Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н
Старший мастер
Должностные обязанности. Руководит практическими занятиями
и учебно-производственными работами по профессиональному (производственному)
обучению, участвует в проведении работы по профессиональной ориентации
обучающихся образовательных учреждений (подразделений) начального и/или
среднего профессионального образования. Руководит деятельностью мастеров производственного
обучения. Организует поставку необходимого для обучения оборудования и
соответствующее оснащение занятий. Принимает меры к своевременному обеспечению
обучающихся оборудованием, инструментами, материалами и средствами обучения.
Обеспечивает соблюдение безопасности труда, а также овладение обучающимися
передовыми методами труда, современной техникой и технологией производства.
Контролирует выполнение практических работ и уровень подготовки обучающихся,
соответствующий требованиям федерального государственного образовательного
стандарта. Принимает участие в организации деятельности образовательного
учреждения, направленной на привлечение дополнительных источников финансовых и
материальных средств, в т.ч. связанной с изготовлением качественной продукции и
оказанием услуг населению. Принимает участие в заключении договоров с
организациями о проведении учебной практики (производственного обучения) и
осуществляет контроль за их выполнением. Обеспечивает подготовку обучающихся к
выполнению квалификационных работ и сдаче квалификационных экзаменов. Участвует
в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений),
конференций, семинаров. Способствует общеобразовательному, профессиональному,
культурному развитию обучающихся, привлекает их к техническому творчеству.
Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития
образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные
правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную
деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, педагогическую
психологию; достижения современной психолого-педагогической науки и практики;
основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления образовательными
системами; современные педагогические технологии продуктивного,
дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода,
развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции,
установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами,
их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных
ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, права,
социологии, финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения;
административное, трудовое законодательство; основы работы с текстовыми
редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами,
мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка
образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное
образование по специальности, соответствующей профилям обучения, и стаж работы
не менее 2 лет или среднее профессиональное образование по специальности,
соответствующей профилям обучения, и стаж работы не менее 5 лет.
Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Старший мастер» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция старшего мастера, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).
При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.
Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).
ЕКСД – Мастер производственного обучения
ЕКСД 2018. Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов
Должностные обязанности. Проводит практические занятия и учебно-производственные работы, связанные с профессиональным (производственным) обучением. Участвует в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий. Подготавливает оборудование и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу. Заведует гаражом, мастерской, кабинетом и принимает меры к их своевременному обеспечению оборудованием, инструментами, материалами, запасными частями и средствами обучения. Обеспечивает соблюдение безопасности труда, овладение обучающимися передовыми методами труда, современной техникой и технологией производства. Организует выполнение практических работ, а также работ по изготовлению качественной продукции и оказанию услуг населению. Принимает участие в заключении договоров с организациями и хозяйствами о проведении учебной (производственной) практики и осуществляет контроль за их выполнением. Готовит обучающихся, воспитанников к выполнению квалификационных работ и сдаче квалификационных экзаменов. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров, педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Способствует общеобразовательному, профессиональному, культурному развитию обучающихся, привлекает их к техническому творчеству. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, Конвенцию о правах ребенка, учебные программы по производственному обучению, технологию производства по профилю обучения, правила технической эксплуатации производственного оборудования, основы педагогики, психологии, методики профессионального обучения и воспитания обучающихся, методы развития мастерства, современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения, технологии педагогической диагностики, основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, основы трудового законодательства, правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” без предъявления требований к стажу работы.
Возврат к списку
Мастер
производственного обучения
Должностные обязанности. Проводит практические занятия и
учебно-производственные работы, связанные с профессиональным (производственным)
обучением. Участвует в проведении работы по профессиональной ориентации
обучающихся, используя современные образовательные технологии, включая
информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные
занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической
наук, а также современных информационных технологий. Подготавливает оборудование
и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу.
Заведует гаражом, мастерской, кабинетом и принимает меры к их своевременному
обеспечению оборудованием, инструментами, материалами, запасными частями и
средствами обучения. Обеспечивает соблюдение безопасности труда, овладение
обучающимися передовыми методами труда, современной техникой и технологией
производства. Организует выполнение практических работ, а также работ по
изготовлению качественной продукции и оказанию услуг населению. Принимает
участие в заключении договоров с организациями и хозяйствами о проведении
учебной (производственной) практики и осуществляет контроль за их выполнением.
Готовит обучающихся, воспитанников к выполнению квалификационных работ и сдаче
квалификационных экзаменов. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий
(методических объединений, кафедр), конференций, семинаров, педагогических,
методических советов, других формах методической работы, в подготовке и
проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других
мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и
проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их
заменяющим). Способствует общеобразовательному, профессиональному, культурному развитию
обучающихся, привлекает их к техническому творчеству. Обеспечивает охрану жизни
и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по
охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной
системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты,
регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;
учебные программы по производственному обучению; технологию производства по
профилю обучения; правила технической эксплуатации производственного
оборудования; основы педагогики, психологии; методики профессионального
обучения и воспитания обучающихся; методы развития мастерства; современные
педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего
обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации
своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми
разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе,
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным
компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной
почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы трудового
законодательства; правила внутреннего трудового распорядка образовательного
учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование в областях,
соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное
образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” без
предъявления требований к стажу работы.
Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Мастер
производственного обучения» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция мастера производственного обучения, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).
ЕКСД – Инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий
Должностные обязанности. Обучает неквалифицированных рабочих, учеников современным приемам выполнения производственных операций, работы на машинах, станках и т.п. Планирует учебную работу и ведет учет выполнения программ производственного обучения, результатов труда обучаемых и их успеваемости. Осуществляет контроль за обеспечением безопасных условий работы обучаемых, за оснащением их рабочих мест всем необходимым для выполнения работы. Проводит вводный и текущий инструктаж всех вновь поступающих рабочих. Обобщает передовой опыт работы по соответствующей профессии, передает его обучаемым в целях повышения их квалификации, внедрения рациональных приемов и методов работы. Контролирует правильность выполнения обучаемыми технологических операций, качество и производительность их труда. Проводит дополнительный инструктаж обучаемых для устранения выявленных недостатков.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов подготовки рабочих массовых профессий, основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, учебные программы и тарифно-квалификационные характеристики соответствующих профессий рабочих, принципы и методы производственного обучения, технологический процесс производства, устройство и взаимодействие узлов и механизмов обслуживаемых машин и станков, правила технической эксплуатации оборудования, ассортимент вырабатываемой продукции, требования, предъявляемые к качеству сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, передовые методы организации, планирования труда и выполнения рабочих приемов и операций по соответствующим профессиям, способы контроля и анализа работы обучаемых, порядок учета выполнения программ производственного обучения, результатов труда обучаемых и их успеваемости, основы трудового законодательства, правила внутреннего трудового распорядка, правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по профилю выполняемой работы без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование, специальная подготовка и стаж работы по профилю не менее 3 лет.
Поиск
I. О БЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
II. Д ОЛЖНОСТИ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Руководитель
(директор, заведующий, начальник) образовательного
учреждения
Заместитель
руководителя (директора, заведующего, начальника)
образовательного учреждения
Руководитель
(заведующий, начальник, директор, управляющий) структурного
подразделения
Старший мастер
III. Д ОЛЖНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Учитель
Преподаватель
Педагог-организатор
Социальный
педагог
Учитель-дефектолог,
учитель-логопед (логопед)
Педагог-психолог
Воспитатель
(включая старшего)
Тьютор
Педагог-библиотекарь
Старший вожатый
Педагог
дополнительного образования (включая старшего)
Музыкальный
руководитель
Концертмейстер
Руководитель
физического воспитания
Инструктор по
физической культуре
Методист
(включая старшего)
Инструктор-методист
(включая старшего)
Инструктор по
труду
Преподаватель-организатор
основ безопасности
жизнедеятельности
Тренер-преподаватель
(включая старшего)
Мастер
производственного обучения
IV. Д ОЛЖНОСТИ
УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПЕРСОНАЛА
Дежурный по
режиму (включая старшего)
Вожатый
Помощник воспитателя
Младший
воспитатель
Секретарь
учебной части
Диспетчер
образовательного учреждения
1. ” Квалификационные характеристики должностей
работников образования” Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС) предназначен для решения
вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением
эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и
организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
2. Раздел “Квалификационные характеристики должностей
работников образования” ЕКС состоит из четырех разделов: I – “Общие
положения”, II – “Должности руководителей”, III –
“Должности педагогических работников”, IV – “Должности
учебно-вспомогательного персонала”.
3. Квалификационные характеристики применяются в качестве
нормативных документов или служат основой для разработки должностных
инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников,
с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав,
ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные
обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной
должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.
4. Квалификационная характеристика каждой должности имеет
три раздела: “Должностные обязанности”, “Должен знать” и
“Требования к квалификации”.
В разделе “Должностные обязанности” содержится
перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично
поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической
однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную
специализацию по должностям служащих.
В разделе “Должен знать” содержатся основные
требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также
знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций
и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при
выполнении должностных обязанностей.
В разделе “Требования к квалификации” определены
необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной
подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также
требования к стажу работы.
5. При разработке должностных инструкций допускается
уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в
конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный
период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся,
воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по
санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также
установление требований к необходимой специальной подготовке работников.
6. В целях совершенствования организации и повышения
эффективности труда работников учреждения возможно расширение круга их
обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной
характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования
работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных
квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию
работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности
и квалификации.
7. При разработке должностных инструкций по должностям
работников, относящимся к общеотраслевым должностям служащих, а также по
должностям работников, свойственным другим видам экономической деятельности
(медицинские работники, работники культуры: художественные руководители,
дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и др.),
применяются квалификационные характеристики, предусмотренные для
соответствующих должностей служащих с уточнением перечня работ, которые
свойственны соответствующей должности в конкретных
организационно-педагогических условиях.
8. Должностное наименование “старший” применяется
при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных
по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему
исполнителями. Должность “старшего” может устанавливаться в виде
исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении
работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным
участком работы.
9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа
работы, установленных в разделе “Требования к квалификации”, но
обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие
качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по
рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены
на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку
и стаж работы.