Александровича Григорьева (1822—1864).

Индекс ББК: 63.3(2Рос-4Уль)-7, где 63.3 — индекс раздела «История»” (2Рос-4Уль) — ТТД «Ульяновская обл»., -7 — СТД «Культура. Идеология. Быт».

Индекс ББК: 78.33г(2)д Чубарьян О.С., где

78.3 — Библиотечное дело. Библиотековедение

78.33 — История библиотечного дела

г(2) — ОТД «История науки в России»

д — ОТД «Персоналии»

Индекс ББК: 85.318-8, где:

85 — Искусство. Искусствознание

85.3 — Музыка и зрелищные искусства

85.31 — Музыка

85.318 — Другие жанры и виды музыки

-8 — СТД «Персоналии деятелей искусства»

Этап обсуждения проблемы «советской классификации»

Вып. 1

Общее предисловие. Введение

Вып. 2

А Марксизм-ленинизм

Вып. 3–6

Естественные науки

Вып. 3

Б Естественные науки в целом

Вып. 3

В Физико-математические науки

Вып. 4

Г Химические науки

Вып. 5

Д Науки о Земле (геодезические, геофизические, геологические и географические науки)

Вып. 6

Е Биологические науки

Вып. 7–13

Прикладные науки

Вып. 7–11

Техника и технические науки

Вып. 7, ч. 1

Ж Техника и технические науки в целом

Вып. 7, ч. 2

З Энергетика. Радиоэлектроника

Вып. 8

И/К Горное дело. Технология металлов. Машиностроение. Приборостроение

Вып. 9, ч. 1

Л Химическая технология. Химические и пищевые производства

Вып. 9, ч. 2

М Технология древесины. Производства лёгкой промышленности. Полиграфическое производство. Фотокинотехника

Вып. 10

Н Строительство

Вып. 11

О Транспорт

Вып. 12

П Сельское и лесное хозяйство. Сельскохозяйственные и лесохозяйственные науки

Вып. 13

Р Здравоохранение. Медицинские науки

Вып. 14–24

Общественные и гуманитарные науки

Вып.14, ч. 1

С/Т Общественные науки в целом. История. Исторические науки

Вып. 14, ч. 2

История. Исторические науки. Т3(2) История СССР

Вып. 14, ч. 3

История. Исторические науки. Т3(4/9) История зарубежных стран

Вып. 14, ч. 4

История. Исторические науки. Т4 Археология. Т5 Этнография

Вып. 15

У Экономика. Экономические науки

Вып. 16

Ф Политика. Политические науки

Вып. 17

Х Государство и право. Юридические науки

Вып. 18

Ц Военная наука. Военное дело

Вып. 19

Ч Культура. Наука. Просвещение

Вып. 20

Ш Филологические науки. Художественная литература

Вып. 21

Щ Искусство. Искусствознание

Вып. 22

Э Религия. Атеизм

Вып. 23

Ю Философские науки. Психология

Вып. 24

Я Литература универсального содержания

ББК в новой России (1990-е — наст.вр.)

Лекции оставили неизгладимое впечатление от лекторского мастерства, глубокого знания практики библиотечного дела, интеллигентности и личного обаяния человека, обладающего чувством юмора и уважением к аудитории.Вера Александровна Артисевич

Аспирантам Юрий Владимирович Григорьев уделял огромное количество времени, при каждой встрече — от одного до трёх часов. Он не давал своим ученикам возможности расслабиться, рассредоточиться, требовал от них каждодневно быть в научной форме, подтянутым и мобилизованным на решение своей теоретической задачи. Часто собирал всех аспирантов одновременно, большой популярностью пользовались его методологические семинары, в том числе на дому у Григорьева. В нём не было панибратства, ко всем он обращался на «вы» и по имени-отчеству. В каждой теме он умел ухватить главное, найти единственно нужный поворот в её решении.

Юрий Владимирович Григорьев требовал, чтобы аспиранты вели записи своих бесед с руководителем: это создаёт навыки писания, позволяет возвращаться к высказанным мыслям, заново их продумывать. Он не делал разницы между своими и чужими диссертантами, работал со всеми охотно, доброжелательно и требовательно. Он сам много и плодотворно работал, трудясь одновременно над несколькими темами. В процессе изучения литературы делал выписки заинтересовавших его мыслей авторов и точные библиографические ссылки. По ходу выписок делал собственные замечания, сразу же их аргументируя. Этому же учил и студентов, подчёркивая, что никогда не надо откладывать изложение своих мыслей «на потом». У Григорьева не возникало проблемы «первой фразы», он писал любую продуманную часть текста, записывал каждую пришедшую в голову идею. Главное в его понимании было — ухватить мысль, а придать ей нужную форму — было следующей задачей.

У Юрия Владимировича Григорьева было исключительно тонкое чувство языка. Рукописи студентов и аспирантов он правил сам, использовал в правке красный и простой карандаши, красным отмечал особо грубые ошибки. Он считал, что научный работник любого ранга должен ответственно относиться к званию учёного. Аспирант должен быть высокообразованным, эрудированным, безупречно грамотным, владеть редакторскими навыками, корректорскими умениями. Заслужить высокую оценку у Григорьева было непросто. У Григорьева был дар слушать и услышать человека, понять его. Он не навязывал аспиранту свои идеи, а постепенно, наводящими вопросами, рассуждениями подводил его к правильным мыслям, добиваясь, чтобы он сформулировал мысли сам, дошёл до сути вопроса лично. Григорьев никогда не печатался в паре со своими аспирантами. Дарить идеи аспирантам он считал своей обязанностью руководителя, но быть официальным соавтором полагал неэтичным.

После демобилизации в декабре 1922 года Юрий Владимирович Григорьев поступил инструктором по библиотечному делу в издательство «Красная Звезда». В это же время он работал библиотекарем объединения московских санаториев. Любовь Борисовна Хавкина, оценив научные способности молодого специалиста, предложила ему должность старшего научного сотрудника Института библиотековедения Всероссийской публичной библиотеки им. В. И. Ленина (с 6 февраля 1925 года Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина). В 1924—1926 годах обучался на двухгодичных высших библиотечных курсах Научно-исследовательского института библиотековедения и рекомендательной библиографии, совмещая обучение с преподаванием в том же институте, а также в Московском педагогическом техникуме им. Профинтерна.

С 1927 года Юрий Владимирович Григорьев — учёный секретарь Института библиотековедения, заведующий консультационно-справочным бюро, с 1930 года — главный библиотекарь по научно-исследовательской части и хранитель музея при институте. С первого дня открытия — 1 октября 1930 года приступил к работе в Московском библиотечном институте, с которым был связан до последнего дня своей жизни. В эти годы был замечен Надеждой Константиновной Крупской, не раз общался с ней, консультируя работников Правительственной библиотеки (в дальнейшем Библиотеки Совета Министров СССР).

Деятельность Юрия Владимировича Григорьева в Московском библиотечном институте (с 1934 года — Московский государственный библиотечный институт (МГБИ), с 1961 года — Московский государственный институт культуры) началась с заведования кабинетом библиотечной работы и преподавания курса «Организация библиотечных фондов». 25 марта 1934 года ему было присвоено звание доцента. Активно работая над кандидатской диссертацией, Юрий Владимирович Григорьев в 1939 году поступает на заочное отделение Московского библиотечного института. Война помешала ему своевременно закончить институт, — диплом он получил только в 1946 году. Будучи студентом, в 1940 году защитил диссертацию по теме «Применение форматного принципа при расстановке библиотечного фонда» и стал кандидатом педагогических наук. В 1941 году Юрий Владимирович Григорьев с частью института эвакуировался в город Фрунзе, где под его руководством организуется учебно-консультативный пункт МГБИ.

Основную работу сочетал с плодотворной деятельностью в других учреждениях. Был заместителем директора Государственной политехнической библиотеки (1932—1934). Вернувшись из эвакуации в Москву, в 1943—1944 годы исполнял обязанности начальника отдела государственных и научных библиотек Наркомпроса РСФСР. Содействовал восстановлению пострадавших во время Великой Отечественной войны фондов библиотек. Был директором Всесоюзной книжной палаты (1945—1947). По его инициативе было возобновлено издание научных сборников «Советская библиография» и серии «Деятели книги». Был депутатом Щербаковского районного совета депутатов трудящихся города Москвы.

1

Общенаучное и междисциплинарное знание

20

Естественные науки в целом

26

Науки о Земле

3

Техника. Технические науки

30

Техника и технические науки в целом

34

Технология металлов. Машиностроение. Приборостроение

35

Химическая технология. Химические производства

37

Технология древесины. Производства лёгкой промышленности. Домоводство. Полиграфическое производство. Фотокинотехника

4

Сельское и лесное хозяйство. Сельскохозяйственные и лесохозяйственные науки

40

Естественно-научные и технические основы сельского хозяйства

49

Сельское и лесное хозяйство отдельных территорий

50

Здравоохранение. Медицинские науки

58

Прикладные отрасли медицины

6/8

Социальные (общественные) и гуманитарные науки

60

Социальные науки в целом. Обществознание

63

История. Исторические науки

65

Экономика. Экономические науки

67

Право. Юридические науки

68

Военное дело. Военная наука

7

Культура. Наука. Просвещение

74

Образование. Педагогические науки

75

Физическая культура и спорт

76

Средства массовой информации (СМИ). Книжное дело

78

Библиотечная, библиографическая и научно-информационная деятельность

79

Охрана памятников истории и культуры. Музейное дело. Выставочное дело. Архивное дело

80/84

Филологические науки. Художественная литература

9

Литература универсального содержания

Типовые деления ББК (основные)

Типовые деления ББК создавались с учётом достижений зарубежной классификационной теории и практики, в первую очередь – однородной по структуре УДК. Была создана система типовых делений общего применения (ТДОП) и весьма развёрнутая система типовых делений специального применения. ТДОП состоят из:

Система ТДОП дополняется большим количеством специальных типовых делений (СТД), опознавательный знак – (дефис), а также планов расположения (ПР) подразделений, опознавательный знак , (запятая). Границы применения СТД и ПР ограничены конкретными отделами. Наиболее детализированные таблицы СТД даются к крупным разделам (истории, политики, права, экономики и др.).Например: 63.3(2)531-68 Русско-японская война, где -68 — СТД «Войны».

Опознавательный знак

Общие типовые деления (ОТД)

в

Философия и методология науки

ж

Научные и культурные связи

и

Наука и производство

к

Управление. Экономика. Статистика

л

Организации и учреждения

м

Смотры. Соревнования. Праздники

н

Организация и охрана труда

п

Кадры. Профессия. Управление персоналом

р

Изучение и преподавание науки, предмета. Специальное образование

с

Техника и организация процесса научно-исследовательской и практической деятельности. Материально-технические средства

у

Изобретательство и рационализация. Патентное дело

ф

Научно-информационная деятельность. Пропаганда и популяризация достижений науки, техники и технологии

я

Виды библиотечно-информационных ресурсов

Опознавательный знак

Территориальные типовые деления (ТТД)

(0)

Весь мир. Все страны

(3)

Зарубежные страны в целом

(8)

Австралия и Океания

(9)

Мировой океан. Океаны и моря

Опознавательный знак

Этнические типовые деления (ЭТД)

(=75)

Народы Европы, Азии и Северной Америки с неустановленной генетической принадлежностью

(=78)

Австралийские и тасманийские народы

Принципы библиографического описания складывались на протяжении веков. На их основе формировались системы библиотечных каталогов, и без правил библиографического описания невозможно создание библиографических указателей и современных библиографических ресурсов. И не только библиографических. Любой создаваемый ресурс — для того, чтобы о нем можно было писать, на него ссылаться, нуждается в метаданных, а это в конечном итоге ни что иное как библиографическое описание, хотя в ряде случаев его называют по-другому.

Стандарты, регламентирующие библиографическое описание, постоянно меняются, что обусловлено несколькими факторами. Постоянно меняются формы фиксирования знания, появляются новые носители информации, которые обуславливают и изменения в правилах описания текстов, произведений, которые на этих носителях представлены. Сама библиографическая деятельность также претерпевает изменения: более актуальными и востребованными в разные эпохи становятся те или иные направления этой деятельности и соответственно разные виды ее продукции, а это меняет подходы к представлению данных, а следовательно, и к правилам библиографического описания.

Очевидно, что процесс библиографического описания — один из основных в деятельности библиотек разных видов и типов. Не только сотрудники отделов каталогизации и библиографии ежедневно осуществляют библиографическое описание самых разных видов изданий и ресурсов, но и другие отделы библиотек также постоянно с этим сталкиваются.

Известный российский библиографовед О. П. Коршунов сравнивал библиографическое описание с черчением: «Как любой инженер должен уметь делать и читать чертежи, точно так же любой профессионал в системе документальных коммуникаций (будь то библиотекарь или редактор, работник архива или книжного магазина) должен уметь грамотно составлять и читать библиографические описания (извлекать из них необходимую информацию)».

Таким образом, умение правильно составлять библиографическое описание касается не только библиотек, но и всех других организаций и учреждений, которые занимаются библиографированием. А так как российские стандарты, регламентирующие нормы библиографического описания, распространяются теперь и на библиографические списки, многочисленные научные сотрудники вынуждены по этим правилам составлять списки литературы к своим публикациям и диссертациям.

Между тем тенденция такова, что отечественные ГОСТы на библиографическое описание ориентированы на международную нормативную базу, а она постоянно усложняется. Мы, как и другие страны мира, ориентируемся на концепцию Международного стандартного библиографического описания (International Standard Bibliographic Description — ISBD), разрабатываемую и распространяемую Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА).

Почему необходимость разработки нового курса возникла именно сейчас?

C 1 июля 2019 года в нашей стране введен в действие национальный стандарт РФ ГОСТ Р 7.0.100-2018 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», разработанный на основе ISBD. Consolidated edition (Международное стандартное библиографическое описание. Консолидированное издание), распространяемое ИФЛА во всех странах мира с 2011 года.

А с 1 августа 2023 года введен в действие еще один важный стандарт: ГОСТ Р 7.0.80-2023 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления», который в России заменил ГОСТ 7.80-2000 с таким же названием.

В РНБ заведующей ОБИК (с ноября 2023 г. – ведущим научным сотрудником ОБиК) Н. К. Леликовой и главным библиографом ИБО А. Н. Андреевой разработаны курсы «Основы библиографического описания» для профессиональной переподготовки «Библиотечно-профессиональная деятельность» (Высшие библиотечные курсы) и «Библиографическое описание. Теория и практика» для повышения квалификации специалистов российских библиотек. В рамках этих курсов Н. К. Леликова в Институте дополнительного образования (ИДО) читала лекции по общим принципам и правилам библиографического описания и проводила практические занятия по описанию печатных изданий, а А. Н. Андреева читала лекции и проводила практические занятия по правилам описания электронных ресурсов сетевого распространения.

В течение 2023 г. Н. К. Леликова прочла лекции и провела практические занятия по курсу «Основы библиографического описания» 27.11-29.11.

Темы: История возникновения библиографических текстов. Последовательное развитие форм представления библиографической информации, начиная с древности. Появление и развитие правил библиографирования (каталогизации) в мировой практике. Развитие норм библиографического описания в ХХ веке в России. Деятельность ИФЛА по разработке и распространению норм библиографического описания второй половине ХХ — начале ХХI в. Международное стандартное библиографическое описание (ISBD). Общие особенности правил библиографического описания, соответствие отечественных стандартов международной нормативной базе. Состав библиографической записи: соотношение заголовка библиографической записи и библиографического описания. Виды заголовков библиографической записи, общие требования к их составлению по ГОСТ Р 7.0.80-2023 «Библиографическая запись. Заголовок». Общая характеристика ГОСТ Р 7.0.100-2018 «Библиографическая запись. Библиографическое описание», области и элементы библиографического описания. Особенности приведения сведений в отдельных областях библиографического описания. Одноуровневое и многоуровневое библиографическое описание. Область вида содержания и средства доступа.

Было также проведено 2 практических занятия по описанию отдельных видов изданий.

В течение 2023 г. Н. К. Леликова прочла лекции и провела практические занятия по курсу «Библиографическое описание. Теория и практика» 13-14 марта, 3-4 апреля, 18-19 октября, 25-26 декабря.

Темы: Развитие норм описания в России, начиная с 1940-х годов. Деятельность ИФЛА по разработке и распространению норм библиографического описания второй половине ХХ — начале ХХI в. Концепция Международного стандартного библиографического описания (ISBD). Международное стандартное библиографическое описание. Консолидированное издание (ISBD. Consolidated edition). FRBR (Функциональные требования к библиографической записи) и IFLA LRM (Библиотечная эталонная модель ИФЛА). Англо-американские правила каталогизации и RDA (Описание ресурса и доступ). Разработка правил библиографического описания в СССР и в РФ на основе международных норм библиографического описания, соответствие отечественных стандартов международной нормативной базе. Состав библиографической записи. Статус заголовка библиографической записи и библиографического описания, принципы их составления. Виды заголовков библиографической записи, общие требования к их составлению по ГОСТ Р 7.0.80-2023 «Библиографическая запись. Заголовок». Общая характеристика ГОСТ Р 7.0.100-2018 «Библиографическая запись. Библиографическое описание». Особенности нового ГОСТа по сравнению с предыдущим ГОСТ 7.1-2003, сведения об отмене ГОСТ 7.1-2003 с июня 2020 г. Области и элементы библиографического описания. Особенности приведения сведений в отдельных областях библиографического описания. Область вида содержания и средства доступа. Одноуровневое и многоуровневое библиографическое описание. Составная часть ресурса. Особенности и сложные случаи описания составной части. Правила приведения библиографических ссылок.

В рамках каждого из курсов было проведено по 2 практических занятия по описанию однотомных изданий одного и двух авторов на русском и английском языках, дореволюционных изданий, многотомных изданий, статей их журналов и продолжающихся изданий (сборников).

При этом лекции и занятия 25-26 декабря были проведены только для сотрудников разных отделов Российской национальной библиотеки.

В рамках программы методических образовательных семинаров «Организация работы современной общедоступной библиотеки (для республик Северного Кавказа)» 27.10.2023 г. Н. К. Леликовой была прочитана лекция «Современные тенденции библиографического описания» (3 акад. часа).

Темы: Нормативное регулирование процессов библиографического описания на международном уровне и в России. Заголовок библиографической записи: ГОСТ Р 7.0.80-2023 «Библиографическая запись. Заголовок». Библиографическое описание: ГОСТ Р 7.0.100-2018 «Библиографическая запись. Библиографическое описание». Область вида содержания и средства доступа. Одноуровневое и многоуровневое описание. Описание составной части ресурса. Правила описания электронных ресурсов сетевого распространения. В рамках курса были проанализированы примеры библиографического описания из «Летописей печати» Чеченской республики, Республик Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия.

В 2024 г. оба курса «Основы библиографического описания» и «Библиографическое описание. Теория и практика» будут продолжены.

Подробная информация на сайте Института Дополнительного образования.

Научная школа Ю. В. Григорьева — Ю. Н. Столярова в библиотековедении

Для деятельности Юрия Владимировича Григорьева, прошедшего путь от рядового библиотекаря до профессора, было характерно сочетание глубоких теоретических исследований с практической работой непосредственно в библиотеках, с педагогической и научной работой. Юрий Владимирович Григорьев был выдающимся педагогом, воспитавшим многих талантливых учеников. Он подготовил 28 кандидатов наук, среди которых хорошо известные библиотечной науке имена: Феоктиста Сергеевна Абрикосова — бывший заместитель директора Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, Цецилия Моисеевна Бердичевская — библиограф и методист ГБЛ, Руджеро Сергеевич Гиляревский — один из пионеров социальной информатики, Тамара Александровна Мистрюкова и Владимир Иванович Терёшин — библиотековеды, преподаватели МГИК и другие. Достойным продолжателем научных и педагогических традиций Юрия Владимировича Григорьева стал Юрий Николаевич Столяров (1938—2024) — учёный, библиотековед, доктор педагогических наук (1982), профессор (1984), автор более 1200 научных публикаций. Его труд — «Библиотека: структурно-функциональный подход» (Москва, 1981), — определил научный фундамент библиотековедения и стал классической научной теорией.

Сведения о диссертациях, написанных под руководством Ю. В. Григорьева

Вклад в развитие науки

Юрий Владимирович Григорьев — библиотековед широкого профиля, которому были в равной степени близки как общие вопросы библиотековедения, так и частные его разделы, в особенности учение о библиотечных фондах и каталогах, работе с читателями. С его именем связано развитие и становление не только советского библиотековедения, но и высшего библиотечного образования в СССР. Он активно разрабатывал вопросы взаимоотношения библиотековедения с книговедением, библиографоведением, педагогикой, психологией, социологией. Юрий Владимирович Григорьев является основателем курса «Библиотечные фонды», создателем программ и учебников, по которым проводилось преподавание этого курса во всех институтах культуры, университетах и педагогических вузах страны. Он автор монографии «Организация библиотечных фондов» (Москва, 1953), которая стала настольной книгой каждого библиотекаря. Итогом работы в области книжных фондов явился труд «Теоретические основы формирования библиотечных фондов» (Москва, 1973).

Значителен вклад Юрия Владимировича Григорьева в советскую библиографию. В 1930 году в журнале «За коммунистическое просвещение» была опубликована его первая библиографическая работа «Что читать библиотекарю о работе с военной книгой в гражданских библиотеках». Будучи в трудное послевоенное время (1945—1948) директором Всесоюзной книжной палаты, он в значительной степени содействовал восстановлению системы текущей государственной библиографии СССР, а также возобновлению выпуска теоретического сборника «Советская библиография» и серии «Деятели книги». Он также стоял у истоков научного сборника «Книга. Исследования и материалы».

Юрий Владимирович Григорьев всегда вёл большую консультационную работу, был членом учёных советов ряда крупнейших библиотек. Под его редакцией вышло в свет значительное число учебно-методических, практических и научных трудов по самой широкой тематике.

Библиотечные работники страны высоко ценят Ваш вклад в развитие библиотечного дела и разработку теоретических основ советского библиотековедения. Ваши монографии, учебники и статьи по истории и теории библиотековедения, комплектования и организации книжных фондов широко известны не только в нашей стране, но и за её пределами. Большая заслуга принадлежит Вам в развитии советского библиотечного образования, в подготовке высококвалифицированных специалистов, работающих в библиотеках всех союзных республик и в социалистических странах.Екатерина Алексеевна Фурцева

Память о Юрии Владимировиче Григорьеве

Научная общественность широко отмечала 100-летие со дня рождения Юрия Владимировича Григорьева. В Российской государственной библиотеке была представлена большая выставка трудов библиотековеда и литературы о нём. В рамках 6-й Международной конференции «Крым-99» был проведён «круглый стол» по проблемам библиотековедения и библиографоведения, посвящённый учёному. Юбилейные мероприятия были организованы в нескольких вузах культуры: Харьковской государственной академии культуры, Западно-Казахстанском государственном институте искусств и культуры, Московском государственном институте культуры и искусств. В рамках научной конференции «Библиотека в контексте истории» состоялись Григорьевские чтения.

Могила Юрия Владимировича Григорьева находится на Новодевичьем кладбище в Москве.

Печатные издания модернизированных таблиц ББК

Библиотечно-библиографическая классификация. Средние таблицы / Рос. гос. б-ка, Рос. нац. б-ка, Б-ка Рос. акад. наук ; гл. ред. Э. Р. Сукиасян ; ред.: Н. Е. Васильева, Н. Н. Голоднова. Москва : Пашков дом, 2001—2019. Вып. 1—8. Вып. 1—3 изд. в изд-ве «Либерея».

Дополнения и исправления к Библиотечно-библиографической классификации. Средние таблицы. Вып. 4. 7 Ч Культура. Наука. Просвещение. Раздел «74.5 Специальные (коррекционные школы. Коррекционная (специальная) педагогика)» : инструктив.-метод. рекомендации № 1. – Москва : Пашков дом, 2017. – 76 с. ISBN 978-5-7510-0721-8.

Библиотечно-библиографическая классификация. Сокращённые таблицы : практ. пособие / Рос. гос. б-ка, Рос. нац. б-ка, Б-ка Рос. акад. наук ; гл. ред. ББК Э. Р. Сукиасян. Москва : Пашков дом, 2015. 672 с. ISBN 978-5-7510-0647-1.

Библиотечно-библиографическая классификация. Таблицы для детских и школьных библиотек / Рос. гос. б-ка, Рос. гос. дет. б-ка; гл. ред. ББК Э. Р. Сукиасян.3-е изд., испр. и доп. Москва : Либерея, 1998. — 320 с. ISBN 5-85129-071-4

Библиотечно-библиографическая классификация. Таблицы для детских и школьных библиотек / Рос. гос. б-ка, Рос. гос. дет. б-ка; гл. ред. ББК Э. Р. Сукиасян.4-е изд., испр. и доп. Москва : Либерея-Бибинформ, 2008. — 320 с. — ISBN 978-5-8167-0014-6

Библиотечно-библиографическая классификация. Таблицы для детских и школьных библиотек / Рос. гос. б-ка, Рос. гос. дет. б-ка; гл. ред. ББК Э. Р. Сукиасян. 5-е изд. Москва : Пашков дом, 2016. — 464 с. — ISBN 978-5-7510-0701-0.

Таблицы Библиотечно-библиографической классификации. Организация и технология использования : метод. рекомендации / Э. Р. Сукиасян ; Министерство культуры Российской Федерации, Межведомственная рабочая группа по разработке предложений по инновационному развитию библиотек, Российская государственная библиотека. – Москва : Пашков дом, 2016. – 111 с. — ISBN 978-5-7510-0688-4.

Систематизация по таблицам Библиотечно-библиографической классификации : сборник методических рекомендаций. – Москва : Пашков дом, 2018. – 170 с. — ISBN 978-5-7510-0743-0.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *